№ 5 - 2015 г. 13.00.00 Педагогические науки
УДК 378.147
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ
Т. Н. ДобрынинаН. В. Гуляевская2
ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет»
(г. Новосибирск)
2ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет» Минздрава
России (г. Новосибирск)
В статье рассмотрена актуальная в современных инновационных условиях проблема внедрения интерактивного обучения в практику высших учебных заведений. Рассмотрены понятия интерактивного обучения, интерактивных технологий обучения, дана характеристика популярным в условиях педагогических инноваций интерактивным технологиям обучения, выделены преимущества и недостатки интерактивного занятия.
Ключевые слова: интерактивное обучение, интерактивные технологии обучения, кейс-технологии, интерактивная лекция, дискуссия, деловая игра.
Добрынина Татьяна Николаевна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, заместитель директора по воспитательной работе Института физико-математического и информационно-экономического образования ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет», e-mail: [email protected]
Гуляевская Наталья Вениаминовна — доктор социологических наук, профессор, декан факультета социальной работы, заведующий кафедрой теории и технологии социальной работы ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет», рабочий телефон: 8 (383) 227-31-01, e-mail: [email protected]
Динамизм современной политической и социально-экономической жизни существенно влияет на всю систему политических, экономических и социальных отношений. При этом любые перемены в первую очередь затрагивают систему образования, так как именно она является основным катализатором развития социума. В связи с этим к образованию XXI века предъявляются новые требования, и проблема качества подготовки студентов вузов становится все более актуальной. В современных условиях все еще имеет место разрыв между качеством практической подготовки выпускников и потребностями учреждений, которые в условиях рыночной конкуренции все более ориентируются на новые технологии. Ликвидировать данный пробел можно путем широкого внедрения
инновационных образовательных технологий в вузе.
Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования кардинальным образом меняют ориентиры отечественной системы образования. Вместо традиционных и знакомых всем педагогам знаний, умений и навыков на первый план были выдвинуты компетенции, что приводит к изменению вектора образовательного процесса: с подхода «знаниевого» на практико-ориентированный подход к результатам образовательного процесса.
Инновационный аспект обновления современного образования связан с проблемой совершенствования обучения, разработкой и выдвижением активных его форм, актуализацией самостоятельной работы студентов, формированием компетентностных свойств личности, характеризующих деятельные возможности студента в социальном контексте деятельности.
Введением новых форм и методов обучения, средств активизации познавательной деятельности студентов помимо целей формирования личностных,
учебно-ознакомительных и деятельностных компетенций, реализуемых в педагогическом университете, преследуется дополнительная цель — перевести образовательный процесс от устаревшей парадигмы «багажа знаний» к новой образовательной парадигме деятельностного, проектного, личностно-ориентированного, дифференцированного обучения.
Альтернативность современных обучающих программ и форм преподавания расширяет поле выбора, утверждает право студентов на свободный доступ к различным предметным комплексам и способам передачи знаний, активное использование информационного пространства сети Интернет, спутникового телевидения и других средств.
Перечисленные направления инновационного развития в значительной мере будут способствовать формированию приоритетной модели профессиональной подготовки, в том числе в области вузовской подготовки специалистов педагогического направления.
Анализ содержания учебных планов педагогических специальностей позволяет сделать выводы о стремлении расширить количество учебных дисциплин. Однако это еще не свидетельство фундаментальности знания, являющейся основой, способной дать возможность обучающимся приращивать новое, недостающее знание.
В нашем вузе идет реализация компетентностного подхода, предусматривающая широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой, что способствует формированию и развитию профессиональных навыков студентов. Обобщенность же дает возможность применить знания и умения в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов в будущей производственной, научной и общественной жизни выпускников вузов.
Мы можем отметить, что специфика обучения в педагогическом вузе позволяет условно выделить три периода становления специалиста. Первый период — адаптация студентов к условиям учебного процесса в вузе. В это время осуществляется приспособление к способам организации учебной работы в вузе. Второй период — активное освоение способов самостоятельной работы и овладение методологическими умениями и навыками. Третий период — профессиональная ориентация студентов, требующая включения дополнительных компонентов в процесс обучения (например, педагогической практики) и придание профессиональной направленности другим формам и методам обучения. Все
эти периоды характеризуются высоким уровнем интеграции знаний основ наук со специальными педагогическими знаниями.
Объектом изучения преподавателей университета являются интерактивные образовательные технологии. Так, многие преподаватели используют методику проведения лекционного занятия, когда студентам заранее раздается текст предстоящей лекции, в котором отражается практическая значимость материала, обращается внимание студентов на нерешенные вопросы или проблематику, имеющуюся в данной области. Задача преподавателя заключается в объяснении сложных вопросов, расширении содержащегося в конспекте материала, ответе на вопросы. Студенты осуществляют записи только в том случае, если у них возникают проблемы с освоением материала или их интересуют подробности конкретного вопроса.
Лекция вдвоем ориентирована на двух преподавателей, читающих лекцию по одной и той же теме и взаимодействующих на проблемно-организованном материале как между собой, так и с аудиторией. Лекция с запланированными ошибками (лекция-провокация), где особое место занимает умение слушателей оперативно анализировать информацию, ориентироваться в ней и оценивать ее [1].
Сегодняшний студент, обучающийся по образовательной программе, склонен к довольно активному взаимодействию с преподавателем в ходе лекции. Наиболее высокую активность на лекции проявляют студенты III и IV курсов, стремящиеся, очевидно, полнее удовлетворить свои потребности, интересы, прояснить неясности, разрешить сомнения и несогласия в ходе восприятия материала. Студенты высоко оценивают лекцию, оставляющую после себя многообразные формы-последствия — познавательную, личностную, стимулирующую желание поделиться познанным с другими (коммуникативную). Для студентов старших курсов характерно желание поговорить о материале лекции после ее окончания с преподавателем, пообщаться с ним просто по-человечески.
Таким образом, взаимодействие студентов и преподавателей — характерная и желательная особенность интерактивной технологии, отражающая позицию студента, с одной стороны, мастерство и профессионализм преподавателя — с другой. Интерактивные технологии — это технологии, в которых обучение происходит во взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможностью взаимной оценки и контроля.
Эффективно решать задачи обучения и воспитания позволяет применение преподавателями в учебном процессе разнообразных интерактивных технологий обучения, таких как деловые и ролевые игры. Такие игры предполагают наличие участников с различными, зачастую противоположными интересами и необходимостью принятия какого-либо решения по ее окончании. Они позволяют формировать у студентов такие важные ключевые компетенции, как коммуникативные способности, толерантность, умение работать в малых группах, самостоятельность мышления и т. д. Как метод интерактивного обучения, деловые игры в большей степени нацелены на формирование профессиональной компетенции студентов, но использовать их надо там, где они действительно необходимы. К сожалению, обучение студентов чаще проводится по классическому варианту, хотя содержание программного материала по дисциплинам учебных планов обладает потенциальными возможностями включения игровых
технологий в учебный процесс [2]. Мы считаем, что современный преподаватель должен владеть методикой их проведения с учетом специфики направлений подготовки, учебной дисциплины, личностных особенностей студентов учебной группы.
Многообразие технологий интерактивного обучения не позволяет в статье дать детальную характеристику каждой из них. Поэтому далее нами будут представлены наиболее часто используемые в образовательном процессе технологии интерактивного обучения.
Кейс-технологии. Они основаны на рассмотрении конкретных ситуаций практической деятельности и ориентированы на формулирование проблем и самостоятельный поиск вариантов их решения. К преимуществам кейс-метода можно отнести возможность студентов оценивать реальные практические проблемы, выделять главное в анализе событий и фактов, сравнивать различные подходы к решению проблемы в ходе открытого обсуждения. Однако при всех достоинствах этого метода обучения есть и вполне определенные трудности его применения: разработка и описание кейса требует значительных затрат времени на поиск современного фактического отечественного материала, подбор литературы для студентов, его апробацию и т. д. [3].
Банк идей — это рациональный способ коллективного решения проблем, не поддающихся решению традиционными способами на данном этапе в образовательном учреждении.
Эффективной формой является проведение выставки-ярмарки педагогических идей, аукцион. Грамотно подготовленная и проведенная, она стимулирует студентов к творчеству и самообразованию. Поэтому основной результат выставки-ярмарки — заметный профессионально-личностный рост. Благодаря этой форме работы создаются условия для публичного представления лучших образцов их профессиональной деятельности, появления новых идей, установления и расширения деловых и творческих контактов.
Мастер-класс. Его основная цель — знакомство с педагогическим опытом, системой работы, авторскими находками и всем тем, что помогло педагогу достичь наилучших результатов. Мастер-класс можно проводить как внутри образовательного учреждения, так и вне.
«Коучинг-сессия» — интерактивное общение, развивающее консультирование, дискуссия (вопрос-ответ). Принцип «Сделай за меня» практически не действует, здесь студент не получает советов и рекомендаций, а только отвечает на вопросы, которые ему задает преподаватель, и сам находит пути для решения проблем. Конфуций говорил: «Давай наставления только тому, кто ищет знаний. Оказывай помощь только тому, кто не умеет внятно высказывать свои заветные думы. Обучай только того, кто способен, узнав про один угол квадрата, представить себе остальные три». В данном процессе осуществляется индивидуальная поддержка студентов, которые ставят перед собой задачу профессионального и личностного роста, повышения персональной эффективности [4].
Идейная карусель. Организуется последовательное обсуждение предложенных вопросов с последующим принятием коллективного решения. При проведении студенты разбиваются на микрогруппы (по 4-5 человек). Каждому члену микрогруппы дается чистый лист бумаги, и всем задается один и тот же вопрос. Без словесного обмена мнениями все участники записывают на своих листках бумаги спонтанные формулировки ответов на него. Листки с записями в режиме дефицита времени передаются по кругу по часовой стрелке соседям по микрогруппе. При получении листка с записями каждый участник должен сделать новую запись, не повторяя имеющиеся. Работа заканчивается,
когда к каждому вернется его листок. На этом этапе записи не анализируются, не оцениваются и не отбираются. В микрогруппах происходит обсуждение сформулированных участниками ответов, предложений и выделение в итоговый список наиболее важных, актуальных из них. Происходит обмен результатами наработок микрогрупп. Все микрогруппы предлагают по очереди свои формулировки из итогового списка. Если формулировка не встречает возражений других групп, она включается в окончательный общий список [5].
Вышерассмотренные интерактивные технологии обучения ориентированы на увеличение объема самостоятельной работы студентов, на совершенствование процесса обучения и воспитания, что приведет к улучшению результатов указанной деятельности и внедрению инноваций в учебный процесс.
Анализ ежегодного анкетирования выпускников педагогического университета показывает, что большинство респондентов (96 %) считает целесообразным использование деловых игр, кейс-технологий в процессе обучения. В качестве обоснования они приводят следующие доводы: лучше усваивается теоретический материал (64 %), приобретаются навыки практической работы по специальности (72 %), развиваются коммуникативные способности (36 %), повышается мотивация учебной деятельности (68 %), формируются умения принимать решения в нестандартной ситуации (44 %) и др.
Для выявления интереса студентов к интерактивным формам была проведена анкета, анализ ответов студентов 2-4-х курсов показал, что 85 % студентов привлекает работа с книгой, 84 % — имитирование педагогических ситуаций, 79 % — работа в микрогруппах, 91% — тренинговые занятия. При ответе на вопрос: «Что способствует эффективности интерактивных технологий обучения?» мнения респондентов распределились следующим образом: важно создание проблемных ситуаций на занятии для 72 %, отбор содержания — для 65 %, 59 % отметили восприятие целей занятия, 58 % соотносят эффективность интерактивного занятия с профессионализмом преподавателя, 42 % остановили свой выбор на гибкой структуре занятия, 37 % — контроль за усвоением содержания. Таким образом, позиция студентов НГПУ основана на предпочтении интерактивных технологий обучения.
Главным принципом интерактивного обучения в педагогическом вузе является организация внутри групп интенсивного диалога, при необходимости переходящего в межгрупповой полилог. Диалоговую деятельность можно проводить различными формами: «Займи позицию (шкала мнений)», «Один — вдвоем — все вместе», «Смени позицию», «Карусель». Наиболее распространенными техниками развернутой дискуссии являются: «Аквариум», «Большой круг», «Круглый стол», «Заседание экспертной группы», «Форум» и др.
Основой интерактивных подходов к обучению является взаимодействие преподавателя и обучаемых, а также обучаемых между собой. При этом основными условиями существования интерактива являются наличие цели, для достижения которой инициируется диалог, непосредственный и оперативный обмен информацией между преподавателем и студентами, определенная научно обоснованная степень равноправия при распределении функций, выполняемых в процессе решения проблемы, высокий уровень знаний и взаимопонимания, необходимые для достижения основной цели.
Интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач, главной из которых является достижение целей обучения, развитие коммуникативных умений
и навыков. Оно помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей [6, 7]. Основные правила организации интерактивного занятия:
• в работу должны быть включены все студенты, поэтому нужно использовать технологии, которые позволяют включить всех участников интерактивного занятия;
• не все студенты психологически готовы к непосредственному включению в разные формы работы, в связи с этим необходимо позаботиться о психологической подготовке студентов, устраивать психологические разминки, поощрять студентов и давать возможность самореализации;
• обучающихся в технологии интерактива не должно быть более 15-ти человек, именно так возможна продуктивная работа в малых группах;
• необходимо подготовить помещение для интерактивного занятия, продумать удобную расстановку мебели, проветрить помещение;
• использовать неформальный подход в формировании групп интерактивного занятия, использовать принцип добровольности или случайного выбора.
В ходе подготовки занятия на основе интерактивных технологий обучения перед преподавателем стоит вопрос не только в выборе наиболее эффективной и подходящей технологии обучения для изучения конкретной темы, а открывается возможность сочетать несколько методов и форм обучения для решения проблемы, что, несомненно, способствует лучшему осмыслению материала студентами.
Следует выделить принципы работы на интерактивном занятии:
• занятие — это общая работа;
• все участники равны независимо от возраста, социального статуса, опыта, места работы;
• каждый участник имеет право на собственное мнение по любому вопросу;
• нет места прямой критике личности (подвергнуться критике может только идея);
• все сказанное на занятии — не руководство к действию, а информация к размышлению.
Несмотря на массу достоинств интерактивных технологий обучения, необходимо отметить и недостатки:
• результат существенно зависит от профессионализма преподавателя, преподавателю необходим опыт тщательного проектирования коммуникативных отношений;
• соответствующая требованиям принципа проблемности обработка содержания занятий требует много времени на подготовку;
• большая напряженность для преподавателя при проведении занятия, сосредоточенность на непрерывном творческом поиске;
• большие временные затраты [8].
Использование интерактивных форм в процессе обучения, как показывает практика, снимает нервную нагрузку обучающихся, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий, обеспечивает высокую мотивацию, активную жизненную позицию, формирует прочные знания, развивает творчество и фантазию, командный дух, ценность индивидуальности, свободу самовыражения, делает акцент на взаимоуважение и демократичность.
Таким образом, практико-ориентированный процесс обучения, по нашему мнению, предоставляет большие возможности для интеллектуального развития студентов педагогического вуза. В условиях изменяющейся рыночной среды квалифицированные
педагоги должны обладать особыми знаниями и умениями, которые не могут быть сформированы с помощью только традиционных технологий обучения. Интерактивное обучение, способствующее не только приобретению профессиональных знаний, но и развитию необходимых сегодня способностей и качеств инициативы, способствует формированию у студентов самостоятельности, готовности к действию, ответственности, решительности, умению осуществлять намеченные цели.
Список литературы
1. Добрынина Т. Н. Интерактивное обучение в системе высшего образования : монография / Т. Н. Добрынина. — Новосибирск : Изд-во НГПУ, 2014. — 182 с.
2. Добрынина Т. Н. Интерактивная форма семинарских занятий в высшей школе / Т. Н. Добрынина // Педагогическое образование и наука : научно-методический журн. — М., 2009. — № 8. — С. 70-74.
3. Педагогический профессионализм в меняющемся образовательном пространстве : монография / Е. В. Андриенко [и др.] ; под научной ред. Е. В. Андриенко, Т. А. Ромм.
— Новосибирск : Изд-во НГПУ, 2014. — 244 с.
4. Интерактивные формы работы с кадрами в ДОУ (методические материалы) / Авт.-сост. Н. Б. Ромаева [и др.]. — Ставрополь : СКИРО ПК и ПРО, 2012. — 93 с.
5. Савельева М. Г. Использование активных и интерактивных образовательных технологий : методические рекомендации / Авт.-сост. М. Г. Савельева, Т. А. Новикова, Н. М. Костина ; отв. ред. Е. Н. Анголенко. — Ижевск : Изд-во «Удмуртский университет», 2013. — 44 с.
6. Гудкова Т. В. Проблема оценки и дальнейшего развития профессионально-значимых качеств будущих педагогов / Т. В. Гудкова, Т. Н. Кондратьева // Педагогический профессионализм в образовании : материалы IX Международной научно-практической конф. — Новосибирск : Изд-во НГПУ, 2013. — Ч. 1. — С. 220-225.
7. Гудкова Т. В. Профессиональное самоопределение и становление студентов как социально-педагогическая проблема / Т. В. Гудкова, Н. С. Матвеева // Педагогический профессионализм в образовании : сб. научных тр. XI Международной научно-практической конф. — Новосибирск : НГПУ, 2015. — Ч. 2. — С. 48-53.
8. Гуляевская Н. В. Интерактивные формы организации учебного процесса
в формировании профессиональной компетентности выпускников российских вузов / Н. В. Гуляевская // Особенности внедрения ФГОС третьего поколения : материалы 54-й ^ГУ) межвузовской научно-методической конф. — Новосибирск : СибГУТИ, 2013.
— 105 с.
INTERACTIVE TRAINING TECHNOLOGIES IN THE CONDITIONS OF PEDAGOGICAL INNOVATIONS
T. N. DobryninaL. N. V. Gulyaevskaya2
1FSBEIHPE «Novosibirsk State Pedagogical University» (Novosibirsk) 2SBEI HPE «Novosibirsk State Medical University of Ministry of Health» (Novosibirsk)
The current problem of interactive training introduction to modern innovative conditions in practice of higher educational institutions is considered in the article. Concepts of interactive training, interactive technologies of training are considered; the characteristic of interactive training technologies, popular in the conditions of pedagogical innovations is described, advantages and disadvantages of interactive occupation are marked out.
Keywords: interactive training, interactive technologies of training, case technology, interactive lecture, discussion, business game.
About authors:
Dobrynina Tatyana Nikolaevna — candidate of pedagogical science, assistant professor of pedagogics and psychology chair, deputy director on educational work of Institute physico-mathematical and information economic education at FSBEI HPE «Novosibirsk State Pedagogical University», e-mail: [email protected]
Gulyaevskaya Natalya Veniaminovna — doctor of sociological science, assistant professor, head of theory and social work technology chair, dean of social work and clinical psychology faculty at SBEI HPE «Novosibirsk State Medical University of Ministry of Health», office phone: 8 (383) 227-31-01, e-mail: [email protected]
List of the Literature:
1. Dobrynina T. N. Interactive training in system of the higher education: monograph / T. N. Dobrynina. — Novosibirsk : Publishing house of NSPU, 2014. — 182 p.
2. Dobrynina T. N. Interactive form of seminar occupations at the higher school / T. N. Dobrynina // Pedagogical education and science : scientific and methodical journal. — M., 2009. — N 8. — P. 70-74.
3. Pedagogical professionalism in the changing educational space : monograph / E. V. Andriyenko [et al.] ; under a scientific edition E. V. Andriyenko, T. A. Romm. — Novosibirsk : Publishing house of NSPU, 2014. — 244 p.
4. Interactive forms of work with personnel in AEE (methodical materials) / author & col. N. B. Romayeva [et al.]. — Stavropol : SKIRO PK & PRO, 2012. — 93 p.
5. Savelyeva M. G. Usage of active and interactive educational technologies: methodical references / author & col.M. G. Savelyeva, T. A. Novikov, N. M. Kostin ; editor-in-chief E. N. Angolenko. — Izhevsk : Publishing house «Udmurt university», 2013. — 44 p.
6. Gudkova T. V. Problem of assessment and further development of professional and significant qualities of future teachers / T. V. Gudkova, T. N. Kondratyeva // Pedagogical
professionalism in education: materials of IX International scientific and practical conf.
- Novosibirsk : Publishing house of NSPU, 2013. - P. 1. - P. 220-225.
7. Gudkova T. V. Professional self-determination and becoming of students as social and pedagogical problem / T. V. Gudkova, N. S. Matveeva // Pedagogical professionalism in education : scientific works. The XI International scientific and practical conf.
- Novosibirsk : NSPU, 2015. - P. 2. - P. 48-53.
8. Gulyaevskaya N. V. Interactive forms of the organization of educational process in formation of professional competence of graduates of the Russian higher education institutions / N. V. Gulyaevskaya // Features of introduction of FSES of the third generation : materials of the 54ht (LIV) interuniversity scientific and methodical conf. - Novosibirsk : SibSUTU, 2013.
- 105 p.