ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 378.1.03
Доцент Е.В. Корепанова, доцент Г.А. Ашихмина, (Мичуринский гос. аграр. ун-т) кафедра педагогики и психологии, тел. (847545)5-44-53 E-mail: [email protected]
Associate Professor E.V. Korepanova, Associate Professor G.A. Ashikhmina
(Michurinsk State Agrarian University) chair of Pedagogy and Psychology, tel. (847545)5-44-53 E-mail: [email protected]
Реализация компетентностного подхода на основе технологии активизации и интенсификации деятельности студентов
Implementation of the competency-based approach and activation technology intensification of activities of students
Реферат. Реализация компетентностного подхода предусматривает согласно ФГОС ВПО использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий, которые позволяют управлять взаимодействием студентов. Активность и интерактивность форм обучения задается интерактивным режимом, который опирается на принципы проблемности, мотивации активности субъектов учебного процесса, инициирования их креативности. Интерактивный режим занятия создается за счет применяемых преподавателем технологий на основе активизации и интенсификации деятельности студентов, в которую входят игровые технологии проблемного обучения, технологии проектного обучения, интерактивные технологии. Данные технологии позволяют приобщать студентов к способам решения профессиональных задач, развивать коммуникативные компетенции, включать студентов в различные виды продуктивной деятельности. Рассмотрена реализация компетентностного подхода в образовательной практике университета. На лекциях преподавателями чаще всего используются технологии проблемного обучения, интерактивные технологии, технология обучения в сотрудничестве. Проведенные лекции свидетельствуют о «работающих» образовательных технологиях. На практических и лабораторных занятиях активно применяются организационно-деятельностные и деловые игры, кейс-технология, технология проведения дискуссий, технология организации группового взаимодействия, технология организации совмещенных занятий. Выявлены сложные позиции в реализации интерактивных технологий: определение цели и задач учебного занятия и выбор внедряемой технологии.
© Корепанова Е.В., Ашихмина Г.А., 2015
Показаны условия и факторы выбора оптимальной технологии активизации и интенсификации деятельности студентов. В их числе объективные условия и факторы эффективного взаимодействия педагогов и студентов. При использовании интерактивных технологий обучения обнаружена позитивная динамика личностной продуктивности студентов.
Summary. The implementation of competence-based approach involves, according to the Federal State Educational Standard of Higher Professional Education, the use in the educational process of active and interactive forms of employment which allow you to control the interaction of the students. Active and interactive forms of training is given interactively, which is based on the principles of problematical, motivation of activity of subjects of educational process, initiating their creativity. An interactive mode sessions created by applied technology teacher on the basis of the re-vitalization and intensification of the activities of students, which includes gaming, technology, problem-based learning, project-based learning technology, interactive technology. These technologies make it possible accustom students to methods of solving professional problems, to develop communicative competence include students in different types of productive activity. The paper deals with the realization of competent approach to educational practice of the university. At the lectures by teachers are most often used technology problem-based learning, interactive technology, technology education in cooperation. Lectures demonstrate past experience of their application, respectively, as a «working» educational technology. On the practical and laboratory studies are used extensively organizational-activity and business games, case-technology, technology discussions, the technology organization group interaction technology company combined classes. Were revealed a complicated positions in the implementation of interactive technologies: identification of goals and objectives of the training session and the choice of technologies implemented. Displayed the conditions and factors of choosing the optimal technology revitalization and intensification of the activities of students. These include the objective conditions and the factors of effective interaction of teachers and students. When used technologies for learning as an interactive process, it discovered the positive dynamics of the personal productivity of students.
Ключевые слова: компетентностный подход, интерактивный режим занятия, образовательные технологии, технологии на основе активизации и интенсификации деятельности студентов.
Keywords: competence approach, the interactive mode sessions, education technologies, technology based on the revitalization and intensification of the activities of the students.
Федеральные государственные образовательные стандарты базируются на компетентностном подходе в системе высшего образования. Цель профессиональной подготовки задается как становление профессиональной компетентности - ин-тегративного качества личности, которое проявляется через систему компетенций. Для ее достижения важным является совершенствование содержания и способов организации образовательного процесса для освоения образовательных программ, отвечающих требованиям ФГОС, о чем говорится в государственной программе РФ «Развитие образования на 2013 - 2020 годы» [4].
Реализация компетентностного подхода предусматривает согласно ФГОС ВПО использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий, которые позволяют управлять взаимодействием студентов, актуализировать познавательные процессы, усиливать обратную связь и корректировать образовательный процесс.
В системе высшего образования используются в качестве форм обучения лекция, семинар, практические и лабораторные занятия. Каждая из них имеет свою
специфику, которая давно закрепилась и стала традиционной. Их активность и интерактивность задается интерактивным режимом, который характеризуется опорой на принципы проблемности, мотивации активности всех субъектов учебного процесса, инициирования их креативности [1].
Проблемность предполагает реализацию технологий обучения с учетом особенностей и логики мыслительных операций и поисковой деятельности в целом. При этом обеспечивается не только развитие когнитивных способностей личности студента, но и ее качественное становление. Для развития мотивации активности приобретает значимость выбор преподавателем стимулов продуктивной организации работы и оптимального взаимодействия ее участников. В соответствии с принципом инициирования креативности каждый студент должен выступать генератором идей, а не только проявлять активность.
Интерактивный режим занятия, при котором информационные потоки дву-сторонни, построены на диалоговом взаимодействии субъектов обучения, задается за счет применяемых преподавателем технологий. В контексте образования технология представляет собой «обоснованную в рамках определенной педагогической концепции модель совместной деятельности субъектов учебного процесса, которая характеризуется четкими целевыми установками, алгоритмом действий, специфическими методами и средствами, контролируемостью и воспроизводимостью в аналогичных условиях» [3].
Согласно Г.К. Селевко большую группу образовательных технологий составляют технологии на основе активизации и интенсификации деятельности обучающихся [5]. Они ориентированы на организацию активного открытого взаимодействия в системах «преподаватель - студенты», «студент - студент», «студенты - студенты».
В эту группу входят:
- игровые технологии (деловая игра, организационно-деятельностная игра);
- технологии проблемного обучения (технология учебного исследования, технология эвристического обучения);
- технологии проектного обучения (включая кейс-технологию);
- интерактивные технологии (технология развития критического мышления, проведения дискуссий, технология «Дебаты», тренинговые технологии, технология организации группового взаимодействия).
Перечисленные технологии позволяют, во-первых, приобщать студентов к способам решения профессиональных задач; во-вторых, развивать коммуникативные компетенции и достигать эффективного уровня деловой коммуникации; в-третьих, включать студентов в различные виды продуктивной деятельности.
Работа кафедры педагогики и психологии дала возможность обобщить материалы об учебно-методической результативности проведенных преподавателями занятий в рамках ежегодной «Недели качества».
Активному включению преподавателей университета в «Неделю качества» способствовали, на наш взгляд, обучающие семинары, которые ежегодно проводятся перед ее началом. Каждый год они имеют свои целевые ориентиры. Так, в текущем году они были направлены на освоение активных и интерактивных технологий проведения занятий. Участники «Недели качества» показали их реализацию на лекциях, практических и лабораторных занятиях.
Так, на лекциях использовались технологии проблемного обучения (учебного исследования; эвристического обучения); интерактивные технологии (проведения дискуссий, в том числе на основе заранее запланированных ошибок); технология обучения в сотрудничестве.
Лекция на основе технологии проблемного обучения - эвристического обучения (проблемная лекция) состоялась как открытая форма не у всех преподавателей. Ее эффективность определялась умело поставленной учебной проблемой, которая
решалась лектором при вовлечении студентов в её обсуждение. В остальных случаях была реализована классическая информационная монологическая лекция.
Заслуживает внимания лекция, организованная с помощью технологии учебного исследования (лекция - имитация исследования), на которой созданная преподавателем проблемная ситуация позволила студентам в творческой обстановке реализовать знания и умения в контексте квазипрофессиональной деятельности, то есть здесь и сейчас, а не «когда-нибудь в будущем».
Проведенные лекции с использованием интерактивной технологии проведения дискуссии свидетельствуют о сложившемся опыте ее применения как о «работающей» образовательной технологии.
Лекция с заранее запланированными ошибками только недавно стала применяться в образовательной практике университета. Обычно она проводится в завершении изучения большого раздела дисциплины, когда у студентов сложилась определенная платформа знаний, позволяющая им ориентироваться в материале лекции и видеть специально организованные ошибки. Трудности преподавания заключаются в концентрации внимания студентов, чтобы они самостоятельно заметили ошибки.
Интегрированная лекция, построенная на технологии проведения дискуссий (дуальная, бинарная или лекция вдвоем), характеризуется представлением преподавателями различных подходов к рассмотрению и решению проблемы. Взаимодействие между преподавателями требует организации единого информационного и творческого пространства, в котором связи между преподавателями и связи между преподавателями и студентами находятся в динамическом равновесии. Желательно, чтобы студенты - участники дискуссии были объединены в группы, что приводит в действие социально-психологические механизмы формирования цен-ностно-ориентационного единства и коллективистической идентификации, которые усиливают или способствуют возникновению новых мотивов деятельности.
Все лекции проводились на основе использования информационно-коммуникационных технологий (лекции-презентации, лекции-визуализации). Безусловно, это делает учебный материал визуально привлекательным, позволяет представить модели изучаемых процессов, объектов и явлений. Однако в такой образовательной ситуации интерактивный режим автоматически не задается. Преподавателю необходимо вовлечь студентов в процесс познания, организовать многоканальную обратную связь, многосторонний обмен информацией в атмосфере доброжелательности и педагогической поддержки.
Лекция на основе технологии обучения в сотрудничестве действенна при соблюдении ряда условий: изложении лектором сложных теоретических положений четко, точно и аргументировано; показе студентами-ассистентами примеров, подтверждающих общие положения; побуждении группы к совместной работе с помощью вопросов. Таким образом, преподаватель отказался от позиции главного носителя информации, он наряду со студентами стал одним из информационных источников, сопровождая и поддерживая прохождение информационных потоков между участниками взаимодействия.
На практических и лабораторных занятиях применялись игровые технологии (организационно-деятельностная игра, деловая игра); технологии проектного обучения (кейс-технология); интерактивные технологии (технология проведения дискуссий, технология организации группового взаимодействия); технология организации совмещенных занятий (по вертикали и горизонтали).
Практическое занятие на основе деловой игры было представлено многими преподавателями и показало достижение ими достаточного уровня деловой коммуникации студентов. В деловой игре решение основного вопроса - «что было бы, если бы...» способствовало активизации мышления студентов, повышению
самостоятельности будущего работника, подготовке его к профессиональной практической деятельности, вносило дух творчества в обучение.
Занятия с использованием кейс-технологии прошли продуктивно не у всех преподавателей. Преимущества данной технологии (через конкретный пример легче понимается теория; работа над конкретной ситуацией позволяет студентам приобрести практический опыт; работа в группе помогает установить отношения с преподавателем и сокурсниками) не были полностью реализованы на этапе организации групповой дискуссии. Причинами, на наш взгляд, явились, с одной стороны, трудности в привлечении студентов к обсуждению, с другой - трудности в управлении обсуждением результатов работы групп. Вместе с тем следует отметить преподавателей, которые путем создания и поддержки благоприятной атмосферы использовали образовательные возможности кейсов для продвижения вместе со студентами к новым знаниям, умениям и опыту профессиональной деятельности.
Технологии организации группового взаимодействия, в частности «пирамида», эффективно работали у многих преподавателей. Были использованы варианты: «в парах», «в четверках», «в большой группе». К достоинствам «пирамиды», в первую очередь, относят гибкость, поскольку при необходимости некоторые стадии могут быть опущены, что умело использовалось преподавателями [2].
Технология организации совмещенных занятий по вертикали не часто используется в системе высшего образования. Обычно она применяется в малочисленной школе, чтобы расширить поле взаимодействия обучающихся. Однако она оказалась уместной при организации двумя преподавателями работы студентов младшего (1-й) и старшего (4-й) курсов на занятии по иностранному языку, поскольку их численный состав был невелик. Межвозрастное студенческое сотрудничество в учебно-познавательной деятельности (по принципу «делай как я») позволило расширить лингвистический кругозор студентов, реализовать принцип преемственности в изучении тем.
Анализ качества проведенных занятий выявил наиболее сложные позиции в реализации интерактивных технологий. Ими оказалось определение целей и задач учебного занятия и на этой основе выбор внедряемой технологии, позволяющей создать интерактивный режим обучения. Причинами этого могут быть, с одной стороны, отсутствие у части профессорско-преподавательского состава базового педагогического образования, с другой стороны, не сложившийся пока опыт образовательной практики у молодых преподавателей.
Вместе с тем выбор интерактивной технологии требует учета факторов и условий для эффективного взаимодействия педагогов и студентов. Следует обратить внимание на объективные условия, обеспечивающие продуктивность занятия: санитарное состояние учебной аудитории, наличие и подготовленность технических и других средств обучения, соблюдение временного режима (начала и завершения) занятия.
К числу факторов необходимо отнести:
- готовность преподавателей к освоению новых для них образовательных технологий. Как показывает опыт, есть ряд педагогов, не готовых к реализации общепрофессиональных компетенций, которые не справляются с работой в сложных, напряженных взаимодействиях с группой, в условиях обратной связи, предусматривающей взаимную критичность, открытость, уважение и требовательность;
- обучение студентов групповому взаимодействию. Поэтапное введение в традиционные занятия элементов образовательной технологии, которая активизирует их учебно-познавательную деятельность;
- познавательную мотивацию и личностную зрелость студентов. Так, используемые технологии как индикаторы обнаруживают умственную ленность при высокой демонстративности и неадекватной самооценке у некоторых студентов;
- учет индивидуальных особенностей студентов. Они должны иметь возможность выбора «режима обучения». Интерактивное обучение может не соответствовать индивидуальным психологическим особенностям личности обучающихся, особенно обладающих крайне выраженными характеристиками интроверсии, либо имеющих существенные изменения ценностно-смысловой сферы. В этом аспекте традиционные технологии обучения являются более универсальными, хотя очевидно, что и они имеют ограничения, поскольку либо отторгаются высокоактивными студентами и экстравертированными личностями, либо порождают у них нежелание учиться и неуспешность.
При длительном и систематическом использовании технологий, которые позволяют квалифицировать обучение как интерактивный процесс, этот эффект выражен достаточно сильно и обнаруживается в показателях личностного роста - личностной продуктивности. Студенты учатся, справляться с непростыми учебными проблемами, проявляют реалистичный взгляд и оптимизм на ожидаемые ситуации в профессиональной деятельности.
1. Журавлева, О.П. Интерактивный режим организации образовательного процесса в контексте профессионально-личностного становления студентов педагогического вуза [Текст] / О.П. Журавлева, Л.П. Михалева // Инновации в образовании,- 2015. - № 3. - С. 30-39.
2. Милорадова, Н.Г. Психолого-педагогические технологии в учебном процессе [Текст] : учеб. пособие / Н.Г. Милорадова, А.Д. Ишков.- М.: МГСУ, 2009. 134 с.
3. Научно-методическое обеспечение конкурса учебно-методических разработок на основе инновационных педагогических технологий [Текст] / Т.А. Бабакова [и др.] . - Петрозаводск: изд-во ПетрГУ, 2010. - С. 11-24.
4. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «развитие образования» на 2013-2020 годы» [Электронный ресурс] //24 апреля 2013. Интернет-портал «Российской газеты».
5. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий [Текст]: В 2 т. Т. 1 / Г.К. Селевко.- М.: НИИ школьных технологий, 2006. 816 с.
1. Zhuravleva, O.P. The interactive mode organization of educational process in the context of professional and personal formation of students of pedagogical high school [Text] / O.P. Zhuravleva, L.P. Mikhaleva / / Innovation in Education.- 2015. -No 3. - P. 30-39.
2. Miloradova, N.G. Psycho-pedagogical technologies in educational process [Text] : Schoolbook / N.G. Miloradova, A.D. Ishkov .-Moscow, 2009.- 134 p.
3. Scientific and methodological maintenance of the Contest educational development on the basis of innovative teaching technologies [Text] / T.A. Babakova and others.- Petrozavodsk, 2010.- P. 11-24.
4. Russian Federation Government Resolution of April 15, 2014 № 295 «On approval of the state program of the Russian Federation» The development of education for 2013-2020» [Digital resource]// April 24, 2013 Internet portal «Rossiyskaya Gazeta».
5. Selevko, G.K. Encyclopedia of Educational Technology [Text]: In 2 volumes. V. 1 / G.K. Selevko.- Moscow, 2006. 816 p.
ЛИТЕРАТУРА
REFERENCES