Научная статья на тему 'Педагогическое проектирование информационной образовательной среды'

Педагогическое проектирование информационной образовательной среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
427
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / VOCATIONAL TRAINING / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / PEDAGOGICAL DESIGN / ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / INFORMATION EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Царапкина Юлия Михайловна, Цыплакова Светлана Анатольевна, Быстрова Наталья Васильевна

В процессе исследования авторами рассмотрен процесс педагогического проектирования информационной образовательной среды. Выявлено, что моделирование, проектирование и использование информационной образовательной среды, является сложной методико-технологической задачей, тем не менее информатизация образовательного процесса активно внедряется в практику деятельности образовательных учреждений через разработку электронных учебно-методических комплексов, электронных учебных пособий, электронных фондов оценочных средств и т.д. В процессе исследования выделены особенности проектирования и этапы создания информационной образовательной среды, определены методологические подходы, определены этапы проектирования. В процессе исследования определено, что при использования информационной образовательной среды, происходит как репродуктивная деятельность обучающихся, так и абстрактно-логическая, что позволяет более детально изучить полученную информацию, осознать и усвоить учебный материал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Царапкина Юлия Михайловна, Цыплакова Светлана Анатольевна, Быстрова Наталья Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL DESIGN OF INFORMATION EDUCATIONAL ENVIRONMENT

In the process of research, the authors consider the process of pedagogical design of the information educational environment. It is revealed that the modeling, design and use of the information educational environment is a complex methodological and technological task, nevertheless, the informatization of the educational process is actively introduced into the practice of the activity of educational institutions through the development of electronic educational and methodical complexes, electronic teaching aids, electronic funds of evaluation tools and. In the process of research, the design features and stages of creating an information educational environment are highlighted, methodological approaches are defined, and the design stages are determined. In the process of research it is determined that when using the information educational environment, both the reproductive activity of the students and the abstract-logical occur, which allows more detailed study of the information received, to understand and assimilate the learning material.

Текст научной работы на тему «Педагогическое проектирование информационной образовательной среды»

Данное мероприятие имело не только образовательный, воспитательный но и познавательный характер. Студенты получили дополнительную возможность не только в пополнении новыми знаниями, но и обрели заслуженную награду в виде грамот в номинациях «Экономическая грамотность» - команде, заработавшей наибольшее количество очков (денег) и «Экономический триумф» - участнику, который дал наибольшее количество верных ответов. Все грамоты студенты добавили в свое электронное портфолио, что послужило пополнению их заслуг.

По окончании опытно-экспериментального исследования было проведено повторное анкетирование на выявление уровня самооценки и мотивации к учебной и социальной деятельности. По всем показателям как социальной так и познавательной мотивации уровень повысился. Шкала по выявлению самооценки, соответственно, увеличилась, что свидетельствует о положительном влиянии электронного портфолио на саморазвитие личности студента в инновационном проявлении.

Выводы. Таким образом, можно сделать следующие выводы: инновационные технологии электронного портфолио оказали положительное влияние на желание студентов быть активными участниками учебного процесса, способствуют повышению социальной и познавательной мотивации; росту самооценки; желанию применить свои знания на практике.

Электронное порфолио, дополненное в процессе опытно-экспериментального исследования, студенты могут использовать для дальнейшего трудоустройства или для поступления в вуз, что дает им дополнительные баллы для участия на конкурсной основе.

Литература:

1. Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Учебник - шаг на пути к системе обучения "Информатизации образования" // М.: ИСМО РАО, 2015. - 225 с.

2. Григорьев С.Г., Колошеин А.П. Методы организации учебной деятельности на основе использования информационных ресурсов портала вуза // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2012. №3. С. 5-14.

3. Гриншкун В.В. Григорьев С.Г. Образовательные электронные издания и ресурсы // Курск: КГУ, Москва: МГПУ, 2013. - 222 с.

4. Домбровкая И. С. Мотивация учебной деятельности: уровни и типы. [Электронный ресурс] URL: http://testoteka.narod.ru/ms/1/21.htmI Дата обращения 28.09.2017

5. Карелин А.А. Большая энциклопедия психологических тестов. — М.: Эксмо, 2007. — 416 с.

6. Реморенко И.М., Григорьев С.Г., Гришкун В.В. Подходы к интеграции средств информатизации образования: "Умная аудитория" / И.М. Реморенко, С.Г. Григорьев, В.В. Гришкун // Вестник Казахского национального педагогического университета им. Абая. - 2013, №4 (44), С. 59-68.

7. Сухотина М.К., Арушанова К.Н. Особенности формирования электронного портфолио студентов в вузах // Современные проблемы подготовки специалистов для предприятий атомной отрасли. 2016. С. 106-109

8. Царапкина Ю.М. Информационная среда подготовки вожатых к работе в системе отдыха и оздоровления детей — М.: Образование и Информатика, 2018. — 202 с.

9. Царапкина Ю.М. Электронное портфолио как основа саморазвития студентов // Вестник московского городского педагогического университета. серия: информатика и информатизация образования // Изд.: Московский городской педагогический университет. 2017. № 3 (41). С. 82-87

10. Царапкина Ю.М., Сорокина В.С. Использование технологии портфолио в учебном процессе как возможность самоопределения студентов // Европейский журнал социальных наук. 2015. № 12. С. 399-402.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Царапкина Юлия Михайловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Российский государственный аграрный университет — МСХА имени К. А. Тимирязева» (г. Москва);

кандидат педагогических наук, доцент Цыплакова Светлана Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Нижегородский государственный педагогический

университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород);

кандидат педагогических наук, доцент Быстрова Наталья Васильевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Нижегородский государственный педагогический

университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Аннотация. В процессе исследования авторами рассмотрен процесс педагогического проектирования информационной образовательной среды. Выявлено, что моделирование, проектирование и использование информационной образовательной среды, является сложной методико-технологической задачей, тем не менее информатизация образовательного процесса активно внедряется в практику деятельности образовательных учреждений через разработку электронных учебно-методических комплексов, электронных учебных пособий, электронных фондов оценочных средств и т.д. В процессе исследования выделены особенности проектирования и этапы создания информационной образовательной среды, определены методологические подходы, определены этапы проектирования. В процессе исследования определено, что при использования информационной образовательной среды, происходит как репродуктивная деятельность обучающихся, так и абстрактно-логическая, что позволяет более детально изучить полученную информацию, осознать и усвоить учебный материал.

Ключевые слова: профессиональное обучение, педагогическое проектирование, информационная образовательная среда.

Annotation. In the process of research, the authors consider the process of pedagogical design of the information educational environment. It is revealed that the modeling, design and use of the information educational environment

is a complex methodological and technological task, nevertheless, the informatization of the educational process is actively introduced into the practice of the activity of educational institutions through the development of electronic educational and methodical complexes, electronic teaching aids, electronic funds of evaluation tools and . In the process of research, the design features and stages of creating an information educational environment are highlighted, methodological approaches are defined, and the design stages are determined. In the process of research it is determined that when using the information educational environment, both the reproductive activity of the students and the abstract-logical occur, which allows more detailed study of the information received, to understand and assimilate the learning material.

Keywords: vocational training, pedagogical design, information educational environment.

Введение. Современное общество, а также его члены, не зависимо от пола, возраста, общественного положения, используют информацию и знания полученные в ходе ее анализа для решения непрерывно возникающих бытовых, социальных и профессиональных задач. Ежедневно увеличиваются запасы знаний, опыт и интеллектуальный потенциал общественного развития, который сосредоточен не только в печатной продукции (книги, журналы, отчеты), но и в информационной среде, что повысило ценность такого вида информации, и вследствие чего вырос удельный вес использования информационных услуг. Это дает возможность говорить о том, что в процессе информатизации всех видов деятельности (научной, производственной, образовательной и др.) информация играет главную роль, хоть и не производит никаких материальных ценностей.

Формулировка цели статьи. В связи с этим целью статьи является рассмотрение процесса проектирования информационной образовательной среды в системе профессионального образования.

Изложение основного материала статьи. На современном этапе развития информатизации общества, а также активного использования информации как общественного продукта, происходит формирование не только высокоорганизованной, но и качественной информационно среды, которая бы оказывала влияние на развитие общества.

Информационная среда - это взаимосвязь разносторонних информационных объектов, средств и технологий сбора, обработки, передачи, накопления и распространения информации, а так же организационные системы, поддерживающие процессы информационного развития. Общество, как создатель информационной среды, совершенствует ее, изменяет ее и функционирует в ней.

Научные исследования информационной среды говорят о том, что ее совершенствование происходит на основе прогрессивных тенденций развития производственных процессов, процессов интеллектуализации членов общества, и изменений происходящих во всех сферах жизни, включая и сферу образования.

Рассматривая информационную образовательную среду высшего учебного заведения, мы можем говорить о том, что это совокупность информационных средств обучения, способов их проектирования и функционирования, которые используются в педагогическом процессе для достижения целей образования.

Информационная образовательная среда, как понятие, требует уточнения и дополнения, однако рядом ученых, таких как Г.В. Абрамяна, А.Г. Абросимова, С.Г. Григорьева, В.П. Демкина, И.Г. Захаровой, Ю.И. Капустина, В.В. Королевой, А.С. Курылева, В.Н. Лаврентьева, Е.В. Лобановой, М.Б. Львовского, Н.Г. Мосягиной, И.И. Палашевой, Г.П. Путилова и других рассматривались вопросы моделирования, проектирования и использования данных сред.

Моделирование, проектирование и организация использования информационных образовательных сред, является сложной методико-технологической задачей, тем не менее информатизация образовательного процесса активно внедряется в практику деятельности образовательных учреждений через разработку электронных учебно-методических комплексов, электронных учебных пособий, электронных фондов оценочных средств и т.д.

В связи с этим, актуальным становится проектирование и создание информационной образовательной среды, которая будет являться адекватной современным тенденция развития образования.

Основной целью развития профессионально-образовательного процесса в высшем учебным заведении является непрерывное профессиональное развитие будущих педагогов профессионального обучения.

Для реализации данной цели педагогическим коллективом должны быть решены следующие задачи:

- обеспечение единства образовательной, научной, социально-воспитательной и профессиональной деятельности;

- осуществление и реализация программ среднего и высшего профессионального образования, дополнительного образования в области педагогической подготовки с учетом информатизации общества;

- обеспечение эффективной деятельности по формированию информационных проектов;

- создание условий для самостоятельной проектной деятельности студентов в информационной образовательной среде;

- вовлечение студентов в научно-исследовательскую деятельность;

- развитие способностей к исследованию и моделированию педагогического процесса;

- разработка информационно образовательной среды высшего учебного заведения.

В процессе исследования можно выделить особенности проектирования и создания информационной образовательной среды, которая выгодно дополняет традиционные формы обучения. К данным особенностям в первую очередь будут относиться следующие элементы:

- интерактивное взаимодействие субъектов образовательного процесса;

- использование внешних и внутренних образовательных ресурсов;

- возможность использования цифрового, который позволяет не только накапливать информацию, но и систематизировать ее для дальнейшего использования при изучении различных дисциплин;

- проектирование педагогического процесса с учетом требований ФГОС;

- разнообразие уникальных заданий размещенных в информационной образовательной среде.

Развитие информационной образовательной среды образовательного учреждения должно строиться на

использовании следующих методологических подходов: системный, компетентностный, проектный, прогностический. Так как использование информационной образовательной среды для педагогов профессионального обучения может выполнять роль образца, в осуществлении их последующей профессиональной деятельности.

Проектирование информационной образовательной среды должно строиться на основе включения в нее качественных и достоверных информационных ресурсов, которые отвечают не только требованиям пользователей, но и требованиям образовательных стандартов. Для этого необходимо выявить комплекс технологических, педагогических и экономических требований, которые предъявляется к информационным ресурсам, выявить технологию проектирования и создания электронного ресурса и определить состав электронной среды.

Проектная деятельность в информационной среде включает цели, содержание, методы, средства, результат педагогического процесса. Таким образом, процедура проектирования информационных ресурсов может быть описана следующими этапами, которые соответствуют компонентам деятельности:

- определяется элемент педагогического процесса, который будет размещен на электронном ресурсе;

- проектируется целевой компонент электронного ресурса;

- структурируется содержание электронного ресурса;

- разрабатывается программа действий преподавателя по управлению и регуляции электронным ресурсом.

При проектировании информационной образовательной среды высшего учебного заведения можно выделить следующие этапы разработки электронного курса:

1 .Подготовительный

2.Разработка проекта

3.Производство курса

4.Апробация курса (тестирование и пробное проведение курса)

5.Усовершенствование и тиражирование курса

На подготовительном этапе происходит выбор курса, определяются его цель и задачи, а так же целевая аудитория, отбирается содержание контента.

На этапе разработки курса, целиком посвящен компоновке контента электронного курса, детальному проектированию курса, определению ролей участников процесса обучения.

Производственный этап наиболее ресурсоемкий и продолжительный по времени: разрабатываются и размещаются отобранные материалы; происходит перевод материалов в электронный формат; создаются мультимедиа материалы (примеры, тесты и др.); происходить запись аудио и видео контента и т.д.

Апробация курса - комплексное тестирование курса, на данном этапе происходит выявление ошибок в содержании и технологии реализации курса, анализ его педагогической и технологической эффективности.

Усовершенствование и тиражирование курса, проводится всесторонний анализ результатов апробации курса, отладка и исправление выявленных ошибок.

Под социальным обеспечением проекта понимается возможность преобразовывать социальные проекты, явления, условия с помощью информационных технологий.

Проектирование информационной среды направлено, прежде всего на информатизацию его участников, на формирование умения продуктивно взаимодействовать с окружающим социальным и информационным пространством.

По мере развития информационных технологий в социальной среде, часто рождаются новые инновационные формы информационной активности.

Информационные проекты в рамках образовательной деятельности способны оказывать на социальную сферу определенное позитивное влияние. Социальная значимость любого проекта с одной стороны рассчитана на общественный резонанс, с другой - многим людям дает импульс к освоению новых видов информационной активности.

В процессе исследования определено, что при использования информационной образовательной среды, происходит как репродуктивная деятельность обучающихся, так и абстрактно-логическая, что позволяет более детально изучить полученную информацию, осознать и усвоить учебный материал.

В результате соединения информационных и коммуникационных технологий создается новая среда знаний. Приходит время, когда важным фактором становится владение техникой интеллектуальной работы, порождающей творчество.

Значение современных информационных и мультимедийных технологий в их универсальности и многофункциональности. Но при всех своих больших возможностях эти технологии предоставляют собой только средства, потенциально позволяющие сделать более эффективной деятельность обучающего. В том, как раскрыть этот потенциал для образовательного процесса, и состоит главная многоплановая проблема совершенствования образования на базе информационных технологий.

Выводы. Таким образом, мы можем говорить о том, что проектирование информационной образовательной среды и применение электронных ресурсов в высшем учебном заведении должны осуществляться исходя из потребностей обеспечения образовательного процесса необходимым контентом, с применением разнообразных технологий (мультимедиа, телекоммуникационных и т.д.), с целью обеспечения максимальной визуализации учебного материала, предоставления педагогам и студентам средств интерактивного взаимодействия, возможности доступа к информационным ресурсам большого числа преподавателей и сотрудников вуза.

Литература:

1. Борисенко С.А., Миронов А. Г. Применение педагогических технологий в преподавании экономических дисциплин в профессиональных образовательных учреждениях города Красноярска // В сборнике: Инновационные тенденции развития российской науки материалы X Международной научно-практической конференция молодых ученых, посвященной Году экологии и 65-летию Красноярского ГАУ. 2017. С. 130-131.

2. Ваганова О.И., Гладкова М.Н., Трутанова А.В. Электронное обучение как средство организации самостоятельной работы студентов // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 100-102.

3. Колдина М.И. Особенности проектирования и реализации индивидуального образовательного маршрута студентов педагогического вуза // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. 2013. № 1 (5). С. 256-260.

4. Коняева Е.А. Использование модульных технологий обучения в практике работы ресурсного центра // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2005. № 14. С. 39-46.

5. Маркова С.М. Проектирование образовательных систем: теоретический аспект // В мире научных открытий. 2012. № 9.2 (33). С. 402-412.

6. Маркова С.М., Наркозиев А.К. Политеоретические основы профессионально-педагогического образования // Вестник Мининского университета. 2016. № 3 (16). С. 2.

7. Медведева Т.Ю., Кривоногова А.С. Требования к оцениванию результатов подготовки обучающихся вуза в условиях компетентностного подхода в практико-ориентированной реализации образовательных программ // Вестник Мининского университета. 2016. № 4 (17). С. 4.

8. Мирзоева М.М. Сущность проектной деятельности педагога профессионального обучения // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2015. № 3. С. 173-180.

9. Смирнова Ж.В., Ваганова О.И., Трутанова А.В. Перспективы использования облачных технологий в образовательном процессе вуза // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 284-286.

10. Царапкина Ю.М. Электронное портфолио как основа саморазвития студентов // Вестник Московского городского педагогического университета. серия: Информатика и информатизация образования. 2017. № 3 (41). С. 82-87

11. Царапкина Ю.М., Петрова М.М. Рефлексивные технологии в информационно-коммуникативной среде как фактор саморазвития // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.2018. №1. С. 72-75.

12. Цыплакова С.А. Моделирование проектной деятельности педагога профессионального обучения: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Цыплакова Светлана Анатольевна. - СПб., 2015. - 181 с.

13. Markova, S. and Depsames, L. and Burova, I. and Tsyplakova, S. and Chigarov, E. Role of education in development of professional values of specialists // Journal of Entrepreneurship Education, 2017. Vol. 20, № 3

Педагогика

УДК 372.8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

кандидат педагогических наук, доцент Чайковская Елена Николаевна

Новокузнецкий институт-филиал Кемеровского Государственного университета (г. Новокузнецк)

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПОВЕСТИ С. ТОТЫША

«СЫН ТАЙГИ»

Аннотация. В статье рассмотрено содержание повести шорского писателя С. Тотыша «Сын тайги» с точки зрения значимости этого текста в процессе воспитания у школьников бережного отношения к природе. Приведены цитаты из книги, раскрывающие особенности поведения охотника в тайге, морально-этнический кодекс и законы, по которым живет шорский охотник; приводится фрагмент урока по организации экологического воспитания на уроке изучения одного из рассказов повести.

Ключевые слова: экологическое мировоззрение, экологическое воспитание, шорская литература, моральный кодекс охотника, методика родной литературы.

Annotation. The article describes the contents of the Shor story writer S. Totysha "the Son of the taiga" from the point of view of the importance of this text in the process of education of pupils a caring attitude to nature. The above quotation from the book, revealing the peculiarities of behavior of hunters in the forest, moral and ethnic code, and laws, on which Shor hunter, a fragment of the lesson on the organization of ecological education in the lesson study of one of the stories of the story.

Keywords: ecological о^^к, ecological education, shor literature, moral code of the hunter, methods of native literature.

Введение. Экологическое воспитание - это сравнительно новое направление педагогики, которое является частью большой работы по ознакомлению детей с природой. Это ознакомление касается не только воспитания бережного и вдумчивого отношения к окружающему миру, о чем пишется в многочисленных методических рекомендациях для учителей, но и формированию новых (особенно городских детей) знаний по природному многообразию, о повадках животных, природных примет и т.д. Одним из источников такого воспитания, помимо непосредственного наблюдения за явлениями природы во время экскурсий, походов, конечно же, может стать литературное произведение.

В русской литературе для детей немало примеров осмысления единства человека и природы: это рассказы и повести М.М. Пришвина, К.Д. Ушинского, В.Л. Бианки, Г.А. Скребицкого. За удивительно тонкое и в тоже время восторженное отношение к природе средней полосы России, оставленное в их текстах, они вошли в историю отечественной литературы как «певцы родной природы», «мастера-натуралисты».

Не меньшей художественной значимостью обладают и тексты писателей из числа коренных народов Сибири - шорцев, многие из которых сами были охотниками, а их произведения стали пропагандой шорских культурных ценностей средствами художественного слова. Один из таких мастеров - Софрон Тотыш -писатель ХХ века, оставивший нам литературное наследие на русском языке, но мысль, заключенная в его произведениях, - оформлена сугубо в традициях мировоззрения своего родного шорского народа.

Цель статьи - на примере фрагмента урока родной литературы показать возможности текста повести шорского писателя С. Тотыша в процессе экологического воспитания школьников в среднем звене.

Изложение основного материала статьи. Вышедшую в свет в 1980 году книгу Софрона Тотыша «Сын тайги» по праву называют самым лучшим сборником писателя, именно этот сборник способен в полной мере «погрузить» читателя в мир сибирской тайги и его обитателей, рассказать об особенностях быта шорского охотника, моральном кодексе человека, живущего по законам природы, о «сердце охотника» и «таежных экзаменах», которые приходится сдавать подрастающему охотнику-подростку Анчолу своему деду и всей Тайге.

Постижение правил поведения в тайге и взаимоотношений с природой С. Тотыш называет «лесной наукой», «таежной грамотой» (рассказ «Зимой за орехами») [3]. Эта наука многогранна и содержит не только целый комплекс знаний: природных примет, поведения птиц и животных, но и специальных умений, необходимых охотнику, личностных качеств, многовековой мудрости, сокрытой в незатейливых поговорках и пословицах главного героя книги - охотника Постана. Так, для лучшей охоты Постан натирает капкан

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.