Технология в любой сфере деятельности это всегда процессе, который отражает закономерности развития конкретной предметно области, и обеспечивает наибольшее соответствие результатов деятельности относительно поставленных целей.
Выводы. В процессе исследования нами были определены основные преимущества применения современных педагогических технологий в процессе обучения:
1. Изменяются функции педагога и обучающихся. Педагог становится координатором действий, а не только выполняет контролирующую и информационную функции, а обучающиеся получают большую самостоятельность в выборе путей усвоения учебного материала.
2. Образовательные технологии расширяются возможности и индивидуализации, и дифференциации учебно-познавательной деятельности.
3. Результаты применения педагогических технологий зависит от мастерства преподавателя, и всей совокупности образовательных компонентов.
4. Повышается эффективность учебно-воспитательного и педагогического процессов.
5. Направленность на конечный результат - подготовку высококвалифицированного специалиста, имеющего прикладные и фундаментальные знания, способного быстро осваивать новые технологические процессы, реагировать на изменения происходящие в обществе и профессиональной деятельности; обладающего активной жизненной позицией, высокими нравственными и гражданскими качествами в условиях инновационного образовательного пространства.
Литература:
1. Маркова С.М., Наркозиев А.К. Производственное обучение как составная часть профессиональной подготовки будущих рабочих // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6. № 1 (22). С. 4.
2. Маркова С.М., Наркозиев А.К. Профессиональное воспитание учащихся профессиональной школы // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6. № 3 (24). С. 3.
3. Markova S., Depsames L., Tsyplakova S., Chigarov E., Burova I. Role of education in development of professional values of specialists // Journal of Entrepreneurship Education. 2017. Т. 20. № 3.
Педагогика
УДК 378
кандидат педагогических наук, доцент Быстрова Наталья Васильевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Цыплакова Светлана Анатольевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Уракова Екатерина Андреевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)
ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
Аннотация. В процессе исследования была разработана педагогическая модель формирования профессиональных компетенций у будущих преподавателей экономических и управленческих дисциплин. Модель является инвариантной и может быть применена в практике высшего учебного заведения. Результативность разработанной модели определяется уровнем сформированности у будущих преподавателей экономических и управленческих дисциплин профессиональных компетенций, профессионально-педагогических знаний, а также овладение ими видами профессионально-педагогической деятельности.
Ключевые слова: профессионально-педагогическая деятельность, профессионально-педагогическое образование, профессиональное обучение, моделирование.
Annotation. In the process of the study, a pedagogical model was developed for the formation of professional competencies in future teachers of economic and managerial disciplines. The model is invariant and can be applied in the practice of higher education. The effectiveness of the developed model is determined by the level of development of the future teachers of economic and managerial disciplines of professional competencies, professional and pedagogical knowledge, as well as their mastery of types of professional and educational activities.
Keywords: professional and pedagogical activity, professional and pedagogical education, vocational training, modeling.
Введение. Наличие четкого представления о сущности, структуре и содержании процесса формирования профессиональных компетенций у будущих преподавателей экономических и управленческих дисциплин требует обращения к процессу моделирования исследуемого явления. Построить модель, значит провести материальное или мысленное имитирование системы путем создание специальных аналогов, в которых воспроизводятся принципы организации и функционирования этой системы.
Моделирование в нашем исследовании служит для обнаружения закономерностей в процессе формирования профессиональных компетенций у будущих преподавателей экономических и управленческих дисциплин и представляет собой способ анализа существующих проблем в данной области, а также определение направлений для дальнейшего изучения этой темы.
Целью статьи является обоснование модели процесса формирования профессиональных компетенций у будущих преподавателей экономических и управленческих дисциплин.
Изложение основного материала статьи. В общепринятой трактовке модель - это схема, изображение или описание какого-либо явление или процесса в природе и общества.
Моделью можно назвать объект или систему, исследование которой служит средством для получения знаний о другом объекте-оригинале или прототипе модели. Выбор моделирования в качестве метода исследования объясняется тем, что с помощью модели легче понять характер взаимосвязи между структурными элементами исследуемого сложного феномена, синтезировать и выявить наиболее существенные стороны процесса формирования профессиональных компетенций у будущих преподавателей экономических и управленческих дисциплин.
В процессе исследования нами была разработана педагогическая модель формирования профессиональных компетенций у будущих преподавателей экономических и управленческих дисциплин (рис.1). Модель является инвариантной и может быть применена в практике высшего учебного заведения.
1. Формирование профессионально-педагогических знаний, под которыми понимаются сведения общей и профессиональной педагогики, теории и методики профессионального образования и отраслевых дисциплин рекомендуемых федеральным государственным образовательным стандартом. Можно представить профессиональные знания педагога в определенной иерархии.
- Теоретико-методологические - знание закономерностей взаимодействия личности и общества, социального поведения и формирования личности.
Формирование профессиональных компетенций у будущих преподавателей экономических и управленческих дисциплин
Содержательный уровень
Экономические дисциплины
Педагогические дисциплины
Организ технологи1 ационно-геский блок
Финаносов-экономическ ий блок 1 % Управленче ский блок
\ /
Экономико-те бл еретический эк
Теоретико-педагогическ ий блок
Технологпчес кий блок
Процессуальный уровень
Методы Средства Педагогические технологии
- Объяснительно-иллюстративные Репродуктивные - Вычислительно-поисковые - Исследовательские Печатные Электронные образовательные ресурсы Аудиовизуальные Наглядные плоскостные Демонстрационные Учебные приборы Тренажёры и спортивное оборудование Учебная техника 1 Модульное обучение Проектное обучение Личностно- ориентированное обучение Игровое обучение Дистанционное обучение Авторские педагогические технологии
Результативный уровень
Сформированы профессионально-педагогических знаний Сформированы профессиональных компетенций Осуществлено овладение профессиональными видами деятельности
1
Целевой уровень
Формирование профессионально-педагогических знаний Формирование профессиональных компетенций Овладение профессиональными видами деятельности
Рисунок 1. Модель формирования профессиональных компетенций у будущих преподавателей экономических и управленческих дисциплин
-Методические - знание основ методики обучения и воспитания, форм, методов и технологий педагогической работы; знание практических основ прогнозирования, проектирования, моделирования педагогической деятельности.
-Прикладные - знание образовательно-воспитательных, оздоровительных, культурно-досуговых форм педагогической деятельности.
2. Формирование профессиональных компетенций.
В процессе исследования нами определены профессиональные компетенции будущих преподавателей экономических и управленческих дисциплин.
3. Овладение профессиональными видами деятельности.
Овладение видами профессиональной деятельности согласно ФГОС ВО позволит сформировать у будущих педагогов экономических и управленческих дисциплин профессиональные компетенции, необходимые им для осуществления своей профессионально-педагогической деятельности.
Содержательный уровень представлен совокупностью экономических и педагогических дисциплин, необходимых для подготовки квалифицированных бакалавров. Все экономические и управленческие дисциплины мы сгруппировали по следующим блокам (рис. 2):
Организациоинотехнол отеческий блок:
Прикладная экономика, Планирование на предприятии, Организация предпринимательской деятельности. Организация производства на предприятиях отрасли
Управленческий блок:
Менеджмент. Корпоративный менеджмент. Маркетинг. Управление персоналом
Финаносово-экономический блок:
Бухгалтерский учет, экономический анализ и аудит
Рисунок 2. Содержательный уровень экономических и управленческих дисциплин
1. Экономико-теоретический блок представлен такими дисциплинами как экономическая теория; история экономических учений, основы интернет-экономики, экономика отрасли.
2. Управленческий блок представлен такими дисциплинами как менеджмент, корпоративный менеджмент, маркетинг, управление персоналом.
3. Финансово-экономический блок представлен такими дисциплинами как бухгалтерский учет, экономический анализ и аудит.
4. Организационно-технологический блок представлен такими дисциплинами как прикладная экономика, планирование на предприятии, организация предпринимательской деятельности, организация производства на предприятиях отрасли.
Педагогические дисциплины представлены следующими блоками (Рис. 3.)
1. Теоретико-педагогический блок: введение в профессионально-педагогическую специальность, общая и профессиональная педагогика, педагогические коммуникации, философия и история образования.
2. Технологический блок: методика профессионального обучения, методика воспитательной работы, педагогические технологии.
Процессуальный уровень разработанной нами модели представлен методами, средствами и технологиями обучения будущих педагогов экономических и управленческих дисциплин.
Экономико-теоретический блок:
Экономическая теория. История экономических учений. Основы интернет-экономики. Экономика отрасли
Ор га нн^а цнон но^теж но логнчес кий Б лок:
Прикладная экономнха, Планирование на предприятии. Организация предпринимательской деятельности. Организация производства на предприятиях отрасли
Управленческий блок:
Менеджмент.
Кор пор атиБный
менеджмент.
Маркетинг. Управление
персоналом
Финаиосово-экономнческий блок: Бухгалтерский учет, экономический анализ и аудит
Рисунок 3. Содержательный уровень педагогических дисциплин
Результативность разработанной нами модели определяется уровнем сформированности у будущих преподавателей экономических и управленческих дисциплин профессиональных компетенций, профессионально-педагогических знаний, а также овладение ими видами профессионально-педагогической деятельности.
Для анализа результативности формирования профессиональных компетенций будущих преподавателей экономических и управленческих дисциплин нами были проанализированы данные двух экспериментальных групп - ЭУ-15 (4 курс) и ЭУ-16 (3 курс). В группе ЭУ-15 численность студентов 23 человека, в группе ЭУ-16 - 28 человек.
В процессе исследования для проверки полученных профессиональных знаний нами было проведено тестирование. Уровень сложности тестовых заданий определялся для каждой группы индивидуально с учетом их уровня профессионального развития. В группе третьего курса уже изучаются дисциплины профессионального цикла, в то время как в группе второго курса дисциплины профессионального цикла только планируются к изучению. Полученные нами данные представлены в диаграмме:
Рисунок 4. Уровень сформированности профессионально-педагогических знаний будущих преподавателей экономических и управленческих дисциплин
Полученные данные говорят о том, что на более старших курсах уровень сформированности профессионально-педагогических знаний выше, чем на младших курсах. Данные изменения отражают специфику подготовки, так как углубленное изучение дисциплин профессионального цикла начинается с третьего курса.
Для проверки уровня сформированности профессиональных компетенций нами были разработаны проблемные ситуации, которые решались студентами третьего курса( таблица 1).
Экономпко-теоретическпд блок: Экономическая теория. История экономических учений. Основы интернет-экономики, Экономика отрасли
Таблица 1
Критерии оценки уровня сформированности общекультурных и профессиональных образовательных компетенции
Ключевые компетенции Уровень сформированности компетенций
низкий средний высокий
Общекультурные компетенции Обеспечивают навыки деятельности обучающихся по отношению к составляющей содержание дисциплин и образовательных областей, а также общей информации об окружающем мире Слабо развиты общекультурные знания и, навыки анализа, преобразования информации, формулирования и аргументации выводов Хорошо развиты навыки работы с различными источниками информации. Самостоятельно работает с различными источниками информации, обладает способностью преобразовывать информацию, делать обобщения, формулировать, аргументировать выводы, сохранять и передавать информацию
Профессиональные Профессионально важные навыки обучающихся необходимые для качественного выполнения трудовых функции и действий Слабое владение способами профессиональной деятельности, взаимодействия с окружающей средой и людьми, неразвитость коммуникативных качеств Хорошее владение способами профессиональной деятельности, взаимодействия с окружающей средой и людьми, удовлетворительное развитие коммуникативных качеств Высокий уровень сформированности профессионально важных навыков взаимодействия с окружающей средой и людьми. Обладание навыками общения, сотрудничества в различных областях и социальных группах.
Исходя из данных показателей, и проведя мониторинг полученных данных результаты сведены в диаграмму:
Рисунок 6. Уровень сформированности общекультурных и профессиональных компетенции
В процессе обучения будущие преподаватели экономических и управленческих дисциплин овладевают несколькими видами деятельности, такими как: учебно-профессиональная, образовательно-проектировочная, организационно-технологическая, научно-исследовательская.
Учебно-профессиональная деятельность - это особая форма учебной деятельности, результатом которой является формирование профессиональных знаний, умений и навыков, а также развитие качеств личности профессионала и профессиональных способностей.
Образовательно-проектировочная деятельность - включает в себя проектирование профессионально-педагогических целей, задач, методов и форм обучения, оснащение образовательно-пространственной среды для теоретического и практического обучения будущих преподавателей.
Организационно-технологическая деятельность - подразумевает организацию учебно-производственного процесса через организацию производственного труда обучающихся.
Научно-исследовательская деятельность - включает в себя создание, распространение, применение новшеств и творчество в педагогическом процессе для решения профессионально-педагогических задач, применение технологии формирования креативных способностей при подготовке рабочих, служащих и специалистов среднего звена. Уровень сформированности профессиональных компетенций у выпускных групп проверяется по итогам государственной аттестации. Нами проанализированы данные группы ЭУ-14 (2018 год), и представлены в диаграмме:
Рисунок 7. Уровень овладения профессиональными видами деятельности
Мы можем говорить о том, что наиболее высокий уровень овладения студентами учебно-профессиональной деятельностью (50%), наиболее низкий организационно-технологической (20%).
Выводы. Подводя итог можно говорить о том, что нами определены нормативные требования к подготовке будущих педагогов профессионального обучения; выявлена сущность и структура профессионально-педагогического образования; раскрыта сущность понятий «профессиональное обучение», «профессионально-педагогическое образование», «компетенция», «компетентностный подход» и др.; проведен анализ формирования профессиональных компетенций будущих педагогов профессионального обучения; разработана модель формирования профессиональных компетенций будущих преподавателей экономических и управленческих дисциплин.
В процессе исследования мы определили, что выпускник, освоивший программу бакалавриата, в соответствии с видами профессиональной деятельности, на который ориентирована программа бакалавриата, должен быть готов решать следующие профессиональные задачи: в области учебно-профессиональной деятельности, в области научно-исследовательской деятельности, в области организационно-технологической деятельности, в области образовательно-проектировочной.
Литература:
1. Маркова С.М., Наркозиев А.К. Производственное обучение как составная часть профессиональной подготовки будущих рабочих // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6. № 1 (22). С. 4.
2. Маркова С.М., Наркозиев А.К. Профессиональное воспитание учащихся профессиональной школы // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6. № 3 (24). С. 3.
3. Цыплакова С.А. Моделирование проектной деятельности педагога профессионального обучения: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук / Высш. шк. нар. искусств (ин-т). Санкт-Петербург, 2015
4. Markova S., Depsames L., Tsyplakova S., Yakovleva S., Shherbakova E. Principles of building of objective-spatial environment in an educational organization // IEJME: Mathematics Education. 2016. Т. 11. № 10. С. 3457-3462.
5. Markova S., Depsames L., Tsyplakova S., Chigarov E., Burova I. Role of education in development of professional values of specialists // Journal of Entrepreneurship Education. 2017. Т. 20. № 3.
Педагогика
УДК 372.8
кандидат педагогических наук, доцент, начальник кафедры боевой, тактико-специальной и физической подготовки Варинов Владислав Владимирович
Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования «Кузбасский институт ФСИН России» (г. Новокузнецк)
СОСТАВ, НАПРАВЛЕННОСТЬ И СПОСОБЫ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В ФОРМИРОВАНИИ У КУРСАНТОВ ВУЗОВ ФСИН РОССИИ СПОСОБНОСТИ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ДЕЙСТВИЯ ПО СИЛОВОМУ ПРЕСЕЧЕНИЮ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
Аннотация. Статья посвящена исследованию вопроса междисциплинарной интеграции учебного процесса по дисциплинам, относящимся к боевой подготовке. В качестве направленности этих межпредметных связей автор предлагает рассматривать обеспечение преемственности в обучении знаниям, умениям и навыкам, необходимым сотруднику УИС для эффективного и правомерного отражения нападения, задержания и сопровождения правонарушителей, в состав связей отнести знания, умения и навыки из юридической, психологической и медицинской областей, специальной подготовки, дисциплин ведомственной специализации, прикладной физической подготовки, а к способам осуществления связей -взаимосогласование по темам и времени учебных занятий дисциплин, относящихся к различным областям знаний, бинарный урок по прикладной физической подготовке с задействованием двух преподавателей из различных областей знаний, учения, конкурс профессионального мастерства по служебно-боевой подготовке.
Ключевые слова: интеграция, междисциплинарные связи, боевая подготовка, курсанты вузов ФСИН России.
Annotation. The article is devoted to the study of the issue of interdisciplinary integration of the educational process in the disciplines related to combat training. As the focus of these interdisciplinary relations, the author proposes to consider ensuring continuity in teaching the knowledge and skills necessary for the UIS officer to effectively and lawfully repel the attack, detention and escort of offenders, the connections include knowledge and skills from the legal, psychological and medical fields, special training, disciplines of departmental specialization, applied physical training, and the ways to make connections are mutual agreement on the topics and time of study of