Научная статья на тему 'Анализ учебной деятельности в электронном портфолио'

Анализ учебной деятельности в электронном портфолио Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
211
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТИПЕНДИЯ / ПОРТФОЛИО / ЭЛЕКТРОННОЕ ПОРТФОЛИО / ДОКУМЕНТЫ / АВТОМАТИЗАЦИЯ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДИСЦИПЛИНЫ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ / СТУДЕНТ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / РЕЙТИНГ / РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА / ГРАФИК ОБУЧЕНИЯ / УЧЕБНАЯ ЗАДАЧА / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / SCHOLARSHIP / PORTFOLIO / E-PORTFOLIO / DOCUMENTS / AUTOMATION / LEARNING ACTIVITIES / DISCIPLINES / INDIVIDUAL ACHIEVEMENTS / STUDENT / TEACHER / RATING / RATING SYSTEM / TRAINING SCHEDULE / LEARNING TASK / STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильина Елена Александровна, Гладышева Мария Михайловна, Дьяконов Никита Александрович, Арефьева Дарья Яковлевна, Кольба Юрий Юрьевич

Актуальность данного исследования связана с широким распространением информации и развитием информационных технологий в сфере образования. В связи с большим объемом информации, полученном при работе с индивидуальными достижениями обучающихся, возникает необходимость в использовании систем электронного портфолио, которое упростит сбор, систематизацию, накопление, обработку и анализ результатов реальных изменений и индивидуальных достижений в процессе. В данной статье описаны свойства электронного портфолио, рейтинговая система, используемая в образовательной деятельности. На основании результатов и достижений в процессе образования, студенты назначаются на повышенную академическую стипендию, в том числе и по учебной деятельности. Учебная деятельность является основной в процессе образования и осуществляется во взаимодействии студента и преподавателя. Обучение происходит согласно учебному плану, включающему в себя график обучения, список дисциплин и количество часов. По каждой дисциплине перед обучающимся ставится конкретная учебная задача, а также ведется строгий контроль и оценки со стороны преподавателя. Для анализа эффективности работы студентов в учебной деятельности определены 14 видов отчетностей, что повышает эффективность работы конкурсной комиссии, сокращает времяи трудозатраты, необходимые для формирования итоговых документов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ильина Елена Александровна, Гладышева Мария Михайловна, Дьяконов Никита Александрович, Арефьева Дарья Яковлевна, Кольба Юрий Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF EDUCATIONAL ACTIVITY IN ELECTRONIC PORTFOLIO

The relevance of this study is related to the wide dissemination of information and the development of information technologies in the field of education. Due to the large amount of information obtained when working with individual achievements of students, there is a need to use e-portfolio systems, which will simplify the collection, systematization, accumulation, processing and analysis of the results of real changes and individual achievements in the process. This article describes the properties of the electronic portfolio, the rating system used in educational activities. Based on the results and achievements in the educational process, students are assigned to an increased academic scholarship, including for educational activities. Educational activities are fundamental in the educational process and are carried out in cooperation between the student and the teacher. Training takes place according to the curriculum, which includes a training schedule, a list of disciplines and the number of hours. For each discipline, students are assigned a specific learning task, as well as strict monitoring and evaluation by the teacher. To analyze the performance of students in educational activities, 14 types of reporting have been identified, which increases the efficiency of the work of the competition commission, reduces the time and labor required for the formation of final documents.

Текст научной работы на тему «Анализ учебной деятельности в электронном портфолио»

педагогические науки

Ильина Елена Александровна, Гладышева Мария Михайловна, Дьяконов Никита Александрович и другие

АНАЛИЗ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭЛЕКТРОННОМ ...

УДК 371.261

DOI: 10.26140/anip-2019-0801-0033

АНАЛИЗ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭЛЕКТРОННОМ ПОРТФОЛИО

© 2019

Ильина Елена Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры

«Вычислительная техника и программирование» Гладышева Мария Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Вычислительная техника и программирование» Дьяконов Никита Александрович, магистр Арефьева Дарья Яковлевна, магистр Кольба Юрий Юрьевич, студент Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова (455000, Россия, Магнитогорск, пр. Ленина, 38, e-mail: yukolba817@gmail.com)

Аннотация. Актуальность данного исследования связана с широким распространением информации и развитием информационных технологий в сфере образования. В связи с большим объемом информации, полученном при работе с индивидуальными достижениями обучающихся, возникает необходимость в использовании систем электронного портфолио, которое упростит сбор, систематизацию, накопление, обработку и анализ результатов реальных изменений и индивидуальных достижений в процессе. В данной статье описаны свойства электронного портфолио, рейтинговая система, используемая в образовательной деятельности. На основании результатов и достижений в процессе образования, студенты назначаются на повышенную академическую стипендию, в том числе и по учебной деятельности. Учебная деятельность является основной в процессе образования и осуществляется во взаимодействии студента и преподавателя. Обучение происходит согласно учебному плану, включающему в себя график обучения, список дисциплин и количество часов. По каждой дисциплине перед обучающимся ставится конкретная учебная задача, а также ведется строгий контроль и оценки со стороны преподавателя. Для анализа эффективности работы студентов в учебной деятельности определены 14 видов отчетностей, что повышает эффективность работы конкурсной комиссии, сокращает время- и трудозатраты, необходимые для формирования итоговых документов.

Ключевые слова: стипендия, портфолио, электронное портфолио, документы, автоматизация, учебная деятельность, дисциплины, индивидуальные достижения, студент, преподаватель, рейтинг, рейтинговая система, график обучения, учебная задача, обучающиеся.

ANALYSIS OF EDUCATIONAL ACTIVITY IN ELECTRONIC PORTFOLIO

© 2019

Ilina Elena Alexandrovna, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of computer engineering and programming Department Gladysheva Maria Mikhailovna, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of computer engineering and programming Department Dyakonov Nikita Alexandrovich, master of computer engineering and programming Department Arefieva Darya Yakovlevna, master of computer engineering and programming Department Kolba Yury Yurievich, student of computer engineering and programming Department Magnitogorsk State Technical University (455000, Russia, Magnitogorsk, Lenin Ave., 38, e-mail: yukolba817@gmail.com)

Abstract. The relevance of this study is related to the wide dissemination of information and the development of information technologies in the field of education. Due to the large amount of information obtained when working with individual achievements of students, there is a need to use e-portfolio systems, which will simplify the collection, systematization, accumulation, processing and analysis of the results of real changes and individual achievements in the process. This article describes the properties of the electronic portfolio, the rating system used in educational activities. Based on the results and achievements in the educational process, students are assigned to an increased academic scholarship, including for educational activities. Educational activities are fundamental in the educational process and are carried out in cooperation between the student and the teacher. Training takes place according to the curriculum, which includes a training schedule, a list of disciplines and the number of hours. For each discipline, students are assigned a specific learning task, as well as strict monitoring and evaluation by the teacher. To analyze the performance of students in educational activities, 14 types of reporting have been identified, which increases the efficiency of the work of the competition commission, reduces the time and labor required for the formation of final documents.

Keywords: scholarship, portfolio, e-portfolio, documents, automation, learning activities, disciplines, individual achievements, student, teacher, rating, rating system, training schedule, learning task, students.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В связи с широким распространением информации и развитием информационных технологий в сфере образования, возникает необходимость в использовании систем электронного портфолио. Такие системы включают в себя сбор, систематизацию, накопление, обработку и анализ результатов реальных изменений и индивидуальных достижений в процессе обучения обучающегося, и ориентированы на профессиональное развитие студента [1-6].

Развитие информационных технологий позволяет формировать портфолио на основе баз данных и интернет-технологий. На данный момент существует огромное количество способов создания портфолио - от раз-

работки своего сайта до создания ссылок на свои работы в виде интернет-закладок [7].

Формирование целей статьи. В качестве цели данной статьи мы рассматриваем анализ учебной деятельности обучающихся при внедрении электронного порт-фолио в процесс обучения.

Изложение основного материала исследования. Электронное портфолио реализует функции [8, 9]:

1) отслеживание рейтинга обучающегося;

2) осуществление мониторинга деятельности обучающегося;

3) автоматизация обработки результатов контроля знаний обучающегося.

Отслеживание рейтинга обучающегося позволяет:

Ilina Elena Alexandrovna, Gladysheva Maria Mikhailovna, Dyakonov Nikita Alexandrovich and others ANALYSIS OF EDUCATIONAL ACTIVITY IN ELECTRONIC ...

pedagogical sciences

1) увеличить вовлеченность студента в процесс обучения;

2) оценить эффективность полученных знаний обучающихся.

Осуществление мониторинга деятельности обучающегося позволяет:

1) оценить достижения обучающихся и их динамику за конкретный период обучения;

2) развить навыки рефлексивной и оценочной деятельности;

3) формировать личную ответственность обучающихся за результаты учебно-профессиональной деятельности.

Автоматизация обработки результатов контроля знаний обучающегося позволяет:

1) фиксировать, накапливать и обрабатывать индивидуальные, образовательные и профессиональные достижения студентов;

2) формировать документы на основе заполненных данных.

Электронное портфолио за рубежом уже давно используется в сфере образования, в США первые системы появились в середине 80-х годов. На зарубежном рынке, в отличие от российского, существует огромное количество готовых 1Т-продуктов. В зависимости от компании, такие решения обладают различным функционалом, а образовательные учреждения могут выбрать наиболее подходящую систему из многочисленных вариантов, поэтому они склонны к покупке таких продуктов, чем к разработке собственных. Чаще всего, чтобы опробовать систему необходимо связаться с компанией, которая предоставит демонстрационный режим. Бесплатные решения обладают скудным функционалом, и больше направлены на личное использование.

Несмотря на то, что в Российской федерации системы электронного портфолио появились относительно недавно, они уже являются требованием ФГОС ВО. А современное направление развития данной технологии - это создание систем электронных портфолио, позволяющие в интерактивной форме представить результаты обучающегося, а также достижения по всем видам деятельности [10, 11,12].

В ФГБОУ ВО «МГТУ им. Носова» используется образовательный портал, реализующий большинство функций электронного портфолио, такие как: отслеживание рейтинга обучающегося; осуществление мониторинга деятельности обучающегося; автоматизация обработки результатов контроля знаний обучающегося [13]. Портал реализован с помощью системы дистанционного обучения LMS МооШе.

В вузовской практике применяют рейтинговые технологии, характеризующие успеваемость студента. В рейтинге объектом ранжирования является студенческая деятельность. Периодичность рейтинга позволит проследить динамику её изменения у каждого студента, как по отдельным видам деятельности, так и в целом.

Рейтинг - численная характеристика какого-либо качественного понятия. Рейтинг является инструментом систематизации данных, отражающих положение и перспективы студента в конкурентоспособной среде.

Этапы составления рейтинга состоят из выбора критериев, разработки параметров рейтинга оценки, сбора информации, обработки информации и готового рейтинга.

На основании результатов рейтинга студенты назначаются на повышенную академическую стипендию, в том числе и по учебной деятельности.

Учебная деятельность осуществляется во взаимодействии студента и преподавателя. Студент стремится к самостоятельности и самореализации для достижения применения полученных в процессе обучения знаний, умений и навыков [14].

Задача преподавателя сводится к оказанию помощи студенту в определении параметров обучения и поиске

информации, в отборе необходимых ему знаний, умений и навыков; в поощрении его стремления к обучению; создании студенту благоприятных условий и обеспечение его необходимыми методами и критериями для решения задачи. Основной деятельностью студента становится процесс самостоятельного поиска знаний, умений, навыков и качеств. Студент играет главную роль в формировании мотивации к обучению и определения целей. Курс обучения строится на основе развития определенных аспектов компетенции студентов, для того чтобы действовать эффективнее в профессиональной деятельности [15].

Структура учебной деятельности:

1) учебное действие;

2) учебная задача (усвоение обобщенного способа решения конкретного класса задач);

3) действия контроля и оценки.

Учебные действия, необходимые для решения учебной задачи, включают в себя:

1) преобразование ситуации для обнаружения всеобщего отношения рассматриваемой системы;

2) моделирование выделенного отношения в графической и знаковой форме;

3) преобразование модели отношения для изучения её свойств в чистом виде;

4) выведение и построение серии частных конкретно-практических задач, решаемых общим способом;

5) контроль за выполнением предыдущих действий;

6) оценку усвоения общего способа решения данной учебной задачи.

Обучение происходит согласно учебному плану.

Учебным планом называется документально заверенный документ, который предусматривает план обучения студентов той или иной специальности.

В этом документе определяется продолжительность времени, отведенного на изучение данного предмета. Также прописываются дни каникул. В плане имеется полный перечень предметов, которые будут прочитаны для обучающихся. Каждый предмет будет иметь свою разбивку на часы (общее их количество; часы, отведенные на лекции, семинары, лабораторные работы). Официальные моменты: наименование курса, указание кодов специальности, подписи официальных лиц, заверяющих документ.

Учебный план - документ структурированный, состоит из трех обязательных частей:

1) график обучения;

2) список дисциплин;

3) количество часов.

График обучения - это основная составляющая документа, поскольку предусматривает расписание зачетов, экзаменов, учебной и производственной практики, промежуточной аттестации. Соответственно, сюда же относятся курсовые и дипломные работы, курсовые проекты и лабораторный практикум.

Список дисциплин - также важная часть учебного плана, поскольку включает перечень всех дисциплин, которые будут изучены студентами в период определенной сессии. Кроме того, в обязательном порядке включены факультативные занятия и спортивно-культурные мероприятия. Также не стоит забывать об олимпиадах, которые обязательно проводятся каждым вузом.

Количество часов - предоставляет подробную информацию о количестве часов какую-либо тему, дисциплину. Продолжительность каждого периода описывается суммарно и по отдельности, а также здесь предусмотрены положенные часы на домашние работы, теоретические лекции, самостоятельные и практические задания, лабораторные занятия.

Для анализа эффективности работы студентов в учебной деятельности определены 14 видов отчетно-стей, которые изображены на рисунке 1.

Качество обучения по учебным дисциплинам состоит из семестра, дисциплины, формы контроля и оценки.

педагогические науки

Ильина Елена Александровна, Гладышева Мария Михайловна, Дьяконов Никита Александрович и другие

АНАЛИЗ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭЛЕКТРОННОМ ...

Отчет по прохождению практики состоит из семестра, наименование практики, места прохождения практики, руководителя от МГТУ, оценки и отзыва руководителя (при наличии).

щая из показателей (средний балл, абсолютная успеваемость, качественная успеваемость) за каждый семестр и за весь период обучения.

Государственная итоговая аттестация состоит из

Семестр

Язык

Рисунок 1 - Ментальная карта учебной деятельности

Научно-исследовательская работа состоит из семестра руководителя и оценки.

Курсовые работы и проекты состоят из семестра, наименования дисциплины, темы работы и оценки.

Кандидатские экзамены состоят из семестра, дисциплины и оценки.

Абсолютная и качественная успеваемость, состоя-

темы выпускной квалификационной работы, руководителя, оценки, отзыва руководителя и оценки за государственный экзамен.

Олимпиады и конкурсы состоят из названия, уровня, места проведения, даты проведения, ссылка на организатора мероприятия, результата и подтверждающего документа.

Проектная деятельность состоит из наименования проекта, сроков проекта, руководителя (при наличии), оценки (при наличии), отзыва (при наличии) и под-

Ilina Elena Alexandrovna, Gladysheva Maria Mikhailovna, Dyakonov Nikita Alexandrovich and others ANALYSIS OF EDUCATIONAL ACTIVITY IN ELECTRONIC ...

pedagogical sciences

тверждающего документа.

Изучение массовых открытых онлайн-курсов, которое состоит из платформы, названия курса, даты начала обучения, даты окончания обучения, обучающей организации, количества часов, оценки и подтверждающего документа.

Интернет-экзамен, состоящий из уровня, дисциплины, баллов, результатов и подтверждающего документа.

Овладение иностранными языками состоит из названия языка, уровня владения, подтверждающего документа, даты получения подтверждающего документа, срока действия подтверждающего документа.

Овладение дополнительными компетенциями состоит из уровня, названия программы / профессии, места прохождения обучения, даты получения сертификата, количества часов, подтверждающий документа.

Стажировки, академическая мобильность состоят из срока прохождения стажировки, организации, страны, города, должности, и подтверждающего документа.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. В настоящее время разработанный программный комплекс «Совершенствование стипендиального обеспечения студентов» (ПК «ССОС») повышает эффективность работы конкурсной комиссии, что сократило время- и трудозатраты необходимое для формирования итоговых документов [16,17]. С помощью разработанного программного комплекса студенты добавляют в портфолио свои достижения по всем видам деятельности. Далее ответственные лица выполняют проверку достижений на достоверность и корректность предоставленной информации и ее подтверждают. В результате работы система формирует рейтинг студентов и проект приказа о назначении на повышенную стипендию два раза в год во время проведения конкурса.

Следует заметить, что развитие и внедрение электронного портфолио ведется не только в учебной деятельности, но и в других видах деятельности (научно-исследовательской, спортивной, внеучебной) при работе с индивидуальными достижениями обучающихся.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Замшин П.А. Система управления электронным портфолио в высших учебных заведениях /П.А. Замшин, И.И. Климов, Д.В. Колесник //Аллея науки. - 2018. - Т. 3. - № 7 (23). - С. 963-968.

2. Артюшкина Т.А. Электронное портфолио в профессионально-ориентированном обучении студентов в Вузе / Т.А. Артюшкина, В.Н. Котлов, П.Н.Земляникин // Вестник Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова. - 2017. - № 20. - С. 91-95.

3. Царапкина Ю.М. Электронное портфолио как основа саморазвития студентов //Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования.

- 2017. - № 3 (41). - С. 82-87.

4. Кузнецов И.Р. Электронный портфолио как инструмент обучения // Современное образование: содержание, технологии, качество.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- 2017. - Т. 1. - С. 166-167.

5. Малахова О.Ю. Реализация педагогической технологии портфолио в рефлексивно-образовательной среде вуза //Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 261-265.

6. Дьяконов Н.А. О проблеме формирования электронного порт-фолио студента вуза /Н.А. Дьяконов, А.С. Иванов, Е.А. Ильина // Ab ovo ... (С самого начала ...). - 2017. - №1. - С. 80-81.

7. Ивлева, Т.Н. Электронный портфолио как инструмент формирования управленческих качеств студентов // Мир науки, культуры, образования. - 2012. - №5. - С.142-144.

8. Шерстяных А.С. Электронное портфолио как обязательный компонент электронной информационно-образовательной среды вуза // Электронный журнал: наука, техника и образование. - 2017. - № 3 (14). - С. 63-68.

9. Царапкина Ю.М. Электронное портфолио в системе образования: традиции и инновации / Ю.М. Царапкина, Б.Д. Давадова // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 594. - С. 330-334.

10. Дианова Ю.А., Назаренко А.В. Формирование имиджа будущего педагога профессионального обучения средствами портфолио-технологии //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 3. № 6 (28). С. 79-84.

11. Липчевская К.С. Об обратной связи при работе с портфолио /К.С Липчевская, Е.А. Ильина //Математическое и программное обеспечение систем в промышленной и социальной сферах. - 2018. - Т. 6. - № 1. - С. 39.

12. Логунова О.С. Информационное обеспечение выплат студентов ФГБОУ ВПО «МГТУ» / О.С. Логунова, Е.А. Ильина // Математическое и программное обеспечение систем в промышлен-

ной и социальной сферах. - 2015. - №1. - 75 с.

13. Зимняя И.А. Учебная деятельность как специфический вид деятельности / И.А. Зимняя // Теория инновационной деятельности.

- 2014. - №1. - С.3-14

14. Образовательный портал МГТУ им. Г.И. Носова [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://newlms.magtu.ru/ - (дата обращения 21.11.2018).

15. Молчанова А.В. Структура системы принятия решения в рамках программного комплекса «Совершенствование стипендиального обеспечения студентов» /А.В. Молчанова, Е.А. Ильина //Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. - 2016. - № 1.

- С.168-170.

16. Об идентификации пользователя по изображению в электронном портфолио обучающегося / О.С. Логунова и др. // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. - 2017. - Т. 1.

- С. 187-190.

17. Гладышева М.М. Формирование исследовательских умений будущих инженеров-программистов в процессе их профессиональной деятельности: дис. ... канд. пед. наук. Магнитогорск, 2008. 195 с.

Статья поступила в редакцию 19.01.2019 Статья принята к публикации 27.02.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.