Научная статья на тему 'Проектировочная деятельность педагога как творческий процесс'

Проектировочная деятельность педагога как творческий процесс Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2501
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ / ТВОРЧЕСТВО / ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маркова Светлана Михайловна, Горлова Вера Геннадьевна

В данной статье рассматриваются особенности проектировочной деятельности как творческого процесса (личностно-деятельностная ориентация, логическая и гносеологическая детерминированность, мотивационная и преобразовательная направленность); дается характеристика взаимосвязи проектировочной и творческой деятельности. В этой связи проектировочная деятельность рассматривается как система исследовательской деятельности, направленной на поиск новых, эффективных форм и методов организации, проведения и обеспечения образовательного процесса, повышение профессиональной компетентности и мастерства педагогов, на развитие творческого потенциала; а также рассматриваются функции проектировочной деятельности педагога как творческого процесса (прогностическая, интегративная, системная, информационная, управленческая, рефлексивная, технологическая, научно-техническая).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маркова Светлана Михайловна, Горлова Вера Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGNING ACTIVITY OF TEACHERS AS A CREATIVE PROCESS

This article discusses the features of the design activity as a creative process (personal and activity orientation, logical and epistemological determinism, motivational and transformational orientation); describes the relationship of design and creativity. In this regard, the design activity is considered as a system of research aimed at finding new, effective forms and methods of organization, implementation and support of educational process, professional competence and skills of teachers, the development of creative potential; and discusses the design activity of the teacher as a creative process (predictive, integrative, system, information, management, reflective, technological, scientific and technical).

Текст научной работы на тему «Проектировочная деятельность педагога как творческий процесс»

УДК 37

С.М. МАРКОВА, доктор педагогических наук, профессор, НГПУ им. К.Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, e-mail.ru: [email protected] В.Г. ГОРЛОВА, аспирант, НГПУ им. К.Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, e-mail.ru: [email protected]

ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА КАК ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

S.M.Markova, V.G. Gorlova

DESIGNING ACTIVITY OF TEACHERS AS A CREATIVE PROCESS

В данной статье рассматриваются особенности проектировочной деятельности как творческого процесса (личностно-деятельностная ориентация, логическая и гносеологическая детерминированность, мотивационная и преобразовательная

направленность); дается характеристика взаимосвязи проектировочной и творческой деятельности.

В этой связи проектировочная деятельность рассматривается как система исследовательской деятельности, направленной на поиск новых, эффективных форм и методов организации, проведения и обеспечения образовательного процесса, повышение профессиональной компетентности и мастерства педагогов, на развитие творческого потенциала; а также рассматриваются функции проектировочной деятельности педагога как творческого процесса (прогностическая, интегративная, системная, информационная, управленческая, рефлексивная, технологическая, научно-техническая).

Ключевые слова: проектировочная деятельность, педагог профессионального обучения, творчество, творческий процесс.

This article discusses the features of the design activity as a creative process (personal and activity orientation, logical and epistemological determinism, motivational and transformational orientation); describes the relationship of design and creativity.

In this regard, the design activity is considered as a system of research aimed at finding new, effective forms and methods of organization, implementation and support of educational process, professional competence and skills of teachers, the development of creative potential; and discusses the design activity of the teacher as a creative process (predictive, integrative, system, information, management, reflective, technological, scientific and technical).

Keywords: designing activity, teacher professional learning, creativity, creative process.

Понятие «творчество» со времен Платона и Аристотеля означает создание нового. Такое понимание творчества отражено в литературных источниках прошлого и настоящего.

Творчество имеет широкие границы как любой процесс, как любое движение вперед в масштабах развития общества, производства, техники, образования. Но если брать это понятие по отношению к проектировочной деятельности, то это условный термин, необходимый для обозначения такого мыслительного процесса, который выражается в воплощении, воспроизведении или комбинации данных нашего сознания в новой и оригинальной форме для осуществления в практической деятельности педагога. Творчество отражает не столько внешний результат, сколько внутренний продукт деятельности.

В проектировочной деятельности внутренние психологические аспекты творчества проявляются во внешней деятельности педагога. С этой точки зрения нам интересны процессуальные черты творчества, которые можно сравнить с показателями педагогического

проектирования. Так, Н.Я. Лернер выделяет следующие процессуальные черты творческой деятельности[4]:

- самостоятельное осуществление ближнего и дальнего, внутрисистемного и межсистемного переноса знаний в новую ситуацию;

- видение новой проблемы в традиционной ситуации;

- видение новой функции объекта в отличие от традиционной;

- видение структуры объекта;

- учет альтернатив при решении задач;

- комбинирование и преобразование ранее известных способов деятельности при решении новой проблемы;

- отбрасывание всего известного и создание принципиально нового подхода;

- постоянный поиск новых путей организации педагогического процесса;

- непрерывное совершенствование стиля, методов и приемов педагогической деятельности;

- способность усматривать в массе факторов существенное и находить основу для их взаимосвязи;

- способность отказываться от сложившегося стереотипа в мышлении и деятельности, быстро переходить от одного вида деятельности к другому;

- легкость образования неожиданных ситуаций, ассоциаций, способность к трансформации имеющегося опыта и формированию на его основе новых комбинаций;

- способность отказаться от сделанного, если это сделанное не является оптимальным способом решения проблемы.

В процессе проектирования как творческой деятельности рельефно выделяются постановка и формирование проблемы, ее идеальное внутреннее мысленное представление -решение, опирающееся на умственные действия, и, наконец, внешнее выражение этого решения в форме проекта, являющегося продуктом творческой деятельности.

Как нам представляется, считая проектировочную деятельность творческим процессом, следует подчеркнуть ее преобразовательную функцию по отношению к процессу обучения. Эффективность преобразований будет зависеть от имеющегося опыта, знаний, способов действий, потребностей, мотивов и других личностных качеств педагога. Таким образом, сущность проектировочной деятельности можно рассматривать как интегративное качество личности педагога, выражающееся в целенаправленном единстве потребностей и способностей и проявляющееся в отражательно-преобразовательной деятельности.

Рассматривая взаимосвязь проектирования и творчества, следует подчеркнуть, что проектирование предполагает определенный уровень творческой мысли, но может проявляться и без нее (например, создание проекта по имеющемуся стереотипу независимо от внутренних и внешних факторов). Вместе с тем проектирование создает необходимые условия для развития творческих способностей педагога. Говоря об условиях развития творчества, М.А. Данилов подчеркивает, что это не есть какая-то особая задача, требующая специальных средств, она осуществляется в процессе всей проектировочной деятельности [2,

3].

Нами делается акцент на то, что результатом проектирования является не только проект, включающий в себя цели, содержание, способ организации, систему средств будущего взаимодействия педагога и обучающихся, но и сам путь проектирования, то есть способ творческой деятельности.

Творческая деятельность педагога - это субъективная сторона проектирования, отражение потребностей, интересов, склонностей, способностей к педагогической деятельности, волевых усилий, эмоционального отношения. Системообразующим элементом творческой деятельности является мотивационно-потребностное ядро личности педагога.

Оно лежит в основе преобразующего отношения, готовности к проектировочной деятельности.

Уровень протекания творческой деятельности определяется не только внутренними факторами личности, но и своего рода фондами человеческого опыта, интуитивных практических механизмов.

Проектирование как творческий процесс осуществляется на основе умственных приемов и операций: мышления (анализ, синтез, сравнение, абстракция, обобщение и конкретизация); осмысленного запоминания (смысловая группировка, составление плана); переноса имеющихся знаний на решение новых задач.

Проектировочная деятельность рассматривается нами как система исследовательской деятельности, направленной на поиск новых, эффективных форм и методов организации, проведения и обеспечения образовательного процесса, повышение профессиональной компетентности и мастерства педагогов, на развитие творческого потенциала.

Успешность проектировочной деятельности обеспечивается условиями, к которым относятся:

- направленность проектировочной деятельности на личностное развитие обучающегося;

- создание профессионально-творческих ситуаций в образовательном процессе;

- направленность на формирование творческо-ориетированной профессиональной деятельности будущего специалиста.

Таким образом, проектировочная деятельность представляется нами как педагогический механизм, обеспечивающий творческий процесс развития педагога.

Сказанное позволяет выделить следующие аспекты проектировочной деятельности как творческого процесса:

- проектировочная деятельность имеет личностно-деятельностную основу;

- проектировочная деятельность осуществляется на основе механизмов умственной деятельности (логический аспект);

- творческое проектирование осуществляется на основе закономерностей процесса познания (гносеологический аспект);

- в структуру проектировочной деятельности как творческого процесса следует включить мотивационную направленность педагога, ориентацию его на приобретение новых знаний, готовность к реализации изобретательских потенций (психологический аспект);

- проектирование осуществляется на основе целого пласта человеческого опыта,не поддающегося рефлексии, формально не выражаемого, а существующего в традициях восприятия, практическом мастерстве (эмпирический аспект).

В качестве ведущих общепедагогических функций проектировочной деятельности, реализуемых в системе профессионального образования, выступают следующие функции: социально-экономическая, психолого-педагогическая, административно-организационная, социально-психологическая, научно-техническая, дидактическая, культурологическая, физиолого-оздоровительная. Характеристика содержания данных функций дана в работах А.П. Беляевой, Ю.Н. Петрова, С.М. Марковой и др.[1, 5, 12]. Рассмотрим специфические функции проектировочной деятельности педагога.

Прогностическая функция проектирования определяет стратегию развития педагогического процесса, обеспечивает взаимодействие внутренних структур и внешних факторов развития профессионального образования. Получение опережающей информации о возможных путях построения педагогического процесса предполагает его непрерывное развитие на основе профессиональных идей непрерывного многоуровневого профессионального образования. Прогностическая функция определяет перспективы развития личности педагога, построение модели его деятельности, а также программу непрерывного развития личности обучающихся.

Интегративная функция объединяет отдельные компоненты процесса в единое целое; синтезирует различные виды деятельности педагога, воплощая их в реальном образовательном процессе; выражается наиболее полно в проектировании интегративно-модульной системы обучения. Интегративная функция выполняет методологические задачи проектирования педагогического процесса, выражающиеся в интеграции социально-экономических, психолого-педагогических и научно-технических факторов.

Системная функция обеспечивает взаимодействие и взаимообусловленность всех компонентов педагогического процесса. Она обеспечивает целостность процесса проектирования, единство теоретических и практических знаний в области педагогической деятельности, единство мировоззренческих, общекультурных и педагогических способностей.

Информационная функция направлена на получение знаний, сведений о построении педагогического процесса, обеспечивает управление информационным потоком в педагогическом процессе, связывает проектировочную деятельность с исполнительской. Данная функция направлена на возможность реализации проекта в реальном педагогическом процессе.

Управленческая функция дает возможность рассматривать проектирование как средство управления, организации, контроля и регулирования учебно-познавательной и учебно-производственной деятельности обучающихся. Проектирование выступает как вид управленческой деятельности, включает в себя целеполагание, разработку планов, анализ и прогнозирование внутренних и внешних факторов, потребностей и способностей, упорядочение системы процесса обучения. Такие управленческие действия, как выбор цели, формирование образа цели, принятие решения, определение логической структуры процесса обучения, определение содержания и методов реализации целей и др. , детерминируют повышение эффективности педагогического процесса.

Рефлексивная функция ориентирована на организацию мыслительной деятельности педагога, на мысленное представление будущей педагогической деятельности, осмысление ее, осознание исходных педагогических позиций, возможности реализации целей, успеха педагогической и учебной деятельности. Рефлексивная функция обеспечивает динамический характер проектировочной и организационной деятельности педагога.

Технологическая функция определяет проектирование как промежуточное звено между теоретическими знаниями о будущем педагогическом процессе и практической его реализацией. Технологическая функция предполагает разработку методов, средств, последовательность действий реализации целей будущего педагогического процесса, подготавливает педагога к непосредственному осуществлению педагогической деятельности.

Научно-техническая функция заключается в том, что проектировочная деятельность педагога направлена на обеспечение процесса обучения новыми достижениями науки и техники, на освоение новых технологических процессов, внедрение профессионально-педагогических технологий, разработку компьютерных технологий, обеспечение взаимодействия общеобразовательной и профессиональной подготовки.

Социально-экономическая функция обеспечивает формирование социальных и профессиональных качеств личности педагога. Социально-экономическая функция педагогического проектирования определяет опосредованное общение педагога с другим человеком; характер взаимодействия педагога и обучающихся; определение путей повышения эффективности педагогического процесса, профессиональной компетентности педагогов.

Рассмотренные функции не исчерпывают всех возможностей проектировочной деятельности. В данном контексте выделяются специфические особенности проектировочной деятельности педагога как творческого процесса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Беляева, А.П. Дидактические принципы профессиональной подготовки в профтехучилищах: метод.пособие. - М.: Высш.шк., 1991. - 208 с.

2. Данилов, М.А. Воспитание у школьников самостоятельности и творческой активности в процессе обучения / М.А. Данилов // Сов.педагогика. - 1961. - №8. - С. 4-18.

3. Данилов, М.А. Теоретические основы обучения и проблема воспитания активности и самостоятельности школьников. - Казань, 1972. - С. 3-24.

4. Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика, 1981. - 185 с.

5. Маркова, С.М. Педагогическое проектирование в условиях непрерывного многоуровневого профессионального образования. - Н. Новгород: ВГИПИ, 1999 г. - 88 с.

6. Маркова, С.М. Проектная технология обучения студентов в условиях профессионально-педагогического образования [Текст] / С.М. Маркова, В.Г. Горлова // Современные проблемы науки и образования. - 2014 - №3 - URL: http://www.science-education.ru/117-13572

7. Маркова, С.М. Модель профессионально-педагогического образования педагога профессионального обучения [Текст] / С.М. Маркова, В.Г. Горлова // Вестник Мининского университета. - 2014 - №1 - URL: http://www.mininuniver.m/mediafiles/u/fües/Nauch_deyat/Vestnik/2014-

07%201/markova_Gorlova.pdf

8. Маркова, С.М. Технологизация педагогического процесса профессионального образования / С.М. Маркова // В мире научных открытий, Красноярск. - 2014. - № 3 - С. 296302

9. Маркова, С.М. Теория и методика профессионального образования: теоретические основы / С.М. Маркова // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова, Москва. - 2013. - №4 - С. 40 -45

10. Маркова, С.М. Стратегии развития теории педагогического проектирования / С.М. Маркова // Теория и практика общественного развития, Краснодар. - 2013. - №6 - С.77 - 82

11. Никандров, Н.Д. Педагогическое творчество / Н.Д.Никандров, В.А. Кан-Калик- М.: Педагогика, 1990. - 144 с.

12. Петров, Ю.Н. Гуманизация непрерывного многоуровневого профессионального образования / Ю.Н. Петров. - Н. Новгород: Изд-во ВИПИ, 1994. - 142 с.

13. Цыплакова, С.А. Системный подход к проектированию педагогического процесса как социальной системы / С.А. Цыплакова // В мире научных открытий, Проблемы науки и образования. - 2013. - № 3.1. (38). - С.154-165.

14. Цыплакова, С.А. Аксиологические основы педагогического проектирования / С.А. Цыплакова // Казанская наука. - 2013. -№ 4. - С. 221- 225.

15. Цыплакова, С.А. Проектная деятельность педагога профессионального обучения / С.А. Цыплакова // Казанская наука. -2014. - № 5. - С. 167-171.

16. Цыплакова, С.А. Педагогическое проектирование: сущность и особенности [Текст] / С.А. Цыплакова // Вестник Мининского университета. - 2013. - № 4. - URL: http://www.mininuniver.ru/mediafiles/u/files/Nauch_deyat/Vestnik/2013-12%204/Cyplakova.pdf.

17. Цыплакова, С. А. Теоретические основы проектного обучения студентов в вузе [Текст] / С.А. Цыплакова // Вестник Мининского университета. - 2014. - № 1 (5). - URL: http://www.mininuniver.ru/ mediafiles/u/files/Nauch_deyat/Vestnik/201407%201/Cyplakova.pdf.

18. Шубинский, В.С. Педагогика творчества учащихся / В.С. Шубинский. - М.: Знание, 1988. - 80 с.

19. Энциклопедия профессионального образования: В 3 т. / под ред. С.Я. Батышева. -М.:АПО, 1999.

© Маркова С.М., Горлова В.Г., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.