УДК 37
С.М. МАРКОВА, доктор педагогических наук, профессор, НГПУ им. К.Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, e-mail.ru: [email protected] В.Г. ГОРЛОВА, аспирант, НГПУ им. К.Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, e-mail.ru: [email protected]
ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА КАК ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
S.M.Markova, V.G. Gorlova
DESIGNING ACTIVITY OF TEACHERS AS A CREATIVE PROCESS
В данной статье рассматриваются особенности проектировочной деятельности как творческого процесса (личностно-деятельностная ориентация, логическая и гносеологическая детерминированность, мотивационная и преобразовательная
направленность); дается характеристика взаимосвязи проектировочной и творческой деятельности.
В этой связи проектировочная деятельность рассматривается как система исследовательской деятельности, направленной на поиск новых, эффективных форм и методов организации, проведения и обеспечения образовательного процесса, повышение профессиональной компетентности и мастерства педагогов, на развитие творческого потенциала; а также рассматриваются функции проектировочной деятельности педагога как творческого процесса (прогностическая, интегративная, системная, информационная, управленческая, рефлексивная, технологическая, научно-техническая).
Ключевые слова: проектировочная деятельность, педагог профессионального обучения, творчество, творческий процесс.
This article discusses the features of the design activity as a creative process (personal and activity orientation, logical and epistemological determinism, motivational and transformational orientation); describes the relationship of design and creativity.
In this regard, the design activity is considered as a system of research aimed at finding new, effective forms and methods of organization, implementation and support of educational process, professional competence and skills of teachers, the development of creative potential; and discusses the design activity of the teacher as a creative process (predictive, integrative, system, information, management, reflective, technological, scientific and technical).
Keywords: designing activity, teacher professional learning, creativity, creative process.
Понятие «творчество» со времен Платона и Аристотеля означает создание нового. Такое понимание творчества отражено в литературных источниках прошлого и настоящего.
Творчество имеет широкие границы как любой процесс, как любое движение вперед в масштабах развития общества, производства, техники, образования. Но если брать это понятие по отношению к проектировочной деятельности, то это условный термин, необходимый для обозначения такого мыслительного процесса, который выражается в воплощении, воспроизведении или комбинации данных нашего сознания в новой и оригинальной форме для осуществления в практической деятельности педагога. Творчество отражает не столько внешний результат, сколько внутренний продукт деятельности.
В проектировочной деятельности внутренние психологические аспекты творчества проявляются во внешней деятельности педагога. С этой точки зрения нам интересны процессуальные черты творчества, которые можно сравнить с показателями педагогического
проектирования. Так, Н.Я. Лернер выделяет следующие процессуальные черты творческой деятельности[4]:
- самостоятельное осуществление ближнего и дальнего, внутрисистемного и межсистемного переноса знаний в новую ситуацию;
- видение новой проблемы в традиционной ситуации;
- видение новой функции объекта в отличие от традиционной;
- видение структуры объекта;
- учет альтернатив при решении задач;
- комбинирование и преобразование ранее известных способов деятельности при решении новой проблемы;
- отбрасывание всего известного и создание принципиально нового подхода;
- постоянный поиск новых путей организации педагогического процесса;
- непрерывное совершенствование стиля, методов и приемов педагогической деятельности;
- способность усматривать в массе факторов существенное и находить основу для их взаимосвязи;
- способность отказываться от сложившегося стереотипа в мышлении и деятельности, быстро переходить от одного вида деятельности к другому;
- легкость образования неожиданных ситуаций, ассоциаций, способность к трансформации имеющегося опыта и формированию на его основе новых комбинаций;
- способность отказаться от сделанного, если это сделанное не является оптимальным способом решения проблемы.
В процессе проектирования как творческой деятельности рельефно выделяются постановка и формирование проблемы, ее идеальное внутреннее мысленное представление -решение, опирающееся на умственные действия, и, наконец, внешнее выражение этого решения в форме проекта, являющегося продуктом творческой деятельности.
Как нам представляется, считая проектировочную деятельность творческим процессом, следует подчеркнуть ее преобразовательную функцию по отношению к процессу обучения. Эффективность преобразований будет зависеть от имеющегося опыта, знаний, способов действий, потребностей, мотивов и других личностных качеств педагога. Таким образом, сущность проектировочной деятельности можно рассматривать как интегративное качество личности педагога, выражающееся в целенаправленном единстве потребностей и способностей и проявляющееся в отражательно-преобразовательной деятельности.
Рассматривая взаимосвязь проектирования и творчества, следует подчеркнуть, что проектирование предполагает определенный уровень творческой мысли, но может проявляться и без нее (например, создание проекта по имеющемуся стереотипу независимо от внутренних и внешних факторов). Вместе с тем проектирование создает необходимые условия для развития творческих способностей педагога. Говоря об условиях развития творчества, М.А. Данилов подчеркивает, что это не есть какая-то особая задача, требующая специальных средств, она осуществляется в процессе всей проектировочной деятельности [2,
3].
Нами делается акцент на то, что результатом проектирования является не только проект, включающий в себя цели, содержание, способ организации, систему средств будущего взаимодействия педагога и обучающихся, но и сам путь проектирования, то есть способ творческой деятельности.
Творческая деятельность педагога - это субъективная сторона проектирования, отражение потребностей, интересов, склонностей, способностей к педагогической деятельности, волевых усилий, эмоционального отношения. Системообразующим элементом творческой деятельности является мотивационно-потребностное ядро личности педагога.
Оно лежит в основе преобразующего отношения, готовности к проектировочной деятельности.
Уровень протекания творческой деятельности определяется не только внутренними факторами личности, но и своего рода фондами человеческого опыта, интуитивных практических механизмов.
Проектирование как творческий процесс осуществляется на основе умственных приемов и операций: мышления (анализ, синтез, сравнение, абстракция, обобщение и конкретизация); осмысленного запоминания (смысловая группировка, составление плана); переноса имеющихся знаний на решение новых задач.
Проектировочная деятельность рассматривается нами как система исследовательской деятельности, направленной на поиск новых, эффективных форм и методов организации, проведения и обеспечения образовательного процесса, повышение профессиональной компетентности и мастерства педагогов, на развитие творческого потенциала.
Успешность проектировочной деятельности обеспечивается условиями, к которым относятся:
- направленность проектировочной деятельности на личностное развитие обучающегося;
- создание профессионально-творческих ситуаций в образовательном процессе;
- направленность на формирование творческо-ориетированной профессиональной деятельности будущего специалиста.
Таким образом, проектировочная деятельность представляется нами как педагогический механизм, обеспечивающий творческий процесс развития педагога.
Сказанное позволяет выделить следующие аспекты проектировочной деятельности как творческого процесса:
- проектировочная деятельность имеет личностно-деятельностную основу;
- проектировочная деятельность осуществляется на основе механизмов умственной деятельности (логический аспект);
- творческое проектирование осуществляется на основе закономерностей процесса познания (гносеологический аспект);
- в структуру проектировочной деятельности как творческого процесса следует включить мотивационную направленность педагога, ориентацию его на приобретение новых знаний, готовность к реализации изобретательских потенций (психологический аспект);
- проектирование осуществляется на основе целого пласта человеческого опыта,не поддающегося рефлексии, формально не выражаемого, а существующего в традициях восприятия, практическом мастерстве (эмпирический аспект).
В качестве ведущих общепедагогических функций проектировочной деятельности, реализуемых в системе профессионального образования, выступают следующие функции: социально-экономическая, психолого-педагогическая, административно-организационная, социально-психологическая, научно-техническая, дидактическая, культурологическая, физиолого-оздоровительная. Характеристика содержания данных функций дана в работах А.П. Беляевой, Ю.Н. Петрова, С.М. Марковой и др.[1, 5, 12]. Рассмотрим специфические функции проектировочной деятельности педагога.
Прогностическая функция проектирования определяет стратегию развития педагогического процесса, обеспечивает взаимодействие внутренних структур и внешних факторов развития профессионального образования. Получение опережающей информации о возможных путях построения педагогического процесса предполагает его непрерывное развитие на основе профессиональных идей непрерывного многоуровневого профессионального образования. Прогностическая функция определяет перспективы развития личности педагога, построение модели его деятельности, а также программу непрерывного развития личности обучающихся.
Интегративная функция объединяет отдельные компоненты процесса в единое целое; синтезирует различные виды деятельности педагога, воплощая их в реальном образовательном процессе; выражается наиболее полно в проектировании интегративно-модульной системы обучения. Интегративная функция выполняет методологические задачи проектирования педагогического процесса, выражающиеся в интеграции социально-экономических, психолого-педагогических и научно-технических факторов.
Системная функция обеспечивает взаимодействие и взаимообусловленность всех компонентов педагогического процесса. Она обеспечивает целостность процесса проектирования, единство теоретических и практических знаний в области педагогической деятельности, единство мировоззренческих, общекультурных и педагогических способностей.
Информационная функция направлена на получение знаний, сведений о построении педагогического процесса, обеспечивает управление информационным потоком в педагогическом процессе, связывает проектировочную деятельность с исполнительской. Данная функция направлена на возможность реализации проекта в реальном педагогическом процессе.
Управленческая функция дает возможность рассматривать проектирование как средство управления, организации, контроля и регулирования учебно-познавательной и учебно-производственной деятельности обучающихся. Проектирование выступает как вид управленческой деятельности, включает в себя целеполагание, разработку планов, анализ и прогнозирование внутренних и внешних факторов, потребностей и способностей, упорядочение системы процесса обучения. Такие управленческие действия, как выбор цели, формирование образа цели, принятие решения, определение логической структуры процесса обучения, определение содержания и методов реализации целей и др. , детерминируют повышение эффективности педагогического процесса.
Рефлексивная функция ориентирована на организацию мыслительной деятельности педагога, на мысленное представление будущей педагогической деятельности, осмысление ее, осознание исходных педагогических позиций, возможности реализации целей, успеха педагогической и учебной деятельности. Рефлексивная функция обеспечивает динамический характер проектировочной и организационной деятельности педагога.
Технологическая функция определяет проектирование как промежуточное звено между теоретическими знаниями о будущем педагогическом процессе и практической его реализацией. Технологическая функция предполагает разработку методов, средств, последовательность действий реализации целей будущего педагогического процесса, подготавливает педагога к непосредственному осуществлению педагогической деятельности.
Научно-техническая функция заключается в том, что проектировочная деятельность педагога направлена на обеспечение процесса обучения новыми достижениями науки и техники, на освоение новых технологических процессов, внедрение профессионально-педагогических технологий, разработку компьютерных технологий, обеспечение взаимодействия общеобразовательной и профессиональной подготовки.
Социально-экономическая функция обеспечивает формирование социальных и профессиональных качеств личности педагога. Социально-экономическая функция педагогического проектирования определяет опосредованное общение педагога с другим человеком; характер взаимодействия педагога и обучающихся; определение путей повышения эффективности педагогического процесса, профессиональной компетентности педагогов.
Рассмотренные функции не исчерпывают всех возможностей проектировочной деятельности. В данном контексте выделяются специфические особенности проектировочной деятельности педагога как творческого процесса.
ЛИТЕРАТУРА
1. Беляева, А.П. Дидактические принципы профессиональной подготовки в профтехучилищах: метод.пособие. - М.: Высш.шк., 1991. - 208 с.
2. Данилов, М.А. Воспитание у школьников самостоятельности и творческой активности в процессе обучения / М.А. Данилов // Сов.педагогика. - 1961. - №8. - С. 4-18.
3. Данилов, М.А. Теоретические основы обучения и проблема воспитания активности и самостоятельности школьников. - Казань, 1972. - С. 3-24.
4. Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика, 1981. - 185 с.
5. Маркова, С.М. Педагогическое проектирование в условиях непрерывного многоуровневого профессионального образования. - Н. Новгород: ВГИПИ, 1999 г. - 88 с.
6. Маркова, С.М. Проектная технология обучения студентов в условиях профессионально-педагогического образования [Текст] / С.М. Маркова, В.Г. Горлова // Современные проблемы науки и образования. - 2014 - №3 - URL: http://www.science-education.ru/117-13572
7. Маркова, С.М. Модель профессионально-педагогического образования педагога профессионального обучения [Текст] / С.М. Маркова, В.Г. Горлова // Вестник Мининского университета. - 2014 - №1 - URL: http://www.mininuniver.m/mediafiles/u/fües/Nauch_deyat/Vestnik/2014-
07%201/markova_Gorlova.pdf
8. Маркова, С.М. Технологизация педагогического процесса профессионального образования / С.М. Маркова // В мире научных открытий, Красноярск. - 2014. - № 3 - С. 296302
9. Маркова, С.М. Теория и методика профессионального образования: теоретические основы / С.М. Маркова // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова, Москва. - 2013. - №4 - С. 40 -45
10. Маркова, С.М. Стратегии развития теории педагогического проектирования / С.М. Маркова // Теория и практика общественного развития, Краснодар. - 2013. - №6 - С.77 - 82
11. Никандров, Н.Д. Педагогическое творчество / Н.Д.Никандров, В.А. Кан-Калик- М.: Педагогика, 1990. - 144 с.
12. Петров, Ю.Н. Гуманизация непрерывного многоуровневого профессионального образования / Ю.Н. Петров. - Н. Новгород: Изд-во ВИПИ, 1994. - 142 с.
13. Цыплакова, С.А. Системный подход к проектированию педагогического процесса как социальной системы / С.А. Цыплакова // В мире научных открытий, Проблемы науки и образования. - 2013. - № 3.1. (38). - С.154-165.
14. Цыплакова, С.А. Аксиологические основы педагогического проектирования / С.А. Цыплакова // Казанская наука. - 2013. -№ 4. - С. 221- 225.
15. Цыплакова, С.А. Проектная деятельность педагога профессионального обучения / С.А. Цыплакова // Казанская наука. -2014. - № 5. - С. 167-171.
16. Цыплакова, С.А. Педагогическое проектирование: сущность и особенности [Текст] / С.А. Цыплакова // Вестник Мининского университета. - 2013. - № 4. - URL: http://www.mininuniver.ru/mediafiles/u/files/Nauch_deyat/Vestnik/2013-12%204/Cyplakova.pdf.
17. Цыплакова, С. А. Теоретические основы проектного обучения студентов в вузе [Текст] / С.А. Цыплакова // Вестник Мининского университета. - 2014. - № 1 (5). - URL: http://www.mininuniver.ru/ mediafiles/u/files/Nauch_deyat/Vestnik/201407%201/Cyplakova.pdf.
18. Шубинский, В.С. Педагогика творчества учащихся / В.С. Шубинский. - М.: Знание, 1988. - 80 с.
19. Энциклопедия профессионального образования: В 3 т. / под ред. С.Я. Батышева. -М.:АПО, 1999.
© Маркова С.М., Горлова В.Г., 2014