5. Деркунская В.А. Историко-методологический анализ проблемы воспитания дошкольника как субъекта деятельности и поведения // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - №9. -С. 212-221.
6. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. - СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. - 280 с.
7. Емельянова Н.П., Лазуткина М.Н., Макарова А.В. Игра - ведущий вид деятельности ребёнка дошкольного возраста // Воспитание и обучение: теория, методика, практика. - 2016. - С. 148-150.
8. Кокина А.В. Народные игры как средство развития личности детей дошкольного возраста // Перспективы развития научных исследований. - 2016. - С. 117-120.
9. Коршикова С. Г., Астапова В. А. Игра как средство развития личности ребенка младшего дошкольного возраста (из опыта работы) // Молодой ученый. - 2017. - №34. - С. 103-106.
10. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. - СПб.: Питер, 2016. - 304 с.
11. Полякова М. Н. Педагогическая диагностика дошкольника как субъекта деятельности // Детский сад от А до Я. - 2011. - №2. - С. 55-64.
12. Смирнова Е.О. Игра в современном дошкольном образовании // Психологическая наука и образование. - 2013. - № 3. - С. 92-97.
13. Ханова Т.Г., Вавилова В.С. Особенности современной субкультуры детской игры // Общество: социология, психология, педагогика. - 2016. - № 11. - С. 108-110.
14. Ханова Т.Г., Хлебникова С.В. Значение игрушки в развитии личности детей дошкольного возраста // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 60-3. - С. 353-356.
Педагогика
УДК 378
кандидат педагогических наук, доцент Царапкина Юлия Михайловна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Российский государственный аграрный университет — МСХА имени К. А. Тимирязева» (г. Москва);
кандидат педагогических наук, доцент Цыплакова Светлана Анатольевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Нижегородский государственный педагогический
университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород);
кандидат педагогических наук, доцент Быстрова Наталья Васильевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Нижегородский государственный педагогический
университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)
МЕТОДОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ
Аннотация. Применение общих философских положений при проведении научных исследований обогащают результаты данных изысканий любых отраслей науки. Относительно нашего исследования прогностическая функция методологии проявляется в том, что модель проектирования педагогического процесса строится на основе социального, научного, экономического, технического и педагогического прогнозирования, рассматриваемых в разных науках.
Ключевые слова: педагогическое прогнозирование, методология, профессиональное обучение. Annotation. The application of general philosophical principles in conducting scientific research enriches the results of these studies of any branches of science. Regarding our research, the prognostic function of the methodology is manifested in the fact that the design model of the pedagogical process is based on the social, scientific, economic, technical and pedagogical forecasting considered in various sciences. Keywords: pedagogical forecasting, methodology, vocational training.
Введение. Изучение основополагающих начал построения форм, методов и содержания научного знания привело к тому, что возникла общая теория методологии науки. В рамках данной научной проводились комплексные научные изыскания под руководством многих учёных, таких как Копнин П.В., Юдин Б.Г., Кедров Б.М. и другие. Таким указом было определено, что на современном этапе развития научного знания методология интегрирует в себе методы междисциплинарные методы исследования и общенаучные.
Изучив основные этапы развития методологии определено, что выделяются следующие аспекты её изучения:
-философский, который включает в себя методы познания и методику научного исследования; -научный метод, логический аппарат проведения научных исследований, а также их организацию, определяют сущность методологии.
Применение общих философских положений при проведении научных исследований обогащают результаты данных изысканий любых отраслей науки.
Формулировка цели статьи. Целью данного исследования является исследование методологии педагогического прогнозирования и прогностической функции профессионального образования.
Изложение основного материала статьи. Изучив труды доктора педагогических наук, профессора, академика РАО А.П. Беляевой мы можем говорить о том, что выделяются пять уровней методологии научных исследований: -локально;
-внутри конкретной науки; -целостной науки; -междисциплинарно; -общенаучно; -интегративно [1].
Методологическую функцию при исследовании педагогических явлений выполняет вся философская теория, включающая как материалистическую диалектику, так и исторический материализм. Последний
играет решающую роль при изучении социальных явлений. Материалистическая диалектика предусматривает использование основных положений теории познания и новых теорий общенаучного уровня: кибернетики, в том числе теории информации, системных и комплексных исследований, теории статистики и др. [2].
Теория развития педагогических явлений, имеющая статус содержательной методологии, «должна концентрировать принципы и положения марксистко-ленинской всеобщей методологии применительно к методологии теории общей педагогики и вопросам частных педагогических дисциплин. Разработка такой теории восполняет пробел в методологической вооруженности педагогики», - утверждает В.С. Шубинский [4].
Методологию науки определяют те характеристики, которые отражают сущность объектов и явлений действительности. Такие характеристики в профессионально-педагогическом образовании соотносятся с нормативными целями, которые направлены не только на обучение, воспитание и развитие молодежи, но и главным образом на профессиональную подготовку для различных отраслей народного хозяйства и производственной сферы.
Таким образом, мы можем выделить следующие особенности:
- выделение системы производственного обучения;
- содержание образования имеет профессиональную направленность;
- формирование общепрофессиональных и профессиональных компетенций;
- наличие общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных модулей подготовки;
- интеграция учебно-воспитательного и производственного процессов [2].
Методология, применяемая как философская концепция, ориентирующая научное исследование на добывание новых знаний о каком-либо объекте, предвидение будущих явлений и процессов, выполняет ярко выраженную прогностическую функцию. Исследование этой концепции в трудах А.П. Беляевой показывает, что прогностическая направленность методологии основывается на механизмах разработки прогнозов. Автором отмечается, что «предвидение ведущих тенденций и главных направлений научного поиска должно учитывать специфику и взаимосвязь фундаментальных и прикладных исследований, науки и практики. Определяющее значение имеет следующее положение: прогнозирование должно исходить не только из теории объекта, но и анализа факторов, выполняющих роль так называемого материально-практического опережения» [1].
Относительно нашего исследования прогностическая функция методологии проявляется в том, что модель проектирования педагогического процесса строится на основе социального, научного, экономического, технического и педагогического прогнозирования, рассматриваемых в разных науках.
Основываясь на этом можно сказать, что прогнозирование по своей сути представляет собой процесс выявления внешних и внутренних факторов, при которых происходит предвидение будущего образовательных систем.
Исходными направлениями процесса проектирования является системный анализ прогностических исследований социально-экономического развития общества, определение ведущей цели профессионального образования, разработка модели подготовки конкурентоспособного рабочего, включающая социально-личностные, профессиональные, производственно-технологические, экономические, психологические характеристики; определение условий их реализации.
Таким образом, вопрос о прогностических тенденциях образования связывается с проблемой межнаучной интеграции.
Тенденции к росту прогностического знания в образовании и профессиональной педагогике ставят задачи, которые должны решаться не только путем научно-педагогических исследований, но и на базе теоретического знания в области прогнозирования и проектирования социального, экономического, научно-технического развития.
А.П. Беляева определяет прогнозирование как особую разновидность познавательно-конструктивной деятельности, имеющую собственную «технологию», средства, методы и закономерности [1, с. 13].
История многих наук свидетельствует о практической ценности прогностической функции научной теории. Прогноз обязательно входит в содержание каждой теории. «Характерной особенностью нового этапа в развитии науки, - отмечает профессор Б.Г. Кузнецов, - является включение прогнозов в само содержание научных теорий» [1].
Педагогическое прогнозирование имеет собственные понятия, методы и методологию, и является самостоятельным научным направлением. Проведя анализ данного направления нами выделены следующие основные понятия:
Педагогическое прогнозирование - является специальным научным исследованием, которое направлено на изучение определенных особенностей развития объекта или явления. Прогнозирование является формой предвидения будущего состояния объекта или явления, и находится во взаимосвязи с педагогическим проектирование и моделированием.
Сущность научного предвидения заключается в определении научных законов, явлений общества и природы, которые в настоящий момент не известен, но могут быть изучены в будущем.
Педагогическое моделирование - является научным исследованием, направленным на изучение отдельных сторон объектов или явлений, через построение моделей. Данный метод научного познания позволяет уточнить характеристики объекта или явления, не используя оригинальный объект.
Проектирование - процесс создания проектов - прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния.
Планирование - разработка планов экономического и социального развития, а также комплекса практических мер по их выполнению.
Конструирование - процесс создания конструкций, устройств, взаимного расположения частей целого, механизмов [5].
В научном прогнозировании выделяются следующие типы прогнозов:
- исследовательский прогноз: на основе познания тенденций и закономерностей, накопляемости опыта конкретных наук, выявить и сформулировать новые возможности и перспективные направления развития науки, образования, техники;
- программный прогноз, предполагающий разработку программы деятельности;
- организационный прогноз базируется на данных исследовательского и программного прогнозов [2].
Рассмотренные типы прогнозов взаимно дополняют друг друга, получая особо ценную систему данных.
Прогнозирование будущего - одна из важнейших проблем развития современного общества и
образования, на актуальность которой на рубеже ХХ и XXl вв. еще три десятилетия назад указывали немецкие футуролог Х. Байнхауэр и Э. Шмакке. В числе 10 наиболее важных глобальных проблем, с которыми человек столкнется на пороге третьего тысячелетия, ученые особо выделяют проблему прогнозирования и предвидения будущего.
В исследованиях К.К. Колина подчеркивается значение прогнозирования как в научном, так и в практическом плане, оно позволяет предвидеть вероятные пути развития будущего [1].
Необходимость прогнозов осознавалась всеми народами во все времена. Но особенно большое значение прогнозы приобретают в наш век - век стремительных темпов общественного развития, гигантского взлета науки и техники, непрерывного ускорения прогресса и усложнения всех сторон жизни человечества.
В своих работах В.А. Лисичкина и Д.М. Гвишиани, определяют прогнозирование опираясь на:
-взаимосвязь явлений действительности и развитии объектов окружающего мира;
-принцип детерминизма является тем непреложным фактом, из которого исходят исследователи любой области науки;
- признании познаваемости мира;
-предвидение будущего состояние объектов и явлений с точки зрения логики.
Методология прогноза основана на представлении о причинных связях, на системе «опережающего отражения». Она базируется на способности научного мышления пролонгировать в будущее результаты действия «объективных законов», безотносительно к действиям самого объекта.
Методология педагогического прогнозирования определяет прогноз как:
- представление о причинных и следственных связях;
- опережающее отражение возможного развития объективной действительности;
- прогнозирование действия «объективных законов», безотносительно к действиям самого субъекта.
При этом прогнозирование выступает в следующих аспектах: как средство междисциплинарного
подхода в виде логического синтеза; как способ перехода от теоретического к эмпирическому; как обеспечение интеграционных процессов в исследовании педагогического процесса.
Выводы. Профессиональное образование является сложным объектом прогнозирования; для решения поставленных задач необходимо использовать знания в области различных наук, общую структуру научного поиска, различные типы прогнозов.
Литература:
1. Александрова Н.М., Маркова С.М. Методика прогностических исследований профессионально-педагогического образования // Вестник Мининского университета. 2015. № 3 (11). С. 13.
2. Маркова С.М. Проектирование образовательных систем: теоретический аспект // В мире научных открытий. 2012. № 9-2 (33). С. 402-412.
3. Царапкина Ю.М. Подготовка педагогов к профессиональной деятельности в условиях аграрного вуза: монография. - М.: Изд-во РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева, М., 2011. - 202 с.
4. Маркова С.М., Наркозиев А.К. Политеоретические основы профессионально-педагогического образования // Вестник Мининского университета. 2016. № 3 (16). С. 2.
5. Markova S., Depsames L., Tsyplakova S., Yakovleva S., Shherbakova E. Principles of building of objective-spatial environment in an educational organization // IEJME: Mathematics Education. 2016. Т. 11. № 10. С. 3457-3462.
6. Markova S., Depsames L., Tsyplakova S., Chigarov E., Burova I. Role of education in development of professional values of specialists // Journal of Entrepreneurship Education. 2017. Т. 20. № 3.
Педагогика
УДК 378
кандидат педагогических наук, доцент Цыплакова Светлана Анатольевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород);
магистрант Пулькина Елена Евгеньевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Шалина Екатерина Юрьевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)
ПРОЦЕСС МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-
ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
Аннотация. Проектная деятельность представляет собой вид профессиональной деятельности будущего педагога профессионального обучения и является одним из инновационных направлений, который не только обеспечивает сформированность профессиональных и проектных компетенций, но и основан на использовании основных методологических подходов, и учете требований, предъявляемых к процессу профессионального обучения.
Ключевые слова: проектная деятельность, профессионально-педагогическое образование, профессиональное обучение.
Annotation. Project activity is a type of professional activity of the future teacher of vocational training and is one of the innovative areas that not only ensures the development of professional and project competencies, but is