Научная статья на тему 'Электронное портфолио в системе образования: традиции и инновации'

Электронное портфолио в системе образования: традиции и инновации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
295
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ ПОРТФОЛИО / PORTFOLIO TECHNOLOGY / ЭЛЕКТРОННОЕ ПОРТФОЛИО / E-PORTFOLIO / САМООЦЕНКА / SELF-ASSESSMENT / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATION SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Царапкина Юлия Михайловна, Давадова Бегиз Давудовна

В данной статье рассмотрено электронное портфолио в образовательном процессе, раскрыты сущность понятия «технологии портфолио», «электронное портфолио», задачи применения электронного портфолио. Проанализированы характерные особенности структуры электронного портфолио. Выявлена и обоснована необходимость использования электронного портфолио в образовательном процессе. Проведен тщательный анализ научно-методической литературы по применению электронного портфолио в учебном процессе, доказана взаимосвязь положительного влияния электронного портфолио на мотивацию к обучению и самооценки студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Царапкина Юлия Михайловна, Давадова Бегиз Давудовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

E-PORTFOLIO IN EDUCATION: TRADITIONS AND INNOVATIONS

This article considers electronic portfolio in the educational process, reveals the essence of the concept of "portfolio technology", "electronic portfolio", the problem of the use of electronic portfolio. The characteristic features of the electronic portfolio structure are analyzed. The necessity of using the electronic portfolio in the educational process is revealed and substantiated. A thorough analysis of scientific and methodological literature on the use of electronic portfolios in the educational process, the relationship between the positive impact of electronic portfolios on the motivation for learning and self-assessment of students.

Текст научной работы на тему «Электронное портфолио в системе образования: традиции и инновации»

Выводы. Метод круговой тренировки ставит перед собой задачу комплексного воспитания физических способностей при активном самостоятельном выполнении упражнений юными спортсменами и контролем за ее воздействием на систему организма.

Эффективность данного метода заключается в том, что значительно повышается плотность занятий, так как все студентки выполняют упражнения одновременно и в то же время самостоятельно, соразмерно своим возможностям.

Такая форма организации имеет и большое воспитательное значение: учащиеся проходят практику проведения самостоятельных занятий, что является основой для подготовки их как инструкторов по физической культуре.

Специальный оздоровительный эффект занятия по фитнес-аэробике у студенток в особенности по методу круговой тренировки связан с повышением функциональных возможностей сердечно - сосудистой системы. Он заключается в экономии работы сердца в состоянии покоя и повышении резервных возможностей аппарата кровообращения при мышечной деятельности.

Фитнес-занятия благоприятно влияют и на дыхательную систему в процессе тренировок увеличивается число альвеол, участвующих в работе, возрастает жизненная ёмкость легких. Дыхательный аппарат, развитый таким образом, позволяет лучше усваивать кислород, обеспечивающий полноценную жизнедеятельность клеток, и тем самым повышает работоспособность организма.

Под влиянием регулярных занятий фитнес-аэробикой мышцы увеличиваются в объеме, становятся более сильными, повышается их упругость.

Движение оказывает существенное влияние на развитие и форму костей, к которым прикрепляются мышцы. Выполнение физических упражнений в целом положительно влияет на все звенья двигательного аппарата, препятствуя развитию дегенеративных изменений, связанных с возрастом и гиподинамией.

Литература:

1. Вильчковский, Э.С. Что есть что? Еще раз о круговой тренировке: учеб. для средней школы / Э.С. Вильчковский. -С.: Физкультура в школе, 1971. - 276 с.

2. Гульянц А.Е. Использование методов круговой тренировки в физическом воспитании студентов: Дис... канд. пед. наук. - М., 1987г. - 157 с.

3. Романенко В.А., Максимович В.А. Круговая тренировка при массовых занятиях физической культурой. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 143 с.

4. Фрактман Б.Д. Методика увеличения плотности урока по физическому воспитанию // Теория и практика физической культуры. -1955. - № 3. - С. 37-39.

5. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебник для институтов физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 543 с.

6. Гуревич И.А. Круговая тренировка при развитии физических качеств / Гуревич И.А. - Минск: Высшая школа, 1985. - 256 с.

7. Жужиков В.Г. Наиболее приемлемый. Об организации занятий по экстенсивно-интервальному методу круговой тренировки. // Жужиков В. Г. - Физкультура в школе 1971 №11

8. Дихтярев В.Я Круговая тренировка // Дихтярев В.Я Физическая культура в школе - 2005 г. № 5

9. Шиян. Б.М. Теория и методика физического воспитания школьников. Часть 2. - Тернополь: Начальная книга - Богдан, 2007 - с. 248.

Педагогика

УДК:378.2

кандидат педагогических наук, доцент Царапкина Юлия Михайловна

Российский государственный аграрный университет -

Московская сельскохозяйственная академия имени К. А. Тимирязева (г. Москва); студент гуманитарно-педагогического факультета Давадова Бегиз Давудовна

Российский государственный аграрный университет -

Московская сельскохозяйственная академия имени К. А. Тимирязева (г. Москва)

ЭЛЕКТРОННОЕ ПОРТФОЛИО В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ: ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ

Аннотация. В данной статье рассмотрено электронное портфолио в образовательном процессе, раскрыты сущность понятия «технологии портфолио», «электронное портфолио», задачи применения электронного портфолио. Проанализированы характерные особенности структуры электронного портфолио. Выявлена и обоснована необходимость использования электронного портфолио в образовательном процессе. Проведен тщательный анализ научно-методической литературы по применению электронного портфолио в учебном процессе, доказана взаимосвязь положительного влияния электронного портфолио на мотивацию к обучению и самооценки студентов.

Ключевые слова: технология портфолио, электронное портфолио, самооценка, мотивация, система образования.

Annotation. This article considers electronic portfolio in the educational process, reveals the essence of the concept of "portfolio technology", "electronic portfolio", the problem of the use of electronic portfolio. The characteristic features of the electronic portfolio structure are analyzed. The necessity of using the electronic portfolio in the educational process is revealed and substantiated. A thorough analysis of scientific and methodological literature on the use of electronic portfolios in the educational process, the relationship between the positive impact of electronic portfolios on the motivation for learning and self-assessment of students.

Keywords: portfolio technology, e-portfolio, self-assessment, motivation, education system.

Введение. Технология электронного портфолио на сегодняшний день внедряется во многие учебные заведения и в систему дополнительного образования, вытесняя бумажные носители информации.

В сфере образования портфолио впервые стало применяться в Канаде и США в 80-е годы 20 века для отбора преподавателей университетов и колледжей при приеме на работу. Изначально портфолио использовали фотографы, визажисты и модели, создавая альбом. Технология портфолио показала высокую

эффективность в системе образования России, получив распространение с начала 2000-х годов. В настоящее время термин «портфолио» достаточно часто применяется в сфере образования, его используют для обозначения всех представленных достижений учащихся или педагогов.

Изложение основного материала статьи. Технология портфолио - это способ фиксирования, накопления и аутентичного оценивания индивидуальных образовательных результатов обучающегося в определенный период времени. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые студентом в разнообразных видах деятельности - учебной, творческой, социальной, научно-исследовательской, профессиональной и др. [10].

Портфолио чаще всего представляли в бумажном виде. Однако информационные технологии широко внедряются в повседневную жизнь и сферу образования, поэтому на смену традиционному бумажному носителю приходит электронное портфолио [1, 2, 3]. Рассмотрим основные подходы в применении электронного портфолио. Электронное портфолио представляет собой совокупность работ студента, собранных с применением электронных средств, представленных либо на цифровом носителе информации, либо в виде web-сайт [6, 8, 9].

По сравнению с традиционным бумажным, электронное портфолио имеет ряд преимуществ: оно является более экономичным (т.к. нет необходимости в его печати и хранении в папке), удобным (т.к. его можно отправить по электронной почте, если адресат находится в другом городе) более вместительным, полным и наглядным (в электронном варианте можно разместить видеофрагменты, презентации к выступлениям, ссылки и т.д.).

Основными задачи ведения электронного портфолио считаются:

1. Создание ситуации успеха для каждого обучающегося, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;

2. Максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого, создание условий для самореализации в различных областях учебной и внеучебной деятельности;

3. Развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;

4. Формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;

5. Формирование положительных моральных и нравственных качеств личности; стимулирование к самосовершенствованию;

6. Приобретение навыков саморефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями [7, 8].

Для проведения исследования по внедрению данной технологии в образовательный процесс были выбраны несколько групп студентов 3 курса ГБПОУ «Московского государственного образовательного комплекса» г. Москвы и разделены на контрольную и экспериментальную группы. На начальном этапе необходимо было составить характеристику студентов.

Для данной цели были использованы следующие средства: наблюдение, анализ документов, беседа, тестирование.

Беседа проводилась как с самими студентами, так и с их тьютором. Беседа с тьютором оказалась наиболее продуктивным средством получения информации о успеваемости студентов, их эмоциональных и психологических особенностях.

Было выявлено, что в свободное время занимаются спортом - 40% учащихся (самбо, армреслинг, хоккей), музыкой - 30% (игра на фортепиано, скрипке, вокальные кружки), живописью - 10%, остальные 20% предпочитают проводить время за компьютером или в социальных сетях. (Диаграмма 1)

спорт музыка "живопись "другое

Диаграмма 1. Занятия студентов в свободное от учебы время

Данная характеристика была составления путем наблюдения за группой студентов во время их учебной и внеучебной деятельности и беседы с ними на переменах и после занятий. Также было проанализировано портфолио, которые ребята разработали самостоятельно.

Для получения более точного результата психолого-педагогического исследования был проведен тест на «Выявление уровня самооценки», автор А.А. Карелин - «Большая энциклопедия психологических тестов». Данный тест состоит из 10 вопросов, за выбранный ответ студент получает конкретное количество баллов, баллы суммируются и на основании полученного результата присваивается тот или иной уровень самооценки. Условно их подразделяются на три уровня: высокая, средняя и низкая самооценка [5].

В результате прохождения студентами теста, было выявлено, что большая часть группы имеет среднюю самооценку и адекватно оценивает свои возможности. Низкий уровень самооценки наблюдался лишь у одного студента, а высокий у двоих. Результаты теста наглядно представлены на Диаграмме 2.

■ низкая ■ средняя ■ высокая

Диаграмма 2. Результаты теста на «Выявление уровня самооценки»

Также, на констатирующем этапе было проведено тестирование на выявление уровня учебной мотивации учащихся по методике, разработанной И.С. Домбровской «Мотивация учебной деятельности: уровни и типы». Тест направлен не только на выявление уровня мотивации, но и конкретно указывает на то, какие именно мотивы преследуются учащимися: познавательные или социальные. Тест состоит из 30 высказываний, студент должен оценить каждое высказывание по шкале от 0 до 4, где 4 - всегда, 3 - почти всегда, 2 - иногда ,1 - очень редко, 0 - никогда. Для ответов на тест предусмотрен специальный бланк, который поможет педагогу подсчитать результаты [4].

По окончании тестирования можно было сделать следующий вывод: большая часть студентов проявляют интерес к учебе, при этом есть студенты, которые мотивированы в большей степени, но также и есть те, кто слабо мотивирован. Необходимо отметить и то, что у 70% обучающихся доминирует собственно познавательная учебная мотивация над социальной, что дает нам право говорить о том, что для них приоритетно содержание учебного материала, и им интересен учебный процесс как таковой (Диаграмма 3).

Познавательная мотивация

V

Ж 2-1,А «2,5-3 I 3,1-3,5 13,6-4 12-2,4 «2,5-3 13,1-3,5 «3,54

Диаграмма 3. Результаты методики И.С. Домбровской «Мотивация учебной деятельности: уровни

и типы»

По итогам тестирования стало очевидно, что в целом студенты группы действительно хотят учиться, конечно, их можно мотивировать в большей мере, что и будет являться дальнейшей задачей нашего эксперимента. Для усиления уровня мотивации студентов целесообразно применить технологию электронного портфолио.

После получения данных по психологическим тестам, студентам было дано задание составить в электронном виде посредством компьютерной программы Microsoft PowerPoint их личное портфолио. Для составления портфолио студенты должны были собрать все свои достижения в виде грамот,

благодарственных писем, дипломов, фотографий, различных сертификатов и других документов, подтверждающих их заслуги, сфотографировать или отсканировать их и занести в презентацию. Для того чтобы систематизировать достижения, студентам было предложено разделить их на следующие категории: «Мои спортивные достижения», «Мои достижения в учебе», «Мои достижения в искусстве». Студенты могли варьировать названиями, добавлять категории, если это было им необходимо.

После того, как ребята выполнили это задание, в социальной сети «Вконтакте» была создана группа, где были представлены их портфолио и под каждым портфолио был сформировано голосование, где студенты должны были оценить работу своих одногруппников по шкале от 1 до 5, критериями, на которые они опирались при выставлении оценок, были: дизайн, количество достижений и разнообразие представленных номинаций (Рис. 1).

Рисунок 1. Вариант представления электронного портфолио и голосование в группе "Вконтакте"

В ходе констатирующего этапа было выявлено, что ни у одного из учащихся нет грамот, сертификатов, да и вообще достижений в сфере экономики, что дает нам право говорить о том, что у студентов нет желания или возможности увеличивать свой портфель знаний.

Для осуществления методической разработки по применению технологии электронного портфолио в учебном процессе были проведены лекционные занятия и практические в экспериментальной группе. В конце занятий студенты ответили на вопросы по пройденному материалу. Они получили дополнительное задание: принять участие в конкурсе по написанию эссе на тему: «Капитал- это часть богатства, которую мы жертвуем, чтобы умножить своё богатство». Данное задание было предложено студентам для пополнения их портфолио новыми достижениями, но эти достижения особенно ценны для них как для будущих экономистов, потому что данное задание поможет им реализовать свои знания в области экономики, а также раскрыть свой творческий потенциал.

Технология портфолио носит систематичный и накопительный характер, поэтому папку своих достижений следует пополнять. Для решения данного вопроса в группе было проведено воспитательное мероприятие «Стоп-Эконом. Мне не все равно на бухучет, хочу добиться успехов», целью которого являлось пробуждение познавательного интереса к экономическим дисциплинам, формирование личности, способной к творческой деятельности и мотивации к дальнейшему овладению знаниями экономического цикла. Задачи мероприятия: проверить уровень знаний по бухгалтерскому учету, экономике, финансам; заинтересовать студентов в дальнейшем изучении экономических дисциплин; выявить лидеров в группе; сплотить студентов, научить работать в команде и уважать мнение других участников. Были прописаны формируемые компетенции.

Мероприятие включало конкурсы и игры, состояло из 7 этапов: Разминка, «Экономические жесты и мимика», «Своя игра», «Слово - не воробей», «Зарплату мне!», награждение и рефлексия. Участники были разделены на 4 команды, в каждой из которой был выбран капитан. За верно выполненные задания и правильные ответы студентам выдавались карточки с деньгами. Выигрывала та команда, которая набрала наибольшее количество таких денег. Победившая команда и самый активный участник награждались грамотами.

Данное мероприятие имело не только образовательный, воспитательный но и познавательный характер. Студенты получили дополнительную возможность не только в пополнении новыми знаниями, но и обрели заслуженную награду в виде грамот в номинациях «Экономическая грамотность» - команде, заработавшей наибольшее количество очков (денег) и «Экономический триумф» - участнику, который дал наибольшее количество верных ответов. Все грамоты студенты добавили в свое электронное портфолио, что послужило пополнению их заслуг.

По окончании опытно-экспериментального исследования было проведено повторное анкетирование на выявление уровня самооценки и мотивации к учебной и социальной деятельности. По всем показателям как социальной так и познавательной мотивации уровень повысился. Шкала по выявлению самооценки, соответственно, увеличилась, что свидетельствует о положительном влиянии электронного портфолио на саморазвитие личности студента в инновационном проявлении.

Выводы. Таким образом, можно сделать следующие выводы: инновационные технологии электронного портфолио оказали положительное влияние на желание студентов быть активными участниками учебного процесса, способствуют повышению социальной и познавательной мотивации; росту самооценки; желанию применить свои знания на практике.

Электронное порфолио, дополненное в процессе опытно-экспериментального исследования, студенты могут использовать для дальнейшего трудоустройства или для поступления в вуз, что дает им дополнительные баллы для участия на конкурсной основе.

Литература:

1. Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Учебник - шаг на пути к системе обучения "Информатизации образования" // М.: ИСМО РАО, 2015. - 225 с.

2. Григорьев С.Г., Колошеин А.П. Методы организации учебной деятельности на основе использования информационных ресурсов портала вуза // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2012. №3. С. 5-14.

3. Гриншкун В.В. Григорьев С.Г. Образовательные электронные издания и ресурсы // Курск: КГУ, Москва: МГПУ, 2013. - 222 с.

4. Домбровкая И. С. Мотивация учебной деятельности: уровни и типы. [Электронный ресурс] URL: http://testoteka.narod.ru/ms/1/21.htmI Дата обращения 28.09.2017

5. Карелин А.А. Большая энциклопедия психологических тестов. — М.: Эксмо, 2007. — 416 с.

6. Реморенко И.М., Григорьев С.Г., Гришкун В.В. Подходы к интеграции средств информатизации образования: "Умная аудитория" / И.М. Реморенко, С.Г. Григорьев, В.В. Гришкун // Вестник Казахского национального педагогического университета им. Абая. - 2013, №4 (44), С. 59-68.

7. Сухотина М.К., Арушанова К.Н. Особенности формирования электронного портфолио студентов в вузах // Современные проблемы подготовки специалистов для предприятий атомной отрасли. 2016. С. 106-109

8. Царапкина Ю.М. Информационная среда подготовки вожатых к работе в системе отдыха и оздоровления детей — М.: Образование и Информатика, 2018. — 202 с.

9. Царапкина Ю.М. Электронное портфолио как основа саморазвития студентов // Вестник московского городского педагогического университета. серия: информатика и информатизация образования // Изд.: Московский городской педагогический университет. 2017. № 3 (41). С. 82-87

10. Царапкина Ю.М., Сорокина В.С. Использование технологии портфолио в учебном процессе как возможность самоопределения студентов // Европейский журнал социальных наук. 2015. № 12. С. 399-402.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Царапкина Юлия Михайловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Российский государственный аграрный университет — МСХА имени К. А. Тимирязева» (г. Москва);

кандидат педагогических наук, доцент Цыплакова Светлана Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Нижегородский государственный педагогический

университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород);

кандидат педагогических наук, доцент Быстрова Наталья Васильевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Нижегородский государственный педагогический

университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Аннотация. В процессе исследования авторами рассмотрен процесс педагогического проектирования информационной образовательной среды. Выявлено, что моделирование, проектирование и использование информационной образовательной среды, является сложной методико-технологической задачей, тем не менее информатизация образовательного процесса активно внедряется в практику деятельности образовательных учреждений через разработку электронных учебно-методических комплексов, электронных учебных пособий, электронных фондов оценочных средств и т.д. В процессе исследования выделены особенности проектирования и этапы создания информационной образовательной среды, определены методологические подходы, определены этапы проектирования. В процессе исследования определено, что при использования информационной образовательной среды, происходит как репродуктивная деятельность обучающихся, так и абстрактно-логическая, что позволяет более детально изучить полученную информацию, осознать и усвоить учебный материал.

Ключевые слова: профессиональное обучение, педагогическое проектирование, информационная образовательная среда.

Annotation. In the process of research, the authors consider the process of pedagogical design of the information educational environment. It is revealed that the modeling, design and use of the information educational environment

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.