Научная статья на тему 'Основные тенденции развития содержания профессионального образования'

Основные тенденции развития содержания профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1036
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / VOCATIONAL EDUCATION / VOCATIONAL TRAINING / EDUCATIONAL CONTENT / DEMOCRATIZATION OF EDUCATION / HUMANIZATION OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маркова Светлана Михайловна, Котенко Елена Федоровна, Григорян Нуне Мартини

В условиях модернизации образования проблема содержания профессионального образования является весьма актуальной, что подтверждается такими факторами как развитие политического мышления, изменение содержания образования в зависимости от социальных, научно-технических и психолого-педагогических факторов, универсализации и профессионализации содержания образования. Исследование позволило выделить ряд противоречий, связанных с возрастанием требований к уровню профессиональных компетенций рабочих и специалистов и качеством профессиональной подготовки, расширяющимися требованиями со стороны производства, общества и обучающихся. В статье рассматривается основные принципы для формирования содержания профессионального образования: интеграция целей; преемственность общего, профессионального и высшего образования; демократизация и гуманизация профессионального образования; многовариантность и гибкость содержания, соединение с обучения с производительным трудом, опережающий характер профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маркова Светлана Михайловна, Котенко Елена Федоровна, Григорян Нуне Мартини

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF THE CONTENT OF PROFESSIONAL EDUCATION

In the context of modernizing education, the problem of maintaining professional education is very relevant, as evidenced by such factors as the development of political thinking, the change in the content of education, depending on social, scientific, technical and psychological-pedagogical factors, universalization and professionalization of the content of education. The study made it possible to identify a number of contradictions related to the increase in the requirements for the level of professional competencies of workers and professionals and the quality of vocational training, expanding demands on the part of production, society and students. The article considers the main principles for the formation of the content of professional education: the integration of goals; continuity of general, professional and higher education; democratization and humanization of vocational education; the multivariance and flexibility of content, the connection with training with productive labor, outstripping the nature of vocational education.

Текст научной работы на тему «Основные тенденции развития содержания профессионального образования»

Этой таблицей пользовались при дальнейшем решении текстовых задач разными методами. Эту таблицу успешно применяют учителя.

Выводы. Курс математики имеет большие возможности для обобщения и систематизации учебного материала для более глубокого и осмысленного его, усвоения, для более эффективного его применения в методике обучения дошкольников и младших школьников. Систематизация и обобщение на ряду с дидактической задачей позволяет решать развивающие,.методические ,мотивационные, диагностические и другие задачи. Эти вопросы требуют дальнейшего исследования.

Литература:

1. Ушинский, К.Д. Родное слово: Книга для учащихся. Собр. соч. в 11-ти томах. Т. 6. — М.: Учпедгиз, 1979. — с. 265-266.

2. Усова, А.В., Завьялов В.В. О систематизации знаний учащихся в процессе обучения физике. // В кн.: Развитие познавательных способностей и самостоятельности учащихся в процессе преподавания физики. — Челябинск, 1974. — с. 38-47.

3. Кедров, Б.М. Обобщение, как логическая операция // Вопросы философии. — М., 1965. — № 12. — с. 46-47

4. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2008. — 528 с.

5. Лебединцева В.А. Краткий курс математики для бакалавров начального образования. - Магадан, из-во СВГУ, 2013. - 136 с.

Педагогика

УДК 378

доктор педагогических наук, профессор Маркова Светлана Михайловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Котенко Елена Федоровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Григорян Нуне Мартини

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В условиях модернизации образования проблема содержания профессионального образования является весьма актуальной, что подтверждается такими факторами как развитие политического мышления, изменение содержания образования в зависимости от социальных, научно-технических и психолого-педагогических факторов, универсализации и профессионализации содержания образования. Исследование позволило выделить ряд противоречий, связанных с возрастанием требований к уровню профессиональных компетенций рабочих и специалистов и качеством профессиональной подготовки, расширяющимися требованиями со стороны производства, общества и обучающихся. В статье рассматривается основные принципы для формирования содержания профессионального образования: интеграция целей; преемственность общего, профессионального и высшего образования; демократизация и гуманизация профессионального образования; многовариантность и гибкость содержания, соединение с обучения с производительным трудом, опережающий характер профессионального образования.

Ключевые слова: профессиональное образование, профессиональная подготовка, содержание образования, демократизация образования, гуманизация образования.

Annotation. In the context of modernizing education, the problem of maintaining professional education is very relevant, as evidenced by such factors as the development of political thinking, the change in the content of education, depending on social, scientific, technical and psychological-pedagogical factors, universalization and professionalization of the content of education. The study made it possible to identify a number of contradictions related to the increase in the requirements for the level of professional competencies of workers and professionals and the quality of vocational training, expanding demands on the part of production, society and students. The article considers the main principles for the formation of the content of professional education: the integration of goals; continuity of general, professional and higher education; democratization and humanization of vocational education; the multivariance and flexibility of content, the connection with training with productive labor, outstripping the nature of vocational education.

Keywords: vocational education, vocational training, educational content, democratization of education, humanization of education.

Введение. В условиях модернизации профессионального образования значительное место уделяется проблеме содержания обучения в профессиональных учебных заведениях. Именно в содержании образования находят отражение в наиболее конкретном виде задачи, выдвигаемые обществом перед профессиональными учебными заведениями.

Содержание образования отражает и общие цели социально-экономического характера. Содержание обучения, фиксируемое в учебно-программной документации, детерминирует выбор форм, методов, средств обучения, оно же определяет уровень образования инженерно-педагогических работников учебных заведений.

Формулировка цели статьи. В связи с этим, целью статьи является рассмотрение основных тенденций развития профессионального образования.

Изложение основного материала статьи. Следует отметить две существенные черты содержания образования. Оно не всегда в полной мере интерпретирует цели образования. Содержательное отображение гуманитарного, нравственного, эстетического и экологического воспитания, которое в рамках нового политического мышления приобретает приоритетное значение в образовании.

Кроме того, существует постоянная подвижность, изменчивость содержания образования, зависящая от целого ряда объективных (социальных, научно-технических, экономических, психолого-педагогических) факторов. Одни части подвержены более частым и значительным изменениям, другие - более стабильны.

В динамике развитие содержания образования проявляется по направлению универсализации и профилизации содержания образования.

Усложнение профессиональной деятельности, появление новых профессий, их объективная интеграция, предъявляют новые требования к содержанию образования. В учебные планы включают все новые и новые предметы. Программы насыщают большим объемом и обязательным для усвоения учебным материалом.

Содержание образования в профессиональных учебных заведениях должно соответствовать многообразию индивидуальных возможностей и потребностей обучающихся, направлено на развитие личности будущего рабочего и специалиста, соответствовать потребностям производства.

Эти потребности определяют необходимость расширения профилей профессиональной подготовки, повышения уровня профессиональной мобильности квалифицированных рабочих, способных к совмещению профессий и овладению новой техникой и технологией.

Отсюда можно выделить следующие противоречия, касающиеся профессионального образования в целом и содержания профессионального образования в частности:

- несоответствие потребностей ускоренного развития экономики и сложившейся системы воспроизводства рабочих кадров;

- противоречия между возросшим уровнем требований к квалификации рабочих кадров и качеством общеобразовательной и профессиональной подготовки рабочих в профессиональном учебном заведении;

- несоответствие возросшей роли личности работника в развитии хозяйственной и социальной жизни общества и уровня нравственного, трудового, эстетического и политического воспитания обучающихся;

- непрерывное увеличение объема учебного материала;

- между универсализацией и стандартизацией содержания профессионального образования и расширяющимися требованиями к образованию со стороны производства, общества и обучающегося;

- между учебно-программной документацией и региональными, научными и производственными условиями и потребностями обучающихся.

На основе анализа общих политических, социальных, экономических тенденций и процессов определены основные положения для формирования содержания профессионального образования:

1. Интеграция социально-экономических, производственно-технологических и образовательных целей обучающихся.

2. Преемственность общего, профессионального и высшего образования как этапов единой системы профессионального образования.

3. Демократизация профессионального образования, обеспечивающая расширение прав и ответственности обучающихся и педагогов, реализацию принципов сотрудничества, паритетности обучающихся и обучаемых.

4. Гуманизация образования, обеспечивающая условия для проявления инициативы, изобретательности, предприимчивости.

5. Многовариантность и гибкость в конструировании содержания, форм, методов и средств обучения с учетом специфики предприятия, отрасли, региона.

6. Соединение обучения с производительным трудом обучающихся.

7. Опережающий характер профессионального образования.

Определение содержания образования иерархизировано, предусматривает постепенный переход от формулировки общих целей и требований (концептуальный уровень) через определение обобщенных элементов содержания и их взаимосвязей (уровень модульного представления) к конкретной разработке типового и вариативных учебных планов, программ и учебников. Каждый из этапов проектирования содержания предполагает использование специфических процедур работы, включая теоретическое и экспериментальное исследование.

Данные теоретического положения определяют выявление характеристик и показателей содержания профессионального образования.

Интеграция целей профессионального образования является методологическим признаком ее функционирования, определением единства общества, природы, производства. Являясь основополагающим принципом, он носит сквозной характер и отражается на всех уровнях формирования содержания профессионального образования.

Основными целями могут выступать следующие:

- создание условий для овладения человеком профессиональной компетентности и включение его в общественно полезный, производительный труд;

- удовлетворение текущих и перспективных потребностей производства в профессионально-мобильных, компетентных рабочих и специалистов, отвечающих требованиям научно-технического прогресса, современному уровню социально-экономического и профессионально-технологического развития общества и производства;

- воспитание социально активных, творчески развитых членов общества, обладающих системой социальных и общепрофессиональных ценностей, способных к преобразованию производства, производственных и общественных отношений, участию в управлении.

Эти цели отражаются в педагогических задачах:

- формирование мировоззрения как понимания устройства мира (единство общественных, экономических, экологических и нравственных отношений, осознание себя в этом мире);

- умственное развитие, т.е. овладение приемами теоретического и практического мышления, познавательного интереса, системой научных и нравственных знаний;

- гражданское воспитание и воспитание патриотизма, связанное с развитием сознательного отношения к истории, культуре, политике, национальным и религиозным, этническим традициям своего народа, истории своей страны;

- нравственно-духовное развитие, т.е. овладение обучающимися нормами, ценностями поведения, воспитание сознательного отношения;

- формирование профессиональной компетентности, обеспечивающей возможность трудиться на производстве, повышать свою квалификацию в профессиональном поле деятельности, воспитание творческого и ответственного отношения к труду, способности к самостоятельному овладению новых технологий в развивающем производстве;

- воспитание коллективизма, т.е. способности и потребности работать в коллективе, формирование таких норм правового поведения, как взаимоуважение, взаимопомощь и товарищество, честность и дисциплинированность. Коллективные качества личности сочетаются с формированием личной ответственности и инициативы, способностью принимать решения, личным мужеством и выдержкой;

- эстетическое воспитание, т.е. воспитание чувства прекрасного, развитие умения ценить и понимать красоту во всех ее проявлениях, приобщаться к художественному творчеству, формирование эстетического отношения к профессиональной деятельности, понимание взаимосвязи качества продукции и ее эстетических свойств;

- экологическое воспитание, формирование понимания всеобщности связей природы, человеку и производству, привитие ответственности каждого человека за судьбу природы, защиту окружающей среды;

- физическое воспитание, содействующее укреплению здоровья обучающихся, подготовке к активной трудовой деятельности.

Данные задачи определяют основные элементы содержания профессионального образования. С точки зрения источников и факторов формирования, а также степени обобщенности эти элементы объединяются в три направления: гуманистические, естественно-математические и профессиональное. Такое распределение содержания по направлениям предназначено для определённой концентрации элементов, имеющих значительную содержательную общность. Каждое направление в той или иной степени направлено на достижение всех целей профессионального образования.

Интеграционные процессы, происходящие в современном производстве, детерминируют расширение профессионально-трудовых функций, усиление интеграции профессий, расширение профилей подготовки рабочих и специалистов. Это вызывает появление нового содержательного элемента обучения, интегрирующего определённые естественно-научные и технико-технологические основы подготовки рабочих и специалистов.

Практической реализацией принципа интеграции является интеграция предметной структуры содержания, переход к интегрированным предметам.

Предметная интеграция основывается на единстве задач и логики ряда элементов содержания. Она может происходить как на внутрипредметном, так и межпредметном уровнях, а также интегрировать теоретическое и практическое обучение.

Предметная интеграция способствует формированию целостного, системного представления об изучаемом производстве. Она позволяет избавиться от многопредметности и малообъемных учебных дисциплин.

Преемственность общего, профессионального и высшего образования, как звеньев единой системы непрерывного образования обеспечивает условия для непрерывного развития личности. Преемственность реализуется через взаимосвязь отдельных этапов в обучении, исключить дублирование в содержании обучения. Также, реализация преемственности предполагает, что все стадии образования должны базироваться на одних и тех же основополагающих идеях. Эти идеи демократизации, гуманизации, экологической безопасности, связи экономического и общественного развития, целостности мира, информатизации образования.

Демократизация образования имеет самое широкое применение ко всем аспектам деятельности профессиональных учебных заведений. Принцип демократизации реализуется через активное участие предприятий-заказчиков в определении содержательных элементов учебных планов. На практике демократизация образования реализуется за счет введения обязательных и вариативных, факультативных предметов, модульного подхода к структуре учебных планов.

Гуманизация образования - ведущее направление модернизации профессионального образования. Под гуманизацией образования понимается его целевая направленность на человека, понимание его творческого начала, придание человеку значения ценности мира. Гуманизация образования реализуется через гуманитаризацию, т.е. включение в содержание образования элементов, направленных на изучение человека и его связей с миром; значительный объем гуманитарных дисциплин. Особенным направлением гуманизации содержания образования становится «очеловечение» технических дисциплин, обеспечение их связи с развитием человечества.

Дифференциация уровней профессионального образования есть отражение неравномерности развития производства и учета индивидуальных потребностей и возможностей человека.

При сохранении единства основных направлений содержания образования, обуславливаемых единством целей, дифференциация определяет значительное различие как в составе предметов, включенных в учебный план, так и в требуемом уровне усвоения знаний, умений и навыков.

Многовариантность, гибкость, адаптивность содержания образования становится перспективным в развитии образования.

Гибкость содержания способствует принципов демократизации и гуманизации образования. Под гибкостью понимается возможность быстрого структурно-содержательного изменения в соответствие с изменениями в обществе и производстве.

Особое значение приобретают гибкость и многовариантность подходов к реализации требований производства, учет изменений в экономико-организационной структуры производственных сил.

Неравномерное внедрение достижений научно-технического прогресса в различные отрасли народного хозяйства, значительное различие в уровне автоматизации и механизации производства, делают необходимым существенные различия в профессиональной подготовке рабочих и специалистов.

Принцип соединения обучения с производительным трудом связывается с организацией производственного обучения: работа в учебных цехах, на участках, на предприятиях и организация самостоятельного учебного производства.

Выводы. Таким образом, в качестве путей совершенствования содержания профессионального образования можно считать следующие:

- учет требований производства в интегративной деятельности рабочих, которые определяют расширение профилей их подготовки и профессиональной мобильности;

- введение новых федеральных государственных образовательных стандартов, ориентация на формирование универсальных профессиональных компетенций;

- включение в содержание образования элементов, имеющих прогностическую функцию;

- повышение значимости общетехнических знаний, определяющих профиль профессиональной подготовки и формирование технической культуры;

- дифференцированный характер всех элементов содержания; включение в структуру свободно выбираемых учебных предметов, факультативов;

- переход к интеграции содержания учебных материалов на внутрипредметном и межпредметном уровнях;

- поэтапное овладение профессиональными компетенциями.

Литература:

1. Бекоева М.И., Сикоева М.Т. Особенности формирования практической готовности будущего учителя в условиях многоуровневого обучения // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. 2012. № 1. С. 111-116.

2. Маркова С.М., Наркозиев А.К. Политеоретические основы профессионально-педагогического образования // Вестник Мининского университета. 2016. № 3 (16). С. 2.

3. Маркова С.М., Петровский А.М. Управление профессиональной школой как социально-экономической системой // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 6-3. С. 597-600.

4. Маркова С.М., Цыплакова С.А. Образовательная система: управление и социальное партнерство: учебное пособие / Мининский университет. Нижний Новгород, 2016.

5. Цыплакова С.А., Кривоногова А.С. Методы исследования проблем профессионального образования // Вестник Мининского университета. 2017. № 1 (18). С. 5.

6. Цыплакова С.А. Управление педагогическим процессом в системе профессионального образования // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. 2018. № 2. С. 102-104.

Педагогика

УДК 378.1

старший преподаватель Масютина Наталья Михайловна

Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет (г. Москва); старший преподаватель Яновская Галина Самойловна

Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет (г. Москва)

РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К УЧАСТИЮ В НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ В

ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Аннотация. Статья описывает важность проведения студенческих научных конференций на иностранном языке в техническом ВУЗе и определяет роль преподавателя в этом процессе. Отражены основные этапы организации и проведения конференции на кафедре И-11 «Иностранный язык для аэрокосмических специальностей» в соответствии с опытом преподавателей. Авторы анализируют совместную работу преподавателей и студентов.

Статья раскрывает не только публичные, но и личностные результаты, которые обозначаются спецификой иностранного языка.

Ключевые слова: Студенческая конференция, преподаватель, сотворчество, студенческая инициатива, научно-исследовательская деятельность, внеаудиторная работа.

Annotation. The article discusses the importance of holding students' scientific conferences in a foreign language in a technical university and designates the role of the tutor in this process. It shows the main stages of organization and holding of the conference at the department of "Foreign language for aerospace specialties" in MAI according to the teacher's experience. The authors analyze the results of tutors and student co-work during their preparation for a presentation.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The article clears up not only public, but also personal results which are designated by the specificity of the foreign language.

Keyword: Student conference, teacher, co-creation, student initiative, research activities, extracurricular activities.

Введение. Высокая конкуренция на рынке труда среди новых специалистов ставит перед преподавателями, которые занимаются их подготовкой, новые задачи. В частности, для полноценной подготовки специалиста необходимо, чтобы он мог не только быстро получать необходимую информацию, но и активно применять ее в жизни. Важную роль в обучении таких специалистов играет их участие в экспериментальных работах и в научно-исследовательских мероприятиях. Л.Н. Соколова отмечает, что «для создания и последующего совершенствования умений и навыков в области научных исследований необходимо как можно раньше приобщать учащихся ВУЗа к научной работе, помогать им развиваться и совершенствоваться творчески, самостоятельно добиваться поставленных целей». Самой результативной формой привлечения учащихся к работе в различного рода научных исследованиях будет самостоятельная подготовка, организация, а также проведение конференций. Проведение научных конференций можно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.