5. Бедрин В.С. Формирование информационной компетентности курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России посредством использования обучающих компьютерных курсов // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 6 (85). - С. 369-370.
6. Бедрин В.С. К вопросу о классификации систем электронного обучения // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 6 (85). - С. 371-372.
7. Жбанков В.А. Человек как носитель криминалистически значимой информации. - М., 1993. - 36 с.
8. Кочерова Л.А., Шамаев А.М., Нестеренко А.В., Аскаров С.В. Обучение курсантов образовательных учреждений мвд особенностям исследования следов рук, запаховых и ДНК следов человека на огнестрельном оружии // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 5 (84). - С. 132-134.
9. Криминалистика. Аверьянова Т.В., Белкин Р.С. и др. Учебник для вузов. - М., 2000. - 995 с.
10. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М., 2001. - 464 с.
11. Назарова Т.В., Ермолова Е.И., Ростовская А.В. и др. Диагностика индивидуально-личностных характеристик автора нерукописного текста: Методические рекомендации. - М.: ЭКЦ МВД России, 2013.
12. Рубцова И.И., Ермолова Е.И., Огорелков И.В. и др. Комплексная методика производства автороведческих экспертиз. - М., 2007. - 188 с.
13. Хромов А.Б. Пятифакторный опросник личности: Учебно-методическое пособие. - Курган, 2000. - 23 с.
14. Яблоков Н.П. Криминалистика: учебник. - 2 изд., перераб. и доп. - М., 2016. - 303 с.
Педагогика
УДК 377
студент Краева Ирина Андреевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); студент Сидоров Андрей Николаевич
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Колдина Маргарита Игоревна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)
ТЕХНОЛОГИИ ПЕРЕВЕРНУТОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Аннотация. В данной статье авторами рассматриваются характерные особенности технологии перевернутого обучения. Раскрываются теоретические аспекты заданной тематики, а также формируются положительные и отрицательные стороны применения данной технологии в ходе практической деятельности. Так, авторы разрабатывают цикл учебных занятий, результаты которого подчеркивают, что применение технологии перевернутого обучения становится ключом к ускоренному первичному формированию компетенций обучающихся.
Ключевые слова: профессиональное образование, перевернутое обучение, инновационные технологии, компетенции, проблемы образования.
Annotation. In this article, the authors examine the characteristic features of the flipped learning technology. The theoretical aspects of the given topic are revealed, as well as the positive and negative aspects of this technology in practice are formed. So, a cycle of training sessions is working, the results of which emphasize that the use of the inverted learning technology becomes the key to the accelerated primary formation of students' competencies.
Keywords: vocational education, inverted learning, innovative technologies, competencies, educational problems.
Введение. На современном этапе профессиональное образование находится в стадии преобразования, введения структурных изменений и нововведений, связанных не только с динамичностью образовательной системы, но и общим повышением требований общества к качеству процессов обучения. Так, актуальным вопросом современной практики обучения является тема построения образовательного пространства и организации деятельности обучающихся с позиции активного взаимодействия. В связи с этим, возникает ряд проблем, основанных на выборе оптимальных методов и методик, форм, технологий и средств взаимодействия обучающихся в ходе образовательного процесса как с педагогом, так и в процессе коллективно-творческой работы. Стоит отметить, что среди множества технологий обучения, особо эффективной является группа инновационных технологий обучения, характер которых соответствует современным принципам обучения, а также компетентностному подходу. Так, одной из перспективных и малоизученных технологий становится перевернутое обучение.
Формулировка цели статьи - рассмотреть основные теоретические аспекты практического применения технологии перевернутого обучения, а также реализовать их в цикле занятий по дисциплине «Налоги и налогообложение».
Изложение основного материала статьи. Применение интерактивных технологий в процессе обучения становится обычной практикой среди большинства преподавателей системы профессионального образования. Так, интерактивные технологии предоставляют колоссальные возможности при построении процесса обучения, поскольку их сущность направлена на всестороннее развитие обучающегося, его воспитание, реализацию социально-коммуникативных, личностных качеств, а также профессиональное становление с позиции формирования знаний, умений, навыков и компетенций [3, 11]. Эффективная реализация компетентностного подхода наряду с формированием личности обучающегося становится определяющим фактором при выборе оптимальных технологий и методик обучения. Так, с данной позиции,
интерактивная технология перевернутого обучения требует некоторого теоретического изучения характерных особенностей, направленных на соотнесение предполагаемых результатов обучения (формируемых компетенций, знаний, умений и навыков) с реальными.
Таким образом, стоит рассмотреть основные теоретические особенности технологии перевернутого обучения. Главная особенность данной технологии обучения заключается в смене вектора деятельности как педагога, так и обучающегося - характер реализуемых задач меняется на противоположные. Так, если в традиционном формате педагог является источником («вещателем») информации, то при реализации технологии перевернутого обучения он становится создателем потребляемого студентами интерактивного контента (который становится средством обучения). Причем важно отметить, что обучающиеся изучают весь теоретический материал, представленный в виде презентаций, схем, графиков, аудио и видео файлов, в свободное от практических занятий время; важно учитывать, что студенты, при организации перевернутого обучения, заранее готовятся к очным занятиям, на которых уже непосредственно выполняют практические задания, лабораторные работы, проводят игры и так далее. Стоит отметить, что особую роль при проведении практических занятий в технологии перевернутого обучения занимает коллективно-творческая работа, направленная на развитие партнерства, коммуникации, а также формирование активной личностной позиции обучающегося. Так, каждый студент выражает собственное мнение по тому, или иному вопросу, например, в ходе дискуссии, а также обменивается знаниями с другими обучающимися [4, 8].
Стоит отметить, что при практической реализации технологии перевернутого обучения педагог выводит большую часть теоретического материала в различные интернет-ресурсы, к которым у студентов имеется доступ, например, ЭИОС, MOODLE и др. Так, перевернутое обучение имеет тесную связь с практическим применением интернет-технологий и частичной реализацией дистанционного формата обучения [5, 12]. Отсюда вытекает главный положительный аспект: студент может изучать теоретический материал в любое удобное место и время; единственным ограничением при этом становится техническое оснащение и наличие доступа к сети интернет. Стоит отметить, что при таком раскладе этапы образовательной деятельности меняются: любые технологии дистанционного обучения занимают центральную часть во всей системе построения учебного процесса, поскольку именно через них регулируется деятельность «перевернутого класса». Вместе с тем, в следствии такого смещения, обучающийся проводит больше времени в электронной образовательной среде, наполненной контентом, и меньше при проведении очных занятий. Однако, преподаватель может влиять на данный аспект, изменяя соотношение между совместной-аудиторной и самостоятельной работой [6, 7].
Также стоит выделить, что общий процесс построения перевернутого обучения, как и при любой другой форме, включает в себя наличие промежуточного и итогового контроля и оценки формируемых и формирующихся знаний, умений, навыков и компетенций. Однако, качество применения технологии (и, как следствие, результативность) полностью зависит от соблюдения основополагающих принципов -эффективности, мотивации, ответственности и оптимизации. Причем, несоблюдение, исключение или упущение любого из вышеперечисленных приводит к заметному ухудшению качества обучения, что также стоит учитывать при организации подготовки. Конечно, неоспоримым является факт того, что данная технология направлена на активизацию обучающихся, организацию совместной и самостоятельной работы, реализацию гуманистического, демократического, личностно-ориентированного подходов; однако, весь конечный результат перевёрнутого обучения строится на мотивации, поскольку она предопределяет целенаправленность деятельности обучающихся и их отношение к процессу обучения [1, 13]. Кроме того, рабочая нагрузка на педагога усиливается, что обуславливается расширением исполняемых функций.
Другой проблемной стороной организации перевернутого обучения является вопрос реализации педагогом воспитательных функций, влияние которого усиливается при дистанционном формате взаимодействия. Если во время очных занятий педагог ведет активную воспитательную работу, то при перевернутом обучении он не может в полной мере отслеживать течение воспитательных процессов. Одним из принципиальных решений могла бы послужить организация совместных онлайн-конференций, в ходе которых бы производилась воспитательная работа, однако, это перечеркивает возможность студентов заниматься «в любое удобное время». Кроме того, исследование Рябовой Т.В. Отражает главную проблему применения дистанционных технологий обучения в долгосрочной перспективе - наблюдается «недостаток общения с одногруппниками и преподавателями», что приводит к «повышению агрессивности и конфликтности, снижению коммуникативной толерантности» [9, 10]. Конечно, факт того, что обучающиеся помимо дистанционного формата обучения, посещают очные занятия, немного ослабляет вышеперечисленные факторы, однако, не исключает их полностью, что становится проблемой. Именно поэтому важно находить идеальный баланс в соотношении аудиторной и дистанционной работы.
Таким образом, технология перевернутого обучения, несмотря на некоторые проблемные моменты, является перспективной для практического применения в ходе образовательного процесса.
Так, авторами был разработан цикл занятий по дисциплине «Налоги и налогообложение» с реализацией технологии перевернутого обучения. Стоит отметить, что разработка направлена на студентов 2 курса, направления подготовки 44.03.04 «Профессиональное обучение (по отраслям)».
Тема занятия №1: Налоги.
Цель занятия: изучить определение налогов, их сущность и виды.
Задачи: - сформировать навыки определения основных видов налогов; - охарактеризовать уплату налогов как одну из конституционных обязанностей гражданина РФ; - определить отличительные характеристики налогов.
1 этап. Подготовка к занятию.
Содержание деятельности педагога:
- подготовка вводной презентации на тему «Налоги»;
- подготовка видеолекции к дискуссии на заданную тематику;
- предоставление презентации и обучающих материалов студентам через ЭИОС.
Содержание деятельности обучающихся:
- самостоятельное изучение темы «Налоги» по презентации, предоставленной преподавателем;
- подготовка к дискуссии по заданной тематике;
- подготовка к выполнению практических заданий по данной теме.
2 этап. Осуществление непосредственно самого занятия, в ходе которого педагог применяет методы активного взаимодействия с обучающимися, а также разбирает изученный студентами материал с помощью практических заданий.
Содержание деятельности педагога:
- обсуждение в рамках дискуссии изученной темы «Налоги», разбор появившихся вопросов;
- рефлексия изученного материала с помощью выполнения практического задания.
Содержание деятельности обучающихся:
- постановка вопросов по изученной теме «Налоги»;
- активное участие в дискуссии;
- выполнение практического задания на изученную тему «Налоги».
Тема занятия №2: Налог на добавленную стоимость.
Цель занятия: сформировать теоретическое представление о НДС, способах его расчета.
Задачи:
- проверить уровень знаний теоретического материала по теме «Налог на добавленную стоимость»; -расширить теоретические знания обучающихся по теме; - сформировать умение определять виды ставки НДС, а также его расчета;
1 этап. Подготовка к занятию.
Содержание деятельности педагога:
- запись интерактивной лекции на тему «НДС»;
- составление небольшого теста для закрепления теоретического материала;
- отправка лекции и тестовых заданий студентам.
Содержание деятельности обучающихся:
- изучение лекции на тему «Налог на добавленную стоимость»;
- закрепление изученного материала с помощью прохождения тестирования.
2 этап. Практическое занятие.
Содержание деятельности педагога:
- обсуждение пройденного материала с обучающимися, консультирование;
- рефлексия изученного материала;
- построение проблемных вопросов по заданной теме (с целью проверки уровня теоретических знаний).
Содержание деятельности обучающихся:
- обсуждение изученной темы «Налог на добавленную стоимость»;
- формирование ответов на проблемные вопросы.
Тема занятия №3: Налог на доходы физических лиц.
Цель занятия: формирование теоретических знаний о налоге на доходы физических лиц.
Задачи: - формирование представления об особенностях исчисления налога на доходы физических лиц; - изучение специфики определения ставки НДФЛ; - практический подсчет НДФЛ (в ходе решения практических задач).
1 этап. Подготовка к занятию.
Содержание деятельности педагога:
- разработка интерактивных материалов по теме «Налоги на доходы физических лиц»;
- составление игры для контроля уровня знаний обучающихся;
- отправка интерактивных материалов и материалов игры студентам.
Содержание деятельности студентов:
- изучение интерактивных материалов на тему «НДФЛ»;
- подготовка к практическому решению задач.
2 этап. Практическое занятие.
Содержание деятельности педагога:
- обсуждение пройденного материала обучающимися, ответ на имеющиеся вопросы;
- организация проведения игры;
- рефлексия изученного материала с помощью решения практических задач по теме «НДФЛ».
Содержание деятельности студентов:
- обсуждение изученной темы;
- активное участие в игровой деятельности;
- решение практических задач по теме «НДФЛ».
3 этап. Обобщающий контроль по темам «Налоги», «Налоги на добавленную стоимость», «Налоги на доходы физических лиц».
Планируемы результаты прохождения цикла заданий с реализацией технологии перевернутого обучения следующие [14]:
- улучшение образовательных результатов обучающихся;
- повышение навыков и умений самостоятельного изучения материалов, с целью дальнейшего выполнения практических заданий;
- усовершенствование методов обучения посредством использования электронных материалов и ресурсов.
- первичное формирование компетенций: УК-2 ОПК-1 ПК-1 ПК-4 ПК-26.
Таким образом, разработанный цикл занятий способствует первичному формированию универсальных, общепрофессиональных, профессиональных компетенций, направленных на развитие самоорганизации в деятельности, решение практических деятельностных задач, формирование коммуникативных навыков, а также готовности анализа экономической и хозяйственно-правовой деятельности [2, 3]. Так, представленный цикл занятий наполнен активными методами взаимодействия обучающихся как с педагогом, так и между собой, при этом, содержит в себе различные формы контроля (как в традиционном, так и инновационном формате).
Выводы. Таким образом, практическое применение технологии перевернутого обучения имеет огромный потенциал в раскрытии и реализации образовательных задач. Вместе с тем, включение в образовательную деятельность обучающихся инновационных методик обучения способствует повышению мотивации к деятельности, служит мотивом к самоорганизации и внутригрупповому взаимодействию, а
также формированию коммуникативных компетенций. Так, теоретическое построение цикла учебных занятий по дисциплине «Налоги и налогообложение» подтвердило эффективное первичное формирование профессиональных, универсальных и общепрофессиональных компетенций у обучающихся, что подчеркивается посредством промежуточного и итогового контроля, свидетельствующего о адекватном достижении образовательного результата.
Таким образом, инновационные технологии обучения являются перспективными в практике реализации целей обучения. Вместе с тем, их применение имеет некоторую специфику, связанную с организацией деятельности педагога - повышенной нагрузкой, особенностями тьюторского сопровождения в ходе образовательного процесса, а также сложностях организации воспитательной работы при применении технологий дистанционного обучения. Вместе с тем, несмотря на некоторые недостатки, применение инновационной технологии перевернутого обучения становится поводом к ускоренному первичному формированию компетенций.
Литература:
1. Бабаходжаева Л.Г. Осмысленное обучение через практику перевернутого класса // Academic research in educational sciences. - 2021. - №2. - С. 591-598.
2. Базурина Е.Н., Хижная А.В., Емелина А.В. Формирование правовой культуры студентов // Успехи современной науки и образования. - 2016. - Т. 1. - № 11. - С. 202-204.
3. Булаева М.Н., Филатова О.Н. Теория и методика профессионального образования будущих педагогов техникума. Н. Новгород. - 2017. - 92 с.
4. Воробьев А.Е., Мурзаева А.К. Основы технологии «Перевернутого обучения» в вузах // Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество. - 2018. - №1. - С. 18-31.
5. Гущин А.В. Формирование электронной информационно-образовательной среды Мининского университета на первом этапе реализации проекта «DE. Электронное обучение и электронная образовательная среда» / О.Н. Прохорова, А.В. Гущин // Вестник мининского университета. - Н. Новгород, 2015. - №3.
6. Карпова Е.В. Мотивационные и антимотивационные факторы перевернутого обучения // Ярославский педагогический вестник. - 2020. - №4 (115). - С. 8-15.
7. Петров Ю.Н., Филатова О.Н. Профессиональное образование в современном цифровом пространстве // Нижегородское образование. - 2019. - №1. - С. 30-33.
8. Петров Ю.Н., Фирсов М.В., Филатова О.Н. Познавательное направление развития цифровизации профессионального образования // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. - 2020. - № 2 (52). - С. 7-11.
9. Рябова Т.В. Исследование влияния дистанционного формата обучения на личностные характеристики студента // КПЖ. - 2020. - №5 (142). - C. 196-201.
10. Филатова О.Н., Гущин А.В., Шобонов Н.А. Профессиональное образование в современном информационном обществе. // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. №61(2). -С. 200-202.
11. Хижная А.В., Бекетова Ю.А., Захарова Н.А. Образовательные технологии в профессиональном образовании // Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития. Мининский университет. -2019. - С. 55-57.
12. Хижная А.В., Челнокова Е.А., Челноков А.С., Воронина И.Р. Инновационные технологии профессионального обучения как средство активизации обучения студентов // Современный ученый. - 2020. - № 4. - С. 46-49.
13. Markova S.M. Forecasting the development of professional education // Markova S.M., Tsyplakova S.A., Sedykx E.P., Khizhnaya A.V., Filatova O.N. Lecture Notes in Networks and Systems. - 2020. - Т. 91. - С. 452-459.
14. http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201803160006
Педагогика
УДК 37.034
магистр педагогических наук Кротов Евгений Викторович
Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Оренбургская духовная семинария Оренбургской Епархии Русской Православной Церкви» (г. Оренбург)
ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПРИОБЩЕНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К КУЛЬТУРЕ ДУХОВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Аннотация. В статье представлен теоретический анализ структуры педагогического взаимодействия в приобщении обучающихся к культуре духовной безопасности. Подробно рассмотрены такие категории как «безопасность», «культура духовной безопасности». Дана характеристика принципов, на основе которых выстраивается педагогическое взаимодействие. Выявлены основные типы педагогического взаимодействия (согласно Е. В. Коротаевой): деструктивный, рестриктивный, реструктивный и конструктивный. Для нашего исследования мы отмечаем важность реструктивного и конструктивного типов педагогического взаимодействия как наиболее способствующих приобщению к культуре духовной безопасности.
Ключевые слова: педагогическое взаимодействие, культура духовной безопасности, нравственное воспитание, безопасность.
Annotation. The article presents a theoretical analysis of the structure of pedagogical interaction in introducing students to the culture of spiritual safety. Such categories as "safety", "culture of spiritual safety" are considered in detail. The characteristics of the principles on the basis of which the pedagogical interaction is built is given. The main types of pedagogical interaction (according to E.V. Korotaeva) are revealed: destructive, restrictive, restructive and constructive. For our research, we note the importance of restructive and constructive types of pedagogical interaction as the most conducive to familiarizing with the culture of spiritual safety.
Keywords: pedagogical interaction, culture of spiritual safety, moral education, safety.