Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы оказания финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства Иркутской области'

Проблемы и перспективы оказания финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства Иркутской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
754
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Baikal Research Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МАЛЫЙ БИЗНЕС / СРЕДНИЙ БИЗНЕС / ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ENTREPRENEURSHIP / SMALL BUSINESS / MEDIUM BUSINESS / IRKUTSK OBLAST / GOVERNMENT SUPPORT / ENTREPRENEURIAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Санина Людмила Валерьевна

Государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства является средством достижения целей социально-экономического развития России и субъектов федерации: создание эффективной экономики, обеспечивающей высокий уровень жизни населения, повышение конкурентоспособности, экономический рост. В статье выделены факторы, тормозящие развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Иркутской области. Проанализированы формы и масштабы оказания финансовой поддержки субъектам малого и среднего бизнеса в регионе в форме субсидий федерального и областного бюджетов, бюджета г. Иркутска. Сделан вывод о том, что первостепенное значение приобретает сокращение административно-барьерного регулирования и развитие эффективно функционирующей институциональной среды (формирование экономических и правовых условий, стимулов для саморазвития и конкурентоспособности малого и среднего предпринимательства с учетом отраслевых, географических, национальных, исторических особенностей и традиций, а также зарубежного опыта). Даны рекомендации по улучшению ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Санина Людмила Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND PROSPECTS OF FINANCIAL SUPPORT FOR SMALL AND MEDIUM BUSINESS IN IRKUTSK OBLAST

Government support of small and medium-sized enterprises is a means of achieving social and economic development of Russia and its subjects, namely, it entails creation of an efficient economy, ensures high living standards and economic growth, increases the competitiveness level. The article reviews factors impeding the development of small and medium enterprises in Irkutsk Oblast. The forms and scales of financial support intended for small and medium regional business in the format of subsidies from federal, regional and municipal budgets are analyzed. It is concluded that under these conditions lessening of administrative regulation and development of well-functioning institutional environment (formation of economic and legal conditions, incentives for self-development and competitiveness of small and medium enterprises with consideration of industrial, geographical, ethnical and historical features and traditions, as well as international experience) gets the highest priority. The paper also contains recommendations on the situation improvement.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы оказания финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства Иркутской области»

УДК 330.35 Л. В. Санина

кандидат экономических наук, доцент, Байкальский государственный университет экономики и права

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ОКАЗАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТАМ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства является средством достижения целей социально-экономического развития России и субъектов федерации: создание эффективной экономики, обеспечивающей высокий уровень жизни населения, повышение конкурентоспособности, экономический рост. В статье выделены факторы, тормозящие развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Иркутской области. Проанализированы формы и масштабы оказания финансовой поддержки субъектам малого и среднего бизнеса в регионе в форме субсидий федерального и областного бюджетов, бюджета г. Иркутска. Сделан вывод о том, что первостепенное значение приобретает сокращение административно-барьерного регулирования и развитие эффективно функционирующей институциональной среды (формирование экономических и правовых условий, стимулов для саморазвития и конкурентоспособности малого и среднего предпринимательства с учетом отраслевых, географических, национальных, исторических особенностей и традиций, а также зарубежного опыта). Даны рекомендации по улучшению ситуации.

Ключевые слова: предпринимательская деятельность; предпринимательство; малый бизнес; средний бизнес; Иркутская область; государственная поддержка.

L. V. Sanina

PhD in Economics, Associate Professor, Baikal State University of Economics and Law

PROBLEMS AND PROSPECTS OF FINANCIAL SUPPORT

FOR SMALL AND MEDIUM BUSINESS IN IRKUTSK OBLAST

Government support of small and medium-sized enterprises is a means of achieving social and economic development of Russia and its subjects, namely, it entails creation of an efficient economy, ensures high living standards and economic growth, increases the competitiveness level. The article reviews factors impeding the development of small and medium enterprises in Irkutsk Oblast. The forms and scales of financial support intended for small and medium regional business in the format of subsidies from federal, regional and municipal budgets are analyzed. It is concluded that under these conditions lessening of administrative regulation and development of well-functioning institutional environment (formation of economic and legal conditions, incentives for self-development and competitiveness of small and medium enterprises with consideration of industrial, geographical, ethnical and historical features and traditions, as well as international experience) gets the highest priority. The paper also contains recommendations on the situation improvement.

Keywords: entrepreneurial activity; entrepreneurship; small business; medium business; Irkutsk Oblast; government support.

Сегодня декларируются разные слагаемые успешной модернизации экономики и общества: высокая производительность труда и человеческий капитал; ресурсная и энергетическая эффективность; эффективность государственных расходов; эффективное взаимодействие бизнеса и власти в рамках социальной

© Л. В. Санина, 2014

политики. Есть среди них и эффективный деловой климат и эффективная поддержка бизнеса. Но как на самом деле обстоят дела с этой поддержкой? Зачастую одни решения противоречат другим и малое предпринимательство как и десять лет назад преодолевает «младенческую» стадию и пока сильно отстает от общемирового уровня [1-4].

Согласно статистическим данным в Иркутской области функционирует более 73,5 тыс. индивидуальных предпринимателей и более 24,8 тыс. малых предприятий (включая микропредприятия)1. За последние три года наметилась тенденция к снижению числа индивидуальных предпринимателей (на 2-3 % ежегодно), что вызвано изменениями в налоговом законодательстве. Исследования национального института системных исследований проблем предпринимательства показывают, что наибольшее снижение численности малых предприятий в 2013 г. отмечается в Сибирском федеральном округе (на 8,2 % или 12,6 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей).

Результаты оценки условий развития малого и среднего предпринимательства (МСП) в России свидетельствуют о том, что Иркутская область занимает очень низкие места в рейтинге: в 2010-2011 гг. 40 место из 40 субъектов федерации, в 2012 г. — 33 из 39 субъектов федерации2 (табл. 1).

Таблица 1

Результаты оценки условий развития малого и среднего бизнеса в Иркутской области в 2010-2012 гг.

Показатель Место в рейтинге

2010-2011 2012

Индекс условий для развития малого и среднего бизнеса 40 31-33

Недвижимость и инфраструктура 36 32

Доступность людских ресурсов 40 23

Доступность финансовых ресурсов 39 27

Административный климат, безопасность и коррупция 39 38

Система поставщиков 31 15

Составлено по данным Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» URL: http://new.opora.ru/projects/index.

Наиболее отрицательно на рейтинг региона влияют показатели группы «Административный климат, безопасность и коррупция», а именно общий уровень коррупции, давление со стороны правоохранительных органов, криминала и качество работы налоговых органов. Кроме того, большинство респондентов (48 % в 2010-2011 г., 42 % в 2012 г.) отмечают отсутствие внимания к развитию МСП со стороны администрации региона.

Таким образом, для Иркутской области среди факторов, тормозящих развитие субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП) можно выделить следующие:

1. Высокий уровень налогообложения. По оценкам Уполномоченного по защите прав предпринимателей при Президенте РФ Б. Ю. Титова налоговая нагрузка предпринимателей в настоящее время составляет 51 % прибыли по стране в целом [5].

2. Значительные административные барьеры, высокий уровень коррупционности. Об этом свидетельствуют результаты исследований Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России». Губернатор Иркутской области также отметил коррупцию в

1 Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Иркутской области (Иркутскстат). URL: http://irkutskstat.gks.ru.

2 Исследовательский проект «Предпринимательский климат в России: индекс ОПОРЫ». URL: http://new.opora.ru/projects/index.

числе проблемных вопросов по организации власти, поручив Правительству области до 1 июня 2014 г. разработать и принять целевую программу противодействия коррупции1.

3. Недостаток и низкая доступность финансовых ресурсов, при этом чем больше период, на который планируется привлечь средства, тем меньше вероятность их получить.

4. Недостаточный уровень знаний и навыков ведения бизнеса. Необходимо отметить слабое информирование предпринимателей о возможных мерах государственной поддержки МСП и одновременно с этим их нежелание узнавать новую информацию.

Исследования проблем МСП, проведенные за последние пять лет различными организациями подтверждают перечисленные ключевые проблемы предпринимательских структур, характерные и для других регионов страны2. В связи с этим возникает необходимость оценки условий развития предпринимательства и определения действенных и востребованных форм его государственной поддержки. В рамках данной статьи рассмотрим масштабы финансовой поддержки СМСП в Иркутской области, выделим проблемы и обозначим предложения по улучшению ситуации.

Согласно официальных отчетов в регионе созданы условия для государственной поддержки предпринимательства3:

1. Действует долгосрочная целевая программа «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Иркутской области» на 2011-2013 гг., утвержденная постановлением Правительства Иркутской области от 13 октября 2010 г. № 251-пп, в рамках которой могут быть получены субсидии, для этого предприниматели должны принять участие в конкурсе.

2. С 2009 г. осуществляет свою деятельность некоммерческая организация — фонд поддержки малого и среднего предпринимательства «Иркутский областной гарантийный фонд», основным видом деятельности которого является предоставление гарантий (поручительств) по кредитным договорам, заключенным с уполномоченными банками.

3. Для развития инфраструктуры создан региональный центр поддержки СМСП, занимающийся повышением профессионального уровня предпринимателей; формированием единой информационной среды; содействием реализации федеральных, областных и муниципальных программ поддержки малого и среднего предпринимательства Иркутской области.

4. В целях помощи МСП в регионе организованы и функционируют 105 микрофинансовых организаций, число которых за 3 года увеличилось в 10 раз4.

5. Для привлечения представителей федеральных государственных органов, органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области, представителей общественных объединений и иных лиц к рассмотрению вопросов в сфере МСП, отнесенных к полномочиям Правительства Иркутской области, и подготовки по ним предложений, имеющих рекоменда-

1 Официальный сайт Правительства Иркутской области. URL: http://www.irkobl.ru/ government/governor/publication/detail2.php?ID=510429&print=Y.

2 Официальный сайт национального института системных исследований проблем предпринимательства. RL: http://www.nisse.ru/analitics; Информационный портал малого и среднего предпринимательства «Опора России». URL: http://new.opora.ru/projects/index; Официальный сайт Торгово-промышленной палаты Российской Федерации. URL: http://www.tpprf.ru/ru/business/ analytics/region/?; Официальный сайт союза предпринимателей нового поколения российского бизнеса «Деловая Россия». URL: http://www.deloros.ru/main.php?mid=163&doc=25846; Мониторинговые исследования НИУ ВШЭ. URL: http://www.hse.ru/monitoring/ и др.

3 Официальный сайт Министерства экономического развития Иркутской области. URL: http://economy.irkobLru/sites/economy/small_business/news/?PAGEN_2=8.

4 Официальный сайт Межрегионального управления Службы Банка России по финансовым рынкам в Сибирском федеральном округе. URL: http://nsk.ffms.ru/uchastnikifinansovyhrynkov regiona/mikrofinansovyeorganizacii/.

тельный характер создан Совет по развитию малого и среднего предпринимательства при Правительстве Иркутской области1.

6. В декабре 2013 г. Указом губернатора назначен бизнес-омбудсмен Иркутской области, который осуществляет деятельность в целях обеспечения на территории Иркутской области гарантий соблюдения и эффективной защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности2. Региональные бизнес-омбудсмены назначаются в соответствии с нормами федерального закона «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» от 7 мая 2013 г. № 78-ФЗ. До его принятия региональные бизнес-омбудсмены работали на общественных началах не менее чем в двадцати регионах страны3, в настоящее время официально назначены 74 уполномоченных4.

В послании Законодательному Собранию Иркутской области Губернатор области предложил еще одну новацию — наделить правом законодательной инициативы в Законодательном Собрании Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Иркутской области5.

В России с 2005 г. на федеральном уровне реализуется система мероприятий по поддержке МСП. В 2007 г. с принятием Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ (далее — Закон № 209-ФЗ) были обозначены основные принципы поддержки СМСП, в частности: обеспечение равного доступа субъектов к участию в соответствующих программах поддержки; доступность инфраструктуры поддержки для всех СМСП; оказание поддержки с соблюдением требований, установленных Федеральным законом «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ; открытость процедур оказания поддержки.

Для реализации поставленных задач в ст. 7 Закона № 209-ФЗ предусматривается введение специальных налоговых режимов; упрощение правил ведения налогового и бухгалтерского учета, статистической отчетности, форм налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам; установление льготного порядка приватизации государственного и муниципального имущества; участие СМСП в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в осуществлении закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд; обеспечение прав и законных интересов СМСП при осуществлении государственного контроля (надзора); обеспечение финансовой поддержки СМСП; развитие инфраструктуры поддержки СМСП и иные меры.

В ст. 14 Закона № 209-ФЗ установлен заявительный порядок обращения субъектов за оказанием поддержки на местах. Однако поддержка не может быть оказана СМСП, которые являются кредитными или страховыми организациями (за исключением потребительских кооперативов); инвестиционным и негосударственным пенсионным фондам; профессиональным участникам рынка ценных бумаг; ломбардам; участникам соглашений о разделе продукции; субъектам, осуществляющим предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса; нерезидентам по валютному законодательству (за исключением случаев, предусмотренных международными договорами РФ).

1 О Совете по развитию малого и среднего предпринимательства при Правительстве Иркутской области : распоряжение Правительства Иркутской области от 19 нояб. 2012 г. № 525-рп.

2 Устав Иркутской области от 17 апр. 2009 г. (с изменениями и дополнениями). Гл. 16.2. Ст. 77.3, 77.4.

3 Официальный сайт «Российской газеты». URL: http://www.rg.ru/2013/05/12/biznes-site.html.

4 Официальный сайт Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей. Бизнес-омбудсмен. URL: http://ombudsmanbiz.ru/upolnomochennye-po-zashhite-prav-predprinimatelej-v-subektax-rf.

5 Официальный сайт Правительства Иркутской области. URL: http://www.irkobl.ru/ government/governor/publication/detail2.php?ID=510429&print=Y.

Финансовая поддержка (ст. 17 Закона № 209-ФЗ) СМСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки, осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам этих организаций. Этот вид поддержки не оказывается тем, кто осуществляет производство и реализацию подакцизных товаров, а также добычу и реализацию полезных ископаемых (за исключением общераспространенных).

Имущественная поддержка (ст. 18 Закона № 209-ФЗ) может выражаться в передаче во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов на возмездной либо безвозмездной основе или на льготных условиях. Указанное имущество должно использоваться по целевому назначению и не может быть продано, переуступлено, передано в залог или внесено в уставный капитал других предприятий за исключением возмездного отчуждения такого имущества в собственность СМСП.

Кроме того, в Законе № 209-ФЗ названы формы информационной, консультационной поддержки, а также поддержки в сфере образования, в области инноваций и промышленного производства, ремесленной деятельности, осуществления внешнеэкономической и сельскохозяйственной деятельности.

Средства федерального бюджета на государственную поддержку СМСП, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете, предоставляются государственным фондам поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, осуществляющим деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Указанные мероприятия должны быть направлены на обеспечение благоприятных условий для развития СМСП; повышение их конкурентоспособности; увеличение общего количества; обеспечение занятости населения; увеличение производимых СМСП товаров (работ, услуг) и предусматривать: создание и развитие инфраструктуры поддержки СМСП, в том числе в научно-технической сфере; поддержку СМСП, производящих и реализующих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта; развитие системы кредитования СМСП; реализацию иных мероприятий по поддержке и развитию МСП; ведение реестров СМСП получателей государственной поддержки МСП.

Конкретные льготы для СМСП в Законе не указаны, они включены в программы развития СМСП, которые на основании данного закона принимаются органами власти на региональном и местном (муниципальном) уровнях.

В соответствии с постановлением Правительства РФ субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств субъекта РФ, которые возникают при выполнении мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки МСП в данном субъекте РФ1. Субсидии предоставляются бюджетам субъектов РФ, прошедших конкурсный отбор в порядке и на условиях, которые установлены основным оператором федеральной программы финансовой поддержки МСП — Минэкономразвития. Порядок распределения и предоставления субсидий определен постановлением Правительства РФ от 27 февраля 2009 г. № 178. Условия участия субъекта РФ в конкурсном отборе по поддержке СМСП и порядок отбора определяются

1 О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства : постановление Правительства РФ от 27 февр. 2009 г. № 178.

приказом Минэкономразвития РФ ежегодно (в 2012 г. — согласно приказу от 23 апреля 2012 г. № 2231, в 2013 г. — приказ от 24 апреля 2013 г. № 2202).

Ежегодно в федеральном бюджете предусматривается выделение ассигнований на поддержку и развитие СМСП. Объемы субсидий показаны в табл. 2.

Таблица 2

Объемы государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства из средств федерального, регионального и муниципального бюджетов в 2008-2014 гг.

Бюджет 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014

Российской Федерации, млрд р. 3 500,0 10 200,0 16 970,0 16 000,0 19 000,0 20 045,0 21 140,0

В том числе Иркутской области, тыс. р. 722,0 204 718,0 252 400,0 343 658,0 408 197,7 391 490,0 Около 400 000,

Иркутская область, тыс. р. План 671,0 39 612,0 53 226,0 87 112,5 99 112,5 99 112,5 ле 90 000 из средств областного

Факт 670,0 37 977,7 44 765,0 83 027,0 бюджета

г. Иркутск, тыс. р.

План 6 520,0 8 257,0 10 635,0 7 010,0 7 290,0 12 200,0 10 700,0

Факт 5 968,0 7 880,0 -

Составлено по данным законов о федеральном бюджете на 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014 гг.; протоколов заседаний конкурсной комиссии Минэкономразвития РФ по отбору субъектов Российской Федерации для предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации за 2012, 2013 гг.; распоряжений об утверждении решения о предоставлении субсидий из областного бюджета за 2013 г.; протоколов заседаний конкурсной комиссии по предоставлению субсидий из областного бюджета за 2008-2012 гг.; долгосрочных целевых программ «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Иркутской области на 2011-2013 годы»; «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в г. Иркутске на 2008-2012 годы», «Стимулирование экономической активности в городе Иркутске на 2013-2017 годы».

Основными получателями федеральных субсидий на протяжении ряда лет являются крупные субъекты РФ, такие как Республика Татарстан, Московская область, Краснодарский край, г. Москва, Республика Башкортостан, Ростовская, Свердловская и Пензенская области, Ставропольский край, Нижегородская область, г. Санкт-Петербург. Объемы предоставляемых конкретным субъектам РФ субсидий при этом ограничены лимитами, пропорциональными удельным весам организаций МСП конкретного субъекта РФ в общем количестве СМСП в РФ. Иными словами, чем больше СМСП зарегистрировано на территории региона, тем на больший объем субсидий данный регион может претендовать. Таким образом, складывалась ситуация, при которой основное финансирование получают «сильные» регионы с относительно высоким уровнем развития МСП. В 2012 г. первая пятерка регионов получила 20 % всех федеральных средств, выделенных на поддержку МСП, в 2013 г. — 23 %. В 2012 г. Иркутской области предоставлено 353 045 тыс. р.3 (16 место из 83 субъектов федерации), а в 2013 г. — 310 872 тыс. р.4 (17 место).

1 Об организации проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2012 году предоставляются субсидии для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации : приказ Минэкономразвития России от 23 апр. 2012 г. № 223.

2 Об организации проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2013 году предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации : приказ Минэкономразвития России от 24 апр. 2013 г. № 220.

3 Распределение субсидий, предоставляемых в 2012 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства: распоряжение Правительства РФ от 2 авг. 2012 г. № 1410-р.

4 О распределении субсидий, предоставляемых в 2013 г. из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства : распоряжение Правительства Российской Федерации от 12 марта 2013 г. № 328-р.

Субъекты РФ самостоятельно формируют комплекс мероприятий по поддержке СМСП, в том числе и финансовой. В Иркутской области утверждена долгосрочная целевая программа «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Иркутской области на 2011-2013 годы»1. В Программе в качестве приоритетной задачи ставится усиление рыночных позиций СМСП. На реализацию данной задачи в течение 2011-2013 гг. было предусмотрено 1 428,68 млн р., из них средства федерального бюджета 1 143,35 млн р.

Согласно постановлению Правительства Иркутской области «Об утверждении Положения о предоставлении субсидии из областного бюджета в целях возмещения затрат в связи с реализацией мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства» от 2 сентября 2011 г. № 260-пп и Положению о предоставлении из областного бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат, связанных с созданием центров времяпрепровожения детей, утвержденному постановлением Правительства Иркутской области «Об утверждении Положения о предоставлении из областного бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат, связанных с созданием центров времяпрепровождения детей» от 18 ноября 2013 г. № 529-пп непосредственно СМСП на конкурсной основе в 2010-2013 гг. предоставлялись 8 видов субсидий (табл. 3).

Таблица 3

Вид и размеры субсидий на поддержку субъектов малого и среднего бизнеса в Иркутской области

Субсидия Размер субсидии

На создание собственного бизнеса Не более 300 тыс. р. на одного получателя

На компенсацию части процентной ставки по кредитам и части затрат по уплате лизинговых платежей Не более 300 тыс. р. на одного получателя

На субсидирование части затрат на технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства Не более 500 тыс. р. на одного получателя

На содействие повышению энергоэффективности производства Не более 1 млн р. на одного получателя

На поддержку действующих инновационных компаний Не более 5 млн р. на одного получателя

На поддержку начинающих малых инновационных компаний Не более 500 тыс. р. на одного получателя

На содействие развитию микрофинансовых организаций, в том числе: На пополнение МФО Не более 10 млн. р.

На компенсацию части затрат на проведение внешней аудиторской и (или) ревизионной проверок, на оценку эффективности микрофинансовой деятельности, рейтинговую оценку деятельности МФО Не более 50 тыс. р, если аудиторское заключение выполнено компанией, являющейся членом одной из саморегулируемых организацией аудиторов не менее 2 лет и не более 100 тыс. р, при условии, что рейтинговая оценка выполнена компанией, в том числе международной, аккредитованной Министерством финансов Российской Федерации

На компенсацию части затрат по обучению и повышению квалификации, тренинги, курсы специалистов МФО Не более 100 тыс. р.

На создание центров времяпрепровожения детей (с 2013 г.) Не более 1 млн р.

1 О долгосрочной целевой программе «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Иркутской области» на 2011-2013 годы : постановление Правительства Иркутской области от 13 окт. 2010 г. № 251-пп.

Данные о выделенных средствах на поддержку СМСП в 2010-2013 гг., полученные из протоколов заседаний конкурсных комиссий, размещенных на сайте Министерства экономического развития Иркутской области1, наглядно демонстрируют устойчивый интерес предпринимателей к субсидии на создание собственного бизнеса и, одновременно, снижение числа удовлетворенных заявок (табл. 4).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 4

Субсидии из областного бюджета, выделенные на поддержку СМСП

в 2010-2013 гг.

2010 2011 2012 2013

Количество СМСП Количество Количество Количество СМСП Количество Количество

Субсидия подавших заявки получивших субсидию удов-летво-ренных заявок, % СМСП, получивших субсидию подавших заявки получивших субсидию удов-летво-ренных заявок, % СМСП, получивших субсидию

На создание собственного бизнеса 174 76 44 - 194 23 12 -

На содействие повышению энергоэффективности производства 220 70 32 4 14 13 93 7

На технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства 80 59 74 5 16 11 69 13

На поддержку начинающих малых инновационных компаний 25 11 44 1 28 5 18 3

На поддержку действующих инновационных компаний 39 6 15 5 23 7 30 7

На компенсацию части процентной ставки по кредитам и части затрат по уплате лизинговых платежей - - - 23 49 15 31

На содействие развитию микрофинансовых организаций 8 7 88 3 22 20 91 9

На создание центров вре-мяпрепровожения детей Не предоставлялась 7

Составлено по данным Министерства экономического развития Иркутской области.

В 2009 г. был создан фонд поддержки малого и среднего предпринимательства «Иркутский областной гарантийный фонд» (далее — ГФ), учредителем которого стало региональное министерство экономического развития и промышленности Иркутской области. Основным видом деятельности ГФ является оказание финансовой поддержки посредством представления поручительств по обязательствам СМСП и организаций, образующих инфраструктуру поддержки СМСП, в коммерческие банки-партнеры.

Приоритет при представлении поручительства отдается тем СМСП, которые зарегистрированы и не менее трех месяцев осуществляют в регионе следующие виды деятельности: производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака; текстильное и швейное производство; производство кожи, изделий из кожи и производство обуви; обработка древесины и производство изделий из де-

1 Официальный сайт Министерства экономического развития Иркутской области. URL: http://www.irkobl.ru/sites/economy/small_business/news/.

рева; производство резиновых и пластмассовых изделии; производство прочих неметаллических минеральных продуктов; металлургическое производство и производство готовых металлических изделий; производство машин и оборудования; производство транспортных средств и оборудования; строительство; гостиницы и рестораны; сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство.

При этом СМСП должны соответствовать среди прочих следующим требованиям:

- заключить или намереваться заключить кредитные договоры, договоры займа на срок не менее 1 года и в сумме от 1 млн р., либо договор банковской гарантии без ограничения по минимальному и максимальному сроку и сумме, или договоры финансовой аренды (лизинга) от 12 до 60 месяцев;

- не иметь за 3 месяца, предшествующих дате обращения за получением поручительства ГФ, нарушения условий ранее заключенных кредитных договоров займа, лизинга, договоров предоставлении банковской гарантии и т. п.;

- уплатить в установленном договором поручительства порядке вознаграждение за получение поручительства ГФ;

- не иметь задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам перед бюджетами всех уровней;

- не иметь санкций в виде аннулирования или приостановления действия лицензии или применения к субъекту процедур несостоятельности (банкротства);

- предоставить обеспечение кредита, банковской гарантии в размере не менее 30 % от суммы своих обязательств в части возврата фактически полученной суммы кредита, суммы банковской гарантии, или предоставившим обеспечение исполнения обязательств по договору лизинга в размере, установленном договором лизинга.

Параметры предоставления поручительств и показатели деятельности ГФ представлены в табл. 5 и 6.

Таблица 5

Виды поручительств Иркутского областного гарантийного фонда

и их параметры

Вид поручительства Размер одного поручительства Срок поручительства Прочие условия Вознаграждение фонда*

По кредитным договорам До 70 % от суммы кредита но не более 42 млн р. Равняется сроку действия договора Поручительство ГФ предоставляется по кредитам с суммой не менее 1 млн р. Срок действия кредитного договора от 12 месяцев 1/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ от суммы поручительства на дату заключения договора поручительства по кредитному договору независимо от срока предоставления поручительства

По договорам банковской гарантии До 70 % от суммы банковской гарантии, но не более 42 млн р. Равняется сроку действия договора банковской гарантии Сумма и срок банковской гарантии — без ограничения От 1/15 до 1/4 ставки рефинансирования ЦБ РФ, в зависимости от срока предоставления поручительства, от суммы поручительства на дату заключения договора поручительства по договору банковской гарантии

По договорам финансовой аренды (лизинга) До 70 % от стоимости предмета лизинга, но не более 6,5 млн р. От 12 до 60 месяцев Стоимость предмета лизинга — от 500 тыс. р. (без НДС) 1/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ от суммы поручительства на дату заключения договора поручительства по договору финансовой аренды (лизинга) независимо от срока предоставления поручительства

* Вознаграждение является единовременной выплатой. Составлено по данным официального сайта Иркутского URL: www.fondirk.ru.

областного гарантийного фонда.

Таблица 6

Основные показатели деятельности Иркутского областного гарантийного фонда в 2010-2013 гг.

Показатель 2010 2011 2012 2013

Количество поручительств 65 134 142

Объем поручительств, тыс. р. 150 432 370 837 551414

Число партнеров 12 24 57

Целевое финансирование из бюджета (субсидии, предоставляемые в целях реализации мероприятий, направленных на поддержку СМСП), тыс. р. 299 590 100 000 144 639 112 300, в том числе федеральные средства — 88 300*, областные средства — 24 000**

* По данным официального сайта Министерства экономического развития РФ. URL: http:// www.economy.gov.ru/wps/wcm/connect/economylib4/mer/activity/sections/smaUBusiness/in-dexdocs.

** По данным долгосрочной целевой программы «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Иркутской области на 2011-2013 годы».

Составлено по данным отчетов Иркутского областного гарантийного фонда. URL: www. fondirk.ru.

Кроме того, в сферу МСП привлекаются средства за счет программ службы занятости населения Иркутской области. Согласно Положению о предоставлении субсидий из областного бюджета в целях возмещения затрат, связанных с содействием самозанятости безработных граждан, утвержденному постановлением Правительства Иркутской области «О финансовом обеспечении мероприятий по содействию занятости населения и в сфере занятости населения» от 24 февраля 2012 г. № 53-пп, индивидуальные предприниматели и юридические лица, принадлежавшие ранее указанной категории граждан, могут претендовать на получение субсидий из областного бюджета в целях возмещения затрат, связанных с содействием самозанятости (организацией собственного дела).

Субсидии предоставляются при представлении в течение месяца после государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя, крестьянского (фермерского) хозяйства заявления на получение субсидии.

Интересно, что критериями отбора комиссией заявления и документов является наличие в бизнес-плане:

- видов предпринимательской деятельности, которые являются приоритетными для социально-экономического развития территории муниципального образования Иркутской области;

- видов предпринимательской деятельности, которые связаны с производством товаров народного потребления и оказанием услуг населению Иркутской области;

- конкурентоспособности и целесообразности предлагаемых видов предпринимательской деятельности.

Мероприятия предусматривают предоставление гражданам, признанным в установленном порядке безработными, консультаций по вопросам организации собственного дела, тестирование, анкетирование, помощь в составлении бизнес-планов, предоставление финансовой помощи на возмещение затрат на подготовку документов при регистрации собственного дела в размере не более 1 500 р. и финансовой помощи на содействие самозанятости в размере 58 800 р.1

1 Постановлением Правительства РФ «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2012 год» от 3 ноября 2011 г. № 888 установлена максимальная величина пособия по безработице 4 900 р. Размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице определяются Правительством РФ ежегодно.

В 2013 г. 982 безработных гражданина получили государственную услугу по содействию самозанятости, в том числе 184 гражданам (19 %) предоставлена единовременная финансовая помощь на подготовку документов для государственной регистрации и 158 гражданам (16 %) оказана единовременная финансовая помощь при их государственной регистрации (субсидия). В 2013 г. 20 чел. зарегистрировали юридическое лицо, 11 чел. — крестьянско-фермер-ское хозяйство, 178 граждан зарегистрировались в качестве индивидуальных предпринимателей.

В 2014 г. запланировано оказать содействие в самозанятости 515 безработным гражданам, в том числе 101 гражданину оказать единовременную финансовую помощь (субсидию) в размере 58 800 р.1

Основными видами предпринимательской деятельности являются: производство сельскохозяйственной продукции, разведение крупного рогатого скота, свиней, пчеловодство, рекламная деятельность, услуги по пошиву одежды, ремонт и обслуживание автомобилей, оказание бытовых услуг населению, услуги в области строительства, предоставление социальных и персональных услуг населению и др.

В Иркутске выстроена своя система поддержки предпринимательства. До 2012 г. реализовывалась муниципальная целевая программа «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в г. Иркутске на 20082012 годы» (далее — МЦП), утвержденная решением городской думы от 31 августа 2007 г. № 004-20-400606/7, с 2013 г. — подпрограмма «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Иркутске» долгосрочной целевой программы «Стимулирование экономической активности в городе Иркутске на 2013-2017 годы», утвержденная постановлением администрации города Иркутска от 11 октября 2012 г. № 031-06-2023/12.

Порядок предоставления субсидий СМСП утвержден Постановлением администрации г. Иркутска от 28 мая 2013 г. № 031-06-1117/13, в нем определены виды и размеры субсидий (табл. 7).

В МЦП до 2012 г. фигурировали те же виды субсидий, что и в подпрограмме «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Иркутске» до 2017 г. Средства на поддержку СМСП выделяются неравномерно: на реализацию программы в 2011 и 2012 гг. объемы финансирования были сокращены более чем на 30 % по сравнению с 2010 г., в 2014 г. планируется финансирование на уровне 2010 г. (см. табл. 2).

В настоящее время приоритетны следующие направления деятельности СМСП: обрабатывающие производства, строительство, оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, гостиницы и рестораны, транспорт и связь, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг, образование, здравоохранение и предоставление социальных услуг, предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг. В МЦП были указаны следующие приоритеты в оказании поддержки СМСП по сферам их деятельности: обрабатывающее производство; строительство; инновационная деятельность; коммунальное хозяйство и обслуживание жилищного фонда; бытовое обслуживание населения, оказание сервисных услуг; въездной и внутренний туризм, гостиничный комплекс, общественное питание; здравоохранение и социальная сфера, защита окружающей среды; транспортная деятельность2.

1 Официальный сайт Министерства труда и занятости Иркутской области. URL: http://www. irkzan.ru.

2 Об утверждении муниципальной целевой программы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства на 2008-2012 годы» : решение Думы г. Иркутска от 31 авг. 2007 г. № 004-20-400606/7 // Иркутск официальный. — 2007. — 17 сент.

Виды муниципальных субсидий СМСП и их размеры

Таблица 7

Виды субсидий для возмещения части затрат Размер субсидии

Связанных с приобретением и (или) изготовлением (производством) основных средств для производства (реализации) товаров, выполнения работ, оказания услуг на создание собственного бизнеса (субсидия на создание собственного бизнеса) В размере до 80 % от суммы планируемых расходов, но не более 150 тыс. р. одному СМСП

По уплате арендных платежей в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг на арендованной площади (субсидия для возмещения части затрат по уплате арендных платежей) В размере 50 % от суммы фактически уплаченной по представленным договорам аренды, но не более 150 тыс. р.

Связанных с разработкой и (или) экспертизой бизнес-планов инвестиционных проектов, направленных на реализацию товаров, выполнение работ, оказание услуг В размере 70 % от полной стоимости расходов, связанных с разработкой и экспертизой бизнес-плана инвестиционного проекта, но не более 100 тыс. р. по одному СМСП

По выплате лизинговых платежей по договорам лизинга В размере 50 % авансового платежа, но не более 300 тыс. р.

По выплате процентов по кредитам (займам), полученным в финансово-кредитных организациях В размере действующей ставки рефинансирования, устанавливаемой ЦБ РФ. Общая сумма предоставляемой субсидии не должна превышать сумму ожидаемых налоговых поступлений в бюджет города Иркутска от Заемщика за весь период действия кредитного договора

Связанных с прохождением сертификации по международным стандартам и подтверждением соответствия требованиям международных стандартов, разработанных и внедренных в организации систем управления при производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг (субсидия для возмещения части затрат, связанных с прохождением сертификации по международным стандартам) В размере 50 % от документально подтвержденных затрат, связанных с прохождением сертификации по обозначенным, но не более 100 тыс. р. по одному СМСП (один раз в течение финансового года)

На участие в региональных, межрегиональных, международных выставках, ярмарках В размере 70 % от суммы расходов, связанных с участием в мероприятии, не более 50 тыс. р. при условии участия в российском мероприятии и не более 80 тыс. р. — в зарубежном мероприятии (один раз в течение финансового года)

Связанных с приобретением и (или) изготовлением (производством) основных средств для производства (реализации) товаров, выполнения работ, оказания услуг на начальном этапе ведения бизнеса (субсидия на начальном этапе ведения бизнеса) В размере 50 % от произведенных расходов, связанных с приобретением и (или) изготовлением (производством) основных средств (за исключением производственного оборудования) для производства (реализации) товаров, выполнения работ, оказания услуг, но не более 300 тыс. р. одному СМСП. В размере 50 % от произведенных расходов, связанных с приобретением и (или) изготовлением (производством) производственного оборудования, но не более 500 тыс. р.

Согласно официальной информации в 2009 г. поддержку получили 23 СМСП, сумма предоставленных субсидий составила 1 979,6 тыс. р.1 Инвестиционно-финансовая поддержка в 2011 г. была оказана 43 СМСП на сумму 4 027,8 тыс. р. (табл. 8).

1 Долгосрочная целевая программа «Стимулирование экономической активности в городе Иркутске на 2013-2017 годы».

Субсидии, выделенные СМСП в г. Иркутске в 2011 г.

Таблица 8

Наименование субсидии План, тыс. р. Факт, тыс. р. Количество СМСП Количество удовлетворенных заявок,%

подавших заявки получивших субсидию

По компенсации затрат на арендные платежи 1 105,7 1 104,7 25 14 56

По компенсации процентной ставки по привлеченным кредитам, займам и лизинговым платежам 277,3 246,4 3

По компенсации затрат на разработку и экспертизу бизнес-планов, инвестиционных проектов 0 0 0 0

По компенсации затрат на прохождение сертификации по международным стандартам 100,0 100,0 2

На начальном этапе ведения бизнеса 2 393,8 2 377,2 30 18 60

На участие в региональных, межрегиональных, международных конференциях, семинарах, выставках, ярмарках, программах обмена опытом 200,0 199,5 6

Всего 4 076,8 4 027,8 55 43 78

Составлено по данным Отчета о реализации за 2011 г. муниципальной целевой программы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в г. Иркутске на 2008-2012 годы». URL: http://www1.irkutsk.ru.

По состоянию на 1 января 2011 г., согласно данным Иркутскстата, на территории г. Иркутска осуществляли деятельность СМСП — 11 431 юридическое лицо и 6 338 индивидуальных предпринимателей. Следовательно, на муниципальном уровне финансовую поддержку получили 0,24 % от их общего числа, а средний размер субсидии составил 93,7 тыс. р. (на начальном этапе ведения бизнесе — чуть более 132 тыс. р.).

Всего за 3 года субсидии были предоставлены 115 субъектам малого предпринимательства на сумму 9 655 тыс. р. В 2013 г. предоставлено 42 субсидии на компенсацию затрат на приобретение основных средств и арендную плату, общий объем которых составил 9 млн р. Также субсидии на сумму 1 млн р. получили шесть предприятий, организующих группы присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста1.

Следует подчеркнуть, что заявительный характер, ограничение сроков подачи заявлений и конкурсных заявок, большие перечни документов, установленные критерии оценки заявок и ожидаемые государством результаты, продолжительные сроки получения субсидии (от сдачи заявки до перечисления на расчетный счет) — создают препятствия для получения СМСП государственной (муниципальной) поддержки в полном объеме и своевременно. Кроме того, для получения этих субсидий предприниматель самостоятельно должен изыскать значительные денежные средства на приобретение основных средств. Поскольку предлагаемая поддержка предназначена не для приобретения, а для компенсации понесенных затрат.

1 Электронное периодическое издание Gazetairkutsk.ru («ГазетаИркутск.ру»). URL: http:// www.gazetairkutsk.ru/2013/11/25/id89409/.

Запланированные целевыми программами объемы также накладывают ограничения на количество СМСП, которым удастся получить поддержку. Отчеты о выделенных средствах для субсидирования СМСП как на региональном, так и муниципальном уровнях не позволяют предпринимателям рассматривать их как реальный источник инвестирования, а скорее, как бонусную программу, требующую времени и определенных расходов на подготовку документов.

Изучение текста муниципальной и областных программ, а также порядков и правил предоставления субсидий позволяет сделать вывод, что предпринимателям для получения субсидии необходимо:

- собрать внушительный пакет документов, некоторые необходимо нотариально заверить и сделать их копии;

- соблюсти сроки получения информации из Федеральной налоговой службы (справка об отсутствии задолженности, выписка из ЕГРЮЛ), Пенсионного фонда и Фонда социального страхования (справка о состоянии задолженности по страховым взносам);

- подготовить в соответствии с установленной формой бизнес-план;

- изыскать денежные ресурсы на приобретение части основных средств;

- потратить большое количество времени не только для сбора документов, но и для отслеживания их продвижения в администрации города;

- ожидать решения профильных комиссий, подготовки распоряжения и соглашения о предоставлении субсидии;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- ожидать перечисления субсидии на расчетный счет.

Многие предприниматели оказываются вне существующей программы поддержки, поскольку не знают о ее существовании. Выделяемые на финансовую поддержку СМСП ресурсы оказываются объективно небольшими. Ресурсов же местных администраций подчас оказывается недостаточно для комплексной и всесторонней поддержки МСП. Возможно, этим объясняется отсутствие информации о программах поддержки в широком доступе — ограниченных финансовых ресурсов будет недостаточно для возможного потока заявок.

Как показывают опросы аналитиков и отчеты профильных ведомств, государственная финансовая поддержка не самый популярный источник инвестирования у СМСП. В большей степени СМСП рассчитывают на собственные силы, как в организации предприятия, так и в приобретении основных средств. Получение своевременной информационной и консультационной помощи выглядит более реалистичным.

Виды областных субсидий не отличаются большим разнообразием. Использовать такие объекты инфраструктуры поддержки СМСП как гарантийные фонды и фонды поддержки (микрофинансирования) не представляется возможным: краткосрочные займы предоставляются под высокий процент.

Несмотря на весомый перечень проблем МСП Иркутской области имеет реальные перспективы успешного развития при выполнении ряда условий:

- активная пропаганда предпринимательства, в том числе распространение информации о формах государственной поддержки через общественные организации региона и аппарат регионального бизнес-омбудсмена;

- включение бизнес-омбудсмена в состав конкурсной комиссии по предоставлению субсидий из областного бюджета СМСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки СМСП, региональный Совет по развитию МСП при Правительстве Иркутской области;

- расширение перечня предоставляемых субсидий из областного бюджета на основе изучения опыта лидеров рейтинга «Индекс ОПОРЫ» (Екатеринбург, Уфа, Омск, Московская, Челябинская, Самарская области);

- эффективная деятельность инфраструктуры поддержки СМСП, направленная не на собственное обустройство, а на непосредственную поддержку

МСП, в том числе формирование экономических и правовых условий, стимулов для саморазвития и конкурентоспособности малого и среднего предпринимательства с учетом отраслевых, географических, национальных, исторических особенностей и традиций, а также зарубежного опыта.

На наш взгляд, принятие программы противодействия коррупции и работа Уполномоченного по правам предпринимателей в регионе также будут способствовать развитию предпринимательства в Иркутской области.

Список использованной литературы

1. Винокуров М. А. Экономика Иркутской области / М. А. Винокуров, А. П. Суходолов. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 1999. — Т. 2. — 310 с.

2. Гуляева Л. В. Проблемы и перспективы развития субъектов малого и среднего бизнеса в условиях экономического кризиса / Л. В. Гуляева // Поддержка малого и среднего предпринимательства на федеральном, региональном и местном уровнях: опыт, проблемы и перспективы : сб. науч. тр. 5 Байкальского экономического форума / под ред. В. И. Самарухи. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2008. С. 35-43.

3. Киреенко А. П. Развитие налогообложения индивидуальных предпринимателей и борьба с уклонением от уплаты налогов / А. П. Киреенко, М. О. Климова // Регион: экономика и социология. — 2012. — № 1. — С. 142-159.

4. Самаруха В. И. Теневая экономика в системе предпринимательской деятельности региона / В. И. Самаруха, В. Ю. Буров. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2010. — 242 с.

5. Титов Б. Ю. России нужна налоговая революция / Б. Ю. Титов. — URL : http:// ombudsmanbiz.ru/2014/02/7962.html.

References

1. Vinokurov M. A., Sukhodolov A. P. Ekonomika Irkutskoi oblasti [Economy Irkutsk Region]. Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 1999. Vol. 2. 310 p.

2. Gulyaeva L. V. Problems and prospects of small and medium business development under the economic crisis. In Samarukha V. I. (ed.) Podderzhka malogo i srednego predprinimatelstva na federalnom, regional'nom i mestnom urovnyakh: opyt, problemy i perspektivy [Support for small and medium business at the federal, regional and local levels: experience, problems and prospects]. Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2008. Pp. 35-43 (in Russian).

3. Kireenko A. P., Klimova M. O. Improving taxation of sole proprietors and measures against tax evasion. Region: ekonomika i sotsiologiya - Region: Economics and Sociology, 2012, no. 1, pp. 142-159 (in Russian).

4. Samarukha V. I., Burov V. Yu. Tenevaya ekonomika v sisteme predprinimatelskoi deyatelnosti regiona [The shadow economy in the system of entrepreneurial activity of the region]. Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2010. 242 p.

5. Titov B. Yu. Rossii nuzhna nalogovaya revolyutsiya [Russia needs a tax revolution]. Available at: http://ombudsmanbiz.ru/2014/02/7962.html.

Информация об авторе

Санина Людмила Валерьевна — кандидат экономических наук, доцент, кафедра экономики и менеджмента сервиса, Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: [email protected].

Author

Sanina Liudmila Valerievna — PhD in Economics, Associate Professor, Department of Service Economy and Management, Baikal State University of Economics and Law, 11 Lenin St., 664003, Irkutsk, Russia, e-mail: [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.