Научная статья на тему 'Экономические предпосылки для установления оптимального тарифа по уплате страховых взносов и критерии его эффективности для субъектов правоотношений в сфере пенсионного обеспечения (окончание следует)'

Экономические предпосылки для установления оптимального тарифа по уплате страховых взносов и критерии его эффективности для субъектов правоотношений в сфере пенсионного обеспечения (окончание следует) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
106
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАРИФ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ / СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ БЮДЖЕТА / КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ / ДИНАМИКА / ДОХОД БЮДЖЕТА / РАСХОД БЮДЖЕТА / ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА / ПЕНСИЯ / НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Блохин С. А.

В статье рассматриваются вопросы определения эффективного тарифа страховых взносов, уплачиваемых организациями, приводятся объективные предпосылки в необходимости скорейших преобразований в этом направлении. Предлагаются основные критерии, характеризующие экономически обоснованный размер тарифа по обязательным платежам в бюджет ПФР, позволяющие обеспечить формирование достойного размера пенсионного капитала работающим гражданам, при оптимальной налоговой нагрузке на плательщиков страховых взносов. Сделан вывод о том, что реализация отмеченных в статье предложений на практике, позволит свести к минимуму размер дефицита бюджета ПФР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономические предпосылки для установления оптимального тарифа по уплате страховых взносов и критерии его эффективности для субъектов правоотношений в сфере пенсионного обеспечения (окончание следует)»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ УСТАНОВЛЕНИЯ ОПТИМАЛЬНОГО ТАРИФА ПО УПЛАТЕ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ И КРИТЕРИИ ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЛЯ СУБЪЕКТОВ ПРАВООТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

С. А. БЛОХИН, кандидат экономических наук, доцент кафедры таможенного дела Московский социально-экономический институт

В последнее время ведется много разговоров об эффективности и даже целесообразности (в том виде, в котором она функционирует сейчас) существующей в Российской Федерации пенсионной модели и назревшей необходимости скорейшего ее реформирования. Разработанная Правительством РФ при непосредственном участии представителей Пенсионного фонда РФ (ПФР) Стратегия развития пенсионной системы Российской Федерации до 2030 г. (далее — Стратегия), представленная Президенту РФ В. В. Путину в конце сентября прошлого года и утвержденная 25.12.2012 Председателем Правительства РФ Д. А. Медведевым, определила новый (правильнее сказать, скорректировала существующий) вектор развития пенсионной модели.

В данной Стратегии, действительно, есть несколько новых, знаковых нововведений, таких как:

— предложение о создании трехуровневой пенсионной системы (государственной, корпоративной и частной) в целях обеспечения коэффициента замещения трудовой пенсией по старости до 40 % при нормативном страховом стаже и средней заработной плате;

— установление размера нормативной продолжительности страхового стажа, необходимого для расчета трудовой пенсии (35 лет);

— поэтапная трансформация накопительной составляющей, предусматривающая, в частности, оптимизацию тарифа страховых взносов на накопи-

тельную часть трудовой пенсии для застрахованных лиц после 1967 года рождения с 01.01.2014 в размере до 2 % (4 % при этом направляются на страховую часть — распределительную составляющую действующей пенсионной системы);

— расширение зоны обложения сумм выплат физическим лицам, работающим на производстве с вредными (особыми) условиями труда (списки N° 1 и 2), дополнительными страховыми взносами на финансирование страховой части трудовой пенсии (в целях стимулирования работодателей к проведению аттестации рабочих мест, поскольку по отдельным видам и категориям работ действуют критерии, установленные в 1950 — 1960-е гг.) и др.

К сожалению, в Стратегии разработчиками не уделено должного внимания такому аспекту, как установление эффективного тарифа страховых взносов, который, по мнению автора, является, если не ключевым элементом во всей пенсионной системе (как существующей, так и предлагаемой разработчиками новой), то, во всяком случае, важным, поскольку любая модель «пенсионирования» должна строиться на своевременной и полной уплате причитающихся (в силу закона или в силу договорных обязательств) сумм страховых взносов.

Рассматривая вопрос об эффективном тарифе страховых взносов, необходимо четко определить критерий эффективности, который был бы адаптирован к национальному менталитету страхователей (плательщиков страховых взносов), и учитывать

60 000,0

50 000,0

40 000,0

30 000,0

20 000,0

10 000,0 —

2008

Сбор страховых взносов

осу-

экономические и социальные (в том числе демографи -ческие) реалии настоящего времени.

На взгляд автора, эффективный тариф должен базироваться на следующих четырех составляющих:

— эффективности с точки зрения создания сбалансированного бюджета ПФР (т. е. обеспечение публичных обязательств ПФР собственными источниками доходов — поступающими в бюджет страховыми взносами);

— эффективности с точки зрения повышения уровня благосостояния в настоящий момент всех категорий получателей пенсий и иных социальных выплат, ществляемых из бюджета ПФР;

— эффективности с точки зрения повышения уровня благосостояния будущих получателей трудовых пенсий, построенных на страховых принципах;

— эффективности с точки зрения оптимальной налоговой и социальной нагрузки на хозяйствующие субъекты (как юридические лица — предприятия и организации всех форм собственности, так и физические лица—индивидуальные предприниматели, нотариусы, адвокаты) по обязательным выплатам в бюджеты различных уровней.

Рассматривая более подробно каждый из предложенных элементов, необходимо отметить, что в настоящее время пенсионная система России находится в переходном состоянии от распределительных принципов к солидарно-страховым (точнее, к распределительно-накопительным). Больше половины выплат пенсионного характера, осуществляемых ПФР в последние три года, обеспечиваются за счет трансфертов из федерального бюджета. При этом необходимо помнить, что текущие поступления страховых взносов не только обеспечивают прямые объемы выплат пенсий сегодняшним их получателям, но и формируют настоящие и будущие выплаты пенсионной системы.

Существующий в настоящее время тариф страховых взносов в размере 22 % [2] обеспечил текущие обязательства в 2012 г. по выплате страховой части трудовой пенсии по Удмуртской Республике

100,0

2009

2010

2011

2012

I Межбюджетные трансферты

2013 (план)

•%обеспеченности

Рис. 1. Динамика поступлений страховых взносов и обеспеченность выплат по страховой части трудовой пенсии в Удмуртской Республике собственными средствами

(удельный вес которых в общем объеме расходов, производимых в текущем году ПФР, составляет 79 %) лишь на 48,1 %о, по Российской Федерации — на 52,5 % (рис. 1).

В 2011 г. при общем тарифе в 26 % обеспечение данных страховых выплат составило 52,5 % (по России в среднем — 65,1 %)!.

Таким образом, для того чтобы обеспечить полную (100 %) обеспеченность страховой части трудовой пенсии (при прочих равных условиях — например при условии, что бизнес не уйдет в тень и (или) резко не увеличится объем «конвертных» выплат заработной платы и т. д.), эффективный тариф страховых взносов должен составить порядка 48 %, что, отталкиваясь от основ концепции, разработанной Артуром Лаффером2 [4], неминуемо приведет к

1 Изменение процента обеспеченности выплат по страховой части трудовой пенсии вызвано как демографическими факторами, так и макроэкономическими. Так, в 2010 г. была снижена базовая ставка страховых взносов до 20 % (с 28 % существовавшей при едином социальном налоге (ЕСН)). В 2011 г. тариф страховых взносов был увеличен с 20 до 26 %, а в 2012 г. снижен с 26 до 22 %.

2 А. Лаффер применил графическое отображение зависимости (названное в дальнейшем кривой Лаффера) между налоговыми поступлениями и динамикой налоговых ставок. Так, он считал, что по мере увеличения налоговой ставки налоговые поступления будут увеличиваться до определенного максимального уровня, а затем будут понижаться, поскольку высокие налоги сдерживают экономическую активность хозяйствующих субъектов, в результате чего сокращаются объем производства и доход. Сокращение же налоговых ставок вызовет сокращение объема государственных доходов в краткосрочном периоде. В долгосрочном периоде снижение

Рис. 2. Кривая Лаффера

резкому снижению объемов поступлений страховых взносов в бюджет ПФР (рис. 2), появлению новых схем увода базы, подлежащей обложению страховыми взносами, от обложения.

При оценке объемов поступлений страховых взносов в бюджет ПФР необходимо принимать во внимание и высокую инертность пенсионной системы, определяемую демографической составляющей.

В силу этих причин даже в долгосрочной перспективе невозможно полное исключение обременения государства по обязательствам пенсионной системы. Более того, при сохранении существующей системы нагрузка федерального бюджета (по текущим обязательствам пенсионной системы) будет расти из-за объективно существующих демографических вызовов российского общества, а именно, старения населения и роста численности граждан пенсионного возраста, увеличения темпов сокращения численности трудоспособного населения (вызванных пиком рождаемости в 1950 — 1960-е гг. и последующим снижением темпов), сокращения рождаемости и, как следствие, роста «нагрузки» на работающих лиц по обязательствам перед пожилыми гражданами.

Согласно прогнозу, построенному на основе инерционного сценария развития ситуации, все эти тенденции в большей или меньшей степени будут

налоговых ставок обеспечит рост сбережений, инвестиций и занятости, в результате увеличатся производство и доходы, подлежащие налогообложению, что увеличит налоговые поступления в государственный бюджет.

усиливаться (рис. 3), и к 2025 г. соотношение населения трудоспособного возраста и пенсионеров достигнет показателя 1:1,8, а соотношение численности официально трудоустроенных у работодателя (с выплат которым производятся отчисления в ПФР) (663 тыс. чел.) и общей численности пенсионеров (455 тыс. чел.) опустится ниже критической отметки (1:1,5) и составит показатель 1 к 1,46, т. е. на одного получателя выплат из бюджета ПФР будет приходиться менее полутора работающего гражданина.

В настоящее время для достижения сбалансированности бюджета отделения ПФР по Удмуртской Республике по выплатам в пользу пенсионеров по старости, чей средний размер пенсии по состоянию на 01.10.2012 составил 9 480 руб. 15 коп., необходимо наступление, как минимум, одного из трех событий:

- при средней заработной плате по региону по состоянию на 01.12.2012 в размере 18 011 руб. 03 коп. [6] необходимо, чтобы количество официально трудоустроенных в республике граждан (при сохранении прежнего тарифа страховых взносов и текущего коэффициента уплаты 0,93) составляло 1 223 662 чел. 3 (что практически равняется количеству проживающих на территории республики в возрасте от 7 лет);

- реальное увеличение среднего размера оплаты труда по региону (при сохранении прежнего тарифа страховых взносов, даже не принимая во внимание коэффициента текущей уплаты страховых взносов плательщиками) с существующих 18 011 руб. 03 коп. до 59 250 руб. 94 коп., т. е. в 3,3 раза;

- увеличение размера тарифа по уплате страховых взносов (при прежней заработной плате по региону в 18 011,03 руб.) с существующих 16 % (по уплате взносов по страховой части трудовой пенсии) до 62 % (а при учете множества вышеупомянутых факторов — до 70 %).

3 По данным Отделения ПФР по Удмуртской Республике:

— на 01.10.2012 получателями пенсии по старости являются 345 929 чел.;

— размер ежемесячного отчисления с одного работающего в бюджет ПФР по Удмуртской Республике составляет 2 881 руб. 76 коп. (18 011,03 руб. х16 % — направляемых на выплату страховой части трудовой пенсии).

1000 000

900 000

800 000

700 000

600 000

500 000

400 000

300 000

920 801

О

832 730

804072

-О С-

792227

770555

О

о

756 594

752 043

О

372 604

Jr"

377666

-А-

394637

411335

414701

*

411902

383 004

404644

413257

413219

2024 2025

2011 2012 2013 2015 2017 2019 2020 2022 О Численность населения в трудоспособном возрасте ^^Численность пенсионеров, получающих трудовые пенсии

Рис. 3. Динамика численности пенсионеров и трудоспособного населения в Удмуртской Республике в 2011—2025 гг.

Таким образом, сбалансированность бюджета ПФР может быть достигнута лишь при реализации комплекса мероприятий, который включает в себя два основных направления:

— рост доходной части бюджета ПФР;

— сокращение (оптимизацию) его расходной части.

Обеспечить увеличение доходной части бюджета ПФР возможно за счет:

1) роста заработной платы во всех отраслях экономики при условии повышения производительности труда. Рост заработной платы необходимо рассматривать как в значениях абсолютного прироста, так и увеличения выплат в пользу физических лиц (наемников), попадающих под обложение. Ни для кого не секрет, что некоторые работодатели платят часть (большую или меньшую) заработной платы своим сотрудникам в конвертах. В современных офисах, платящих «серую» зарплату (меньшая часть показывается официально, остальная выдается в конверте), появился такой вид поощрения сотрудников, как увеличение доли официальной части при неизменной величине зарплаты. К сожалению, на практике невозможно полностью оценить, сколько из-за этого выпадает доходов федерального бюджета РФ (из-за недопоступлений налога на доходы физических лиц), сколько недопоступает страховых взносов в доход государственных внебюджетных фондов, в том числе и в бюджет ПФР. Возможна лишь косвенная оценка.

Например, по данным Росстата, среднемесячная номинальная начисленная заработная плата по Удмуртской Республике в 2010 г. составила 14 291,1 руб., в 2011 г. — 15 836,2 руб. [4]. В то же

время этот же самый показатель, рассчитанный по данным Отделения ПФР по Удмуртской Республике, на основе предоставляемых плательщиками страховых взносов отчетов (а именно по ним в будущем и будет осуществляться назначение пенсий ныне работающим гражданам), составлял всего в 2010 г. 8 947,3 руб. и в 2011 г. — 10 015,2 руб. Видно, что в отчетности зарплата занижается примерно на 37 %, следовательно, бюджеты недополучают более трети доходов, а по таким видам экономической деятельности, как оказание информационных услуг (ИТ-технологий), сфера финансов, торговля (оптовая и розничная), финансовый аудит и строительство, которые, по определению, являются самыми непрозрачными для контроля со стороны фискальных и надзорных органов, занижение превышает значение 45 %, т. е. почти половина заработной платы скрыта от обложения. Для сравнения: в сфере образования, здравоохранения и государственного управления расхождения между статистическими и отчетными данными по оплате труда работников составляют менее 3 %4 и вызваны, скорее всего, математической погрешностью, нежели применением каких-либо методов ухода из-под обложения в этой сфере. Возможно, что при условии полноты облагаемой базы поступающие в ПФР взносы обеспечили бы большую финансовую устойчивость пенсионной системы, чем вариант с повышением тарифов.

Несомненно, что вопросы, связанные с увеличением фонда оплаты труда и его «обелением», выходят за рамки компетенции ПФР. В то же время ликвидация такого явления в российской экономике, как «серая зарплата», невозможна без воспитания гражданского самосознания и правовой грамотности, особенно в области пенсионного законодательства. Следовательно, при реализации программ «пенсионной грамотности» необходимо больше внимания уделять работающему населению, доводя до последних социальную значимость страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение;

4 По данным Отделения ПФР по Удмуртской Республике, полученным по итогам приемной кампании по представлению отчетов о начисленных и уплаченных страховых взносах организациями с выплат в пользу своих работников в 2011 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) увеличения размера тарифа страховых взносов, причем как солидарной, так и индивидуальной части тарифа. К увеличению тарифов страховых взносов нужно относиться осторожно, поскольку это экстенсивный путь решения, потому что существует большая вероятность такой реакции бизнеса, как вывод в тень еще большей доли фонда оплаты труда. В самом затруднительном положении при повышении тарифа окажутся предприятия промышленного сектора экономики, поскольку это повлечет дополнительную финансовую потребность, связанную с увеличением объемов отчислений страховых взносов, изменение себестоимости продукции, при том что у крупных предприятий зачастую действуют долгосрочные договорные соглашения на поставку производимой продукции;

3) повышения предельной базы для обложения страховыми взносами, как минимум, до 1,5 млн руб. (ст. 8 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 212-ФЗ)), что позволило бы получать дополнительные отчисления с выплат в пользу физических лиц, занятых в финансово-кредитной и энергосбытовой сферах экономики.

Рост предельной величины базы для начисления страховых взносов, установленных ст. 8 Закона № 212-ФЗ, которая в настоящее время ежегодно индексируется из складывающихся темпов инфляции, и сокращение количества необлагаемых страховыми взносами выплат, позволили бы поднять коэффициент обеспеченности в республике, по самым скромным подсчетам, в 2012 г. на 8—10 %. Так, только в 2011 г. в результате применения положений ст. 8 и 9 Закона № 212-ФЗ плательщиками страховых взносов в базу по обложению не было включено 13,5 % выплат в пользу физических лиц, произведенных страхователями, а бюджет Отделения ПФР по Удмуртской Республике не досчитался 3 млрд 731 млн руб. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (ОПС), из них 2

млрд 870 млн руб. по страховой части трудовой пенсии, что позволило бы поднять планку обеспеченности выплат по страховой части трудовых пенсий в республике на 7,7 %.

Список литературы

1. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. / Том первый. Книга 1: Процесс производства капитала. М.: Политиздат. 1983.

2. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды: Федеральный закон от 03.12.2011 № 379-Ф3.

3. О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования: Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ.

4. Об утверждении отчета об исполнении в 2011 г. программы социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2010 — 2014 гг.: закон Удмуртской Республики от 14.06.2012 № 30-Р3.

5. Основные направления бюджетной политики на 2013 г. и плановый период 2014 и 2015 гг. // Текст документа приведен в соответствии с публикацией на официальном сайте Минфина России по состоянию на 18.03.2013. Режим свободного доступа. URL: http://www. minfin. ru/common/img/uploaded/ library/2012/04/0NNP_2013-2015.pdf.

6. Основные показатели социально-экономического развития Удмуртской Республики за январь — декабрь 2012 г. // Текст документа приведен в соответствии с публикацией на официальном сайте Министерства экономики Удмуртской Республики по состоянию на 18.03.2013. Режим свободного доступа. URL: http://economy. udmurt. ru/prioriteti/ser/monitoring/monitoring12_2012.pdf.

7. СоколовМ. М. Критический взгляд на кривую Артура Лаффера // Все о налогах. 2008. № 12.

(Окончание следует)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.