Роль и значение институционального пространства в деятельности
малого бизнеса
The role and importance of institutional space in the small business
Биндиченко Татьяна Евгеньевна Аспирант кафедры «Региональная экономика и управление» Уфимского
государственного университета экономики и сервиса
г. Уфа, Ул. Чернышевского, 145 e-mail: [email protected]
В статье реализуется попытка исследовать сущность, роль и значение институтов предпринимательства, проанализировать основные институциональные (административные) проблемы, стоящие перед современным российским малым бизнесом, а также предложить пути решения выявленных проблем.
In article attempt to explore the essence, the role and importance of institutions of entrepreneurship, to analyze the main institutional (administrative) problems facing the modern Russian small business, and offer ways to solve the identified problems.
Ключевые слова: институциональная система, институциональная
экономика, институт предпринимательства, административные барьеры, трансакционные издержки, Региональная Специализированная Группа Лоббирования (РСГЛ).
Keywords: institutional system, institutional Economics, Institute of
entrepreneurship, administrative barriers, transaction costs, Regional Specialized Lobbying Group (RSLG).
В современный этап формирования и функционирования рыночной системы хозяйствования огромное значение приобретает институциональный аспект развития экономики предпринимательского типа, становление и развитие которой предполагает создание условий для развития самого предпринимательства. Это представляется возможным лишь путем повышения качества и эффективности институциональной системы, в частности, мер государственной поддержки экономических субъектов на национальном и региональном уровне. Особое значение это имеет для дальнейшего развития малого предпринимательства.
Институты в сущности своей это создаваемые людьми рамки поведения, которые основываются на экономических, политических, социальных,
идеологических, культурных и других взаимодействиях. Они уменьшают неопределенность в экономике путем установления устойчивой структуры этих взаимодействий.
Среди основных факторов, отвечающих за жизнеспособность и эффективность развития института предпринимательства, выделяют следующие:
- функционирование предпринимательских структур должно соответствовать внешним требованиям, которые исходят из информационных каналов. Они показывают ожидания, мотивы, интересы и потребности людей;
- исторически институт предпринимательства должен быть совместим с другими имеющими место в обществе социальными институтами;
- в структуре предпринимательства важно наличие других социальных систем;
- отдельные подсистемы предпринимательства должны быть функционально включены в другие институциональные, экономические, правовые и социальные системы, чем будет обеспечена полноценность системного качества взаимосвязей и отношений;
- институт предпринимательства должен быть ориентирован на социум;
- необходимость идентификации персонала и его участие в деятельности структур предпринимательского типа с целью увеличения функциональной эффективности сферы предпринимательства;
- жесткий и размерный контроль эффективности взаимодействия экономических агентов в рамках института предпринимательства и координация ситуации извне;
- информационная осведомленность и нацеленность на результат конкретной предпринимательской организации и института предпринимательства в целом.
Если же эти условия в той или иной степени не будут иметь место в экономическом и правовом пространстве социально-экономической системы современного типа, то институт предпринимательства в целом оказывается
абсолютно бесполезным и неэффективным, что и приведет к дисфункции сферы предпринимательства как подсистемы общественного устройства.
С точки зрения участия института предпринимательства в общественном устройстве в целом состояние малого предпринимательства можно рассматривать как показатель политического и социально-экономического развития государства, как определенный индикатор материального благополучия и экономического благосостояния населения. Основной задачей института малого предпринимательства является доведение до потребителя материальных и нематериальных благ, соответствующих его индивидуальным вкусам и запросам.
В 2010 году с нашим участием было проведено комплексное исследование эффективности институциональной структуры мегаполиса в ее взаимодействии с субъектами малого предпринимательства. Эмпирической базой социологического исследования были определены 700 респондентов -предприниматели, население и эксперты - представители различных институциональных структур гор. Уфы.
На основе полученных данных были сделаны соответствующие выводы.
Наибольшее число опрошенных предпринимателей занимались коммерческой деятельностью более 6 лет (60,67% опрошенных) и вплоть до настоящего времени основная масса малых предприятий все еще действует в сфере розничной торговли (16%) и общественного питания (14,67%), включая бытовое обслуживание, при средней численности работников за год до 15 человек (55,33%).
Основной причиной, которая побуждает человека включиться в предпринимательскую деятельность, является стремление обеспечить собственное благосостояние, более высокий доход (49,24%) и стремление быть более независимым и самостоятельным (20,3%). На втором плане оказались: невозможность найти на рынке труда работу по специальности (9,14%), возможность более полно реализовать свои профессиональные знания (6,1%), возможность заняться делом, которое нравится (7,61%), и др. В основном,
конечно, предприниматели организовывали свой бизнес за счет собственных средств, либо же за счет заемных, которые составляют ссуды банка, займы у родственников и знакомых. Лишь 2 человека (1,08%) из числа всех опрошенных предпринимателей (150 чел), получили финансовые средства из фонда поддержки малого предпринимательства.
Предпринимателями сталкиваются с достаточно важной проблемой в своем развитии - это финансирование. В качестве варианта оказания государственной финансовой поддержки выступают разного рода гранты и, как пример, программа микрофинансирования малого бизнеса со стороны коммерческих банков, когда процентная ставка по таким кредитам значительно ниже. Тесное взаимодействие банков с малым бизнесом достаточно существенно уменьшают трансакционные издержки предприятия, связанные с поиском информации, укреплением своего имиджа на финансовом рынке, и, в конечном итоге, повышают финансовую устойчивость и стабильность малого предприятия.
В ходе социологического опроса также были получены данные по институциональным проблемам, с которыми столкнулось современное предпринимательство в Республике Башкортостан. Среди них на передний план выходят проблема высоких налогов и коррупции на всех уровнях власти (в общей доли опрошенных - более 32 %).
В России еще не сложилась система налогообложения, благоприятствующая развитию предпринимательской активности. К числу явных недостатков налоговой системы можно отнести:
- высокий уровень реальной налоговой нагрузки, которая складывается не только из налоговых платежей, но различного рода доначислений, вызванных желанием налоговых органов любыми способами выполнить «отмененные» планы;
- сложный и запутанный механизм расчета налогов, приводящий к многочисленным вариациям по его трактовке;
- существенные административные издержки, связанные с учетом финансово-хозяйственной деятельности для целей налогообложения и подготовкой отчетности для налоговых органов.
За последние несколько лет к их числу прибавился еще агрессивно фискальный подход налоговых органов в своей правоприменительной практике. Стали регулярными конфликты с налоговыми органами, вызванные, как правило, желанием последних любыми способами обеспечить выполнение планов по мобилизации доходов в бюджет, отсутствует реальная ответственность должностных лиц налоговых органов за неправомерные действия. Качество налогового администрирования определяет реальную нагрузку на бизнес. Необходимо дальнейшее снижение налоговой нагрузки на малый и средний бизнес не только в отношении налоговых ставок, но и административных издержек налогоплательщиков, в частности, связанных с затратами на предоставление отчетности о финансово-хозяйственной деятельности. Так как затраты по уплате налогов состоят не только непосредственно из сумм налогов, но и массы административных издержек, которые абсолютно не сравнимы с оборотом предприятия, поэтому при равных налоговых ставках эффективная налоговая нагрузка на малый бизнес будет всегда выше.
Конечно, в 2012-2013 гг. правительство делает многое на пути снижения обострения конфликтных ситуаций с субъектами предпринимательства, вводят специальные условия для начинающих, изменяют систему налогообложения для тех, кто работает по патентам, реформируют систему уплаты страховых взносов. Но «облегчая» работу одним, они «мешают» другим.
Следующую группу проблем составляют высокие административные барьеры и давление со стороны институциональных структур, повлиять на которые экономические субъекты бизнеса, как правило, не могут, а также инфляция, как фактор непредвиденного характера, компенсировать который простым повышением цен на свою продукцию без снижения ее конкурентоспособности практически не представляется возможным.
Административные проблемы появляются уже на первоначальных этапах ведения предпринимательской деятельности. Они связаны, в первую очередь, с
открытием своего бизнеса. Временные затраты на оформление юридического лица в лучшем случае составят две-три недели, вместе с подготовкой и отправкой необходимой документации в органы государственной регистрации, лицензионную палату и иные инстанции и собственно самой регистрации. В этой связи широкое распространение получили сегодня посреднические фирмы. Очевидно, что спрос порождает предложение, и в интернет-ресурсах можно найти достаточно много сайтов, особенно региональных, на которых физические лица и даже малые предприятия предлагают в этой части свои услуги. Стоимость услуг колеблется от 4 000 руб. до 20 000 руб. в зависимости о сферы деятельности будущего бизнеса, при этом время исполнения заказа связано со стоимостью услуг, что вполне естественно для рыночной экономики [1, 2, 3]. Такого рода посреднических организаций со статусом малого предприятия в стране открывается ежедневно более 1500, ввиду чего на рынке такого рода услуг существует жесткая конкуренция [4].
Следующая череда административных проблем связана с разного рода проверками контролирующими органами, при этом функциональное назначение последних в большинстве случаев повторяется, что отражается в целом на величине трансакционных издержек предприятия (временных, материальных, финансовых). Это является причиной ухода в «теневую» экономику значительного количества организаций, которые в большинстве своем (более 50% опрошенного нами количества предпринимателей в Республике Башкортостан в 2010 г.) предпочитают нелегальные способы взаимодействия с административными структурами, тем самым, способствуя широкому распространению коррупции как на федеральном, так и на региональном уровне.
По данным общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России», в тройке ключевых проблем малого предпринимательства находятся проблемы кадрового обеспечения, все тоже налоговое бремя и низкая доступность финансовых ресурсов, о которых мы уже говорили ранее.
В части обеспечения трудовыми ресурсами предприятий важным аспектом становится недостаточная квалификация кадров. Это связано, в том числе, и с введением в России платного образования, что для отдельных слоев населения является «непозволительной роскошью», а также с низким уровнем образовательных услуг в отдельных регионах страны, невостребованностью ряда специальностей в том или ином регионе страны, либо переизбытком специалистов тех или иных профессий. По итогам 2012 года 68 % из числа более чем 6000 опрошенных российских предпринимателей выразили свое негативное отношении к проблеме доступности квалифицированных специалистов, по сравнению с 2011 годов этот показатель увеличился на 12%, что говорит лишь о том, что государство никаким образом не решает проблемы современного предпринимательства [5].
Также по оценкам вышеуказанной общественной организации, Республика Башкортостан в 2012 году признана одним из регионов с существующими благоприятными условиями для ведения предпринимательской деятельности, наряду с Московской, Челябинской и Самарской областями, Ставропольским краем.
По приведенным статистическим данным Федеральной службы государственной статистики, в России на 01.01.2013 года зарегистрировано 238097 субъектов малого бизнеса, что по сравнению с данными 2011 года почти на 2% меньше показателя 2011 года (на 4580 предприятий) [6]. Если рассматривать аналогичный региональный показатель, то в Республике в 2011
- 2012 гг. наблюдалась обратная тенденция: в 2011 году было официально зарегистрировано 5389 организации с численностью кадров 182 093 чел., в
2012 году эта цифра увеличилась до 5442 малых предприятий с общей численностью 178 628 чел. Однако, в связи с новыми инициативами Правительства по данным Госкомстата за первое полугодие 2013 года количество малых предприятий в регионе также сократилось до 5067 единиц (минус 375 единиц). Количество работников, занятых на этих предприятиях, составило 168 020 человек. Снижение численности составило свыше десяти
тысяч работающих. Это связано, как уже было отмечено ранее, с введением в
2013 году новой системы уплаты страховых взносов предпринимателями.
Опираясь на результаты нашего исследования институционального пространства «существования» малого предпринимательства и в целях нивелирования имеющей место дисгармонии между институциональной средой и малыми предприятиями мы считаем полезным и целесообразным для экономики в целом предложить создание в каждом регионе Специализированной Группы Лоббирования малого предпринимательства (далее, РСГЛ), которая на практике будет заниматься сбором информации по основным проблемам развития бизнеса, доводить ее до правительственных структур, а последние, в свою очередь, должны будут своевременно на нее реагировать. В данном случае возможно также создание и электронной версии нового институционального субъекта, основное предназначение которого будет заключаться в анализе той информации, которую экономические субъекты в обязательном порядке должны им предоставлять для дальнейшего опубликования в сети Шете1 Именно таким образом предприниматель через посредство РСГЛ может повлиять на развитие своего предприятия: получить финансовую поддержку, консультацию по юридическим и иным вопросам, связанным с ведением бизнеса, оставить жалобу на ту или иную институциональную структуру с подробным изложением сути конфликтной ситуации, что, несомненно, должно найти свое отражение в мерах государственной поддержки субъектам малого и среднего бизнеса на национальном и региональном уровнях.
Библиографический список:
1. Официальный сайт. Юридический центр «Реал-Право»
http://www.realpravo.com/information/iuridicheskoe-oformlenie-predpriiatiia-uchastniki-i-osobennosti-registracii/ (дата обращения 20.11.2013 г.)
2. Официальный сайт. Компания «Эксклюцив-процессинг»
http://businessgarant.com/registracia/vnesenievreestr/ (дата обращения 20.11.2013 г.)
3. Официальный сайт. Консалтинговые услуги. «Открытие ООО». http://oformlenie-ooo.ru/pricelst.htm (дата обращения 21.11.2013 г.)
4. Бизнес-идеи, бизнес-планы, бухгалтерия. Помощь начинающим предпринимателям. http://nobiz.ru/index.php/spisok-biznes-idei/511-otkrvtie-iuridicheskoi-firmY-po-registracii-firm-.html
(дата обращения 19.11.2013 г.)
5. Официальный сайт. Российская бизнес-газета.
http://www.rg.ru/2012/12/11/biznes.html (дата обращения 21.11.2013 г.)
6. Официальный сайт. Федеральная служба государственной статистики РФ.
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat main/rosstat/ru/statistics/ (дата
обращения 21.11.2013 г.)