Педагогика
УДК: 378.2
кандидат педагогических наук, доцент Лапшова Анна Владимировна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); студент Грашина Полина Алексеевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); студент-магистр Уракова Екатерина Андреевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород)
К ВОПРОСУ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ
СТУДЕНТОВ ВУЗА
Аннотация. В статье рассматриваются теоретические аспекты формирования профессиональной мотивации педагогов профессионального обучения. Выделяется комплекс педагогических условий, реализующий процесс формирования мотивации студентов к профессиональной деятельности. Анализируются проблемы формирования мотивации учебной деятельности, профессиональной деятельности и самой личности.
Ключевые слова: мотивация, профессиональная мотивация, профессиональная подготовка, профессиональнее обучение, педагогические условия формирования профессиональной мотивации.
An^tatton. The article discusses the theoretical aspects of the formation of professional motivation of teachers of vocational training. The complex of pedagogical conditions that implements the process of forming students' motivation for professional activity is highlighted. The problems of the formation of motivation of educational activity, professional activity and the personality itself are analyzed.
Keywords: motivation, professional motivation, vocational training, vocational training, pedagogical conditions for the formation of professional motivation.
Введение. Важным аспектом профессионального становления студента вуза является формирование у него мотивации к профессиональной деятельности. Мотивация служит внутренней движущей силой профессионализации личности студента, его саморазвития и самореализации в профессиональной сфере. Профессиональная подготовка студентов в вузе направлена на овладение соответствующими компетенциями, однако ее роль и место в процессе формирования профессионально важных качеств могут быть более значимыми. Профессиональное обучение необходимо рассматривать не как самоцель, а как одно из основ профессионального образования, организация и содержание которой обеспечивают формирование профессиональной мотивации. В связи с этим весьма значимым становится проектирование образовательного процесса, позволяющего через освоение профессиональных навыков профессии в условиях учебно-профессиональной деятельности целенаправленно формировать профессиональную мотивацию студентов.
Формирование мотивации личности будущего специалиста к профессиональной деятельности в процессе профессионального обучения в вузе является полинаучной проблемой, поскольку ее исследование осуществляется на стыке таких наук, как философия, теория и методика профессионального образования, общая педагогика и психология.
Подготовка педагогов профессионального обучения к выполнению специфических видов профессиональной деятельности относится к числу проблем, которые имеют важнейшее значение для развития системы профессионального образования и подготовки будущих специалистов.
Формулировка цели статьи - раскрыть и обосновать теоретические аспекты и педагогические условия формирования профессиональной мотивации студентов вуза.
Изложение основного материала статьи. В категориальном аппарате педагогики и психологии широкое распространение получили понятия «мотив», «мотивация», «мотивационная сфера». Проблемы формирования мотивации учебной деятельности рассматривались в исследованиях Л. И. Божович, И. А. Зимней, А. Н. Леонтьева, А. К. Марковой, С. Л. Рубинштейна [3]. Под мотивом психологи понимают внутреннюю движущую силу поведения, а в педагогике мотивацию зачастую рассматривают как высшую форму регуляции деятельности [1]. Мотивацию учения связывают с познавательным интересом и считают, что он в условиях педагогического воздействия является важным мотивом и фактором эффективности учебно-познавательного процесса в вузе. Как отмечает Г. А. Карпова, «эффективно действует тот педагог, который сначала мотивирует, а только потом воспитывает» [4].
Принято различать две большие группы мотивов обучаемого: познавательные, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения и социальные, связанные с различными социальными взаимодействиями с другими людьми [2, 6].
Познавательные мотивы (широкие познавательные, учебно-познавательные, мотивы самообразования) обеспечивают преодоление трудностей обучаемых в учебной работе, вызывают познавательную активность и инициативу, ложатся в основу стремления человека быть компетентным. Социальные мотивы состоят в стремлении получать знания, чтобы быть полезным обществу, в желании выполнить свой долг, в понимании необходимости учиться и в чувстве ответственности, в желании хорошо подготовиться к избранной профессиональной деятельности.
В ходе профессионального обучения мотивы используются как инструмент воздействия на личность. В процессе освоения профессии и трудовой деятельности происходят развитие и трансформация мотивационной структуры субъекта деятельности. Это развитие идет в двух направлениях: во-первых, общие мотивы личности трансформируются в трудовые; во-вторых, с изменением уровня профессионализации изменяется и система профессиональных мотивов.
В психолого-педагогических работах можно встретить понятие «мотивационная сфера личности». В отличие от направленности личности, которая связана с доминирующими потребностями и интересами, под мотивационной сферой личности понимают всю имеющуюся у человека совокупность мотивационных образований: мотивов, потребностей, целей и интересов [5].
Структура мотивационной сферы человека в процессе жизнедеятельности проходит этапы формирования и становления. Ее формирование представляет собой сложный процесс, происходящий под влиянием как внутренней работы, так и внешних факторов окружающей человека среды. Сформированная мотивация, входящая в структуру профессионального становления, оказывает наибольшее влияние на структуру личности человека в целом, определяет профессиональную направленность личности и профессиональную деятельность будущего специалиста. Вопросы формирования мотивации как поэтапного процесса с разных позиций рассматривали многие отечественные (А. Н. Леонтьев, М. Ш. Магомед-Эминов,
A. К. Маркова, С. Л. Рубинштейн, А. А. Файзуллаев) [4] и зарубежные исследователи (J. W. Atkinson,
B. R. Caparrini, E. Kirby, K. B. Madsen, G. Reid) [6].
А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлова выделяют три этапа формирования мотивации к учению:
1) этап вызывания исходной мотивации, направленный на то, чтобы преподаватель выделил несколько видов побуждений обучающихся, актуализировал мотивы предыдущих достижений, вызвал мотивы относительной неудовлетворенности, усилил мотивы ориентации на предстоящую деятельность, активизировал непроизвольные мотивы удивления, любознательности;
2) этап подкрепления и усиления возникшей мотивации, состоящий в том, что педагог ориентируется на широкий спектр познавательных и социальных мотивов, вызывая интерес к способам решения задач и их сопоставлению, к разным способам сотрудничества с другим человеком;
3) этап завершения занятия, направленный на то, чтобы каждый обучающийся вышел из деятельности с положительным личным опытом и положительной установкой на дальнейшее обучение. Главным здесь является усиление оценочной деятельности обучающихся в сочетании с развернутой дифференцированной оценкой преподавателя [6].
Мотивация студентов к профессиональной деятельности, формируемая в процессе освоения учебной деятельности, может быть представлена совокупностью познавательных, профессиональных и личностных мотивов, побуждающих к освоению специальности, вызывающих активность и определяющих профессиональную направленность. Система мотивов отражает единство побуждений студента к учению и профессиональной деятельности и позволяет ему активно стремиться к овладению общекультурными, учебно-познавательными и профессиональными компетенциями. Содержанием компонентов мотивации являются соответствующие мотивы, интересы, отношения, установки и стремления.
Первый компонент (познавательный) отражает мотивы, характеризующие направленность на освоение содержания дисциплин и овладение способами действий. Эти мотивы обусловлены познавательными потребностями, желанием получить интеллектуальную удовлетворенность путем углубленного изучения некоторых аспектов в конкретной области научных знаний. Деятельность в этом случае не связана с результатом, но результат всегда соотносится со способом работы. Учебно-познавательные мотивы связаны с внутренним содержанием и процессом обучения, формируются только в ходе активного освоения учебной деятельности. Поэтому основным условием, обеспечивающим их развитие, является организация полноценной целостной учебной деятельности. При наличии учебно-познавательной мотивации освоение нового знания совпадает с целью познавательной деятельности. В этом случае студента интересует процесс и содержание познаваемого. Отношение к познавательной деятельности выражает субъективную оценку форм профессиональной подготовки, условий и способов выполнения организационно-технологической деятельности и избирательное отношение к ним.
Второй компонент (профессиональный) включает в себя мотивы, связанные непосредственно с ценностями осваиваемой профессии. Это учебно-профессиональные мотивы и интересы, профессионально-ценностные ориентации и отношение к будущей профессиональной деятельности, которые обусловлены ее содержанием и структурой. Профессионально-ценностные ориентации образуют специфическую систему ориентаций на конкретную организационно-технологическую деятельность и связаны с пониманием социальной значимости будущей профессии, содержания организационно-технологической деятельности, возможностью повышения квалификации по специальности с целью профессионального роста, самосовершенствования и самоутверждения. Профессиональные интересы представляют собой комплекс психических свойств и состояний, проявляющихся в познавательной активности, направленной на организационно-технологическую деятельность. Они выражаются в проявлении интереса к профессиональной деятельности, ее освоению, к характеру производительного труда, в стремлении к овладению составляющими профессиональных компетенций в профессионально- технологической сфере. Устойчивость и интенсивность проявления профессиональных интересов влияют на преодоление трудностей адаптации к учебной деятельности, успешность освоения способов организационно-технологической деятельности. Отношение к будущей профессиональной деятельности в период обучения в вузе выражается в самостоятельной подготовке к практическим занятиям, желании развивать учебно-познавательные способности, изучении дополнительной специальной литературы, выполнении заданий различного уровня сложности.
Третий компонент (личностный) содержит мотивы, интересы, связанные с личностной значимостью учебных действий, личным благосостоянием. Личностные мотивы являются внешними по отношению к деятельности, побуждают к ней. Они связаны преимущественно с психологическими особенностями студентов.
На разных стадиях профессиональной подготовки компоненты мотивации к профессиональной деятельности имеют различное психологическое содержание, обусловленное характером ведущей деятельности и уровнем профессионального развития студента. Усиление профессиональной направленности на основе реализации деятельностного, компетентностного и контекстного подходов к учебному процессу предполагает выполнение ряда условий:
• направленность занятий на развитие познавательной, учебно-профессиональной активности студентов;
• достаточное организационное, научно-методическое и материально-техническое обеспечение занятий;
• рациональная организация труда студентов, сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм деятельности с ориентацией на прогрессивные формы труда современного производства;
• закрепление в личном и профессиональном опыте студентов достигнутых результатов их учебно-профессиональной деятельности, стремлений и интересов [4].
Рассмотрение структуры и функционального назначения мотивации к профессиональной деятельности позволяет трактовать ее как совокупность познавательных, профессиональных и личностных мотивов,
определяющих практико-ориентированный характер освоения профессии и целенаправленное развитие составляющих профессиональных компетенций, обеспечивающих профессиональное становление студентов, проектирование траектории их саморазвития и самореализации в будущей профессиональной деятельности.
Формирование мотивации к профессиональной деятельности является сложным, многогранным процессом и обеспечивается взаимосвязью внутренних факторов развития личности и специально созданных педагогических условий. В связи с этим особое значение приобретает создание условий, обеспечивающих устойчивый и целенаправленный характер формирования мотивации студентов к профессиональной деятельности в процессе освоения профессиональной деятельности. Среди них важными являются мотивационные, материально-технические, научно-методические и организационные [2].
Для определения педагогических условий необходимо было выявить факторы, влияющие на формирование мотивации к профессиональной деятельности, к которым мы отнесли следующие: воздействие на личность окружающей образовательной среды, в которой осуществляется учебная деятельность; организация образовательного процесса с использованием групповой формы обучения; субъектные особенности обучающегося (интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, взаимодействие с другими студентами); особенности отношения педагога к студентам, оценка учебной деятельности студентов; специфика и содержание учебных дисциплин.
Процесс формирования мотивации студентов к профессиональной деятельности будет протекать более успешно при выполнении следующего комплекса педагогических условий:
• организация обучения в условиях профессионально-образовательной среды, имеющей информационное, учебно-методическое и материально-техническое обеспечение, позволяющей воспроизвести предметное и социальное содержание профессионально-педагогической деятельности и системы профессиональных отношений;
• осознание студентами цели профессиональной подготовки и профессионального развития, позволяющее влиять на формирование профессионально-ценностных ориентаций, личностных характеристик и мотивов обучения, профессиональной позиции, развитие рефлексивных умений;
• включение в процесс подготовки комплекса учебно-профессиональных заданий, подбираемых с учетом деятельностного, компетентностного, контекстного и личностно ориентированного подходов, способствующих углублению профилизации студентов и развитию их мотивации к профессиональной деятельности;
• психолого-педагогическое сопровождение процесса профессиональной подготовки на основе результатов исследования мотивации, включающее в себя диагностику мотивов обучения, личностного и профессионального развития, использование результатов исследования в образовательном процессе в условиях взаимодействия педагога и студента с целью содействия в решении учебно-профессиональных проблем.
Выводы. Обобщая сказанное, следует отметить, что одной из важнейших предпосылок успешного профессионального становления будущих педагогов профессионального обучения является сформированность профессиональных компетенций, профессионально-педагогической направленности и профессионально важных качеств. Указанные компоненты профессионального становления станут развиваться более результативно, если будут созданы условия для формирования мотивации к профессиональной деятельности, обеспечивающей профессионализацию личности студентов, и спроектирована соответствующая модель. Обучение будущей трудовой деятельности в начальный период освоения специальности является основой формирования мотивации студентов к профессиональной деятельности. Данное обучение представляет собой целостный двуединый процесс, включающий в себя взаимосвязанную совокупность теоретического и практического обучения, и реализуется путем создания профессионально-образовательной среды для формирования профессиональных компетенций, профессиональной позиции и установки на овладение профильно-специализированными компетенциями.
Литература:
1. Бичева И.Б., Филатова О.М. Перспективы подготовки педагогов: аксиологический подход // Вестник Мининского университета. 2018. Том 6. № 2.
2. Варковецкая Г.Н., Кривоногова А.С., Цыплакова С.А. Инновационные технологии в подготовке бакалавров профессионального обучения // Вестник Мининского университета. 2015. № 4 (12). С. 12.
3. Лапшова А.В. Профессионализм педагога вуза: компетентностный подход // В сборнике: Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы Сборник статей по материалам всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2018. С. 141-143.
4. Маркова С.М., Наркозиев А.К. Дидактические основы исследования содержания профессионального образования // Вестник Мининского университета. 2018. № 3.
5. Маркова С.М., Цыплакова С.А. Управленческо-педагогическая подготовка будущих педагогов профессионального обучения // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2015.№ 11-12. С. 100-102.
6. Шагалова О.Г., Ваганова О.И., Смирнова Ж.В. Профессиональное образование в условиях реализации деятельностно-компетентностного подхода // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-3. С. 287-290.