Научная статья на тему 'Моделирование проектной деятельности в системе профессионального образования'

Моделирование проектной деятельности в системе профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
592
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛИРОВАНИЕ / MODELING / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROJECT ACTIVITY / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PROFESSIONAL EDUCATION / ПОДХОД / APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цыплакова Светлана Анатольевна

В статье автором было рассмотрено педагогическое моделирование, как способ исследования, обусловленный стратегиями системного, прогностического, компетентностного, личностно-деятельностного подходов. Определено, что при разработке способов моделирования проектной деятельности педагога профессионального обучения следует опираться на ведущие идеи общенаучной теории моделирования. Выявлены исходные теоретические положения педагогического моделирования и функции (познавательная, прогностическая, эвристическая). Определена процедура моделирования проектной деятельности, которая представлена поэтапно, соответственно структурным компонентам деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Цыплакова Светлана Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELING OF PROJECT ACTIVITY IN THE SYSTEM OF PROFESSIONAL EDUCATION

In the article the author examined pedagogical modeling as a research method, conditioned by strategies of system, prognostic, competence, personality-activity approaches. It is determined that when developing methods for modeling the project activity of a teacher of vocational training, one should rely on the leading ideas of the general scientific theory of modeling. The initial theoretical positions of pedagogical modeling and functions (cognitive, prognostic, heuristic) are revealed. The procedure for modeling the project activity is defined, which is presented in stages, according to the structural components of the activity.

Текст научной работы на тему «Моделирование проектной деятельности в системе профессионального образования»

Литература:

1. Волкова Е.Н., Кошелева А.Н., Богдановская И.М., Хороших В.В. Модель оценки профессиональных компетенций и уровня квалификации педагогов-психологов на основе профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» // Вестник Мининского университета. 2017. № 4 (21). С. 9.

2. Дружинина А.И., Цыплакова С.А. Интенсификация: тенденция развития образования и фактор повышения качества обучения // В сборнике: Современные направления модернизации российского образования: проблемы и перспективы материалы II Всероссийской студенческой заочной научно-практической конференции. БФ ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет»; отв. ред. Е.А. Кудрявцева. 2016. С. 46-48.

3. Маркова С.М., Наркозиев А.К. Политеоретические основы профессионально-педагогического образования // Вестник Мининского университета. 2016. № 3 (16). С. 2.

4. Маркова С.М., Цыплакова С.А. Профессиологические основы профессионально-педагогического образования // Психолого-педагогические исследования. 2017. Т. 9. № 1. С. 38-43.

5. Маркова С.М., Цыплакова С.А. Управление педагогическим процессом как системой // Школа будущего. 2016. № 4. С. 138-144.

6. Седых Е.П. Система обеспечения гарантий качества и компетентности преподавательского состава: опыт Мининского университета // В сборнике: Внедрение европейских стандартов и рекомендаций в системы гарантии качества образования Сборник материалов VIII Международного Форума гильдии экспертов. Гильдия экспертов в сфере профессионального образования. 2013. С. 226-229.

7. Федоров А.А., Седых Е.П., Родионова Е.Л. Независимая оценка качества работы образовательных организаций: опыт нижегородского региона // Нижегородское образование. 2015. № 4. С. 16-22.

8. Цыплакова С.А. Обеспечение качества в высших учебных заведениях // В сборнике: Теоретические основы и инструментарий профессиологической экспертизы качества педагогического образования (для специалистов системы общего и профессионального образования) Сборник научных статей. под науч. ред. С.И. Назаровой. Санкт-Петербург, 2015. С. 52-55.

9. Цыплакова С.А. Профессионально-педагогическое образование и тенденции его развития // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56-8. С. 274-280.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Цыплакова Светлана Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье автором было рассмотрено педагогическое моделирование, как способ исследования, обусловленный стратегиями системного, прогностического, компетентностного, личностно-деятельностного подходов. Определено, что при разработке способов моделирования проектной деятельности педагога профессионального обучения следует опираться на ведущие идеи общенаучной теории моделирования. Выявлены исходные теоретические положения педагогического моделирования и функции (познавательная, прогностическая, эвристическая). Определена процедура моделирования проектной деятельности, которая представлена поэтапно, соответственно структурным компонентам деятельности.

Ключевые слова: моделирование, проектная деятельность, профессиональное образование, подход.

Annotation. In the article the author examined pedagogical modeling as a research method, conditioned by strategies of system, prognostic, competence, personality-activity approaches. It is determined that when developing methods for modeling the project activity of a teacher of vocational training, one should rely on the leading ideas of the general scientific theory of modeling. The initial theoretical positions of pedagogical modeling and functions (cognitive, prognostic, heuristic) are revealed. The procedure for modeling the project activity is defined, which is presented in stages, according to the structural components of the activity.

Keywords: modeling, project activity, professional education, approach.

Введение. Выбор моделирования как способа исследования проектной деятельности педагога профессионального обучения обусловлен стратегией системного и прогностического подходов к проектной деятельности. Применение данных подходов позволяет создать представление об изучаемом объекте, которое содержит объяснительную функцию. В этом случае моделирование выступает в качестве преобразующей деятельности.

Отличительной особенностью моделирования является то, что с помощью построения модели можно оценить последствия каких-либо действий без экспериментов на реальном объекте. Модель заменяет объект в процессах планирования и прогнозирования.

Формулировка цели статьи. В связи с этим целью статьи является анализ педагогического моделирования проектной деятельности в системе профессионального образования.

Изложение основного материала статьи. Термин «модель» в переводе с итальянского означает -«образец, эталон». Первоначальное значение данного слова было связано со строительством, и почти во всех европейских языках оно употреблялось для обозначения образца или вещи сходной в своих характеристиках с другой вещью.

При разработке способов моделирования проектной деятельности педагога профессионального обучения следует опираться на ведущие идеи общенаучной теории моделирования, сущность которой заключается в следующем: изучение объекта и накопление фактов о нем - построение и изучение модели - использование результатов исследования модели.

В нашем исследование моделирование использовано в познавательном и специальном смыслах. «Познать объект, - пишет И.Б. Новак, - значит смоделировать его. Моделирование в этом смысле охватывает все познание по широте, но не исчерпывает его по глубине».

В специально смысле моделирование является способом познания, при котором одна система воспроизводится в другой. Именно в этой роли оно выступает при реализации проектной деятельности педагога профессионального обучения, приобретая значение ведущего метода исследования.

В основе моделирования лежат ведущие положения о его целенаправленности, подобии объекта и модели, совокупности всех элементов модели, единстве объективного и субъективного и др.

Моделирование опирается на основные принципы системного подхода, и рассматривает объект исследования как систему, заключающуюся в единстве всех ее компонентов. Поэтому модель также должна представлять собой систему и обладать целостностью.

Модель объекта исследования является инструментом познавательной деятельности и становится прообразом объектов, еще не существующих в реальности. Данный процесс не ограничивается созданием одной модели, а является последовательной разработкой серии моделей, постепенно приближаясь к основным характеристикам объекта исследования.

Моделируя педагогические объекты, необходимо учитывать уровень познания, на котором осуществляется конкретное исследование, необходимо иметь в виду системные элементы, связывающие теорию и практику: методологические, фундаментальные и прикладные исследования; опытные разработки; изобретательскую деятельность; практическую деятельность; проектную деятельность.

Логика процесса моделирования обуславливает основные его этапы; постановка целей и задач моделирования; сбор и анализ теоретических и эмпирических данных об объекте исследования; построение модели проектной деятельности педагога профессионального обучения; разработка технологии реализации проектной деятельности педагога профессионального обучения.

Исходными теоретическими положениями моделирования в нашем исследовании являются:

- положения системного и прогностического подходов, а также теории моделирования;

- формирование проектной компетенции педагогов профессионального обучения выступает приоритетным направлением в профессионально-педагогическом образовании;

- взаимосвязь процессов социализации и профессионализации личности педагога профессионального обучения;

- структурно-системное обоснование проектной деятельности;

- реализация принципов непрерывного образования при определении сущности проектной деятельности;

- обоснование целостности и целенаправленности педагогического проектирования.

При моделировании любого объекта, процесса или явления необходимо рассматривать его состояние и структуру движения. Под состоянием принято понимать всю совокупность элементов, характеризующих объект в любой момент его осуществления. Динамическая структура объекта заключается в его переходе из одного состояния в другое, от одной части к другой.

Основными функциями моделирования являются: познавательная, эвристическая и прогностическая.

Познавательная функция моделирования выражается в том, что сущность модели заключается в единстве противоположных элементов познавательного процесса - абстрактного, логического, конкретного, чувственного, она является связующим звеном теоретического мышления и реальной действительности. Важна и другая сторона данной функции, заключающаяся в необходимости подкрепить абстрактное мышление наглядными и чувственными образами. Эту функцию выполняют демонстрационные модели.

Важную роль в развитии научного знания играет эвристическая функция моделирования, через реализацию концептуальной модели. Проводится мысленный аналог изучаемого объекта, условный и приблизительный, но наделенный объединяющими свойствами с объектом. При реализации данной функции модель переходит из класса идеальных в класс материальных. Прогностическая функция моделирования связанна с тем, что прогноз позволяет показывать пути развития модели и объекта.

Разрабатывая модель проектной деятельности педагога профессионального обучения, необходимо учитывать положения системного, компетентностного, прогностического, технологического, личностно-деятельностного подходов.

Системный подход обеспечивает возможность рассматривать проектную деятельность педагога профессионального обучения как целостный объект. Он ориентирован на определение всех взаимосвязей и взаимодействий возникающих в ходе проектирования; точно определяет и диагностирует цели проектирования и рассматривает проектную деятельность как механизм достижения поставленных целей. Определяет альтернативные варианты достижения поставленных целей и анализирует результаты проектной деятельности. Направлен на интеграцию и координацию проектной деятельности, как в процессе проектирования, так и в процессе реализации полученных результатов.

Системный подход обеспечивает структурную целостность построения проектной деятельности педагога профессионального обучения; позволяет выявить системные характеристики проектной деятельности педагогов профессионального обучения, рассматривает научные основы проектной деятельности, обеспечивает преемственность этапов реализации проектной деятельности, позволяет органически соединить структурные подсистемы проектной деятельности, так как они отражают различные стороны проектной деятельности, обеспечивают переход от теоретических знаний проектной деятельности к практической реализации.

Компетентностный подход обеспечивает возможность педагога профессионального обучения реализовывать свою проектную деятельность в конкретной проектно-профессиональной деятельности, объединяет интеллектуальную и поведенческую составляющие проектной компетенции, интегрирует междисциплинарные знания и умения, относящиеся к широким сферам проектной деятельности.

При реализации компетентностного подхода в проектной деятельности направлено на:

- формирование общекультурных и профессиональных компетенции;

- требования к тому, что обучающий должен знать, уметь, и чем владеть;

- формирование жизненных навыков.

Прогностический подход обеспечивает исследование перспектив развития образования, выявление проблем и противоречий; на их основе определяются требования к проектной деятельности, личностным и

профессиональным качествам будущих специалистов; получение опережающей информации о развитии проектной деятельности, определение долгосрочных перспектив формирования личности специалиста; предвидение и проектирование будущих изменений в развитии личности; прогностический подход к научному исследованию целей, содержания процесса проектной деятельности педагога профессионального обучения позволяет предвидеть изменения в материальной и социальной среде, в различных отраслях науки, техники, производства, технологических процессов, условий труда, то есть осуществлять стыковку результатов экономического, социального, научно-технического, производственно-технологического и педагогического прогнозирования.

Технологический подход обеспечивает единство проектной деятельности педагогов и студентов, овладение системой деятельности педагогов профессионального обучения, диагностично поставленные цели обучения, структурированность содержания обучения, управляемость процесса обучения, этапность непрерывного овладения системой деятельности педагога профессионального обучения, формирования профессиональных, культурно-творческих знаний, умений, навыков, которые соответствуют интегративным комплексам знаний, умений, навыков, через моделирование и реализацию проектной деятельности педагога профессионального обучения.

Личностно-деятельностный подход обеспечивает направленность проектной деятельности на развитие личностных качеств, способности к активной творческой деятельности, осознания себя субъектом профессиональной культуры в новых социально-экономических условиях, рассмотрение проектной деятельности как системы определенных видов деятельности, освоение и выполнение которых ведет к усвоению новых знаний, развитию личностно-профессиональных качеств.

Данный подход ориентирует проектную деятельность на ценностные ориентации и построение на их основе целей, содержания, процесса и результата профессионального обучения.

На основе такой модели необходимо исследовать личностные качества, способности, черты характера, уровень развития мышления, объем усвоенных знаний, умений и навыков, необходимых педагогу профессионального обучения, четко определить пути, основные виды, формы, средства, методы обучения и воспитания обучающихся с учетом личностных особенностей.

Личностно-деятельностный подход выражается через социальную и практически-действенную функцию. Социальная функция связана с воздействием на человека. Перспективой развития становится рассмотрение учащегося не как объекта педагогического воздействия, а как субъекта, что обеспечивает развитие ценностно-мотивационной сферы личности как педагога, так и самих учащихся.

Провозглашая идеи гуманизации и демократизации, интеграции и дифференциации, интенсификации и технологизации, личностной ориентации и деятельностного подхода профессиональное обучение чаще всего направлено на реализацию одного из этих процессов. Реальный процесс обучения зачастую базируется на предметной, функциональной основе. Таким образом, создание модели проектной деятельности является актуальной задачей, которая делает возможным интеграцию на различных уровнях обобщения (методолого-теоретическом, общепедагогическом и профессионально-технологическом).

Проектная деятельность включает цели, содержание, методы, средства, результат. Таким образом, процедура моделирования проектной деятельности может быть представлена поэтапно, соответственно структурным компонентам деятельности:

- выделяется элемент педагогического процесса, подлежащий проектированию;

- проектируется целевой компонент;

- на основании целевых ориентиров структурируется, представляется как некоторая система содержания учебного материала;

- на основе учета закономерностей функционирования познавательного механизма и логики структурированного содержания строится программа действий преподавателя по управлению и регуляции учебно-познавательной и учебно-производственной деятельностями обучающихся.

Основная цель проектной деятельности заключается в развитии личности обучающегося, разработки учебных, внеучебных, учебно-профессиональных проектов, а также формирование проектной компетенции педагогов профессионального обучения под которой мы понимаем способность реализовывать проектную деятельность в реальной профессиональной ситуации.

Структура проектной деятельности педагога профессионального обучения представлена следующими видами проектирования:

- проектирование педагогических систем, направленное на разработку концепций и структуру развития педагогическим систем (учебного заведения, педагогического процесса, педагогических ситуации);

- проектирование педагогического процесса, направленное на разработку целей, содержания, методов, средств, результата педагогического процесса;

- проектирование педагогических ситуаций, направленное на разработку проектов педагогических ситуаций, типов взаимодействия между участниками педагогических систем.

Результатами проектной деятельности педагога профессионального обучения являются: разработка концепции развития педагогической системы; модель педагогического процесса; учебные, внеучебные, учебно-профессиональные проекты, курсовые и дипломные работы; планы и программы развития педагогических процессов.

Таким образом, проектная деятельность является целостной системой в единстве учебной и внеучебной деятельности и строится на неразрывном единстве всех компонентов.

Выводы. При построении модели проектной деятельности педагога профессионального обучения необходимо исходить из следующих положений:

- проектная деятельность рассматривается как вид профессионально-педагогической деятельности по стратегии развития педагогических систем, моделей, предвидения, предвосхищения инновационных педагогических процессов; по разработке планов и программ функционирования педагогического процесса с целью создания единого педагогического пространства, органического единства теоретического и практического взаимодействия различных видов деятельности в педагогическом процессе;

- структурно-содержательные характеристики проектной деятельности отражают объективно существующие зависимости между компонентами исследуемого объекта;

- оптимальные результаты проектной деятельности педагога профессионального обучения (проекты) достигаются при сочетании элементов системы в их взаимосвязи.

Модель представляет целостную профессионально-педагогическую систему, включающую цели проектной деятельности, компоненты, структуру и подсистемы проектной деятельности, основные этапы технологии реализации проектной деятельности и результат.

Литература:

1. Маркова С.М. Проектирование образовательных систем: теоретический аспект // В мире научных открытий. 2012. № 9.2 (33). С. 402-412.

2. Маркова С.М., Наркозиев А.К. Политеоретические основы профессионально-педагогического образования // Вестник Мининского университета. 2016. № 3 (16). С. 2.

3. Markova S., Depsames L., Tsyplakova S., Yakovleva S., Shherbakova E. Principles of building of objective-spatial environment in an educational organization // IEJME: Mathematics Education. 2016. Т. 11. № 10. С. 3457-3462.

4. Цыплакова С.А. Профессионально-педагогическое образование и тенденции его развития // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56-8. С. 274-280.

5. Цыплакова С.А. Моделирование проектной деятельности педагога профессионального обучения: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Цыплакова Светлана Анатольевна. - СПб., 2015. - 181 с.

Педагогика

УДК: 372.8

аспирант Чернова Ольга Александровна

ГБУ ДПО Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования (г. Санкт-Петербург),

заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель географии

ГБОУ Лицей № 597 (г. Санкт-Петербург)

ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-7 КЛАССОВ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ "СТУПЕНИ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ"

Аннотация. В статье рассматриваются особенности осуществления исследовательской деятельности в 57 классах. Работа дает представление о том, какие исследовательские умения формируются на этой ступени обучения. Представлена классификация и описание исследовательских умений, формируемых в процессе реализации программы внеурочной деятельности "Ступени Естествознания".

Ключевые слова: исследовательская деятельность, исследовательские умения, внеурочная деятельность, естествознание.

Annotation. This paper outlines some specific features of researching activities for the 5-7 grade students. The work presents basic skills which are taught in this period. As well as the description and classification of the basic research skills, being taught in the process of implementation of the "Steps in Science" extracurricular study programme.

Keywords: research, research skills, extracurricular activities, science.

Введение. Ребенок - исследователь по своей природе. Любознательность, постоянное стремление наблюдать, искать, добывать новые сведения о мире, экспериментировать являются важнейшими чертами поведения детей. Исследовательская активность - естественное состояние ребенка, это и создает условия для того, чтобы психическое развитие обучающихся разворачивалось как процесс саморазвития. Данный вид деятельности является средством повышения мотивации и эффективности учебной деятельности обучающегося. Главная цель исследовательской деятельности - формирование у учащегося исследовательских умений как готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. [8]. Курс внеурочной деятельности "Ступени Естествознания" как нельзя лучше способствует решению этих задач.

Учителю в своей работе нужно не просто организовывать исследовательскую деятельность обучающихся, но в первую очередь формировать и развивать исследовательские умения на каждом этапе этой деятельности.

Исследовательские умения - это ожидаемый результат исследовательской деятельности, представляющий интеграцию специальных, осознанных, взаимообусловленных, в совершенстве освоенных действий, обеспечивающих учащимся самостоятельное создание исследовательского продукта [3]. Исследовательские умения особенно ценны тем, что они создают надежный фундамент для постепенного преобразования процессов обучения и развития в процессы более высокого порядка - самообучение и саморазвитие.

Формулировка цели статьи. В данной статье дается характеристика исследовательских умений, показана значимость их формирования в 5-7 классах во внеурочной деятельности на примере программы "Ступени Естествознания".

Изложение основного материала статьи. Учебная исследовательская деятельность - это специально организованная творческая деятельность детей, направленная на реализацию исследования или его части с разной степенью самостоятельности с применением доступных детям методов исследования, результатом которого является субъективно новое для ребенка знание, исследовательские умения и новые познавательные мотивы [7].

В работе О.А.Абдулаевой и О. А. Ивашедкиной [1] выделяются следующие принципы исследовательской деятельности.

1. Принцип ориентации на познавательные интересы учащегося. Развитию данного интереса способствует внеурочная деятельность, обладая достаточным количеством времени для реализации творческого потенциала обучающихся.

2. Принцип свободы выбора и ответственности за собственное обучение.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Исследовательская деятельность организовывается с учетом реализации обучающимися личностных потребностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.