Научная статья на тему 'Теоретические основы проектирования образовательных систем'

Теоретические основы проектирования образовательных систем Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1404
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / INSTRUCTIONAL DESIGN / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / TRAINING / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / TEACHER TRAINING / ПЕДАГОГ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ / VOCATIONAL AND TEACHER TRAINING / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / EDUCATIONAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цыплакова Светлана Анатольевна, Гришанова Мария Николаевна, Коровина Елена Александровна, Сомова Надежда Михайловна

В данной статье рассматриваются теоретические основы проектирования образовательных систем. Основываясь на идеях, обобщениях и выводах научно-технического, психолого-педагогического, социально-экономического и культурологического развития системы образования, а также теориях профессиональной деятельности, познания, развития личности авторами были выделены идеи концептуальных основ проектирования образовательных систем; определено, что проектирование системы педагогического процесса является сложной интегративной, политеоретической, научно-педагогической, профессионально-технологической системой; выделены закономерности и принципы развития и функционирования системы педагогического проектирования; определены системные характеристики педагогического проектирования (методологические, теоретические, основные компоненты педагогического проектирования; особенности педагогического проектирования). Междисциплинарное взаимодействие целей общенаучного и профессионального образования, синтез научных знаний, интеграция и дифференциация наук, видов деятельности в педагогическом процессе, группировка профессий, позволяют рассматривать педагогическое проектирование как особый социальный и профессионально-педагогический феномен профессиональной педагогики. Авторами определено, что в педагогическом проектировании важная роль отводится педагогам, которые должны овладеть прогностическими и ориентировочными знаниями, умениями, навыками, способные проектировать и осуществлять педагогический процесс на основе концептуальных основ, закономерностей и принципов теории педагогического проектирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Цыплакова Светлана Анатольевна, Гришанова Мария Николаевна, Коровина Елена Александровна, Сомова Надежда Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL BASES OF DESIGNING EDUCATIONAL SYSTEMS

This paper discusses the theoretical bases of designing of educational systems. Based on the ideas, generalizations and conclusions of the scientific and technical, psycho-pedagogical, socio-economic and cultural development of the educational system, as well as the theories of professional activity, cognition, personality development authors have highlighted the idea of ​​the conceptual foundations of the design of educational systems; It determined that the design of the pedagogical process of the system is a complex integrative, politheoretical, scientific, educational, vocational and technological system; isolated patterns and principles for the development and functioning of the pedagogical design of the system; defined system characteristics of pedagogical design (methodological, theoretical, pedagogical design of the main components, especially the pedagogical design). Interdisciplinary cooperation objectives of general scientific and professional education, a synthesis of scientific knowledge, integration and differentiation of the sciences, the activities in the pedagogical process, the grouping of occupations allow us to consider instructional design as a special social and professional pedagogical phenomenon of professional pedagogy. The authors determined that in the pedagogical design play an important role to teachers, who must master the prognostic and approximate knowledge, abilities, skills, the ability to design and implement the pedagogical process based on conceptual frameworks, patterns and principles of teaching design theory.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы проектирования образовательных систем»

педагогические науки

Цыплакова Светлана Анатольевна, Гришанова Мария Николаевна и др. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ...

УДК 378.14

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ

© 2016

Цыплакова Светлана Анатольевна, старший преподаватель, заместитель заведующего кафедрой профессионального образования и управления образовательными системами Гришанова Мария Николаевна, магистрант Коровина Елена Александровна, магистрант Сомова Надежда Михайловна, магистрант Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина,

Н. Новгород (Россия)

Аннотация. В данной статье рассматриваются теоретические основы проектирования образовательных систем. Основываясь на идеях, обобщениях и выводах научно-технического, психолого-педагогического, социально-экономического и культурологического развития системы образования, а также теориях профессиональной деятельности, познания, развития личности авторами были выделены идеи концептуальных основ проектирования образовательных систем; определено, что проектирование системы педагогического процесса является сложной интегративной, политеоретической, научно-педагогической, профессионально-технологической системой; выделены закономерности и принципы развития и функционирования системы педагогического проектирования; определены системные характеристики педагогического проектирования (методологические, теоретические, основные компоненты педагогического проектирования; особенности педагогического проектирования). Междисциплинарное взаимодействие целей общенаучного и профессионального образования, синтез научных знаний, интеграция и дифференциация наук, видов деятельности в педагогическом процессе, группировка профессий, позволяют рассматривать педагогическое проектирование как особый социальный и профессионально-педагогический феномен профессиональной педагогики. Авторами определено, что в педагогическом проектировании важная роль отводится педагогам, которые должны овладеть прогностическими и ориентировочными знаниями, умениями, навыками, способные проектировать и осуществлять педагогический процесс на основе концептуальных основ, закономерностей и принципов теории педагогического проектирования.

Ключевые слова: педагогическое проектирование, профессиональное обучение, профессионально-педагогическое образование, педагог профессионального обучения, образовательная система.

THEORETICAL BASES OF DESIGNING EDUCATIONAL SYSTEMS

© 2016

Tsyplakova Svetlana Anotolyevna, assistant professor of chair of professional education

and management of educational systems Grishanova Maria Nikolaevna, undergraduate Korovina Elena Alexandrovna, undergraduate Somova Nadezhda Mikhailovna, undergraduate Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod (Russia)

Abstract. This paper discusses the theoretical bases of designing of educational systems. Based on the ideas, generalizations and conclusions of the scientific and technical, psycho-pedagogical, socio-economic and cultural development of the educational system, as well as the theories of professional activity, cognition, personality development authors have highlighted the idea of the conceptual foundations of the design of educational systems; It determined that the design of the pedagogical process of the system is a complex integrative, politheoretical, scientific, educational, vocational and technological system; isolated patterns and principles for the development and functioning of the pedagogical design of the system; defined system characteristics of pedagogical design (methodological, theoretical, pedagogical design of the main components, especially the pedagogical design). Interdisciplinary cooperation objectives of general scientific and professional education, a synthesis of scientific knowledge, integration and differentiation of the sciences, the activities in the pedagogical process, the grouping of occupations allow us to consider instructional design as a special social and professional pedagogical phenomenon of professional pedagogy. The authors determined that in the pedagogical design play an important role to teachers, who must master the prognostic and approximate knowledge, abilities, skills, the ability to design and implement the pedagogical process based on conceptual frameworks, patterns and principles of teaching design theory.

Keywords: instructional design, training, vocational and teacher training, teacher training, educational system.

Наряду с определение новой педагогической системы проектирования, а также принципов и закономерностей ее функционирования, определением методологических основ данной системы, одним из направлений развития теории педагогического проектирования будет являться прогнозирование развития системы профессионально-педагогического образования. В процессе исследования были изучены основные тенденции развития образования (интеграция, интенсификация, демократизация, технологизация и др.), перспективные тенденции развития науки и техники, экономики и производства, изучены концептуальные основы развития современной системы образования, определены социально-экономические, психолого-педагогические, профессионально-технические факторы подготовки будущих рабочих и специалистов [1].

Основываясь на идеях, обобщений и выводов научно-технического, психолого-педагогического, социально-экономического и культурологического развития системы образования, а также теориях профессиональ-

АНИ: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 1(14)

ной деятельности, познания, развития личности были выделены идеи концептуальных основ проектирования образовательных систем:

- взаимосвязь прогнозирования и проектирования в любых образовательных системах;

- интеграция социальных и экономических, технологических и профессионально-педагогических, физиологических и психолого-педагогических норм, ценностей и знаний, которые составляют основу педагогического проектирования;

- обоснованная прогностичность, которая обеспечивает взаимосвязь стратегий развития науки и образования, техники и производства с процедурами профессиональной подготовки высококвалифицированных рабочих и специалистов;

- целостность исследуемого объекта;

- технологичность, как основа для создания методического инструментария педагогического проектирования;

- обоснование педагогического проектирования как

Г3Т

Цыплакова Светлана Анатольевна, Гришанова Мария Николаевна и др. педагогические

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ... науки

одной из основных категорий профессионально-педагогического образования;

- интеграция науки и образования, техники и производства, как основа влияния на развитие профессионального образования;

- интеграция и дифференциация подсистем педагогического проектирования на основе изучения прогностических и педагогических закономерностей;

- выделение в качестве самостоятельных объектов подсистем теоретического и производственного обучения с возможностями обеспечения непрерывного продвижения учащихся в овладении общими, политехническими и профессиональными знаниями, умениями, навыками, нормами и ценностями [1, 2].

Проектирование системы педагогического процесса является сложной интегративной, политеоретической, научно-педагогической, профессионально-технологической системой с признаками развития, вариантности, прогностичности, адаптивности, универсальности, выражающиеся в возможности ее использования в различных системах и уровнях профессионального образования; идея научно-обоснованного прогнозирования педагогических систем как существенного элемента профессионально-педагогического образования, обеспечивающего возможность моделирования будущих профессий, научно-обоснованного содержания образования, процессуальных сторон профессиональной подготовки будущих рабочих, а также способствующего овладению будущими педагогами научными основами проектной деятельности, ее задачами в непрерывной структуре образовательной деятельности [3].

Междисциплинарное взаимодействие целей общенаучного и профессионального образования, синтез научных знаний, интеграция и дифференциация наук, видов деятельности в педагогическом процессе, группировка профессий, позволяют рассматривать педагогическое проектирование как особый социальный и профессионально-педагогический феномен профессиональной педагогики [4].

Развитие и функционирование системы педагогического проектирования строится на закономерностях и принципах педагогической прогностики, и предполагает взаимосвязь всех ее компонентов и изменение ее функций при совершенствовании профессионального образования [6].

Технология проектирования системы педагогического процесса может быть представлена вариативно, что связано с различными стратегиями, уровнями реализации, а также способностью педагогов профессионального обучения к проектной деятельности, уровнем подготовленности студентов к самостоятельной научной, учебно-профессиональной и проектной деятельности

[7].

В педагогическом проектировании важная роль отводится педагогам, которые должны овладеть прогностическими и ориентировочными знаниями, умениями, навыками, способные проектировать и осуществлять педагогический процесс на основе концептуальных основ, закономерностей и принципов теории педагогического проектирования [8].

Закономерности педагогического проектирования выделяются из закономерностей развития прогнозирования, осмысления научных основ прошлого и обобщения современной практики, из закономерностей профессиональной педагогики [9, 10].

В качестве ведущих закономерностей педагогического проектирования на основе проведенного исследования можно выделить следующие [10, 11]:

- взаимосвязь социального, научного-технического, экономического, культурологического развития общества с развитием системы образования;

- взаимообусловленность философии и социологии, техники и экономики, педагогики и психологии при проектировании педагогического процесса;

- междисциплинарная направленность педагогического проектирования в профессиональном образовании [12];

- взаимосвязь целевых, содержательных, процессуальных, организационно-структурных, оценочно-результативных компонентов профессиональной подготовки будущих педагогов профессионального обучения как объектов педагогического проектирования [13];

- интеграция научных знаний при прогнозирования и проектирования педагогического процесса;

- влияние внешних и внутренних факторов развития профессионального образования на проектную деятельность.

- взаимосвязь образовательно-проектировочной, научно-исследовательской, учебно-профессиональной и организационно-технологической деятельности педагогов профессионального обучения [14];

- целостность поисковой и нормативной направленности педагогического проектирования.

Принципы педагогического проектирования представляют собой действенное выражение теории прогнозирования и проектирования, определяющие методы, содержание и организацию деятельности по проектированию образовательных систем. В качестве основных принципов педагогического проектирования можно выделить: принцип вариативности, универсальности, технологичности, системности, прогностичности, иерархичности, социальной детерминации [15, 16].

Исходя из методологических основ педагогического проектирования можно выделить его следующие системные характеристики:

- на методологическом уровне: проектирование осуществляется на основе прогностических тенденции, определяющих характеристики данного процесса, а также методологических подходах к построению структуры и содержания процесса профессионального обучения, воспитания и развития личности;

- теоретической основой педагогического проектирования выступают: ведущие идеи, принципы и закономерности, требования к педагогическому проектированию с учетом научно-технических, социально-педагогических, технико-технологических, культурологических факторов;

- основными компонентами педагогического проектирования являются: непрерывное многоуровневое профессиональное образование, целостный педагогический процесс, научно-методологические основы проектной деятельности, ее оценивание и результат;

- характерными особенностями педагогического проектирования являются: системная, и комплексная направленность, интегративность и иерархичность построения образовательных систем;

- системообразующим фактором педагогического проектирования как феномена является стратегия развития объекта, сущностные характеристики инноваций, интенсивные педагогические системы, результат образованности, воспитанности, культуры выпускников.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Маркова С.М. Проектирование образовательных систем: теоретический аспект // В мире научных открытий. 2012. № 9.2 (33). С. 402-412.

2. Маркова С.М., Цыплакова С.А. Проектирование педагогических систем в профессиональном образовании: учебно-методическое пособие / Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина. Нижний Новгород, 2015.

3. Беляева А.П. Методология и теория профессиональной педагогики. Институт профтехобразования РАО. СПб. 1999. 480 с.

4. Маркова С.М., Седых Е.П. Теоретические основы проектного управления образовательными системами // Наука и школа. 2011. № 3. С. 8-10.

5. Гершунский Б.С. Философия образования XXI АНИ: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 1(14)

педагогические науки

Цыплакова Светлана Анатольевна, Гришанова Мария Николаевна и др. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ...

века. М.: Из-во «Совершенство», 1998. 60 с.

6. Цыплакова С.А. Аксиологические основы педагогического проектирования // Казанская наука. 2013. № 4. С. 221-224.

7. Цыплакова С.А. Педагогическое проектирование как компонент педагогической деятельности // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. 2012. № 1. С. 195-197.

8. Markova S.M., Sedhyh E.P., Tsyplakova S.A. Upcoming tonds of educational systems development in present-day conditions // Life Science Journal. 2014. Т. 11. № 11s. С. 489-493.

9. Маркова С.М. Стратегии развития теории педагогического проектирования // Теория и практика общественного развития. 2013. № 6. С. 75-77.

10. Маркова С.М. Педагогическое проектирование в условиях непрерывного многоуровневого профессионального образования: монография / Под научной редакцией Ю.Н. Петрова. Нижний Новгород, 1999.

11. Маркова С.М., Горлова В.Г. Проектировочная деятельность педагога как творческий процесс // Вестник Мининского университета. 2014. № 3 (7). С. 19.

12. Ваганова О.И. Профессионально-педагогическое образование: сущность и структура: монография / Нижний Новгород, 2011.

13. Маркова С.М. Профессиональные ценности в условиях непрерывного многоуровневого образования // Вестник Мининского университета. 2013. № 3 (3). С. 10.

14. Ваганова О.И. Специальные методы анализа и проектирования содержания обучения // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2011. № 9-2 (97). С. 125-129.

15. Булаева М.Н., Лапшова А.В., Петров Ю.Н. Проектное обучение в профессиональных образовательных организациях при управлении корпоративным образованием взрослых // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2015. № 10 (54). С. 220-231

16. Колдина М.И. Особенности проектирования и реализации индивидуального образовательного маршрута студентов педагогического вуза // Вестник СевероКавказского гуманитарного института. 2013. № 1 (5). С. 256-260.

АНИ: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 1(14)

133

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.