Научная статья на тему 'Обязательные страховые взносы -законодательное регулирование и переходные положения'

Обязательные страховые взносы -законодательное регулирование и переходные положения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
724
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ / МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ / НОТАРИУСЫ / АДВОКАТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Авдеев В. В.

С 2010 г. начал свое действие Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования». Этот закон предусмотрел переход от уплаты единого социального налога к уплате страховых взносов во внебюджетные фонды пенсионный, фонды социального и обязательного медицинского страхования. Изменения коснулись, в первую очередь, всех категорий страхователей, т.е. работодателей и самозанятого населения (индивидуальных предпринимателей, нотариусов, адвокатов, глав и членов крестьянско-фермерских хозяйств). На этих изменениях автор подробно останавливается в предложенном материале.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обязательные страховые взносы -законодательное регулирование и переходные положения»

ПРАВОВОЕ РЕГУЛиРОВАНиЕ

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ -ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

В. В. АВДЕЕВ,

консультант по налогам и сборам

С 01.01.2010 вступили в силу два новых закона (отдельные положения вступают в иные сроки):

— Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее — Закон №212-ФЗ);

— Федеральный закон от 24.07.2009 № 213-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 213-Ф3).

Закон № 212-ФЗ регулирует уплату страховых взносов, а Закон № 213-ФЗ внес в большое количество законодательных актов изменения, обусловленные принятием Закона № 212-ФЗ. Остановимся на изменениях в тех нормативных документах, которые наиболее важны:

1) федеральные законы:

— от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»;

— от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее — Закон № 27-ФЗ);

— от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»;

— от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»;

— от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;

— от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее — Закон № 255-ФЗ);

2) Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ);

3) Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;

4) Трудовой кодекс Российской Федерации.

Также признан утратившим силу Федеральный

закон от 31.12.2002 № 190-ФЗ «Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан».

Самым главным изменением, внесенным Законом № 213-ФЗ, является отмена главы 24 «Единый социальный налог» НК РФ.

Налогоплательщики, применяющие общий режим налогообложения, с 01.01.2010 не уплачивают ЕСН, вместо него они обязаны производить исчисление и уплату страховых взносов согласно Закону № 212-ФЗ.

Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, и налогоплательщики, применяющие ЕНВД, также с 01.01.2010 стали плательщиками страховых взносов, уплачиваемых на

основании Закона № 212-ФЗ. До указанной даты применение УСНО или ЕНВД предусматривало их освобождение от обязанности по уплате ЕСН. Утратило силу положение, согласно которому организации, применяющие УСНО и ЕНВД, уплачивали страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством РФ (ст. 346.11, 346.26 НК РФ). Аналогичные изменения внесены для индивидуальных предпринимателей.

Для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, страховые взносы учитываются при расчете налоговой базы при объекте налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов» в составе расходов, а при объекте налогообложения «доходы» — при расчете суммы налога к уплате.

Формулировка подп. 7 п. 1 ст. 346.16 НК РФ изменена; теперь при определении налоговой базы при объекте «доходы, уменьшенные на величину расходов» в расходах учитываются расходы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения «доходы», важным изменением является то, что сумма налога (авансовых платежей по налогу), исчисленная за налоговый (отчетный) период, уменьшается указанными налогоплательщиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени в соответствии с законодательством РФ, а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма налога (авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена более чем на 50 %.

Аналогичные изменения внесены в ст. 346.25.1 НК РФ для индивидуальных предпринимателей, применяющих патент: оплата оставшейся части стоимости патента производится налогоплательщиком не позднее 25 календарных дней со дня окончания периода, на который был получен патент. При этом при оплате оставшейся части стоимости патента она подлежит уменьшению на сумму

страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Для организаций, применяющих ЕНВД, новым является то, что сумма единого налога, исчисленная за налоговый период, уменьшается на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени в соответствии с законодательством РФ при выплате вознаграждений работникам, занятым в тех сферах деятельности налогоплательщика, по которым уплачивается единый налог, а также на сумму страховых взносов в виде фиксированных платежей, уплаченных индивидуальными предпринимателями за свое страхование, и на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма единого налога не может быть уменьшена более чем на 50 % (п. 2 ст. 346.32 НК РФ).

С 01.01.2011 вступают в силу изменения в ст. 346.22 и 346.33 НК РФ. Согласно им будут исключены слова «и бюджеты государственных внебюджетных фондов». То есть суммы налога, уплачиваемого при УСНО и ЕНВД, будут зачисляться на счета органов Федерального казначейства для их последующего распределения в бюджеты всех уровней в соответствии с бюджетным законодательством РФ, а в государственные внебюджетные фонды распределяться не будут. С 2011 г. субъекты предпринимательской деятельности, применяющие специальные налоговые режимы, будут уплачивать взносы во внебюджетные фонды самостоятельно и в полном объеме.

Закон № 212-ФЗ регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов:

— в ПФР на обязательное пенсионное страхование;

— в ФСС РФ на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

— в ФФОМС на обязательное медицинское страхование;

— в ТФОМС на обязательное медицинское страхование.

Отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства РФ о страховых взносах, также регулируются данным Законом. При этом действие Закона № 212-ФЗ не распространяется на правоотношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

При этом к основному Закону особенности уплаты страховых взносов по каждому виду обязательного социального страхования будут устанавливаться федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

В целях единообразного применения Закона № 212-ФЗ соответствующие разъяснения будут даваться в порядке, определяемом Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 14.09.2009 № 731 «Об издании разъяснений по единообразному применению Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» право издавать соответствующие разъяснения предоставлено Министерству здравоохранения и социального развития РФ.

Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют:

— ПФР и его территориальные органы — в отношении страховых взносов на ОПС, уплачиваемых в ПФР, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в ФФОМС и ТФОМС;

— ФСС РФ и его территориальные органы — в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в ФСС РФ.

Следовательно, начиная с 2010 г. налоговые органы уже не проводят проверки, такая обязанность возложена на Пенсионный фонд и ФСС РФ соответственно их полномочиям. За ФСС РФ остается право контролировать правильность выплаты обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством согласно Закону № 255-ФЗ.

Плательщиками страховых взносов являются страхователи, к которым относятся:

1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:

— организации;

— индивидуальные предприниматели;

— физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.

Если плательщик страховых взносов относится одновременно к нескольким категориям, он исчисляет и уплачивает страховые взносы по каждому основанию, т. е. индивидуальный предприниматель, производящий выплаты физическим лицам, уплачивает страховые взносы по двум основаниям — за физических лиц и за себя.

Объект обложения страховыми взносами и база для их начисления для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, близки по содержанию к объекту и базе, которые были предусмотрены гл. 24 НК РФ, но при этом они расширены.

Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, осуществляющих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям, адвокатам, нотариусам), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства (п. 1 ст. 7 Закона № 212-ФЗ).

База для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, осуществляющих выплаты физическим лицам, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных п. 1 ст. 7 Закона № 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, которые не облагаются страховыми взносами согласно ст. 9 Закона № 212-ФЗ.

Как и по ЕСН, база для начисления страховых взносов определяется отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом. При этом новым является ограничение размера для облагаемой базы — в отношении каждого физического лица оно устанав-

ливается в сумме, не превышающей 415 тыс. руб. нарастающим итогом с начала расчетного периода. С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих 415 тыс. руб. нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы уже не взимаются. Никакой регрессивной шкалы не предусмотрено. Величина 415 тыс. руб. подлежит ежегодной индексации в соответствии с ростом средней заработной платы в РФ, но такая индексация будет проводиться только с 01.01.2011.

Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, определены ст. 9 Закона № 212-ФЗ.

Не облагается страховыми взносами материальная помощь работодателей своим работникам в сумме 4 000 руб.

При оплате плательщиками страховых взносов расходов на командировки работников как в пределах территории РФ, так и за ее пределами не подлежат обложению страховыми взносами суточные, а также фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, сборы за услуги аэропортов, комиссионные сборы, расходы на проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения или пересадок, на провоз багажа, расходы по найму жилого помещения, расходы на оплату услуг связи, сборы за выдачу (получение) и регистрацию служебного заграничного паспорта, сборы за выдачу (получение) виз, а также расходы на обмен наличной валюты или чека в банке на наличную иностранную валюту.

При непредставлении документов, подтверждающих оплату расходов по найму жилого помещения, суммы таких расходов освобождаются от обложения страховыми взносами в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ. Следует отметить, что пока эти нормы не приняты.

Особое внимание следует обратить на то, что Федеральным законом № 212-ФЗ не предусмотрено деления на выплаты, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль, и выплаты за счет прибыли. С 2010 г. плательщики страховых взносов должны начислять страховые взносы с выплат и иных вознаграждений независимо от того, уменьшают указанные выплаты налоговую базу по налогу на прибыль или нет.

Расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год.

В 2010 г. согласно ст. 57 Закона № 212-ФЗ организации, применяющие общий режим нало-

гообложения, уплачивают страховые взносы по следующим тарифам:

— в ПФР — 20 %;

— в ФСС РФ — 2,9 %;

— в ФФОМС — 1,1 %;

— в ТФОМС — 2 %.

Итого — 26 %.

Организации, применяющие УСН или ЕНВД, уплачивают страховые взносы по таким ставкам:

— в ПФР — 14 %;

— в ФСС, ФФОМС и ТФОМС — 0 %.

С 2011 года тарифы страховых взносов уравняют, и они не будут зависеть от применяемого плательщиком режима налогообложения:

— в ПФР — 26 %;

— в ФСС — 2,9 %;

— в ФФОМС — 2,1 %;

— в ТФОМС — 3 %.

Итого — 34 %.

Сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд.

Сумма, подлежащая уплате в ФСС РФ, уменьшается на сумму произведенных расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования в соответствии с законодательством РФ.

Ежемесячный обязательный платеж нужно внести не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется этот платеж.

В отношении каждого физического лица, в пользу которого осуществлялись выплаты, необходимо вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм страховых взносов, относящихся к ним. При построении и ведении данного учета с 01.01.2010 формы, утвержденные приказом МНС России от 27.07.2004 № САЭ-3-05/443, применять нельзя, поскольку гл. 24 НК РФ утратила силу и все функции по администрированию страховых взносов переданы ПФР и ФСС РФ. На сегодняшний момент новая форма и порядок нового учета пока не установлены.

Отчетными периодами являются I квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.

Плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета следующую отчетность:

— в ПФР — расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР и на ОМС в фонды

обязательного медицинского страхования (до 1-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом).

Форма расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (форма РСВ-1 ПФР), утверждена приказом Минздравсоц-развития России от 12.11.2009 № 894н.

Форма расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (форма РСВ-2 ПФР), утверждена приказом Минздравсоц-развития России от 12.11.2009 № 895н;

— в ФСС — расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (до 15-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом). Форма расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма-4 ФСС РФ) утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 06.11.2009 №871н.

С 01.01.2011 плательщики страховых взносов, у которых среднесписочная численность физических лиц, в чью пользу производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период превышает 50 человек, представляют указанные расчеты в электронной форме с электронной цифровой подписью в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи». При этом уже в 2010 г. плательщики страховых взносов, у которых среднесписочная численность физических лиц, в чью пользу производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период превышает 100 человек, должны представлять

расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля в электронной форме с электронной цифровой подписью.

Отчетными периодами по индивидуальному (персонифицированному) учету в 2010 г. признаются полугодие и календарный год. Страхователи за первый отчетный период 2010 г. (полугодие) представляют сведения, предусмотренные Законом № 27-ФЗ, до 01.08.2010, за второй отчетный период 2010 г. (календарный год) — до 01.02.2011.

С 2011 г. отчетными периодами, за которые страхователь обязан будет представить в территориальный орган ПФР сведения о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, будут I квартал, полугодие, девять месяцев и календарный год. То есть, начиная со следующего года, отчетность по персонифицированному учету плательщики взносов обязаны будут представлять ежеквартально.

Вопросам обеспечения исполнения обязанности по уплате страховых взносов (взысканию недоимки в досудебном и судебном порядке, за счет денежных средств на счетах и за счет имущества плательщика страховых взносов) посвящена гл. 3 Федерального закона № 212-ФЗ. Также определены обязанности банков по сообщению сведений о счетах организаций и предпринимателей и пени, которые начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным сроком уплаты сумм страховых взносов. Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов. Процентная ставка пеней принимается равной 1/300 действующей в эти дни ставки рефинансирования ЦБ РФ. Также определен порядок зачета и возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов.

Контроль за уплатой страховых взносов осуществляют органы контроля, которые проводят следующие виды проверок плательщиков страховых взносов:

— камеральная проверка;

— выездная проверка.

Целью этих проверок является контроль за соблюдением плательщиком страховых взносов законодательства РФ об обязательном социальном страховании в части правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. Осуществлять выездные проверки плательщиков страховых взносов ПФР и ФСС РФ будут совместно на основании ежегодных планов выездных проверок.

Список литературы

1. О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования: Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ.

2. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд

Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»: Федеральный закон от 24.07.2009 № 213-ФЗ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Об издании разъяснений по единообразному применению Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»: постановление Правительства РФ от 14.09.2009 № 731.

ФИНАНСЫ КРЕДИТ

Лучшиежурналы для профессионалов-финансистов, экономистов, бухгалтеров, налоговиков

Не пропустите! Льготная подписка на все издания! (495) 721-85-75, [email protected] www.fin-izdat.ru

* * *

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.