УДК 378.02.014 И.И. БУРЛАКОВА
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра иностранных языков и перевода, Российский новый университет
E-mail: iiburlakovа@mail.ru
UDC 378.02.014 I.I. BURLAKOVA
Candidate of Pedagogics, Associate professor, Department of Foreign languages and translation, Russian New
University E-mail: [email protected]
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ
THE USE OF INTERACTIVE TECHNOLOGIES IN THE SYSTEM OF PROFESSIONAL TRAINING OF STUDENTS
Автор статьи делится опытом использования интерактивных технологий в системе профессиональной подготовки студентов. Интерактивные технологии направлены на достижение личностного, метопред-метного и предметного результатов образования. Главной идеей использования интерактивной технологии является создание условий для активизации учебной и творческой деятельности. Интерактивные технологии рассматриваются как педагогическая система, основу которой составляет диалогическое взаимодействие субъектов образовательного процесса.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, результаты образования, интерактивные технологии.
The author considers the use of interactive technologies in the system of professional training of students. Interactive technologies are directed at achieving personal, meta-subject and subject results of education. The main idea of the use of interactive technology is to create conditions for intensification of educational and creative activities. Interactive technologies are considered as a pedagogic system, the basis of which is dialogical interaction of subjects of educational process.
Keywords: students' professional training, educational results, interactive technologies.
Обучение - это общение человека с человеком.
А. Петровский
Современные тенденции развития рынка труда в России во многом близки Западной Европе: возможность применения профессиональных умений и навыков в смежных областях; сокращение спроса на низкоквалифицированных специалистов; стремление молодых людей к открытию собственного бизнеса; потребность в руководителях, способных эффективно использовать человеческие «ресурсы» в области деловых отношений.
Отмеченные тенденции являются причинами изменения требований к содержанию и формам профессиональной подготовки студентов. В новых условиях содержание высшего образования должно обеспечивать профессиональную мобильность студентов и сотрудников, способность оперативно реагировать на запросы, появляющиеся в сфере профессионального образования. Одним из важнейших требований к профессиональной деятельности специалиста, как отмечали и отмечают многие ученые (Архангельский С.И.[1], Беспалько В.П.[2], Давыдов В.В.[4] и др.), является требование ее адаптации к постоянно меняющимся условиям жизни и труда. Поэтому важным в процессе профессиональной подготовки высококвалифицированных сотрудников является формирование у студентов профессионального мышления и системы профессиональной деятельности как определенной целостности [1]. Выполнение
данной задачи возможно при разработке эффективных технологий в системе управления качеством профессиональной подготовки студентов.
Использование современных технологий является необходимым условием достижения нового качества образования, т.к. они: легко вписываются в образовательный процесс; позволяют достигать не только предметных, но и личностных результатов образования; ориентированы на развитие творческой деятельности студентов; обеспечивают внедрение основных педагогической стратегий в области гуманизации и гуманитаризации образования.
Понятие «технология в системе управления качеством профессиональной подготовки студентов» сегодня не является общепринятым в традиционной педагогике. Мы определяем её как комплекс методов планирования, создания, организации и контроля процесса преподавания и усвоения знаний студентами с учётом взаимодействия материально-технических и человеческих ресурсов с целью оптимизации образования.
Используемые технологии в системе управления качеством профессиональной подготовки студентов позволяют сделать описание рациональных путей реализации процессов управления при помощи соответствующих операций. Эффективность технологии - это конечный результат, выражающийся в экономии времени, материальных ресурсов и в обеспечении выживаемости образовательной организации в услови-
© И.И. Бурлакова © I.I. Burlakova
ях рыночной экономики. К критериям эффективности технологии в системе управления относятся: простота; гибкость; экономичность; удобство эксплуатации.
В системе управления качеством профессиональной подготовки студентов недопустимо применение только одной технологии, т.к. условия их применения зависят от некоторых факторов: уровня обученности студентов, опыта преподавателя, технического оснащения учебного процесса, количества студентов в потоке и т.д.
В ходе обучения у студентов постоянно возникает необходимость в апробации знаний и умений, полученных на лекциях и семинарских занятиях в условиях реальной ситуации. Во время учебной практики студенты часто не получают обратной связи от работодателя о качестве их профессиональных знаний и умений. Для преодоления сложившихся затруднений мы предлагаем использовать интерактивные технологии в системе управления качеством профессиональной подготовки студентов.
Главной идеей использования интерактивной технологии в системе управления качеством профессиональной подготовки студентов является создание условий для активизации учебной и творческой деятельности. Интерактивные технологии мы рассматриваем как педагогическую систему, основу которой составляют: диалогическое взаимодействие субъектов образовательного процесса, коммуникативная, научно-исследовательская и творческая деятельность, а также диагностика результатов обучения. Данная технология реализуется на практике как совокупность средств, методов, форм обучения. Использование интерактивных технологий позволяет достичь не только предметных, но личностных и метапредметных результатов в образовании [10].
Т.Г. Мухина понятие «интеракция» рассматривает в социальной психологии как процесс организации взаимодействия между общающимися индивидами, т. е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями [5]. Использование интерактивных технологий в системе управления качеством профессиональной подготовки студентов имеет ряд преимуществ, т.к оно связано с: групповым взаимодействием и активностью каждого студента в процессе работы; возможность соревнования и соперничества; приобретением опыта использования имеющихся знаний в конкретных ситуациях. Они позволяют преподавателю создать обстановку, в которой взаимоотношения между ним и студентами придают учебным занятиям не только познавательный, но и воспитательный характер. Интерактивные технологии в системе управления качеством подготовки студентов выходят за пределы учебных целей и направлены на достижение личностного результата образования через самопознание и познание других людей, формируют мировоззрение, способствуют личностному развитию и пониманию поступков и мотивов поведения окружающих людей, развивают у студентов коммуникативную компетентность.
Интерактивные технологии предполагают сотворчество, сотрудничество, когда преподаватель и студент являются субъектами образовательного процесса. Преподаватель, как правило, выступает в роли орга-
низатора обучения, создавая условия для инициативы обучающихся, а результаты обучения достигаются взаимными усилиями всех участников учебного процесса.
Принципиальными особенностями использования интерактивных технологий являются: социальное взаимодействие; позитивная взаимозависимость; личная ответственность. Социальное взаимодействие предполагает участие каждого студента в решении поставленной задачи. Принцип позитивной взаимозависимости заключается в том, что успешное выполнение задания зависит от: результатов работы каждого студента, психологической ат-моферы в группе, овладения навыком коммуникативного воздействия, умения распределить роли. Принцип личной отчетности заключается в осознании каждым студентом важности личного вклада в результаты совместной деятельности, не допуская, чтобы некоторые участники оставались в тени своих более активных товарищей, которые фактически выполняют всю работу [11].
Целью использования интерактивных технологий является оптимизация и интенсификация процесса профессиональной подготовки студентов. А задачи заключаются в следующем: активизация индивидуальных умственных процессов студентов; возбуждение внутреннего диалога; обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена; индивидуализация педагогического взаимодействия; вывод студента на позицию субъекта обучения; достижение двусторонней связи при обмене информацией между обучающимися [12].
Самой общей задачей преподавателя в использовании интерактивной технологии является фасилитация (поддержка, облегчение) - направление и помощь процессу обмена информацией: выявление многообразия точек зрения; обращение к личному опыту участников; поддержка активности; соединение теории и практики; взаимообогащение опыта участников; облегчение восприятия, усвоения, взаимопонимания участников; поощрение творчества.
В интерактивной технологии студенты выступают полноправными участниками, их опыт важен не менее, чем опыт преподавателя, который не столько дает готовые знания, сколько побуждает обучающихся к самостоятельному поиску.
Интерес представляют новые роли преподавателя, которые в зарубежных странах уже не являются новыми. Преподаватель выступает в роли информатора-эксперта, излагая теоретический материал, демонстрируя видеоряд, отвечая на вопросы, отслеживая результаты и т.д. В роли организатора-фасилитатора он налаживает взаимодействие обучающихся с социальным окружением (разбивает на подгруппы, побуждает их самостоятельно собирать данные, координирует выполнение заданий, подготовку мини-презентаций и т.д.). В роли консультанта он обращается к практическому опыту студентов, помогает искать решения поставленных задач, самостоятельно ставить новые и т.д [12].
Среди интерактивных технологий, через которые можно внедрить интерактивную модель обучения, являются: работа в малых группах; лекции с проблемным
изложением; эвристическая беседа; семинары в форме дискуссий; конференции; деловые игры; технология сотрудничества; технология моделирования, или метод проектов (как внеаудиторная деятельность).
Для интенсификации и оптимизации процесса профессиональной подготовки студентов мы использовали различные варианты интерактивных технологий. По опросам студентов, наиболее интересной для них является парная лекция, которая предоставляет возможности для интенсивного взаимодействия преподавателей со студентами. Парная лекция проводится совместно с коллегой, преподающим дисциплины данного цикла. Такая лекция интересна и эффективна в тех случаях, когда в содержании теоретического материала имеются различные точки зрения на одну проблему. В этом случае каждый из преподавателей освещает и обосновывает один из подходов к рассматриваемому вопросу. После изложения теоретических вопросов рассматриваемой проблемы обучающиеся принимают активное участие в их обсуждении.
Обсуждения разных взглядов на проблему можно организовать, используя элементы дискуссии. Так, например, после изложения теоретического материала студентам предлагается разделиться на две группы, в зависимости от того, какая точка зрения им наиболее близка. Затем они формулируют вопросы для противоположной группы. Преподаватели на этом этапе занятия выступают в качестве консультантов. Далее группы задают друг другу вопросы, обсуждают полученные ответы. Эти вопросы могут быть адресованы любому из присутствующих преподавателей.
Достоинство парной лекции как интерактивной технологии заключается в том, что у обучающихся формируется потребность и вырабатывается умение всесторонне рассматривать предложенную для обсуждения проблему.
На практических занятиях мы используем такие интерактивные технологии, как анализ конкретных ситуаций, задания-«кейсы», групповая дискуссия, ролевая игра, мозговой штурм, игры-драматизации реальных профессиональных ситуаций и др., которые подробно и пошагово расписаны во многих источниках [3], [6], [7], [8], [9] и др.
На наш взгляд, внимания заслуживает технология анализа конкретных ситуаций, которая помогает оптимизировать процесс практической подготовки студентов, а также достаточно проста в подготовке и применении. В основе данной технологии лежит описание конкретной профессиональной деятельности. При анализе ситуации студенты пытаются «вжиться» в обстоятельства, понять и оценить позиции, занимаемые участниками. При подготовке к занятию преподаватель разрабатывает конкретную профессиональную ситуацию для ее последующего анализа. Здесь важно учитывать ряд требований: выбранная ситуация должна быть логично связана с содержанием теоретического курса и соответствовать будущей профессиональной деятельности студентов; содержание должно отражать реальные профессиональные ситуации, события или
факты; сложность описанной ситуации должна соответствовать уровню подготовки студентов.
Выполнение заданий по анализу конкретных ситуаций проводится в несколько этапов. На этапе индивидуальной работы студенты получают задание, в котором им предлагается проанализировать текстовый фрагмент описания ситуации. В ходе самостоятельной работы студенты анализируют поведение участников ситуации, фиксируют возможные варианты решений, оценивают их.
На этапе работы в микрогруппах студенты совместно обсуждают полученные результаты и предлагают свои варианты решения ситуации.
На итоговом этапе проводится общегрупповое обсуждение фрагмента и возможных способов поведения учителя в описанной ситуации [11].
Задания-«кейсы» также имели положительный эффект и открыли широкие возможности для изучения материала на занятиях по практическим и теоретическим дисциплинам. Эта технология предполагает работу в микрогруппах, когда участники каждой подгруппы самостоятельно подбирают и описывают реальные ситуации, получая техническое задание на разработку «кейса», а затем предлагают другой подгруппе в течение определенного времени указать способы ее решения.
Разработка «кейса» осуществляется по следующему алгоритму: название ситуации, ее содержание (где и когда она происходила, как развивались события); фактическая информация, необходимая для ее уточнения (участники, внешняя среда, условия и т.д.); формулировка вопроса по разрешению «кейса». Разработанный «кейс» предоставляется на отдельном листе бумаги и передается другой подгруппе. Получив задание, подгруппы в течение получаса выполняют творческое задание, суть которого заключалась в том, чтобы, проанализировав предложенную ситуацию, предложить различные способы ее решения. На заключительном этапе участники подгрупп обсуждают другие варианты разрешения предложенных конфликтных ситуаций [10], [11].
Таким образом, рассмотренные интерактивные технологии способствуют повышению качества профессиональной подготовки студентов за счет того, что в освоении знаний активно участвуют мыслительные процессы, которые стимулируются необходимостью совершать непосредственные действия. Используя теоретические знания, студенты могут проанализировать и оценить явления, с которыми они столкнутся в своей профессиональной деятельности. Кроме этого, интерактивные технологии несут воспитательный эффект, когда преподаватель не только высказывает научно аргументированную точку зрения, но и выражает свое личное отношение к проблеме, свою мировоззренческую и нравственную позицию.
Использование интерактивных технологий в системе управления качеством профессиональной подготовки студентов позволяет в учебно-игровом пространстве проиграть разнообразные профессиональные и личностные роли и освоить их, создавая будущую модель взаимодействия людей в производственной ситуации.
Библиографический список
1. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980. 368 с.
2. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: Наука, 1995. 336 с.
3. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М., 1991.
4. ДавыдовВ.В. Теория развивающего обучения. М.: Интор, 1996 364с.
5. Мухина Т.Г. Инновационные образовательные технологии в высшей школе. Н.Новгород: ННГАСУ, 2011. 40 с.
6. Педагогические технологии. Под ред. В. С. Кукушкина. 2004. 304 с.
7. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: учебник для студ.пед.вузов. М.: ВЛАДОС, 1999. Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. 576 с.: ил.
8. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Академия, 2000. 272 с.
9. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. М.: НИИ школьных технологий, 2005.
10. http://www.eurokid.com.ua
11. http: //www. vashpsixolog .ru/
12. http://festival.1september.ru
References
Arkhangelskiy S.I. Educational process in the higher school, its regular basis and methods. M: Vysshaya Shkola, 1980. 368 p. Bespalko B. N. Pedagogy and innovative technologies of training. M: Nauka, 1995. 336 p. Verbitsky A.A. Active learning in higher school: the contextual approach. M, 1991. Davydov V.V. Theory of developmental education M: Intor, 1996 364 p.
Mukhina T.G. Innovative educational technologies in higher school. N.Novgorod: NNGASU, 2011. 40 p. Educational technology, Ed. V.S.Kukushkina. 2004. 304 p.
Podlasiy I.P. Pedagogy. New course: a textbook for students. M: VLADOS, 1999. B. 1: The learning process. 576 p. Polat E. S. New pedagogical and information technologies in education. M: Akademia, 2000. 272 p.
Selevko G. K. Pedagogical technologies on the basis of activation, intensification and effective management. M: Scientific Institute of school technology, 2005. http: //www. eurokid. com.ua http: //www. vashpsixolog .ru/ http://festival. 1 september.ru
1. 2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
research
10. 11. 12.