Педагогика
УДК 378.14
доктор педагогических наук, профессор Маркова Светлана Михайловна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Полунин Вадим Юрьевич Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)
ИНТЕНСИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Аннотация. В статье исследуются факторы, характеризующие интенсивный процесс профессионального обучения. Интенсивность профессионального обучения связывается с содержанием и технологиями обучения. Интеграция и универсализация, политехническая направленность, практикоориентированность содержания профессионального обучения является важным фактором интенсификации профессионального обучения. Интенсивное развитие предполагает развитие межличностных и общественных отношений с использованием инновационных методов и форм обучения, информационных технологий. Также, к факторам, обеспечивающим интенсификацию процесса профессионального обучения, относятся: социальные изменения, научно-технические новшества, требования федеральных государственных образовательных и профессиональных стандартов.
Ключевые слова: научно-технический прогресс, профессиональное обучение, интенсификация, содержание, технологии.
Annotation. The article examines the factors characterizing the intensive process of professional training. The intensity of professional training related to the content and technology of teaching. Integration and universalization, polytechnical orientation, practical orientation of the content of vocational training. Intensive development involves the development of interpersonal and social relations using innovative methods and forms of education, information technology. Also, the factors that provide for the intensification of technologies: social changes, scientific and technical innovations, the requirements of federal state educational and professional standards.
Keywords: scientific and technical progress, vocational training, intensification, content, technology.
Введение. Повышение эффективности и качества профессионального обучения является основной задачей системы профессионального образования.
Под интенсификацией профессиональной подготовки понимается система социальных, педагогических, психологических, физиологических закономерностей и принципов и обеспечивающая достижение максимальной эффективности в подготовке будущих рабочих к общественной профессиональной деятельности. Создание такой системы обусловлено стратегическими инициативами развития профессионального образования, социальными потребностями и требованиями науки, техники и производства к подготовке рабочих.
Интенсивность характеризуется активными социальными взаимодействиями педагогической науки и практики, познавательной и профессиональной деятельности учащихся, воспитанием и развитием у будущих рабочих готовности к производственному труду.
Интенсификация направлена на развитие профессионального обучения на основе комплексного подхода в теоретическом, организационно-управленческом и личностно-деятельностном отношении.
Формулировка цели статьи. В связи с этим целью статьи является раскрытие основных факторов интенсификации профессионального обучения, связанных с интеграцией и универсализацией профессионального образования с использованием интенсивных технологий обучения.
Изложение основного материала статьи. Интенсификация реализуется через усиление политехнической направленности содержания производственного обучения; осуществление взаимосвязи теоретического и производственного обучения; рациональное сочетание форм и методов обучения, увеличение лабараторно-практических работ в процессе обучения; повышение научно-технического уровня производства и роли человека в овладении автоматизированными системами и средствами; усиление социально-экономического аспекта профессионального обучения, развитие производительного труда учащихся. Возрастание объема производительного труда будущих рабочих, усиление его политехнической направленности, осуществление преемственности содержания обучения приводит к увеличению удельного веса социального и нравственного воздействия труда как фактора формирования гражданской позиции личности.
Материальное производство становится мощным фактором профессионального воспитания.
Научно-технический прогресс, связанный с разработкой и внедрением в производство высокоэкономичной техники, в том числе робототехники и компьютерной техники, автоматизированных технологических систем, передовой технологии требует интенсивного процесса формирования профессиональных компетенций для профессиональной мобильности, быстрого переключения рабочего на новые операции и виды работ.
Возрастает необходимость подготовки будущих рабочих в области информатики, повышается роль теоретического и производственного обучения в области микропроцессной техники и автоматизированных систем управления технологическими процессами.
Широкие преобразования в теории и практике профессионального образования связаны с процессами интенсификации.
Интенсивное развитие предполагает последовательное проведение качественных преобразований в целях повышения эффективности профессионального обучения.
Потребность в интенсификации детерминируется следующими факторами:
- использование достижений научного прогресса для повышения темпов роста производства;
- предостаточность количественных факторов для повышения эффективности профессионального обучения;
- необходимость рационального использования трудовых, производственных, финансовых ресурсов;
- наличие интеграционных процессов в экономических системах.
Повышения эффективности профессионального обучения можно достигнуть повышением качества учебных занятий, глубиной воздействия на познавательную, эмоциональную, поведенческую сферы личности.
Социальный аспект интенсификации связывается с развитием межличностных и общественных отношений использованием инновационных форм и методов процесса обучения: системным единством количественных факторов через их увеличение, взаимодействие друг с другом.
Факторами интенсификации выступают усиление целенаправленности обучения, усиление мотивации обучения, повышение интегративности содержания образования, использование инновационных форм и методов обучения и информационных технологий, ориентация на формирование учебных действий.
В качестве универсального показателя эффективности является временной фактор - экономия времени. С этой точки зрения интенсификация обучения определяется как количественное повышение производительности педагогического и учебного труда в каждую единицу времени.
Экономия времени является основой для полного достижения более высоких социально значимых целей, то есть удовлетворение потребностей человека и создание условий для его развития.
Интенсификация профессионального обучения основывается на унификации содержания образования. В этой связи, создание модели интегрированной профессиональной деятельности рабочего, обеспечивающей целостность, расширение и мобильность производственного профиля в связи с требованиями общества, науки, техники и производства.
Интеграция и универсализация содержания профессионального образования производится на единой технологической основе, что позволяет определить значимость содержания для профессиональной деятельности; обеспечить практикоориентированность профессионального обучения, выделить производственный процесс как системообразующий фактор профессионального обучения будущих рабочих.
Интенсивное развитие профессионального образования выдвигает задачу внедрения в практику образ процесса новой технологии процесса овладения профессиональными компетенциями.
Технология обучения рассматривается, как обобщающее понятие, включающее целеполагание, планирование, научную организацию учебно-воспитательного процесса, выбор методов, средств и материалов, соответствующих целям и содержанию, обеспечивающих эффективность обучения и воспитания.
Интенсификация направлена на развитие профессионального обучения на основе комплексного подхода в теоретическом, организационно-управленческом и личностно-деятельностном отношении.
В условиях информатизации, внедрения микропроцессной техники, перехода к подготовке рабочих новых профессий, связанных с обслуживанием робототехнических комплексов, автоматизированных систем, стратегической линией является взаимосвязь педагогических и технологических целей для ускоренного формирования профессиональных функций рабочего, создания материально-технических условий для использования информационных технологий в обучении будущих рабочих.
Одной из центральных задач является автоматизация педагогических функций, при ведущей роли педагога в учебном процессе, требующие профессиональной компетентности инженерно-педагогических кадров.
Интенсификация предполагает использование таких факторов, которые отвечают критерию эффективности, связанный с потребностями развития. Таким примером может служить не улучшение существующих факторов, а формирование принципиально новых структур, то есть использование эффективных технологий обучения.
Для определения понятия «интенсивная технология профессионального обучения» были использованы понятия «технология», «обучение», «процесс», «интенсификация».
В переводе с греческого, технология означает «учение об искусстве, мастерстве, умение». С точки зрения материального производства технология понимается как совокупность производственных процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства. С точки зрения образовательных процессов под технологией понимается система идеальных и материальных средств проектирования содержания образования и функционирование процессов обучения и учения.
Технологии профессионального обучения включают технологию теоретического и технологию производственного обучения, которые в свою очередь используют различные технологии решения учебно-воспитательных задач.
Так, например, технология программированного обучения, модульная технология образования, информационная технология, имитационные технологии и др. Технологии профессионального обучения обеспечивают формирование способов профессиональной деятельности и адаптацию к ней в реальных условиях. Это доказывает интенсификацию педагогических технологий.
К факторам, обеспечивающим интенсификацию технологий, относятся следующие:
- информатизация, обеспечивающая повышение эффективности учебного процесса за счет увеличения количества и качества информационных процессов, в единицу времени без увеличения времени необходимого на обучение, что обеспечивает интенсификацию учебного процесса;
- структурные и организационные изменения предполагают обеспечение субъет-субъектных отношений между педагогом и обучающимся, выступающие важнейшей предпосылкой становления процесса самоуправления профессиональным обучением. Эти изменения повышают эффективность технологии обучения без дополнительных средств;
- социальные изменения представляют собой совокупность изменений, связанных с гуманизацией, общечеловеческими ценностями, экологизацией, демократизацией и др., с помощью которых осуществляются все остальные факторы интенсификации;
- научно-технические новшества (тренажеры, компьютера, имитационные средства, аудиовизуальные средства и др.), отражающие функционирование системы «человек-машина».
Интенсивная технология профессионального обучения представляет совокупность способов подготовки рабочих и специалистов, учитывающие особенности и потребности производственных предприятий и организаций, достижений науки техники и образования.
Таким образом, технологии профессионального обучения обеспечивают:
- выявление потребностей в интенсивном развитии профессионального обучения через анализ критериев интенсификации процесса профессионального обучения;
- определение системы факторов, детерминирующих интенсивность процесса обучения;
- выделение видов, источников и средств интенсивного развития;
- структурные изменения процесса профессионального обучения через систему управления -самоуправление процессом развития.
Как известно обучение - это педагогический процесс освоения систематизированными знаниями, способами деятельности для овладения познавательной, творческой и трудовой деятельностями.
Под «технологией обучения» понимается система целенаправленных процессов обучения и учения, состоящих из совокупности методов, способов, средств обучения и активизации познавательной деятельности обучающихся.
Понятие «технология профессионального обучения» анализирует взаимосвязи всех компонентов процесса профессионального обучения рабочих и специалистов, уточняет способы преобразования и реализации технологии обучения в условиях производства, конкретизирует цели и результат обучения в соответствии с изменяющимися социально-производственными требованиями к уровню и качеству профессиональной подготовки рабочих и специалистов в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных и профессиональных стандартов.
Одним из способов повышения эффективности обучения является его интенсификация.
«Интенсивный» - «напряженный, усиленный, «дающий высокую производительность». В отношении к обучению интенсификация означает оптимальную организацию обучения, позволяющую добиваться максимальных результатов в сокращенные сроки. «Интенсивный процесс обучения - это такой процесс, который обеспечивает заданное качество подготовки специалиста в короткие сроки.
Взаимосвязь понятий «интенсификация обучения» и «технология обучения» возможно через понятие «процесс». Процесс понимается как «последовательная смена явлений, состояний в развитии чего-либо»,; «совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата».
Процесс обучения рассматривается как последовательность педагогических действий направленных на достижение конкретного результата - овладение обучающимися образцовой программой и как совокупность компонентов, составляющих процесс обучения в соответствии с его логикой.
Понятие «интенсивная технология обучения» раскрывается как система факторов, интенсифицирующих процесс обучения: идеальных (действия педагога, направленных на активизацию обучающихся, познавательную деятельность личности) и материальных (технических), обеспечивающих определенный уровень обучения.
Интенсивная технология профессионального обучения будущих рабочих понимается как мобильная система целенаправленных процессов педагогической и учебной деятельности, каждая из которых представляет собой логическую взаимосвязанную совокупность компонентов. В качестве идеальных компонентов.
Выводы. Таким образом, «интенсификация профессионального обучения» рассматривается как система целенаправленных процессов обучения и учения, каждый из которых представляет собой логически взаимосвязанную совокупность компонентов идеального и материального характера. В качестве идеальных компонентов выступают следующие: структуризация содержания обучения, действия преподавателей и мастеров производственного обучения, методы, способы, средства обучения, повышение мотивации обучающихся к учебной деятельности и др. К материальным относятся: техническая оснащенность учебного процесса, материальное обеспечение и др. Комплексный подход к данным компонентам позволяет обеспечить интенсивную профессиональную подготовку рабочих и специалистов в соответствии с изменяющимися требованиями производства и общества.
Литература:
1. Александрова Н.М., Маркова С.М. Проблемы развития профессионально-педагогического образования // Вестник Мининского университета. 2015. № 1 (9). С. 11.
2. Дружинина А.И., Цыплакова С.А. Интенсификация: тенденция развития образования и фактор повышения качества обучения // В сборнике: Современные направления модернизации российского образования: проблемы и перспективы материалы II Всероссийской студенческой заочной научно-практической конференции. БФ ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет»; отв. ред. Е.А. Кудрявцева. 2016. С. 46-48.
3. Кривоногова А.С., Цыплакова С.А. Методы исследования проблем профессионального образования // Вестник Мининского университета. 2017. № 1 (18). С. 5.
4. Маркова С.М., Горлова В.Г. Модель профессионально-педагогического образования педагога профессионального обучения // Вестник Мининского университета. 2014. № 1 (5). С. 17.
5. Маркова С.М., Цыплакова С.А. Профессиологические основы профессионально-педагогического образования // Психолого-педагогические исследования. 2017. Т. 9. № 1. С. 38-43.
6. Маркова С.М., Цыплакова С.А. Управление педагогическим процессом как системой // Школа будущего. 2016. № 4. С. 138-144.
7. Цыплакова С.А. Профессионально-педагогическое образование и тенденции его развития // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56-8. С. 274-280.
Педагогика
УДК 372.881. 1
учитель английского языка первой категории Материкина Маргарита Евгеньевна
ГБОУ Школа №1411 (г. Москва)
ПРЕЗЕНТАЦИЯ АНГЛИЙСКОГО УРОКА В ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ РАЗРЕЗЕ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБЗОРА
Аннотация. В статье рассматривается проблема использования образовательных ресурсов с помощью инновационных средств освоения в контексте новой образовательной парадигмы. Автором актуализирована проблематика методология освоения нового знания, которая рассматривает в своей дидактической основе режим активного взаимодействия субъектов образовательного процесса. Рассмотрен метод презентации в условиях интерактивной образовательной среды на примере изучения иностранного (английского) языка. Автор акцентирует внимание на привлечении как дидактического потенциала технологии для формирования языковых компетенций обучающихся, так и потенциала (активизируемых в процессе ее применения) психических процессов, обеспечивающих более эффективное и продуктивное усвоение иноязычного, материла. В статье интерактивный контекст презентации рассматривается как специальная форма организации познавательной деятельности обучающихся при изучении иностранного языка, сопровождаемая как методами интерактивных и мультимедийных технологий, так и методами технологии развития критического мышления. Автором рассмотрены этапы и стадии презентации урока в преобразовательном пространстве интерактива. Выявлены задачи и методологические решения для реализации каждой стадии при сохранении познавательного интереса и мотивации обучающихся. Приведены примеры использования учебного материала в рамках процесса интерактивного освоения методом презентации.
Ключевые слова: иностранный (английский) язык, презентация, методология интерактивного освоения образовательных ресурсов, обучающиеся, сущность интерактива в обучении, взаимодействие.
Annotation. The article considers the problem of using educational resources with the help of innovative means of development in the context of the new educational paradigm. The author has actualized the problematics of the methodology of mastering new knowledge, which considers in its didactic basis the active interaction of the subjects of the educational process. The method of presentation in the conditions of interactive educational environment on the example of studying a foreign (English) language is considered. The author focuses on attracting both the didactic potential of technology for the formation of the language competencies of students and the potential (activated in the course of its application) of mental processes that ensure more effective and productive learning of foreign language material. In the article, the interactive context of the presentation is considered as a special form of organization of the cognitive activity of students in the study of a foreign language, accompanied by both interactive and multimedia technologies and methods of developing critical thinking. The author examines the stages and stages of presentation of the lesson in the interactive space of the interactive. The tasks and methodological solutions for realization of each stage are revealed, while maintaining the cognitive interest and motivation of the students. Examples of the use of educational material as part of the process of interactive development by presentation method are given.
Keywords: foreign (English) language, presentation, methodology of interactive development of educational resources, students, the essence of interactive in learning, interaction.
Введение. Современные образовательные ресурсы все чаще требуют обращения к творческому опыту обучающихся, который формируется, исходя из самостоятельной деятельности, направленной на открытие нового знания, что составляет концепт новой образовательной парадигмы. В связи с этим концептуально меняется и методология освоения нового знания, которая все чаще рассматривает в своей идеолого-дидактической основе режим активного взаимодействия субъектов образовательного процесса[1; 7; 8].
Необходимо отметить, что большинство современных образовательных методических инноваций сегодня связаны с использованием интерактивной области средств, позволяющих продуктивно реализовывать процесс активного взаимодействия, что особенно важно для освоения языковых компетенций (в нашем случае skilto subskills в английском языке), что и определило тему и цель статьи [1; 2; 8].
Изложение основного материала статьи. Одним из наиболее распространенных средств интерактивных технологий является презентация, которая позволяет представить необходимый материал, используя потенциал психических процессов, обеспечивающих эффективное обучение. Рассматривая презентацию в преобразовательном пространстве интерактивного обзора следует акцентироватьвнимание на гораздо более продуктивных дидактических возможностях, позволяющих добиться активизации у обучающихся психических процессов, обеспечивающихся суммарным эффектов вербальных, звуковых и визуальных средств, которые одновременно взаимодействуют в рамках развития познавательного интереса, познавательной активности и формирования когнитивного стиля как фактора наличия у обучающихся высокого уровня интеллектуального развития и способности к индивидуализированной форме познавательного отражения. Это достигается благодаря тому, что интерактивный контекст презентации рассматривается как специальная форма организации познавательной деятельности обучающихся при изучении иностранного языка [1; 3; 5].
Считаем важным отметить, что презентация в условиях интерактивного обзора позволяет продуктивно реализовать, на наш взгляд, один из наиболее творческих методов при изучении языка, которым полноправно считается проектный метод. Возможности проектного метода в условиях интерактива презентации урока многократно увеличиваются. Это позволяет не только прогнозировать и достигать необходимые результаты овладения языков, но и добиваться формирования способности самостоятельного проектирования в дальнейшем собственной образовательной стратегии в достижении необходимых языковых компетенций [5; 7].
Следует упомянуть, что, если презентация языкового материала, как правило, начинается с освещения темы и обозначения целей и задач, то презентация в ракурсе интерактивного обзора будет начинаться с апеллирования к способности обучающихся определить тему и задачи самостоятельно. Для этого могут быть использованы такие методы и приемы как глоссирование, теговое глоссирование, добавление тезаурусного поля, составление тезауруса, метод «Корзины идей», которые (в зависимости от возраста обучающихся) могут сопровождаться соответствующей визуальной информацией. При этом необходимо помнить, что в