38. См.: Аяпин А. П. Социалистическая дисциплина труда. М., 1967.
39. См.: Москаленко Г. К. Материалы к лекции «Закон и трудовая дисциплина». М., 1967.
40. См.: Трудовое право. Указатель литературы 1970-1975 гг. / сост. А. К. Безина. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1978. С. 94-104.
41. См.: Горшенин К. П. Право и трудовая дисциплина. М., 1971.
42. Там же. С. 4.
43. См.: Дисциплина труда в развитом социалистическом обществе. Библиографический указатель. М.: Государственная библиотека СССР, 1984.
44. См.: Будылин А. Трудовая дисциплина в системе социалистического образа жизни // Экономические науки. 1983. № 9. С. 39-43.
45. См.: Гавриленко Д. А. Дисциплина, мораль, право. Минск: Наука и техника, 1983.
46. См.: Данченко Н. И., Мацюк А. Р. Дисциплина труда. Киев, 1983.
47. См.: Ершов П. Н. Дисциплина и труд. Хабаровск, 1982.
48. См.: Смирнов В. А. Укрепление дисциплины труда - задача комплексная. М., 1980.
49. См.: Чуднов В. И. Дисциплина - закон пятилетки. М., 1981.
50. См.: Быховский И. Е. Дисциплина. Законность. Правопорядок. Л., 1983.
51. См.: Глазырин В. В., Никитинский В. И. Закон и дисциплина труда. М., 1980.
52. См.: Глух Ф. Искоренять нарушения государственной дисциплины. // Социалистическая законность. 1980. № 11. С. 8-10.
53. См.: Кондратьев Р. И. Актуальные вопросы дальнейшего совершенствования правового регулирования дисциплины труда // Вестник Львовского ун-та. Серия юридическая. 1981. Вып. 20. С. 63-68.
54. См.: Малахов В. Трудовая дисциплина // Человек и закон. 1980. № 2. С. 108-111.
55. См.: Орловский Ю. П. Право и трудовая дисциплина. М., 1982.
56. См.: Ходаковский И. А. Правовые меры укрепления трудовой дисциплины. Киев, 1982.
57. См.: Юрченко В. С. Трудовая дисциплина. Минск, 1982.
58. Дисциплина труда - дело каждого. М., 1982. С. 4.
59. См.: Севостьянов Г. М. Дисциплина труда и материальная ответственность рабочих и служащих за ущерб, причиненный предприятию. М., 1991.
60. См.: Малов В. Г. Дисциплинарная ответственность работников. М., 1993.
61. См.: Дисциплина трудового процесса в условиях формирования правового государства / сост. Н. Т. Михайленко и др. Фрунзе, 1990.
62. См.: Книги СССР. Ежегодник. 1990. Т. 1. Ч. 1. М.: Книжная палата, 1993. С. 169-197.
63. См.: Книги СССР. Ежегодник. 1991. Т. 1. Ч. 1. М.: Книжная палата, 1994. С. 187-218.
64. См.: Книги Российской Федерации. Ежегодник. 1993. Ч. 1. М.: Книжная палата, 1996. С. 179-181.
65. См.: Ковалева А. А., Журавлева В. А. Особенности правового регулирования трудовой дисциплины в 1930-е годы на предприятиях Урала // Грамота. 2009. № 1(2). C. 54-59. URL: www.gramota.net/ materials/ 3/ 2009/1/
66. Там же.
67. См.: Эльбуздукаева Т. У. Состояние трудовой дисциплины на промышленных предприятиях Чечено-Ингушетии и Северной Осетии в 20-30-е годы XX века // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. 2009. № ЗА. С. 105-108.
68. См.: Рощин Б. Е. Правовое обеспечение трудовой дисциплины в условиях военного коммунизма // Труд и социальные отношения. 2010. № 10. С. 114118.
УДК 338.246.027
Е. В. Ивонина
ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Необходимо признать, что осуществление бизнеса субъектами малого и среднего предпринимательства в современных условиях экономики невозможно без государственной финансовой поддержки. Виды, формы и механизмы предоставления финансовой поддержки на региональном уровне на примере Кировской области показывают, что регионы законодательно закрепляют и реализуют данный вид поддержки на достаточно высоком уровне.
There is no doubt that in the modern economic environment state financial support is the governing factor for carrying business by the subjects of small and medium business. Through the example of the Kirov region we see that the types, forms and mechanisms of giving financial support on the regional level are statutorily set forth and realized by the regions on a rather high level.
Ключевые слова: малый, средний бизнес, финансовая поддержка, кредитование, субсидирование.
Keywords: small business, medium business, financial support, crediting, subsidization.
В Российской Федерации на государственном уровне малое и среднее предпринимательство признано сферой экономической деятельности, способной при должной государственной политике обеспечить наиболее быстрый и значительный социально-экономический эффект. Одной из целей государственной политики развития и поддержки малого и среднего предпринимательства является создание экономических условий для свободного развития малого и среднего предпринимательства [1].
В Федеральном законе № 209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» одним из видов поддержки субъектов малого и среднего предприниматель-
© Ивонина Е. В., 2013
ства (далее по тексту — СМСП) определена финансовая поддержка [2].
Финансовая поддержка субъектов малого предпринимательства оказывается в Кировской области в следующих формах: гарантийное кредитование СМП; льготное кредитование СМП [3]; льготное инвестиционное кредитование субъектов малого предпринимательства; микрофинансирование начинающих предпринимателей [4]; микрофинансирование субъектов малого предпринимательства через систему кредитной кооперации [5]; субсидирование части затрат по договорам финансовой аренды (лизинга) [6]; субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, производящих и/ или реализующих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта [7].
Гарантийное кредитование - это предоставление фондами поддержки предпринимательства поручительств коммерческим банкам за субъектов малого или среднего предпринимательства, испытывающих сложности в привлечении кредитов из-за нехватки собственного залога [8]. Процедура, требования к субъектам, порядок и условия гарантийного кредитования изложены в Положении о порядке предоставления КОФПМСП поручительств СМСП [9].
Предельный размер поручительства Кировского областного фонда поддержки малого и среднего предпринимательства составляет 70% от суммы кредита, муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства - 50% от суммы кредита. Оставшиеся 30% и 50% залога соответственно СМСП должны предоставить самостоятельно.
Поручительство Кировским областным фондом поддержки малого и среднего предпринимательства предоставляется по кредитам в сумме, превышающей 1 млн рублей, районными фондами поддержки малого предпринимательства - без установления минимальной суммы кредита.
Требования, предъявляемые к СМСП, планирующим воспользоваться поручительством фондов, сформулированы в ст. 2 Положения о порядке предоставления КОФПМСП поручительств СМСП:
1. Зарегистрированы на территории Кировской области в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей ».
2. Отвечают критериям, установленным ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
3. Осуществляют хозяйственную деятельность на дату обращения за получением поручительства фондов на территории Кировской области не менее 3 месяцев.
4. Не имеют за 3 месяца, предшествующих дате обращения за получением поручительства фондов, нарушений условий ранее заключенных кредитных договоров, договоров займа, финансовой аренды (лизинга) и т. п. (для СМСП, заключивших указанные договоры).
5. Не имеют на последнюю отчетную дату перед датой обращения за получением поручительства фондов просроченной задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам перед бюджетами всех уровней.
6. В отношении которых в течение двух лет (либо меньшего срока, в зависимости от срока хозяйственной деятельности), предшествующих дате обращения за получением поручительства фондов, не применялись процедуры несостоятельности (банкротства), в том числе наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, либо санкции в виде аннулирования или приостановления действия лицензии (в случае, если деятельность СМСП подлежит лицензированию).
7. Предоставили обеспечение кредита в размере не менее 30% (при предоставлении поручительства Кировским областным фондом поддержки малого и среднего предпринимательства) или 50% (при предоставлении поручительства муниципальными фондами поддержки малого предпринимательства) от суммы своих обязательств по кредитной сделке [10].
8. Поручительство Фонда предоставляется на условиях субсидиарной ответственности Фонда перед Банком путем заключения трехстороннего договора поручительства между Банком, Заемщиком и Фондом на основании типовой формы Фонда.
Фонд предоставляет поручительство в валюте Российской Федерации на срок действия Кредитного договора, по кредитным договорам, заключенным на срок не менее 1 (одного) года и в сумме, превышающей 1 (один миллион) рублей [11].
Услуги Фонда, связанные с предоставлением поручительств Банку в обеспечение исполнения части обязательств Заемщиков, оказываются Заемщикам на возмездной основе: единовременный платеж за предоставление поручительства составляет 1% от первоначального размера предоставленного поручительства, уплачивается Заемщиком Фонду в течение 3 (трех) рабочих дней с даты предоставления поручительства.
Вознаграждение Фонда за предоставление поручительства составляет 1% годовых от оставшегося размера предоставленного поручительства, уплачивается Заемщиком ежемесячно до 15 (пятнадцатого) числа месяца следующего за отчетным, с даты предоставления поручительства. Допускается предоставление поручительств без взимания
платы, если при этом поручительство выдается по кредиту не менее 1 (одного) и не более 3 (трех) миллионов рублей в отношении одного заемщика, при этом минимальная доля обеспечения со стороны заемщика по кредиту (сумме кредита и процентов на нее) должна быть не менее 70% от суммы обязательств. Решение о предоставлении поручительства по кредиту без взимания платы принимается заместителем директора фонда по вопросам гарантийного кредитования. Предоставление поручительств без взимания платы допускается на общую сумму, не превышающую 20% (двадцать) процентов величины Гарантийного фонда.
Совокупный объем поручительств Фонда, одновременно действующий в отношении одного Заемщика (по действующим договорам), не может превышать 10% (десять) от размера Гарантийного фонда, при этом поручительство Фонда не может быть предоставлено, если это приведет к превышению установленного Фондом для Банка Лимита поручительств [12].
В 2011 г. поддержку в виде предоставления поручительств по банковским кредитам получили 99 субъектов малого и среднего бизнеса Кировской области, общая сумма предоставленных поручительств составила 139 297 500 рублей [13].
В 2012 г. по состоянию на 03 мая аналогичную поддержку получили пока только 6 субъектов малого предпринимательства на общую сумму поручительств 17 018 500 рублей [14]. Для сравнения, в 2011 г., на этот же период (на 04 мая 2011 г.), поддержка была оказана 50 субъектам малого предпринимательства.
Аьготное кредитование - это предоставление субъектам малого предпринимательства (далее - СМП) Кировским областным фондом поддержки малого и среднего предпринимательства, а также районными фондами поддержки малого предпринимательства займов на льготных условиях на пополнение оборотных средств [15].
Условия льготного кредитования сформулированы в Положении о порядке и условиях предоставления Кировским областным фондом поддержки малого и среднего предпринимательства займов субъектам малого предпринимательства [16]:
- Максимальная сумма займа - 1 000 000 рублей.
- Максимальный срок займа - 1 год.
- Обеспечение по займу - не менее 70% от суммы займа.
- Базовая процентная ставка - от 7 до 9,5% годовых.
Величина ставки зависит от цели займа, от отрасли деятельности заемщика, от размера предоставленного обеспечения и социальной значимости проекта.
Требования, предъявляемые к СМП, планирующим получить займ:
1. Зарегистрированы на территории Кировской области в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
2. Относятся к категории СМП и соответствуют условиям, установленным ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
3. Осуществляют предпринимательскую деятельность на территории Кировской области не менее 3 (трех) месяцев.
4. Не имеют просроченной задолженности по налоговым и иным обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации.
5. Предоставили обеспечение возврата получаемого займа.
6. Не имеют просроченной задолженности сроком свыше 30 календарных дней по лизинговым и/или кредитным платежам (основному долгу и процентам), в том числе отсутствие указанной задолженности у учредителей (участников) СМП (в случае, если у СМП имеются действующие кредитные договоры).
7. Не находятся в состоянии реорганизации, не сообщили о себе ложные сведения, а также в отношении которых не приняты в установленном законодательством Российской Федерации порядке решения о признании банкротом, приостановлении деятельности или ликвидации.
В 2011 г. помощь в виде предоставления микрозаймов в сумме до 1 млн рублей получили 676 предпринимателей города и области. В 2012 г. по состоянию на апрель данным видом помощи воспользовались 105 субъектов малого бизнеса [17].
Аьготное инвестиционное кредитование - это предоставление субъектам малого предпринимательства Кировским областным фондом поддержки малого и среднего предпринимательства, а также районными фондами поддержки малого предпринимательства займов на льготных условиях на приобретение основных средств, а также на строительство и реконструкцию коммерческой недвижимости [18].
Условия кредитования изложены в Положении о порядке и условиях предоставления Кировским областным фондом поддержки малого и среднего предпринимательства инвестиционных займов субъектам малого предпринимательства [19]:
- Максимальная сумма займа - 2,5 млн рублей.
- Максимальный срок займа - 2 года.
- Обеспечение по займу - не менее 70% от суммы займа должен предоставить субъект малого предпринимательства.
— Базовая процентная ставка — от 11,5 до 14% годовых. Величина ставки зависит от цели займа, от отрасли деятельности заемщика, от размера предоставленного обеспечения и социальной значимости проекта.
Микрофинансирование начинающих предпринимателей — это предоставление, прошедшим обучение по программе «Начинающий предприниматель», Кировским областным фондом поддержки малого и среднего предпринимательства, а также районными фондами микрозаймов на льготных условиях на реализацию бизнес-инициатив. Микрозаймы предоставляются на срок до 2 лет, максимальная сумма микрозайма 500 000 рублей, базовая процентная ставка от 6,5% до 12% годовых [20].
Условия микрофинансирования начинающих предпринимателей изложены в «Положении о порядке и условиях предоставления Кировским областным фондом поддержки малого и среднего предпринимательства микрозаймов« [21].
Требования, предъявляемые к получателям господдержки в форме микрозаймов:
1) Прохождение курса «Начинающий предприниматель». Подобные курсы проводятся ежегодно департаментом развития предпринимательства и торговли Кировской области. Обучение бесплатное, общая продолжительность курса — 2 месяца. Весь процесс подготовки предпринимателей построен таким образом, чтобы слушатели смогли получить практические знания и умения, начиная с официальной регистрации деятельности и заканчивая эффективными коммуникациями с партнерами. По итогам обучения слушатели должны подготовить бизнес-план создания нового или развития существующего предприятия и защитить его перед экспертной комиссией.
2) Успешная защита бизнес-плана перед экспертной комиссией.
3) Регистрация на территории Кировской области в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей ».
4) Отсутствие просроченной задолженности по налоговым и иным обязательным платежам.
5) Наличие обеспечения возврата получаемого микрозайма.
6) Отсутствие начатых в отношении СМП процедур ликвидации, реорганизации, приостановления деятельности или банкротства [22].
В 2011 г. в Кировской области данный вид помощи был оказан 10 начинающим предпринимателям на общую сумму займов 2 750 000 рублей.
Микрофинансирование субъектов МСП через систему кредитной кооперации. Порядок и ус-
ловия оказания данного вида поддержки закреплены в «Положении о порядке и условиях предоставления Кировским областным фондом поддержки малого и среднего предпринимательства займов кредитным потребительским кооперативам» [23] и «Положении о порядке и условиях предоставления Кировским областным фондом поддержки малого и среднего предпринимательства займов сельскохозяйственным потребительским кредитным кооперативам» [24].
На территории Кировской области создана система кредитных кооперативов. В соответствии с действующим законодательством кредитные кооперативы бывают двух видов: кредитные потребительские кооперативы и сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы (далее — КПК).
Кредитный кооператив — это некоммерческая организация, которая выполняет две основные функции: привлечение от населения свободных денежных средств на депозит; выдача за счет привлеченных средств своим пайщикам, в том числе субъектам малого предпринимательства, микрозаймов на упрощенных условиях.
КПК в классическом варианте — это прежде всего группа людей, которые, как правило, знают друг друга, потенциального заемщика и его деловые качества. Не случайно «кассы взаимопомощи» в большинстве своем сформированы по профессиональному или территориальному принципу. Владельцами кооператива являются сами пайщики. Они же и определяют политику — все вопросы решают на общем собрании по принципу «один пай — один голос». По словам руководителей КПК, доходы за вычетом расходов на содержание кооператива поступают в виде процентов пайщикам. Кстати, за счет минимальных административных расходов — речь обычно идет о небольшом штате (как правило, два-три человека) и скромном офисе (стандартный кооператив умещается в одной комнате) — кооперативы могут позволить себе большие ставки по вкладам. Кредитные кооперативы могли бы быть более эффективным финансовым инструментом для малого бизнеса, но участники рынка считают, что крайне высоки риски большого процента невозвратов. «Малый бизнес мы кредитуем, но в исключительных случаях — только при имеющемся доверии к заемщику, говорит директор крупного КПК Вячеслава Фефелова. — Я не могу рисковать деньгами своих пайщиков» [25].
Осознавая данную проблему, Кировский областной фонд поддержки малого и среднего предпринимательства предусматривает возможность финансирования деятельности кредитных потребительских кооперативов.
По опыту других субъектов РФ (в частности, Липецкой области) стимулом для кооперативов
более активно развивать поддержку предпринимателей может стать выступление Фонда в качестве гаранта и поручителя у предпринимателей, которые будут получать займы в кредитных кооперативах, и возможность получения кредитов КПК в банках под гарантию Фонда [26].
На сегодняшний момент для поддержки кредитных кооперативов в Кировской области им предоставляется финансовая помощь в виде займов на пополнение фонда финансовой взаимопомощи. Совокупный размер займов одному кооперативу не может превышать 4,5 млн рублей. Займы кредитным кооперативам предоставляются Кировским областным фондом поддержки малого и среднего предпринимательства.
Требования, предъявляемые к кредитным потребительским кооперативам, планирующим воспользоваться финансовой поддержкой:
1. Соответствуют требованиям, установленным ст. 7 и 8 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации».
2. Не имеют просроченной задолженности по налоговым и иным обязательным платежам.
3. Не находятся в состоянии реорганизации, а также в отношении которых не приняты в установленном законодательством Российской Федерации порядке решения о признании банкротом, приостановлении деятельности или ликвидации.
Для сельскохозяйственных кооперативов дополнительно:
- Соответствуют требованиям, установленным п. 1 и 14 ст. 4 и п. 1, 9, 10, 11 и 14 ст. 40.1 Федерального закона от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» [27].
- Кировский областной фонд поддержки малого и среднего предпринимательства является ассоциированным членом Заемщика.
По данным департамента сельского хозяйства и продовольствия Кировской области, в настоящее время в Кировской области действует более 150 сельскохозяйственных кооперативов [28].
Субсидирование части затрат по договорам финансовой аренды (лизинга). В соответствии с Постановлением Правительства Кировской области от 15.06.2010 № 55/260 «О предоставлении субсидий субъектам малого предпринимательства на возмещение части затрат по договорам финансовой аренды (лизинга) и по оплате процентной ставки по кредитам», субсидии предоставляются СМСП, приобретающим основные средства по договорам финансовой аренды (лизинга) для осуществления предпринимательской деятельности.
Требования, предъявляемые к получателям государственной поддержки в виде субсидий на возмещение части затрат по договорам финансовой аренды (лизинга):
1. Зарегистрированы в установленном порядке на территории Кировской области.
2. Отвечают критериям, установленным ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
3. Отсутствие у СМП задолженности по платежам на всех уровнях бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов на дату представления документов (при наличии задолженности СМП имеет право представить документы о ее гашении).
4. СМП должен принять обязательство по сохранению и/или созданию рабочих мест.
5. Средний размер оплаты труда у наемных работников СМП должен быть не ниже следующего размера: для СМП, осуществляющих свою деятельность в сфере народных художественных промыслов и сельского хозяйства, не ниже размера прожиточного минимума на душу населения, действующего на дату предоставления документов; для СМП, осуществляющих свою деятельность в иных сферах и отраслях экономики, не ниже полуторакратного размера прожиточного минимума на душу населения, действующего на дату предоставления документов.
Предусмотрены следующие виды и размеры субсидий [29]:
1. Возмещение затрат по выплате авансовых платежей
Размер субсидии: 100% от суммы авансовых платежей, уплаченных СМП по договорам финансовой аренды (лизинга), но не более:
- 200 тыс. рублей по одному договору для СМП, приобретающих автотранспортные средства. Не субсидируются затраты, связанные с приобретением легкового автотранспорта;
- 300 тыс. рублей по одному договору для СМП, приобретающих основные средства (оборудование, устройства, механизмы, приборы, аппараты, агрегаты, установки, машины, средства и технологии, универсальные мобильные платформы, оборудованные под универсальные мобильные платформы).
Примечание: универсальные мобильные платформы - это мобильный центр поддержки предпринимательства; мобильный образовательный центр; мобильная служба быта; мобильный шиномонтаж; мобильный пункт быстрого питания; мобильный пункт производства готовых к употреблению продуктов питания (хлебобулочные и кондитерские изделия, блины, гриль, пончики и прочее); мобильный ремонт обуви; мобильный центр первичной обработки и фасовки сельскохозяйственной продукции; мобильный пункт заготовки молочной продукции; мобильный центр реализации продукции сельхозтоваропроизводителей; мобильный салон красоты и т. п.
2. Возмещение части затрат по выплате ежемесячных лизинговых платежей
Размер субсидии: двойная ставка рефинансирования ЦБ РФ, действовавшая на дату заключения договора финансовой аренды (лизинга), от суммы ежемесячных лизинговых платежей, но не более: 200 тыс. рублей по одному договору для СМП, приобретающих автотранспортные средства (за исключением автотранспортных средств, относящихся к типу «легковые» в соответствии с паспортом транспортного средства); 300 тыс. рублей по одному договору для СМП, приобретающих основные средства (оборудование, устройства, механизмы, приборы, аппараты, агрегаты, установки, машины, средства и технологии, универсальные мобильные платформы, оборудованные под универсальные мобильные платформы).
Возмещение части затрат по выплате процентов по договору финансовой аренды (лизинга). Размер субсидии: 2/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей на момент выплаты СМП процентов по договорам финансовой аренды (лизинга), но не более размера процентной ставки по договору финансовой аренды (лизинга) и не более: 200 тыс. рублей по одному договору для СМП, приобретающих автотранспортные средства (за исключением автотранспортных средств, относящихся к типу «легковые» в соответствии с паспортом транспортного средства); 300 тыс. рублей по одному договору для СМП, приобретающих основные средства (оборудование, устройства, механизмы, приборы, аппараты, агрегаты, установки, машины, средства и технологии, универсальные мобильные платформы, оборудованные под универсальные мобильные платформы).
Гранты на возмещение обязательств по выплате первого лизингового платежа (предоставляются СМП, вновь зарегистрированным и действующим на момент подачи документов менее 1 года).
Грант — субсидия, предоставляемая субъекту малого предпринимательства на возмещение обязательств по выплате части авансового платежа по договору финансовой аренды (лизинга). Размер гранта: 9/10 от размера первого лизингового платежа по договору финансовой аренды (лизинга), но не более 1 млн рублей по одному договору.
Ограничения в предоставлении субсидий:
1. По одному договору финансовой аренды (лизинга) СМП могут воспользоваться только одним видом субсидии.
2. СМП в течение одного финансового года может получить государственную поддержку не более чем по трём договорам финансовой аренды (лизинга).
Не позднее 1 месяца со дня получения гранта СМП должен представить:
— документы, подтверждающие факт направления гранта на выплату первого лизингового платежа, установленного графиком уплаты лизинговых платежей по договору финансовой аренды (лизинга) [30].
В 2011 г. в Кировской области субсидии на возмещение затрат по выплате авансовых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга) получили 45 субъектов малого предпринимательства на общую сумму 10 955 500 рублей и 64 микропредприятия на общую сумму 14 721 000 рублей [31].
Помощь в форме грантов на возмещение обязательств по выплате авансовых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга) была в 2011 г. предоставлена 15 субъектам малого предпринимательства на общую сумму 11 486 700 рублей [32].
Субсидии на возмещение части затрат по выплате процентов по договорам финансовой аренды (лизинга) в 2011 г. получили 2 субъекта малого бизнеса на общую сумму 257 446 рублей [33].
Предоставление аналогичных субсидий и грантов было продолжено в 2012 г. Приведенные статистические данные позволяют сделать вывод, что рассматриваемая форма финансовой поддержки является одной из самых востребованных малым бизнесом и стабильно оказывается предпринимателям Кировской области.
Субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, производящих и/или реализующих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта. Субсидии предоставляются субъектам малого и среднего предпринимательства, производящим и/или реализующим товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта.
Виды и размеры субсидий:
1. Возмещение части затрат СМСП по оплате процентной ставки по кредитам.
Размер субсидии: 50% произведенных затрат по оплате процентной ставки по кредитам, но не более 1/2 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей на дату предоставления кредита.
Возмещению подлежит часть затрат СМСП по оплате процентной ставки по кредитам по текущим кредитным договорам и по кредитным договорам, прекратившим свое действие не ранее 01.01.2010 г.
2. Возмещение части затрат СМСП, связанных с оплатой услуг по выполнению обязательных требований законодательства РФ и/или законодательства страны-импортера (в том числе сертификация, регистрация, выполнение иных обязательных требований, необходимых для экспорта продукции).
Размер субсидии: 50% произведенных затрат, но не более 500 тыс. рублей на возмещение зат-
рат, связанных с получением одного сертификата, и не более 1 млн рублей на 1 СМСП. Возмещению подлежит часть затрат СМСП, связанных с оплатой услуг по выполнению обязательных требований по договорам, текущие обязательства по которым исполнены и оплачены не ранее 01.01.2006 г.
3. Возмещение части затрат СМСП, связанных с участием в выставочно-ярмарочных мероприятиях за рубежом.
Размер субсидии: 2/3 произведенных затрат. Субсидии предоставляются СМСП, принимавшим участие в выставочно-ярмарочных мероприятиях за рубежом не ранее 01.01.2006 г.
Возмещению подлежит часть затрат СМСП по оплате регистрационного сбора за участие в вы-ставочно-ярмарочных мероприятиях за рубежом, часть затрат по оплате аренды выставочной площади, в том числе оборудованной, а также часть затрат по оплате аренды дополнительного оборудования для участия в выставочных мероприятиях за рубежом.
Возмещению подлежит часть затрат СМСП, связанных с участием в выставочно-ярмарочных мероприятиях по договорам, текущие обязательства по которым исполнены и оплачены.
4. Возмещение части затрат СМСП по регистрации и/или правовой охране за рубежом результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации юридического лица и продукции.
Размер субсидии: 2/3 произведенных затрат.
Возмещению подлежит часть затрат СМСП по регистрации и/или правовой охране за рубежом результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации (фирменного наименования, товарного знака, промышленного образца) юридического лица и продукции по договорам, текущие обязательства по которым исполнены и оплачены не ранее 01.01.2006 г.
5. Возмещение части затрат СМСП по оплате услуг по разработке средств индивидуализации юридического лица и продукции, предназначенной для экспорта.
Размер субсидии: 50% произведенных затрат.
Возмещению подлежит часть затрат СМСП по оплате услуг по разработке средств индивидуализации (фирменного наименования, товарного знака, промышленного образца) юридического лица и продукции, предназначенной для экспорта, по договорам, текущие обязательства по которым исполнены и оплачены не ранее 01.01.2006 г.
Требования к получателям господдержки в форме субсидирования затрат:
1. Зарегистрированы на территории Кировской области.
2. Отвечают критериям, установленным ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
3. Осуществляют производство и/или реализацию продукции на экспорт.
4. Отсутствует задолженность СМСП по платежам в бюджеты всех уровней и бюджеты государственных внебюджетных фондов на дату предоставления документов (при наличии задолженности СМСП имеет право представить документы о ее гашении) [34].
В 2011 г. данные субсидии были предоставлены в Кировской области 17 субъектам малого предпринимательства, 7 субъектам среднего бизнеса и 1 микропредприятию. Общая сумма предоставленных субсидий составила 15 млн рублей [35].
В рамках отраслевого подхода к поддержке субъектов малого предпринимательства в Кировской области осуществляется поддержка малого инновационного предпринимательства, а также поддержка малого предпринимательства в сферах бытового обслуживания, туризма, торговли, народных художественных промыслов и ремёсел. В рамках отраслевого подхода меры поддержки оказываются комплексно: включают в себя как финансовые, так и иные формы (инфраструктурную, информационно-рекламную поддержку, мероприятия, направленные на повышение квалификации руководителей и сотрудников).
Пример финансовой поддержки: грантовая поддержка малых инновационных компаний проводится в форме конкурса [36]. Цель — оказание финансовой поддержки в форме грантов малым инновационным компаниям, реализующим инновационные проекты [37].
Грант - денежные средства, предназначенные для компенсации следующих общих (капитальных и текущих) затрат малой инновационной компании: исследование и разработка новых продуктов, услуг и методов их производства (передачи), новых производственных процессов; производственное проектирование и дизайн; приобретение машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями; приобретение новых технологий и программных средств; обучение и подготовка персонала, связанные с инновациями; маркетинговые исследования; уплата процентов по кредитам, привлеченным в кредитных организациях; уплата лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга); сертификация и патентование интеллектуальной собственности; иные виды затрат, связанные с разработкой, производством и/или внедрением инновационной продукции (работ, услуг) [38].
Сумма гранта одному победителю конкурса не может превышать 500 тыс. рублей. Организа-
тором конкурса является Кировский областной фонд поддержки малого и среднего предпринимательства.
В сфере народных художественных промыслов осуществляются следующие формы финансовой помощи:
1. Предоставление льгот по налогу на прибыль организациям народных художественных промыслов (далее — НХП). Ставка налога на прибыль снижена на 4% в части суммы налога, зачисляемого в областной бюджет (Закон Кировской области от 21.12.2002 № 126-ЗО «О снижении ставки налога на прибыль организациям народных художественных промыслов»).
2. Закупка изделий НХП для формирования подарочного фонда Правительства Кировской области.
3. Субсидирование части затрат, связанных с потреблением электроэнергии. Размер субсидии: не более 90% от фактической платы за электрическую энергию, потребленную в предыдущем году на собственные промышленно-производ-ственные нужды для производства изделий НХП, по установленным тарифам без учета налога на добавленную стоимость [39].
Анализ осуществляемых в Кировской области форм поддержки малого и среднего предпринимательства позволяет сделать вывод о комплексном подходе к этому важнейшему для экономики области вопросу и соответствии мер и форм поддержки главной цели: «развитию ресурса предпринимательства для обеспечения максимально полного использования экономического и социального потенциала региона» [40].
Актуальными перспективами и направлениями развития законодательства в сфере регулирования малого и среднего бизнеса являются:
1) Совершенствование форм имущественной поддержки и налогового стимулирования малого и среднего предпринимательства.
«Совершенствование системы налогообложения малого предпринимательства, снижение налогового бремени, упрощение процедур налогообложения и представления отчетности, создание благоприятных условий для легализации (введения в правовое поле) и развития малого предпринимательства являются необходимыми условиями улучшения налогового климата у субъектов малого предпринимательства» [41].
2) Совершенствование финансового законодательства, направленное на повышение доступности кредитования субъектов малого и среднего бизнеса в российских банках.
«Главная проблема, с которой сталкиваются банки при работе с гарантийными фондами, — это отсутствие единых правил и стандартов их работы, что приводит к бумажной волоките и
мешает построить работу одинаково во всех регионах. Но несмотря на это российские банки активно развивают предоставление кредитов под гарантии фондов поддержки малого бизнеса» [42]. Нормативно-правовое преодоление данной проблемы способно сделать эту форму поддержки ещё более эффективной.
Примечания
1. Малый бизнес. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki. (Дата обращения: 02.04.2013).
2. О развитии малого и среднего предпринимательства. URL: http://government.ru/gov/agencies/132/print. (Дата обращения: 02.04.2013).
3. Льготное кредитование субъектов малого предпринимательства. URL: http://mbko.ru/assistance/ finance/otherform/benefits. (Дата обращения: 02.04.2013).
4. Микрофинансирование субъектов малого предпринимательства через систему кредитной кооперации. URL: http://mbko.ru/assistance/finance/otherform/ cooperation. (Дата обращения: 02.04.2013).
5. Микрокредитование СМП. URL: http://mbko.ru/ assistance/finance/microcredit. (Дата обращения: 02.04.2013).
6. Субсидирование части затрат субъектов малого предпринимательства по договорам финансовой аренды (лизинга). URL: http://www.pgmu.ako.kirov.ru/web/ guest. (Дата обращения: 02.04.2013).
7. Субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, производящих и (или) реализующих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта. URL: http://mbko.ru/ assistance/finance/subsidy/export. (дата обращения: 02.04.2013).
8. Гарантийное кредитование субъектов малого и среднего предпринимательства. URL: http:// old.mbko.ru/ registry/infr/info/ event/ 33,10261. (Дата обращения: 02.04.2013).
9. Положение о порядке и условиях предоставления Кировским областным фондом поддержки малого и среднего предпринимательства поручительств субъектам малого и среднего предпринимательства: утв. общим собранием учредителей КОФПМСП: протокол от 31 марта 2010 года № 2. (Дата обращения: 03.04.2013).
10. Гарантийное кредитование субъектов малого и среднего предпринимательства. URL: http://mbko.ru/ assistance/finance/otherform/guarantee. (дата обращения: 02.04.2013).
11. Положение о порядке и условиях предоставления Кировским областным фондом поддержки малого и среднего предпринимательства поручительств субъектам малого и среднего предпринимательства: утв. общим собранием учредителей КОФПМСП: протокол от 31 марта 2010 года № 2. Пункты 2.3.-2.4. URL: http://old.mbko.ru>files/?unid=33,10717. (Дата обращения: 02.04.2013).
12. Положение о порядке и условиях предоставления Кировским областным фондом поддержки малого и среднего предпринимательства поручительств субъектам малого и среднего предпринимательства: утв. общим собранием учредителей КОФПМСП: протокол от 31 марта 2010 года № 2. Пункты 2.5-2.6. URL: http://old.mbko.ru>files/?unid=33,10717. (Дата обращения: 02.04.2013).
13. Предоставление поручительств по банковским кредитам: реестр субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки за 2011 год в виде предоставления поручительств по банковским кредитам. URL: admselenga.ru. (Дата обращения: 02.04.2013).
14. Предоставление поручительств по банковским кредитам: реестр субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки за 2011 год в виде предоставления поручительств по банковским кредитам. URL: admselenga.ru. (Дата обращения: 02.04.2013).
15. Финансово-кредитная поддержка субъектов малого предпринимательства. URL: http:// www.kirovreg.ru/econom/smallbusiness/ index4.php?print=Y/ (Дата обращения: 02.04.2013).
16. О порядке и условиях предоставления Кировским областным фондом поддержки малого и среднего предпринимательства инвестиционных займов субъектам малого предпринимательства: положение. URL: http://www.kfpp.ru. (Дата обращения: 03.04.2013).
17. Предоставление поручительств по банковским кредитам: реестр субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки за 2011 год в виде предоставления поручительств по банковским кредитам. URL: http:admselenga.ru. (Дата обращения: 02.04.2013).
18. Льготное инвестиционное кредитование субъектов малого предпринимательства. URL: http://mbko.ru/ assistance/finance/otherform/invest. (Дата обращения: 02.04.2013).
19. Положение о порядке и условиях предоставления Кировским областным фондом поддержки малого и среднего предпринимательства поручительств субъектам малого и среднего предпринимательства: утв. общим собранием учредителей КОФПМСП: протокол от 31 марта 2010 года № 2. Пункты 2.5-2.6. URL: http://old.mbko.ru>files/?unid=33,10717. (Дата обращения: 02.04.2013).
20. Льготное инвестиционное кредитование субъектов малого предпринимательства. URL: http://mbko.ru/ assistance/finance/otherform/invest. (Дата обращения: 02.04.2013).
21. О порядке и условиях предоставления Кировским областным фондом поддержки малого и среднего предпринимательства инвестиционных займов субъектам малого предпринимательства: положение. URL: http://www.kfpp.ru. (Дата обращения: 03.04.2013).
22. Портал малого и среднего предпринимательства. URL: http://mbko.ru/liga/ archive.php?SHOWALL_1 = 1. (Дата обращения: 02.04.2013).
23. О порядке и условиях предоставления Кировским областным фондом поддержки малого и среднего предпринимательства займов сельскохозяйственным потребительским кредитным кооперативам: положение. URL: http://www.mbko.ru. (Дата обращения: 02.04.2013).
24. О порядке и условиях предоставления Кировским областным фондом поддержки малого и среднего предпринимательства займов сельскохозяйственным потребительским кредитным кооперативам: положение. URL: http://www.mbko.ru. (Дата обращения: 03.04.2013).
25. Нам на выручку придут пайщики. URL: http:// www.rmcenter.ru. (Дата обращения: 03.04.2013).
26. Там же.
27. О сельскохозяйственной кооперации: фед. закон. URL: http://www.consultant.ru. (Дата обращения: 03.04.2013).
28. [Статистика сельскохозяйственных кооперативов в Кировской области]. URL: http://www.dsx-kirov.ru. (Дата обращения: 02.04.2014).
29. Финансово-кредитная поддержка. URL: http:// www.kirovreg.ru/econom/smallbusiness/priors/2.php. (Дата обращения: 02.04.2013).
30. О предоставлении субсидий субъектам малого предпринимательства на возмещение части затрат по договорам финансовой аренды (лизинга) и по оплате процентной ставки по кредитам: постановление Правительства Кировской области от 15.06.2010 № 55/ 260. URL: http://www.consultant.ru. (Дата обращения: 03.04.2013).
31. Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки за 2011 год в виде предоставления субсидий на возмещение затрат по выплате авансовых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга). URL: http://www.mbko.ru/ register/2012/leasing_advance. (Дата обращения: 02.03.2013).
32. Там же.
33. Там же.
34. Порядок предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, производящим и (или) реализующим товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта: утв. постановлением Правительства Кировской области от 13.12.2010 № 81/ 592 (ред. от 03.05.2011. URL: http://base.consultant.ru. (Дата обращения: 02.04.2013).
35. Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки за 2011 год...
36. Положение о конкурсе по отбору малых инновационных компаний для предоставления им государственной поддержки в форме грантов. URL: http:/ /kirovnet.ru/forum/index.php?topic=566803. (Дата обращения: 02.04.2013).
37. Поддержка малого инновационного предпринимательства. URL: http://www.kirovreg.ru/econom/ smallbusiness/priors/6.php?print=Y. (Дата обращения: 04.04.2013).
38. Грантовая поддержка малых инновационных компаний. URL: http://www.mbko.ru/assistance/ innovation/grant. (Дата обращения: 02.04.2013).
39. Порядок предоставления субсидий организациям народных художественных промыслов на возмещение части их затрат по оплате потребленной электрической энергии: утв. постановлением Правительства Кировской области от 1 июня 2010 г. № 53/245, в ред. от 25.01.2012. URL: http://base.consultant.ru. (Дата обращения: 04.04.2013).
40. Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Кировской области» на 2010-2014 годы: областная целевая программа : утв. постановлением Правительства Кировской области от 25 августа 2009 г. № 22/259). П. п. 2.1. URL: http:// base.consultant.ru/regbase. (Дата обращения: 02.04.2013).
41. Денисовская А. А. Государственная политика в развитии и поддержки малого предпринимательства, на пути выхода из экономического кризиса // Россия на пути выхода из экономического кризиса: сб. науч. ст. СПб., 2010. URL: http://www.ibl.ru/konf/130510. (Дата обращения: 05.04.2013).
42. Владимиров И. Дело за малым // Business Guide (Финансирование среднего и малого бизнеса). Приложение № 7 (138). 2012. 10 апр. URL: http:// www.kommersant.ru/doc/1906269/print. (Дата обращения: 04.04.2013).
УДК 347.95
Д. Б. Савельев
ЯВНОЕ ПРЕВЫШЕНИЕ РАЗУМНОЙ ПОТРЕБНОСТИ В ЖИЛИЩЕ КАК КРИТЕРИЙ ОБРАЩЕНИЯ ВЗЫСКАНИЯ НА ЕДИНСТВЕННОЕ ЖИЛОЕ ПОМЕЩЕНИЕ ДОЛЖНИКА-ГРАЖДАНИНА
В статье анализируется позиция Конституционного суда РФ по проблеме коллизии прав кредитора и должника при применении имущественного иммунитета от обращения взыскания на единственное жилое помещение гражданина.
The article deals with the position of the RF Constitutional Court on the issue of collision of Creditor's and Debtor's rights in case of Debtor's exemption from liability for foreclosure of the only living quarters of a citizen.
Ключевые слова: жилое помещение, право на жилище, баланс интересов, норма минимальной жилой площади, исполнительное производство, ипотека.
Keywords: living quarters, right to housing, the balance of interests, norms of the minimal floor space, executive manufacture, mortgage.
В настоящее время особую остроту приобрел вопрос о дальнейшем существовании исполнительского (имущественного) иммунитета на единственное пригодное для постоянного проживания жилое помещение гражданина. Данная норма является одной из немногих действительно эффективных и реально действующих на практике гарантий конституционного права на жилище. Содержание данного имущественного иммунитета от взыскания закреплено в абз. 2 ч. 1 ст. 446 ГПК РФ, действующая редакция которой гласит: «Взыскание по исполнительным документам не может быть обращено на следующее имущество, принадлежащее гражданину-должнику на праве собственности: жилое помещение (его части), если для гражданина-должника и членов его семьи, совместно проживающих в принадлежащем помещении, оно является единственным пригодным для постоянного проживания помещением, за исключением указанного в настоящем абзаце имущества, если оно является пред-
© Савельев Д. Б., 2013
метом ипотеки и на него в соответствии с законодательством об ипотеке может быть обращено взыскание».
Достаточно длительное время данная норма не являлась предметом ни пристального внимания правоведов, ни оживленных общественных дискуссий. Как отмечает В. В. Ярков, «до сих пор в комментариях к ГПК РФ норма ст. 446 практически никогда не рассматривалась критически, а толковалась вполне позитивно либо воспринималась как целесообразное правило, которое вообще не комментировалось» [1].
Между тем Конституционный суд РФ достаточно давно обращает свое внимание на проблему существования этого вида имущественного иммунитета с точки зрения баланса конституционных прав кредитора и должника. Данный вопрос затрагивался Конституционным судом РФ в целом ряде определений, а именно: от 4 декабря 2003 г. № 456-О, от 20 октября 2005 г. № 382-О, от 24 ноября 2005 г. № 492-О, от 19 апреля 2007 г. № 241-О-О, от 20 ноября 2008 г. № 956-О-О, от 1 декабря 2009 г. № 1490-О-О, от 22 марта 2011 г. № 313-О-О и от 17 января 2012 г. № 10-О-О.
Перелом в данном вопросе наступил после 14 мая 2012 г., когда Конституционный суд РФ по очередным жалобам на несоответствие Конституции РФ положений абз. 2 ч. 1 ст. 446 ГПК РФ вынес постановление № 11-П, в п. 2 резолютивной части которого содержится жесткое предписание: «федеральному законодателю надлежит в соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации и с учетом правовых позиций, выраженных в настоящем Постановлении, внести необходимые изменения в гражданское процессуальное законодательство, регулирующее пределы действия имущественного (исполнительского) иммунитета применительно к жилому помещению».
Очевидно, что институт исполнительского иммунитета на единственное жилое помещение должника-гражданина ожидают значительные изменения.
Претензия Конституционного суда РФ к действующему нормативно-правовому регулированию данного вопроса сводится к тому, что «действующая норма не содержит ориентиров для определения уровня обеспеченности жильем как разумно достаточного, что в настоящее время, в условиях развивающегося рынка жилья и изменения структуры жилищного фонда, может приводить к несоразмерному и не подкрепленному никакой конституционно значимой целью ограничению прав кредиторов в их имущественных отношениях с гражданами-должниками, а следовательно, нарушать баланс конституционно защищаемых интересов. Отсутствие соответствующих ориентиров, а следовательно, возможнос-