Системообразующим фактором данной модели выступает результат - сформированность проектной компетенции педагога профессионального обучения.
Технология реализации проектной деятельности педагога профессионального обучения представлена следующими этапами:
первый этап - прогностико-ориентировочный - связан с развитием знаний объектов проектной деятельности, сущности и структуры педагогических проектов;
второй - учебно-проектировочный - обеспечивает решение общепрофессиональных задач и курсовое проектирование;
на третьем - социально-проектировочном - проектная деятельность осуществляется через курсовое проектирование, разработку учебных и внеучебных проектов;
на четвертом - проектно-творческом - проектная деятельность осуществляется через разработку учебно-профессиональных проектов и дипломное проектирование по профилю подготовки.
В качестве показателей эффективности модели проектной деятельности педагога профессионального обучения выступают следующие критерии:
- эффективность модели и технологии реализации проектной деятельности;
- эффективность управления проектной деятельностью;
- эффективность деятельности педагогов.
Качество разработанных модели и технологии реализации проектной деятельности определяются следующими показателями: соответствие модели перспективам развития образовательной системы и требованиям к выпускникам на рынке труда; соответствие модели и технологии проектной деятельности требованиям к профессиональной подготовке педагогов профессионального обучения.
Критерий управления проектной деятельностью определяется числом проектных предложений, включенностью педагогов и студентов в проектную деятельность, социально-педагогическими и учебными проектами, моделями обучающих и воспитательных систем.
Выводы. На основе проведенного исследования и подтверждающего эксперимента можно сделать следующие выводы:
1 .Проектная деятельность представляет собой вид профессиональной деятельности будущего педагога профессионального обучения и является одним из инновационных направлений, который не только обеспечивает сформированность профессиональных и проектных компетенций, но и основан на использовании основных методологических подходов, и учете требований, предъявляемых к процессу профессионального обучения.
2. Сущность проектной деятельности в профессионально-педагогическом образовании определяется педагогическим моделированием и прогнозированием, направлена на развитие стратегии образовательной системы, использовании инноваций в педагогическом процессе и т.д.
3. В процессе исследования была разработана модель проектной деятельности, которая направлена на развитие педагогических систем и раскрывает сущность предмета исследования.
4. Определены факторы, обеспечивающие взаимодействие педагогической и профильной направленности обучения.
Литература:
1. Александрова Н.М., Маркова С.М. Методика прогностических исследований профессионально-педагогического образования // Вестник Мининского университета. 2015. № 3 (11). С. 13.
2. Маркова С.М. Стратегии развития теории педагогического проектирования // Теория и практика общественного развития. 2013. № 6. С. 75-77.
3. Маркова С.М. Проектирование образовательных систем: теоретический аспект // В мире научных открытий. 2012. № 9-2 (33). С. 402-412.
4. Маркова С.М., Полунин В.Ю. Интенсификация профессионального обучения // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-3. С. 175-178.
5. Царапкина Ю.М. Педагогические технологии в образовательной среде: учеб. пособ. - М.: Изд-во ФГБНУ "Росинформагротех", 2017. - 200 с.
6. Царапкина Ю.М. Подготовка педагогов к профессиональной деятельности в условиях аграрного вуза: монография. - М.: Изд-во РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева, М., 2011. - 202 с.
7. Цыплакова С.А. Моделирование проектной деятельности педагога профессионального обучения: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук / Высш. шк. нар. искусств (ин-т). Санкт-Петербург, 2015
8. Markova S., Depsames L., Tsyplakova S., Yakovleva S., Shherbakova E. Principles of building of objective-spatial environment in an educational organization // IEJME: Mathematics Education. 2016. Т. 11. № 10. С. 3457-3462.
9. Markova S., Depsames L., Tsyplakova S., Chigarov E., Burova I. Role of education in development of professional values of specialists // Journal of Entrepreneurship Education. 2017. Т. 20. № 3.
Педагогика
УДК:378.2
кандидат педагогических наук, профессор Черноярова Ольга Алексеевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный педагогический университет имени И. Я. Яковлева» (г. Чебоксары)
ДИНАМИКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПЛОВЦОВ-ПОБЕДИТЕЛЕЙ, СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ НА ДИСТАНЦИЯХ НА СПИНЕ В ПЕРИОД XXV-XXXI ОЛИМПИЙСКИХ ИГР
Аннотация. В данной статье представлен анализ результатов пловцов-победителей, специализирующихся на дистанциях на спине в период XXV-XXXI Олимпийских игр. В ходе исследования определена средняя скорость, проанализированы темпы прироста скорости пловцов-победителей на дистанциях на спине и выявлено количество золотых медалей, завоеванных пловцами различных стран на дистанциях на спине в период XXV-XXXI Олимпийских игр (мужчины и женщины).
Ключевые слова: спортивное плавание, Олимпийские игры, дистанции на спине (мужчины и женщины).
Annotation. Results of backstroke swimming winners in the period of XXV-XXXI Olympic games were analyzed. Mean speed characteristics, speed increments demonstrated by winning athletes in backstroke swimming -both women and men - of various nationalities, as well as their number of earned gold medals were determined.
Keywords: swimming sport, Olympic games, backstroke (men and women).
Введение. Плавание является одним из самых популярных и массовых видов спорта. По количеству медалей, разыгрываемых на Олимпийских Играх, спортивное плавание уступает лишь лёгкой атлетике.
В настоящий момент в Международную федерацию плавания (FINA) входят такие виды спорта, как: спортивное плавание, водное поло, прыжки в воду, синхронное плавание и плавание на открытой воде.
Спортивное плавание включает различные способы: кроль на груди, кроль на спине, баттерфляй (дельфин), брасс, а дистанции носят следующие названия: вольный стиль; на спине; баттерфляй; брасс. По каждому спортивному способу плавания соревнования проводятся на определенных дистанциях. Кроме того, соревнования включают в себя комплексное плавание и эстафеты (4х100м, 4х200м вольный стиль, 4х100м комбинированная эстафета).
Спортивное плавание было включено в программу I Олимпийских игр 1896 г., (Афины, Греция). Соревнования пловцов проводились в Эгейском море.
Плавание на спине впервые было включено в программу III Олимпийских игр, 1904 г., Сент-Луис (США). Дистанции были переведены в ярды (1 ярд = 91 см 44 мм). Дистанция на спине определялась в 100 ярд. (91,44 м). Первым Олимпийским чемпионом стал пловец из Германии Вальтер Брак с результатом 01:16,8.
Как показал анализ летописи Олимпийских игр [3], только на VIII Олимпийских играх, 1924 г., Париж (Франция) женщины впервые приняли участие на дистанции 100м на спине. Первой Олимпийской чемпионкой стала представительница США - Сибил Бауэр с результатом 01:23,2.
Далее на XVIII Олимпийских играх, 1964 г., Токио (Япония) дистанция 100м на спине у мужчин была заменена на дистанцию 200м.
Однако начиная с XIX Олимпийских игр, 1968 г., Мехико (Мексика), как мужчинам, так и женщинам было разрешено участвовать на дистанциях 100 и 200 метров на спине.
Теоретические исследования и практика работы в ВУЗе показывают, что будущему специалисту по физической культуре и спорту необходимо знать историю Олимпийских игр по плаванию, владеть точными сведениями о динамике результатов сильнейших пловцов на различных Олимпийских играх, поскольку, как писал Н. Г. Чернышевский [4, с.26]: «Без истории предмета нет теории предмета. Без теории нет и мысли о самом предмете».
По мнению Т. М. Абсалямова [1], знание особенностей развития плавания и отдельных его видов позволяет правильно понять специфику этого физического упражнения, оценить современное состояние плавания и лучше использовать опыт прошлого для совершенствования процесса обучения и тренировки и определить тенденции дальнейшего развития на ближайшие годы.
Таким образом, возникает противоречие между практической значимостью изучения динамики результатов пловцов-победителей, специализирующихся на дистанциях на спине в период XXV-XXXI Олимпийских игр, с одной стороны, и недостаточно точными сведениями в научно-педагогической и спортивной литературе, с другой стороны.
Данное противоречие определило проблему исследования: какова динамика результатов пловцов-победителей, специализирующихся на дистанциях на спине в период XXV-XXXI Олимпийских игр.
Цель нашего исследования - проанализировать динамику результатов пловцов-победителей, специализирующихся на дистанциях на спине в период XXV-XXXI Олимпийских игр.
Объект исследования: соревновательная деятельность пловцов.
Предмет исследования: динамика результатов пловцов-победителей, специализирующихся на дистанциях на спине в период XXV-XXXI Олимпийских игр.
Гипотеза исследования основана на том, что полученные сведения позволят овладеть более точной информацией в области теории и методики плавания.
Для достижения поставленной цели исследования предстояло решить следующие задачи:
1. Собрать данные о соревновательных результатах пловцов-победителей на дистанциях на спине в период XXV-XXXI Олимпийских игр (мужчины и женщины).
2. Определить среднюю скорость пловцов-победителей на дистанциях на спине в период XXV-XXXI Олимпийских игр (мужчины и женщины).
3. Проанализировать темпы прироста скорости пловцов-победителей на дистанциях на спине в период XXV-XXXI Олимпийских игр (мужчины и женщины).
4. Сравнить динамику результатов среди мужчин и женщин, пловцов-победителей, специализирующихся на дистанциях на спине в период XXV-XXXI Олимпийских игр.
5. Выявить количество золотых медалей, завоеванных пловцами различных стран на дистанциях на спине в период XXV-XXXI Олимпийских игр (мужчины и женщины).
Для решения задач были использованы следующие методы исследования:
• Анализ и обобщение научной, методической, энциклопедической литературы, а также электронного ресурса.
• Сравнительный анализ таблиц результатов пловцов-победителей, специализирующихся на дистанциях на спине в период XXV-XXXI Олимпийских игр (мужчины и женщины).
• Методы математической статистики.
Изложение основного материала статьи. Данная информация представлена на основе тщательного анализа результатов Олимпиад [2].
В ходе теоретического исследования нами были собраны данные о результатах пловцов-победителей на дистанциях на спине в период XXV-XXXI Олимпийских игр (мужчины и женщины) (табл. 1, 2).
Результаты пловцов-победителей на дистанциях на спине в период XXV-XXXI Олимпийских игр
(мужчины)
Дистанции 100 н/с 200 н/с
Олимпиады (гг.)
Олимпиада-1992 Барселона (Испания) 53,98 1.58,47
Олимпиада-1996 Атланта (США) 54,10 1.58,54
Олимпиада-2000 Сидней (Австралия) 53,72 1.56,76
Олимпиада-2004 Афины (Греция) 54,06 1,54,95
Олимпиада-2008 Пекин (Китай) 52,54 1.53,94
Олимпиада-2012 Лондон (Великобритания) 52,16 1.53,41
Олимпиада-2016 Рио-де-Жанейро (Бразилия) 51,97 1.53,62
Таблица 2 Результаты пловцов-победителей на дистанциях на спине в период XXV-XXXI Олимпийских игр (женщины)
Дистанции 100 н/с 200 н/с
Олимпиады (гг.)
Олимпиада-1992 Барселона (Испания) 1.00,68 2.07,06
Олимпиада-1996 Атланта (США) 1.01,19 2.07,83
Олимпиада-2000 Сидней (Австралия) 1.00,21 2.08,16
Олимпиада-2004 Афины (Греция) 1.00,37 2.09,19
Олимпиада-2008 Пекин (Китай) 58,96 2.05,24
Олимпиада-2012 Лондон (Великобритания) 58,33 2.04,06
Олимпиада-2016 Рио-де-Жанейро (Бразилия) 58,45 2.05,99
Далее нами была определена средняя скорость пловцов-победителей на дистанциях на спине в период XXV-XXXI Олимпийских игр (мужчины и женщины).
Средняя скорость у мужчин на дистанции 100м на спине на Олимпиаде-1992 составляла 0,926 м/с, а уже на 0лимпиаде-2016 средняя скорость - 0,962 м/с.
Средняя скорость у мужчин на дистанции 200м на спине на Олимпиаде-1992 составляла 0,422 м/с, а уже на 0лимпиаде-2016 средняя скорость - 0,440 м/с.
Средняя скорость у женщин на дистанции 100м на спине на Олимпиаде-1992 составляла 0,824 м/с, а уже на 0лимпиаде-2016 средняя скорость - 0,855 м/с.
Средняя скорость у женщин на дистанции 200м на спине на Олимпиаде-1992 составляла 0,394 м/с, а уже на Олимпиаде-2016 средняя скорость - 0,397 м/с.
Далее нами было выявлено количество золотых медалей, завоеванных пловцами различных стран в индивидуальных видах программах (дистанции 100, 200м н/с) на Олимпиадах 1992-2016 гг. (мужчины и женщины) (табл. 3, 4).
Таблица 3
Количество золотых медалей, завоеванных пловцами-победителями на дистанциях на спине в период XXV-XXXI Олимпийских игр (мужчины)
Олимпиада Дистанция 1992 Барселона 1996 Атланта 2000 Сидней 2004 Греция 2008 Пекин 2012 Лондон 2016 Рио-де-Жанейро
100 Канада США США США США США США
200 Испания США США США США США США
Количество золотых медалей, завоеванных пловцами-победителями на дистанциях на спине в период XXV-XXXI Олимпийских игр (женщины)
Олимпиада Дистанция 1992 Барселона 1996 Атланта 2000 Сидней 2004 Греция 2008 Пекин 2012 Лондон 2016 Рио-де-Жанейро
100 Венгрия США Румыния США США США Венгрия
200 Венгрия Венгрия Румыния Зимбабве Зимбабве США США
Как видно из таблиц 3 и 4, абсолютным лидером по завоеванному количеству золотых медалей на дистанциях на спине в период XXV-XXXI Олимпийских игр является сборная команда США, как у мужчин, так и у женщин.
Таким образом, анализ показал, что результат пловцов-победителей на Олимпиадах (1992-2016 гг.) у мужчин:
На дистанции 100м н/с улучшился на 2,0 сек., а средний темп прироста составил 1,9%.
На дистанции 200м н/с улучшился на 4,8 сек., а средний темп прироста составил 2,9%.
Анализ показал, что результат пловцов-победителей на Олимпиадах (1992-2016 гг.) у женщин:
На дистанции 100м н/с улучшился на 2,2 сек., а средний темп прироста составил 1,8%.
На дистанции 200м н/с улучшился на 1,0 сек., а средний темп прироста составил 0,2%.
Наибольший скачок прироста скорости наблюдается у мужчин на дистанции 200м на спине (2,9%), а самый наименьший прирост скорости - у женщин на дистанции 200м на спине (0,2%). На дистанции 100м на спине, как у мужчин, так и у женщин, прирост скорости почти одинаковый и составляет около 1,8%.
Анализ результатов выступления позволил определить количество золотых медалей, завоеванных различными странами на дистанциях 100, 200м на спине на Олимпиадах (1992-2016 гг.).
Итак, золотые медали на дистанциях 100, 200м на спине (мужчины и женщины) завоевали:
Сборная команда США - 18 золотых медалей.
Сборная команда Венгрии - 4 золотые медали.
Сборная команда Румынии и Зимбабве - по 2 золотые медали.
Сборная команда Канады и Испании - по 1 золотой медали.
Выводы. Анализ исследования показал, что динамика результатов пловцов-победителей, специализирующихся на дистанции на спине в период XXV-XXXI Олимпийских игр, имеет тенденцию к увеличению скорости плавания.
Анализ результатов исследования позволил выявить наибольший прирост скорости у пловцов-победителей в период XXV-XXXI Олимпийских игр на дистанции 200м н/с у мужчин (2,9%), а наименьший прирост на дистанции 200м н/с - у женщин (0,2%).
Как показал анализ результатов исследования, наибольшее количество золотых медалей на дистанциях на спине завоевала сборная команда США - 18, далее сборная команда Венгрии - 6 золотых медалей, затем команды Румынии и Зимбабве имеют по 2 золотые медали, команды Канады и Испании завоевали по 1 золотой медали.
Литература:
1. Абсамямов, Т. М. О дальнейшей подготовке пловцов высшего класса / Т. М. Абсалямов // Плавание. -Москва : Физкультура и спорт, 1986. - С. 8-11.
2. Результаты Олимпиад [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.olympiady.ru
3. Черноярова, О. А. Теория и методика плавания / О. А. Черноярова. - Чебоксары: Горизонт, 2012. - 288 с.
4. Чернышевский, Н. Г. Избранные педагогические сочинения / Н. Г. Чернышевский. - Москва: Педагогика, 1953. - С. 26.
Педагогика
УДК 378.016:811'243
аспирант Чиряев Анатолий Николаевич
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (г. Якутск); доктор педагогических наук, профессор Неустроев Николай Дмитриевич
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (г. Якутск)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧАЮЩИХСЯ ГОРОДСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ГИМНАЗИИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
Аннотация. В статье представляется особые условия для реализации врожденного творческого потенциала обучающихся национальной гимназии. Особенность заключается в сохранении родного языка, изучении истории и культуры на основе эпоса ОЛОНХО, объявленного ЮНЕСКО одним из «шедевров устного и нематериального наследия человечества». Наряду с этим отмечается разнообразие внеучебной, метапредметной деятельности данного учреждения. Внеучебная деятельность направлена на сохранение, развития и приумножение наследия предыдущего поколения. Авторами разработана модель «Самореализация творческого потенциала обучающихся в культурно-образовательном пространстве» с целью формирование потребностей в самореализации у субъектов данного пространства. Уровни самореализации творческого потенциала обучающихся в КОП оцениваются по трем направлениям: