Современные проблемы профессионального образования
УДК 378.14
И.В. Бацуровская
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ НАУЧНОЙ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРОВ В УСЛОВИЯХ МАССОВЫХ ОТКРЫТЫХ ДИСТАНЦИОННЫХ КУРСОВ
Николаевский национальный аграрный университет, Житомирский государственный университет имени Ивана Франко
Аннотация: В статье проанализированы основные характеристики, этапы разработки образовательной программы подготовки магистра в условиях массовых открытых дистанционных курсов. Статья предусматривает анализ организационных принципов массовых открытых дистанционных курсов. Автор предоставил рекомендации для разработки оптимальной образовательной программы и формирования образовательных и научных результатов обучения магистров. В статье представлен каждый из блоков учебно-методических комплексов дисциплин в массовых открытых дистанционных курсах.
Ключевые слова: массовые открытые дистанционные курсы, подготовка магистров, организационные принципы, научная подготовка.
UDC 378.14
I.V. Batsurovskaya
ORGANIZATIONAL PRINCIPLES OF SCIENTIFIC TRAINING OF MASTERS IN MASSIVE OPEN DISTANCE COURSES
Nykolayev state agrarian university, Zhytomyr state university named after Ivan Franko
Abstract. The article analyzes the main characteristics of the stages of development of educational training programs for Masters in terms of massive open distance courses. The article provides an analysis of organizational principles of massive open distance courses. The author has provided recommendations for the optimal development of the educational program and the formation of educational and scientific outcomes of masters. The paper presents the units of educational-methodical complexes of disciplines in massive
open distance courses.
Key Words: massive open distance courses, training of Masters, organizational principles, scientific training
Просветительно-научная подготовка магистров реализуется в результате влияния или действия определенных факторов и обстоятельств, которые принято трактовать как принципы. Организационные принципы, которые обеспечивают эффективность образовательного процесса и повышение профессионально важных качеств в процессе подготовки магистра, являются определяющим фактором успешного формирования выпускника магистратуры. Организационные принципы сами по себе не являются причинами событий, но, как рассматривается в педагогике, они или усиливают, или ослабляют действие причины.
Таким образом, эффективность функционирования педагогической системы зависит от факторов, обстоятельств, совокупности мер, которые выступают, в данном случае, как условия. Совокупность факторов, компонентов учебного процесса, как рассматривается в современной дидактике, обеспечивают успешность подготовки специалиста [1-4].
Самым важным условием достижения целей результативности просветительно-научной подготовки магистра есть такая организация образовательного процесса, в которой содержимое, организационные формы и методы учебной деятельности совпадают с целями обучения. Все выше сказанное становится основой для формирования организационных принципов, которые обеспечат подготовку высокопрофессионального выпускника магистратуры [5-8].
Организационные принципы, представляют содержание и структуру дисциплинарного образования, их учебно-методическое обеспечение и инновационную образовательную среду. Инновационной средой могут выступать
массовые открытые дистанционные курсы. В нашем исследовании организационные принципы представ-лены комплексом взаимосвязанных составляющих, необходимых для эффективного формирования у магистрантов компетенций, что позволяют им в дальнейшем быть конкурентоспособными на мировом рынке труда.
Главной составляющей успешной реализации организационных принципов просветительно-научной подготовки магистра представляется образовательные программы, разработанные с учетом стандарта университета, и которые включают в себя обучение в массовых открытых дистанционных курсах. Внедрение такой формы учебного процесса в просветительно-научную подготовку магистра предусматривает, что цель, содержание, задача и ее организация, направленные на формирование специальных образовательных и научных компетенций магистра с учетом механизма проверки их сформированности [9-14].
Важной составляющей организационных принципов является образовательная среда университета. Такая среда включает в себя образовательный портал, доступ к которому осуществляется с помощью сети Интернет. Такой портал вмещает у себя перечень массовых открытых дистанционных курсов, которые предложены для изучения магистрантами. Этот перечень утверждается ученым советом университета и вносится в образовательные программы магистратуры. Среди предложенных курсов есть курсы как руководящих преподавателей университета, так и преподавателей из университетов страны, и мира. Такой портал повышает престиж университета и его место в рейтинге образовательных заведений Украины и мира. Он может включать в себя высокопрофессиональный коллектив преподавателей: преподаватели должны иметь сте-
пень кандидата или доктора наук, которые должными проходить курсы повышения квалификации, как в Украине, так и за границей [15-16].
Организационные принципы обучения в массовых открытых дистанционных курсах предусматривают функционирование коммуникационной связи в условиях массовых открытых дистанционных курсах между участниками образовательного процесса. Коммуникационная связь является соединительным звеном в процессе просветительно-научной подготовки магистра, поскольку он обеспечивает обмен опытом, консультации и дискуссии. Просветительно-научная подготовка магистра будет успешной, если этот процесс организован также благодаря корректированию образовательной программы с учетом требований работодателей [17-20].
Рассмотрим в целом организацию образовательного процесса магисте-риума в университете и роль массовых открытых дистанционных курсов как элемента эффективного обучения конкурентоспособному выпускнику. Открытое массовое дистанционное образование является основой зарубежного образования. Переход магистерского образования в Украине на открытый массовый и дистанционный уровень будет содействовать подготовке конкурентоспособных выпускников на мировом рынке труда.
Открытое массовое дистанционное образование может рассматриваться как один из уровней беспрерывного образования, который может осуществляться на протяжении всей жизни, обеспечивая единство и целостность системы образования, создает условия для самообразования и всестороннего научного развития личности, профессиональной переподготовки и повышения квалификации. Такое образование содействует развитию креативных способностей у магистрантов, поиска решений для нестандартных задач. В современном образовании за формирова-
ния именно этих способностей отвечает магистратура [21-22].
Рассмотрим континуум просветительно-научной подготовки магистра разработанный в соответствии с основными положениями системного подхода. В схеме континуума обучения представленные основные положения успешной просветительно-научной подготовки профессионалов, затребованных на современном рынке труда. Логическим завершением карьерного роста после трудоустройства и работы по специальности, есть защита магистерской работы. Континуум обучения субъектам магистериу-ма университета, подчиняет учебный процесс формирования компетенций выпускника, которые отвечают требованиям работодателя.
Организационные принципы рассматриваются как совокупность таких трех составляющих, как динамическая основная образовательной программы, образовательной среды, где размещены массовые открытые дистанционные курсы и коммуникационная связь. Успешность просветительно-научной подготовки магистра в университете будет обеспечена реализацией организационных принципов в контексте континуума, который включает образовательную программу с учетом ее корректирования при взаимодействии с работодателем, обучение в массовых открытых дистанционных курсах, которые принадлежат руководящим украинским и заграничным преподавателям и прохождение практики заграницей.
Рассмотрим более детально характеристику и этапы разработки образовательной программы подготовки магистра. В образовательной программе конкретизируются направления просветительно-научной деятельности магистров и область задач, которые будет решать выпускник по выбранному профилю обучения. Виды просветительно-научной деятельности, к которым готовится магистр, в частности в условиях массовых открытых дистанционных курсах, определяются стандартом университета с учетом по-
желаний будущего работодателя.
В содержании образовательной программы проведено четкое распределение на два цикла (общий и специальный) и два раздела (практика и научно-исследовательская работа; итоговая государственная аттестация). Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную) часть, которая устанавливается вузом. Вариативная часть определяется образовательной программой высшего учебного заведения. В связи с этим, необходимо тщательно продумывать перечень дисциплин вариативной части, поэтому, что может состояться нарушения существующего единства образовательного пространства и ограничения мобильности студентов. В вариативную часть входит перечень массовых открытых дистанционных курсов, которые утверждены ученым советом университета. Подбор таких курсов предусматривает учет объединения семестровых сроков и сроков массовых открытых дистанционных курсов, возможность апробаций результатов исследования, полученных в таких курсах. Учебные программы курсов должны быть сопоставлении с учебными планами, просветительно-научными программами с образовательно-профессиональными характеристиками [23-25].
В связи с этим на этапе разработки образовательной программы возрастает ответственность разработчиков за формирование вариативной части профессионального цикла, при этом одна треть дисциплин вариативной части выделяется на дисциплины по выбору. Эта часть учебных дисциплин, должна обеспечить просветительно-научную подготовку магистра согласно требованиям работодателей.
Основная образовательная программа подготовки выпускников магистратуры должна предусматривать изучение следующих специализированных блоков:
1. Фундаментальные (общенауч-
ные) дисциплины.
2. Специальные дисциплины.
3. Практики и научно-исследовательская работа.
4. Защита выпускной квалификационной работы - магистерской диссертации [26-27].
Освоение каждого такого блока, то есть выполнение заложенных в нем просветительно-научных задач, составляет часть итоговой оценки, которая выставляется за результатом изучения дисциплины, и в этом модульный принцип отвечает рейтинговой системе оценки. Общий балл, который выставляется по итогам каждого курса в европейском вузе, по обыкновению составляется с нескольких компонентов, в основе которых положена система накопления баллов. Например, 30% общей оценки может зависеть от академической активности студента на лекционных и семинарских занятиях, еще 30% - от результатов промежуточной аттестации (коллоквиумы, индивидуальные задания, самостоятельная работа, промежуточный контроль в виде тестирования и т.п.), и только сдачу 40 % - от экзаменационной оценки и прохождения массовых открытых дистанционных курсов. Студент, который пропустил много занятий, который не прошел успешно промежуточный контроль, может рассчитывать только на удовлетворительную оценку на экзамене. И наоборот, студент, который проявляет активность в ходе выполнения текущих задач и накопил высокий рейтинг, даже в случае не совсем удачного ответа на экзамене, может получить высокую итоговую оценку.
Для разработки оптимальной образовательной программы и формирования образовательных и научных результатов обучения магистрам, необходимо соблюдать следующих рекомендаций:
1. Установить связь с будущими работодателями, обсудить современные проблемы и инновационные технологии в производстве и научных исследованиях и потребности рынка труда.
2. Самым сложным и трудоемким этапом является формулирования профес-
сиональных компетенций выпускника, которые отвечают требованиям работодателей. Число компетенций не должно быть большим, иначе работодателю будет тяжело соотносить способности выпускника с задачами, которые будут поставлены перед ним.
3. Разработка организационно-педагогических принципов, которые определяют процесс просветительно-научной подготовки магистра.
4. Для развития просветительно-научной подготовки магистра необходимо сформировать комплекс дисциплин общего, а также специального циклов в том числе комплекс дисциплин, которые будут изучаться в условиях массовых открытых дистанционных курсах, и установить междисциплинарные связи.
5. На основе междисциплинарных связей разработать учебный план просветительно-научной подготовки магистров, который должных включать массовые открытые дистанционные курсы руководящих украинских и заграничных преподавателей. Следует отметить, что особое значение имеют научно-исследовательская практика и ее планирование.
6. Разработка учебно-методических комплексов и рабочих программ дисциплин должны формироваться с учетом сформулированных компетенций магистра и требований для данной специальности или напрямую. В рабочей программе каждой дисциплины должны быть указаны пути формирования соответствующих профессиональных компетенций магистра и разработанные компетенции, которые формируются данной дисциплиной, а также знание, умение и навыки, то есть декомпозиция результатов просветительно-научной подготовки.
7. Осуществление процесса формирования профессиональных компетент-ностей магистра на основе организации учебного процесса согласно образовательным программам просветительно-научной подготовки магистров, разра-
ботанных на базе компетентносного, личностно-ориентированного и системного подходов и продуктивного метода подготовки, при наличии высокопрофессионального коллектива преподавателей, современного оборудования, международных связей и др.
8. Создание механизма проверки результатов просветительно-научной подготовки магистров.
9. После окончания магистратуры и трудоустройства целесообразно выяснить недостатки в просветительно-научной подготовке магистров относительно решения задач просветительно-научной деятельности, особенно, если магистры поступают потом в аспирантуру. В связи с этим, на основе требований работодателей необходимо внести изменения в просветительно-научную подготовку магистров. Для достижения согласования компетенций с работодателями необходимо изменить учебный план, внести, при необходимости, дополнительные дисциплины, массовые открытые дистанционные курсы и изменения в рабочих программах дисциплины.
10. Создать возможность функционирования механизма обратной связи магистрантов между собой и с преподавателями и работодателями. Такую возможность могут представить массовые открытые дистанционные курсы.
В данное время методология и методика разработки компетенций выпускников высших учебных заведений при большом числе публикаций не являются достаточно разработанными. Поскольку работодатель не сможет оценить достоинства образовательной программы и подготовить выпускника по настолько большему перечню его компетенций, то при разработке образовательной программы прибегают к сокращению и структурированию числа компетенций [28-30].
По нашему мнению, число компетенций не должно превышать 15, а к каждой компетенции должны быть сформированы знания, умение и владение опытом. Кроме того, из каждой дисциплины пред-
ставляется не больше трех компетенций. Как правило, работодатели не хотят опубликовывать свои требования к сотрудникам, поэтому в более сложном положении находятся те разработчики, кому требования работодателя неизвестные. В таком случае каждый университет выбирает свой путь формулирования компетенций, что усложняет трудоустройство его выпускников. Если учебные программы аналогичные уже введенным, но модернизируется введением новых курсов, то компетенции разрабатываются на основе изучения рабочих программ и содержания дисциплин.
Не менее ответственным этапом просветительно-научной подготовки магистров высшего учебного заведения остается разработка учебно-методических комплексов дисциплин. Разработка учебно-методических комплексов учебной дисциплины имеет целью:
- обеспечение системного подхода относительно организации просветительно-научной подготовки магистра;
- создание качественного методического обеспечения просветительно-научной подготовки магистра по всем направлениям, специальностями и формами обучения, в частности и у массовых открытых дистанционных курсов;
- формирование базы электронных учебно-методических материалов, в том числе для подготовки магистров в условиях массовых открытых дистанционных курсах, если формирование такие курсы предусмотрены учебными планами университета;
- своевременное корректирование и усовершенствования учебно-методических материалов.
Учебно-методический комплекс дисциплины представляет собой совокупность учебно-методических материалов, которые обеспечивают эффективное осуществление учебно-воспитательного процесса. Такие комплексы составляются из нормативных
документов, учебно-методических и информационных материалов, задач для осуществления контроля, а также дополнительных материалов. Заметим, что содержимое блоков учебно-методических комплексов дисциплин, которые излагаются традиционными формами несколько отличаются от содержимого блоков учебно-методических комплексов дисциплин, которые излагаются в условиях массовых открытых дистанционных курсов. Рассмотрим более детально каждый из блоков учебно-методических комплексов дисциплин.
Нормативные документы предусматривают наличие учебной программы и рабочего учебного плана. Блок нормативных документов для массовых открытых дистанционных курсов предусматривает короткое резюме дисциплины и понедельное планирование.
Учебно-методические материалы включают конспект лекций и методические рекомендации. Методические рекомендации могут быть к изучению курса, относительно подготовки к семинарских занятиям, по выполнению практических, лабораторных, расчетно-графических работ, по выполнению научных исследований та магистерских работ, а также методические рекомендации для организации самостоятельной работы магистрантов по овладению учебного материала и прохождению массовых открытых дистанционных курсов. Блок учебных материалов для массовых открытых дистанционных курсов предусматривает видеолекции, короткие текстовые рекомендации относительно прохождения этого курса и видеоинструкции [31].
Информационные материалы вмещают дидактический инструментарий из обеспечения учебных занятий и технические и программные средства обеспечения учебной дисциплины или курса. В массовом открытом дистанционном курсе есть отдельная рубрика для такого типа материалов, где нужно указать информационное и техническое требования, которые нужны для прохождения курса [32-33].
Осуществления контроля включают в
себя задачу для тематического контроля магистров, пакет комплексной контрольной работы, вопросы к коллоквиуму, зачету, экзаменационные билеты. Для массового курса блок осуществления контроля предусматривает тестовую базу и пакеты задач. Если по завершению массового открытого дистанционного курса предусмотрен экзамен, то также нужно подготовить экзаменационные вопросы, тесты или задачи. Как для традиционного обучения, так и для обучения у массовых открытых дистанционных курсов к учебно-методическому комплексу могут входить и дополнительные компоненты: презентации по учебной дисциплине или курсе, мультимедиа и интерактивные материалы, видеоматериалы, образовательные тренажеры, материалы нормативного или справочного характера, перечень гиперссылок на дополнительные учебные источники, в том числе и на электронные библиотеки.
Перечень структурных компонентов учебно-методических комплексов определяется содержанием рабочей учебной программы по соответствующей дисциплине или курса, разработанного на основании учебной программы. Согласно компетентносного подхода, ключевые знания, умение и навыки, которыми должен овладеть магистр, определяют содержание программы обучения, требования к учебному процессу по каждой дисциплине, включенной в учебный план, к учебно-лабораторному и научному оборудованию, уровнем подготовки коллектива преподавателей. Компетентность, прежде всего, имеет практикоориентированную направленность и проявляется только в процессе просветительно-научной деятельности выпускника магистратуры.
Рядом с входным, текущим и промежуточным контролем используется итоговая государственная аттестация. В разработанном механизме проверки просветительно-научной подготовки магистра предлагается использовать итоги научно-педагогической практики,
а также результаты защит магистерских диссертаций. С учетом требований рынка труда процесс просветительно-научной подготовки магистра должен быть максимально приближенный к реальности. Интеграция образовательного и научно-исследовательского процесса, стимулирующая учат анализировать конкретные факты в рамках своих исследовательских проектов, адаптирует магистрантов к условиям реальной жизни и будущей просветительно-научной деятельности.
После окончания магистратуры выпускник сдает итоговые государственные экзамены. Научную работу по избранному направлению магистр может продолжить в аспирантуре, которая, в свою очередь, позволяет сократить сроки обучения в аспирантуре и на выходе получить результаты высокого качества, которые позволяют получить степень кандидата наук. На основе мониторинга результатов просветительно-научной подготовки магистров рекомендуется проводить корректирование образовательных программ, с целью повышения эффективности образовательного и научного процесса, который позволяет формировать специальные исследовательские компетенции, содействует расширению сферы профессиональной деятельности магистров за счет пожеланий работодателя.
Таким образом, можно утверждать, что выпускник магистерской программы имеет преимущества, потому что магистр во время обучения проходит научно-исследовательскую практику, учится в массовых открытых дистанционных курсах инновационных направлений у выдающихся ученых всего мира. Указанные принципы научной подготовки магистров в открытых массовых дистанционных курсах позволяют получить навыки в области научно-исследовательской, научно-инновацион-ной и образовательной деятельности. Соответственно окончательным результатом деятельности университета есть престижная работа на предприятии, обучение в аспирантуре и докторантуре, а также успешная защита диссертаций.
Библиографический список
1. Ахмедов А.Э., Смольянинова И.В., Шаталов М.А. Формирование системы подготовки высококвалифицированных кадров в условиях непрерывного образования // Территория науки. 2015. № 5. С. 7-11.
2. Власова Г.И. Особенности научно-методического сопровождения диссеминации педагогического опыта в условиях реализации ФГОС // Успехи современной науки. 2016. № 1. С. 124-128
3. Иголкин С.Л. Опыт инновационного развития научно-образовательных структур в современных условиях // Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты. Материалы II Международной научно-практической конференции. 2014. С. 5-9.
4. Соколова С.А. Использование инновационных технологий при подготовке студентов // Современная педагогика. 2014. № 11 (24). С. 56-60.
5. Иголкин С.Л., Шаталов М.А. Развитие регионального рынка профессионального образования на основе механизмов интеграции // Профессиональное образование в современном мире. 2015. № 3 (18). С. 71-79.
6. Рослякова Н.И. Профессионализм как интегративное качество личности педагога // Успехи современной науки. 2016. № 2. Т. 2. С. 107-110
7. Соколова Н.Ф., Соколова С.А. Формирование компетенций, связанных с управлением инновациями на производстве у студентов экономических специальностей в процессе обучения на основе облачных технологий // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2014. Т. 3. № 5. С. 91-95.
8. Станчин И.М. Классификатор специальностей высшей научной квалификации: сущность, назначение, объекты, кодирование // Территория науки. 2015. № 4. С. 51-55.
9. Андреев А.А. Оценка качества онлайн курсов // Территория науки. 2015. № 1. С. 20-26.
10. Внесок ушверситеив у Болонський процес. Офщшний випуск. 2-е вид. [Електронний ресурс]. - Режим доступу: www.euroosvita.osp-ua.info/userfiles/file/2012/Tuning_UA.doc (11.06.15.). - Назва з екрану.
11. Закон Украши „Про вищуосв^" вщ 01.07.2014 р. [Електронний ресурс]. - Режим доступу: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/1556-18 (14.05.15.). - Назва з екрану.
12. Золотухин С.А. Основные принципы оценки массовых открытых онлайн курсов // European Social Science Journal. 2015. № 7. С. 228-234.
Кузьмшський А. I. Педагопка вищо! школи. Навчальний поабник / А.1. Кузьмшський. -К.: Знання, 2005.- 485 с.
13. Назарова Г.Н. Роль образовательных технологий в формировании системы инновационного обучения // Территория науки. 2015. № 1. С. 33-37.
14. Полухина О.П., Иголкин С.Л. Отношенческий компонент в структуре профессионально-личностной позиции студента-психолога// Вестник Воронежского государственного технического университета. 2014. Т. 10. № 5-2. С. 244-248.
15. Перелш спещальностей, за якими здшснюеться пщготовка фахiвцiв у вищих навчаль-них закладах за освiтньо-квалiфiкацiйними рiвнями спещалюта i мапстра. Затверджено по-становою Кабшету МiнiстрiвУкраiни вщ 27 серпня 2010 р. № 787 ^змшами). [Електронний ресурс]. - Режим доступу: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/787-2010 (15.007.15.). - Назва з екрану.
16. Самойленко О. М. Використання шформацшно-комушкацшних технологш у педагопчнш дiяльностi [навч. поЫб.] / О. М. Самойленко. - Миколаiв, 2009. - 267 с.
17. Гулая Т.М., Романова С.А. Массовые открытые онлайн курсы и их роль в непрерывном образовании // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 4-2 (58). С. 197-199.
18. Иголкин С.Л., Смольянинова И.В. Перспективы развития социального партнерства в системе «образование-наука-бизнес» на основе кластерного подхода // Инновационные подходы к решению социально-экономических, правовых и педагогических проблем в условиях
развития современного общества материалы I международной научно-практической конференции. 2015. С. 409-412.
19. Кустов А.И., Добрачёва А.Н., Зеленев В.М., Мигель И.А.Формирование УМК дисциплин путем внедрения комплексных элементов образовательного процесса // Территория науки. 2013. № 2. С. 26-37
20. Новикова Т.Б., Курзаева Л.В., Иванченко А.Е., Игнатова Т.А. Подходы к организации обучения в рамках массовых открытых онлайн курсов // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12 (56). С. 355-360.
21. Christensen C. The innovator's solution: creating and sustaining successful growth / C. Christensen. Harvard Business Press, 2003
22. Cormier Dave, Siemens George. Through the Open Door: Open Courses as Research, Learning, and Engagement EDUCAUSE Review, vol. 45, no. 4 (July/August 2010): 30-39 [Елек-троннийресурс]. - Режим доступу: http://www.educause.edu/ EDU-
CAUSE+Review/EDUCAUSEReviewMagazineVolume45/ThroughtheOpenDoorOpenCoursesa/2 09320 (01.02.15). - Назва з екрану.
23. Бурова Л.С. Перспективы построения исследовательской и научной работы бакалавров педагогического вуза: к постановке проблемы исследования // Успехи современной науки. 2016. № 1. С. 89-93
24. Мазуров А.Ю. Массовые открытые онлайн-курсы в контексте современного образовательного процесса в сфере высшего образования // Открытое и дистанционное образование. 2015. Т. 1. № 1 (57). С. 20-26.
25. Михайловская Г.Н., Занин А.Н. Реализация концепции модернизации образования // Территория науки. 2013. № 2. С. 47-49.
26. П'ятницька-Позднякова 1.С. Основи наукових дослщжень у вищш школк Навч. поаб. / 1.С. П'ятницька-Позднякова. - К.: ЦНЛ, 2003. - 116 c.
27. Постанова Кабшету Мiнiстрiв Украши «Про затвердження Положення про осв^ньо-квалiфiкацiйнiрiвнi (ступеневуосв^у)» ввд 20 Ычня 1998 р. № 65
28. Беленов О.Н., Морозова В.Н., Мелкумян Л.Е. Эффективные практики массовых открытых онлайн-курсов (МООС): опыт зарубежных вузов-партнеров ВГУ // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2015. № 3. С. 98-103.
29. Лебедева М.Б. Массовые открытые онлайн-курсы как тенденция развития образования // Человек и образование. 2015. № 1 (42). С. 105-108.
30. Михеева О.П. Массовые открытые онлайн-курсы в системе дополнительного профессионального образования // Электронное обучение в непрерывном образовании. 2015. Т. 1. № 1 (2). С. 579-587.
31. Самойленко О. М. Мережевi технологи спшкування [метод. реком.] / О. М. Самой-ленко, Н. С. Ручинська. - Микола1в, 2013. - 68 с.
32. Можаева Г.В. Массовые онлайн курсы в университетском образовании // Современное образование: содержание, технологии, качество. 2015. № 1. С. 30-31.
33. Скорикова Т.П. Лингвометодические основы построения онлайн компонента учебного курса магистратуры // Pedagogy & Psychology. Theory and practice. 2016. № 1 (3). С. 17-19.
Информация об авторе:
Information about author:
Бацуровская Илона Викторовна,
преподаватель кафедры энергетики аграрного производства, Николаевский национальный аграрный университет, докторант, Житомирский государственный университет имени Ивана Франко, г. Житомир, Украина
Batsurovskaya Ilona Victorovna,
Lecturer of the Department of Energy of agricultural production, Nykolayev National Agrarian University, doctoral student, Zhytomyr State Ivan Franko University, Zhytomyr, Ukraine