УДК 316.334.2
МОЛОДЕЖНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО - БИЗНЕС-ПОТЕНЦИАЛ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
© Н. В. Ахиярова
Уфимский государственный нефтяной технический университет Россия, Республика Башкортостан, 450062 г. Уфа, ул. Космонавтов, 8.
Тел.: +7 (347) 242 07 57.
E-mail: natasha-ufa@mail.ru
Статья содержит анализ социальных аспектов развития предпринимательской среды Республики Башкортостан и той роли, которую играет в ней молодежное предпринимательство. Автор делает выводы о необходимости адресной поддержки молодежного предпринимательства как социально-экономической формы реализации человеческого потенциала, предлагает новые формы и средства государственной поддержки молодежного предпринимательства, дает практические рекомендации по совершенствованию инфраструктуры содействия молодежному предпринимательству в Республике Башкортостан.
Ключевые слова: молодежное предпринимательство, государственная поддержка молодежного предпринимательства.
Молодежное предпринимательство в Республике Башкортостан, согласно Концепции развития малого предпринимательства в РБ на 2006-2010 гг., признано одним из «приоритетных направлений взаимодействия общества, органов государственной власти и бизнеса» [1, с. 82].
В Республике молодежи уделяется самое пристальное внимание. Основные направления и принципы молодежной политики нашли свое закрепление в Концепции развития духовно-нравственной культуры и гражданской активности детей, подростков и молодежи «Молодежь - стратегический ресурс Республики Башкортостан на 2006-2015 годы». Одним из приоритетных проектов Концепции является «Экономическая самостоятельность и конкурентоспособность молодежи», в котором ставится задача «создания условий для развития деловой активности и конкурентоспособности молодежи, молодежного предпринимательства, поддержки карьеры» молодых людей [2].
В соответствии с Президентской программой «Молодежь Башкортостана» на 2007-2010 гг., «правовое воспитание, повышение экономической культуры, конкурентоспособности и стимулирование предпринимательской инициативы молодых граждан» является одним из направлений реализации данной программы, а «увеличение количества молодых предпринимателей и руководителей предприятий и учреждений в возрасте до 30 лет» указывается среди ожидаемых конечных результатов реализации Программы [3].
В рамках этой программы на 2007-2010 гг. на реализацию мероприятий по «формированию предпринимательской инициативы в молодежной среде» из бюджетов Государственного комитета Республики Башкортостан по молодежной политике и Министерства внешнеэкономических связей, торговли и промышленности Республики Башкортостан выделено 1375 тыс. руб.
Для занятия предпринимательской деятельностью молодежь имеет сегодня хорошие перспекти-
вы. Это обусловлено распространенной в молодежной среде ориентацией на успех и соответствием качеств молодых людей социальнопсихологическим требованиям рынка (инициативность, мобильность, смелость, склонность к риску, способность учиться и переучиваться, открытость инновациям и т.п.). Также данная социальная группа обладает новаторским, инновационным потенциалом, который необходимо развивать, при этом молодой предприниматель должен уметь преподнести свою идею, заявить о себе, своих качествах.
Молодежь во всем мире является одной из особо уязвимых групп на рынке труда. Анализ состояния рынка труда Республики Башкортостан показывает, что ряды безработных постоянно пополняются за счет молодежи, в том числе за счет выпускников школ, вузов и других учебных заведений. По данным Управления Федеральной государственной службы занятости населения РФ по РБ на 31 декабря 2007 года, незанятая молодежь (в возрасте от 16 до 29 лет) составляла 28.4%: 16-17 лет - 1.2%; 18-19 лет - 6.3%; 20-24 лет -12.9%, 25-29 лет - 8% [4]. Вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность в значительной мере способствует решению проблемы занятости молодежи, созданию условий для обеспечения востребованности образовательной подготовки молодых людей на рынке труда.
Автором статьи совместно с сотрудниками Республиканского центра содействия молодежному предпринимательству в 2008 году было проведено социологическое исследование «Проблемы развития молодежного предпринимательства в Республике Башкортостан». В рамках исследования было опрошено 1000 респондентов. Из них: 300 человек -молодые предприниматели, 500 - население, 200 человек - эксперты. Исследование проводилось на трех уровнях: массовый опрос молодых людей республики и два опроса экспертного характера, один из которых проводился среди руководителей и сотрудников государственных и муниципальных
структур, работающих с молодежью; другой - среди молодых предпринимателей городов Агидель, Белебей, Благовещенск, Уфа, Кумертау, Мелеуз, Ишимбай, Октябрьский, Учалы, Нефтекамск, Туй-мазы, Межгорье, Абзелиловского, Альшеевского, Баймакского, Бакалинского, Балтачевского, Бура-евского, Бурзянского, Дуванского, Дюртюлинского, Иглинского, Калтасинского, Караидельского, Кар-маскалинского, Кугарчинского, Кушнаренковского, Татышлинского, Шаранского, Янаульского, Мечет-линского, Федоровского районов. Население было представлено респондентами в возрасте от 14 до 30 лет, молодые предприниматели - респондентами в возрасте от 18 до 30 лет.
По данным социологического исследования «Проблемы развития молодежного предпринимательства в РБ», одна из причин обращения молодежи к предпринимательству отражена в ответах населения (в возрасте 18-30 лет) на следующий вопрос: «Уверены ли Вы в том, что, став молодым специалистом, найдете работу по специальности?» (рис.1).
7%
13% 28%
И Да, так как получил качественное современное образование
И Да, так как моя специальность является сегодня востребованной на рынке труда И Нет, так как полученные знания носят чисто теоретический характер, а практические навыки отсутствуют □ Нет, так как рынок труда перенасыщен специалистами
0 Другое
Рис. 1. Оценка молодежью своих возможностей по поиску работы по специальности
Доля тех, кто считает, что найдет работу по специальности, составляет чуть более половины опрошенных - 56%. Одни из них считают, что получили качественное современное образование, поэтому у них не будет проблем с поиском работы (28%), другие - что их специальность является сегодня востребованной на рынке труда (28%).
Те молодые люди, кто высказал неуверенность в том, что найдет на рынке труда работу по специальности, составили 37% от числа опрошенных, из них 24% считают, что рынок труда перенасыщен специалистами, 13% полагают, что те знания, которые они получили в ходе обучения, носят чисто теоретический характер, а практические навыки отсутствуют, поэтому это не даст им возможности найти работу.
Таким образом, с переходом к рыночной экономике и формированием рынка труда обострились существующие проблемы молодежи в сфере занятости, но, с другой стороны, молодым людям представились новые возможности, которые позволяют
им успешно заниматься предпринимательской деятельностью, что является одним из важнейших путей решения проблем занятости молодежи.
Сегодня у большинства молодых людей изменилась установка на государство, превратившись в ориентацию на собственную самостоятельность. Молодежь усвоила основной принцип рыночных отношений - «Главное - инициатива, предприимчивость и поиск нового», и старается реализовать свою активность в сфере новых экономических отношений - в торговле, посредничестве, сфере услуг и т.п. [5].
С переходом к новым рыночным отношениям все больше получают распространение новые формы занятости населения, такие, как временная занятость, работа по найму, работа по совместительству, работа по гибкому графику, предпринимательская деятельность. Они приобретают статус общественно признанных форм труда.
В 2005 году по заказу Администрации города Уфы автором статьи совместно с преподавателями кафедры политологии, социологии и связям с общественностью Уфимского государственного нефтяного технического университета и сотрудниками Республиканского центра содействия молодежному предпринимательству было проведено комплексное социологическое исследование «Развитие предпринимательства в г. Уфе». Объектом исследования являлись предприниматели г. Уфы, представители органов местной власти и население г. Уфы старше 18 лет. Выборочная совокупность составила 900 респондентов. Из них: 150 человек - предприниматели, 700 - население г. Уфы, 50 - эксперты. Исследование проводилось на трех уровнях: опрос населения, экспертов (представителей общественных объединений предпринимателей и государственных служащих) и анкетирование предпринимателей.
Согласно социологическому исследованию «Развитие предпринимательства в г. Уфе», интерес к предпринимательской деятельности и желание заняться бизнесом высказали 66.8 % респондентов, причем в основном - это молодежь от 18 до 30 лет. Отсюда можно сделать вывод об усилении интереса молодежи к предпринимательской деятельности, которая, в свою очередь, требует от них определенных знаний, опыта, личных качеств. Большинство молодежи в силу ряда объективных причин не имеет в достаточной мере таких знаний и опыта. В результате этого они не могут в полной мере осуществить свои идеи, бизнес-проекты. Поэтому для успешной работы молодым предпринимателям необходимо компенсировать недостаток знаний, опыта.
К тому же, желание молодых людей лично заняться бизнесом не подкреплено и реальными возможностями. На вопрос указанного социологического исследования «Если Вы не занимаетесь частным бизнесом, «своим делом», то почему?» молодые люди преимущественно (18-25 лет - 55.8% опрошенных; 26-30 лет - 28.2% респондентов) от-
вечали, что если бы у них были связи и поддержка, тогда бы они занялись бизнесом. Данный ответ показывает, что для развития молодежного предпринимательства необходима государственная поддержка.
Представители общественных объединений предпринимателей (эксперты социологического исследования) на вопрос «Какие, на Ваш взгляд, причины препятствуют притоку молодежи в сферу предпринимательства?» отвечали, что этому процессу мешает в равной мере: неподготовленность молодых людей к занятию новым, непривычным делом (так считают 33.3% экспертов) и ограниченный доступ к кредитам и материальным ресурсам (мнение 33.3% экспертов). Поэтому государственным органам, регулирующим процессы в сфере предпринимательства, необходимо обращать особое внимание на пропаганду идеи предпринимательства среди молодежи, совершенствование правовой базы для развития молодежного предпринимательства, необходимо развивать механизмы финансово-кредитной поддержки. Если в 2004 году молодежные предприятия имели налоговые льготы (в соответствии с Законом РБ «О молодежной политике в Республике Башкортостан»), то в 2005 году эти льготы были сняты [6].
Социальная среда во многом определяет то, что молодежь, чувствуя в себе потенциальные предпринимательские способности и стремясь раскрыть свой личностный потенциал, желает открыть свое дело. Данное положение подтверждают результаты социологического исследования «Проблемы развития молодежного предпринимательства в РБ». Так, 71.2% молодых людей - респондентов из числа населения в возрасте от 14 до 30 лет отметили, что готовы заняться предпринимательской деятельностью, лишь 11,2% не хотят открывать своего дела, а затруднились ответить на вопрос 17.6%.
По данным Реестра молодежных предприятий и молодых предпринимателей Республики Башкортостан, который ведется с 2000 года Государственным комитетом РБ по молодежной политике совместно с Республиканским центром содействия молодежному предпринимательству, молодежное предпринимательство активно развивается в 34 районах Республики. В Реестре содержатся данные 120 молодежных предприятий (МП) и почти 6 тыс. молодых индивидуальных предпринимателей (ИП) за 2006 год. Сейчас ведется работа по обновлению реестра. Среди городов Республики по числу молодых предпринимателей выделяются такие города, как Салават, Кумертау, Уфа.
По сферам деятельности субъекты молодежного предпринимательства подразделяются:
• Торгово-закупочная деятельность - 60%;
• бытовое обслуживание - 27.6%;
• производство - 5.6%;
• сельскохозяйственное производство - 2.3%;
• реклама и СМИ - 1.6%;
• риэлторские услуги - 1.6%;
• фондовый рынок - 1.3%.
Таким образом, именно сфера торговли считается опрошенными наиболее перспективной для ведения бизнеса. Преимущество этого вида деятельности, очевидно, заключается в его кажущейся простоте, видимой прибыльности, быстром обороте вложенных средств и в его вариативности, а самое главное, требует меньших вложений первоначального капитала, нежели отрасли производства.
Для 25.9% опрошенных Центром изучения общественного мнения «Симакс» бизнес выступает дополнительной сферой деятельности, помимо основной, профессиональной. Совмещение бизнеса с другой профессиональной деятельностью молодые люди объясняют следующим: в бизнесе все неустойчиво, нет гарантий (13.7%); бизнес является одним из источников для существования, а профессиональная деятельность - деятельность «для души» (12.2%); бизнес помогает их профессиональному росту (2%) [1, с. 83].
Молодежному предпринимательству как социально-экономической форме реализации человеческого потенциала требуется серьезная адресная поддержка государства. Для этого необходимо, в первую очередь, совершенствовать законодательную базу развития молодежного предпринимательства на уровне республики. Нужно идти дальше:
• определить приоритеты развития молодежного бизнеса;
• создать фонды для финансовой поддержки молодых предпринимателей;
• проводить политику, направленную на привлечение иностранных и отечественных инвесторов;
• формировать новые виды социальных услуг, прежде всего, информационных, первыми заказчиками которых могли бы выступать администрации городов и районов;
• предоставлять льготные кредиты;
• развивать систему государственных заказов и закупок для поддержания стабильности малого бизнеса;
• оказывать помощь молодежному бизнесу в приобретении производственных площадей;
• открывать бесплатно в коммерческих банках счета и обслуживать фирмы с малым оборотом и большими перерывами в поступлениях;
• создать всеобщую информационную сеть молодежных информационно-консультативных
бюро при библиотеках, цель которой заключается в систематическом поиске партнера для молодых предпринимателей на межрегиональном, межреспубликанском рынке;
• совершенствовать деятельность неправительственных организаций по поддержке молодежного бизнеса (издательская деятельность, межличностное общение);
• привлекать управление внутренних дел для борьбы с рэкетом, создавать «горячие телефонные линии».
Требуется осуществление комплекса пропагандистских, образовательных и организационных мер по развитию молодежного предпринимательства:
• осуществлять пропаганду идеи предпринимательства среди молодежи;
• формировать позитивное отношение к слою молодых предпринимателей через средства массовой информации;
• развивать систему бизнес-образования молодежи;
• способствовать самоорганизации молодых предпринимателей для самостоятельного решения ими проблем молодежного предпринимательства.
По оценкам специалистов, к тридцати годам процесс социализации молодежи завершается, и общество вправе ожидать от нее самостоятельного и ответственного поведения в сфере социальнотрудовых отношений. Молодежное предпринима-
тельство является значимым фактором развития не
только экономики, но и человеческого потенциала
Республики Башкортостан.
ЛИТЕРАТУРА
1. Концепция развития малого предпринимательства в Республике Башкортостан на 2006-2010гг. Уфа, 2006. -128 с.
2. Концепция развития духовно-нравственной культуры и гражданской активности детей, подростков и молодежи «Молодежь - стратегический ресурс Республики Башкортостан» на 2006-2015 годы. Режим доступа: http://www.molodostrb.ru/?m=44.
3. Президентская Программа «Молодежь Башкортостана» на 20072010 годы. Режим доступа: http://www.molodoslrb.ru/?m=69.
4. Данные Управления государственной службы занятости населения при Министерстве труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан. Режим доступа: http://www.uzan.ufanet.ru/jobsearch/info0712-2.
5. Ручкин Б. А., Родионова В. А. // Социально-гуманитарные знания. 2000. №1. С. 29.
6. Закон Республики Башкортостан «О молодежной политике в Республике Башкортостан» от 12 ноября 1991 года N ВС-9/74 (в ред. Законов РБ от 14.01.1997 N 69-з, от 07.03.2002 N 307-з, от 21.03.2003 N 493-з, от 19.05.2005 года N 183-з, от 17.07.2006 № 353-з). Режим доступа: http://www.molodostrb.ru/?m=9.
Поступила в редакцию 05.04.2008 г.