Научная статья на тему 'Государственная поддержка молодежного предпринимательства в России'

Государственная поддержка молодежного предпринимательства в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
8258
1021
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономическая политика
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
молодежное предпринимательство / государственная поддержка молодежного бизнеса / студенческое технологическое предпринимательство / youth entrepreneurship / state support of youth entrepreneurship / students’ echnological entrepreneurship

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Татьяна Александровна Головина, Павел Александрович Меркулов, Андрей Витальевич Полянин

Предметом исследования в статье является система государственной поддержки молодежного предпринимательства в России в контексте современной социально-экономической ситуации в мире. Институт предпринимательства выполняет важную функцию обеспечения занятости населения, делает среду для проживания более комфортной и удобной. Особенно актуальна данная проблема в сфере молодежного бизнеса, где необходимо развитие направлений государственной поддержки. Зарубежные страны, в которых уже сейчас активно используются передовые прямые и косвенные методы государственной поддержки молодых предпринимательских структур, получают существенные преимущества на мировом рынке, что особенно важно в условиях глобализации. Цель исследования состоит в обосновании развития государственной поддержки молодежного предпринимательства в зарубежных странах и в России, выявлении ее сильных и слабых сторон с определением перспективных направлений развития в Российской Федерации для перехода экономики России на качественно новый уровень экономического роста и повышения глобальной конкурентоспособности. Обзор текущего состояния системы государственной поддержки молодежного предпринимательства позволил сделать вывод о целесообразности развития интеграционных форм взаимодействия молодежного бизнеса и государства. Площадками эффективной интеграции должны выступать вузы, обеспечивающие становление и развитие студенческого технологического предпринимательства. Для решения проблем, с которыми сталкивается высшее учебное заведение в развитии предпринимательства, необходимо тесное сотрудничество с правительством при поддержке частных фондов и институтов развития. Только с помощью подобного сотрудничества возможно продвижение молодежного технологического предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Татьяна Александровна Головина, Павел Александрович Меркулов, Андрей Витальевич Полянин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC VECTORS OF THE DEVELOPMENT OF THE STATE SUPPORT OF YOUTH ENTREPRENEURSHIP IN RUSSIA

The article deals with the system of the state support of youth entrepreneurship in Russia. The institute of business performs an important function of providing employment of the population, and makes the living environment more comfortable and convenient. Оrganizational, standard, and legal bases of the state support of business are being created in Russia today. Foreign countries, which are already using advanced direct and indirect methods of the state support of young enterprise structures, have essential advantages in the world market that is especially important under the conditions of globalization. The objective of this research is justification of the current development of the state support of youth entrepreneurship in foreign countries and in Russia, and identification of its strengths and weaknesses alongside defining perspective directions of development in the Russian Federation. Higher educational institutions providing formation and development of students’ technological entrepreneurship should act as platforms of effective integration. At an initial stage of business, higher educational institutions are the most effective ground for developing youth technical creativity. In order to solve problems which a higher educational institution faces on the path of entrepreneurship development, it must make joint decisions with the government. Collaboration is the only means of promoting youth technological entrepreneurship.

Текст научной работы на тему «Государственная поддержка молодежного предпринимательства в России»

Экономическая политика. 2017. Т. 12. № 5. С. 42-61

001: 10.18288/1994-5124-2017-5-03

Экономика предпринимательства

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МОЛОДЕЖНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ

Татьяна ГОЛОВИНА, Павел МЕРКУЛОВ, Андрей ПОЛЯНИН

Татьяна Александровна Головина — доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой менеджмента и государственного управления. Е-таН: golovina_t78@mail.ru

Павел Александрович Меркулов — доктор исторических наук, доцент, директор Среднерусского института управления — филиала РАНХиГС, заведующий кафедрой политологии и государственной политики. Е-таУ: director@orel.ranepa.ru

Андрей Витальевич Полянин — доктор экономических наук, профессор, декан факультета государственного, муниципального управления и экономики народного хозяйства, профессор кафедры менеджмента и государственного управления. Е-тшУ: polyanin.andrei@yandex.ru

Среднерусский институт управления — филиал РАНХиГС

(302020, г. Орел, бульв. Победы, д. 5А).

Аннотация

Предметом исследования в статье является система государственной поддержки молодежного предпринимательства в России в контексте современной социально-экономической ситуации в мире. Институт предпринимательства выполняет важную функцию обеспечения занятости населения, делает среду для проживания более комфортной и удобной. Особенно актуальна данная проблема в сфере молодежного бизнеса, где необходимо развитие направлений государственной поддержки. Зарубежные страны, в которых уже сейчас активно используются передовые прямые и косвенные методы государственной поддержки молодых предпринимательских структур, получают существенные преимущества на мировом рынке, что особенно важно в условиях глобализации. Цель исследования состоит в обосновании развития государственной поддержки молодежного предпринимательства в зарубежных странах и в России, выявлении ее сильных и слабых сторон с определением перспективных направлений развития в Российской Федерации для перехода экономики России на качественно новый уровень экономического роста и повышения глобальной конкурентоспособности. Обзор текущего состояния системы государственной поддержки молодежного предпринимательства позволил сделать вывод о целесообразности развития интеграционных форм взаимодействия молодежного бизнеса и государства. Площадками эффективной интеграции должны выступать вузы, обеспечивающие становление и развитие студенческого технологического предпринимательства. Для решения проблем, с которыми сталкивается высшее учебное заведение в развитии предпринимательства, необходимо тесное сотрудничество с правительством при поддержке частных фондов и институтов развития. Только с помощью подобного сотрудничества возможно продвижение молодежного технологического предпринимательства.

Ключевые слова: молодежное предпринимательство, государственная поддержка молодежного бизнеса, студенческое технологическое предпринимательство. Ж: Н11, ^3, М11, М21.

Введение

Поддержка молодежного предпринимательства становится одним из приоритетных направлений государственной политики в России и зарубежных странах. Это обусловлено комплексом современных процессов мирового экономического развития, которые наряду с традиционными создают новые проблемы, затрудняющие адаптацию молодого поколения к бизнес-среде. Политические, экономические, социальные, экологические факторы в условиях глобализации, создающие новые возможности для общества, одновременно порождают проблемы, особенно остро влияющие на молодежь, которая вынуждена искать способы адаптации, обеспечения и развития своей предпринимательской деятельности.

Проблема развития молодежного предпринимательства и его государственной поддержки носит междисциплинарный характер, поскольку для ее решения приходится задействовать знания права, экономики и всего комплекса специальных видов менеджмента (стратегического, финансового, инновационного, инвестиционного и т. д.). Особый вклад в изучение теории предпринимательства внесли труды следующих зарубежных ученых: Кэмпбелла Р. Макконнелла и Стэнли Л. Брю [Макконнелл, Брю, 2003], Пола Друкера [Друкер, 1992], Фридриха фон Хайека [Хайек, 1996], Йозефа Шумпетера [Шумпетер, 1982] и других.

Значительный вклад в теорию предпринимательства и государственной поддержки предпринимательской деятельности, являющуюся методологической основой для данного исследования, внесли отечественные ученые Леонид Абалкин [Абалкин, 2002], Абел Аганбегян [Аганбегян, 2015; 2017], Александр Виленский [Бухвальд, Виленский, Мальгина, 2016], Валерий Масленников [Масленников и др., 2010], Владимир Мау [Мау, 2009; 2016], Николай Шмелёв [Шмёлев, 2010] и многие другие.

При этом в имеющихся публикациях и научных разработках вопрос развития предпринимательства преимущественно рассматривается в общем виде, без характеристики специфики государственной политики в области поддержки молодежного предпринимательства; в них не уделено должного внимания стратегическим векторам развития молодежного бизнеса и роли государства в нем. Кроме того, отсутствует четкое определение молодежного предпринимательства на законодательном уровне в России.

1. Механизмы, стимулирующие развитие молодежного предпринимательства в мировой экономике

В различных странах по-разному решается вопрос поддержки молодежного предпринимательства. Во Франции проекты и программы по поддержке молодежного предпринимательства формируют

и осуществляют многие молодежные организации, но одна из них имеет конкретную программу государственной поддержки — Junior Chamber International (JCI) [Corporate Research Associates Inc., 2001]. Национальная программа по предоставлению проектной поддержки молодым людям в возрасте от 11 до 30 лет способствует проявлению инициативы в сфере предпринимательства и создания нового бизнеса, культурного и научного творчества. Она предусматривает оказание молодым людям педагогической, технической и финансовой поддержки со стороны государства. Франция формирует свой бюджет в привязке к строке бюджета Торгово-промышленной палаты, которая в свою очередь получает бюджетирование по вмененному налогу по отношению ко всем бизнес-компаниям Франции. Таким образом, программы и проекты по поддержке молодежного предпринимательства JCI получают финансирование и поддержку государства вплоть до конкретной налоговой строки в государственном налоговом кодексе [Brister, 2013].

В Японии кроме специальной консультационной группы по молодежному предпринимательству при правительстве существует множество фондов, стимулирующих развитие данного направления; государство и императорский дом также поддерживают лидеров в молодежной среде и молодых предпринимателей. В Монако вопросы развития лидерских качеств у молодых людей и молодых предпринимателей находятся под личным контролем князя Монако [Rotkirch, Temkina, 1997]. В США молодежное предпринимательство определяется несколькими поправками в основной закон страны. В ЕС существует отдельная программа по поддержке молодежного предпринимательства, направляющая административную и гранто-вую поддержку на образовательные проекты, информационное и административное обеспечение молодых предпринимателей [Chigunta, 2002].

Под государственной поддержкой молодежного предпринимательства в стратегической доктрине и практике современных зарубежных государств следует понимать систему государственных приоритетов и мер, предусматривающих создание условий и возможностей для успешной и эффективной самореализации молодежи в бизнес-среде, развития предпринимательского потенциала в интересах государства. Эти меры призваны содействовать социально-экономическому развитию страны, повышению конкурентоспособности и укреплению национальной безопасности, достижению более высокого уровня благосостояния населения в целом.

Хуан Сомавиа, генеральный директор Международной организации труда, отмечает: «Занятость молодежи — приоритетная задача мирового масштаба. Вялое оживление в среде достойных работодателей подчеркивает хроническую неспособность мировой экономики

обеспечить будущее всей молодежи. Это ослабляет семейные связи, социальную сплоченность и подрывает доверие к политическим курсам»1. Возможно, сейчас более, чем когда-либо, очевидна необходимость оказания содействия молодым людям в создании собственного предприятия как с социальной, так и с экономической точки зрения 2.

В Российской Федерации государственная поддержка молодежи решает проблему ее занятости как наиболее уязвимой категории населения. Именно молодым людям в кризисные времена особенно тяжело найти работу, они быстрее ее теряют [Меркулов и др., 2016]. В то же время молодежное предпринимательство дает отличную возможность молодым людям, желающим реализовать себя самостоятельно. Статистические сведения о молодежи в Российской Федерации приведены в табл. 1.

Таблица 1

Молодежь в Российской Федерации, 2016 год

Доля молодежи в общем населении Российской Федерации 21,5% / 31,5 млн чел.

Возрастная структура молодежи (%)

14-17 лет 17,1

18-22 года 23,2

23-27 лет 35,1

28-30 лет 24,6

Численность молодежи (14—30лет) в Российской Федерации (млн чел.)

2013 год 34,2

2014 год 33,2

2015 год 32,6

2016 год 31,4

Источник: Молодежь Российской Федерации // Федеральная служба государственной статистики. Доступно в: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ wages/labour_force/.

Значимость молодежного предпринимательства в России определяется не только его прогрессивной направленностью, но и способностью решать социальные проблемы. Так, острой проблемой является молодежная безработица. Исследования Федеральной службы государственной статистики показывают, что 75,4% выпускников образовательных организаций 2010—2015 годов выпуска столкнулись

1 См.: http://www.iblfrussia.org/files/ybi_rus_light.pdf.

2 Там же.

с трудностями при попытках устроиться на работу. Среди основных проблем были отмечены отсутствие опыта (стажа) — 52,6% и низкий уровень предлагаемой заработной платы — 31,1%3. В ноябре 2016 года молодежь до 25 лет составляла среди безработных 23,6%4.

Отдельные меры государственной политики в социально-экономической сфере не до конца обеспечили учет интересов молодых предпринимателей. Более того, система административно-правового регулирования в отдельных отраслях и сферах остается недружественной по отношению к небольшим предприятиям и не учитывает специфику ведения предпринимательской деятельности в рамках малых форм хозяйствования.

Недостаточное внимание к специфике деятельности молодежного бизнеса при разработке и реализации регуляторных решений снижает уровень доверия предпринимателей к государству, создает дополнительные стимулы к уходу бизнеса в теневой сектор экономики, нивелирует положительные эффекты от реализации мер государственной поддержки. С учетом социально-экономических и внешнеэкономических условий возникает необходимость определения эффективных государственных организационно-управленческих мероприятий в сфере молодежного предпринимательства.

В России термин «молодежное предпринимательство» впервые был использован в Постановлении Верховного Совета РФ от 03.06.1993 № 5090—1 «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации». Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 № 2403-р «Об утверждении основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» определяет молодежное предпринимательство как предпринимательскую деятельность граждан в возрасте до 30 лет, а также юридических лиц (субъектов малого и среднего предпринимательства), средний возраст штатных работников которых, а также возраст руководителя не превышает 30 лет либо в уставном (складочном) капитале которых доля вкладов лиц не старше 30 лет превышает 75%.

Исследования уровня вовлеченности молодежи в предпринимательскую деятельность, проводившиеся Институтом социально-политических исследований РАН, показывают, что в числе факторов, побуждающих заняться бизнесом, респонденты особенно часто называют: ожидаемый высокий заработок (59%); возможность быть

3 Выборочное наблюдение трудоустройства выпускников—2016 // Федеральная служба государственной статистики. Доступно в: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/trud/

trudoustr/index.html.

4 Занятость и безработица в ноябре 2016 года // Федеральная служба государственной статистики. Доступно в: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ wages/labour_force/.

независимым (47%); творческие возможности (38%); карьерный рост (30%); возможность быть собственником (28%); возможность руководить (24%); престиж (20%); риск (7%) [Саулина, 2015].

Преимуществами молодежного предпринимательства, на наш взгляд, являются:

• больший уровень поддержки со стороны государства (гранты, субсидии и т. д.);

• отсутствие негативного опыта, готовность к риску;

• активная жизненная позиция и открытость к новому;

• понимание современных технологий.

Основными недостатками и проблемами реализации молодежного предпринимательства являются:

• недостаток личных ресурсов;

• незначительный практический опыт;

• меньший доступ к рыночным ресурсам (кредитование, инвестиции);

• негативное отношение к бизнесу со стороны семьи и общества.

2. Современная концепция государственной поддержки молодежного предпринимательства в России

В современных условиях молодежный бизнес является важным элементом предпринимательской экосистемы, а потому его поддержка должна стать одной из основных задач государственной экономической политики в РФ. Государственная политика в области молодежного предпринимательства должна стать толчком к децентрализации и деконцентрации власти, сместить акценты с национального уровня на уровень регионов и местного самоуправления. Именно поэтому провозглашение важнейших приоритетов развития молодежной политики является стратегической задачей государства, а их успешная реализация приведет к качественным изменениям в обществе, модернизации всех сфер общественной жизни [Клеменссон, Кристенсен, 2010]. Системная модель государственной поддержки молодежного предпринимательства в долгосрочной перспективе отражена на рис. 1. Все структуры, которые задействованы в системе развития предпринимательства, вне зависимости от того, государственные они или негосударственные, должны быть ориентированы и на развитие молодежного предпринимательства, в том числе нацелены на достижение конкретного результата. Государство, безусловно, играет здесь ключевую роль. Но это также касается и негосударственных структур.

Стратегия молодежного предпринимательства

Чг

Разработка и реализация мероприятий, способствующих эффективному развитию субъктов молодежного предпринимательства:

— развитие и внедрение механизма субконтрактинга, а также усиление кооперационных связей малого молодежного предпринимательства и крупного бизнеса, науки и образования;

— модернизация и совершенствование существующей инфраструктуры поддержки молодежного предпринимательства в регионах, в том числе и на уровне муниципальных образований;

— реализация мероприятий, направленных на развитие предпринимательской грамотности и повышение компетенций субъектов молодежного бизнеса.

Инструменты реализации государственной политики

Векторы государственной политики развития молодежного предпринимательства на долгосрочную перспективу

Меры государственной поддержки молодежного бизнеса: программы общегосударственного и регионального уровня

Реализация мероприятий подпрограммы Экономическое развитие и инновационная экономика»

V

«I .1

— снижение уровня нагрузки на субъекты молодежного предпринимательства от избыточных административных барьеров;

— снижение финансовых расходов субъектов молодежного бизнеса, связанных с ведением предпринимательской деятельности;

— обеспечение и удешевление доступа к объектам необходимой инфраструктуры;

— совершенствование трудового законодательства, регулирующего отношения в сфере молодежного предпринимательства

Инфраструктура государственной поддержки: система государственных и муниципальных фондов, негосударственных, общественных, образовательных и коммерческих организаций

Рис. 1. Стратегия развития молодежного предпринимательства в условиях государственной поддержки

Законодательный аспект: принятие федерального закона, закрепление понятий «молодежное предпринимательство», «молодой предприниматель» Экономический аспект: либерализация ведения хозяйственной деятельности

Государственная политика в области поддержки молодежного предпринимательства

Образовательный аспект: усиление роли учебных заведений в развитии молодежного предпринимательства, реализация образовательных программ по предпринимательскому мышлению и деятельности

Стратегические векторы регламентации государственной политики в области поддержки молодежного предпринимательства

Информирование молодежи о ее правах в сфере бизнеса, а также перспективах экономического развития, содействие ее интеграции в бизнес-среду

Создание государством условий, необходимых для полноценного и всестороннего развития молодежного предпринимательства

Развитие предпринимательской активности молодежи, поддержание молодежных организаций и инициатив в данной сфере

Защита молодежных предпринимательских структур от негативных политических, экономических факторов

Рис. 2. Триада стратегических векторов государственной политики в области поддержки молодежного предпринимательства в Российской Федерации

Несмотря на имеющиеся проблемы и нерешенные вопросы, в России государство на различных уровнях управления уделяет большое внимание поддержке молодежного предпринимательства. Перечень основных программ поддержки молодежного предпринимательства в Российской Федерации приведен на рис. 3.

Поддержка молодежного предпринимательства

Программа Минэкономразвития России

Программа Минобрнауки России

Программа Минсельхоза России

Молодежный бизнес России

Программа Росмолодежи

Программа поддержки молодежного предпринимательства фонда «АГАТ» (Санкт-Петербург)

Программы поддержки Центра развития молодежного предпринимательства в сфере радиоэлектроники МГТУ им. Н. Э. Баумана

Рис. 3. Основные программы поддержки молодежного предпринимательства в Российской Федерации

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Приведенные программы представляют собой комплекс мероприятий информационного, образовательного, консультационного характера, в ходе которых участники открывают новые предприятия. При реализации программ применяется системный подход — предусмотрено участие как всех возрастных категорий молодых людей, так и участников на любых этапах планирования или становления собственного бизнеса [Дерюгин и др., 2016].

Характеристика содержания основных программ поддержки молодежного предпринимательства в России представлена ниже (см. врезку).

Врезка

Минэкономразвития России предоставляет субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию региональных программ развития субъектов МСП. Поэтому за получением конкретных видов поддержки необходимо обращаться в органы власти того региона, на территории которого субъект молодежного предпринимательства планирует осуществлять свою деятельность.

Минсельхозом России принята государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы. В рамках данной программы предусмотрена подпрограмма «Поддержка малых форм хозяйствования», направленная на поддержку начинающих малых компаний в сфере сельского хозяйства.

Программы Минобрнауки России:

«Умник» относится к предпосевному финансированию начальных этапов инновационного процесса, направлена на выявление молодых ученых, стремящихся самореализоваться через инновационную деятельность, и стимулирует участие молодежи в научно-технической и инновационной деятельности путем поддержки инновационных проектов. «Старт» относится к посевному финансированию начальных этапов инновационного процесса — эффективный инструмент государственной поддержки инициатив, связанных с тем, чтобы организовать высокотехнологичный бизнес.

«Развитие» — поддержка успешных малых инновационных предприяний, реализующих проекты по разработке и освоению новых видов наукоемкой продукции и технологий на основе принадлежащей этим предприятиям интеллектуальной собственности.

Программа Росмолодежи «Ты — предприниматель» — стимулирование активности молодежи в сфере предпринимательства путем реализации в субъектах Российской Федерации действенной системы мер, направленных на вовлечение молодых людей в предпринимательствую деятельность.

Программа «Молодежный бизнес России» направлена на содействие развитию молодежного предпринимательства, поиск альтернативных методов создания рабочих мест и способствует вовлечению молодежи в социально-экономические процессы региона.

Фонд «АГАТ» бескорыстно и исключительно в интересах молодых людей помогает начинающим предпринимателям воплотить их бизнес-проекты в жизнь, предоставляет возможность молодым людям иметь рядом опытного и надежного наставника-профессионала и получить стартовый капитал в форме беззалогового льготного кредита.

Центр развития молодежного предпринимательства в сфере радиоэлектроники МГТУ им. Н. Э. Баумана поддерживает молодежные проектные коллективы, развивающие предпринимательские проекты, находящиеся на ранней стадии развития.

Рис. 1.1. Обзор содержательной части основных программ поддержки молодежного предпринимательства

Отдельного внимания заслуживает подпрограмма «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», утвержденная постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 316 и распоряжением Правительства РФ от 9.07.2016 № 1458-р «Об утверждении распределения субсидий, предоставляемых в 2016 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией мероприятий по содействию развитию молодежного предпринимательства» подведомственным ФГБУ «Роспредприниматель». В рамках данной подпрограммы ведется работа по реализации программы «Ты — предприниматель» (табл. 2).

Для участников программы «Ты — предприниматель» в возрасте 14—17 лет мероприятия предусматривают проведение игровых и тре-нинговых, образовательных курсов, конкурсов; для начинающих молодых предпринимателей в возрасте 18—30 лет комплекс мероприятий позволяет пройти весь путь от предпринимательской идеи до практического начала предпринимательской деятельности. В 2016 году в рамках программы «Ты — предприниматель» физическими лицами в возрасте до 30 лет было создано более 3 тысяч новых субъектов малого и среднего предпринимательства. Более 34 тысяч молодых людей в 2016 году прошли и завершили обучение по образовательным программам, направленным на приобретение навыков ведения бизнеса и создания малых и средних предприятий.

В целях популяризации предпринимательской деятельности в молодежной среде и поощрения успешных молодых предпринимателей Росмолодежью с 2010 года проводится Всероссийский конкурс «Молодой предприниматель России», в региональном этапе которого в 2016 году приняли участие свыше 2 тысяч молодых предпринимателей из 57 субъектов Российской Федерации.

Таблица 2 Реализация программы «Ты - предприниматель», направление «Содействие развитию молодежного предпринимательства», 2016 год

Субъект Российской Федерации Показатели результативности использования субсидии

выполнено — 100% хорошо — от 70 до 99% удовлетворительно — от 50 до 69% неудовлетворительно — менее 50%

Республика Алтай 79

Архангельская область 88

Астраханская область 60

Республика Башкортостан 93

Продолжение таблицы 2

Субъект Российской Федерации Показатели результативности использования субсидии

выполнено — 100% хорошо — от 70 до 99% удовлетворительно — от 50 до 69% неудовлетворительно — менее 50%

Белгородская область 19

Брянская область 94

Республика Бурятия 100

Владимирская область 100

Волгоградская область 56

Вологодская область 100

Республика Дагестан 43

Забайкальский край 47

Республика Ингушетия 0

Калининградская область 100

Карачаево-Черкесская Республика 83

Кемеровская область 92

Кировская область 98

Краснодарский край 33

Красноярский край 0

Республика Крым 100

Курганская область 100

Курская область 62

Липецкая область 87

Республика Марий Эл 100

Республика Мордовия 100

Мурманская область 66

Ненецкий АО 50

Нижегородская область 97

Новосибирская область 51

Омская область 0

Оренбургская область 0

Пермский край 100

Псковская область 58

Республика Коми 86

Ростовская область 46

Рязанская область 59

Самарская область 70

Саратовская область 37

Севастополь 0

Ставропольский край 88

Тамбовская область 100

Окончание таблицы 2

Субъект Российской Федерации Показатели результативности использования субсидии

выполнено — 100% хорошо — от 70 до 99% удовлетворительно — от 50 до 69% неудовлетворительно — менее 50%

Республика Татарстан 75

Тверская область 64

Тульская область 74

Республика Тыва 100

Тюменская область 100

Хабаровский край 0

Республика Хакасия 0

Ханты-Мансийский АО — Югра 100

Челябинская область 79

Чеченская Республика 100

Чувашская Республика 100

Ярославская область 33

Источник: Вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность // Росмолодежь [электронный ресурс], доступно в: https://fadm.gov.ru/activity/scope/18.

Проведенный анализ программ государственной поддержки молодежного предпринимательства подтверждает необходимость разработки приоритетных направлений ее развития.

3. Стратегический вектор развития молодежного предпринимательства в России

Перспективным направлением реализации государственной политики в области молодежного бизнеса является определение эффективных инструментов и механизмов в комплексной системе коммерциализации разработок и реализации бизнес-идей силами молодежи, а также определение условий создания благоприятной предпринимательской экосистемы регионов для успешного развития старт-апов в России. Таким образом, целесообразно говорить о развитии студенческого технологического предпринимательства. Чем больше студентов будет обучено азам предпринимательства, тем больше идей создания малого бизнеса появится. Мировой опыт показывает, что бизнес сможет выжить и будет успешен, если его владельцы имеют базовые знания по предпринимательству.

В России проживают 32 млн молодых людей в возрасте от 15 до 29 лет, более 5 млн из них (15,6%) обучаются в вузах [Клячко, Мау, 2015]. По мнению авторов, вуз — благодатная почва для генерации предпринимателей и формирования предпринимательских навыков.

Университеты как ключевой элемент экосистемы инноваций должны не только обеспечивать компетентными кадрами потребности новых индустрий, но и работать на опережение технологических вызовов, являться лидерами генерации новых знаний и научных инициатив, способствовать непрерывному росту эффективного инновационного сектора, тем самым обеспечивая стабильное развитие молодежного бизнеса. На начальной стадии предпринимательства вузы — это самая эффективная площадка для развития молодежного технического творчества.

Основными инструментами стимулирования не только предпринимательской деятельности, но и предприимчивости являются: обучающие образовательные программы по предпринимательскому мышлению и деятельности; развитие инновационной инфраструктуры и проектирование, которые позволяют эти знания применить и апробировать, получить реальный опыт практической деятельности; реализация мероприятий и проектная деятельность; различные конкурсы и проекты.

Сегодня в условиях технологических вызовов наблюдается нехватка специалистов по многим направлениям, и здесь, конечно же, вузы играют особую роль, ведь не случайно их называют драйверами развития территорий. Это те университеты, которые работают не только для саморазвития, но и реализуют свои программы в регионе и влияют на развитие территории в целом.

Основная цель развития молодежного предпринимательства — формирование региональной предпринимательской экосистемы, которая позволит вовлечь в предпринимательскую деятельность бизнес-среду жителей региона. Для этого необходимо развивать инновационную инфраструктуру за счет сотрудничества университетов, региональных правительств и различных венчурных фондов. Для решения проблем, с которыми сталкивается вуз в развитии предпринимательства, необходимо принимать совместные решения при поддержке частных фондов и институтов развития.

Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев поручил Минобрнауки совместно с рядом министерств и ведомств разработать дорожную карту по развитию технологического предпринимательства в вузах, предусмотрев в том числе шаги по координации существующих мер поддержки инновационных проектов, а также формирование специализированного единого информационного ресурса, содержащего информацию о существующих способах поддержки инновационных проектов как на федеральном, так и на региональном уровне и предназначенного для продвижения продукции и услуг малых инновационных предприятий5.

5 О решениях по итогам заседания президиума Совета при Президенте России по модернизации экономики и инновационному развитию от 7 июня 2017 года. Доступно в: http:// government.ru/orders/selection/401/27989/.

Поддержка молодежного технологического предпринимательства будет способствовать:

• развитию центров молодежного инновационного творчества, созданных на базе опорных образовательных организаций высшего образования;

• запуску программы массовой поддержки проектов, инициированных студенческими командами совместно с индустриальными партнерами, в виде грантов творческим коллективам без образования юридического лица;

• запуску программы по поддержке технологических предпринимателей для получения ими образовательных услуг в рамках акселе-рационных программ, а также услуг по сертификации и испытаниям на безвозмездной основе или в форме софинансирования посредством предоставления специального ваучера.

Заключение

Государственная политика в сфере поддержки молодежного предпринимательства содействует развитию молодежного бизнеса, поиску альтернативных методов создания рабочих мест и способствует вовлечению молодежи в социально-экономические процессы страны в целом и отдельных регионов. Молодежь представляет активную часть общества, которая способна с наибольшей отдачей участвовать в экономической жизни страны и легко воспринимать новшества. Вопросы создания благоприятных условий для молодых предпринимателей в стране носят приоритетный характер. Формирование молодого, инициативного и прогрессивно мыслящего предпринимательского поколения создает фундамент для подготовки квалифицированных кадров и способствует инновационному развитию национальной экономики.

В условиях формирования инновационной экономики в России одной из важнейших стратегических задач государства становится рост молодежного предпринимательства на основе интеграции образования и бизнеса. Одно из приоритетных направлений развития высших учебных заведений — формирование системы студенческого технологического предпринимательства. Основная цель высших учебных заведений в экспансии молодежного предпринимательства — формирование региональной предпринимательской экосистемы. Сделать это возможно за счет объединения усилий вузов, местных властей и различных венчурных фондов.

Государственная поддержка молодежного предпринимательства в России — это комплексная задача по обеспечению развития кон-

курентоспособности в стране за счет системного (комплексного) подхода и координация деятельности государственных органов, отвечающих за продвижение молодежного предпринимательства на основе формирования экономического мышления, выявления и развития способностей к предпринимательской деятельности у молодых людей.

В этой связи предметом дальнейших исследований и разработок должны стать:

1. Разработка методических подходов к управлению самой государственной политикой в сфере поддержки молодежного предпринимательства, в том числе на принципах проектного подхода.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Развитие механизмов государственно-частного партнерства при финансировании молодежных программ и предпринимательских проектов, обеспечение государственно-частной поддержки молодежных стартапов.

3. Совершенствование региональной политики по развитию молодежного предпринимательства в части выделения точек роста субъектов молодежного бизнеса, формирования системы выявления и тиражирования лучших практик в данной сфере.

4. Дальнейшее изучение вопросов формирования эффективной информационно-коммуникационной системы поддержки субъектов молодежного предпринимательства с применением цифровых технологий.

Литература

1. Абалкин Л. И. Логика экономического роста. М.: Ин-т экономики РАН, 2002.

2. Аганбегян А. Г. Как госбюджет может стать локомотивом социально-экономического развития страны // Вопросы экономики. 2015. № 7. С. 142—151.

3. Аганбегян А. Г. Человеческий капитал и его главная составляющая — сфера «экономики знаний» как основной источник социально-экономического роста // Экономические стратегии. 2017. Т. 19. № 3(145). С. 66—79.

4. Бухвальд Е. М., Виленский А. В., Мальгина И. В. Стратегия малого и среднего предпринимательства России до 2030 года: новые перспективы и новые проблемы // Проблемы управления (Минск). 2016. № 4(61). С. 42-50.

5. Дерюгин А., Идрисов Г., Мамедов А., Мау В., Синельников-Мурылёв С. Федеральный бюджет на 2016 г. и трехлетний период: приоритеты экономической политики // Экономическое развитие России. 2015. Т 22. № 6. С. 14-17.

6. Дерюгин А. Н., Дробышевский С. М., Золотарёва А. Б., Идрисов Г. И., Клячко Т. Л., Синельников-Мурытёв С. Г. Актуальные проблемы в сфере бюджетной политики. М.: Изд-во Института Гайдара (Сер. «Научные труды»), 2016. № 170Р.

7. Друкер П. Ф. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы / пер. с англ. М.: Бук Чембэр Интернэшнл, 1992.

8. Клеменссон М., Кристенсен Й. Д. Создание благоприятных условий для молодежного предпринимательства и устойчивости предприятий. Программа развития малых предприятий. Женева: Международное бюро труда, 2010.

9. Клячко Т. Л., Мау В. А. Будущее университетов. Статья 1. Глобальные тренды. Общество и реформы // Общественные науки и современность. 2015. № 3. С. 5-18.

10. Лафитский В. И., Мау В. А. Конституционная экономика и основы экономического положения личности // Очерки конституционной экономики / под ред. Г. А. Гаджиева. М.: Юстицинформ, 2009. С. 92-129.

11. Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс. М.: Инфра-М, 2003.

12. Масленников В. В., Скамай Л. Г., Ивашина Л. К. Предпринимательский менеджмент на основе процессно-стоимостного подхода // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2010. № 24. С. 319-331.

13. Мау В. А. Антикризисные меры или структурные реформы: экономическая политика России в 2015 году // Вопросы экономики. 2016. № 2. С. 5-33.

14. Мау В. А., Южаков В. Н., Покида А. Н., Добролюбова Е. И. Оценка результативности реформирования административных публичных услуг // Государственное управление: в поисках результативности. М.: Дело, 2016. С. 79-112.

15. Меркулов П. А., Проказина Н. В., Перевозкин Л. М. Демографическое воспроизводство молодого поколения Орловской области // Среднерусский вестник общественных наук. 2016. Т. 11. № 3. С. 12-27.

16. Саулина Ю. П. Развитие предпринимательской деятельности в Российской Федерации // Предпринимательство-XXI. 2015. № 7. С. 128-135.

17. Хайек Ф. Частные деньги. М.: Институт Национальной модели экономики, 1996.

18. Шмелёв Н. П. Императивы государственного участия в модернизации российской экономики // Научные труды Вольного экономического общества России. 2010. Т. 134. С. 149-161.

19. Шумпетер Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982.

20. BristerM. How to Support Youth Entrepreneurship. CIPE Development Blog, 2013.

21. Chigunta F. Youth Entrepreneurship: Meeting the Key Policy Challenges. Wolfson College; Oxford University (UK), 2002.

22. Rotkirch A., Temkina A. Soviet Gender Contracts and Their Shifts in Contemporary Russia // Idantutkimus. 1997. No 4. P. 6-24.

23. Study of Entrepreneurship Among Young Atlantic Canadians Aged 15—29: Prep. for Atlantic Canada Opportunities Agency. Halifax (N. S.) [etc.]: Corporate Research Associates Inc., 2001.

Ekonomicheskaya Politika, 2017, vol. 12, no. 5, pp. 42-61

Tatyana A. GOLOVINA, Dr. Sci. (Econ.), Professor. Central Russian Institute of Management, Branch of RANEPA (5a, bulv. Pobedy, Orel, 302020, Russian Federation).

E-mail: golovina_t78@mail.ru

Pavel A. MERKULOV, Dr. Sci. (His.), Associate Professor. Central Russian Institute of Management, Branch of RANEPA (5a, bulv. Pobedy, Orel, 302020, Russian Federation). E-mail: director@orel.ranepa.ru

Andrei V. POLYANIN, Dr. Sci. (Econ.), Professor. Central Russian Institute of Management, Branch of RANEPA (5a, bulv. Pobedy, Orel, 302020, Russian Federation).

E-mail: polyanin.andrei@yandex.ru

Strategic Vectors of the Development of the State Support of Youth Entrepreneurship in Russia

Abstract

The article deals with the system of the state support of youth entrepreneurship in Russia. The institute of business performs an important function of providing employment of the population, and makes the living environment more comfortable and convenient. Organizational, standard, and legal bases of the state support of business are being created in Russia today. Foreign countries, which are already using advanced direct and indirect methods of the state support of young enterprise structures, have essential advantages in the world market that is especially important under the conditions of globalization. The objective of this research is justification of the current development of the state support of youth entrepreneurship in foreign countries and in Russia, and identification of its strengths and weaknesses alongside defining perspective directions of development in the Russian Federation. Higher educational institutions providing formation and development of students' technological entrepreneurship should act as platforms of effective integration. At an initial stage of business, higher educational institutions are the most effective ground for developing youth technical creativity. In order to solve problems which a higher educational institution faces on the path of entrepreneurship development, it must make joint decisions with the government. Collaboration is the only means of promoting youth technological entrepreneurship.

Keywords: youth entrepreneurship, state support of youth entrepreneurship, students' echnological entrepreneurship. JEL: M13, H11, J23, M21.

References

1. Abalkin L. I. Logika ekonomicheskogo rosta [Logic of Economic Growth]. Moscow, Institut ekonomiki RAN, 2002.

2. Aganbegian A. G. Kak gosbiudzhet mozhet stat' lokomotivom sotsial'no-ekono-micheskogo razvitiia strany [How Can the State Budget Become the Engine of Social and Economic Development of the Country]. Voprosy ekonomiki, 2015, no. 7, pp. 142-151.

3. Aganbegian A. G. Chelovecheskii kapital i ego glavnaia sostavliaiushchaia — sfera «ekonomiki znanii» kak osnovnoi istochnik sotsial'no-ekonomicheskogo rosta [The Human Capital and Its Main Component — the Sphere of "Economy of Knowledge" — as the Main Source of Social and Economic Growth]. Ekonomicheskie strategii [Economic Srtrategies], 2017, vol. 19, no. 3(145), pp. 66-79.

4. Bukhval'd E. M., Vilenskii A. V., Mal'gina I. V. Strategiia malogo i srednego predprinimatel'stva Rossii do 2030 goda: novye perspektivy i novye problemy [The Strategy of Small and Average Business of Russia till 2030: New Prospects and New Problems]. Problemy upravleniia (Minsk) [Problems of Management (Minsk)], 2016, no. 4(61), pp. 42-50.

5. Deriugin A., Idrisov G., Mamedov A., Mau V., Sinel'nikov-Murylev S. Federal'nyi biudzhet na 2016 g. i trekhletnii period: prioritety ekonomicheskoi politiki [Federal Budget for 2016 and Three-Year Period: Priorities of Economic Policy]. Ekonomicheskoe razvitie Rossii[Russia's Economic Development], 2015, vol. 22, no. 6, pp. 14-17.

6. Deriugin A. N., Drobyshevskii S. M., Zolotareva A. B., Idrisov G. I., Kliachko T. L., Sinel'nikov-Murylev S. G. Aktual'nye problemy v sfere biudzhetnoi politiki [Current Problems in the Sphere of the Budgetary Policy]. Moscow, Izd-vo Instituta Gaidara, Ser. "Nauchnye trudy", 2016, no. 170P.

7. Druker P. F. Rynok: kak vyiti v lidery. Praktika iprintsipy [Market: How to Gain the Lead. Practice and Principles]. Moscow, Book Chamber International, 1992.

8. Klemensson M., Kristensen I. D. Sozdanie blagopriiatnykh uslovii dlia molodezhnogo predprinimatel'stva i ustoichivosti predpriiatii. Programma razvitiia malykh predpriiatii [Creating Favorable Conditions for Youth Business and Stability of Enterprises. Program of Developing Small Enterprises]. Geneva, Mezhdunarodnoe biuro truda, 2010.

9. Kliachko T. L., Mau V. A. Budushchee universitetov. Stat'ia 1. Global'nye trendy. Obshchestvo i reformy [Future of the Universities. Article 1. Global Trends. Society and Reforms]. Obshchestvennye nauki i sovremennost' [Social Sciences and Contemporary World], 2015, no. 3, pp. 5-18.

10. Lafitskii V. I., Mau V. A. Konstitutsionnaia ekonomika i osnovy ekonomicheskogo polozheniia lichnosti [Constitutional Economy and Bases of an Economic Situation of a Personality]. In: G. A. Gadzhiev (ed.). Ocherki konstitutsionnoi ekonomiki[Essays on Constitutional Economy]. Moscow, Yustitsinform, 2009, pp. 92-129.

11. Makkonnell K. R., Briu St. L. Ekonomiks [Economics]. Moscow, Infra-M, 2003.

12. Maslennikov V. V., Skamai L. G., Ivashina L. K. Predprinimatel'skii menedzhment na osnove protsessno-stoimostnogo podkhoda [Enterprise Management on the Basis of Process and Value Approach]. Vestnik universiteta (Gosudarstvennyi universitet upravleniia) [Bulletin of the University (State University of Management)], 2010, no. 24, pp. 319-331.

13. Mau V. A. Antikrizisnye mery ili strukturnye reformy: ekonomicheskaia politika Rossii v 2015 godu [Crisis Response Measures or Structural Reforms: Economic Policy of Russia in 2015]. Voprosy ekonomiki, 2016, no. 2, pp. 5-33.

14. Mau V. A., Iuzhakov V. N., Pokida A. N., Dobroliubova E. I. Otsenka rezul'tativnosti reformirovaniia administrativnykh publichnykh uslug [Effectiveness Evaluation of the Reforming of the Administrative Public Services]. In: Gosudarstvennoe upravlenie: v poiskakh rezul'tativnosti [Public Administration: In Search of Efficiency]. Moscow, 2016, pp. 79-112.

15. Merkulov P. A., Prokazina N. V., Perevozkin L. M. Demograficheskoe vosproizvodstvo molodogo pokoleniia Orlovskoi oblasti [Demographic Reproduction of the Younger Generation of the Oryol Region]. Srednerusskii vestnik obshchestvennykh nauk[Central Russian Herald of Social Science], 2016, vol. 11, no. 3, pp. 12-27.

16. Saulina Iu. P. Razvitie predprinimatel'skoi deiatel'nosti v Rossiiskoi Federatsii [Development of Business Activity in the Russian Federation]. Predprinimatel'stvo-XXI [Business-XXI], 2015, no. 7, pp. 128-135.

17. Hayek F. Chastnye den'gi [Private Money]. Moscow, Institut Natsional'noi modeli ekonomiki, 1996.

18. Shmelev N. P. Imperativy gosudarstvennogo uchastiia v modernizatsii rossiiskoi ekonomiki [Imperatives of the State Participation in Modernization of the Russian Economy]. Nauchnye trudy Vol'nogo ekonomicheskogo obshchestva Rossii, 2010, vol. 134, pp. 149-161.

19. Brister M. How to Support Youth Entrepreneurship. CIPE Development Blog, 2013.

20. Chigunta F. Youth Entrepreneurship: Meeting the Key Policy Challenges. Wolfson College, Oxford University (UK), 2002.

21. Rotkirch A., Temkina A. Soviet Gender Contracts and Their Shifts in Contemporary Russia. Idantutkimus, 1997, no. 4, pp. 6-24.

22. Shumpeter I. A. Teoriia ekonomicheskogo razvitiia [Theory of Economic Development]. Moscow, Progress, 1982.

23. Study of Entrepreneurship Among Young Atlantic Canadians Aged 15-29: Prep. for Atlantic Canada Opportunities Agency. Halifax (N. S.) [etc.], Corporate Research Associates Inc., 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.