Казанский педагогический журнал. 2015. №6
УДК 364.6:34:378
ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ОДНО ИЗ ТРЕБОВАНИЙ К УСЛОВИЯМ
РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ВУЗАХ
М.В. Шмелёва
Аннотация. В данной статье рассматривается проблема взаимодействия преподавателей и студентов в российских вузах, которая выражается переходом от традиционных методов обучения к инновационным. В соответствии с требованиями ФГОС ВПО реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий. В статье систематизированы и обоснованы интерактивные формы и методы обучения, используемые в образовательных программах высших учебных заведений.
Ключевые слова: интерактивное обучение, компетентностный подход, взаимодействие преподавателя и студентов, использование интерактивных форм и методов обучения.
INTERACTIVE TRAINING AS ONE OF THE REQUIREMENTS TO THE CONDITIONS OF IMPLEMENTATION OF BASIC EDUCATIONAL PROGRAMS IN HIGH SCHOOLS
M. Shmeleva
Abstract. This paper considers the problem of interaction between teachers and students in Russian universities, which is expressed by the transition from traditional to innovative teaching methods. In accordance with the Federal State Education Standards of Highest Vocational Education implementation of competence approach should include extensive use in the learning process of active and interactive forms of employment. The paper systematically and justified interactive forms and methods of training used in educational programs of higher education institutions.
Keywords: опИш training, competence approach, the interaction of the teacher and students, the use of interactive forms and methods of teaching.
Динамика социальных преобразований в современном Российском обществе и изменения в системе образования предъявляют новые требования к выпускникам высших учебных заведений. Затронута и многоступенчатая система подготовки бакалавров, специалистов и магистров по различным направлениям и профилям.
Многие исследователи характеризуют современную образовательную тенденцию в России переходом от традиционных методов обучения к инновационным (В.В. Давыдов, Л.В. Занков, И.А. Колесникова, В.Ф. Шаталов, Д.Б. Эльконин и др.). Активно разрабатываются педагогические модели личностно-ориентированного образования, направленные на учащегося (Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич, А.Н. Леонтьев,
A. К. Маркова, О.Л. Подлиняев, К. Роджерс,
B. В. Сериков, А.В. Хуторской и др.).
Потребность в модернизации
профессионального образования предполагает поиски инновационных подходов, в основе которых лежит идея личностноориентированного обучения. Это связано с созданием необходимых педагогических условий для формирования соответствующих
компетенций у выпускников средних профессиональных и высших учебных заведений. Включение в образовательные программы компетенций способствует ориентации педагогического процесса на формирование личности студента как активного, творческого субъекта
профессиональной деятельности. Большое значение имеет определение набора компетенций, от которых зависит направленность образовательного процесса в вузе: будет ли этот процесс носить предметноцентрированную или личностно-
центрированную направленность^, с. 83].
Одним из требований процесса реализации образовательных программ на современном этапе является широкое использование в учебном процессе интерактивных форм обучения, поскольку формирование регламентированных образовательными
стандартами компетенций сложно
осуществить при обучении с использованием традиционных методов.
Действующие образовательные стандарты регламентируют разрабатывать и внедрять в педагогическую практику эффективные формы и методы обучения, использовать
25
Казанский педагогический журнал. 2015. №6
активные и интерактивные формы занятий (деловые, ролевые игры, мастер-классы, тренинги, встречи с представителями российских и зарубежных организаций, государственных и общественных структур, экспертами, практиками и т.п.).
Занятия в интерактивной форме должны составлять не менее 20 процентов от числа аудиторных для программ бакалавров и магистров (определяется требованием ФГОС с учетом специфики программы).
В русле современных стратегий обучения необходимо обеспечивать развитие личности
студента как субъекта познания, саморазвития, как субъекта творческой деятельности, как участника продуктивного диалога [4, с. 22-24]. И в этом плане интерактивные методы и формы позволяют эффективно
взаимодействовать педагогам и студентам.
Понятия «интерактивные методы/формы», «интерактивное обучение», переводятся с английского языка, как «методы/формы, позволяющие учащимся взаимодействовать между собой», соответственно «интерактивное обучение» - обучение, построенное на взаимодействии субъектов (рисунок 1).
а) б)
Рисунок 1. - Активные (а) и интерактивные (б) формы и методы обучения
В отличие от активных форм и методов, интерактивные в большей степени ориентированы на взаимодействие
обучающихся не только с преподавателем, но и друг с другом. В таком специально организованном взаимодействии педагог является ведущим, он стимулирует инициативность студентов и способность к самостоятельному решению.
Сам процесс обучения и его результат приобретают значимость для всех участников и позволяют развивать у слушателей
способность к анализу информации и
определению проблемы; умение находить возможности и ресурсы для ее решения; планировать конкретные действия; достигать цели. Интерактивное обучение позволяет актуализировать имеющиеся у студентов знания, привлекать их к активному диалогу, учиться высказывать свою точку зрения, демонстрировать свои умения и вырабатывать определённые навыки. Использование
интерактивного обучения предполагает моделирование профессионально-
практических ситуаций на занятиях, и их совместное решение. Студент становится активным участников процесса обучения. Если в традиционном обучении преподаватель играет роль «наставника», то в интерактивном
- роль «помощника», «партнера», «союзника». Для того чтобы овладение студентами знаниями и умениями соответствовало особенностям их мышления, необходимо, чтобы преподаватель, приступая к изложению учебного курса, дал студентам ясное понимание основной структуры курса и представил методические подходы
интерактивного обучения.
Интерактивные формы и методы основаны не только на принципах взаимодействия и активности, но и обязательной обратной связи. Таким образом, главными задачами преподавателя становятся побуждение
студентов к активности и вовлечение в совместный процесс всех обучающихся без исключения. Безусловно, важным условием является установление правильных
взаимоотношений между преподавателем и аудиторий и между студентами в группе. А результатом успешного применения
интерактивных методов обучения является способность к слаженной работе и взаимодействию между собой и педагогом.
В современной дидактике применяются различные методы обучения:
- классификация по источнику получения знаний: наглядные, словесные,
практические;
26
Казанский педагогический журнал. 2015. №6
- классификация по этапам обучения: подготовка к изучению нового материала, изучение, углубление, конкретизация, контроль и оценка;
- классификация по способам
руководства: разъяснение педагога,
самостоятельная работа студентов;
- классификация по логике обучения: индуктивные, дедуктивные, аналитические, синтетические;
- классификация по характеру
деятельности: объяснительно-
иллюстративный, репродуктивный, частичнопоисковый, исследовательский.
Каждый из методов позволяет более успешно решать одни задачи обучения, и менее успешно другие. На данном примере можно говорить о различной эффективности методов обучения. Исследования,
проведенные Национальным тренинговым центром (США, Мэриленд), показали, что интерактивные методы позволяют увеличить процент усвоения материала. Результаты исследования Центра были отражены в схеме (рисунок 2), получившей название «Пирамида» обучения» (автор Э. Дейл).
По результатам видно, что наименьший процент усвоения имеют пассивные методы (лекция-5%; чтение-10%), а
наибольший-интерактивные (дискуссионные группы-50%, практика через действие-75%, обучение других или немедленное применение-90%). Современная российская система образования требует от преподавателя высшей школы выбора эффективных методов обучения для формирования определённых компетенций у студентов. Это побуждает педагога высшей школы использовать активные и интерактивные методики обучения. Студенты согласно новым образовательным программам должны
обладать определенными знаниями, умениями и навыками, а также компетенциями: размышлять, осмысливать, уметь искать нужную информацию, анализировать ее и применять в конкретных профессиональнопрактических ситуациях. Интерактивные формы и методы обучения позволяют решать эту задачу.
Однако, не все преподаватели способны внедрять интерактивные формы и методы на своих занятиях, большинство из них привыкли к традиционным методам изложения материала.
Сделать первую попытку можно при разработке нового курса. На своих предметах преподаватель на какое-то время может
27
Казанский педагогический журнал. 2015. №6
признать себя «неспециалистом» и обратиться за помощью к аудитории. Или попросить их найти «ошибки» в представленном материале.
После нескольких тщательно продуманных занятий преподаватель может заметить, что изменилась атмосфера в аудитории и отношение обучающихся к предмету.
При проведении занятий в интерактивной форме, педагог должен придерживаться некоторых правил:
-организовать взаимодействие
«преподаватель-студент»;
- вовлечь по возможности всех в активную работу;
- использовать такие формы и методы, которые соответствуют контингенту обучающихся, их возрасту;
-учитывать индивидуальные способности и темп работы каждого учащегося;
-использовать на одном занятии не более двух/трех интерактивных форм и методов;
-определять контекст предстоящей
работы: роли учащихся, вопросы и варианты ответов, критерии оценки результатов и т.д.
-проводить диагностику обучающихся с целью выявления их мотивации, потребностей и интересов.
Руководствуясь принципом оптимальности при выборе методов, необходимо исходить из того, что каждый метод ориентирован на решение определённых педагогических задач. Каждый преподаватель решает сам, какие методы взять себе на вооружение [1, с. 201].
Учитывая особую роль интерактивных форм и методов обучения, мы выделили основные из них: интерактивная лекция,
работа с наглядными пособиями и материалами, игровое проектирование, круглый стол, прямая коллективная и массовая «мозговая атака», сократический диалог, синектика, фокус-группа, «карусель», групповая дискуссия, дебаты, симпозиум, анализ казусов, переговоры и медиация, кейсметод (анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ), мастер - класс.
Необходимо оговорить условность в терминологии интерактивного обучения. Существуют иные виды интерактивного обучения («Дерево решений», «Попс-формула», интерактивная экскурсия, портфолио, написание эссэ, участие специалистов-практиков и др.), которые можно использовать в процессе обучения.
Преподаватель может не только применять известные многим формы и методы работы, нои разработать свои в зависимости от специфики читаемого им курса [2, с. 14].
По нашему мнению, одним из эффективных видов интерактивного обучения является приглашение на занятие специалиста-практика. Взаимодействие между учащимися и специалистами способствует лучшему усвоению предмета. Специалисты могут стать участниками любых интерактивных занятий -дискуссии, дебатов, общественных слушаний, социальных проектов.
Рассмотренные интерактивные формы и методы могут быть применимы при обучении различным дисциплинам и на разных ступенях образовательного процесса. А также, при проектировании индивидуальных
образовательных траекторий, инновационных педагогических технологий, обеспечивающих подготовку высококвалифицированных
профессиональных кадров [2, с. 22].
В конечном счете интерактивные формы и методы обучения должны способствовать развитию личностной ориентации на профессиональную деятельность и выходу на уровень профессиональной компетентности.
В основе интерактивных методов обучения основополагающим является инициативность студентов и способность к самостоятельному решению проблемы, которую стимулирует педагог с позиции партнера и помощника.
Интерактивные формы и методы
позволяют формировать заинтересованное отношение к постановке и решению профессиональных задач и проблем,
самостоятельность и креативность мышления, учат студентов объективности и последовательности в принятии решений [5, с. 107].
Рассматривая некоторые аспекты
проведения занятий в интерактивной форме, можно сделать вывод, что внедрение интерактивного обучения является одним из факторов его интенсификации, поскольку такое обучение позволяет успешно достигать целей активизации учебно-познавательной деятельности, обеспечивать осмысление учебного материала, индивидуализировать педагогическое взаимодействие, формировать знания, умения и ярко выраженные личностные качества студентов.
28
Казанский педагогический журнал. 2015. №6
Литература:
1. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. - М.: Педагогика, 1989. - 558 с.
2. Горбушина М.В. (Шмелева М.В.) Формирование правовой компетентности у будущих специалистов социальной работы в процессе профессиональной подготовки в вузе: дис. ... канд. пед. наук. - Ульяновск, 2007. - 240 с.
3. Закирова Е.Ю., Левина Е.Ю. Развитие модульно-компетентностного подхода в профессиональном образовании // European Social Science Journal. - 2013. - № 9-3(36). - С. 80-87.
4. Храпаль Л.Р., Шарифзянова К.Ш.,
Мухаметзянова Ф.Ш. Организационно -
педагогические условия создания информационно -коммуникационной образовательной среды в системе высшего профессионального образования / Храпаль Л.Р., К.Ш. Шарифзянова, Ф.Ш. Мухаметзянова // Казанский педагогический журнал. - 2013. - № 4. - С. 21-27.
5. Шмелева М.В. Специфика использования
интерактивного обучения в построении
современной образовательной траектории студентов высших учебных заведений // Актуальные вопросы современного образования: материалы VII Международный научнопрактический заочной конференции. - М. - 2012. -
С. 105-111.
References:
1. Babanskij Ju.K. Izbrannye pedagogicheskie trudy. - M.: Pedagogika, 1989. - 558 s.
2. Gorbushina M.V. (Shmeleva M.V.) Formirovanie pravovoj kompetentnosti u budushhih specialistov social'noj raboty v processe professional'noj podgotovki v vuze: dis. ... kand. ped. nauk. Ul'janovsk, 2007. - 240 s.
3. Zakirova E.Ju., Levina E.Ju. Razvitie
modul'no-kompetentnostnogo podhoda v
professional'nom obrazovanii // European Social Science Journal. - 2013. - № 9-3(36). - S. 80-87.
4. Hrapal' L.R., Sharifzjanova K.Sh.,
Muhametzjanova F.Sh. Organizacionno-
pedagogicheskie uslovija sozdanija informacionno-kommunikacionnoj obrazovatel'noj sredy v sisteme vysshego professional'nogo obrazovanija / Hrapal' L.R., K.Sh. Sharifzjanova, F.Sh. Muhametzjanova // Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. - 2013. - № 4. - S. 21-27.
5. Shmeleva M.V. Specifika ispol'zovanija interaktivnogo obuchenija v postroenii sovremennoj obrazovatel'noj traektorii studentov vysshih uchebnyh zavedenij // Aktual'nye voprosy sovremennogo obrazovanija: materialy VII Mezhdunarodnyj nauchno-prakticheskij zaochnoj konferencii. - M. - 2012. - S. 105-111.
Сведения об авторе:
Шмелёва Мария Владимировна (г. Ульяновск, Россия), кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики профессионального образования и социальной деятельности факультета гуманитарных наук и социальных технологий, ФГБОУВПО «Ульяновский государственный университет», e-mail:[email protected]
Data about the author:
M. Shmelevа (Ulyanovsk, Russia), candidate of pedagogic sciences, assistant professor of Department of Pedagogy of Vocational Training and Social Activities of Faculty of Humanities and Social Technologies, Ulyanovsk State University, e-mail: [email protected]
29