Научная статья на тему 'Динамика результатов пловцов-победителей, специализирующихся на дистанциях на спине в период XXV-XXXI Олимпийских игр'

Динамика результатов пловцов-победителей, специализирующихся на дистанциях на спине в период XXV-XXXI Олимпийских игр Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
137
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНОЕ ПЛАВАНИЕ / ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ / ДИСТАНЦИИ НА СПИНЕ (МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ) / SWIMMING SPORT / OLYMPIC GAMES / BACKSTROKE (MEN AND WOMEN)

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черноярова Ольга Алексеевна

В данной статье представлен анализ результатов пловцов-победителей, специализирующихся на дистанциях на спине в период XXV-XXXI Олимпийских игр. В ходе исследования определена средняя скорость, проанализированы темпы прироста скорости пловцов-победителей на дистанциях на спине и выявлено количество золотых медалей, завоеванных пловцами различных стран на дистанциях на спине в период XXV-XXXI Олимпийских игр (мужчины и женщины)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Черноярова Ольга Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DYNAMICS OF THE RESULTS OF THE WINNING SWIMMERS SPECIALIZING IN BACKSTROKE DISTANCES DURING THE XXV-XXXI OLYMPIC GAMES

Results of backstroke swimming winners in the period of XXV-XXXI Olympic games were analyzed. Mean speed characteristics, speed increments demonstrated by winning athletes in backstroke swimming both women and men of various nationalities, as well as their number of earned gold medals were determined.

Текст научной работы на тему «Динамика результатов пловцов-победителей, специализирующихся на дистанциях на спине в период XXV-XXXI Олимпийских игр»

Системообразующим фактором данной модели выступает результат - сформированность проектной компетенции педагога профессионального обучения.

Технология реализации проектной деятельности педагога профессионального обучения представлена следующими этапами:

первый этап - прогностико-ориентировочный - связан с развитием знаний объектов проектной деятельности, сущности и структуры педагогических проектов;

второй - учебно-проектировочный - обеспечивает решение общепрофессиональных задач и курсовое проектирование;

на третьем - социально-проектировочном - проектная деятельность осуществляется через курсовое проектирование, разработку учебных и внеучебных проектов;

на четвертом - проектно-творческом - проектная деятельность осуществляется через разработку учебно-профессиональных проектов и дипломное проектирование по профилю подготовки.

В качестве показателей эффективности модели проектной деятельности педагога профессионального обучения выступают следующие критерии:

- эффективность модели и технологии реализации проектной деятельности;

- эффективность управления проектной деятельностью;

- эффективность деятельности педагогов.

Качество разработанных модели и технологии реализации проектной деятельности определяются следующими показателями: соответствие модели перспективам развития образовательной системы и требованиям к выпускникам на рынке труда; соответствие модели и технологии проектной деятельности требованиям к профессиональной подготовке педагогов профессионального обучения.

Критерий управления проектной деятельностью определяется числом проектных предложений, включенностью педагогов и студентов в проектную деятельность, социально-педагогическими и учебными проектами, моделями обучающих и воспитательных систем.

Выводы. На основе проведенного исследования и подтверждающего эксперимента можно сделать следующие выводы:

1 .Проектная деятельность представляет собой вид профессиональной деятельности будущего педагога профессионального обучения и является одним из инновационных направлений, который не только обеспечивает сформированность профессиональных и проектных компетенций, но и основан на использовании основных методологических подходов, и учете требований, предъявляемых к процессу профессионального обучения.

2. Сущность проектной деятельности в профессионально-педагогическом образовании определяется педагогическим моделированием и прогнозированием, направлена на развитие стратегии образовательной системы, использовании инноваций в педагогическом процессе и т.д.

3. В процессе исследования была разработана модель проектной деятельности, которая направлена на развитие педагогических систем и раскрывает сущность предмета исследования.

4. Определены факторы, обеспечивающие взаимодействие педагогической и профильной направленности обучения.

Литература:

1. Александрова Н.М., Маркова С.М. Методика прогностических исследований профессионально-педагогического образования // Вестник Мининского университета. 2015. № 3 (11). С. 13.

2. Маркова С.М. Стратегии развития теории педагогического проектирования // Теория и практика общественного развития. 2013. № 6. С. 75-77.

3. Маркова С.М. Проектирование образовательных систем: теоретический аспект // В мире научных открытий. 2012. № 9-2 (33). С. 402-412.

4. Маркова С.М., Полунин В.Ю. Интенсификация профессионального обучения // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-3. С. 175-178.

5. Царапкина Ю.М. Педагогические технологии в образовательной среде: учеб. пособ. - М.: Изд-во ФГБНУ "Росинформагротех", 2017. - 200 с.

6. Царапкина Ю.М. Подготовка педагогов к профессиональной деятельности в условиях аграрного вуза: монография. - М.: Изд-во РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева, М., 2011. - 202 с.

7. Цыплакова С.А. Моделирование проектной деятельности педагога профессионального обучения: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук / Высш. шк. нар. искусств (ин-т). Санкт-Петербург, 2015

8. Markova S., Depsames L., Tsyplakova S., Yakovleva S., Shherbakova E. Principles of building of objective-spatial environment in an educational organization // IEJME: Mathematics Education. 2016. Т. 11. № 10. С. 3457-3462.

9. Markova S., Depsames L., Tsyplakova S., Chigarov E., Burova I. Role of education in development of professional values of specialists // Journal of Entrepreneurship Education. 2017. Т. 20. № 3.

Педагогика

УДК:378.2

кандидат педагогических наук, профессор Черноярова Ольга Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный педагогический университет имени И. Я. Яковлева» (г. Чебоксары)

ДИНАМИКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПЛОВЦОВ-ПОБЕДИТЕЛЕЙ, СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ НА ДИСТАНЦИЯХ НА СПИНЕ В ПЕРИОД XXV-XXXI ОЛИМПИЙСКИХ ИГР

Аннотация. В данной статье представлен анализ результатов пловцов-победителей, специализирующихся на дистанциях на спине в период XXV-XXXI Олимпийских игр. В ходе исследования определена средняя скорость, проанализированы темпы прироста скорости пловцов-победителей на дистанциях на спине и выявлено количество золотых медалей, завоеванных пловцами различных стран на дистанциях на спине в период XXV-XXXI Олимпийских игр (мужчины и женщины).

Ключевые слова: спортивное плавание, Олимпийские игры, дистанции на спине (мужчины и женщины).

Annotation. Results of backstroke swimming winners in the period of XXV-XXXI Olympic games were analyzed. Mean speed characteristics, speed increments demonstrated by winning athletes in backstroke swimming -both women and men - of various nationalities, as well as their number of earned gold medals were determined.

Keywords: swimming sport, Olympic games, backstroke (men and women).

Введение. Плавание является одним из самых популярных и массовых видов спорта. По количеству медалей, разыгрываемых на Олимпийских Играх, спортивное плавание уступает лишь лёгкой атлетике.

В настоящий момент в Международную федерацию плавания (FINA) входят такие виды спорта, как: спортивное плавание, водное поло, прыжки в воду, синхронное плавание и плавание на открытой воде.

Спортивное плавание включает различные способы: кроль на груди, кроль на спине, баттерфляй (дельфин), брасс, а дистанции носят следующие названия: вольный стиль; на спине; баттерфляй; брасс. По каждому спортивному способу плавания соревнования проводятся на определенных дистанциях. Кроме того, соревнования включают в себя комплексное плавание и эстафеты (4х100м, 4х200м вольный стиль, 4х100м комбинированная эстафета).

Спортивное плавание было включено в программу I Олимпийских игр 1896 г., (Афины, Греция). Соревнования пловцов проводились в Эгейском море.

Плавание на спине впервые было включено в программу III Олимпийских игр, 1904 г., Сент-Луис (США). Дистанции были переведены в ярды (1 ярд = 91 см 44 мм). Дистанция на спине определялась в 100 ярд. (91,44 м). Первым Олимпийским чемпионом стал пловец из Германии Вальтер Брак с результатом 01:16,8.

Как показал анализ летописи Олимпийских игр [3], только на VIII Олимпийских играх, 1924 г., Париж (Франция) женщины впервые приняли участие на дистанции 100м на спине. Первой Олимпийской чемпионкой стала представительница США - Сибил Бауэр с результатом 01:23,2.

Далее на XVIII Олимпийских играх, 1964 г., Токио (Япония) дистанция 100м на спине у мужчин была заменена на дистанцию 200м.

Однако начиная с XIX Олимпийских игр, 1968 г., Мехико (Мексика), как мужчинам, так и женщинам было разрешено участвовать на дистанциях 100 и 200 метров на спине.

Теоретические исследования и практика работы в ВУЗе показывают, что будущему специалисту по физической культуре и спорту необходимо знать историю Олимпийских игр по плаванию, владеть точными сведениями о динамике результатов сильнейших пловцов на различных Олимпийских играх, поскольку, как писал Н. Г. Чернышевский [4, с.26]: «Без истории предмета нет теории предмета. Без теории нет и мысли о самом предмете».

По мнению Т. М. Абсалямова [1], знание особенностей развития плавания и отдельных его видов позволяет правильно понять специфику этого физического упражнения, оценить современное состояние плавания и лучше использовать опыт прошлого для совершенствования процесса обучения и тренировки и определить тенденции дальнейшего развития на ближайшие годы.

Таким образом, возникает противоречие между практической значимостью изучения динамики результатов пловцов-победителей, специализирующихся на дистанциях на спине в период XXV-XXXI Олимпийских игр, с одной стороны, и недостаточно точными сведениями в научно-педагогической и спортивной литературе, с другой стороны.

Данное противоречие определило проблему исследования: какова динамика результатов пловцов-победителей, специализирующихся на дистанциях на спине в период XXV-XXXI Олимпийских игр.

Цель нашего исследования - проанализировать динамику результатов пловцов-победителей, специализирующихся на дистанциях на спине в период XXV-XXXI Олимпийских игр.

Объект исследования: соревновательная деятельность пловцов.

Предмет исследования: динамика результатов пловцов-победителей, специализирующихся на дистанциях на спине в период XXV-XXXI Олимпийских игр.

Гипотеза исследования основана на том, что полученные сведения позволят овладеть более точной информацией в области теории и методики плавания.

Для достижения поставленной цели исследования предстояло решить следующие задачи:

1. Собрать данные о соревновательных результатах пловцов-победителей на дистанциях на спине в период XXV-XXXI Олимпийских игр (мужчины и женщины).

2. Определить среднюю скорость пловцов-победителей на дистанциях на спине в период XXV-XXXI Олимпийских игр (мужчины и женщины).

3. Проанализировать темпы прироста скорости пловцов-победителей на дистанциях на спине в период XXV-XXXI Олимпийских игр (мужчины и женщины).

4. Сравнить динамику результатов среди мужчин и женщин, пловцов-победителей, специализирующихся на дистанциях на спине в период XXV-XXXI Олимпийских игр.

5. Выявить количество золотых медалей, завоеванных пловцами различных стран на дистанциях на спине в период XXV-XXXI Олимпийских игр (мужчины и женщины).

Для решения задач были использованы следующие методы исследования:

• Анализ и обобщение научной, методической, энциклопедической литературы, а также электронного ресурса.

• Сравнительный анализ таблиц результатов пловцов-победителей, специализирующихся на дистанциях на спине в период XXV-XXXI Олимпийских игр (мужчины и женщины).

• Методы математической статистики.

Изложение основного материала статьи. Данная информация представлена на основе тщательного анализа результатов Олимпиад [2].

В ходе теоретического исследования нами были собраны данные о результатах пловцов-победителей на дистанциях на спине в период XXV-XXXI Олимпийских игр (мужчины и женщины) (табл. 1, 2).

Результаты пловцов-победителей на дистанциях на спине в период XXV-XXXI Олимпийских игр

(мужчины)

Дистанции 100 н/с 200 н/с

Олимпиады (гг.)

Олимпиада-1992 Барселона (Испания) 53,98 1.58,47

Олимпиада-1996 Атланта (США) 54,10 1.58,54

Олимпиада-2000 Сидней (Австралия) 53,72 1.56,76

Олимпиада-2004 Афины (Греция) 54,06 1,54,95

Олимпиада-2008 Пекин (Китай) 52,54 1.53,94

Олимпиада-2012 Лондон (Великобритания) 52,16 1.53,41

Олимпиада-2016 Рио-де-Жанейро (Бразилия) 51,97 1.53,62

Таблица 2 Результаты пловцов-победителей на дистанциях на спине в период XXV-XXXI Олимпийских игр (женщины)

Дистанции 100 н/с 200 н/с

Олимпиады (гг.)

Олимпиада-1992 Барселона (Испания) 1.00,68 2.07,06

Олимпиада-1996 Атланта (США) 1.01,19 2.07,83

Олимпиада-2000 Сидней (Австралия) 1.00,21 2.08,16

Олимпиада-2004 Афины (Греция) 1.00,37 2.09,19

Олимпиада-2008 Пекин (Китай) 58,96 2.05,24

Олимпиада-2012 Лондон (Великобритания) 58,33 2.04,06

Олимпиада-2016 Рио-де-Жанейро (Бразилия) 58,45 2.05,99

Далее нами была определена средняя скорость пловцов-победителей на дистанциях на спине в период XXV-XXXI Олимпийских игр (мужчины и женщины).

Средняя скорость у мужчин на дистанции 100м на спине на Олимпиаде-1992 составляла 0,926 м/с, а уже на 0лимпиаде-2016 средняя скорость - 0,962 м/с.

Средняя скорость у мужчин на дистанции 200м на спине на Олимпиаде-1992 составляла 0,422 м/с, а уже на 0лимпиаде-2016 средняя скорость - 0,440 м/с.

Средняя скорость у женщин на дистанции 100м на спине на Олимпиаде-1992 составляла 0,824 м/с, а уже на 0лимпиаде-2016 средняя скорость - 0,855 м/с.

Средняя скорость у женщин на дистанции 200м на спине на Олимпиаде-1992 составляла 0,394 м/с, а уже на Олимпиаде-2016 средняя скорость - 0,397 м/с.

Далее нами было выявлено количество золотых медалей, завоеванных пловцами различных стран в индивидуальных видах программах (дистанции 100, 200м н/с) на Олимпиадах 1992-2016 гг. (мужчины и женщины) (табл. 3, 4).

Таблица 3

Количество золотых медалей, завоеванных пловцами-победителями на дистанциях на спине в период XXV-XXXI Олимпийских игр (мужчины)

Олимпиада Дистанция 1992 Барселона 1996 Атланта 2000 Сидней 2004 Греция 2008 Пекин 2012 Лондон 2016 Рио-де-Жанейро

100 Канада США США США США США США

200 Испания США США США США США США

Количество золотых медалей, завоеванных пловцами-победителями на дистанциях на спине в период XXV-XXXI Олимпийских игр (женщины)

Олимпиада Дистанция 1992 Барселона 1996 Атланта 2000 Сидней 2004 Греция 2008 Пекин 2012 Лондон 2016 Рио-де-Жанейро

100 Венгрия США Румыния США США США Венгрия

200 Венгрия Венгрия Румыния Зимбабве Зимбабве США США

Как видно из таблиц 3 и 4, абсолютным лидером по завоеванному количеству золотых медалей на дистанциях на спине в период XXV-XXXI Олимпийских игр является сборная команда США, как у мужчин, так и у женщин.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, анализ показал, что результат пловцов-победителей на Олимпиадах (1992-2016 гг.) у мужчин:

На дистанции 100м н/с улучшился на 2,0 сек., а средний темп прироста составил 1,9%.

На дистанции 200м н/с улучшился на 4,8 сек., а средний темп прироста составил 2,9%.

Анализ показал, что результат пловцов-победителей на Олимпиадах (1992-2016 гг.) у женщин:

На дистанции 100м н/с улучшился на 2,2 сек., а средний темп прироста составил 1,8%.

На дистанции 200м н/с улучшился на 1,0 сек., а средний темп прироста составил 0,2%.

Наибольший скачок прироста скорости наблюдается у мужчин на дистанции 200м на спине (2,9%), а самый наименьший прирост скорости - у женщин на дистанции 200м на спине (0,2%). На дистанции 100м на спине, как у мужчин, так и у женщин, прирост скорости почти одинаковый и составляет около 1,8%.

Анализ результатов выступления позволил определить количество золотых медалей, завоеванных различными странами на дистанциях 100, 200м на спине на Олимпиадах (1992-2016 гг.).

Итак, золотые медали на дистанциях 100, 200м на спине (мужчины и женщины) завоевали:

Сборная команда США - 18 золотых медалей.

Сборная команда Венгрии - 4 золотые медали.

Сборная команда Румынии и Зимбабве - по 2 золотые медали.

Сборная команда Канады и Испании - по 1 золотой медали.

Выводы. Анализ исследования показал, что динамика результатов пловцов-победителей, специализирующихся на дистанции на спине в период XXV-XXXI Олимпийских игр, имеет тенденцию к увеличению скорости плавания.

Анализ результатов исследования позволил выявить наибольший прирост скорости у пловцов-победителей в период XXV-XXXI Олимпийских игр на дистанции 200м н/с у мужчин (2,9%), а наименьший прирост на дистанции 200м н/с - у женщин (0,2%).

Как показал анализ результатов исследования, наибольшее количество золотых медалей на дистанциях на спине завоевала сборная команда США - 18, далее сборная команда Венгрии - 6 золотых медалей, затем команды Румынии и Зимбабве имеют по 2 золотые медали, команды Канады и Испании завоевали по 1 золотой медали.

Литература:

1. Абсамямов, Т. М. О дальнейшей подготовке пловцов высшего класса / Т. М. Абсалямов // Плавание. -Москва : Физкультура и спорт, 1986. - С. 8-11.

2. Результаты Олимпиад [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.olympiady.ru

3. Черноярова, О. А. Теория и методика плавания / О. А. Черноярова. - Чебоксары: Горизонт, 2012. - 288 с.

4. Чернышевский, Н. Г. Избранные педагогические сочинения / Н. Г. Чернышевский. - Москва: Педагогика, 1953. - С. 26.

Педагогика

УДК 378.016:811'243

аспирант Чиряев Анатолий Николаевич

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (г. Якутск); доктор педагогических наук, профессор Неустроев Николай Дмитриевич

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (г. Якутск)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧАЮЩИХСЯ ГОРОДСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ГИМНАЗИИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

Аннотация. В статье представляется особые условия для реализации врожденного творческого потенциала обучающихся национальной гимназии. Особенность заключается в сохранении родного языка, изучении истории и культуры на основе эпоса ОЛОНХО, объявленного ЮНЕСКО одним из «шедевров устного и нематериального наследия человечества». Наряду с этим отмечается разнообразие внеучебной, метапредметной деятельности данного учреждения. Внеучебная деятельность направлена на сохранение, развития и приумножение наследия предыдущего поколения. Авторами разработана модель «Самореализация творческого потенциала обучающихся в культурно-образовательном пространстве» с целью формирование потребностей в самореализации у субъектов данного пространства. Уровни самореализации творческого потенциала обучающихся в КОП оцениваются по трем направлениям:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.