Научная статья на тему 'Взаимодействие властных и негосударственных структур при формировании условий развития предпринимательства на региональном уровне'

Взаимодействие властных и негосударственных структур при формировании условий развития предпринимательства на региональном уровне Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
194
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / СУБЪЕКТЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / СУБСИДИРОВАНИЕ / ЛОЯЛЬНОСТЬ / МОНИТОРИНГ / STATE SUPPORT / SMALL AND MIDDLE BUSINESS / SUBSIDY / LOYALTY / MONITORING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сабирова Р. Р.

Настоящая статья посвящена исследованию вопросов обеспечения эффективного взаимодействия государственных и предпринимательских структур в целях формирования благоприятных условий развития предпринимательства и повышения преимуществ региона. В статье рассматриваются система факторов, воздействующих на уровень лояльности субъектов деловой среды, меры по нейтрализации негативного воздействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сабирова Р. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE COOPERATION BETWEEN GOVERNMENT AND OTHER STRUCTURES IN ORDER TO GREAT CONDITIONS FOR BUSINESS DEVELOPMENT OF THE REGION

This article is devoted to research issues to ensure effective cooperation between government and business structures in order to create favorable conditions for business development and enhance the benefits of the region. The article describes the system of factors influencing the loyalty of subjects of the business environment, measures to offset negative impacts.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие властных и негосударственных структур при формировании условий развития предпринимательства на региональном уровне»

повышает его прямые и трансакционные издержки, выступает едва ли не главной причиной «неистребимого монстра» любой экономики - теневого ее сектора. В новейшей истории государства российского его влияние на национальную экономику не только ставит под сомнение сроки выполнения важнейших и приоритетных для страны национальных про-

ектов, но влечет за собой угрозу их невыполнения даже в среднесрочной перспективе.

Таким образом, хотя, в конечном счете, не малое предпринимательство определяют экономическую мощь страны, но его вклад в национальный экономический потенциал невозможно переоценить как в экономике страны, так и в социуме в целом.

Сабирова P.P.

аспирант кафедры « Управление и экономика предпринимательства»

Уфимского государственного университета экономики и сервиса,

Россия, г. Уфа

УДК 330.112

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВЛАСТНЫХ И НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ СТРУКТУР ПРИ ФОРМИРОВАНИИ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

Настоящая статья посвящена исследованию вопросов обеспечения эффективного взаимодействия государственных и предпринимательских структур в целях формирования благоприятных условий развития предпринимательства и повышения преимуществ региона. В статье рассматриваются система факторов, воздействующих на уровень лояльности субъектов деловой среды, меры по нейтрализации негативного воздействия.

Ключевые слова: государственная поддержка, субъекты малого и среднего предпринимательства, субсидирование, лояльность, мониторинг.

THE COOPERATION BETWEEN GOVERNMENT AND OTHER STRUCTURES IN ORDER TO GREAT CONDITIONS FOR BUSINESS DEVELOPMENT OF THE REGION

This article is devoted to research issues to ensure effective cooperation between government and business structures in order to create favorable conditions for business development and enhance the benefits of the region. The article describes the system of factors influencing the loyalty of subjects of the business environment, measures to offset negative impacts.

Key words: state support, small and middle business, subsidy, loyalty, monitoring.

Эффективное регулирование и взаимодействие Российской Федерации, таких как Республика Баш-государственных и предпринимательских структур кортостан, показывает возрастающую их результата современном этапе - одно из условий формиро- тивность в процессе формирования эффективной вания благоприятных факторов развития предпри- предпринимательской среды. Так, необходимость нимательства, повышения конкурентных преиму- интенсивной государственной поддержки бизнеса за ществ региона. счет законодательной, финансовой, информацион-

Анализ тенденций развития инструментов го- ной и иных форм поддержки предпринимательства сударственной поддержки и стимулирования пред- обозначена в Республиканской программе развития принимательской активности в развитых регионах субъектов малого и среднего предпринимательства

в Республике Башкортостан на 2012 год. В программе предусмотрены такие формы поддержки, как субсидирование субъектов малого предпринимательства на начальной стадии становления бизнеса; субсидирование ранее понесенных затрат субъектов малого и среднего предпринимате льстваи организаций инфраструктуры, в том числе части страховых взносов, лизинговых платежей, затрат по участию в выставочно-ярмарочных мероприятиях, затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с реализацией программ энергосбережения и присоединением к объектам электросетевого хозяйства; предоставление грантов на приобретение оборудования субъектам малого предпринимательства; предоставление субсидий муниципальным образованиям республики для поддержки мероприятий муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, микрофинансирование субъектов малого предпринимательства и др. [1].

Так, в Республике Башкортостан общий объем привлеченных в 2011 году средств на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства превышает 1,8 млрд. рублей [2]. На территории республики созданы 8 технопарков,

5 бизнес-инкубаторов, 2 центра трансфера технологии. Предоставлены субсидии на начальной стадии становления бизнеса 288 субъектам малого предпринимательства на общую сумму 83,8 млн. рублей. За счет средств гарантийного фонда в 2009 году предоставлено поручительств 59 субъектам малого и среднего предпринимательства на общую сумму 140,7 млн. рублей, что позволило привлечь кредитные ресурсы в сумме 233,4 млн. рублей. Предоставлены субсидии по ранее понесенным затратам субъектов малого и среднего предпринимательства 300 субъектам малого и среднего предпринимательства на общую сумму 254,3 млн. рублей (по кредитным договорам, договорам страхования, лизинга, по договорам на участие в выставочно-ярмарочных мероприятиях и др.). Предоставлены субсидии муниципальным образованиям Республики Башкортостан для поддержки мероприятий муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства 24 муниципальным образованиям на общую сумму 16,1 млн. рублей. На создание инновационной инфраструктуры и поддержки формирования территориальных инновационных кластеров в рамках Республиканской целевой инновационной программы Республики Башкортостан на 2011-2015 годы в 2011 году из бюджета Республики Башкортостан направлено 61,7 млн. рублей, из внебюджетных источников - 122,4 млн. рублей.

Приведенные меры государственной поддержки способствуют активизации деятельности субъектов предпринимательства. По объемным показателям

производства малый бизнес республики занимает 4-е место среди субъектов РФ и производит 14% от всего объема отгруженной продукции, работ и услуг по всем видам экономической деятельности в республике [2].

Однако согласно проводимым исследованиям («Опора России», Национальный институт системных исследований проблем предприниматель-стваи др.) по-прежнему имеют место несовершенство законодательства в области предпринимательства, неразвитость механизмов правовой защиты, недостаток финансовых ресурсов, неэффективная система налогообложения, несовершенство механизмов взаимодействия государственных органов, бизнес-структур и общественных организаций.

Государственное регулирование деятельности хозяйствующих субъектов производится на всех стадиях ее осуществления. В процессе осуществления предпринимательской деятельности хозяйствующие субъекты должны соблюдать налоговое законодательство, выполнять финансовые обязательства перед государством посредством уплаты федеральных, региональных и местных налогов и сборов; вести бухгалтерскую и статистическую отчетность; соблюдать правила пожарной безопасности; выполнять требования санитарного законодательства; соблюдать требования к объектам технического регулирования и другие требования, предусмотренные действующим законодательством. Таким образом, формы взаимодействия бизнеса с органами публичной власти во многом определяются необходимостью осуществления последними контрольных и надзорных функций [3].

Вместе с тем поставленные задачи модернизации экономики страны и региона определяют необходимость развития взаимодействия властных и предпринимательских структур для достижения консолидации их совместных усилий. Следует отметить незавершенность комплекса институционально-правового обеспечения взаимодействия государственных, бизнес- и общественных структур, представляющих интересы субъектов предпринимательства, вследствие имеющегося давления властных структур в ходе регулирования и надзора за предпринимательской деятельностью. На наш взгляд, содержательную основу такого взаимодействия должен составлять конструктивный диалог в целях решения экономических и общественно значимых задач, взаимовыгодное сотрудничество, предполагающее передачу не только правомочий, но и обязательств, ответственности.

В настоящее время важным связующим звеном при взаимодействии хозяйствующих субъектов с органами государственной и муниципальной власти становятся общественные объединения. В настоящее

время в предпринимательском среде распространены такие формы общественных структур, выражающих интересы предпринимателей, как союзы предпринимателей, некоммерческие партнерства, отраслевые ассоциации и другие общественные объединения по профессиональным принадлежностям. Основными задачами таких организаций являются защита прав и интересов предпринимателей, борьба с коррупцией, создание благоприятного бизнес-климата в российских регионах, содействие обеспечению доступа малого и среднего бизнеса к имущественным и финансовым ресурсам, стимулирование развития предпринимательской активности и многое другое. Достаточно эффективной формой взаимодействия власти и бизнеса является участие представителей объединений в координационных, экспертных, экономических советах, в межведомственных комиссиях при федеральных и региональных органах государственной власти. В рамках деятельности подобных советов представители бизнеса могут обозначить свои проблемы, и общими усилиями может быть выработан механизм их решений, определены гарантии исполнения и сроки их реализации. Так, в республике действуют более 63 союзов предпринимателей и 40 отраслевых ассоциаций, среди них Башкирское региональное отделение Общероссийской общественной организации «Опора России», Ассоциация организаций предпринимательства Республики Башкортостан, Торгово-промышленная палата Республики Башкортостан и др.

Показателем качества взаимодействия властных и негосударственных структур может служить уровень лояльности, под которым следует понимать степень совпадения, сочетания, согласованности интересов и целей субъектов в целях достижения аллокативной эффективности деятельности участников диалога в точках их соприкосновения. Оценку взаимной лояльности, степень открытости к взаимодействию государственных и предпринимательских структур среди регионов федерального округа (государства) можно определить по следующим критериям:

1. Лояльность органов региональной власти к субъектам малого и среднего предпринимательства (СМСП): 15 = т//га ххх/дх/гх 11Р х 1Ж

1.1. Индикатор уровня государственной финан-

совой поддержки:

FS

/,=

субсидии для поддержки мероприятий муниципальных программ развития СМСП. иные виды финансовой поддержки (микрофинансирование, предоставление поручительств за счет средств гарантийного фонда, предоставление основных средств на условиях лизинга).

1.2. Индикатор уровня имущественной поддержки:

га

/ =

тах

где Р8. - количество переданных во владение и (или) в пользование объектов государственного имущества (в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях) в /-регионе в расчете на одного субъекта СМП; га - максимальное количество переданных во вла-

тах 1

дение и (или) в пользование объектов государственного имущества в расчете на одного субъекта СМП.

1.3. Уровень нормативно-правового стимулирования предпринимательской активности:

I =-----—

™ 1,8 ’

тах

где 1£. - количество принятых в /-регионе нормативных актов (в том числе о внесении изменений,

об отмене), затрагивающих интересы СМСП за анализируемый период; - максимальное значение принятых нормативных актов.

1.4. Индикатор уровня информационно-консульта-ционной поддержки:

Ш.

1=—-

га га

тах

где га. - объем финансовой поддержки в /-регионе в расчете на одного субъекта МСП; га - максимальное значение финансовой поддержки на одного СМСП. Под финансовой поддержкой понимается субсидирование на начальной стадии становления бизнеса, субсидирование ранее понесенных затрат, субсидии на приобретение оборудования,

® Ш ’

тах

где Ш. - количество проведенных в /-регионе рабочих встреч, семинаров, конференций с субъектами СМП; № - максимальное количество проведенных

в регионе рабочих встреч, семинаров, конференций с субъектами СМП.

1.5. Индикатор уровня инвестиционной лояльности:

К

I = —3— а 1Ь ’

тах

где 1Ь. - объем инвестиций в основной капитал СМСП в /-регионе за анализируемый период в расчете на одного субъекта СМП; 1Ь - максимальный объем инвестиций в основной капитал СМСП в расчете на одного субъекта СМП.

1.6. Индикатор уровня инфраструктурного обеспечения: /,,, = ^1тв х11Р8:

1-6.1 11РВ~2р 5

тах ^

где 1Р - количество организаций, образующих ин-фраструктуру деятельности СМСП (банки, страховые организации, транспортные компании, логистические центры, таможенные брокеры и т. д.) в /-регионе; 1Р - максимальное количество орга-

^ 1 7 тах 1

низаций, образующих инфраструктуру деятельности СМСП;

1.6.2.

тах

где 1Р. - количество организаций, образующих инфраструктуру поддержки развития СМСП (советы по поддержке СМСП, фонды поддержки, бизнес-инкубаторы, центры правового консультирования и т. д.); 1Р - максимальное количество организаций, образующих инфраструктуру поддержки развития СМСП.

1.7. Индикатор уровня административной лояльности. — }]1Ш х 1С0 X 1Р0 .

Ж

сти:

ченности:

7"' IP

171 I =-

max

где NS - количество СМСП, использующих льгот-ные режимы налогообложения в /-регионе; NS -

1 max

максимальное количество СМСП, использующих льготные режимы налогообложения;

СО

17 2/ = —

со СО ’

^тах

где СО. - количество проверок контролирующих органов в расчете на одного субъекта МСП в /-регионе: СО - максимальное количество проверок контроли-

^ max 1 1 1

рующих органов в расчете на одного субъекта МСП; РО

17 3 7 =—

L. I .3. pQ pQ ,

z^max

где РО. - количество разрешительных документов (лицензии, санитарно-эпидемиологические заключения, декларации соответствия, фитосанитарные, ветеринарные документы и др.) в расчете на одного субъекта МСП в /-регионе; РО - максимальное количество

J 1 7 z-'max

разрешительных документов на одного СМСП.

2. Лояльность субъектов малого и среднего предпринимательства к органам региональной вла-

*• ^bl ~ \I^na х Iip х Ifl х Iю х

2.1. Индикатор уровня социальной лояльности:

где ІР. - объем привлеченных инвестиций в расчете на одного СМСП в /-регионе; ІР1 - максимальный

объем привлеченных инвестиций в расчете на одного СМСП.

2.3. Индикатор уровня финансовой лояльности:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1рь — *]іТС X 1ВС ■

2 3 1 I =------І—

г..эл.1тс

тах

где ТС. - объем налоговых поступлений в бюджет в расчете на одного СМСП в /-регионе; ТС - максимальный объем налоговых поступлений в бюджет в расчете на одного СМСП;

ВС

2 3? / =----3—

вс ВС ’

где ВС. - доля СМСП в ВРП/-региона; ВСтах - максимальная доля СМСП в ВРП.

2.4. Индикатор уровня инновационного развития: Ю

] =-----■!—

"> Ю ’

тах

где Ю. - количество инновационно активных предприятий в /-регионе; II) - максимальное количе-

1 1/1 у тах

ство инновационно активных субъектов предпринимательства.

2.5. Индикатор уровня инфраструктурной лояльности:

IL

1CL \P~EO Х I.4W Х 1ВО :

ЕО

2 11 I =—‘ZJ-

±.L.L.1Eq gQ

^ max

где ЕО. - количество занятых (дополнительно созданных СМСП рабочих мест) в /-регионе в расчете на одного СМСП; ЕОтах - максимальное количество занятых в СМСП;

AW

____3_

2 12 1 =

max

где A W.- средняя заработная плата работника СМСП в /-регионе; AW - максимальная средняя заработная плата работника СМСП;

ВО

2 13 I =— l-v-:>-1bo ВО ’

z-'max

где ВО. - число субъектов МСП на 1 ООО человек экономически активного населения в /-регионе; ВО -

J 1 у ^ max

максимальное число субъектов МСП на 1 ООО человек

экономически активного населения.

2.2. Индикатор уровня инвестиционной обеспе-IP

I =—-— л 1Ь

тах

где 1Ь. - количество общественных объединений СМСП в /-регионе; 1Ь - максимальное количество

^ 1 7 тах

общественных объединений СМСП.

Интегральная оценка взаимной лояльности предпринимательских и властных структур исчисляется по формуле: 1МЬ = ф,ь X I.,. .

Предложенная методика позволяет проследить динамику оценок эффективности взаимодействия государственных и предпринимательских структур, может послужить основой для выработки мер по стимулированию предпринимательской активности в регионе с учетом индикаторов взаимной лояльности субъектов деловой среды.

Достижение оптимального уровня лояльности возможно лишь при условии совершенствования нормативно-правовой базы, повышения роли общественных объединений, развития институтов саморе-гулирования и институтов государственно-частного партнерства, встречных усилий как со стороны органов государственной власти, так и со стороны субъектов малого и среднего бизнеса и их объединений для целей формирования равных условий хозяйствования, прозрачных механизмов деятельности субъектов деловой среды, развития наиболее эффективных методов стимулирования предпринимательства и экономики региона в целом. При этом действенную роль в создании позитивной деловой среды может сыграть формирование комплексной программы

мониторинга состояния предпринимательства с позиций анализа тенденций и региональных проблем развития бизнеса и благоприятности условий для его функционирования; оценки эффективности взаимодействия хозяйствующих субъектов, институтов государственной власти и общественных институтов; результативности проводимых мероприятий по стимулированию предпринимательской активности; уровня благоприятности условий для развития бизнеса.

Данные мероприятия позволят выявить возможности для повышения преимуществ региона в направлениях развития действующих хозяйственных связей, привлечения инвестиций и создания новых

производств, повышения уровня занятости и инфраструктурной обеспеченности региона.

Список литературы:

1. Республиканская программа развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан на 2012 год / http://www.mbis. bashkortostan.ru.

2. По данным официального сайта Министерства промышленности и инновационной политики РБ / http://www.minpromrb.ru.

3. Ростовцева Н.В. О некоторых формах взаимодействия экономических субъектов с органами публичной власти / http://www.lawmix.ru.

Мохначева Е.С.

аспирант кафедры менеджмента Камского института инженерных и гуманитарных технологий,

Россия, г. Ижевск

УДК 334-043.86:332.14 (470.51)

МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

В настоящее время резко активизировался интерес исследователей к поиску адекватных воздействию факторов нестабильности инструментов механизма экономической политики, в том числе государственных регуляторов. Формирование эффективных направлений государственного регулирования предпринимательской активности в регионе является актуальной проблемой.

Ключевые слова: региональное предпринимательство, механизмы развития, государственное регулирование.

MECHANISMS OF REGULATION OF DEVELOPMENT OF BUSINESS AT REGIONAL LEVEL

Now sharply interest of researchers to search of factors of instability of tools of the mechanism of economic policy adequate to influence, including the state regulators became more active. Formation of the effective directions of state regulation of enterprise activity in the region is an actual problem.

Key words: regional business, development mechanisms, state regulation.

Государственные регуляторы - это формы, меры, инструменты, способы воздействия на субъекты, направления их на решение определенных целей. Другими словами, это все то, что регулирует, направляет развитие экономики в определенном векторе. Данные регуляторы, как правило, должны

строиться на принципах целостности, комплексности, адаптивности. Государственные регуляторы принимают различные виды и формы. Виды государственных регуляторов: налоговые, бюджетные, структурные, социальные, институциональные. К формам государственных регуляторов относятся:

целевые бюджетные фонды, субсидии, налоговые льготы, госзаказ, гарантии. С помощью регуляторов осуществляется целенаправленное воздействие на экономические субъекты на различных уровнях экономики.

Характеризуя особенности региональной экономики Удмуртской Республики, необходимо отметить сохранение ее промышленной специализации: производство стратегического вооружения и специальных средств связи, машиностроение, металлургия и производство электрооборудования, а также добыча нефти. Одновременно происходит интенсивное развитие сопутствующих отраслей и малого бизнеса при активной поддержке государства [7-9].

На протяжении ряда лет из средств бюджета Удмуртской Республики предоставляются субсидии субъектам малого предпринимательства на возмещение части затрат по оплате предоставленных им банковских гарантий и договоров поручительства [5, 6]. Для получения субсидии субъект малого предпринимательства представляет в Министерство экономики Удмуртской Республики необходимые документы. Субсидии предоставляются субъектам малого предпринимательства единовременно в размере 90% произведенных ими затрат по оплате предоставленных им банковских гарантий и договоров поручительства [1], обеспечивающих исполнение обязательств по одному кредитному договору (договору займа) или договору лизинга, но не более 200 тысяч рублей.

С 2009 года субъектам малого предпринимательства и организациям инфраструктуры предоставляются субсидии на возмещение части затрат по оплате процентных ставок по кредитам (займам) и оплате части лизинговых платежей по договорам лизинга в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики. По каждому кредитному договору (займа) или договору лизинга субсидия предоставляется только один раз, при этом размер субсидии не может превышать 200 тысяч рублей [2]. Субъекту малого предпринимательства или организации инфраструктуры предоставляется не более одной субсидии в течение финансового года. Министерством экономики Удмуртской Республики в 2010 году оказана финансовая поддержка 32 субъектам малого и среднего предпринимательства на сумму 4,165 млн. рублей в виде субсидий: на компенсацию лизинговых платежей, инновационным компаниям, субъектам малого и среднего предпринимательства, производящим и реализующим товары на экспорт. В целом объем субсидий в 2011 году на эти направления увеличился по сравнению с предыдущим годом почти в 7 раз и составил более 28 млн. рублей.

В последние годы существенно изменилось соотношение между источниками средств, направляемых на развитие малого и среднего бизнеса региона. К примеру, в 2011 году на реализацию мероприятий республиканской целевой программы развития малого и среднего предпринимательства направлено свыше 231 млн. рублей, из которых около 179 млн. рублей федеральных средств, а в 2010 году поступления на реализацию мероприятий по развитию предпринимательства из федерального бюджета в пять раз превысили аналогичные ассигнования из регионального бюджета (из федерального бюджета направлено 167,191 млн. рублей, а из бюджета Удмуртской Республики - 33,272 млн. рублей).

Кроме этого, Удмуртский государственный фонд поддержки малого предпринимательства (УГФПМП) как победитель в проводимом ОАО «Российский банк развития» (ОАО «РосБР») конкурсе по отбору организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства для кредитования ими субъектов малого и среднего бизнеса направил полученные от ОАО «РосБР» кредитные ресурсы на поддержку проектов субъектов малого бизнеса в Удмуртской Республике с соблюдением ряда условий: срок предоставления средств до трех лет, объем финансирования одного проекта до 1 млн. рублей. Преимущество в финансировании имели проекты, направленные на создание новых и сохранение существующих рабочих мест. В 2010 году поддержку получил 151 проект субъектов малого и среднего предпринимательства региона. За 2011 год Удмуртский государственный фонд поддержки малого предпринимательства профинансировал 210 бизнес-проектов субъектов малого и среднего предпринимательства на сумму 174,5 млн. рублей. В результате их реализации создано и сохранено более 1200 рабочих мест.

Среди муниципальных образований Удмуртской Республики проводятся конкурсы на право предоставления субсидий на софинансирование муниципальных целевых программ развития и поддержки малого предпринимательства.

В мае 2010 года создан Гарантийный фонд содействия кредитованию субъектов малого предпринимательства в Удмуртской Республике. За время его деятельности выдано 80 поручительств на общую сумму 163,8 млн. рублей, что позволило субъектам малого и среднего предпринимательства получить кредитов на общую сумму более 424 млн. рублей.

Субсидии в пределах средств бюджета Удмуртской Республики, предусмотренных Министерству сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики на развитие животноводства, предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям, которые соответствуют требованиям,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.