- организационный прогноз базируется на данных исследовательского и программного прогнозов [2].
Рассмотренные типы прогнозов взаимно дополняют друг друга, получая особо ценную систему данных.
Прогнозирование будущего - одна из важнейших проблем развития современного общества и
образования, на актуальность которой на рубеже ХХ и XXl вв. еще три десятилетия назад указывали немецкие футуролог Х. Байнхауэр и Э. Шмакке. В числе 10 наиболее важных глобальных проблем, с которыми человек столкнется на пороге третьего тысячелетия, ученые особо выделяют проблему прогнозирования и предвидения будущего.
В исследованиях К.К. Колина подчеркивается значение прогнозирования как в научном, так и в практическом плане, оно позволяет предвидеть вероятные пути развития будущего [1].
Необходимость прогнозов осознавалась всеми народами во все времена. Но особенно большое значение прогнозы приобретают в наш век - век стремительных темпов общественного развития, гигантского взлета науки и техники, непрерывного ускорения прогресса и усложнения всех сторон жизни человечества.
В своих работах В.А. Лисичкина и Д.М. Гвишиани, определяют прогнозирование опираясь на:
-взаимосвязь явлений действительности и развитии объектов окружающего мира;
-принцип детерминизма является тем непреложным фактом, из которого исходят исследователи любой области науки;
- признании познаваемости мира;
-предвидение будущего состояние объектов и явлений с точки зрения логики.
Методология прогноза основана на представлении о причинных связях, на системе «опережающего отражения». Она базируется на способности научного мышления пролонгировать в будущее результаты действия «объективных законов», безотносительно к действиям самого объекта.
Методология педагогического прогнозирования определяет прогноз как:
- представление о причинных и следственных связях;
- опережающее отражение возможного развития объективной действительности;
- прогнозирование действия «объективных законов», безотносительно к действиям самого субъекта.
При этом прогнозирование выступает в следующих аспектах: как средство междисциплинарного
подхода в виде логического синтеза; как способ перехода от теоретического к эмпирическому; как обеспечение интеграционных процессов в исследовании педагогического процесса.
Выводы. Профессиональное образование является сложным объектом прогнозирования; для решения поставленных задач необходимо использовать знания в области различных наук, общую структуру научного поиска, различные типы прогнозов.
Литература:
1. Александрова Н.М., Маркова С.М. Методика прогностических исследований профессионально-педагогического образования // Вестник Мининского университета. 2015. № 3 (11). С. 13.
2. Маркова С.М. Проектирование образовательных систем: теоретический аспект // В мире научных открытий. 2012. № 9-2 (33). С. 402-412.
3. Царапкина Ю.М. Подготовка педагогов к профессиональной деятельности в условиях аграрного вуза: монография. - М.: Изд-во РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева, М., 2011. - 202 с.
4. Маркова С.М., Наркозиев А.К. Политеоретические основы профессионально-педагогического образования // Вестник Мининского университета. 2016. № 3 (16). С. 2.
5. Markova S., Depsames L., Tsyplakova S., Yakovleva S., Shherbakova E. Principles of building of objective-spatial environment in an educational organization // IEJME: Mathematics Education. 2016. Т. 11. № 10. С. 3457-3462.
6. Markova S., Depsames L., Tsyplakova S., Chigarov E., Burova I. Role of education in development of professional values of specialists // Journal of Entrepreneurship Education. 2017. Т. 20. № 3.
Педагогика
УДК 378
кандидат педагогических наук, доцент Цыплакова Светлана Анатольевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Пулькина Елена Евгеньевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Шалина Екатерина Юрьевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)
ПРОЦЕСС МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-
ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
Аннотация. Проектная деятельность представляет собой вид профессиональной деятельности будущего педагога профессионального обучения и является одним из инновационных направлений, который не только обеспечивает сформированность профессиональных и проектных компетенций, но и основан на использовании основных методологических подходов, и учете требований, предъявляемых к процессу профессионального обучения.
Ключевые слова: проектная деятельность, профессионально-педагогическое образование, профессиональное обучение.
Annotation. Project activity is a type of professional activity of the future teacher of vocational training and is one of the innovative areas that not only ensures the development of professional and project competencies, but is
also based on the use of basic methodological approaches and taking into account the requirements for the process of vocational training.
Keywords: project activity, vocational and pedagogical education, vocational training.
Введение. Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов на основе компетентностного подхода, новая система требований к личности и деятельности современного педагога профессионального обучения привели к поиску оптимальных путей совершенствования профессионально-педагогического образования.
Профессионально-педагогическое образование - процесс и результат подготовки специалистов по обучению профессиональным знаниям и умениям, формированию профессиональных компетенций в учреждениях среднего и высшего профессионального образования.
Специалист конкретной сферы народного хозяйства должен владеть особенностями технологического производства, и иметь профессиональные навыки и быть готовым к теоретическому и практическому обучению.
Установленные противоречия:
- между потребностью в создании процесса моделирования проектной деятельности и его реализации в профессиональном образовании;
- между необходимостью моделирования проектной деятельности и ее недостаточной разработанностью обусловили внимание к данной проблеме.
Формулировка цели статьи. Целью статьи является процесс моделирования проектной деятельности в профессионально-педагогическом образовании.
Изложение основного материала статьи. Проблема моделирования проектной деятельности педагога профессионального обучения исследована с учетом становления и развития проектной деятельности и современных требований к профессионально-педагогическому образованию; ее решение основывается на системном, компетентностном, прогностическом, технологическом, личностно-деятельностном подходах, что обеспечивает формирование проектных компетенций, развитие творческих способностей и личностно-профессиональных качеств педагога профессионального обучения.
Основой моделирования проектной деятельности в профессионально-педагогическом образовании являются следующие методологические подходы:
Системный подход, обеспечивающий структурную целостность построения проектной деятельности, преемственность этапов ее реализации и интеграцию подсистем проектной деятельности.
Компетентностный подход, объединяющий интеллектуальную и деятельностую составляющие результат образования.
Прогностический подход, обеспечивающий исследование перспектив развития образования, получение опережающей информации о развитии педагогического процесса и определяющий требования к профессиональной подготовке.
Технологический подход, определяющий диагностично поставленные цели обучения, структурированность содержания, управляемость и этапность обучения.
Личностно-деятельностный подход, определяющий принципы формирования профессиональных качеств и личностных качеств обучающихся.
Сущность проектной деятельности в профессионально-педагогическом образовании рассматривается как вид профессионально-педагогической деятельности, направленный на разработку стратегии развития образовательных систем, обеспечение прогностических и инновационных процессов, на создания целостного педагогического пространства.
Проектная деятельность педагога профессионального обучения строится на прогностическом подходе, осуществляется с целью получения опережающей информации о развитии педагогических систем, выделяет направления социального и профессионального развития личности, осуществляет взаимосвязь фундаментальности и практической направленности, генерирует знания различных областей деятельности.
Следует отметить необходимость разработки проектных линий в социальных отношениях, модели личности и деятельности выпускника. Проектная деятельность предполагает не только подготовку к учебным занятиям, но и проектирование перспектив развития педагогического процесса, траекторий развития его субъектов, социальных отношений, пространственно-предметной среды.
В процессе исследования была разработана модель проектной деятельности, которая направлена на развитие педагогических систем и раскрывает сущность предмета исследования.
Проектная деятельность рассматривается нами на следующих уровнях:
1. На методолого-теоретическом уровне проектная деятельность рассматривается с точки зрения различных факторов: научно-технических, социальных, педагогических, экономических, технологических, психологических.
2. На общепедагогическом уровне проектная деятельность носит вариативный характер.
3. На прикладном уровне проектная деятельность определяется целями, содержанием, методами и средствами, формами обучения.
Целостность модели достигается целями: развития личности, формирования проектной компетенции и разработкой проектов.
Нами определено, что структурными компонентами разработанной модели являются следующие подсистемы:
организационно-концептуальная определяющая финансовые, временные и ресурсные ограничители, предполагающая разработку структуры проекта и вовлеченность в данный вид деятельности студентов;
диагностико-целевая, определяющая противоречия в деятельности педагогов и обучающихс;
программно-методическая; включающая организацию практических занятий для студентов по вопросам разработки и реализации проектов, включение студентов в работу творческих групп по исследованию проблем профессионально-педагогической деятельности;
профессионально-практическая, охватывающая разработку и осуществление педагогических проектов в учебной, во внеучебной и в учебно-профессиональной деятельности;
рефлексивно-оценочная, включающая осознание проектной деятельности, системы отношений и постановку целей будущей деятельности.
Системообразующим фактором данной модели выступает результат - сформированность проектной компетенции педагога профессионального обучения.
Технология реализации проектной деятельности педагога профессионального обучения представлена следующими этапами:
первый этап - прогностико-ориентировочный - связан с развитием знаний объектов проектной деятельности, сущности и структуры педагогических проектов;
второй - учебно-проектировочный - обеспечивает решение общепрофессиональных задач и курсовое проектирование;
на третьем - социально-проектировочном - проектная деятельность осуществляется через курсовое проектирование, разработку учебных и внеучебных проектов;
на четвертом - проектно-творческом - проектная деятельность осуществляется через разработку учебно-профессиональных проектов и дипломное проектирование по профилю подготовки.
В качестве показателей эффективности модели проектной деятельности педагога профессионального обучения выступают следующие критерии:
- эффективность модели и технологии реализации проектной деятельности;
- эффективность управления проектной деятельностью;
- эффективность деятельности педагогов.
Качество разработанных модели и технологии реализации проектной деятельности определяются следующими показателями: соответствие модели перспективам развития образовательной системы и требованиям к выпускникам на рынке труда; соответствие модели и технологии проектной деятельности требованиям к профессиональной подготовке педагогов профессионального обучения.
Критерий управления проектной деятельностью определяется числом проектных предложений, включенностью педагогов и студентов в проектную деятельность, социально-педагогическими и учебными проектами, моделями обучающих и воспитательных систем.
Выводы. На основе проведенного исследования и подтверждающего эксперимента можно сделать следующие выводы:
1 .Проектная деятельность представляет собой вид профессиональной деятельности будущего педагога профессионального обучения и является одним из инновационных направлений, который не только обеспечивает сформированность профессиональных и проектных компетенций, но и основан на использовании основных методологических подходов, и учете требований, предъявляемых к процессу профессионального обучения.
2. Сущность проектной деятельности в профессионально-педагогическом образовании определяется педагогическим моделированием и прогнозированием, направлена на развитие стратегии образовательной системы, использовании инноваций в педагогическом процессе и т.д.
3. В процессе исследования была разработана модель проектной деятельности, которая направлена на развитие педагогических систем и раскрывает сущность предмета исследования.
4. Определены факторы, обеспечивающие взаимодействие педагогической и профильной направленности обучения.
Литература:
1. Александрова Н.М., Маркова С.М. Методика прогностических исследований профессионально-педагогического образования // Вестник Мининского университета. 2015. № 3 (11). С. 13.
2. Маркова С.М. Стратегии развития теории педагогического проектирования // Теория и практика общественного развития. 2013. № 6. С. 75-77.
3. Маркова С.М. Проектирование образовательных систем: теоретический аспект // В мире научных открытий. 2012. № 9-2 (33). С. 402-412.
4. Маркова С.М., Полунин В.Ю. Интенсификация профессионального обучения // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-3. С. 175-178.
5. Царапкина Ю.М. Педагогические технологии в образовательной среде: учеб. пособ. - М.: Изд-во ФГБНУ "Росинформагротех", 2017. - 200 с.
6. Царапкина Ю.М. Подготовка педагогов к профессиональной деятельности в условиях аграрного вуза: монография. - М.: Изд-во РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева, М., 2011. - 202 с.
7. Цыплакова С.А. Моделирование проектной деятельности педагога профессионального обучения: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук / Высш. шк. нар. искусств (ин-т). Санкт-Петербург, 2015
8. Markova S., Depsames L., Tsyplakova S., Yakovleva S., Shherbakova E. Principles of building of objective-spatial environment in an educational organization // IEJME: Mathematics Education. 2016. Т. 11. № 10. С. 3457-3462.
9. Markova S., Depsames L., Tsyplakova S., Chigarov E., Burova I. Role of education in development of professional values of specialists // Journal of Entrepreneurship Education. 2017. Т. 20. № 3.
Педагогика
УДК:378.2
кандидат педагогических наук, профессор Черноярова Ольга Алексеевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный педагогический университет имени И. Я. Яковлева» (г. Чебоксары)
ДИНАМИКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПЛОВЦОВ-ПОБЕДИТЕЛЕЙ, СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ НА ДИСТАНЦИЯХ НА СПИНЕ В ПЕРИОД XXV-XXXI ОЛИМПИЙСКИХ ИГР
Аннотация. В данной статье представлен анализ результатов пловцов-победителей, специализирующихся на дистанциях на спине в период XXV-XXXI Олимпийских игр. В ходе исследования определена средняя скорость, проанализированы темпы прироста скорости пловцов-победителей на дистанциях на спине и выявлено количество золотых медалей, завоеванных пловцами различных стран на дистанциях на спине в период XXV-XXXI Олимпийских игр (мужчины и женщины).
Ключевые слова: спортивное плавание, Олимпийские игры, дистанции на спине (мужчины и женщины).