ня теневизации экономики. Государство должно проводить ответственную политику конструктивного диалога с различными группами интересов бизнес-сообщества (ассоциациями, союзами, коалициями) для преодоления «кризиса доверия» и достижения предсказуемости в деловых отношениях, становиться инициатором, генератором и модератором проектов по приоритетным направлениям систем инфраструктурного и инновационного обеспечения развития экономики страны, на основе общественного договора между властью, обществом и бизнесом, что, в конечном счете, будет способствовать наиболее эффективной координации усилий групп интересов в целях ориентирования на долгосрочные темпы роста.
При этом необходимо учитывать потенциальные риски использования системы государственно-частного партнерства, которые возникают в результате неудач-
ного выбора бизнес-проекта; ухудшения конкурентной среды в регионах вследствие создания федеральными и региональными властями преимуществ для одной из бизнес-структур как своему партнеру; повышения вероятности роста коррупции в случае использования технологии «назначенного бизнес-партнера».
В общем случае потенциальные преимущества использования системы государственно-частного партнерства в процессе перезагрузки формата деловых отношений должны обеспечить большую эффективность и экономию времени; более высокое качество экономических решений; гибкость в разработке и осуществлении совместных проектов за счет устранения потерь от девиантного поведения партнеров; уменьшение рисков для бизнеса; уменьшение социального напряжения и негативного отношения к бизнесу со стороны населения.
Биндиченко Т.Е.
аспирантка кафедры «Региональная экономика и управление» Уфимской государственной академии экономики и сервиса, г. Уфа
УДК 33(470.57)
ИНСТИТУТ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЭКОНОМИКЕ РЕГИОНА
В статье реализуется попытка исследовать сущность, генезис малого предпринимательства, а также его основные функции. Специфика его становления и развития подтверждает высокую экономическую и социальную эффективность предпринимательской деятельности.
Ключевые слова: дефиниция понятия «предпринимательство», экономическое и социальное развитие, инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, социальное предпринимательство.
INSTITUTE OF SMALL BUSINESS IN REGION ECONOMY
In article attempt to investigate essence, genesis and the main functions of small business, and also its main functions is realized. Specifics of its formation and development confirms high economic and social efficiency of business activity.
Key words: concept «business» definition, economic and social development, infrastructure of support of subjects of small and average business, social business.
Биндиченко Е.В.
доктор социологических наук, профессор кафедры «Региональная экономика и управление» Уфимской государственной академии экономики и сервиса, г. Уфа
Предпринимательство — это исторически обусловленный социально-экономический институт, обеспечивающий на частной, корпоративной (ассоциативной) или государственной основе во взаимодействии с другими социальными институтами организацию общественного устройства. В рыноч-но ориентированном государстве он проявляет свое присутствие и участие во всех сферах человеческой деятельности и на всех уровнях социального бытия, выступая структурным элементом общественной системы в целом. Исследование сущности и генезиса малого предпринимательства, специфики его становления и развития подтверждает высокую экономическую и социальную эффективность предпринимательской деятельности в ее малых формах, способствующую на национальном и региональном уровне оптимизации экономики страны и общества во всей полноте его социального бытия.
По мнению экспертов, доля малого бизнеса в экономике благополучной страны должна составлять почти половину. В России на национальном и региональном уровне этот показатель существенно ниже. Так, по состоянию на 1 января 2011 года в Республике Башкортостан действовало 31 250 малых и 410 средних предприятий, в которых работают 450 тыс. человек. На долю малого бизнеса приходилось 13 % валового регионального продукта. Республика, формируя 2,4 % российского оборота малых предприятий, имея 3 % численности работников данной сферы и 2,3 % инвестиций в основной капитал, входит в первую десятку регионов Российской Федерации по этим показателям. Сдерживающим фактором, на наш взгляд, является доступ к рынку, на котором, как правило, представлены только крупные предприятия. Основная проблема - доступ к государственному и муниципальному заказу. Малый бизнес не сможет участвовать в аукционе, если цена лота, например, 500 млн. руб. Мы считаем, что можно квотировать для малого бизнеса часть государственного заказа. Привлекать малый бизнес на принципах субконтрактации, организовать поставки через посреднические структуры, выделять в сложной составной продукции простые части и размещать заказы на них среди субъектов малого бизнеса, т. е. дробить лоты на закупку товаров и выполнение работ. Именно таким образом реализуются хозяйственные связи крупного и малого бизнеса в промышленности Японии. Согласно полученным результатам проведенного нами в 2010 году социологического исследования 78,67 % предпринимателей не выполняли государственные и муниципальные заказы; 49,33 % предпринимателей ответили, что нет заинтересованности в заказе, только 21,3 % опрошенных нами предпринимателей выполняли государственные и муниципальные заказы.
Предпринимательству как новому типу антибюрократического экономического хозяйствования свойственны творческо-поисковая, инновационная функции, связанные не только с использованием в процессе предпринимательской деятельности новых идей, но и выработкой технологически новых средств и факторов для достижения поставленных целей. Творческая функция предпринимательства тесным образом связана со всеми другими функциями и обусловлена уровнем экономической свободы субъектов предпринимательской деятельности, условиями принятия управленческих решений.
Категория «инновация» рассматривается как социальное явление, способное удовлетворять потребности и одновременно сохранять и укреплять благополучие потребителей и общества в целом, добиваясь равновесия между тремя целями: прибыль предприятия, удовлетворение нужд потребителей, интересы общества. Только на государственном уровне можно обеспечить защиту и продвижение национальных инновационных разработок: путем протекционной политики, оформления международных патентов и лицензий на изобретения; урегулированием налогообложения. Так, с 1 января 2011 года предоставляются льготы по налогу на имущество организаций сроком на 3 года в отношении вновь вводимых объектов высокой энергетической эффективности. В Налоговом кодексе РФ уточнен порядок учета расходов на научные исследования и опытноконструкторские разработки (НИОКР) при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Государственное регулирование инновационной сферы показывает важность, которую придает этой сфере государство: государство выступает положительным примером для частных инвесторов и инновационных предприятий. Важнейшей формой оказания государственной поддержки инноваций определены государственные гарантии, прежде всего с точки зрения повышения эффективности государственных расходов. Механизм гарантирования осуществляется путем возмещения государством убытков частных инвесторов.
Государственное регулирование налогообложения в целях поддержки и развития малого бизнеса - один из самых действенных видов поддержки и развития малого предпринимательства. В конце 2010 года был принят Закон Республики Башкортостан «Об установлении пониженной налоговой ставки для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения» (доходы минус расходы) для 19 видов экономической деятельности, при осуществлении которых предприниматели имеют право применять пониженную ставку 5 % вместо 15 %.
По данным нашего исследования, проведенного в 2010 году, в предпринимательской среде 30,71 % опрошенных отметили уход от налогов как наиболее распространенное незаконное действие субъектов малого бизнеса.
По словам главы «ОПОРЫ России» Сергея Борисова, кадровая политика встанет в свете реализации форсайт-проекта «Развитие малого и среднего предпринимательства до 2020-2040 годов», начавшегося в феврале 2011 года. До 2020 года малый бизнес России должен увеличиться в 4 раза. В малое предпринимательство планируется вложить до 924 млрд. руб., кроме того, 800 млрд. руб. малый бизнес должен получить от системы госзаказа. В рамках проекта тщательно проработаны основные сценарии развития малого и среднего бизнеса через призму развития инновационной экономики.
По свидетельству статистических служб Республики Башкортостан, в 2009 году из 7 348 малых предприятий, представивших бухгалтерские отчеты, 1 737, или 23,6 % от общего их числа, завершили год с убытками более чем на 4 млрд. руб. - в среднем по 2,3 млн. руб. на каждое предприятие. Число убыточных малых предприятий в республике на протяжении 20 лет остается стабильно высоким. Это свидетельствует о том, что проблеме повышения экономической эффективности их деятельности уделяется явно недостаточно внимания. Очевидно, что проблема подготовки кадров для малого предпринимательства является на сегодняшний день крайне актуальной. По результатам наших исследований в среде предпринимателей лишь 16 % опрошенных считают достаточными те знания, что получили в годы учебы в учебном заведении, 52,67 % ответили, что специальных предметов по предпринимательской деятельности не велось, а 31,33 % считают недостаточными эти знания, чтобы осуществлять самостоятельную предпринимательскую деятельность. Конечно, эта проблема не остается незамеченной государством и обществом. С целью подготовки кадров для малого бизнеса создаются специализированные кафедры, например, МГТУ им. Баумана готовит бакалавров и магистров. Лекции читают состоявшиеся бизнесмены. Значительная работа в этом направлении проводится в ведущих вузах нашей республики, в том числе в Уфимской государственной академии экономики и сервиса.
Вместе с тем национальная институциональная среда, правовое пространство социума явно в недостаточной степени способствуют мотивации общественного и индивидуального сознания на открытие собственного дела, формирование индивидуального предпринимательского потенциала. По результатам опроса, проведенного в предпринимательской среде, только 2,3 % опрошенных предпринимателей ответили, что побудила их включиться в предпринимательскую деятельность возможность принести пользу людям; 5,58 % - возможность реализовать свои личные качества; а 49,24 % -включились в предпринимательскую деятельность, чтобы обеспечить собственное благосостояние.
Относительно новое для России явление — социальное предпринимательство. От чистого предпри-
нимательства оно отличается активным вектором решения социальных проблем общества, а от благотворительности - ориентацией на создание устойчивой бизнес-модели, предусматривающей, что такой бизнес полностью компенсирует свои расходы за счет собственных доходов, а в целом приносит прибыль.
Общероссийская общественная организация «ОПОРА России» объединяет 370 тысяч предпринимателей в 81 регионе страны. В республике действует 24 местных отделения, оказывающих предпринимателям республики информационную, правовую, финансовую и иную помощь, а также Центр поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Улучшению бизнес-климата в республике способствует активная и системная деятельность Ассоциации организаций предпринимательства РБ. Визитной карточкой организации стал ежегодный фестиваль молодежного предпринимательства «Бизнес-лето».
В 1998 году в Уфе организован Союз предпринимателей. В общественной приемной Союза проводятся бесплатные консультации, образовательные семинары, круглые столы по обмену опытом. При поддержке Союза предпринимателей в Уфе создана сеть информационно-консультационных бюро, действующих на базе городских библиотек, установлена система «КонсультантПлюс». Одним из первых примеров государственно-частного партнерства стало создание Фонда развития и поддержки малого предпринимательства. Сегодня Фонд является эффективным проводником государственной поддержки предпринимательства. Только в 2010 году с участием Фонда было рассмотрено и принято более 1 658 комплектов документов на предоставление денежных субсидий.
Постановлением республиканского правительства эта организация определена держателем средств гарантийного и лизингового фондов. При этом 412 млн. руб. из лизингового фонда уже предоставлены 189 предпринимателям, также 20 субъектов малого предпринимательства получили по лизингу производственное оборудование на 33,9 млн. руб.
В регионе действует 33 организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Общий объем их активов, сформированный только за последние пять лет реализации программ государственной поддержки малого и среднего предпринимательства превышает 1,1 млрд. руб., в том числе активы гарантийного фонда - 532,6 млн. руб., венчурного фонда - 400 млн. руб., центра микрофинансирования - 179 млн. руб., лизингового фонда - 30 млн. руб. Без помощи общественных организаций предпринимателей невозможно эффективное развитие бизнеса.
По данным нашего исследования выявлено:
- в предпринимательской среде: 30,67 % опрошенных ответили, что субсидирование части ли-
зинговых платежей по договорам лизинга актуально и эффективно; 14 % - хотели бы получить такую помощь;
- 29,33 % опрошенных считают, что микрофинансирование актуально и эффективно; 14,67 % - хотели бы получить такую помощь; 1,33 % опрошенных получили такую помощь;
- 42,67 % опрошенных предпринимателей считают актуальным и эффективным получение займов на приобретение основных средств; 36,67 % - хотели бы получить такую помощь;
- 14,67 % опрошенных предпринимателей существующие условия для развития предпринимательства считают хорошими; 54,67 % - удовлетворительными, 28 % - неудовлетворительными;
- среди экспертов: 30 % опрошенных считают актуальным субсидирование части лизинговых платежей; 34 % - считают актуальным предоставление поручительств за счет средств гарантийного фонда; 70 % опрошенных считают эффективным предоставление займов на приобретение основных средств;
- 26 % опрошенных экспертов работу общественных объединений предпринимателей считают эффективной; 52 % - недостаточно эффективной, 22 % считают, что они слабо помогают решению проблем предпринимателей.
Таким образом, исследование сущности малого предпринимательства подтверждает высокую экономическую и социальную эффективность предпринимательской деятельности в ее малых формах, способствующую на национальном и региональном уровне оптимизации экономики страны и общества во всей полноте его социального бытия.
Список литературы:
1. Биндиченко Е.В. Малое предпринимательство в экономике региона: Монография. - Уфа: РИО Баш-ГУ, 2006. - 196 с.
2. ЛапустаМ.Г. Предпринимательство. - М.: Инфра-М, 2009. - 318 с.
3. Кевеш А.Л. Малое и среднее предпринимательство в России. Статистический сборник. - М.: Росстат, 2010. - 172 с.
Блинов А.О. Угрюмова Н.В.
доктор экономических наук, профессор кандидат экономических наук, преподаватель
Финансового университета при Правительстве РФ, Финансового университета при Правительстве РФ, г. Москва г. Москва
УДК 005.4-048.32:334.716
МЕХАНИЗМ ИНТЕГРАЦИИ МЕТОДОВ КАРДИНАЛЬНОГО И НЕПРЕРЫВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
В условиях проведения радикальных изменений в экономике существует острая необходимость в новых инструментах и методах, способных помочь предприятиям стать более эффективными. Для многих предприятий решение этой задачи может основываться на теории и практике реинжиниринга бизнес-процессов, а также на интеграции различных методов, основанных на процессном управлении. Методы управления предприятием, основанные на процессном подходе, предназначены для улучшения основных показателей деятельности предприятия путем глубокого анализа и перепроектирования существующих бизнес-процессов.
Ключевые слова: реинжиниринг бизнес-процессов, система менеджмента качества, система сбалансированных показателей, процессный подход к управлению, бизнес-процессы, интеграция.