Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1773
262
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ / АКТИВНОСТЬ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ / ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Уракова Екатерина Андреевна, Михайленко Дмитрий Михайлович, Сидоров Андрей Николаевич

В данной статье авторами рассматриваются инновационные образовательные технологии системы профессионального образования, анализируются аспекты их внедрения в практическую деятельность, соотносится их содержание и описание с требованиями к содержанию. Инновационные технологии активно применяются в процессе формирования профессиональных компетенций обучающихся. Вместе с тем, авторами подчеркивается особая актуальность применения технологии перевернутого обучения, VR-обучения с применением симуляций и дистанционного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Уракова Екатерина Андреевна, Михайленко Дмитрий Михайлович, Сидоров Андрей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES FOR VOCATIONAL EDUCATION

In this article, the authors consider innovative educational technologies of the vocational education system, analyze the aspects of their implementation in practice, correlate their content and description with the requirements for the content. Innovative technologies are actively used in the process of forming students' professional competencies. At the same time, the authors emphasize the particular relevance of using the technology of flipped learning, VR learning with the use of simulations and distance education.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

года / Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. - Нижний Новгород: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина", 2018. - С. 111-114.

11. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей. - М.: Академия, 2011. - 384 с.

12. Цыпин, Г.М. Музыкальное исполнительство и педагогика. - М.: Юрайт. Высшее образование, 2020. - 214 с.

13. Шацкая, В.Н. Детский голос: Экспериментальное исследование / В.Н. Шацкая. - М., 1970. - 234 с.

Педагогика

УДК 377

преподаватель Уракова Екатерина Андреевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрант Михайленко Дмитрий Михайлович Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); студент Сидоров Андрей Николаевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В данной статье авторами рассматриваются инновационные образовательные технологии системы профессионального образования, анализируются аспекты их внедрения в практическую деятельность, соотносится их содержание и описание с требованиями к содержанию. Инновационные технологии активно применяются в процессе формирования профессиональных компетенций обучающихся. Вместе с тем, авторами подчеркивается особая актуальность применения технологии перевернутого обучения, VR-обучения с применением симуляций и дистанционного образования.

Ключевые слова: профессиональное образование, технологии обучения, формирование компетенций, активность обучающегося, инновации в образовании.

Annotation. In this article, the authors consider innovative educational technologies of the vocational éducation system, analyze the aspects of their implementation in practice, correlate their content and description with the requirements for the content. Innovative technologies are actively used in the process of forming students' professional competencies. At the same time, the authors emphasize the particular relevance of using the technology of flipped learning, VR learning with the use of simulations and distance education.

Keywords: vocational education, learning technologies, the formation of competencies, student activity, innovations in education.

Введение. Профессиональное образование является сложнейшей многофункциональной системой, направленной на комплексную подготовку обучающихся. В ходе образовательной деятельности педагогом используются различные методы и средства обучения, которые позволяют в наиболее сжатые сроки достигать наивысшей результативности и эффективности. Так, образовательная система Российской Федерации нацелена на применение инновационных технологий в образовании, которые, при должном построении и четкой организации учебного процесса, могут в разы улучшить результативность и качество обучения. Кроме того, процесс внедрения и практического применения инновационных технологий становится ключевой проблемой для педагогов профессионального обучения, поскольку важно не только грамотно встроить данные технологии в процесс учебного занятия, но и внести некоторые корректировки в собственный подход к организации деятельности обучающихся, сдвинув вектор с традиционного, к инновационному.

Формулировка цели статьи - рассмотреть основные инновационные технологии профессионального образования, а также выявить их характерные особенности и способы практического применения.

Изложение основного материала статьи. Динамичность современного мира становится ключом к возросшей потребности не только в качественном, но и актуальном образовании. Стоит отметить, что наивысшая эффективность образования отражается в его способности перестраиваться под текущую экономико-социальную обстановку и иные внешние условия. Применение педагогами инновационных технологий в образовательном процессе направленно на привлечение обучающихся в образовательный процесс с активной позиции обучения. Так, введение и грамотное применение инновационных технологий повышает эффективность и качество образования. Множество исследователей доказали факт того, что внедрение инновационных технологий способствует повышению эффективности достижения образовательных целей и задач, росту результативности обучения, повышению уровня мотивации студентов, а также вовлечению обучающихся в активную деятельность как в рамках учебного процесса, так и за ними [1].

Так, под инновационными технологиями понимаются особые формы и методы, сочетающиеся со способами и умениями педагога в организации учебного процесса, направленные на организацию активного обучения с позиции реализации потенциальных возможностей обучающегося. Стоит отметить, что инновационные образовательные технологии строятся по принципу взаимосвязи трех главнейших (системообразующих) компонентов - использование современного содержания, методов обучения, а также формирование современной инфраструктуры обучения:

- применение современного содержания предполагает четкую структуризацию содержания учебной дисциплины с формированием сопроводительных учебных материалов (в форме мультимедиа презентаций, видеороликов, аудиофайлов и др.), использование которых предполагает наличие современных информационно-коммуникативных технологий. Стоит также учитывать, что в содержание обучения в профессиональной образовательной организации входит формирование не только знаний, умений и навыков, но и актуальных компетенций, соответствующих современной экономико-социальной ситуации;

- под современными методами обучения понимаются в первую очередь методы, направленные на активизацию и вовлечение обучающихся в образовательный процесс (с учетом специфики обучения и формирования соответствующих ЗУНК), включение активной групповой творческой деятельности, коллективного взаимодействия (в противовес традиционному «пассивному» восприятию информации);

- современная инфраструктура обучения является системой, построенной из ключевых составляющих образовательного процесса - информационной, организационной (управленческой), технологической, коммуникационной и технической составляющих, каждая из которых позволяет черпать необходимые преимущества и вносить их в образовательный процесс (например, внедрять активное применение гаджетов в учебный процесс и т.п.) [5].

Вместе с тем, применение инновационных технологий в профессиональном образовании предполагает реализацию множества принципов обучения: непрерывности, применения компетентностного подхода к обучению, многоуровневой образовательной и воспитательной деятельности, внедрения современных 1Т-технологий в обучение (создание актуальных методических материалов педагогом, использование электронных образовательных ресурсов и платформ, проведение занятий в специальных аудиториях с доступом в интернет и наличием мультимедиа средств) и других.

Стоит отметить, что на данном этапе инновационные технологии занимают особое место в образовании Российской Федерации - они активно внедряются педагогами в учебный процесс, дорабатываются и сочетаются с традиционными методами, что позволяет повысить эффективность их практического применения. Существует множество инновационных технологий обучения, к некоторым из которых относятся: - мозговой штурм; - проблемное обучение; - тьюторское сопровождение; - перевернутое обучение; - дебаты; - VR-технологии; - дистанционное обучение.

Так, стоит подробно проанализировать инновационные технологии, используемые педагогами профессионального обучения:

1. Мозговой штурм. Данная технология обучения является одним из методов стимулирования коллективных начал группы студентов с их дальнейшей активизацией в ходе учебного процесса; её применение предполагает постановку проблемы, требующей сиюминутного решения, что попросту создает ограниченные условия (временные рамки), внутри которых обучающиеся формируют пути решения, предлагая всевозможные варианты. По окончании времени, данного на решение проблемы, педагогом организуется обсуждение и совместный выбор лучшего предложения студентов - такой подход позволяет каждому обучающемуся принять участие в деятельности коллектива; наиболее эффективно применение данного метода в сочетании с групповым взаимодействием, когда педагог формирует небольшие группы обучающихся по 3-4 человека, каждая из которых предлагает единое решение поставленной проблемы [8].

Конечно, стоит учитывать, что применение метода «мозговой штурм» не может происходить в течение всего учебного занятия, однако, его использование, например, с целью активизации мозговой деятельности обучающихся является перспективным направлением деятельности педагога.

2. Проблемное обучение. Данная инновационная технология в некотором роде схожа с «мозговым штурмом», однако только в общих чертах. Если мозговой штурм предполагает быстрое решение проблемы, то проблемное обучение же строится по иной технологии. Так, педагог использует проблемные вопросы, которые, зачастую носят противоречивый характер и не имеют однозначного «правильного» ответа - на фоне чего обучающиеся постепенно, шаг за шагом, двигаются к решению проблемы, которое, зачастую является лишь одной из множества доступных вариаций. При применении данной технологии особое место также занимает активная позиция обучающегося и формирование коллективных точек зрения - одни обучающиеся приходят в ходе обсуждения к одним выводам, другие - к другим, что создает поле для дискуссионных начал. Вместе с тем, проблемное обучение может использоваться педагогом на более длительное время, чем мозговой штурм, поскольку, если сущность мозгового штурма - быстро сформировать нестандартное решение проблемы, то проблемное обучение своей целью ставит формирование наиболее полного (точного и спланированного) комплексного решения проблемы [2].

3. Тьюторское сопровождение. Данный тип инновационных образовательных технологий является способом организации самостоятельной деятельности обучающихся, результаты и продукты которой в дальнейшем обсуждаются с преподавателем. Роль педагога при организации тьюторского сопровождения заключается в создании ситуации и общих условий на основе познавательного интереса обучающегося с организацией помощи, постепенного движения к результату, а также повышению мотивации обучающегося за счет введения полной самостоятельности [4].

4. Перевернутое обучение. Данная инновационная образовательная технология является одной из перспективнейших и актуальных на современном этапе; её сущность заключается в «смене ролей» педагога и обучающихся, при котором, весь лекционный материал изучается обучающимися самостоятельно в удобное (свободное от занятия) время в рамках подготовки к практическим занятиям, на которых студенты выполняют практические задания, лабораторные работы и участвуют в активной совместной культурно-творческой деятельности с преподавателем. Стоит отметить, что перевернутое обучение предполагает также активное внедрение интернет-технологий в образовательный процесс, при котором учебный контент становится средством обучения. Вместе с тем, перевернутое обучение все равно предполагает участие педагога не только в роли сопровождающего, но и как активного участника образовательного процесса - он формирует весь лекционный материал через современные технологии и направляет их обучающимся, например, в форме видеоматериалов, текстов, файлов, книг, через различные сетевые онлайн-ресурсы или платформы, например, ЭИОС, МУДЛ [3]. Также, стоит учитывать, что такой подход предполагает потенциальное увеличение количества часов учебных занятий, проводимых через электронную образовательную среду с возможностью корректировки их соотношения с практическими занятиями.

5. Дебаты. Данная технология обучения относится не только к инновационным, но и к игровым технологиям и предполагает ведение дискуссионного занятия по предустановленным правилам и порядкам.

Основой для организации дебатов становится заранее заготовленная тема, которую обучающиеся узнают заблаговременно, что позволяет им произвести самостоятельную подготовку к ведению дискуссии. Конечно, дебаты, в первую очередь, способствуют формированию личностных и коммуникативных качеств обучающегося, способностей доносить и преподносить информацию, заготавливать из достоверных источников и т.д.

6. VR-технологии. Данное направление обучения является одним из перспективнейших и современных, особенно это касается системы профессионального образования. Введение данной технологии носит более практический, нежели теоретический характер, и, позволяет организовывать деятельность обучающихся посредством применения игровых симуляторов и VR-технологий обучения. Активная деятельность обучающегося строится из принципа соотношения теории и практики, где последняя реализуется посредством применения современных информационных технологий. Если рассматривать систему подготовки специалистов узкопрофильных дисциплин, требующих постоянного обновления дорогостоящего оборудования (например, станков) - перспектива внедрения VR-технологий становится относительно недорогой альтернативой. Стоит отметить, что VR-технологии имеют и некоторые ограничения в применении, связанные со временем ограничением использования, здоровьем обучающихся, разработкой специального ПО, программ-симуляторов, наличия довольно мощного компьютерного оборудования и др. Однако, минуя все вышеперечисленные ограничения, перспектива повсеместного внедрения данной инновационной технологии обучения поспособствует не только повышенному интересу и мотивации у обучающихся, но и овладению практическими умениями, навыками и компетенциями с закреплением теоретических знаний.

7. Дистанционное обучение. Данный вид интерактивных технологий обучения имеет огромный потенциал для творчества педагога в рамках организации учебного процесса. Дистанционные технологии позволяют соединять и объединять практически все вышеперечисленные интерактивные технологии и сочетать их в ходе образовательного процесса. Вместе с тем, для их реализации у каждого обучающегося должны быть сформированы навыки самостоятельной работы, активности, самоорганизации; необходим высокий мотивационный фон [7].

Дистанционное обучение имеет как свои характерные преимущества, так и недостатки, которые педагог может компенсировать, вводя другие технологии в процесс обучения. Так, главными преимуществами дистанционного обучения выступают: отсутствие привязки студента к конкретному месту и времени, свобода доступа к информации через сеть интернет, возможность совмещения с очным форматом обучения, гибкость и высокая адаптивность, массовость.

Таким образом, вышеперечисленные инновационные технологии обучения являются неотъемлемой частью построения комплексной системы как личностной, так и профессиональной подготовки специалистов, строящейся на соблюдении общих принципов профессионального обучения. Так, наиболее актуальными и перспективными для развития технологиями обучения становятся: перевернутое обучение, VR-обучение, дистанционное обучение, каждое из которых, при должной организации учебного процесса, способствует не только качественному внедрению инноваций в образование, выражающемуся в повышении результативности, но и формированию общей системы подготовки компетентных, гибких и мобильных специалистов [6].

Выводы. Таким образом, внедрение в учебный процесс инновационных образовательных технологий требует от педагога наличия особых прогностических, организаторских, творческих и др. способностей, в сочетании с высокой мотивацией к включению обучающихся в активную учебно-познавательную деятельность, в рамках которой осуществляется формирование знаний, умений, навыков и компетенций. Вместе с тем, педагог должен четко планировать процесс обучения - некоторые из вышеперечисленных технологий имеют краткосрочную перспективу использования (например, мозговой штурм) и не могут использоваться педагогом постоянно, т.к. от этого их общая результативность снизится. Именно поэтому педагог должен уметь находить баланс между современными-новаторскими и традиционными технологиями обучения, выстраивать образовательный процесс плавно, и в то же время, быть готовым к возможной смене содержания обучения согласно современным требованиям, предъявляемым как со стороны государства, экономики, так и со стороны общественности.

Таким образом, рассмотренные инновационные образовательные технологии имеют свою специфику применения, а также при должной организации учебного процесса способствуют повышению результативности обучения. Вместе с тем, некоторые из предложенных технологий имеют свои особенности, достоинства и недоставки, требующие отдельного внимания со стороны педагогов. Так, педагог должен четко и своевременно подстраиваться под современные реалии, ведя при этом активную учебно-воспитательную деятельность.

Литература:

1. Болучевская О.А. Инновационные образовательные технологии // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2010. - №15. - С. 285-286.

2. Браун А., Бимроуз Дж Инновационные образовательные технологии // Высшее образование в России. - 2007. - №4. - С. 98-100.

3. Винникова И.С. Особенности применения электронной образовательной среды Moodle при изучении дисциплины «Финансовый анализ в страховой организации» // В сборнике: Страхование в системе финансовых услуг в России: место, проблемы, трансформация. Сборник трудов XVIII Международной научно-практической конференции: в 2 томах. - 2017. - С. 216-220.

4. Демина О.С. Инновационные образовательные технологии // Управление инновациями: теория, методология, практика. - 2014. - №9. - С. 127-131.

5. Демцура С.С., Плужникова И.И., Гордеева Д.С., Якупов В.Р., Алексеева Л.П. Современные инновационные образовательные технологии // БГЖ. - 2020. - №4 (33). - С. 57-61.

6. Уракова Е.А. Особенности непрерывного многоуровневого высшего профессионального образования // Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем. Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Мининский университет. - 2021. -С. 55-57.

7. Хижная А.В., Бекетова Ю.А., Захарова Н.А. Образовательные технологии в профессиональном образовании // В сборнике: Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития. Сборник статей

по материалам VI Всероссийской научно-практической конференции. Мининский университет. - 2019. -С. 55-57.

8. Хижная А.В., Максимова К.А., Бакулина Н.А.Организация самостоятельной работы студентов на основе образовательной платформы moodle // В сборнике: Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем. Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Мининский университет. - 2019. - С. 197-201.

Педагогика

УДК 373.2

кандидат педагогических наук, доцент Ханова Татьяна Геннадьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрант Гамова Мария Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород), воспитатель

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка «Детский сад «Умка» (г. Надым);

магистрант Салтыкова Екатерина Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Нижегородский государственный педагогический

университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород),

старший воспитатель

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 28» (г. Нижний Новгород)

ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация. Данная статья актуализирует современные подходы к проектированию и осуществлению методической работы дошкольной организации как ведущего механизма подготовки компетентного и квалифицированного специалиста в области дошкольного образования в условиях происходящей сегодня модернизации образовательной системы. Авторы убеждены, что главным условием эффективности методической работы является персонифицированный подход к проектированию ее содержания и способов осуществления, оказание конкретной методической помощи и психологической поддержки каждому педагогу и коллективу в целом, разработка индивидуального маршрута повышения профессионального мастерства и самообразования сотрудников.

Ключевые слова: методическая работа, дошкольная образовательная организация, профессиональная компетентность педагога, образовательный процесс, педагогические технологии, педагогический коллектив, педагогическое мастерство.

Annоtation. This article actualizes modern approaches to the design and implementation of methodological work of a preschool organization as a leading mechanism for training a competent and qualified specialist in the field of preschool education in the context of the ongoing modernization of the educational system. The authors are convinced that the condition for the effectiveness of methodological work is a personified approach to the design of its content and methods of implementation, the provision of specific methodological assistance and psychological support to each teacher and the team as a whole, the development of an individual route for improving professional skills and self-education of employees.

Keywords: senior preschool age, educational process, hard work, pedagogical technologies, labor activity, readiness for work.

Введение. В условиях современных социальных вызовов актуализируется задача подготовки грамотного, творческого педагога, готового создавать и внедрять оригинальные творческие продукты, генерировать инновационные идеи в соответствии с происходящими в обществе изменениями, трансформацией запросов родителей и меняющейся аудиторией дошкольников, уверенно ориентирующихся в не только в реальном, но и виртуальном мире [21. Успешному достижению данной задачи способствует непрерывный поиск новых эффективных форм деятельности, обеспечение материальной базы и подготовки профессионалов, мотивированных к эффективной реализации образовательного процесса, грамотных в правовой, финансовой и информационной сфере [3].

Проблема подготовки грамотных квалифицированных специалистов для системы дошкольного образования осуществляется в учреждениях высшего профессионального образования, регулируется рядом нормативно-правовых актов, первостепенное значение среди которых имеют Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования уровня бакалавриата и магистратуры [8], Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» [7], Профессиональный стандарт Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) [9]. Однако, с окончанием вуза и получением высшего образования не заканчивается процесс совершенствования профессиональной компетентности педагога, он продолжается в условиях методической поддержки молодого специалиста на рабочем месте, реализации наставничества и самообразования [4; 14].

Изложение основного материала статьи. Одной из главных особенностей методической работы должен стать, по нашему мнению, индивидуализированный подход к проектированию ее содержания и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.