НИКОЛАЕВА Татьяна Анатольевна - заместитель начальника кафедры уголовного процесса. Нижегородская академия МВД России. Россия. Нижний Новгород. Е-mail: zyuzina. tatyana.78@mail. ru.
NIKOLAEVA, Tatyana Anatolyevna - Deputy Head of the Department of Criminal Procedure. Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Russia. Russia. Nizhny Novgorod. E-mail: [email protected].
УДК 338
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ПОДДЕРЖКА МОЛОДЕЖНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ
Н.И. Петренко, О.М. Васенина
В статье раскрыты актуальные проблемы государственного регулирования и поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в возрасте до 30 лет (включительно). На примере субъекта Российской Федерации (Республики Марий Эл) рассмотрены недостатки, возникающие в деятельности органов исполнительной власти при реализации мероприятий, направленных на вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность. Авторами исследована система поддержки молодежного предпринимательства посредством субсидирования на льготных условиях в рамках реализации государственных программ как на уровне субъекта Российской Федерации, так и на уровне государства в целом. Кроме того, затронуты проблемы и недостатки законодательства в сфере реализации государственной молодежной политики. В статье дается характеристика молодежного предпринимательства по ряду параметров. Анализируются мотивы молодых предпринимателей на основе опроса, который подтверждает необходимость разработки системы мер поддержки молодежного предпринимательства. Статья представляет собой комплексный анализ наиболее важных проблем и перспектив молодежного предпринимательства в Республике Марий Эл.
Ключевые слова: молодежное предпринимательство; молодежная политика; предпринимательство; малый бизнес.
N.I. Petrenko, O.M. Vasenina. STATE REGULATION AND SUPPORT OF YOUTH ENTREPRENEURSHIP ON THE TERRITORY OF THE REPUBLIC OF MARI EL
In the article the actual problems of state regulating and supporting of the subjects of small and medium enterprises aged before 30 years are revealed. On the example of The Republic of Mari El we revealed the shortcomings in the activity of executive branch in realization of events directed to involving the youth in entrepreneurship. The authors researched the system of supporting youth entrepreneurship by facilitated loan conditions in the frame of state programs realization as at the level of the subject of the Russian Federation as at the level of the state. In addition problems and shortcomings of youth politics legislation are raised. The characteristic of youth entrepreneurship is given in the article. The motivation of young entrepreneurs is analyzed with the help of quotation that confirms necessity of development of youth entrepreneurship supporting system. The article represents the complex analysis of youth entrepreneurship in the Republic of Mari El.
Keywords: youth entrepreneurship; youth politics; entrepreneurship; small business.
Существенную роль в социально-экономическом развитии Российской Федерации играет реализация государственной молодежной политики. В законодательстве Российской Федерации молодежная политика определяется как «деятельность, направленная на создание социально-экономических, правовых условий и гарантий для социального становления и раз-
вития молодых граждан, их наиболее полной самореализации в интересах общества и государства» [1].
Конкурентоспособность России в будущем в значительной степени зависит от реализации государственной молодежной политики в стране. Необходима разработка и реализация эффективного взаимодействия органов госу-
дарственной власти и органов самоуправления, которое позволит раскрыть потенциал современной молодежи и его использование в инновационных интересах государства.
В настоящий момент в молодежной среде в субъектах Российской Федерации наблюдается множество социально-экономических проблем, среди которых одной из важнейших является занятость молодых людей.
Государственный орган, уполномоченный решать проблемы молодежи в Республике Марий Эл, - Министерство молодежной политики, спорта и туризма Республики Марий Эл (далее - Министерство). В составе Министерства основную деятельность по разработке и реализации программ и проектов, направленных на улучшение жизни молодежи республики, решение наиболее острых проблем осуществляет отдел молодежной политики. Одной из важнейших задач отдела является создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодых людей, использование потенциала молодежи в интересах инновационного развития России [3].
С 2012 г Правительство Республики Марий Эл приняло участие в конкурсном отборе для получения субсидии субъектом Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства. Так, с 2012 г. в регионе началась реализация республиканской целевой программы «Вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность», в рамках которой на условиях софи-нансирования субъектом Российской Федерации была активизирована работа с молодыми людьми в данном направлении. Реализация программы сыграла важную роль в социально-экономическом развитии республики.
За период реализации вышеназванной программы на территории Республики Марий Эл молодыми людьми создано 215 новых малых предприятий, предоставивших более 350 новых рабочих мест. Как правило, популярными бизнес-проектами среди молодежи стали: открытие автосервисов и автомоек, производство мебели, кондитерских и хлебобулочных изделий, детских развивающих студий и фирм по выращиванию декоративных растений.
Программа состоит из комплекса действий информационного, образовательного и консультационного блоков, в результате участия в которых молодые люди в возрасте до 30 лет (включительно) создают собственный бизнес и открывают новые предприятия. В отличие от других регионов на территории Республики Марий Эл для молодых предпринимателей так-
же предусмотрен конкурс молодежных бизнес-проектов.
При реализации программы применяется системный подход: предусмотрено включение как всех возрастных категорий молодых людей, так и участников на любых этапах планирования или становления собственного бизнеса:
1. В рамках программы участники знакомятся с существующей инфраструктурой поддержки малого и среднего предпринимательства, действующей в Республике Марий Эл, и имеют возможность воспользоваться всеми доступными инструментами поддержки.
2. Для действующих молодых предпринимателей предусмотрены обучающие мероприятия и консультации по вопросам хозяйственной деятельности и развития бизнеса, участие в межрегиональных, всероссийских и международных мероприятиях.
С целью оценки эффективности мероприятий, направленных на вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность, был проведен мониторинг, в процессе которого проводилось изучение процента «выживаемости» субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - субъекты МСП) в рамках реализации программы на территории Республики Марий Эл (рис. 1).
□ Количество действующих ИП
□ Количество ликвидированных ИП
Рис. 1. Процент «выживаемости» субъектов МСП
в рамках реализации программы «Вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность» за период 2012-2017 гг.
С 2012 г. координатором программы «Вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность» формировалась база данных участников с указанием электронной почты и контактного номера телефона. Респондентами проведенного мониторинга стали участники конкурсов и программных мероприятий за период с 2012 г. по 2017 г. включительно.
Цель проведения мониторинговых работ с респондентами - опрос молодых предпринимателей, создавших свой бизнес благодаря программе «Вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность».
Также для получения более объективных
результатов мониторинга был проведен анализ эффективности реализации программы по годам, начиная с 2012 г. (рис. 2).
Мониторинг проводился посредством телефонного опроса, достоверность информации уточнялась с помощью специализированных ресурсов информационно-коммуникационной сети Интернет.
Опрос представлял собой анкету (рис. 3).
В процессе мониторинга из 215 субъектов МСП опрошено 187 респондентов, из них 42,7 % с 2012 г. продолжают свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя
25' 20 15 10
5'
¿5=
25
шШХзш
□ Количество действующих ИП
□ Количество ликвидированных ИП
Рис. 2. Эффективность реализации программы «Вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность» в Республике Марий Эл
Анкета оценки по итогам реализации программы «Вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность»
Вы принимали участие в образовательной программе «Вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность»?
□да
| | НЕТ | | Другое:
В какой период проходила образовательная программа?
Просим указать год
Ответ:
Продолжаете ли свою деятельность в качестве ИП/ООО?
□да
| | НЕТ
| | Другое:_
Стали ли вы обладателем субсидий по итогам конкурса молодежных бизнес-проектов?
□ДА
| | НЕТ | | Другое:
Ваши комментарии о возможности использования субсидий при реализации бизнес-проекта?
Ответ:
Оцените, пожалуйста, качество проведенной программы
Пожалуйста, дайте оценку программы, отметив цифру, которая наиболее точно отражает Ваше мнение
□ □ □ □ □
Оцените, пожалуйста, удовлетворенность от информации, знаний, полученных в рамках реализации программы «Вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность»
Пожалуйста, дайте оценку программы, отметив цифру, которая наиболее точно отражает Ваше мнение
1
2
3
4
5
□ □ □ □ □
и
Рис. 3. Анкета оценки по итогам реализации программы «Вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность»
128
Вестник Российского университета кооперации. 2018. № 4(34)
либо юридического лица, созданного в результате участия в программе «Вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность». По 28 субъектам МСП опрос не представился возможным в связи с отсутствием сведений, необходимых для анализа. Также в ходе опроса 5 % молодых людей сообщили о том, что за период существования в качестве индивидуальных предпринимателей прекращали и возобновляли свою деятельность по 2-3 раза, что было связано либо с продажей бизнеса («упаковал и продал»), либо со сменой вида деятельности. 35 % из числа ликвидированных субъектов МСП после создания бизнеса продолжали свою деятельность от двух до шести лет.
Респонденты, оценивая эффективность программы «Вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность» с позиции участников, особенно часто отмечали значимость возможности получения субсидий в соответствии с постановлением Правительства Республики Марий Эл от 28.12.2012 г. № 477 «О порядке и критериях отбора субъектов малого предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», для предоставления им субсидий» и их использования для реализации собственного бизнес-проекта.
Также по итогам реализации программы очевидно, что молодые предприниматели остро нуждаются в помещениях, оснащенных современными средствами связи и оргтехникой, бухгалтерских и многих других услугах на льготных условиях. Таким образом, обществу необходимо развитие молодежного предпринимательства, поощрение и распространение его цивилизованных форм.
Даже тогда, когда молодые люди принимают решение заниматься предпринимательской деятельностью, преодолевая сомнения и укрепившись в желании создать свое дело, им приходится столкнуться с рядом других проблем, в частности: порой неэффективная работа инфраструктуры поддержки и развития молодежного предпринимательства, слабая информационная поддержка, отсутствие федеральной законодательной базы, регулирующей молодежное предпринимательство и механизмы поддержки и развития молодежного предпринимательства [4].
Впервые термин «молодежное предпринимательство» в российском законодательстве был использован в постановлении Верхов-
ного Совета РФ «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации». Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 г. № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» определяет молодежное предпринимательство как предпринимательскую деятельность граждан в возрасте до 30 лет, а также юридических лиц (субъектов малого и среднего предпринимательства), средний возраст штатных работников которых, а также возраст руководителя не превышает 30 лет либо в уставном (складочном) капитале которых доля вкладов лиц не старше 30 лет превышает 75 % [1; 2].
Анализ законодательства и подзаконного нормативно-правового регулирования по вопросам реализации государственной молодежной политики и регулирования вопросов поддержки молодежного предпринимательства позволяет сделать выводы о том, что регулирование рассматриваемых вопросов на законодательном уровне чрезвычайно ограничено. Существует множество подзаконных нормативных актов, затрагивающих отдельные вопросы реализации государственной молодежной политики, однако целостная система поддержки молодежного предпринимательства отсутствует.
Разработка системы поддержки молодежного предпринимательства на законодательном уровне позволит реализовать не только образовательные мероприятия, обеспечение консультационных услуг, но и осуществлять поддержку в виде субсидий молодым предпринимателям в качестве стартового капитала на льготных условиях.
Важной составляющей механизма реализации системы поддержки молодежного предпринимательства является финансово-экономическое обеспечение, которое должно исходить не из идеи финансирования решения проблем молодых предпринимателей, а из идеи вложения средств в молодежь как в основной потенциал развития территорий и государства в целом [5]. В данном случае мы не говорим о «вливании» огромных средств. Как показывает опыт поддержки молодежного предпринимательства на территории Республики Марий Эл, субсидии в размере до 100 тыс. руб. на приобретение основных средств дают возможность молодым людям решить вопросы материального оснащения на первоначальных этапах. Увеличение размера субсидий необходимо как за счет средств федерального бюджета, так и регионального на условиях софинансирования. Но при этом необходимо рассмотреть смету рас-
ходов не только на реализацию образовательных мероприятий, но и предусмотреть расходы на проведение конкурса молодежных бизнес-проектов. При таком подходе эти вложения рассматриваются как инвестиции в настоящее и будущее экономики республики и страны.
Таким образом, существует необходимость совершенствования нормативно-правовой базы в части, не только касающейся реализации государственной молодежной политики, а также в системе поддержки малого предпринимательства с целью регулирования вопросов молодежного предпринимательства. Необходима разработка долгосрочных, рассчитанных на перспективу проектов, совершенствование механизмов взаимодействия структур различных уровней, развитие новых направлений деятельности, особенно в инновационной сфере. Решение поставленных задач возможно только при условии системного подхода и увеличения финансирования мероприятий, направленных на вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность.
Список литературы
1. Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации: постановление Верховного Совета РФ от 03.06.1993 г. № 5090-1. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2138 (дата обращения: 10.11.2017).
2. Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года: распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 г. 2403-р. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171835/ (дата обращения: 13.11.2017).
3. О государственной программе Республики Марий Эл «Развитие образования и молодежной политики на 2013-2025 годы»: постановление Правительства Республики Марий Эл от 30.11.2012 г. № 452 (ред. от 28.09.2017 г.). URL: http://www. consultant.ru/regbase/cgi=RLAW206;n=30894#0 (дата обращения: 06.11.2017).
4. Назарова Д.А. Направления и формы государственной поддержки малого предпринимательства в России. М.: Лаборатория Книги, 2012. 103 с.
5. Романцова Д.В., Денисевич Е.И. Проблемы развития молодежного предпринимательства // Молодой ученый. 2015. № 8. С. 614-618.
6. Сыскетов И.Д. Роль государственной поддержки в развитии малого бизнеса // Молодой ученый. 2016. № 16. С. 210-213.
References
1. Ob osnovny'kh napravleniyakh gosudarst-vennoj molodezhnoj politiki v Rossijskoj Federa-tsii: postanovlenie Verkhovnogo Soveta RF ot 03.06.1993 g. № 5090-1. URL: http://www.consul-tant.ru/document/cons_doc_LAW_2138 (data ob-rashcheniya: 10.11.2017).
2. Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoj molodezhnoj politiki Rossijskoj Federatsii na period do 2025 goda: rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 29.11.2014 g. № 2403-r. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171835/ (data obrashcheniya: 13.11.2017).
3. O gosudarstvennoj programme Respubliki Marij E l «Razvitie obrazovaniya i molodezhnoj politiki na 2013-2025 gody'»: postanovlenie Pravitel'stva Respubliki Marij E'l ot 30.11.2012 g. № 452 (red. ot 28.09.2017 g.). URL: http://www. consultant.ru/regbase/cgi=RLAW206;n=30894#0 (data obrashcheniya: 06.11.2017).
4. Nazarova D.A. Napravleniya i formy' gosudarstvennoj podderzhki malogo predprinima-tel'stva v Rossii [Directions and forms of state support of small business in Russia]. M.: Laboratoriya Knigi, 2012. 103 s.
5. Romantsova D.V., Denisevich E.I. Problemy' razvitiya molodezhnogo predprinimatel'stva [Problems of youth entrepreneurship development] // Molodoj ucheny'j. 2015. № 8. S. 614-618.
6. Sy'sketov I.D. Rol' gosudarstvennoj podder-zhki v razvitii malogo biznesa [The role of state support in small business development] // Molodoj ucheny'j. 2016. № 16. S. 210-213.
ПЕТРЕНКО Николай Иванович - доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и истории государства и права. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected].
ВАСЕНИНА Ольга Михайловна - магистрант. Межрегиональный открытый социальный институт. Россия. Йошкар-Ола. E-mail: [email protected].
PETRENKO, Nikolay Ivanovich - Doctor of Science (Law), Professor, Head of the Department of Theory and History of State and Law. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected].
VASENINA, Olga Mikhailovna - Undergraduate. Interregional Open Social Institute. Russia. Yoshkar-Ola. E-mail: [email protected].