Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ'

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
484
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МУЛЬТИМЕДИА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / СПЕЦИАЛИСТ СРЕДНЕГО ЗВЕНА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Быстрова Наталья Васильевна, Жидков Алексей Андреевич, Гусев Евгений Николаевич

В статье рассматриваются информационные технологии в профессиональной деятельности педагога профессионального обучения. Цель статьи заключается в раскрытии возможностей и аспектов использования информационных технологий обучения в учебно-образовательном процессе. Авторами статьи были проанализированы исследования посвященные применению информационных технологий обучения в образовательном процессе. Определен перечень наиболее часто используемых информационных технологий в профессиональном образовании. Авторы считают, что информационные технологии уже доказали свою эффективность в образовании. Их применение в образовательном процессе позволяет студентам более наглядно изучать дисциплины, развивать различные типы мышления, повышать продуктивность на занятиях и получать более полные представления о профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Быстрова Наталья Васильевна, Жидков Алексей Андреевич, Гусев Евгений Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION TECHNOLOGIES IN PROFESSIONAL ACTIVITIES OF TEACHER OF VOCATIONAL TRAINING

The article deals with information technologies in the professional activity of a teacher of vocational training. The purpose of the article is to reveal the possibilities and aspects of the use of information technologies of training in the educational process. The authors of the article analyzed the research devoted to the use of information technologies of training in the educational process. The list of the most frequently used information technologies in professional education is defined. The authors believe that information technologies have already proven their effectiveness in education. Their application in the educational process allows students to study disciplines more clearly, develop different types of thinking, increase productivity in the classroom and get a more complete understanding of their professional activities.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ»

Литература:

1. Бахор Т.А. Роль интегрированных занятий в формировании общепрофессиональных компетенций у будущих бакалавров педагогического образования // Современные проблемы науки и образования. - 2018. -№ 4. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=27959 (дата обращения: 11.05.2021).

2. Веккессер М.В. Проблемный диалог как средство формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 64-4. -С. 40-43.

3. Давыдова О.Н., Зырянова О.Н., Веккессер М. В. Пословицы и поговорки как дидактический материал на уроках русского языка // Человек и язык в коммуникативном пространстве: сборник научных статей. -2018. - Т.9. - № 9. - С. 237-244.

4. Кошевой О.С. Особенности использования системы антиплагиат в учебном процессе вуза // Научные труды Московского университета им. С.Ю. Витте: сборник научных статей. - М., 2015. - С. 91-96.

5. Мартишина Н.И. Место системы "Антиплагиат" в саморегуляции научной деятельности // Высшее образование в России. - 2018. - №6. URL: https://cyberienmka.ru/artide/n/mesto-sistemy-antiplagiat-v-samoregulyatsii-nauchnoy-deyatelnosti (дата обращения: 11.05.2021).

6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 июня 2015 г. N 636 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования -программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры" (с изменениями и дополнениями). URL: http://ivo.garant.ru/#/document/ 71145690/paragraph/48:0 (дата обращения: 11.05.2021).

7. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах: утв. приказом Минобрнауки России от 27.10.2014 г. № 1353. // Российское образование: Федеральный образовательный портал. [Электронный ресурс]. URL: https://edu.ru/documents/view/59902/ (дата обращения 11.05.2021).

8. Чехович Ю.В. Секреты эффективного использования системы Антиплагиат в высшей школе. URL: https://kpfu.ru/portal/docs/F_1364087673 /Antiplagiat_KPFU_Kazan_20190417.pdf (дата обращения: 11.05.2021).

Педагогика

УДК 378.1

кандидат педагогических наук, доцент Быстрова Наталья Васильевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрант Жидков Алексей Андреевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрант Гусев Евгений Николаевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются информационные технологии в профессиональной деятельности педагога профессионального обучения. Цель статьи заключается в раскрытии возможностей и аспектов использования информационных технологий обучения в учебно-образовательном процессе. Авторами статьи были проанализированы исследования посвященные применению информационных технологий обучения в образовательном процессе. Определен перечень наиболее часто используемых информационных технологий в профессиональном образовании. Авторы считают, что информационные технологии уже доказали свою эффективность в образовании. Их применение в образовательном процессе позволяет студентам более наглядно изучать дисциплины, развивать различные типы мышления, повышать продуктивность на занятиях и получать более полные представления о профессиональной деятельности.

Ключевые слова: информационные технологии, компьютерные технологии, мультимедиа, профессиональное образование, компетенции, профессиональная подготовка, технические средства, специалист среднего звена, образовательный процесс.

Annotation. The article deals with information technologies in the professional activity of a teacher of vocational training. The purpose of the article is to reveal the possibilities and aspects of the use of information technologies of training in the educational process. The authors of the article analyzed the research devoted to the use of information technologies of training in the educational process. The list of the most frequently used information technologies in professional education is defined. The authors believe that information technologies have already proven their effectiveness in education. Their application in the educational process allows students to study disciplines more clearly, develop different types of thinking, increase productivity in the classroom and get a more complete understanding of their professional activities.

Key words: information technologies, computer technologies, multimedia, professional education, competencies, professional training, technical means, middle-level specialist, educational process.

Введение. Профессиональное образование на современном этапе предъявляет новые требования к подготовке педагогов профессионального обучения, основная задача которых, уметь применять в профессиональной деятельности современные и инновационные технологии обучения студентов среднего профессионального образования. К данным технологиям относятся информационные технологии, которые позволяют отображать информацию в электронном виде, работать с различными видами файлов и источниками информации.

На данный момент образовательный процесс студентов среднего профессионального образования нельзя представить без информационных технологий. В настоящее время стремительными темпами растет уровень технологизации и информатизации всех сфер жизни общества, в том числе и образования. Новый этап развития общества, то есть информационный, ставит перед образованием новые цели, достижение которых возможно только с использованием новейших технических и информационных средств. Данные средства должны быть направлены на повышение эффективности образовательного процесса, качества образования и продуктивности обучающихся на учебно-образовательных занятиях.

Новая информационная модель обучения студентов среднего профессионального образования подразумевает оснащение учебных аудиторий новейшими техническими и компьютерными средствами, создание единой электронной образовательной среды, формирование навыков у студентов и преподавателей по эффективному использованию информационных технологий, создание образовательной электронной библиотеки и электронных ресурсов, формирование информационной культуры у участников образовательного процесса [4].

Изложение основного материала статьи. Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием информационных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности и образуют глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является информатизация образования. Первые работы с идеей внедрения информационных и компьютерных технологий в образовательный процесс были написаны еще в 70-х годах ХХ века, тогда эту идею отразили в своих научных изысканиях В.Г. Юргасов, Б.Б. Овезов, Ю.В. Карякин и другие. Но они лишь предпринимали первые попытки к использованию появляющихся технологий в образовательном процессе, а развили данную идею, такие авторы, как Г.М. Коджаспаров, В.В. Рубцов, Г.А. Краснова, К.В. Петров, А.Б. Кузнецова, В.В. Давыдов, Г.В. Рубина и другие.

Согласно анализу научных трудов А.Т. Глазунова, И.П. Смирнова, В.П. Беспалько, Г.М. Романцева, А.М. Новикова, С.Я. Батышева и других исследователей, вопрос об использовании информационных средств обучения в профессиональном образовании один из наиболее обсуждаемых и актуальных на данный момент.

Проблему интеграции в образовательный процесс информационных технологий в своих научно-исследовательских работах затрагивают такие авторы, как Ю.М. Цевенкова, И.В. Роберт, Б.С. Гершунский, И.В. Марусеева, А.Н. Тихонова, А.Л. Денисова и др. По их мнению, одна из целей информатизации профессионального образования состоит в формировании свободной информационной образовательной среды, в рамках которой обучающиеся и преподаватель могут свободно и в любое время получить доступ к учебно-образовательной информации, а также необходимые профессиональные знания. Студенты могут больше времени уделять сложным темам по любой из учебных дисциплин, что сделает их профессиональную подготовку более качественной и полноценной.

Многие исследователи пришли к единому мнению, что традиционная или классическая образовательная система не эффективна на данном этапе развития общества. Современная система образования должна базироваться на современных технологиях, методах, подходах и инновационных технических средствах обучения. Связано это с объемами информации, ее обновлением и влиянием на образование, переходу к электронным средствам обучения, способствующим хранению, обработке и передаче информации [2].

Применение в образовательном процессе информационных технологий обучения студентов среднего профессионального образования способствует:

- развитию навыка поиска необходимой информации у обучающихся;

- неограниченной возможности сбора, обработки, анализа, изменения, преображения, хранения и передачи полученной в ходе поиска информации и представление ее в любой возможной форме (презентации, видео-, аудио-файла, текста, изображения и т.д.);

- формированию и развитию творческих способностей обучающихся;

- более доступному образованию, так как информационные технологии позволяют получать образование дистанционно;

- возможности выбора студентами наиболее удобной и эффективной для них траектории обучения, самостоятельно выбирать время на определенную дисциплину или тему, для того чтобы наиболее полно и качественно ее изучить;

- непрерывности образования, так как появляется возможность обучаться и повышать свою квалификацию в любое удобное время;

- формированию единой образовательной среды региона-области-страны и даже мира;

- применению в образовательном процессе личностно-ориентированного обучения, возможность учета особенностей каждого обучающегося;

- активизации в образовательном процессе познавательной деятельности субъектов;

- расширению возможностей организации образовательного процесса студентов посредством проведения занятий в виртуальных классах, лабораторий, школ, университетов и т.д. [6].

Исследовав труды вышеуказанных авторов, можно сделать вывод, что информационные технологии должны способствовать достижению образовательных целей и ведению современного образовательного процесса.

Информационные технологии в образовательном процессе должны обладать всем необходимым функционалом, позволяющим участникам образовательного процесса передавать и воспроизводить текстовую, графическую, аудио- и видео- информацию. Средствами обучения в информационной технологии являются персональные компьютеры, мильтимедийные средства (аудио-, видео- файлы, презентации), электронные доски и проекторы. Данные средства обучения являются инструментами, с помощью которых организуется информационная технология на учебных занятиях. Они позволяют решать поставленные образовательные и дидактические задачи, в условиях информационной технологии обучения, то есть повышение активности обучающихся на практических и теоретических занятиях, стимулирование к изучению дисциплины и достижению успешного результата ее освоения и т.д. С помощью данной технологии обучения студенты осваивают большее количество как общих, так и профессиональных компетенций и способны решать большое количество образовательных задач [4].

На данный момент в практике применения информационных технологий в обучении студентов присутствуют такие варианты как:

1. Электронное обучение. С появлением данного термина в педагогике подразумевалось, что обучение будет проходить с использованием компьютерных средств, то есть обучение по схеме студент-компьютер. Но стремительное развитие технологий сильно изменило данное понятие. Оно стало шире и в итоге разделилось на два различных понятия: синхронные и асинхронные дистанционные технологии обучения.

Асинхронная технология обучения - технология обучения, при которой студент самостоятельно работает с обучающими материалами, которые находятся в интернете или содержатся на различных внешних носителях, таких как: CD и DVD диски, USB-флэшкарты, жесткие диски и т.д. Студент выстраивает свой процесс обучения самостоятельно в зависимости от собственных особенностей и предпочтений, времени на освоение того или иного материала, темы или дисциплины.

Синхронная технология обучения - технология обучения, где процесс обучения между студентом и преподавателем проходит в режиме online в реальном времени. Данное обучение подразумевает проведение индивидуальных занятий, где один студент и один преподаватель, и групповых занятий где присутствуют несколько студентов и один преподаватель. Занятия проводятся обычно по видеосвязи с использованием веб-камер, которые транслируют изображение всех субъектов образовательного процесса. Для обеспечения такого вида занятий необходимо специальное программное обеспечение, на сегодня наиболее используемым является ZOOM [1].

2. Дистанционные технологии обучения. Дистанционное обучение - это синтез интерактивного самообучения и интенсивной консультационной поддержки. Такое обучение может считаться одним из инструментов дистанционного образования. Дистанционное обучение - это совокупность технологий, при котором обучающийся получает доставку учебного материала, и интерактивное взаимодействие студентов и преподавателей в процессе обучения. При этом доставка пособий может осуществляться и без участия компьютеров и Интернета.

В дистанционных формах обучения есть масса преимуществ, и одно из них это возможность людям с ограниченными возможностями из-за различных жизненных ситуаций и физическому состоянию обучаться, получить образование, найти работу и развивать свои творческие способности [5].

В рамках реализации информационной технологии обучения студентов используется различное программное обеспечение, имеющее свои специфические особенности, назначение и функционал. Все программное обеспечение, использующееся в информационных технологиях можно разбить на несколько видов:

- программное обеспечение для поиска информации в сети интернет или локальных базах данных, хранящихся на самом персональном компьютере;

- контролирующие системы обучения, которые заключаются в оценивании образовательной деятельности студентов, как самим преподавателем, так и системой автоматически;

- обучающие и тренировочные системы - образовательные электронные платформы, с помощью которых студенты могут решать задания по дисциплине;

- программы по модулированию, позволяющие обучающимся в процессе обучения строить различные схемы, таблицы или модели для лучшего усвоения полученной информации или пройденного материала;

- коммуникативное программное обеспечение, которое позволяет осуществить организовать дистанционное обучение студентов, в рамках которого с помощью технических средств, таких как микрофон и наушники, студенты могут интерактивно взаимодействовать со всеми субъектами учебно-образовательного процесса и осуществлять диалог с преподавателем [7].

При использовании педагогом профессионального обучения информационной технологии повышается эффективность учебно-образовательного процесса. В рамках которого студенты могут решать большое количество задач, а значит усваивать большее количество учебной информации, активизировать свою познавательную и мыслительную деятельность, что способствует формированию важных личностных качеств и профессиональных компетенций [11].

Выводы. Таким образом, применение в процессе обучения педагогом профессионального обучения информационных технологий оптимизирует проведение учебных занятий, что позволяет повысить успеваемость обучающихся и улучшить их образовательные результаты. Использование информационных технологий по дисциплинам общего и профессионального цикла повышает развивающий и образовательный потенциал учебных занятий. Работа с информационными технологиями у студентов развивает мышление, выявляет творческие способности, а их использование педагогом профессионального обучения способствует поиску новых подходов и сочетаний в обучении и профессиональному росту [3]. Информационные технологии, с одной стороны, помогают учащимся лучше усваивать материал, поскольку визуальная информация всегда воспринимается гораздо быстрее и проще. С другой стороны, применение информационных технологий помогает снизить нагрузку на преподавателей в традиционном обучении [9].

Литература:

1. Быстрова Н.В., Максимова К.А., Уханов А.Ф. Формирование информационно-образовательной среды общеобразовательной организации // В сборнике: Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем. сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Мининский университет. - 2019. - С. 126-129.

2. Быстрова Н.В., Ремизова Е.А., Ермолаева Е.Л. Реализация электронного обучения в цифровой образовательной среде // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 69-3. - С. 14-17.

3. Быстрова Н.В., Уракова М.Н., Ермолаева Е.Л Цифровые технологии в образовательном пространстве. В сборнике: Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы. Сборник статей по материалам Всероссийской (национальной) научно-практической конференции. Под общей редакцией А.Г. Миронова. - Красноярск, 2020. - С. 88-91.

4. Быстрова Н.В., Цыплакова С.А. Информационно-образовательная среда школы как инновационная управленческая задача // Наука и практика регионов. - 2019. - № 4 (17). - С. 90-93.

5. Быстрова Н.В., Цыплакова С.А., Соколова К.К. Интерактивные методы обучения в экономической подготовке студентов вуза // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2019. - № 2 (36). - С. 14-19.

6. Галиакберова А.А., Галямова Э.Х., Матвеев С.Н. Методические основы проектирования цифрового симулятора педагогической деятельности // Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8. № 3 (32). С. 2.

7. Гладкова М.Н., Абрамова Н.С., Кутепов М.М. Особенности профессиональной подготовки бакалавров в условиях электронного обучения // Балтийский гуманитарный журнал. - 2017. - Т. 6. № 2 (19). -С. 103-105.

8. Маркова С.М. Ретроспективный анализ развития профессионального образования в России // Вестник Мининского университета. - 2019. - Т. 7, №3. - С. 3.

9. Мялкина Е.В. Диагностика качества образования в вузе // Вестник Мининского университета. -2019. - Т. 7, №3. - С. 2-4

10. Нечаева Л.А. Возможности электронного обучения в формировании межкультурной компетенции: опыт работы арктического университета (Норвегия, Тромсё) // Непрерывное образование: XXI век. - 2014. -№2 (6).

11. Романова Л.Л. Электронное обучение как форма профессиональной переподготовки социальных работников // Балтийский гуманитарный журнал. - 2017. - Т. 6. № 2 (19). - С. 176-178.

Педагогика

УДК 378.1

кандидат педагогических наук, доцент Быстрова Наталья Васильевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Казначеева Светлана Николаевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрант Жидков Алексей Андреевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ И УПРАВЛЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Аннотация. В данной статье рассматривается сущность педагогического менеджмента и управленческой деятельности в школе. Цель статьи заключается в раскрытии возможностей и аспектов осуществления управленческой деятельности в образовательном учреждении. Авторами статьи были проанализированы исследования посвященные сущности и определению педагогического менеджмента в школе. Определены понятия «менеджмент», «управление образовательной организацией» их сущность и роль в образовательной организации. Раскрыты компоненты педагогического менеджмента, такие как: управление ресурсами образовательной организации, управление процессом образования в школе, управление педагогическим составом образовательной организации. Управленческая деятельность способствует достижению поставленных целей обучения, повышению качества предоставляемых образовательных услуг образовательной организацией, и формировать необходимые базовые знания и умения с целью продолжения обучения в профессиональных учебно-образовательных учреждениях среднего и высшего образования.

Ключевые слова: педагогический менеджмент, управленческая деятельность, школа, ресурсы, педагогический состав, цели, образовательная организация.

Annotation. This article examines the essence of pedagogical management and management activities in the school. The purpose of the article is to reveal the possibilities and aspects of the implementation of management activities in an educational institution. The authors of the article analyzed the research devoted to the essence and definition of pedagogical management in school. The concepts of "management", "management of an educational organization", their essence and role in an educational organization are defined. The components of pedagogical management are disclosed, such as: management of the resources of an educational organization, management of the educational process at school, management of the teaching staff of an educational organization. It was found that the management activities carried out by teachers in an educational institution of primary and secondary education are included in the list of the main duties of teachers. This contributes to the achievement of the set learning goals, improving the quality of the educational services provided.

Keywords: pedagogical management, management activity, school, resources, teaching staff, goals, educational organization.

Введение. В условиях изменения законодательства в области образования и появления инновационных структур несколько меняются подходы к пониманию и оценке содержания качества школьного образования. Обеспечить качество в образовании возможно с помощью отлаженной системы управления, способствующей удовлетворению внутренних и внешних потребителей, а именно: обучающихся и их родителей, работодателей, сотрудников и государства [1, 3].

Управление образовательной организацией - это специфическая деятельность по организации, контролю, поддержанию, планированию и обеспечению организованной совместной учебно-образовательной деятельности обучающихся, педагогической деятельности и деятельности иного персонала учебного заведения. Она нацелена на выполнение, возложенных на них, задач для выполнения комплексной миссии школы, получение качественного образования обучающимися и развитие образовательной организации [6].

Изложение основного материала статьи. Различные аспекты управления, в частности психолого-педагогический, на основе деятельностного подхода в образовании рассмотрены в научных трудах таких отечественных авторов, как: С.Л. Рубинштейн, А.Г. Асмолов, А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский и других.

В научных работах Т.И. Шамовой, Ю.В. Васильева, П.И. Третьякова, Т.М. Давыденко, М.М. Поташникова, Ю.А. Конаржевского рассмотрены основы подготовки специалистов в области управления образованием и формирования у них навыков и умений управленческой деятельности. Определены параметры готовности специалиста выполнять управленческую деятельность в образовательной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.