Педагогика
УДК 378.147
кандидат философских наук, доцент Мальцева Светлана Михайловна
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Ваганова Ольга Игоревна
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Алешугина Елена Анатольевна
Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет (г. Нижний Новгород)
ИНТЕГРАТИВНО-МОДУЛЬНЫЙ ПОДХОД К РАЗРАБОТКЕ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье раскрываются возможности интегративно-модульного подхода в процессе разработки содержания профессионального образования. Содержание обучения представлено совокупностью нескольких блоков, раскрыты важные компоненты интегративно-модульного обучения. Подробно описано содержание каждого блока: информационного, исполнительского, методического, контролирующего. Раскрыто понятие интегративно-модульного подхода. Выделены отличия рассматриваемого подхода от остальных технологий. К достоинствам модульной программы статья относит вариантность, гибкость, ее адаптивность к быстро изменяющимся условиям. Отмечается, что сущность модульного обучения состоит в том, что обучающемуся предоставляется возможность работать относительно самостоятельно в рамках предложенной ему индивидуальной программы.
Ключевые слова: интегративно-модульный подход, содержание образования, профессиональное образование, специалист, выпускник.
Annotation. The article reveals the possibilities of an integrative-modular approach in the process of developing the content of professional education. The content of the training is represented by a combination of several blocks, important components of integrative-modular training are disclosed. The content of each block is described in detail: informational, performing, methodical, controlling. The concept of integrative-modular approach is disclosed. Distinctions of the considered approach from other technologies are distinguished. To the merits of the modular program, the article refers to the variation, flexibility, its adaptability to rapidly changing conditions. It is noted that the essence of modular training is that the learner is given the opportunity to work relatively independently within the framework of the individual program offered to him.
Keywords: integrative-modular approach, the content of education, vocational education, a specialist, a graduate.
Введение. Современное образовательные стандарты требуют от вузов формирования самостоятельных, творческих, мобильных специалистов с помощью использования различных подходов. Среди них особое место занимает компетентностный, поскольку его основная идея заключается в том, чтобы научить студентов применять полученный объем знаний на практике. То есть в итоге студент получает сформированные компетенции, общие и профессиональные. Однако, стоит отметить, что большинство современных образовательных подходов более продуктивны во взаимодействии. Например, для более эффективного формирования компетенций используется интегративно-модульный подход.
Формулировка цели статьи. Раскрыть возможности интегративно-модульного подхода для разработки содержания профессионального образования. В этой связи необходимо решить следующие задачи: раскрыть понятие интегративно-модульного подхода; определить его преимущества и основные отличия от других, используемых в образовании технологий; установить компоненты интегративно-модульного обучения.
Изложение основного материала статьи. Высшая школа должна организовать условия для интеллектуального, творческого и нравственного развития личности. Больше всего этому способствует применение новых образовательных технологий. Интегративно-модульный подход не является принципиально новым, однако во взаимодействии с другими подходами приобретает новые формы. Мастерство педагога состоит в данном случае в том, чтобы отобрать нужное содержание, которое будет соответствовать государственным стандартам и поставленным задачам, а также в способности применить нужные образовательные технологии.
Технология в переводе с греческого означает искусство, мастерство, наука и считается совокупностью приемов, применяемых в каком либо деле, мастерстве.
Технология обучения - это способ реализации содержания обучения, которое предусмотрено учебными программами и представляет собой систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающих достижение поставленных целей наиболее оптимальным образом [1].
С одной стороны технологию обучения можно считать совокупностью методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, с другой - это наука о способах воздействия преподавателя на студентов в процессе обучения при помощи необходимых средств. На сегодняшний день существует достаточно много технологий. Условно они делятся на традиционные и инновационные. Инновация - это изменения внутри системы, такое новшество, которое вводится в систему за счет ее собственных резервов [2].
Традиционные технологии обучения строятся на основе признанного образца. Характер и содержание цели традиционной технологии заключаются в усвоении студентами основного объема знаний, умений и навыков, а не развитие умений применять полученные знания на практике.
Процесс обучения современного специалиста должен иметь постоянный характер [3]. Задача вуза -воспитать в обучающемся тягу к самообразованию, к самостоятельному добыванию недостающих ему знаний для лучшей ориентации в своей профессиональной деятельности. При традиционной системе обучения вуз достигнуть такой цели не сможет, поскольку знания в этом случае преподносятся в готовой форме. При использовании же различных технологий, активизируется активная познавательная деятельность обучающегося, ставятся условия, благодаря которым, студент учится гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, развивает критичность мышления, способность генерировать новые идеи, четко осознавать, где и в какой сфере ему пригодятся получаемые знания.
Одной из таких инновационных технологий является интегративно-модульное обучение.
Его отличия от остальных технологий заключаются в следующем:
- содержание обучения представлено как законченные, самостоятельные комплексы-модули, которые выступают и банком информации и методическим руководством по его усвоению;
- модули обеспечивают должный уровень осознанной самостоятельной подготовки студента к каждому занятию;
- соблюдаются паритетные субъект-субъектные отношения между преподавателем и студентом (преподаватель выступает в роли консультанта при выполнении студентами заданий) [4].
Современными исследователями отмечается, что с помощью модульного обучения образовательный процесс преобразовывается так, что студент обучается самостоятельно (полностью или частично) по целевой индивидуализированной программе [5].
Отметим, что сущность модульного обучения состоит как раз в том, что обучающемуся предоставляется возможность работать относительно самостоятельно в рамках предложенной ему индивидуальной программы, которая содержит целевой план действий, банк информации и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей. Среди функций педагога стоит выделить информационно-контролирующие и консультативно-координирующие.
За счет интегративно-модульного обучения выстраивается индивидуализированное обучение, устанавливается особый темп усвоения материала, уровень самостоятельности, методы и способы учения, способы контроля и самоконтроля. А цель модульного обучения - это содействие развитию самостоятельности студентов.
К важным компонентам интегративно-модульного обучения относятся:
- интегрированный учебный план;
- модульная программа;
- модуль;
- учебный элемент [6].
Интегрированный учебный план является моделью содержания образования и состоит из образовательных блоков (гуманитарный, естественнонаучный, общетехнический и специальный), которые распределяются на профессионально-обязательные дисциплины, по выбору и факультативные [7].
В основе модульной профессионально-обязательной программы лежат модули, представляющие из себя профессионально значимые действия (учебные элементы). В большинстве случаев предлагаемые к изучению дисциплины в учебных планах вузов разобщены, используемый понятийно-терминологический аппарат в смежных дисциплинах отличается даже в близких областях знания. Студентам зачастую тяжело одновременно или последовательно изучать такие учебные дисциплины.
Интеграция учебных предметов помогает уйти от многодисциплинарности и исключает из учебного плана дисциплины, которые содержат малое количество часов, из-за чего эффективность их становится крайне низкой. Такая схема позволяет студентам сформировать целостное восприятие объема знаний. К достоинствам модульной программы следует отнести вариантность, гибкость, ее адаптивность к быстро изменяющимся условиям.
Для каждой модульной программы учебной дисциплины подбирается пакет обучающих модулей. Эффективность модуля, применяемого в обучении определяется не только полнотой учебной информации, но и тем, с помощью каких форм и средств она представлена. Форма представления должна обеспечивать эффективность восприятия студентами материала.
Исследуя интегративно-модульный подход, отметим, что современная педагогика определяет его как организацию учебного процесса, в котором учебная информация делится на модули (относительно законченные и самостоятельные единицы, части информации).
По нашему мнению, рассматриваемый подход - это структурно-содержательное единство обучающего процесса, характеризующееся целевой направленностью, полнотой и мобильностью, некоторой автономностью и вариативностью, что благоприятствует хорошему уровню качества образовательного процесса.
С помощью совокупности нескольких модулей раскрывается содержание определённой учебной темы, а в некоторых случаях и всей учебной дисциплины.
Модуль представлен как совокупность следующих блоков:
- информационный;
- исполнительский;
- методический;
- контролирующий [8].
Формирование системы знаний зависит от содержания информационного блока. Знания студентов должны иметь осознанный характер, поэтому им необходимо выполнять практические работы. Для достижения этой цели в информационный блок включается исполнительский, в котором и содержатся лабораторные, практические работы, различного рода задания. Эти два блока представляют систему содержания обучения. Значение контролирующего блока заключается в том, что с его помощью происходит определение уровня сформированности знаний и умений и вместе с методическим блоком составляет систему управления взаимодействия педагога и обучаемого в процессе изучения модуля.
В начале изучения модуля студент проходит входной контроль, актуализирующий опорные (уже имеющиеся) понятия и умения, на основе которых и будут формироваться новые знания и умения. После того, как студент успешно прошел входной контроль, он получает нужный информационный и исполнительский блоки. Начинается процесс изучения модуля. Преподаватель выступает в роли консультанта, проводит занятия по основным вопросам, занимается обобщением материала.
Рассмотрим каждый из блоков подробнее.
Содержание информационного блока выглядит следующим образом:
- теоретический материал для изучения (к примеру, лекции с обобщенной информацией по важным вопросам);
- расширяющая и углубляющая процесс усвоения информация (дополнительные источники материалов, справочники, научные издания);
- иллюстративный материал, помогающий как можно лучше ознакомиться с темой (рисунки, опорные схемы) [9].
Формируя информационный блок, необходимо создать таблицу спецификации учебных элементов и понятий. Далее составляется опорный конспект. Одна из важнейших характеристик создания опорного конспекта - наглядное выражение основной идеи содержания учебного материала.
В опорном конспекте должны быть отражены рисунки, отдельные слова, формулы, где закодирована опорная информация. При запоминании отдельных символов (рисунки, слова), студент фактически запоминает и их расшифровку.
Исполнительский блок предполагает:
- самостоятельную работу над материалом темы (чтение необходимой литературы, знакомство с опорной схемой соответствующей лекции, выполнение заданий и внесение определённых записей по теме);
- выполнение лабораторных и практических работ;
- комплекты заданий разного уровня для работы на семинарах (низкий уровень существует для усвоения студентами базовых знаний, имеет репродуктивный характер; средний уровень предполагает трансформацию полученных знаний (анализ, синтез новых знаний, их осмысление), носит эвристический характер; высокий уровень позволяет развивать творческие способности, мотивирует студента к выражению собственной позиции по какому-либо вопросу, носит креативный характер;
- формирование вопросов по пройденному материалу. При внеаудиторной подготовке к занятию студенты прорабатывают содержание лекционной темы по конспекту лекций, учебникам и учебным пособиям, готовят вопросы для участия в экспресс-опросе на занятии;
- оформление материала модуля в виде рисунков или опорных схем;
- подготовку докладов и выступление с ними на семинарских занятиях [10].
В модуле содержится план соответствующего семинара или практического занятия. Студенты имеют право выбрать для выполнения основной или дополнительный доклад. Слушатели задают вопросы, докладчики на них отвечают и зарабатывают баллы.
В методическом блоке содержатся:
- рекомендации по самостоятельному изучению студентом необходимого материала;
- система управления учебными действиями студентов;
- методические документы и программные педагогические средства, обеспечивающие самостоятельную работу обучающегося;
- рекомендации для преподавателя с конкретным указанием алгоритмов действий при проведении занятий.
В контролирующим блоке содержатся:
- входные контрольные теоретические тесты;
- промежуточные контрольные тесты и задания различного уровня;
- текущий контроль для определения степени усвоения студентами знаний;
- карточки-задания различной степени сложности;
- итоговые контрольные тесты [10].
Подобный комплекс условий поможет студентам легко усваивать нужный объем информации и применять его на практике.
Выводы. Интегративно-модульный подход в современном образовании занимает особое место. Он помогает студентам воспринимать информацию гораздо быстрее, работать более продуктивно. А в сочетании с другими технологиями, активно используемыми на данный момент, принимает новые формы, поэтому процесс обучения для студента становится более интересным, мотивированным. Студент является активным участником образовательного процесса, становится самостоятельным, предприимчивым и творческим, что обеспечивает его конкурентоспособность на рынке труда.
Литература:
1. Абрамова Н.С., Гладкова М.Н., Ваганова О.И. Особенности разработки оценочных материалов в условиях реализации компетентностного подхода // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-1. С. 3-9.
2. Алешугина Е.А. О совершенствовании содержания языковой подготовки на основании мнения выпускников // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2007. Т. 13. № 4. С. 11-14
3. Ваганова О.И., Кутепова Л.И., Трутанова А.В., Гладкова М.Н., Гладков А.В. Организация исследовательской деятельности магистрантов в электронной среде // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017. № 4-2. С. 429-431.
4. Коновалова М.П. Комплекс ГТО в современных условиях и его влияние на молодежь России // В сборнике: Саратовской области - 80 лет: история, опыт развития, перспективы роста Сборник научных трудов по итогам Международной научно-практической конференции: в 3-х частях. Ответственный редактор: Н.С. Яшин. 2016. С. 54-55.
5. Колдина М.И., Ваганова О.И., Трутанова А.В. Управление самостоятельной работой студентов вуза // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 39-42
6. Крылышкова Л.Ю., Кутепова Л.И. Комплект дидактических тестов по курсу «Проектно-сметное дело». Хроники объединенного фонда электронных ресурсов Наука и образование. 2014. № 6 (61). С. 87.
7. Кутепова Л.И., Ваганова О.И., Трутанова А.В. Формы самостоятельной работы студентов в электронной среде //Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 43-46.
8. Лапшова А.В., Ваганова О.И., Тюмина Н.С., Румянцева Н.А. Личностно-ориентированный подход к профессиональной подготовке студентов // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-5. С. 201-207.
9. Nemova O.A., Retivina V.V., Kutepova L.I., Vinnikova I.S., Kuznetsova E.A. Sociocultural Mechanisms of Intergenerational Values and Mindset Translation in Modern Family Development and Generational Change // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Т. 11. №13. P. 6226-6237.
10. Yashkova E.V., Sineva N.L., Shkunova A.A., Bystrova N.V., Smirnova Zh.V., Kolosova T.V. Development of innovative business model of modern manager's qualities//International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Т. 11. № 11. С. 4650-4659.
Педагогика
УДК 378.14
доктор педагогических наук, профессор Маркова Светлана Михайловна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Полунин Вадим Юрьевич Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)
ИНТЕНСИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Аннотация. В статье исследуются факторы, характеризующие интенсивный процесс профессионального обучения. Интенсивность профессионального обучения связывается с содержанием и технологиями обучения. Интеграция и универсализация, политехническая направленность, практикоориентированность содержания профессионального обучения является важным фактором интенсификации профессионального обучения. Интенсивное развитие предполагает развитие межличностных и общественных отношений с использованием инновационных методов и форм обучения, информационных технологий. Также, к факторам, обеспечивающим интенсификацию процесса профессионального обучения, относятся: социальные изменения, научно-технические новшества, требования федеральных государственных образовательных и профессиональных стандартов.
Ключевые слова: научно-технический прогресс, профессиональное обучение, интенсификация, содержание, технологии.
Annotation. The article examines the factors characterizing the intensive process of professional training. The intensity of professional training related to the content and technology of teaching. Integration and universalization, polytechnical orientation, practical orientation of the content of vocational training. Intensive development involves the development of interpersonal and social relations using innovative methods and forms of education, information technology. Also, the factors that provide for the intensification of technologies: social changes, scientific and technical innovations, the requirements of federal state educational and professional standards.
Keywords: scientific and technical progress, vocational training, intensification, content, technology.
Введение. Повышение эффективности и качества профессионального обучения является основной задачей системы профессионального образования.
Под интенсификацией профессиональной подготовки понимается система социальных, педагогических, психологических, физиологических закономерностей и принципов и обеспечивающая достижение максимальной эффективности в подготовке будущих рабочих к общественной профессиональной деятельности. Создание такой системы обусловлено стратегическими инициативами развития профессионального образования, социальными потребностями и требованиями науки, техники и производства к подготовке рабочих.
Интенсивность характеризуется активными социальными взаимодействиями педагогической науки и практики, познавательной и профессиональной деятельности учащихся, воспитанием и развитием у будущих рабочих готовности к производственному труду.
Интенсификация направлена на развитие профессионального обучения на основе комплексного подхода в теоретическом, организационно-управленческом и личностно-деятельностном отношении.
Формулировка цели статьи. В связи с этим целью статьи является раскрытие основных факторов интенсификации профессионального обучения, связанных с интеграцией и универсализацией профессионального образования с использованием интенсивных технологий обучения.
Изложение основного материала статьи. Интенсификация реализуется через усиление политехнической направленности содержания производственного обучения; осуществление взаимосвязи теоретического и производственного обучения; рациональное сочетание форм и методов обучения, увеличение лабараторно-практических работ в процессе обучения; повышение научно-технического уровня производства и роли человека в овладении автоматизированными системами и средствами; усиление социально-экономического аспекта профессионального обучения, развитие производительного труда учащихся. Возрастание объема производительного труда будущих рабочих, усиление его политехнической направленности, осуществление преемственности содержания обучения приводит к увеличению удельного веса социального и нравственного воздействия труда как фактора формирования гражданской позиции личности.
Материальное производство становится мощным фактором профессионального воспитания.
Научно-технический прогресс, связанный с разработкой и внедрением в производство высокоэкономичной техники, в том числе робототехники и компьютерной техники, автоматизированных технологических систем, передовой технологии требует интенсивного процесса формирования профессиональных компетенций для профессиональной мобильности, быстрого переключения рабочего на новые операции и виды работ.
Возрастает необходимость подготовки будущих рабочих в области информатики, повышается роль теоретического и производственного обучения в области микропроцессной техники и автоматизированных систем управления технологическими процессами.
Широкие преобразования в теории и практике профессионального образования связаны с процессами интенсификации.
Интенсивное развитие предполагает последовательное проведение качественных преобразований в целях повышения эффективности профессионального обучения.
Потребность в интенсификации детерминируется следующими факторами:
- использование достижений научного прогресса для повышения темпов роста производства;
- предостаточность количественных факторов для повышения эффективности профессионального обучения;