Педагогика
УДК 378
кандидат педагогических наук, доцент Быстрова Наталья Васильевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Нижегородский государственный педагогический
университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород);
кандидат педагогических наук, доцент Коняева Елена Александровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет» (г. Челябинск);
кандидат педагогических наук, доцент Цыплакова Светлана Анатольевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Нижегородский государственный педагогический
университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. Использование педагогических технологий в учебном процессе направлены на повышение эффективности обучения. Это способствует внедрению прогрессивных средств обучения, оптимизации учебного процесса на основе комплексного, системного, целостного подхода к каждому компоненту учебного процесса, к любому виду деятельности преподавателя и учащихся. Достижения качества образования на всех уровнях, предполагает обеспечение педагогического процесса актуальной информацией, использование инновационных методов и форм обучения, применение современных образовательных технологий, интеграцию междисциплинарных программ, использования информационных и инновационных технологий обучения.
Ключевые слова: профессиональное обучение, профессиональное образование, педагогическая технология, среднее профессиональное образование.
Annotation. The use of pedagogical technologies in the educational process is aimed at improving the efficiency of training. This contributes to the introduction of progressive teaching aids, optimization of the educational process on the basis of an integrated, systematic, holistic approach to each component of the educational process, to any type of activity of the teacher and students. Achieving the quality of education at all levels involves providing the pedagogical process with relevant information, using innovative methods and forms of education, applying modern educational technologies, integrating interdisciplinary programs, using information and innovative learning technologies.
Keywords: vocational training, vocational education, pedagogical technology, secondary vocational education.
Введение. Понятие технология является одних из относительно новых понятий в педагогике, и довольно часто встречается в учебной, публицистической и научной литературе. Однако, содержание, которое вкладывают авторы в данную дефиницию является разнородным, что говорит о недостаточной проработанности исследований в этой области.
Развитие педагогической науки, показывает, что появление понятия «технология» не является случайностью, так как обеспечение современного, качественного образования, основанного на сохранении его фундаментальности, а так же соответствия требованиям государства и общества, предопределяет использование инновационных методик обучения.
Достижения качества образования на всех уровнях, предполагает обеспечение педагогического процесса актуальной информацией, использование инновационных методов и форм обучения, применение современных образовательных технологий, интеграцию междисциплинарных программ, использования информационных и инновационных технологий обучения.
Целью статьи является теоретическое обоснование использования педагогических технологий в системе среднего профессионального образования.
Изложение основного материала статьи. Понятие «технология» получило свое развитие наряду с развитием информационных систем и их массового внедрения в различные технологические, научные и педагогические процессы. А в педагогической науке появилось новое понятие, которое необходимо было исследовать - педагогическая технология. Данное направление приобрело значимость в середине шестидесятых годов двадцатого века с западных странах, а в настоящее время распространилось во все развитые страны земного шара.
Огромное множество педагогических технологий, существующих в настоящее время, различаются не только по целям и задачам, но и по своей структуре и форме обучения, они будут различны при ускоренном обучении или групповом, дистанционном или открытом образовании и т.д.
В настоящее время многие педагогические технологии уже используются не только в образовательном процессе образовательного учреждения, все это позволяет говорить о том, что такая тенденция обучения как технологизация делает процесс обучения более эффективным и качественным. Это говорится в трудах таких исследователей Беспалько В.П., Селевко Г.К., Сластенин В.А., Маврин С.А. и др.
Главное отличие педагогической технологии от любой другой является то, что она способствует эффективизации обучения с учетом повышения интереса и формировании мотивации обучающихся.
Педагогические технологии могут классифицироваться на технологии образовательного процесса и технологии воспитательного процесса. Существенными признаками обоих видов педагогических технологий являются следующие:
-педагогическая технология разрабатывается с учетом конкретной педагогической идеи, которая зависит от цели и задач образовательного процесса. Автор в данном случае опирается на свои методологические и мировоззренческие позиции;
-на технологические этапы обучения влияют те установки, которые направлены на конкретный результат, и с их учетом осуществляется постановка операций и действий, а также выстраивается коммуникативная составляющая данного процесса;
-использование педагогических технологий всегда подразумевает взаимосвязь педагогов и обучающихся, а эта взаимосвязь, в свою очередь осуществляется на основании таких принципов как дифференциация и интеграция;
-любая педагогическая технология должна быть легко воспроизводимой любым педагогом, а так же иметь элементы вариативности, чтобы все обучающиеся могли достигнуть результатов обучения.
Таким образом, в соответствии с целостным подходом при разработке и реализации педагогического процесса как системы необходимо стремиться к обеспечению органичного единства всех его компонентов, имея в виду, что изменения в одном из них автоматически вызывают изменения других. Педагогическая технология в отличие от методики предполагает разработку содержания и способов организации деятельности самих воспитанников. Она требует диагностического целеобразования и объективного контроля качества педагогического процесса, направленного на развитие личности школьников в целом.
В наиболее обобщенном виде все известные в педагогической науке и практике технологии систематизировал Г.К. Селевко:
По философской основе: антигуманные и гуманистические; метафизические и диалектические; религиозные; научные (сциентистские); идеалистические и материалистические; антропософские; прагматические; теософские; свободного воспитания; экзистенциалистские.
По усвоению опыта выделяются: развивающие; бихевиористские; ассоциативно-рефлекторные; интериоризаторские; гештальттехнологии.
По уровню применения: модульные; общепедагогические; частнометодические.
По ведущему фактору психического развития: психогенные; социогенные; биогенные; идеалистские.
Можно упомянуть еще малораспространенные технологии нейролингвистического программирования и суггестивные.
По ориентации на личностные структуры: информационные технологии (формирование навыков, знаний и умений по дисциплинам); эмоционально-нравственные и эмоционально-художественные (формирование сферы нравственных и эстетических отношений); эвристические (развитие способностей); операционные (формирование умственных способов действий); технологии саморазвития (формирование механизмов самоуправляющих личности); прикладные (формирование сферы практической).
По характеру содержания и структуры называются технологии: профессиональнык; обучающие; религиозные; монотехнологии; общеобразовательные; отраслевые; светские; частнопредметные; гуманитарные; воспитывающие; технократические; комплексные.
Рассмотрим основные направления развития содержания среднего профессионального образования. Главное содержание деятельности специалиста среднего звена заключается в оценке, выборе и реализации наиболее эффективного и качественного из возможных решений профессиональных задач, разработке их нестандартных вариантов. Этой деятельности во многом присущи черты конструирования решений, поиска и технического творчества. Поэтому специалисты со средним профессиональным, равно как и с высшим, образованием входят в категорию работников, профессионально занятых преимущественно умственным трудом.
В последние годы определились следующие основные направления развития содержания среднего профессионального образования:
- совершенствование перечня специальностей СПО;
- дифференциация содержания;
- информатизация содержания;
- гуманизация образования;
- расширение гибкости;
- усиление общепрофессиональной подготовки;
- вариативность содержания;
- гуманитаризация содержания;
- преемственность содержания СПО с другими уровнями;
- образования.
В настоящий момент традиционная система подготовки выпускников профессиональных образовательных учреждение ориентирована на формирование общекультурных и профессиональных компетенций в профессиональной области, это связано в внедрение компетентностного подхода в систему образования. Основой результата обучения становится не столько знание, сколько способность грамотно мыслить и действовать.
Профессиональным образовательным учреждения необходимо не просто выпустить специалиста, а надо качественно подготовить выпускника, с использование современных образовательных технологий, и подготовить его к выполнении конкретных трудовых действий в своей профессиональной области.
Все это, а так же изменения происходящие на уровне социально-экономического и научно-технического процессов обусловили необходимость в модернизации профессионально-педагогического образования, переосмысления теоретических подходов и накопившейся практики работы учебных заведений.
Программой среднего профессионального образования и Концепцией модернизации образования 2020 предусмотрены такие приоритеты как качество, доступность и эффективность. Реализации данных требований способствуют инновационные технологии, которые применяются в современном образовательном процессе.
Инновационная образовательная деятельность предполагает формирование компетенций основанных на новых знаниях, приемах, подходах, методах и технологиях обучения, которые направлены на получение конкретного образовательного результата, в виде таких образовательных услуг, которые отличатся востребованность в обществе и на рынке труда.
Педагогическая наука постоянно находится в поиске таких образовательных технологий и методик, которые бы позволили достигать наивысшего образовательного результата в работе с обучающимися, а также постоянно совершенствовать уже имеющуюся базу.
С течением времени педагогическая практика накопила достаточно большой фонд методов и средств, форм обучения, но результаты их внедрения не всегда однозначны.
Технология в любой сфере деятельности это всегда процессе, который отражает закономерности развития конкретной предметно области, и обеспечивает наибольшее соответствие результатов деятельности относительно поставленных целей.
Выводы. В процессе исследования нами были определены основные преимущества применения современных педагогических технологий в процессе обучения:
1. Изменяются функции педагога и обучающихся. Педагог становится координатором действий, а не только выполняет контролирующую и информационную функции, а обучающиеся получают большую самостоятельность в выборе путей усвоения учебного материала.
2. Образовательные технологии расширяются возможности и индивидуализации, и дифференциации учебно-познавательной деятельности.
3. Результаты применения педагогических технологий зависит от мастерства преподавателя, и всей совокупности образовательных компонентов.
4. Повышается эффективность учебно-воспитательного и педагогического процессов.
5. Направленность на конечный результат - подготовку высококвалифицированного специалиста, имеющего прикладные и фундаментальные знания, способного быстро осваивать новые технологические процессы, реагировать на изменения происходящие в обществе и профессиональной деятельности; обладающего активной жизненной позицией, высокими нравственными и гражданскими качествами в условиях инновационного образовательного пространства.
Литература:
1. Маркова С.М., Наркозиев А.К. Производственное обучение как составная часть профессиональной подготовки будущих рабочих // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6. № 1 (22). С. 4.
2. Маркова С.М., Наркозиев А.К. Профессиональное воспитание учащихся профессиональной школы // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6. № 3 (24). С. 3.
3. Markova S., Depsames L., Tsyplakova S., Chigarov E., Burova I. Role of education in development of professional values of specialists // Journal of Entrepreneurship Education. 2017. Т. 20. № 3.
Педагогика
УДК 378
кандидат педагогических наук, доцент Быстрова Наталья Васильевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Цыплакова Светлана Анатольевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Уракова Екатерина Андреевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)
ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
Аннотация. В процессе исследования была разработана педагогическая модель формирования профессиональных компетенций у будущих преподавателей экономических и управленческих дисциплин. Модель является инвариантной и может быть применена в практике высшего учебного заведения. Результативность разработанной модели определяется уровнем сформированности у будущих преподавателей экономических и управленческих дисциплин профессиональных компетенций, профессионально-педагогических знаний, а также овладение ими видами профессионально-педагогической деятельности.
Ключевые слова: профессионально-педагогическая деятельность, профессионально-педагогическое образование, профессиональное обучение, моделирование.
Annotation. In the process of the study, a pedagogical model was developed for the formation of professional competencies in future teachers of economic and managerial disciplines. The model is invariant and can be applied in the practice of higher education. The effectiveness of the developed model is determined by the level of development of the future teachers of economic and managerial disciplines of professional competencies, professional and pedagogical knowledge, as well as their mastery of types of professional and educational activities.
Keywords: professional and pedagogical activity, professional and pedagogical education, vocational training, modeling.
Введение. Наличие четкого представления о сущности, структуре и содержании процесса формирования профессиональных компетенций у будущих преподавателей экономических и управленческих дисциплин требует обращения к процессу моделирования исследуемого явления. Построить модель, значит провести материальное или мысленное имитирование системы путем создание специальных аналогов, в которых воспроизводятся принципы организации и функционирования этой системы.
Моделирование в нашем исследовании служит для обнаружения закономерностей в процессе формирования профессиональных компетенций у будущих преподавателей экономических и управленческих дисциплин и представляет собой способ анализа существующих проблем в данной области, а также определение направлений для дальнейшего изучения этой темы.
Целью статьи является обоснование модели процесса формирования профессиональных компетенций у будущих преподавателей экономических и управленческих дисциплин.
Изложение основного материала статьи. В общепринятой трактовке модель - это схема, изображение или описание какого-либо явление или процесса в природе и общества.