нравственном воспитании, начиная с детского сада; поиска эффективных путей с учетом стремительных изменений в мире и адаптации личности.
Литература:
1. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учеб. пособие. - М.: ВЛАДОС, 1995. - С. 277.
2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - Рос. акад. образования. - М.: Просвещении, 2009. (Стандарты второго поколения).
3. Иванова А.В., Иванова, А.П. Педагогические основы регионализации общего образования (на примере математического образования): Монография. / А.В. Иванова, А.П. Иванова. - М-во образования РФ, М-во образования РС (Я). - Якутск, 2003. - 96 с.
4. Ушинский К.Д. Проблемы педагогики. - М.: Изд-во УРАО, 2002. - 592 с.
Педагогика
УДК 37.01
кандидат педагогических наук, доцент Быстрова Наталья Васильевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); студент Чеснокова Полина Николаевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрант Уракова Марина Николаевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)
РОЛЬ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КЛЮЧЕВЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ
КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ ВУЗА
Аннотация. Современная система высшего образования предполагает наличие у выпускников, не только теоретических знаний, но и практических умений, а также навыков, которые непосредственно связаны с конкурентоспособностью на рынке труда. Учитывая тенденции в мировой экономике, необходимо новое качество профессионального образования, которое делало бы выпускников мобильным и высококвалифицированным специалистами. Для создания новой квалификационной модели, выдвигаются новые требования к выпускникам, вследствие чего становится необходимым помочь обучающемуся приобретать и развивать умения и навыки по организации личностного и профессионального развития, развивать способность переносить полученные знания и умения в инновационные технологии и конкретные решения, готовить к социальной и профессиональной мобильности, совершенствуя соответственные профессиональные компетенции. В этой связи для формирования у обучающихся знаний, умений и навыков, профессиональных компетенций могут быть использованы инновационные технологии обучения, в основе которых лежат диалогические методы общения и тесное учебное взаимодействие педагога и обучающихся. Авторы статьи подробно рассматривают такие инновационные технологии, как здоровьесберегающие и игровые технологии, технологию перевернутого обучения и технологию проектной деятельности. Также в статье приведены примеры практического применения рассмотренных технологий для организации теоретических и практических занятий для студентов высших учебных заведений.
Ключевые слова: инновационные технологии, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, деловая игра, технология перевернутого обучения, перевернутый класс, технология проектной деятельности.
Annotation. The modern system of higher education assumes that graduates have not only theoretical knowledge, but also practical skills, as well as skills that are directly related to competitiveness in the labor market. Given the trends in the global economy, a new quality of vocational education is needed, which would make graduates mobile and highly qualified specialists. To create a new qualification model, new requirements are put forward for graduates, as a result of which it becomes necessary to help students acquire and develop skills and abilities in organizing personal and professional development, develop the ability to transfer the acquired knowledge and skills into innovative technologies and specific solutions, prepare for social and professional mobility, improving the corresponding professional competencies. In this regard, for the formation of students' knowledge, skills, and professional competencies, there may be
Keywords: innovative technologies, health-saving technologies, gaming technologies, business game, technology of inverted learning, inverted classroom, technology of project activity.
Введение. В настоящее время активно развиваются инновационные технологии, которые внедряются во все сферы жизнедеятельности человека. Внедрение данных технологий в сферу образования стало толчком для его дальнейшего развития. В первую очередь, это повлияло на нормативно-правовые акты, в которые были внесены соответствующие изменения. Так, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом для организации учебного процесса необходимо использовать современные образовательные технологии, которые способствуют повышению качества образования и снижению доли репродуктивной деятельности обучающихся. Инновационные формы обучения позволяют развить творческое мышление, навыки совместной деятельности при решении проблем, приближенных к реальным. Кроме этого, они способны побудить интерес у обучающихся; содействовать эффективному усвоению учебного материала; организовать на высоком уровне обратную связь.
Под инновационными технологиями следует понимать новшества, которые направлены на внедрение или использование чего-то нового с целью повысить эффективность той или иной деятельности. Актуальность внедрения инновационных технологий в образовательный процесс обусловлен совокупностью следующих факторов:
- высокая потребность общества в успешных, конкурентоспособных личностях, а также потребность работодателей в высококвалифицированных специалистов, отвечающих современным требованиям и запросам;
- глобальное распространение цифровых технологий;
- повышение мотивации обучающихся к изучению той или иной дисциплины;
- повышение качества образования и его эффективности;
- обеспечение гибкости образовательного процесса, повышает познавательный интерес обучающихся и стимулирует их творческую активность.
Изложение основного материала статьи. На современном этапе развития системы профессионального образования важное место среди различных применяемых технологий отводится инновационным технологиям, которые непосредственно повышают качество предоставляемых образовательных услуг. А.А. Аксюхин отмечает, что применение современных инновационных технологий обусловлено технологическим прогрессом, переходом к постиндустриальному информационному обществу. Инновации в образовании, по мнению исследователя, изменяют характер образовательного процесса, наиболее полно погружают студентов в среду обучения, способствуют повышению качества квалифицированной подготовки и мотивации обучающихся к получению знаний и освоению новых умений и навыков [6].
А.А. Кораблев считает, что разработка и внедрение инновационных технологий в процесс обучения - это одна из наиболее актуальных задач современной системы профессионального образования, которая позволяет разрешать многие проблемы в области подготовки специалистов [11].
Для организации процесса обучения студентов высших образовательных учреждений педагоги используют следующие инновационные технологии: здоровьесберегающие, технологии проектной деятельности, игровые технологии, а также технологию перевернутого обучения. Каждая технология имеет свои особенности, которые важны при выборе той или иной технологии для организации учебного занятия.
Внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий связано с одной из проблем современного общества - состояния здоровья молодого поколения. История развития здоровьесберегающих технологий берёт своё начало в период СССР. В конце 70-х годов коллективом учёных в Научно-исследовательском институте Медицинских проблем Севера АМН СССР под руководством Базарного В.Ф. были разработаны здоровьесберегающие технологии для образовательных учреждений. Изначально данные технологии активно применялись в школах, но в настоящее время здоровьесберегающие технологии используются педагогами для организации занятий во всех типах образовательных организаций. Здоровьесберегающие технологии предполагают совокупность мер, направленных на поддержание здоровья подрастающего поколения во время обучения. При проведении учебных занятий в высших учебных заведениях педагог не так часто используют данные технологии, которые в настоящее время необходимы и важны. Большую часть своего времени студенты проводят на лекционных и практических занятиях, поэтому можно сказать о том, что в основном они ведут сидячий образ жизни, который оказывает негативное влияние на их здоровье. Для сохранения здоровья обучающихся педагогам рекомендуется использовать различные здоровьесберегающие технологии, которые способствуют повышению работоспособности, снижению уровня усталости и концентрации внимания [1].
Главными видами здоровьесберегающих технологий, применяемых для сохранения и укрепления здоровья молодежи в вузах, являются физкультурноспортивные мероприятия, технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности и просветительско-педагогическая деятельность.
Основными направлениями здоровьесберегающей деятельности вузов являются: рациональная организация учебного процесса в соответствии с санитарными нормами и гигиеническими требованиями; организация двигательной активности студенческой молодежи; организация рационального питания студенческой молодежи; система работы по формированию ценности здоровья [6].
Многие педагоги при проведении учебных занятий со студентами используют игровые технологии, которые способствуют формированию и развитию профессиональных компетенций. Под игровой технологий понимается вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение социального опыта. В ходе занятия студенты помещаются в определенные условия, что способствует развитию личностных качеств, повышению умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности. Основная задача педагога состоит в выработке мотивации для дальнейшего изучения определенной темы по конкретной дисциплине [4].
Одной из разновидностей игровых технологий является деловая игра, которая наиболее часто применяется педагогами для организации учебных занятий. Обращаясь к истории возникновения данного типа игровых технологий, стоит отметить, что первая деловая игра была разработана и проведена в СССР в 1932 году. Учитывая тот факт, что наша страна переживала тяжелые времена, деловые игры были запрещены. Спустя некоторое время деловые игры появились в США, где стали активно развиваться. В настоящее время деловые игры используются для организации учебного процесса, как в школах, так и высших учебных заведениях [13].
Деловая игра - это форма обучения, предполагающая моделирование предметного и социального аспектов содержания профессиональной деятельности. Чаще всего деловые игры применяются для успешного изучения правовых дисциплин. Например, в рамках изучения дисциплины «Уголовный процесс» педагог может предложить студентам провести судебный процесс. Обучающимся представляется на выбор статья из кодекса, они выбирают, в роли какого участника судопроизводства им предстоит выступить, и продумывают действия и реплики каждого действующего лица. После чего непосредственно разыгрывается судебный процесс. В ходе судебного разбирательства рассматривается уголовное дело, возбужденное по конкретной статье. Участниками процесса являются судья, секретарь, прокурор, обвиняемый, адвокат и свидетели. Итогом судебного заседания станет вынесение соответствующего приговора [8].
В результате деловой игры обучающиеся смогут на практике применить теоретические знания и получить практический опыт. Смоделировав правовую ситуацию, студенты осознают важность нормативно-правовых актов, на основе которых гражданин защищает, отстаивает свои права и обязанности. Таким образом, стоит отметить, что применение игровых технологий при изучении правовых дисциплин способствует развитию у студентов профессиональных компетенций, навыков и умений [10].
Среди инновационных технологий следует выделить технологию перевернутого обучения. Данная технология реализуется посредством модели образовательного процесса под названием «перевернутый класс», сочетающая в себе технологии традиционного и дистанционного образования. «Перевернутый класс» предполагает первоначальное внеаудиторное ознакомление студентов с новым учебным материалом с помощью видео или интернет-ресурсов с последующим использованием аудиторного времени для осуществления более сложных видов познавательной деятельности. Данная модель обучения предполагает, что лекции изучаются внеаудиторно, а домашнее задание выполняется в аудитории под руководством педагога. Например, при изучении дисциплины «Семейное право» педагог может использовать технологию перевернутого обучения. Перед проведением семинарского занятия преподаватель предлагает студентам самостоятельно внеаудиторно изучить новый материал по данной теме с помощью интернет-ресурсов или видео-лекций. На практическом занятии педагог проверяет и оценивает работу студентов по освоению заданной темы. Для закрепления информации педагог предлагает обучающимся ответить на вопросы по теме, поработать с суждениями и решить ситуативные задачи. По итогам занятия педагог оценивает уровень подготовки студентов. Таким образом, стоит отметить, что использование технологии «перевернутый класс» способствует оптимизации учебного процесса и повышению уровня мотивации обучения студентов.
В настоящее время при организации учебных занятий педагоги высших образовательных учреждения используют технологию проектной деятельности. Данная технология направлена на развитие творческих способностей обучающихся, мотивирует их на самостоятельную работу, поиск и анализ информации, получение окончательного продукта.
Проектная работа является таким видом познавательной деятельности, который способствует формированию у студентов навыков коллективной работы, развитию у них творческих возможностей и способностей. Цель проектной работы состоит в углублении и расширении знаний, полученных студентами. Проектная работа способствуют формированию навыков анализа, генерации новых идей, установления связей, видения целостной картины проблемы.
Обращаясь к истории возникновения технологии проектной деятельности, стоит сказать о том, что появление и развитие этой технологии в России связано с именем С.Т. Шацкого. В начале XX века под его руководством была организована небольшая группа сотрудников, которые пытались активно использовать проект как метод в практике преподавания.
К настоящему времени определение технологии проектной деятельности было сформулировано следующим образом, технология проектной деятельности представляет собой способ организации самостоятельной деятельности обучающихся, направленный на решение задачи учебного проекта. Проектная технология предполагает наличие определенной проблемы, самостоятельную деятельность студентов и использование исследовательских методов. В ходе обучения дисциплины педагог может предложить студентам разработать информационный проект на какую-либо тему, которая соответствует изучаемой дисциплине. Данный вид проекта предполагает сбор, обработку и анализ соответствующей информации [12].
Информационный проект направлен на формирование у студентов умений и навыков поиска информации, её обобщения и представления в виде рефератов, статей, докладов, схем и таблиц. Также педагог может предложить студентам поработать над исследовательским проектом по той или иной теме. Деятельность студентов будет связана с постановкой цели, определением объекта и предмета данного исследования, выдвижением гипотезы, с осуществлением какой-либо исследовательской деятельности (эксперимент, опрос), и завершающей стадией станет формулировка вывода, соответствующего поставленной цели. Данные, полученные в ходе исследования, могут быть оформлены в виде научной публикации или отчёта. Например, студенты могут провести исследование темперамента и его проявление в профессиональной деятельности. В данной деятельности обучающиеся могут составить опрос или провести эксперимент, чтобы определить тип темперамента и спрогнозировать, как представители того или иного типа будут выполнять свои профессиональные обязанности. Полученные данные студенты могут представить в виде научной статьи или проекта для участия в конкурсе научных и исследовательских работ. На основе всего вышесказанного стоит сказать о том, что технология проектной деятельности одним из эффективных способов организации учебного процесса, который направлен на формирование и развитие таких качеств и способностей студентов, как самостоятельность, креативное мышление, инициативность.
Выводы. Таким образом, на основе всего вышесказанного следует сделать вывод, что при организации учебных занятий педагоги высших образовательных учреждений предпочтение отдают инновационным технологиям, которые способствуют повышению мотивации обучения студентов и уровню качества предоставляемых образовательных услуг. Каждая из вышеперечисленных технологий уникальна и может применяться педагогами на любых занятиях, как теоретического так и практического обучения.
Стремительное развитие информационных технологий, технический прогресс стали толчком для перехода от традиционных технологий обучения к инновационным технологиям, направленных на создание условий, которые отвечают актуальным запросам всех участников образовательного процесса. Также внедрение инновационных технологий в образовательный процесс высшего учебного заведения способствует всестороннему развитию студентов и формированию профессиональных навыков для будущей трудовой деятельности. Современные работодатели заинтересованы в высококвалифицированных специалистах, которые легко адаптируются к новым условиям, мобильны, обладают хорошо развитым критическим мышлением и обладающие совокупность информационных умений и навыков.
Литература:
1. Быстрова Н.В., Зиновьева С.А., Зиновьев О.А. Интерактивные формы обучения в современном вузе // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2021. - № 2 (52). - С. 146-151.
2. Быстрова Н.В., Медонова Е.В., Симонова А.А. Инновационные технологии в обучении студентов-дизайнеров // В сборнике: Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем. Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. - Нижний Новгород, 2021. - С. 165-167.
3. Быстрова Н.В., Уракова М.Н., Ермолаева Е.Л Цифровые технологии в образовательном пространстве. В сборнике: Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы. Сборник статей по материалам Всероссийской (национальной) научно-практической конференции. Под общей редакцией А.Г. Миронова. - Красноярск, 2020. - С. 88-91.
4. Быстрова Н.В., Уракова М.Н., Ермолаева Е.Л. Цифровые технологии в образовательном пространстве // В сборнике: Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы. Сборник статей по материалам Всероссийской (национальной) научно-практической конференции. Под общей редакцией А.Г. Миронова. - Красноярск, 2020. - С. 88-91.
5. Быстрова Н.В., Цыплакова С.А., Соколова К.К. Интерактивные методы обучения в экономической подготовке студентов вуза // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2019. - № 2 (36). - С. 14-19.
6. Вагин Д.Ю., Быданова А.А., Голованова С.О. Особенности интерактивного обучения в образовательных учреждениях // В сборнике: Педагогические технологии в современном образовательном процессе в условиях реализации ФГОС. Под редакцией Пшениснова Н.В. - Нижний Новгород, 2020. - С. 73-76.
7. Вагин Д.Ю., Синева Н.Л., Краснопевцев В.А. Проблемы дистанционного обучения: барьеры и пути их преодоления // Современные исследования социальных проблем. - 2020. - Т. 12. - № 5-3. - С. 100-104.
8. Галиакберова А.А., Галямова Э.Х., Матвеев С.Н. Методические основы проектирования цифрового симулятора педагогической деятельности // Вестник Мининского университета. - 2020. - Т. 8. - № 3 (32). - С. 2.
9. Гладкова М.Н., Абрамова Н.С., Кутепов М.М. Особенности профессиональной подготовки бакалавров в условиях электронного обучения // Балтийский гуманитарный журнал. - 2017. - Т. 6. № 2 (19). - С. 103-105.
10. Маркова С.М. Ретроспективный анализ развития профессионального образования в России // Вестник Мининского университета. - 2019. - Т. 7, №3. - С 3.
11. Суходоева Л.Ф., Немова О.А., Сидоров А.Н. Цифровая трансформация управленческих задач по решению ресурсных проблем // Московский экономический журнал. - 2020. - № 7. - С. 40.
12. Уракова Е.А., Быстрова Н.В., Грашина П.А. Сущность проектного подхода в профессиональном образовании // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 69-4. - С. 276-278.