Научная статья на тему 'Педагогическая характеристика интегративно-модульного обучения студентов вуза'

Педагогическая характеристика интегративно-модульного обучения студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
741
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ / ИННОВАЦИЯ / ТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / ИНТЕГРАТИВНОМОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / МОДУЛЬ / УЧЕБНЫЙ ЭЛЕМЕНТ / РЕЙТИНГ / TECHNOLOGY OF EDUCATION / INNOVATION / TECHNOLOGIES OF TRADITIONAL TRAINING / INTEGRATIVE-MODULAR TEACHING / MODULE / EDUCATIONAL ELEMENT / RATE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Насырова Эльмира Фанилевна

Представлены теоретические основы интегративно-модульного обучения; рассмотрены отличия инновационных технологий обучения от традиционных; раскрыты компоненты интегративно-модульного обучения и структурные элементы модуля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PEDAGOGICAL CHARACTERISTIC OF INTEGRATIVE-MODULAR TEACHING OF STUDENTS OF INSTITUTE OF HIGHER EDUCATION

In article theoretical bases of integrative-modular teaching are presented. The author addresses the differences of innovative technologies of traditional training; opens structural elements of module and components of integrativemodular teaching of students of institute of higher education.

Текст научной работы на тему «Педагогическая характеристика интегративно-модульного обучения студентов вуза»

УДК 378.14 (072)

Э. Ф. Насырова

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНТЕГРАТИВНО-МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Представлены теоретические основы интегративно-модульного обучения; рассмотрены отличия инновационных технологий обучения от традиционных; раскрыты компоненты интегративно-модульного обучения и структурные элементы модуля.

Ключевые слова: технология обучения, инновация, традиционные технологии обучения, интегративномодульное обучение, модуль, учебный элемент, рейтинг.

Сегодня наше общество испытывает огромную потребность в людях творческих, инициативных, образованных. Современный кризис системы образования свидетельствует о разрыве между резко изменившимися условиями жизни, требованиями общества и образовательной системой. Одной из главных проблем является незначительная разработанность технологий профессионального образования. По мнению М. М. Левиной, технологический процесс сегодня является наиболее значительным компонентом общественного развития, способным реагировать на социальные процессы [1].

Сложившаяся к настоящему времени система подготовки педагогических кадров требует существенных изменений. Высшая школа должна создавать условия для интеллектуального, творческого и нравственного развития личности. И это задача не только и даже не столько содержания образования, сколько используемых технологий обучения. Решение этих проблем связано с проектированием новых образовательных технологий, обеспечивающих достижение высокого качества и гарантированных результатов профессионального обучения и становления личности учителя. Педагогическое мастерство преподавателя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание в соответствии с государственным стандартом высшего профессионального образования и поставленными задачами, а также применить оптимальные технологии обучения.

В настоящее время существует множество различных технологий. Условно их можно разделить на традиционные и инновационные технологии.

Инновация (от англ. - innovation) - это изменение внутри системы, такое нововведение, которое осуществляется в системе за счет ее собственных (in - внутри) резервов [2].

Традиционные технологии обучения - технологии, построенные на основе классно-урочной организации и объяснительно-иллюстративного способа обучения, применяемые по традиции, часто не осмысленно, по образцу [2]. По своему характеру и содержанию цели традиционной технологии обучения ориентированы на усвоение знаний, умений и навыков, а не на развитие личности и представляют собой авторитарную педагогику требований.

Процесс обучения современного специалиста не должен заканчиваться в вузе, он должен стать непрерывным. Важно научить человека добывать знания самостоятельно, уметь интегрировать эти знания и применять их для получения новых знаний. Этого нельзя достигнуть при традиционной системе обучения, когда студент привыкает, что ему преподносят знания в готовом виде. Если же в процессе обучения используются различные технологии обучения, то каждый обучаемый вовлекается в активную познавательную деятельность, учится гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, критически мыслить, быть способным генерировать новые идеи, четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей действительности. Одной из таких инновационных технологий является интегративно-модульное обучение.

Принципиальные отличия интегративно-модульного обучения от других технологий обучения:

- содержание обучения представляется в законченных, самостоятельных комплексах - модулях, одновременно являющихся банком информации и методическим руководством по его усвоению;

- с помощью модулей обеспечивается осознанное самостоятельное достижение обучаемыми определенного уровня предварительной подготовленности к каждому занятию;

- неизбежно соблюдаются паритетные субъект-субъектные взаимоотношения между педагогом и обучаемыми в учебном процессе.

Исследованиям в области интегративно-модульного обучения посвящено много работ отечественных педагогов-ученых (А. Н. Алексюк и С. А. Кашин, Р. С. Бекирова, О. Л. Егорова, С. В. Рудницкая, П. И. Третьяков и И. Б. Сенновский, Ю. Ф. Тимофеева, М. А. Чошанов, П. А. Юцявичене и др.).

Проблемы перевода с традиционной модели организации учебного процесса на модульную технологию обучения в условиях средней школы анализируются П. И. Третьяковым и И. Б. Сенновским.

Современные исследователи (Т. И. Шамова, Т. М. Давыденко, Г. Н. Шибанова и др.) подчеркивают, что модульное обучение (модульная технология) преобразует образовательный процесс так, что обучаемый самостоятельно (полностью или частично)

обучается по целевой индивидуализированной программе [3].

Сравнительно глубоко модульную систему обучения разработала П. А. Юцявичене, и мы разделяем ее точку зрения. Она отмечает, что сущность технологии модульного обучения «состоит в том, что обучающийся более самостоятельно может работать с предложенной ему индивидуальной программой, включающей в себя целевой план действий, банк информации и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей. Функции педагога могут варьировать от информационно-контроли-рующей до консультативно-координирующей» [4].

Интегративно-модульное обучение обеспечивает индивидуализацию обучения по содержанию, по темпу усвоения, по уровню самостоятельности, по методам и способам учения, по способам контроля и самоконтроля, а цель модульного обучения заключается в содействии развитию самостоятельности студентов [4].

Важнейшими компонентами интегративно-модульного обучения являются: интегрированный учебный план, модульная программа, модуль, учебный элемент.

Интегрированный учебный план представляет собой модель содержания образования и для любого уровня профессионального образования состоит из образовательных блоков (гуманитарного, естественно-научного, общетехнического, специального), которые структурируются на дисциплины профессионально-обязательные, дисциплины по выбору и факультативные. В основе модульных профессионально-обязательных программ лежат модули, представляющие собой профессионально значимые действия (учебные элементы). Изучаемые дисциплины формально разобщены в учебных планах вузов, понятийно-терминологический аппарат в смежных дисциплинах различается даже в близких областях знания, используемая символика взаимно не увязана. Обучаемые испытывают затруднения при одновременном или последовательном изучении таких учебных дисциплин. Интеграция учебных дисциплин позволяет избежать многодисциплинарности и исключить из учебного плана дисциплины с малым количеством часов, эффективность которых очень низка, что способствует формированию у студентов целостного восприятия объема знаний. Достоинством модульной программы является гибкость, вариантность, возможность ее адаптации к изменяющимся условиям. Для каждой модульной программы учебной дисциплины составляется пакет обучающих модулей. Эффективность применения модуля в учебном процессе зависит не только от полноты учебной информации, но и от того, какими формами и средствами она представлена. Форма представления должна обеспечить наиболее эффективное усвоение учебного материала обучаемыми в конкретных условиях учебного заведения.

Анализируя понятие «интегративно-модульное обучение», реализующее учебные модули, подчеркнем,

что в современной педагогике оно определяется как организация учебного процесса, при котором учебная информация разделяется на модули (относительно законченные и самостоятельные единицы, части информации). Совокупность нескольких модулей позволяет раскрыть содержание определенной учебной темы или даже всей учебной дисциплины.

Модуль состоит из следующих структурных элементов:

1. Информационный блок.

2. Исполнительский блок.

3. Методический блок.

4. Контролирующий блок.

Система знаний формируется содержанием информационного блока. Чтобы знания обучаемых имели осознанный характер, необходимо выполнение ими практических работ. Для этого в обучающий модуль включается исполнительский блок, содержащий лабораторные, практические работы, различные задания. Эти два блока представляют систему содержания обучения. Контролирующий блок включается в обучающий модуль для определения уровня сформированно-сти знаний, умений и вместе с методическим блоком представляет систему управления взаимодействием педагога и обучаемого в процессе изучения модуля.

Перед началом изучения модуля каждый обучаемый проходит входной контроль, способствующий актуализации опорных (ранее усвоенных) понятий и умений, на основе которых будут формироваться новые знания и умения. После успешного прохождения входного контроля обучаемый получает необходимый информационный и исполнительский блоки. Начинается процесс изучения модуля. Преподаватель исполняет роль консультанта, проводит занятия по основным проблемам, обобщает учебный материал. Рассмотрим каждый из этих блоков.

Информационный блок содержит:

1. Теоретический материал, подлежащий изучению (н/р: лекции, дающие обобщенную информацию по узловым вопросам курса).

2. Расширяющая и углубляющая процесс усвоения информация (дополнительные литературные источники, справочники, научные издания).

3. Иллюстрированный материал, позволяющий глубже понять изучаемую информацию (в виде рисунков, опорных схем).

При формировании информационного блока составляется таблица спецификации учебных элементов и понятий. Затем переходят к разработке опорного конспекта. Одна из основных характеристик опорного конспекта - наглядное выражение основной идеи содержания учебного материала.

Опорный конспект представляет собой лист с рисунками, отдельными словами, формулами, в которых закодирована определенная информация. Запоминая отдельные символы (рисунки, слова), обучаемый фактически запоминает и их расшифровку.

Исполнительский блок предполагает:

1. Самостоятельную работу над материалом темы (чтение указанной литературы, знакомство с опорной схемой соответствующей лекции, выполнение приведенных заданий и внесение требуемых записей по модулю).

2. Лабораторные и практические работы.

3. Пакеты заданий разных уровней для работы на семинарских занятиях, где предлагаются задания разных уровней сложности - А, В и С:

- низкий уровень - это уровень усвоения базовых знаний, соответствующих требованию государственного стандарта, носит репродуктивный характер (задание А);

- средний уровень предусматривает задания, направленные на трансформацию полученных знаний (анализ, синтез новых знаний, ряд мыслительных операций), носит эвристический характер (задание В);

- высокий - направлен на развитие творческих способностей, мотивирует студента к изложению собственной позиции, носит креативный характер (задание С).

4. Составление вопросов по пройденному материалу.

При индивидуально-обособленной (внеаудиторной) подготовке к занятию, студенты прорабатывают содержание лекционной темы по конспекту лекций, учебникам, учебным пособиям и другим источникам. Они готовят вопросы для участия в экспресс-опросе на семинарском занятии, где делятся на две команды и задают друг другу подготовленные вопросы различного уровня сложности. Если ответ на поставленный вопрос оказался полным, то отвечавший задает свой вопрос домашней заготовки, а если недостаточно полным, то содержание ответа дополняют, уточняют или углубляют другие участники команд. Экспресс-опрос оценивают в баллах по данным, разработанным для технологии модульно-рейтингового обучения.

5. Оформление материала модуля в виде рисунков или опорных схем.

Продумываются структурно-логические схемы обобщения материала модуля в виде рисунков, опорных схем, диаграмм и т. д.

6. Подготовку докладов и выступления с ними на семинарских занятиях.

В модуле представлен план соответствующего семинара или лабораторно-практического занятия. Студенты по выбору могут сделать основной или дополнительный доклад, сообщение. Слушатели докладов должны выделить главное в услышанном сообщении и резюмировать ответ, за что получают соответствующее количество баллов.

Методический блок содержит:

1. Рекомендации по изучению материала при самостоятельной работе обучаемого.

2. Систему управления учебными действиями обучаемого.

3. Комплект методических документов и программных педагогических средств, обеспечивающих самостоятельную работу обучаемого.

4. Рекомендации для преподавателя по проведению учебных занятий с описанием конкретных методик и алгоритмов.

Контролирующий блок содержит:

1. Входные контрольные теоретические тесты.

2. Промежуточные контрольные тесты и задания различной степени сложности.

3. Текущий контроль для диагностирования усвоения учебных элементов модуля.

4. Карточки-задания различной степени сложности.

5. Итоговые контрольные тесты.

Переход к рейтинговой системе оценки знаний позволяет, с одной стороны, отразить в большом диапазоне индивидуальные способности обучающегося, а с другой - увеличить состязательность учения, учитывать не только одноразовые результаты контроля, но и особенности работы в течение семестра. Именно установление рейтинговой системы оценки знаний способствует самостоятельности и активности студента при выполнении учебной программы и в конечном счете улучшению его профессиональной подготовки. Каждый вид учебной деятельности имеет свою «стоимость» (весовой коэффициент). Таким образом, «стоимость» работы, выполненной студентом безупречно, является количественной мерой качества его обученности по той совокупности изученного им учебного материала, которая была необходима для успешного освоения модуля.

Понятие «рейтинг» (от англ. to rate - оценивать) трактуется как процедура определения места обучающихся в процессе выполнения и контроля заранее определенной системы заданий, оценки их баллами на основе различных контрольных мероприятий [2].

Введение рейтинговой системы - это еще и хороший способ стимулирования здоровой конкуренции среди студентов, что должно упорядочить систематическую самостоятельную работу. Такая система стимулирует повседневную систематическую работу студентов, вызывает живой интерес большинства обучаемых прежде всего из-за возможности сопоставления результатов своего обучения с результатами однокурсников. При этом повышаются мотивация к обучению, состязательность в учебе, что способствует формированию важного для обучающегося качества - умения рационально распоряжаться своим временем. Рейтинговая система оценки знаний исключает случайности при сдаче экзаменов.

Рейтинги неплохо зарекомендовали себя во многих российских вузах как инструмент дополнительного стимулирования учебы студентов, как способ активного вовлечения студентов в образовательный процесс. При научно обоснованном применении рейтинги способны в значительной степени повысить ка-

чество учебной работы студентов, поддержать наиболее способных и активных из них.

Таким образом, применение интегративно-модульной технологии в процессе обучения студентов вуза

способствует активизации их познавательной деятельности, развитию креативности, самостоятельности и одновременно формированию определенных личностных качеств.

Список литературы

1. Левина М. М. Технологии профессионального педагогического образования. М.: Академия, 2001. 272 с.

2. Педагогика: Большая современная энциклопедия / сост. Е. С. Рапацевич. Мн.: «Соврем. Слово», 2005. 720 с.

3. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пос. для студ. педвузов и системы повыш. квалиф. педкадров / под ред. Е. С. Полат. М.: Академия, 2003. 272 с.

4. Юцявичене П. А. Теория и практика модульного обучения. Каунас, 1989. 271 с.

Насырова Э. Ф., кандидат педагогических наук, доцент, заместитель декана факультета педагогического образования. Сургутский государственный университет Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.

Пр. Ленина, 1, г. Сургут, Тюменская область, Россия, 628412.

E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 16.10.2009

E. F. Nasyrova

THE PEDAGOGICAL CHARACTERISTIC OF INTEGRATIVE-MODULAR TEACHING OF STUDENTS OF INSTITUTE OF HIGHER

EDUCATION

In article theoretical bases of integrative-modular teaching are presented. The author addresses the differences of innovative technologies of traditional training; opens structural elements of module and components of integrative-modular teaching of students of institute of higher education.

Key words: technology of education, innovation, technologies of traditional training, integrative-modular teaching, module, educational element, rate.

Surgut State University.

Pr. Lenina, 1, Surgut, Tyumenskaya oblast, Russia, 628412.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.