Научная статья на тему 'Разработка содержания профессионально-педагогического образования в условиях реализации компетентностного подхода'

Разработка содержания профессионально-педагогического образования в условиях реализации компетентностного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
159
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCE APPROACH / СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ СОДЕРЖАНИЯ / CONTENT DEVELOPMENT TECHNOLOGY / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / VOCATIONAL EDUCATION / ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ БАЗА / THEORETICAL AND METHODOLOGICAL BASE / МЕТОДОЛОГИЯ / METHODOLOGY / ФГОС / GEF / CONTENT OF PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ваганова Ольга Игоревна, Колдина Маргарита Игоревна, Трутанова Александра Валерьевна

В статье раскрывается влияние компетентностного подхода на технологию проектирования содержания профессионально-педагогического образования. Описывается ее структура, в которую входят: концептуальные основы, содержательная база и технологический процесс. Использование компетентностного, системного, прогностического и интегративно-модульного подходов, принципов, отражает системность, интегративность и дифференцированность, а также усиливает профессиональную направленность и обусловленность, гибкость, вариативность, открытость, единство и взаимосвязь общенаучных, общепрофессиональных и специальных дисциплин, технологичность. В статье приведены этапы технологического процесса разработки содержания профессионально-педагогического образования. Своей целью высшее профессионально-педагогическое образование по направлению подготовки «Профессиональное обучение (по отраслям)» ставит изучить гуманитарную, социальную, экономическую, математическую области наук, получить высшее профессионально-педагогическое образование (уровень бакалавра), углубленное профессионально-педагогическое образование (уровень магистра), которое поможет выпускнику с успехом реализовываться в профессионально-педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ваганова Ольга Игоревна, Колдина Маргарита Игоревна, Трутанова Александра Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE CONTENT OF PROFESSIONAL PEDAGOGICAL EDUCATION IN CONDITIONS OF IMPLEMENTATION OF THE COMPETENT APPROACH

The article reveals the influence of the competence approach on the technology of designing the content of vocational education. It describes its structure, which includes: the conceptual framework, the content base and the technological process. The use of competency, system, prognostic and integrative-modular approaches, principles, reflects the system, integrativity and differentiation, and also strengthens the professional orientation and conditionality, flexibility, variability, openness, unity and interconnection of general scientific, general professional and special disciplines, manufacturability. The article describes the stages of the technological process of developing the content of vocational education. The aim of the higher professional and pedagogical education in the field of training is to study the humanities, social, economic, mathematical fields of sciences, to obtain higher professional and pedagogical education (bachelor's level), in-depth professional and pedagogical education (master's level), which will help the graduate with success to be realized in professional and pedagogical activity.

Текст научной работы на тему «Разработка содержания профессионально-педагогического образования в условиях реализации компетентностного подхода»

педагогические Ваганова Ольга Игоревна, Колдина Маргарита Игоревна, Трутанова Александра Валерьевна

науки РАЗРАБОТКА СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ...

УДК 378.147

РАЗРАБОТКА СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

© 2017

Ваганова Ольга Игоревна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Профессионального образования и управления образовательными системами» Колдина Маргарита Игоревна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Профессионального образования и управления образовательными системами» Трутанова Александра Валерьевна, магистрант Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603004, Россия, Нижний Новгород, ул. Челюскинцев 9, e-mail: [email protected])

Аннотация. В статье раскрывается влияние компетентностного подхода на технологию проектирования содержания профессионально-педагогического образования. Описывается ее структура, в которую входят: концептуальные основы, содержательная база и технологический процесс. Использование компетентностного, системного, прогностического и интегративно-модульного подходов, принципов, отражает системность, интегративность и дифференцированность, а также усиливает профессиональную направленность и обусловленность, гибкость, вариативность, открытость, единство и взаимосвязь общенаучных, общепрофессиональных и специальных дисциплин, технологичность. В статье приведены этапы технологического процесса разработки содержания профессионально-педагогического образования. Своей целью высшее профессионально-педагогическое образование по направлению подготовки «Профессиональное обучение (по отраслям)» ставит изучить гуманитарную, социальную, экономическую, математическую области наук, получить высшее профессионально-педагогическое образование (уровень бакалавра), углубленное профессионально-педагогическое образование (уровень магистра), которое поможет выпускнику с успехом реализовываться в профессионально-педагогической деятельности.

Ключевые слова: компетентностный подход, содержание профессионально-педагогического образования, технология разработки содержания, профессионально-педагогическое образование, теоретико-методологическая база, методология, ФГОС.

DEVELOPMENT OF THE CONTENT OF PROFESSIONAL PEDAGOGICAL EDUCATION IN CONDITIONS OF IMPLEMENTATION OF THE COMPETENT APPROACH

© 2017

Vaganova Olga Igorevna, candidate of Pedagogical Sciences, associate professor of the department of «Professional Education and Management of Educational Systems» Koldina Margarita Igorevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department «Professional education and management of educational systems» Trutanova Alexandra Valerievna, graduate student Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin (603004, Russia, Nizhny Novgorod, Chelyuskintsev street 9, e-mail: [email protected])

Abstract. The article reveals the influence of the competence approach on the technology of designing the content of vocational education. It describes its structure, which includes: the conceptual framework, the content base and the technological process. The use of competency, system, prognostic and integrative-modular approaches, principles, reflects the system, integrativity and differentiation, and also strengthens the professional orientation and conditionality, flexibility, variability, openness, unity and interconnection of general scientific, general professional and special disciplines, manufacturability. The article describes the stages of the technological process of developing the content of vocational education. The aim of the higher professional and pedagogical education in the field of training is to study the humanities, social, economic, mathematical fields of sciences, to obtain higher professional and pedagogical education (bachelor's level), in-depth professional and pedagogical education (master's level), which will help the graduate with success to be realized in professional and pedagogical activity.

Keywords: competence approach, content of professional and pedagogical education, content development technology, vocational education, theoretical and methodological base, methodology, GEF.

Реализация ФГОС высшего профессионального об- торая установлена для одной специальности, студент

разования третьего поколения актуализирует необходи- фактически занимается освоением двух разных видов

мость проектирования содержания профессионально- профессиональной деятельности - технической (отрас-

педагогического образования на основе компетентност- левой) и педагогической. Освоение первого вида при

ного подхода. этом, идет на начальном уровне образования (освоение

Теоретическо-методологической базой разработки рабочей профессии) и высшем (инженерно-техническая

содержания профессионально-педагогического образо- составляющая) [3]. Разрабатывая содержание профес-

вания на основе компетентностного подхода являются сионально-педагогического образования, в профессио-

работы С.Я. Батышева, А.П. Беляевой, В.В. Краевского, нально-педагогических вузах, следует учесть некоторые

В.С. Леднева и др. особенности подготовки педагогов профессионального

Модернизации содержания профессионально-педа- обучения, состоящие в интеграции отраслевой, психоло-

гогического образования посвящены исследования Н.С. го-педагогической подготовки и подготовки по рабочей

Глуханюка, Э.Ф. Зеера, В.П. Косырева, П.Ф. Кубрушко, профессии [4].

A.Т. Маленко, Л.З. Тенчуриной, Е.В. Ткаченко, В.А. В структуру технологии разработки содержания про-Федотова и других [1]. фессионально-педагогического образования входят сле-

Вопросы проектирования содержания общего и дующие составляющие: концептуальная основа, содер-

профессионального образования освещают работы жательная база и технологический процесс [5].

B.С. Безруковой, М.Н. Берулавы, В.Л. Беспалько, С.М. Концептуальной основой являются: применение ком-Марковой, Ю.Н Петрова, М.Н. Скаткина, Е.В. Ткаченко, петентностного (ориентация на результаты обучения, и др [2]. выраженные в форме компетенций), системного, про-

Профессионально-педагогическое образование, гностического и интегративно-модульного подходов,

выступая в роли особой разновидности профессио- основа которых состоит в установлении системных, ком-

нального образования, носит интегративный характер. плексных и интегративных связей между компонентами

Укладываясь в сроки и объемы учебной нагрузки, ко- подготовки педагога профессионального обучения, учи-

Ваганова Ольга Игоревна, Колдина Маргарита Игоревна, Трутанова Александра Валерьевна педагогические

РАЗРАБОТКА СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ... науки

тывая индивидуальный стиль деятельности субъектов в процессе обучения, с одной стороны, а также научность предвидения и прогностического обоснования цели. Выделим определение понятия «Компетентностный подход». О.Е. Лебедев считает, что компетентностный подход является совокупностью общих принципов определения целей образования, отбором содержания образования, организацией образовательного процесса и оценки образовательных результатов [6].

В число таких принципов входят следующие положения:

- смысл образования заключен в развитии у студентов навыков самостоятельного принятия решений, умений самостоятельно ориентироваться в различных сферах и видах деятельности, беря за основу социальный опыт, в том числе и приобретенный самим обучающимся;

- под содержанием образования понимается использование дидактически адаптированного социального опыта, решение познавательных, нравственных, мировоззренческих и иных проблем;

- организуется образовательный процесс для создания условий для формирования у студентов навыков самостоятельного принятия решений;

- оценка образовательных результатов происходит на основе анализа уровней образованности, достигнутых студентами на определенном этапе обучения [7].

Целевым ориентиром профессиональной подготовки при компетентностном подходе является становление интегральной профессионально-личностной компетентности педагога, определяющей его универсальную способность проектировать и обеспечивать в практической деятельности новое качество образования. Задачами научно-методического сопровождения педагогического коллектива являются:

- научно-методическое обеспечение реализации федерального государственного образовательного стандарта;

- обеспечение преподавателей информационным и методическим материалом в соответствии с их профессиональными потребностями;

- создание необходимых условий для роста профессиональной компетентности и педагогического мастерства;

- создание единого информационного пространства, которое будет способствовать обобщению и пропаганде лучшего педагогического опыта, инновационных педагогических технологий и опыта их использования;

- повышение мотивации участников учебно-воспитательного процесса [8].

Отметим принципы разработки содержания профессионально-педагогического образования системности, интегративности и дифференцированности, принципы, состоящие в усилении профессиональной направленности и профессиональной обусловленности. Также важно указать гибкость, вариативность, открытость, технологичность, единство и взаимосвязь общенаучных, общепрофессиональных и специальных дисциплин [9].

Теоретическая основа разработки содержания образования педагога профессионального обучения - это реализация концепции инженерно-педагогической деятельности. Профессионально-педагогическая деятельность носит интегральный характер, в ней содержится деятельность непосредственно педагогическая и производственно-технологическая. [10].

В содержательную базу входит перечень целей и задач содержания профессионально-педагогического образования. Своей целью высшее профессионально-педагогическое образование по направлению подготовки «Профессиональное обучение (по отраслям)» ставит изучить гуманитарную, социальную, экономическую, математическую области наук, получить высшее профессионально-педагогическое образование (уровень бакалавра), углубленное профессионально-педагогиче-98

ское образование (уровень магистра), которое поможет выпускнику с успехом реализовываться в профессионально-педагогической деятельности, которое направлено на подготовку рабочих для отраслей экономики, позволяющее сочетать в себе универсальные и профессиональные компетенции, обеспечивающие мобильность на рынке труда [11].

Рассмотрим этапы технологического процесса разработки содержания профессионально-педагогического образования. Первый этап состоит в разработке общей концепции содержания [12]. Для этого важно определить не только статус профессий на рынке труда образовательных услуг, но и список требований, которые предъявляются к современному специалисту, также необходимо определить перспективы и стратегии развития профессии и построить обобщенную модель содержания подготовки педагога профессионального обучения. Второй этап состоит в разработке содержания [13]. Для этого необходимо определить совокупность знаний, умений, норм, ценностей общепроизводственного характера; определить тенденции развития отрасли; определить общие закономерности наиболее устойчивых факторов профессиональной деятельности; определить узкоспециализированное содержание профессиональной деятельности. Третий этап состоит в формировании структурных блоков содержания профессиональной подготовки [14]. Для этого необходимо: выбрать системообразующий фактор; выстроить систему функциональной зависимости дисциплин [15]. Четвертый этап состоит в разработке содержания учебных дисциплин. Для этого необходимо: выбрать системообразующий фактор; построить предметную область; определить роль и место каждой из дисциплин в общей системе профессиональных функций [16]. Пятый этап состоит в разработке учебного плана [17]. Для этого необходимо: установить продолжительность учебных семестров, экзаменационных сессий, каникул, видов практик, итоговой аттестации; разработать блоки учебных дисциплин; определить перечень, объем и последовательность изучения учебных дисциплин по выбору и факультативных дисциплин. Шестой этап состоит в разработке программ по учебным дисциплинам и заключается в определении места учебного предмета в структуре подготовки специалиста, и определении объема, содержания и последовательности изучения разделов и тем [18]. Седьмой этап состоит в разработке программы производственной (профессиональной) практики. Для этого необходимо: определить роль и место практического обучения в общей системе профессиональной подготовки; определить требования к организации практического обучения; построить структуру и функции производственной практики согласно ее целям и задачам. Восьмой этап состоит в разработке программы итоговой государственной аттестации [19]. Для этого необходимо: проанализировать требования к выпускнику по итогам освоения основной образовательной программы; поставить цели и задачи итоговой аттестации; определить блоки содержания подготовки; разработать теоретические вопросы и практические задания; определить критерии оценки уровня и качества подготовки выпускников.

Организационно-процессуальный, финансово-экономический и информационно-технологический механизмы являются базой для эффективной и качественной технологии разработки содержания профессионально-педагогического образования.

Рассматривая технологию разработки содержания профессионально-педагогического образования научно-теоретического и прикладного уровня, следует отметить, что она призвана:

- выявить, научно обосновать, экспериментально проверить и реализовать принципы и условия разработки содержания профессионально-педагогического образования;

- создать условия, для реализации процесса исполь-Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 2(19)

педагогические науки

Ваганова Ольга Игоревна, Колдина Маргарита Игоревна, Трутанова Александра Валерьевна РАЗРАБОТКА СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ...

зования двухуровневой системы высшего профессионального образования;

- разработать содержание профессионально-педагогического образования, основой которого должна быть компетентностная модель специалиста в соответствии с требованиями ФГОС высшего профессионального образования третьего поколения;

- трансферт инновационных педагогических технологий в систему будущей социально-профессиональной деятельности;

- создать и оптимально использовать научно-педагогические и учебно-методические разработки, ориентированные на реализацию возможностей информационных технологий;

- активно продвигать информационные педагогические технологии в учебный процесс, создавать и развивать информационно-образовательные среды;

- обеспечить условия, для того, чтобы были удовлетворены перспективные требования к конкурентоспособному специалисту конкретной области труда, посредством высокого уровня содержания и технологии профессионального образования [20].

Таким образом, технология разработки содержания профессионально-педагогического образования функционирует как методология, целью исследования которой являются нахождение возможных рациональных путей получения достоверной информации о разработках содержания профессионально-педагогического образования; является совокупностью дидактических и методических принципов и условий разработки содержания профессионально-педагогического образования; системной совокупностью технологических процессов разработки содержания профессионально-педагогического образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Крылышкова Л.Ю., Кутепова Л.И. Профессионально-важные качества личности специалиста в области ЖКХ//Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. 2013. № 1 (5). С. 261-264.

2. Ваганова О.И., Кутепова Л.И., Трутанова А.В., Гладкова М.Н., Гладков А.В. Организация исследовательской деятельности магистрантов в электронной среде // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. № 4 (часть 2) 2017, стр. 429-431.

3. Ваганова О.И., Кутепова Л.И., Трутанова А.В., Особенности обучения взрослых в электронной среде// Успехи современной науки. №2 (том 1) 2017, стр. 120122.

4. Ваганова О.И., Смирнова Ж.В., Трутанова А.В. Интерактивные технологии в информационной образовательной среде Moodle //Успехи современной науки и образования. №4 (том 2) 2017, стр. 15-18.

5. Ваганова О.И., Хижная А.В., Трутанова А.В., Гладкова М.Н., Лунева Ю.Б. Силлабус как средство организации самостоятельной работы студентов // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016. - № 11-5. - С. 968-970.

6. Трутанова А.В., Румянцева Н.А., Нуреева М.А. Становление современного человека через концепцию непрерывности образования // Новая наука: Проблемы и перспективы. 2016. № 9-2. С. 89-91.

7. Ваганова О.И., Гладкова М.Н., Гладков А.В., Сундеева М.О., Татаренко М.А. Вебинар как средство организации самостоятельной работы студентов в условиях дистанционного обучения //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 31-34.

8. Кутепова Л.И. Дидактические условия формирования профессиональных компетенций//Современные тенденции развития технолого-экономического образования. Н. Новгород, 2014. С. 32-39.

9. Кутепова Л.И., Никишина О.А., Алешугина Е.А., Лошкарева Д.А., Костылев Д.С. Организация самостоятельной работы студентов в условиях информационно-

образовательной среды вуза//Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 68-71

10. Маркова С.М., Гладкова М.Н., Юртаева Т.С. Модульное содержание педагогической подготовки педагогов профессионального обучения//Хроники объединенного фонда электронных ресурсов Наука и образование. 2014. Т. 1. №1 (66). С. 90.

11. Маркова С.М., Цыплакова С.А. Проектирование педагогического процесса на технологической основе // Вестник Мининского университета. 2014. № 3 (7). С. 20.

12. Колдина М.И. Деятельность преподавателя вуза в условиях модернизации образования //Вестник Мининского университета. 2013. № 2 (2). С. 14. [Электронный ресурс]. URL: http://elibrary.ru/download/ elibrary_21680911_74449593.pdf (дата обращения: 11.04. 2017).

13. Кутепова Л.И. Дидактические условия формирования проектировочных умений студентов строительных специальностей среднего профессионального образования: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук/Нижний Новгород, 2002. 182 с.

14. Кутепова Л.И., Паршакова А.М. Современные компьютерные технологии в проектировании линейных сооружений и инженерных изысканиях/В сборнике: Интеграция информационных технологий в систему профессионального обучения сборник статей по материалам региональной научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. 2016. С. 24-27

15. Прохорова М. П., Семченко А.А. Концептуальные основы и механизмы реализации инновационного развития педагогического образования//Вестник Мининского университета. 2015. № 4. С. 14. [Электронный ресурс]. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/reader/search/ kontseptualnye-osnovy-i-mekhanizmy-realizatsii-inn/(дата обращения: 11.04.2017).

16. Прохорова М.П., Ваганова О.И., Трутанова А.В. Информационные технологии в организации безбарьерного обучения студентов вуза//Успехи современной науки.№3(том 1) 2017, стр. 50-52.

17. Ваганова О.И., Ермакова О.Е. Системно-деятельностный подход в развитии профессионально-педагогического образования//Вестник Мининского университета. 2014. № 4 [Электронный ресурс].URL: http://globalf5.com/Zhurnaly/Psihologiya-i-pedagogika/ Vestmk-Mininskogo-universiteta/vypusk-2014-4 (дата обращения: 16.05.2017).

18. Костылев Д.С., Саляева Е.Ю., Ваганова О.И., Кутепова Л.И. Реализация требований федерального государственного образовательного стандарта к функционированию электронной информационно-образовательной среды института // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 80-82.

19. Ваганова О.И., Кутепова Л.И., Гладкова М.Н., Гладков А.В., Дворникова Е.И. Разработка средств оценки образовательных результатов обучающихся вуза// Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 11-1. С. 134-136.

20. Колдина М.И. Общедидактическая характеристика процесса подготовки к научно-исследовательской деятельности бакалавров//Символ науки. 2016. № 11-2. С. 129-132.

Статья поступила в редакцию 03.05.2017.

Статья принята к публикации 22.06.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.