Научная статья на тему 'Методология подготовки магистров к созданию интерактивных дистанционных курсов'

Методология подготовки магистров к созданию интерактивных дистанционных курсов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
247
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
подготовка магистров / компетентностный подход / метод проектов / интерактивное обучение / дистанционные курсы / masters training / competency approach / project-based learning / interactive learning / online courses

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богомолова Елена Владимировна, Иванова Дарья Сергеевна

Рассмотрена методология подготовки будущих магистров к созданию интерактивных дистанционных курсов на основе компетентностного подхода, метода групповых проектов и интерактивного обучения. Приведен опыт обучения, который показал: оптимальные временные рамки работы магистров над проектом по созданию дистанционных курсов от 2 до 4 недель; наиболее предпочтительная форма защиты проекта – презентация (представление проекта с результатами исследований); в процессе работы над проектом должны быть учтены личностные особенности магистрантов, их интересы и предпочтения. Приведен пример дистанционного курса, разработанного будущими магистрами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Богомолова Елена Владимировна, Иванова Дарья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY OF TRAINING OF THEMASTERS IN MAKING INTERACTIVE DISTANCE COURSES

Methodology of training of future masters to create interactive online courses competency-based approach, method, group projects and interactive learning. The experience of learning, which showed that the optimum time frame work of masters on the project for the creation of distance learning courses from 2 to 4 weeks; most preferred form of protection project – presentation (presentation of project research results); in the process of working on the project should be taken into account the personal characteristics of students, their interests and preferences. Shows an example of a distance learning course developed by future masters.

Текст научной работы на тему «Методология подготовки магистров к созданию интерактивных дистанционных курсов»

Казанский педагогический журнал. 2015. №6

УДК 378.140

МЕТОДОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРОВ К СОЗДАНИЮ

ИНТЕРАКТИВНЫХ ДИСТАНЦИОННЫХ КУРСОВ

Е.В. Богомолова, Д.С. Иванова

Аннотация. Рассмотрена методология подготовки будущих магистров к созданию интерактивных дистанционных курсов на основе компетентностного подхода, метода групповых проектов и интерактивного обучения. Приведен опыт обучения, который показал: оптимальные временные рамки работы магистров над проектом по созданию дистанционных курсов от 2 до 4 недель; наиболее предпочтительная форма защиты проекта - презентация (представление проекта с результатами исследований); в процессе работы над проектом должны быть учтены личностные особенности магистрантов, их интересы и предпочтения. Приведен пример дистанционного курса, разработанного будущими магистрами.

Ключевые слова: подготовка магистров, компетентностный подход, метод проектов, интерактивное обучение, дистанционные курсы.

METHODOLOGY OF TRAINING OF THEMASTERS

IN MAKING INTERACTIVE DISTANCE COURSES

E. Bogomolova, D. Ivanova

Abstract. Methodology of training of future masters to create interactive online courses competency-based approach, method, group projects and interactive learning. The experience of learning, which showed that the optimum time frame work of masters on the project for the creation of distance learning courses from 2 to 4 weeks; most preferred form of protection project - presentation (presentation of project research results); in the process of working on the project should be taken into account the personal characteristics of students, their interests and preferences. Shows an example of a distance learning course developed by future masters.

Keywords: masters training, competency approach, project-based learning, interactive learning, online courses.

Сегодня происходят существенные изменения в сфере образования: вводятся новые стандарты обучения; предоставляются новые образовательные услуги; развивается техническое оснащение учебных заведений;

меняется информационно-образовательная среда, которая становится не только одним из новых условий работы специалистов системы образования, но и точкой роста, фактором развития новых форм обучения, в том числе и дистанционного обучения.

Выпускник, получивший степень (квалификацию) магистра, должен быть готов к решению образовательных задач,

ориентированных на научно-

исследовательскую работу в области психолого-педагогических знаний;

проектированию и реализации в практике обучения нового содержания учебных

предметов, новых методов и форм обучения; развитию мультимедийной интерактивной образовательной среды для различных типов учебных заведений, включая средние

профессиональные и высшие учебные

заведения. Формированию этих компетенций способствуетподготовка магистров к созданию

интерактивных дистанционных

образовательных курсов [1; 2].

Методологию подготовки магистров к созданию таких курсов мы рассматривали и в широком смысле, понимая под нею «учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности» [8]. И в узком смысле, имея в виду методологию педагогики - учение об исходных положениях, структуре, функциях и методах научно-педагогического исследования

[7].

Разрабатывая методологию подготовки магистров к созданию дистанционных курсов, мы опирались на понимание того, что важным вектором модернизации профессионального образования становится «обучение через делание». Такое обучение подразумевает включение студентов в самостоятельную активную познавательную деятельность, стимулирование участия в социальнопедагогическом проектировании и реализации проектов; организацию диалога/полилога в образовательной среде, в процессе которого происходит непосредственный обмен ценностями и понимание другого [2; 3; 5; 9].

Поэтому в качестве основного педагогического подхода при подготовке был

30

Казанский педагогический журнал. 2015. №6

выбран компетентностный подход. При подборе формы обучения предпочтение было отдано интерактивному обучению. А ведущим методом обучения являлся метод проектов.

Компетентностный подход является практико-ориентированным подходом. Он предполагает творческое воплощение осваиваемых знаний в умения действовать и решать практические задачи в нестандартных ситуациях, усиление предметно-

профессионального аспекта образования [1].

Метод проектов предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути; достижение дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим

результатом, оформленным тем или иным образом. Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении обучающимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей [5; 6].

Одним из вариантов реализации этого метода является коллективная проектная работа. Студенты разбиваются на группы до 5 человек. В каждой группе распределяются роли: руководитель, креативный директор, критик, секретарь, исполнитель (обучающиеся могут предложить дополнительные роли). Возможно выполнение одним человеком нескольких ролей.

Интерактивное обучение основано на активном взаимодействии с субъектом обучения (ведущим, преподавателем, тренером, руководителем). По существу, оно представляет один из вариантов коммуникативных технологий: их классификационные параметры совпадают.

Интерактивное обучение - это обучение с хорошо организованной обратной связью субъектов и объектов обучения, с двусторонним обменом информацией между ними. Здесь невозможно неучастие обучающегося в коллективном, взаимодополняющем,

основанном на взаимодействии всех его участников в процессе обучающего познания.

Интерактивная модель своей целью ставит организацию комфортных условий обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют между собой. Организация интерактивного обучения предполагает

моделирование жизненных ситуаций,

использование ролевых игр, общее решение

вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации.

Основные требования успешного обучения в режиме интерактивной технологии:

1. Положительная взаимозависимость -члены группы должны понимать, что общая учебная деятельность приносит пользу каждому.

2. Непосредственное взаимодействие -члены группы должны находиться в тесном контакте друг с другом.

3. Индивидуальная ответственность -каждый магистрант должен овладеть предложенным материалом и каждый несёт ответственность за помощь другим. Более способные не должны выполнять чужой работы.

4. Развитие навыков совместной работы -обучаемые должны освоить навыки межличностных отношений, необходимых для успешной работы, например, расспрашивание, распределение, планирование заданий.

5. Оценка работы - во время групповых собраний необходимо выделить специальное время, для того чтобы группа могла оценить, насколько успешно она работает.

Интерактивное обучение позволяет в учебно-игровом поле обучающимся проиграть разнообразные должностные и личностные роли и освоить их, создавая будущую модель взаимодействия в профессиональной деятельности.

Обучение магистров созданию

дистанционных образовательных курсов происходит в ходе выполнения ими группового проекта поразработке модулей интерактивных курсов для своей специальности в открытой системе Moodlero следующим требованиям: интерактивность; образовательный или научный характер; актуальность и востребованность; мультимедийность.

В ходе интерактивного выполнения проекта происходит интеграция знаний, полученных на учебных занятиях, их практическое приложение; развиваются навыки совместной работы, межличностные отношения.

Опыт показал, что оптимальные временные рамки проекта: от 2 до 4 недель. В ходе работы над проектом магистранты решают проблемные задачи научно-исследовательского характера. Форма защиты проекта может быть различной, но наиболее удобна и информативна форма презентации - представление проекта с результатами исследований. Удачные проекты интерактивных дистанционных учебных курсов размещаются в открытом доступе в системе Moodle. Здесь главным является не техническая реализация, а наполнение электронного

31

Казанский педагогический журнал. 2015. №6

продукта (интерактивные сайты, тесты, видеоматериалы по специальности), его новизна и значимость в теории и практике.

Примером такой проектной деятельности может служить дистанционный интерактивный курс «Информационные технологии в профессиональной деятельности»,

разработанный магистрами направления «Педагогика высшей школы» РГУ имени С.А Есенина. Курс включает лекции, интерактивные тесты, лабораторные работы, видео и аудио материалы, интерактивные презентации, анкеты-опросники, форум и чат.

В работе над проектом были учтены личностные особенности магистрантов, их интересы и предпочтения. При разработке интерактивных приложений для курса, демонстрирующих применение

информационных технологий в разных профессиях, обучающиеся выполняли проектную деятельность малыми группами, создавая интересные для них примеры применения технологий музыкантами, экономистами, работниками культуры.

Как было отмечено, магистранты разрабатывали дистанционные курсы в системе управления курсами Moodle (электронное обучение). Она используется для организации дистанционных курсов и поддержки очного обучения. Система Moodle представляет собой виртуальную обучающую среду, реализующую философию «педагогикисоциального

конструкционизма». Она ориентирована на организацию интерактивного взаимодействия между преподавателем и учениками.

Техническое обеспечение условий работы над дистанционными курсами может меняться в зависимости от типов курсов и целей их использования.

Например, образовательная система MULTIKID может быть использована для

Литература:

1. Богомолова Е.В. Технологии

дистанционного обучения в подготовке магистров / Е.В. Богомолова // Материалы XXVI международной конференции «Применение инновационных технологий в образовании» 24-25 июня 2015 г., г. Москва, г.о. Троицк. - 495 с. - С. 290-292.

2. Богомолова Е.В. Подготовка магистров истории в области информационных технологий / Е.В. Богомолова // «Казанский педагогический журнал». - 2015. - № 4(111). - С. 83-87.

3. Богомолова Е.В. Методика формирования общекультурных и профессиональных компетенций магистров в процессе изучения компьютерных

разработки курсов для начальной школы, а среда EduPlay - комплексных программ для детей в возрасте от 2-х до 5 лет и малышей с особыми потребностями в обучении.

Среда EduTouch подходит для разработки курсов коррекционного образования и терапии, предназначенных для учеников с особыми физическими и когнитивными потребностями. Сетевая, мультимедийная образовательная среда NetClass предоставляет преподавателям и студентам возможность для современной, эффективной работы и может быть использована для разработки курсов, направленных на повышение эффективности учебного процесса и управления этим процессом.

LeamingApps.org - это приложение Web 2.0 для поддержки учебного процесса с помощью интерактивных модулей (приложений,

упражнений). Данная среда позволяет педагогам самостоятельно создавать учебные модули, использовать их для организации работы с обучающимися, обеспечивает свободный обмен модулями между преподавателями.

Обучение магистров созданию

дистанционных образовательных курсов на основе предлагаемой методологии позволило систематизировать их знания и умения в области информационных технологий, проектной и исследовательской деятельности; сформировать умения по созданию интерактивных дистанционных курсов и оформлению результатов. Магистранты научились более четко планировать организационный аспект своей деятельности; анализировать ситуацию, четко ставить собственно педагогические задачи, стимулируя тем самым активность ученика в образовательном процессе. Что позволяют сделать выводы об эффективности разработанной методологии.

технологий в вузе / Е.В. Богомолова // Вопросы современной науки и практики. Университет им.

В.И. Вернадского. - 2014. - № 4(54). - С. 165-168.

4. Иванова Д.С. Направления

совершенствования информационной подготовки студентов педагогического вуза // РАО, Институт Информатизации образования. Учебные записки. -Выпуск № 16. - ИКТ в общем профессиональном и дополнительном образовании. - Москва, 2005.

5. Иванова Д.С. Реализация инновационных технологий в образовательно-воспитательной деятельности при разработке и использовании образовательных сайтов / Д.С. Иванова / Инновационные технологии в учебновоспитательном процессе // Материалы 12-й

32

Казанский педагогический журнал. 2015. №6

конференции: Рязанские педагогические чтения, г. Рязань, март, 2007 г.

6. Иванова Д.С. Инновационные подходы к процессу подготовки будущих учителей / Д.С. Иванова, С.В. Иванов / Материалы межвузовской конференции. Содержательные, технологические и нормативно-правовые аспекты перехода на двухуровневую систему высшего профессионального образования и реализации положений Болонской декларации XVI Рязанские педагогические чтения. -Рязань, 2009.

7. Новиков А.М. Методология образования. Издание второе / А.М. Новиков. - М.: «Эгвес», 2006. - 488 с.

8. Советский энциклопедический словарь / под ред. М.А. Прохорова. - М.: Советская энциклопедия, 1988. - 350 с.

9. Храпаль Л.Р., Шарифзянова К.Ш.,

Мухаметзянова Ф.Ш. Организационно-

педагогические условия создания информационнокоммуникационной образовательной среды в системе высшего профессионального образования / Храпаль Л.Р., К.Ш. Шарифзянова, Ф.Ш. Мухаметзянова // Казанский педагогический журнал. - 2013. - № 4. - С. 21-27.

References:

1. Bogomolova E.V. Tehnologii distancionnogo obuchenija v podgotovke magistrov / E.V. Bogomolova // Material XXVI mezhdunarodnoj konferencii «Primenenie innovacionnyh tehnologij v obrazovanii» 24-25 ijunja 2015 g., g. Moskva, g.o. Troick. - 495 s. - S. 290-292.

2. Bogomolova E.V. Podgotovka magistrov istorii v oblasti informacionnyh tehnologij / E.V. Bogomolova // «Kazanskij pedagogicheskij zhurnal». - 2015. - № 4(111). - S. 83-87.

3. Bogomolova E.V. Metodika formirovanija obshhekul'turnyh i professional'nyh kompetencij magistrov v processe izuchenija kompjuternyh tehnologij

v vuze / E.V. Bogomolova // Voprosy sovremennoj nauki i praktiki. Universitet im. V.I. Vernadskogo. - 2014. - № 4(54). - S. 165-168.

4. Ivanova D.S. Napravlenija sovershenstvovanija informacionnoj podgotovki studentov pedagogicheskogo vuza // RAO, Institut Informatizacii obrazovanija, Uchebnye zapiski. - Vypusk № 16. - IKT v obshhem professional'nom i dopolnitel'nom obrazovanii. - Moskva, 2005.

5. Ivanova D.S. Realizacija innovacionnyh tehnologij v obrazovatel'no-vospitatel'noj dejatel'nosti pri razrabotke i ispol'zovanii obrazovatel'nyh sajtov / D.S. Ivanova / Innovacionnye tehnologii v uchebno-vospitatel'nom processe. Materialy 12-j konferencii: Rjazanskie pedagogicheskie chtenija, g. Rjazan', mart, 2007 g.

6. Ivanova D.S. Innovacionnye podhody k processu podgotovki budushhih uchitelej / D.S. Ivanova,

S.V. Ivanov / Materialy mezhvuzovskoj konferencii. Soderzhatel'nye, tehnologicheskie i normativno-pravovye aspekty perehoda na dvuhurovnevuju sistemu vysshego professional'nogo obrazovanija i realizacii polozhenij Bolonskoj deklaracii XVI Rjazanskie pedagogicheskie chtenija. - Rjazan', 2009.

7. Novikov A.M. Metodologija obrazovanija. Izdanie vtoroe / A.M. Novikov. - M.: «Jegves», 2006. -488 s.

8. Sovetskij jenciklopedicheskij slovar' / pod red. M.A. Prohorova. - M.: Sovetskaja jenciklopedija, 1988. -350 s.

9. Hrapal' L.R., Sharifzjanova K.Sh., Muhametzjanova F.Sh. Organizacionno-pedagogicheskie uslovija sozdanija informacionno-kommunikacionnoj obrazovatel'noj sredy v sisteme vysshego professional'nogo obrazovanija / Hrapal' L.R., K.Sh. Sharifzjanova, F.Sh. Muhametzjanova // Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. - 2013. - № 4. - S. 21-27.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сведения об авторах:

Богомолова Елена Владимировна (г. Рязань, Россия), доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры информатизации образования и методики информатики Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина, e-mail: bogomolovaev@yandex.ru

Иванова Дарья Сергеевна (г. Рязань, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры информатизации образования и методики информатики Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина, e-mail: d.ivanova@rsu.edu.ru

Data about the authors:

E. Bogomolova (Ryazan, Russia), Doctor of Pedagogy, associate professor, professor of Department of Informatization of Education and Methodology of Informatics at Ryazan State University named after S. Yesenin, e-mail: bogomolovaev@yandex.ru

D. Ivanova (Ryazan, Russia), candidate of pedagogic sciences, associate professor of Department of Informatization of Education and Methodology of Informatics at Ryazan State University named after S. Yesenin, e-mail: d.ivanova@rsu.edu.ru

33

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.