Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОВЕДЕНИЮ ТАМОЖЕННЫХ ПРОВЕРОК УЧАСТНИКОВ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОВЕДЕНИЮ ТАМОЖЕННЫХ ПРОВЕРОК УЧАСТНИКОВ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1801
344
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Управление
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФОРМЫ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ / КОНТРОЛЬ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ / ТАМОЖЕННАЯ ПРОВЕРКА / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / УЧАСТНИК ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОБМЕН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гупанова Ю. Е., Лемак А. С.

С принятием Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 г. одним из приоритетных направлений для таможенных органов стало внедрение новых подходов к организации и проведению таможенного контроля после выпуска товаров.Цель исследования состоит в выявлении проблемных аспектов реализации технологии таможенных проверок и обосновании инновационных подходов к их проведению. Методика исследования основана на использовании методов анализа, синтеза, обобщения, сравнения и описания, которые позволили комплексно исследовать объект.Предложен новый подход, предусматривающий централизацию и концентрацию контрольных функций таможенного контроля после выпуска товаров в уполномоченных подразделениях. Этот подход позволит повысить не только эффективность деятельности таможенных органов по реализации контрольно-надзорных функций после выпуска товаров, но и качество таможенного администрирования в условиях создания единой сети электронных таможен, обеспечит достижение баланса в применении таможенными органами процедур содействия и процедур контроля осуществления внешнеэкономической деятельности.Для обеспечения внедрения нового подхода определены основные направления совершенствования технологии проведения таможенных проверок. Сформированные рекомендации по результатам исследования могут быть использованы в практической деятельности таможенных органов Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE APPROACHES TO CUSTOMS INSPECTIONS OF PARTICIPANTS IN FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY

With the adoption of the Strategy for the Development of the Customs Service of the Russian Federation until 2030, one of the priorities for customs authorities has become the introduction of new approaches to the organization and conduct of customs control after the release of goods.The purpose of the research paper is to identify problematic aspects of the implementation of customs inspection technology and to substantiate innovative approaches to their implementation. The research methodology is based on the use of methods of analysis, synthesis, generalization, comparison and description, which allowed a comprehensive study of the object.The paper proposes a new approach, which provides for the centralization and concentration of control functions of customs control after the release of goods in authorized departments. This approach will improve not only the efficiency of the customs authorities for the implementation of supervisory functions after the release of goods but also the quality of customs administration in terms of creating a unified network of electronic customs offices, ensure the achievement of balance in the application of customs procedures facilitating and monitoring the implementation of foreign economic activity.The authors define the main directions for improving the technology of customs inspections to ensure the implementation of the new approach. The formed recommendations based on the results of the study can be used in the practical activities of the customs authorities of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОВЕДЕНИЮ ТАМОЖЕННЫХ ПРОВЕРОК УЧАСТНИКОВ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

ВЫЗОВЫ И УГРОЗЫ

УДК 339.543 JEL G38; F19; E69 DOI 10.26425/2309-3633-2021-9-1-140-150

Получено: 27.12.2020 Статья доработана после рецензирования: 18.01.2021 Принято: 01.02.2021

Инновационные подходы к проведению таможенных проверок участников внешнеэкономической деятельности

Гупанова Юлия Евгеньевна1

Д-р экон. наук, доц., проф. кафедры экономики таможенного дела, ORCID: 0000-0001-5213-413X, e-mail: [email protected]

Лемак Анастасия Сергеевна2

Главный государственный таможенный инспектор отдела таможенного контроля после выпуска товаров, ORCID: 0000-0001-8935-497X, e-mail: [email protected]

1 ГКОУ ВО «Российская таможенная академия», 140015, Комсомольский пр., 4, г. Люберцы, Московская обл., Российская Федерация

2 Центральная акцизная таможня, 109240, Яузская ул., 8, г. Москва, Российская Федерация

Аннотация

С принятием Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 г. одним из приоритетных направлений для таможенных органов стало внедрение новых подходов к организации и проведению таможенного контроля после выпуска товаров.

Цель исследования состоит в выявлении проблемных аспектов реализации технологии таможенных проверок и обосновании инновационных подходов к их проведению. Методика исследования основана на использовании методов анализа, синтеза, обобщения, сравнения и описания, которые позволили комплексно исследовать объект.

Предложен новый подход, предусматривающий централизацию и концентрацию контрольных функций таможенного контроля после выпуска товаров в уполномоченных подразделениях. Этот подход позволит повысить не только эффективность деятельности таможенных органов по реализации контрольно-надзорных функций после выпуска товаров, но и качество таможенного администрирования в условиях создания единой сети электронных таможен, обеспечит достижение баланса в применении таможенными органами процедур содействия и процедур контроля осуществления внешнеэкономической деятельности.

Для обеспечения внедрения нового подхода определены основные направления совершенствования технологии проведения таможенных проверок. Сформированные рекомендации по результатам исследования могут быть использованы в практической деятельности таможенных органов Российской Федерации.

Ключевые слова: формы таможенного контроля, контроль после выпуска товаров, таможенная проверка, таможенные органы, участник внешнеэкономической деятельности, инновационные подходы, информационные технологии, информационный обмен

Для цитирования: Гупанова Ю.Е., Лемак А.С. Инновационные подходы к проведению таможенных проверок участников внешнеэкономической деятельности//Управление. 2021. Т. 9. № 1. С. 140-150. Б01: 10.26425/2309-3633-20219-1-140-150

© Гупанова Ю.Е., Лемак А.С. 2021.

Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/ licenses/by/4.0/)

THREATS AND CHALLENGES

Received: 27.12.2020 Revised: 18.01.2021 Accepted: 01.02.2021

Innovative approaches to customs inspections of participants in foreign economic activity

Yuliya E. Gupanova1

Doc. Sci (Econ.), Assoc. Prof., Prof. of branch of Economy of Customs Affair, ORCID: 0000-0001-5213-413X, e-mail: [email protected]

Anastasiya S. Lemak2

Chief state customs inspector of the customs control department after the release of goods, ORCID: 0000-0001-8935-497X, e-mail: [email protected]

1 Russian ^sterns Academy, 4, Komsomolskii pr., Lyubertsy, Moskovskaya oblast', 140015, Russia

2 Central Excise Customs, 8, Yauzskaya ul., Moscow, 109240, Russia

Abstract

With the adoption of the Strategy for the Development of the Customs Service of the Russian Federation until 2030, one of the priorities for customs authorities has become the introduction of new approaches to the organization and conduct of customs control after the release of goods.

The purpose of the research paper is to identify problematic aspects of the implementation of customs inspection technology and to substantiate innovative approaches to their implementation. The research methodology is based on the use of methods of analysis, synthesis, generalization, comparison and description, which allowed a comprehensive study of the object.

The paper proposes a new approach, which provides for the centralization and concentration of control functions of customs control after the release of goods in authorized departments. This approach will improve not only the efficiency of the customs authorities for the implementation of supervisory functions after the release of goods but also the quality of customs administration in terms of creating a unified network of electronic customs offices, ensure the achievement of balance in the application of customs procedures facilitating and monitoring the implementation of foreign economic activity.

The authors define the main directions for improving the technology of customs inspections to ensure the implementation of the new approach. The formed recommendations based on the results of the study can be used in the practical activities of the customs authorities of the Russian Federation.

Keywords: customs control forms, post-release control, customs inspection, customs authorities, participant in foreign economic activity, innovative approaches, information technologies, information exchange

For citation: Gupanova Y.E., Lemak A.S. (2021). Innovative approaches to customs inspections of participants in foreign economic activity. Upravlenie, 9 (1), pp. 140-150. DOI: 10.26425/2309-3633-2021-9-1-140-150

© Gupanova Y.E., Lemak A.S., 2021.

This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/)

Введение [Introduction]

Тенденции формирования цифровой экономики в Российской Федерации (далее — РФ) оказывают непосредственное влияние на развитие государственных органов, в том числе таможенных. В условиях создания электронных таможен и центров электронного декларирования возрастает необходимость повышения качества таможенного администрирования на всех этапах выпуска товаров. Основной вектор такого развития заключается в поиске и обеспечении баланса между применением таможенными органами процедур содействия (сокращение количества документов при таможенном декларировании, упрощение прохождения таможенного контроля при таможенном декларировании, сокращение времени проведения таможенных операций) и процедур контроля осуществления участниками внешнеэкономической деятельности (далее — ВЭД) на основе пересмотра подходов к таможенному контролю после выпуска товаров (далее — ТКПВТ)1 [Cho, 2017].

С момента создания в таможенных органах РФ подразделений таможенного контроля после выпуска товаров их основной деятельностью является проведение таможенных проверок. Приоритет проведения таможенной проверки, как основной формы ТКПВТ, обусловлен тем, что только в рамках этой формы осуществляется комплексное сопоставление сведений, заявленных в таможенной декларации, содержащихся в представленных таможенным органам документах, с документами и данными бухгалтерского учета и отчетности участника ВЭД2 с одновременной возможностью применения иных форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих их, на предмет соблюдения лицами положений законодательства в сфере таможенного регулирования.

Литературный обзор [Literature review]

Результаты проведенного анализа [Al-Shbail, 2020; Лемак, 2019] характеризуют трансформацию нормативных и правовых основ сущности таможенных проверок, направленную на обеспечение проведения контроля за товарами, перемещаемыми

1 Распоряжение Правительства РФ (2020) от 23.05.2020 № 1388-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» // СПС «Консультант Плюс». Режим доступа: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_353557/ (дата обращения: 17.12.2020).

2 Таможенный кодекс Евразийского экономического союза

(приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) (2020) // СПС «Консультант Плюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/ (дата обращения: 17.12.2020).

с нарушением таможенного законодательства без создания дополнительных административных барьеров для участников ВЭД с использованием риск-ориентированного подхода по выбору объектов контроля, а также на эффективное взаимодействие и координацию с иными государственными органами [Агапова, Макеева, 2019]. Это, в свою очередь, требует развития информационных технологий с целью реализации проверки документов и сведений в электронном виде.

В настоящее время контроль после выпуска товаров, в том числе в виде таможенной проверки, в полномасштабном электронном формате не применяется. Кроме того, в условиях создания современной системы таможенных органов с концентрацией таможенного декларирования товаров в региональных электронных таможнях, автоматизации совершения таможенных операций [Коу1коуа й.аЬ, 2020], а также при формировании условий для перехода на электронный формат документарного таможенного контроля3 усугубляется необходимость развития электронного документооборота [ВЫкИег й.аЬ, 2016] при проведении таможенных проверок.

Это, в совокупности с обозначенным ранее стратегическим вектором развития Федеральной таможенной службы (далее — ФТС России) в направлении достижения баланса в эффективности проверочных мероприятий при одновременном снижении их количества, свидетельствует о необходимости применения инновационных подходов к проведению таможенных проверок.

Решение ключевого вопроса непосредственно связано с развитием технологии проведения таможенных проверок на основе электронных документов и сведений предприятий-участников ВЭД. По мнению авторов, применение инновационных подходов к развитию технологии проведения таможенных проверок на основе электронных документов и сведений предприятий-участников ВЭД позволит решить актуальные задачи, стоящие перед ФТС России при достижении стратегических целей.

В настоящее время основным инструментом реализации ТКПВТ является таможенная проверка как форма таможенного контроля [Кеш1гоуа, Коу1коу, 2019]. Эта форма трансформировалась на всем периоде развития таможенной службы. Однако особенно ее роль возросла с вступлением РФ в Таможенный союз,

3 Распоряжение Правительства РФ (2020) от 23.05.2020 № 1388-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» // СПС «Консультант Плюс». Режим доступа: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_353557/ (дата обращения: 17.12.2020).

с принятием «Дорожной карты «Совершенствование таможенного администрирования»4, согласно которым таможенная проверка стала одной из приоритетных задач таможенной службы.

Теория и методы [Theory and methods]

Трансформация нормативных основ предопределила формирование категории «таможенная проверка» как перспективного инструмента ТКПВТ. С вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее — ТК ЕАЭС) на законодательном уровне закреплено понятие «таможенная проверка» и сформулирована сущность этой категории через определение цели таможенной проверки, ее предмета и объекта, проверяемых лиц и др. (ст. 331 ТК ЕАЭС).

Также законодательством определены права и обязанности проверяемых лиц, в том числе участников ВЭД, и должностных лиц таможенных органов при проведении таможенной проверки.

Кроме того, ТК ЕАЭС и Федеральным законом от 03.08.2018 г. № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — ФЗ от 03.08.2018 г. № 289 «О таможенном регулировании в РФ») заложено категорирование таможенных проверок с регламентированным сроком их проведения на: камеральную и выездную, в том числе на плановую выездную и внеплановую выездную, а также встречную внеплановую выездную таможенную проверку.

С вступлением в законную силу ФЗ от 03.08.2018 г. № 289 «О таможенном регулировании в РФ» расширен перечень способов обмена документами, сведениями между таможенными органами и участниками ВЭД. В ходе таможенной проверки обмен документами, сведениями может выполняться в электронной форме с использованием сети «Интернет», в том числе через личный кабинет5.

4 Распоряжение Правительства РФ (2020) от 29.06.2012 № 1125-р (ред. от 28.11.2017) «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Совершенствование таможенного администрирования» // СПС «Консультант Плюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_132210/ (дата обращения: 17.12.2020).

5 Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ (в ред. Федеральных

законов от 28.11.2018 № 452-ФЗ, от 01.05.2019 № 83-ФЗ, от 27.12.2019 № 487-ФЗ, от 08.06.2020 № 166-ФЗ, от 13.07.2020 № 194-ФЗ) «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс». Режим доступа: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_304093/ (дата обращения: 17.12.2020).

В настоящее время подразделениями ТКПВТ осуществляется эксперимент в части возможности обмена документами и (или) сведениями в электронном виде в ходе организации и проведения таможенной проверки. Вместе с тем, технология взаимодействия в электронной форме таможенных органов и участников ВЭД в ходе проведения таможенной проверки с использованием сети «Интернет», в том числе посредством личного кабинета, не закреплена на законодательном уровне.

Постановлением Правительства РФ от 29.09.2012 № 994 «Об утверждении Положения о системе показателей работы таможенных органов Российской Федерации, порядке и методике их мониторинга» определено, что результаты таможенных проверок позволяют оценить эффективность противодействия преступлениям и административным правонарушениям, как критерия оценки качества таможенного регулирования РФ6.

С учетом изложенных положений, на современном этапе развития таможенного законодательства таможенную проверку можно определить как форму таможенного контроля, характеризующуюся специфическим объектом и предметом, проводимую таможенным органом после выпуска товаров в законодательно установленные сроки в отношении проверяемых лиц с использованием принципов, методов, форм и мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, а также с определением способа обмена документами и (или) сведениями в целях проверки соблюдения проверяемыми лицами международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, национального законодательства о таможенном регулировании, результаты которой позволяют оценить качество таможенного регулирования РФ в части эффективности противодействия преступлениям и административным правонарушениям.

Технология проведения таможенной проверки построена на основе методологии проведения таможенной ревизии [Agapova, 2017] и характеризуется системой последовательных процессов проведения проверочных мероприятий. Специалистами в области таможенного дела принято выделять следующие четыре процесса технологии проведения таможенной проверки [Руднева, 2017; Сальникова, Тощев, 2019; Агамагомедова, 2018].

6 Постановление Правительства РФ от 29.09.2012 № 994 «Об утверждении Положения о системе показателей работы таможенных органов Российской Федерации, порядке и методике их мониторинга» // СПС «Консультант Плюс». Режим доступа: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_135976/ (дата обращения: 17.12.2020).

1. Анализ информации в целях выбора объектов таможенного контроля.

Этот процесс характеризуется определением объекта таможенного контроля для таможенной проверки и основывается на принципе выборочности посредством системы управления рисков. Анализ информации выполняется по направлениям контроля и реализуется в рамках аналитической работы. При выявлении информации, свидетельствующей о возможных нарушениях права Евразийского экономического союза, проводится оценка рисков нарушения требований таможенного законодательства, и ее результаты формализуются в виде информационно-аналитической справки.

Стоит заметить, что срок проведения аналитической работы в настоящее время не регламентирован и ограничивается сроком нахождения товаров под таможенным контролем, за исключением поручения вышестоящего таможенного органа о проведении аналитической работы. Вместе с тем специалистами в области таможенного дела отмечается, что этот этап занимает довольно длительное время. Кроме того, в условиях функционирования региональных электронных таможен, где оформляется наибольшая доля деклараций на товары и в которых отсутствуют подразделения ТКПВТ, эта проблема приобретает актуальное значение и определяет необходимость совершенствования методики выбора объектов ТКПВТ.

2. Организация проведения таможенной проверки.

Этот процесс характеризуется принятием решения о целесообразности/нецелесообразности проведения таможенной проверки посредством рассмотрения информационно-аналитической справки и реализацией данного решения. В рамках этого процесса осуществляется в том числе уведомление проверяемого лица о проведении в отношении него таможенной проверки. Срок проведения технологических операций в рамках указанного процесса регламентирован нормативными правовыми актами.

3. Проведение проверочных мероприятий.

Этот процесс характеризуется проведением мероприятий в ходе таможенной проверки. Отмечается, что основной массив проверочных мероприятий связан с направлением запросов, требований и получением соответствующих документов от проверяемых лиц, лиц связанных с проверяемыми лицами, банков и небанковских кредитных организаций, государственных органов и иных организаций государства. Вместе с тем перечень конкретных мероприятий, проводимых должностными лицами в ходе таможенной проверки, а также их сроки проведения в рамках направления контроля не опре-

делены и не регламентированы. В рамках данного процесса таможенным органом может быть принято решение о приостановлении и (или) о продлении таможенной проверки.

4. Оформление результатов таможенной проверки и их реализация.

Этот процесс характеризуется составлением акта таможенной проверки, а также решения в области таможенного дела, принятого на основании документов, составленных по результатам таможенной проверки, в том числе решения по классификации товаров, решения о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, решения по результатам таможенного контроля. Также принято включать в указанный процесс технологические операции по направлению в структурные подразделения таможенного органа результатов таможенной проверки и выявленной в ходе таможенной проверки информации о нарушениях таможенного законодательства для принятия соответствующих решений. Срок проведения технологических операций в рамках этого процесса регламентирован нормативными правовыми актами. Вместе с тем в настоящее время в целях сокращения отклонения сумм взысканий от сумм доначислений по результатам таможенной проверки определена необходимость формирования пятого процесса — взыскания задолженности.

Для оценки реализуемой ФТС России технологии проведения таможенной проверки проанализированы результаты деятельности подразделений ТКПВТ.

С момента создания подразделений ТКПВТ их деятельность — проведение таможенных проверок — оценивалась в разрезе результативности таможенных проверок после выпуска товаров и экономического ущерба, выявленного по результатам ТКПВТ. В период за 2016—2019 гг. подразделениями ТКПВТ проведено более 27 тыс. форм ТКПВТ, общая сумма доначислений по которым составляет 49 млрд рублей. На долю таможенных проверок приходится около 49 % проведенных форм ТКПВТ, по структуре которых около 74 % составляют камеральные таможенные проверки, 26 % — выездные таможенные проверки7.

Результаты деятельности в период за 2017—2019 гг. характеризуются тенденцией сокращения количества проводимых таможенных проверок (табл. 18). Вместе с тем, наблюдается тенденция роста объемов сумм таможенных платежей, пеней и наложенных

7 Официальный сайт Федеральной таможенной службы РФ (2020). Режим доступа: М1р:/^^.сш1ош8.ги (дата обращения: 22.12.2020).

8 Там же.

штрафов, доначисленных (взысканных) по результатам ТКПВТ. Поэтому можно отметить положительную динамику эффективности таможенных проверок по суммам доначислений (взысканий), приходящихся на одну таможенную проверку.

Однако динамика процента взыскания характеризуется отрицательной тенденцией. По итогам 2019 г. уровень взыскания таможенных платежей, пеней и наложенных штрафов составляет 57 %. Вместе с тем в разрезе классификации таможенных проверок отмечается, что 78 % сумм доначислений (взыскания — 81 %) от общего экономического ущерба, выявленного по результатам ТКПВТ, приходится на долю камеральных таможенных проверок (табл. 29).

Таким образом, анализ реализуемых подходов к проведению таможенных проверок, а также

9 Там же.

их результаты позволили выделить следующие приоритетные проблемы.

Во-первых, основной массив проверок приходится на камеральные таможенные проверки. При этом частота проведения данной формы таможенного контроля не ограничена периодичностью проведения в отношении одного и того же участника ВЭД (п. 3 ст. 332 ТК ЕАЭС) по сравнению с выездной таможенной проверкой (п. 10 ст. 333 ТК ЕАЭС). Это создает одну из проблем, усложняющих ведение бизнеса участниками ВЭД.

Во-вторых, в условиях создания электронных таможен усугубляется процесс выбора объектов для проведения таможенных проверок. Это связано с отсутствием методов выбора объектов таможенного контроля, приоритетом на аналитическую деятельность. В связи с этим выделяется комплекс проблем, свидетельствующих о неактуальности подходов к организации ТКПВТ.

Таблица 1

таможенного контроля после выпуска товаров

Анализ результатов деятельности подразделении

Период Количество таможенных проверок, шт. Ущерб, причиненный экономическим интересам государства вследствие нарушения законодательства участниками ВЭД, млрд руб. Сумма перечислений в федеральный бюджет по результатам проверочных мероприятий Результативность таможенных проверок, %

2017 4 785 11,80 7,41 84,78

2018 2 732 11,86 6,35 88,37

2019 2 166 17,04 9,76 91,7

Динамика -2 619 5,24 2,35 6,92

Источник: [http://www.cusfoms.ru/

Table 1. Analysis of the results of the activities of the customs control after the release of goods divisions

Period Number of customs inspections, pcs Damage caused to the economic interests of the state as a result of violation of the legislation by foreign economic activities participants, billion rubles The amount of transfers to the federal budget based on the results of verification measures Performance of customs controls, %

2017 4 785 11,80 7,41 84,78

2018 2 732 11,86 6,35 88,37

2019 2 166 17,04 9,76 91,7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Dynamics -2 619 5,24 2,35 6,92

Source: [http://www.cusfoms.ru/

Таблица 2

Доля форм таможенного контроля в общих результатах деятельности подразделений таможенного контроля после выпуска товаров в 2019 г.

Наименование форм Доначислено таможенных платежей, пеней, утилизационных сборов, штрафов, % Взыскано таможенных платежей, пеней, утилизационных сборов, штрафов, %

Камеральная таможенная проверка 78 81

Выездная таможенная проверка 15 11

Иные формы таможенного контроля 7 8

Источник: [http://www.cusfoms.ru/

Table 2. The share of customs control forms in the overall performance of customs control units after the release of goods in 2019

Name of the forms Additional customs duties, penalties, recycling fees, and fines were accrued, % Collected customs duties, penalties, recycling fees, fines, %

In-house customs inspection 78 81

On-site customs inspection 15 11

Other forms of customs control 7 8

Source: [http://www.cusfoms.ra/

В-третьих, до настоящего времени ТКПВТ, практически, не применяется в электронном формате. В то же время обмен документами и сведениями между участниками ВЭД и таможенными органами в электронном виде в результате развития информационно-коммуникационных технологий позволит в рамках инновационного подхода реализовать трансформацию таможенной проверки в электронную камеральную таможенную проверку [Ageev et al, 2016]. Кроме того, указанный маневр позволит упростить порядок информационного обмена между участниками ВЭД и таможенными органами в результате сокращения трудозатрат на составление таможенными органами форм документов при проведении таможенных проверок и сокращения сроков проведения таможенных проверок.

Основные результаты [Results and discussion]

Приведенные выше положения предопределяют необходимость трансформации реализуемого на практике таможенными органами подхода по осуществлению документарного таможенного контроля на этапе после выпуска товаров. Исходя из установленных выше положений, реализуемый таможенными органами сегодня подход по осуществлению документарного таможенного контроля на этапе после выпуска товаров, обобщенно можно представить через проведение и организацию камеральной таможенной проверки и проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, начатой после выпуска товаров (рис. 1).

До выпуска товаров [Before the release of goods]

Реализуемый подход [Implemented approach]

После выпуска товаров [After the release of the goods]

*ПДС / VDI - проверка таможенных, иных документов и (или) сведений / verification of customs, other documents and (or) information КТП / HCI - камеральная таможенная проверка / house customs inspection

Составлено авторами по материалам исследования / Compiled by the authors on the materials of the study

Рис. 1. Существующий подход по реализации таможенными органами функций на этапе после выпуска товаров Fig. 1. The existing approach to the implementation of functions by customs authorities at the stage after the release of goods

Представленная на рисунке 1 схема наглядно демонстрирует, что применение таможенного контроля точечно по отдельно выявленным признакам нарушений, каждому направлению контроля приводит к дублированию функций мониторинга и контроля функциональных подразделений и подразделений ТКПВТ; излишней административной нагрузке на проверяемых лиц, что обсуловлено отсутствием централизованного учета форм и мер ТКПВТ и невозможностью их системного планирования и оптимизации.

В связи с этим в целях унификации подходов по реализации таможенными органами контрольных функций на этапе после выпуска товаров, повышения эффективности ТКПВТ, а также исключения проблемных вопросов, связанных с децентрализацией и отсутствием координации, предлагается поэтапная концентрация функций ТКПВТ в подразделениях ТКПВТ (рис. 2).

Поэтому, по мнению авторов, трансформация реализуемого подхода позволит: обеспечить четкое разделение таможенного контроля; исключить дублирование функций и оптимизировать нагрузку на должностных лиц таможенных органов; минимизировать излишнюю административную нагрузку

на проверяемых лиц; создать централизованную систему учета применяемых форм и мер ТКПВТ; создать единую систему показателей эффективности и результативности деятельности ТКПВТ; исключить правовые неопределенности, приводящие к неоднозначному толкованию норм, касающихся камеральной таможенной проверки и проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, начатой после выпуска товаров, а также обеспечить разграничение поводов для их назначения.

Предлагаемые подходы по реализации таможенными органами функций на этапе после выпуска товаров характеризуют дальнейшие направления совершенствования технологии проведения таможенной проверки (рис. 3).

Как отмечено выше, существующая технология применения ТКПВТ точечно по отдельно выявленным признакам нарушений, приводит к возникновению излишней административной нагрузки на проверяемых лиц. Вместе с тем ориентация деятельности таможенных органов при реализации их контрольных функций на сокращение административной нагрузки на участников ВЭД и создание условий ведения ВЭД, исключающих незаконные

До выпуска товаров [Before the release of goods]

КТП и ПДС [HCI and VDI ;

*ПДС / VDI - проверка таможенных, иных документов и (или) сведений / verification of customs, other documents and (or) information КТП / HCI - камеральная таможенная проверка / house customs inspection ** При поступлении в таможенный орган мотивированного обращения декларанта о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары / When the customs authority receives a reasoned request from the declarant to make changes and (or)

additions to the information specified in the goods declaration

Составлено авторами по материалам исследования / Compiled by the authors on the materials of the study

Рис. 2. Предлагаемые подходы по реализации таможенными органами функций на этапе после выпуска товаров Fig. 2. Proposed approaches to the implementation of functions by customs authorities at the stage after the release of goods

Составлено авторами по материалам исследования / Compiled by the authors on the materials of the study

Рис. 3. Направления совершенствования процесса организации и проведения таможенных проверок на основе электронных документов и сведений предприятий-участников ВЭД Fig. 3. Directions for improving the process of organizing and conducting customs inspections based on electronic documents and information of enterprises participating in foreign economic activity

практики и формирующих прозрачную систему внешней и внутренней торговли10, признается одним из целевых ориентиров достижения стратегической цели развития ФТС России к 2030 г. Поэтому в целях совершенствования технологии осуществления и организации таможенной проверки особое значение необходимо уделить трансформации института проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, начатой после выпуска товаров.

Проведенный анализ позволил установить, что перечень случаев проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, начатой после выпуска товаров и в иных случаях за подразделениями ТКПВТ и функциональными подразделениями в настоящее время не сформирован. Вместе

10 Распоряжение Правительства РФ (2020) от 23.05.2020 № 1388-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» // СПС «Консультант Плюс». Режим доступа: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_353557/ (дата обращения: 17.12.2020).

с тем определение и закрепление на нормативно-правовом уровне перечня случаев проведения рассмотренных выше форм ТКПВТ позволит сконцентрировать контрольные функции, осуществляемые после выпуска товаров, в подразделениях ТКПВТ.

Учитывая изложенное, реализация указанного комплекса мероприятий направлена на расширение функций, возложенных на подразделения ТКПВТ. Следует отметить, что увеличение нагрузки на подразделения ТКПВТ при предполагаемом распределении функций в части организации и проведения ТКПВТ предопределяет необходимость изменения типовой структуры подразделений ТКПВТ с учетом новых подходов к осуществлению ТКПВТ.

Заключение [Conclusion]

В целом по результатам анализа выявленных проблем в существующей технологии организации и проведения таможенных проверок на основе электронных документов и сведений предприятий-участников

внешнеэкономической деятельности следует вывод о необходимости совершенствования организационной деятельности подразделений таможенного контроля после выпуска товаров. В целях обеспечения единообразного подхода к организации таможенного контроля и повышения эффективности таможенного контроля после выпуска товаров необходимо совершенствовать методику выбора объектов проведения последнего.

Таким образом, на основе выявленных проблем проведения таможенных проверок сформулированы

инновационные направления развития их организационного и методического обеспечения. Предлагаемый комплекс мер направлен на совершенствование таможенного контроля после выпуска в целом и может стать основой для разработки практических рекомендаций по реализации технологии таможенных проверок на основе электронных документов и сведений участников внешнеэкономической деятельности.

Список литературы

Агамагомедова С.А. (2018). Таможенная проверка в Таможенном кодексе Евразийского экономического союза: административно-правовая характеристика // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобаческого. № 3. С. 75-82.

Агапова А.В., Макеева Л.И. (2019). Анализ порядка информационного взаимодействия таможенных и налоговых органов при проведении таможенного контроля после выпуска товаров // Зеленый коридор. 2019. № 4 (10). С. 33-43.

Лемак А.С. (2019). Таможенный аудит — инновационный подход в развитии технологии проведения таможенных проверок // Экономические стратегии ЕАЭС: проблемы и инновации: сб. материалов II Всероссийской научно-практической конференции, 11—12 апреля 2019 г., Москва, Российский университет дружбы народов. М.: РУДН. С. 378—387.

Руднева З.С. (2017). Формы, средства и способы таможенного контроля // Электронный научный журнал «Таможенное дело и внешнеэкономическая деятельность компаний» № 1 (2). С. 317—327.

СальниковаА.В., ТощевА.С. (2019). Камеральная таможенная проверка. Особенности назначения и проведения // Вектор экономики. № 4 (34). С. 62—70.

Agapova A.V. (2017). Possibilities of application of foreign experience of post-clearance customs control in Russia // Proceedings of the 29th International business information management association conference "Education excellence and innovation management through vision 2020: from regional development sustainability to global economic growth", May 3—4, 2017, IBIMA, Vienna, Austria. Pp. 918—923.

Ageev I.A., Shtanko M.A., Ardashkin I.B., Brazovskaya O.E. (2016). Customs compliance as the optimization prospect of relations between the participants of foreign economic activity and customs authorities in the Russian Federation // Proceedings of the 28th International business information management association conference "Vision 2020: innovation management, development sustainability, and competitive economic growth", November 9—10, 2016, IBIMA, Seville, Spain. Pp. 4317—4324.

Al-Shbail T. (2020). The impact of risk management on revenue protection: an empirical evidence from Jordan customs // Transforming Government: People, Process and Policy. V. 4. No. 3. Pp. 453-474. https://doi.org/10.1108/TG-02-2020-0025.

References

Agamagomedova S.A. (2018), "The customs checks in the customs code of the Eurasian Economic Union: administrative and legal characteristics", Vestnikof Lobachevsky University of Nizhni Novgorod, no. 3, pp. 75—82. (In Russian).

Agapova A.V. (2017), "Possibilities of application of foreign experience of post-clearance customs control in Russia", Proceedings of the 29th International Business Information Management Association Conference "Education excellence and innovation management through vision 2020: from regional development sustainability to global economic growth", May 3—4, 2017, Vienna, Austria, IBIMA, pp. 918-923.

Agapova A.V. and Makeeva L.I. (2019), "Analysis of the order of information interaction between customs and tax authorities during customs control after the release of goods", Green Channel, no. 4 (10). pp. 33-43. (In Russian).

Ageev I.A., Shtanko M.A., Ardashkin I.B. and Brazovskaya O.E. (2016), "Customs compliance as the optimization prospect of relations between the participants of foreign economic activity and customs authorities in the Russian Federation", Proceedings of the 28th International business information management association conference "Vision 2020: innovation management, development sustainability, and competitive economic growth", November 9-10, IBIMA, Seville, Spain, pp. 4317-4324.

Al-Shbail T. (2020), "The impact of risk management on revenue protection: an empirical evidence from Jordan customs", Transforming Government: People, Process and Policy, vol. 4, no. 3, pp. 453-474. https://doi.org/10.1108/TG-02-2020-0025.

Bleikher O.V., Ageeva V.V., Fedorova T.N., Butorina N.B. and Brazovskaya O.E. (2016), "The building of a single information space and the elimination of administrative barriers under the enlargement ofthe Eurasian Economic Union", Proceedings of the 27th International business information management association conference "Vision 2020: innovation management and education excellence: from regional development sustainability to global economic growth", May 4-5, IBIMA, Milan, Italy, pp. 554-562.

Cho C.J. (2017), "Understanding Korea's advance customs valuation arrangement and refund claim regimes", World Customs Journal, no 11, pp. 69-72.

Nemirova G.I. and Novikov S.V. (2019), "Organizational and economic mechanism for customs control after the release of goods administration in the economic security system", Proceedings ofthe 33th International Business Information Management Association Conference, April 10-11, IBIMA, Granada, Spain, pp. 4149-4160.

Bleikher O.V., Ageeva V.V., Fedorova T.N., Butorina N.B., Brazovskaya O.E. (2016). The building of a single information space and the elimination of administrative barriers under the enlargement of the Eurasian Economic Union // Proceedings of the 27th International business information management association conference "Vision 2020: innovation management and education excellence: from regional development sustainability to global economic growth", May 4—5, IBIMA, Milan, Italy. Pp. 554-562.

Cho C.J. (2017). Understanding Korea's advance customs valuation arrangement and refund claim regimes // World Customs Journal. No 11. Pp. 69-72.

Nemirova G.I., Novikov S.V. (2019). Organizational and economic mechanism for customs control after the release of goods administration in the economic security system // Proceedings of the 33th International Business Information Management Association Conference, April 10-11, IBIMA, Granada, Spain. Pp. 4149-4160.

Novikova S.A., Sidorov D.E., Goncharuk I.V. (2020). New technologies of business processes in the sphere of customs administration of export-import transactions and payments // International Science and Technology Conference "FarEastCon-2019". IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. Vol. 753. Pp. 082015. https://doi. org/10.1088/1757-899X/753/8/082015.

Novikova S.A., Sidorov D.E. and Goncharuk I.V. (2020), "New Technologies of Business Processes in the Sphere of Customs Administration of Export-Import Transactions and Payments", International Science and Technology Conference "FarEast-Con-2019", IOP Conference Series: Materials Science and Engineering, vol. 53, pp. 082015. https://doi.org/10.1088/1757-899X/753/8/082015.

Lemak A.S. (2019), "The customs audit is an innovative approach in the development of technologies for customs inspections", Proceedings of the IIAll-Russian Scientific and Practical Conference "Economic Strategies of the EAEU: Problems and Innovations", April 11—12, RUDN University, Moscow, pp. 378-387. (In Russian).

Rudneva Z.S. (2017), "The forms, means and methods of customs control", Scientific electronic journal "Tamozhennoe delo i vneshneekonomicheskaya deyatel'nost' kompanii", no. 1, pp. 317-327. (In Russian).

Sal'nikova A.V. and Toshhev A.S. (2019), "Cameral customs inspection. Features of appointment and carrying out", Vector of the Economy, no. 4, pp. 62-70. (In Russian).

Translation of front references

i,3,io Order of the Government of the Russian Federation "On the Strategy for the Development of the Customs Service of the Russian Federation until 2030", dated on May 23, 2020 No. 1388-r, Legal reference system "ConsultantPlus". Available at: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_353557/ (accessed 17.12.2020). (In Russian).

2 Customs Code of the Eurasian Economic Union (Annex No. 1 to the Treaty on the Customs Code of the Eurasian Economic Union), Legal reference system "ConsultantPlus". Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/ (accessed 17.12.2020). (In Russian).

4 Order of the Government of the Russian Federation "On Approval of the Action Plan ("Road map") "Improvement of Customs Administration»" No.1125-r, dated on June 29, 2012 (as amended, dated on November 28, 2017), Legal reference system "ConsultantPlus". Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_132210/ (accessed 17.12.2020). (In Russian).

5 Federal Law "On Customs Regulation in the Russian Federation and on Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation" No. 289-FZ, dated on August 03, 2018 (as amended, dated on November 28, 2018, on May 01, 2019, on December 27, 2019, on June 08, 2020, on July 13, 2020), Legal reference system "ConsultantPlus". Available at: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_304093/ (accessed 17.12.2020). (In Russian).

6 Order of the Government of the Russian Federation "On Approval of Provisions on the System of Indicators of Work of Customs Bodies of the Russian Federation, the Procedure and the Technique of Their Monitoring", No. 994, dated on September 29, 2012, Legal reference system "ConsultantPlus". Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_135976/ (accessed 17.12.2020). (In Russian).

7'8'9 Official website of the Federal Customs Service of the Russian Federation (2020). Available at: http://www.customs.ru (accessed 22.12.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.