Научная статья на тему 'Дистанционные образовательные технологии при реализации международных совместных образовательных программ магистратуры'

Дистанционные образовательные технологии при реализации международных совместных образовательных программ магистратуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
384
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МАГИСТРАТУРА / СОВМЕСТНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / МЕЖДУНАРОДНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / MASTER’S DEGREE / DISTANCE LEARNING / DISTANCE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / JOINT DEGREE PROGRAM / INTERNATIONAL EDUCATIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шуклин Дмитрий Анатольевич, Левковец Леонид Борисович

Статья посвящена актуальной проблеме высшего профессионального образования реализации совместных образовательных программ магистратуры с зарубежными вузами. Основная задача статьи обосновать и аргументировать применение дистанционных образовательных технологий при реализации совместных образовательных программ магистратуры. В статье приведены основные положения создания совместных образовательных программ магистратуры в вузе, предложены организационные, методические и технологические решения использования дистанционных образовательных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шуклин Дмитрий Анатольевич, Левковец Леонид Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Article is devoted to an actual problem of higher education realization of joint degree programs of a master's degree with foreign high schools. The main objective of article is to prove and reason application distance educational technologies at realization of joint degree programs of a master's degree. In article basic provisions of creation of joint degree programs of a master's degree are given in high schools, relevance of their realization only in a remote form is designated. On the basis of own experience of realization international a joint degree program of a master's degree of «Web technology» organizational, methodical and technological solutions of use of distance educational technologies are proposed. The conclusion that implementation of the master's degree program only means of distance educational technologies can be equivalent alternative to traditional form of education is drawn.

Текст научной работы на тему «Дистанционные образовательные технологии при реализации международных совместных образовательных программ магистратуры»

УДК/uDC 378.147 Д. А. Шуклин, Л. Б. Левковец

D. Shuklin, L. Levkovets

дистанционные образовательные технологии при реализации международных совместных

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ

use of distance educational technologies

AT REALIZATION OF THE INTERNATIONAL JOINT DEGREE PROGRAMS

OF A MASTER'S DEGREE

Статья посвящена актуальной проблеме высшего профессионального образования — реализации совместных образовательных программ магистратуры с зарубежными вузами. Основная задача статьи — обосновать и аргументировать применение дистанционных образовательных технологий при реализации совместных образовательных программ магистратуры. В статье приведены основные положения создания совместных образовательных программ магистратуры в вузе, предложены организационные, методические и технологические решения использования дистанционных образовательных технологий.

Article is devoted to an actual problem of higher education — realization of joint degree programs of a master's degree with foreign high schools. The main objective of article is to prove and reason application distance educational technologies at realization of joint degree programs of a master's degree. In article basic provisions of creation of joint degree programs of a master's degree are given in high schools, relevance of their realization only in a remote form is designated. On the basis of own experience of realization international a joint degree program of a master's degree of «Web technology» organizational, methodical and technological solutions of use of distance educational technologies are proposed. The conclusion that implementation of the master's degree program only means of distance educational technologies can be equivalent alternative to traditional form of education is drawn.

Ключевые слова: дистанционное обучение, дистанционные образовательные технологии, магистратура, совместная образовательная программа, международная образовательная деятельность.

Keywords: distance learning, distance educational technologies, master's degree,

joint degree program, international educational activity.

Международная деятельность является одним из показателей эффективности деятельности федеральных государственных высших учебных заведений и их филиалов [1]. Количество иностранных студентов в вузе можно увеличить, в том числе и за счет реализации международных совместных образовательных программ.

Для вуза актуальность разработки и реализации совместных образовательных программ определяется [2; 3]:

— задачами интернационализации;

— глобальной конкуренцией на рынке высшего образования;

— формированием международных стандартов качества образования;

— задачами обеспечения непрерывности и диверсификации образования, индивидуализации образовательных траекторий;

— возникновением новых образовательных технологий, обусловленных развитием информационных и коммуникационных технологий.

Сформулируем основные принципы разработки совместной образовательной программы (далее — СОП): соответствие ФГОС или образовательным стандартам вуза, актуальность, междисциплинарность, авторский характер, вариативность, полиязычность (для международной СОП), эффективность используемых педагогических технологий, высокое качество привлекаемых ресурсов, а также сопоставимость трудоемкости ее частей, реализуемых за счет ресурсов каждой из организаций-партнеров.

Использование дистанционных образовательных технологий дает неоспоримые преимущества для реализации международ-

ных совместных образовательных программ. Во-первых, студентам нет необходимости на продолжительное время покидать свое местожительство, если обучение по всем дисциплинам проходит исключительно в дистанционной форме. Во-вторых, дистанционная форма обучения не способствует так называемой утечке мозгов, когда студенты, переезжая в другой вуз, находящийся в стране или регионе с более привлекательными условиями на рынке труда, как правило, не возвращаются на прежнее место жительства. В-третьих, модульный принцип обучения позволяет без дополнительных затрат использовать разработанные модули дисциплин в других программах, тем самым сокращаются и время на их подготовку, и трудовые ресурсы.

Однако реализация международных совместных образовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий имеет свои технические, организационные и методические особенности.

В рамках магистратуры обучение в исключительно дистанционной форме подразумевает решение организационных (календарное планирование учебной деятельности магистрантов из двух вузов; индивидуальные и групповые консультации преподавателей; онлайн-руководство научно-исследовательской работой магистрантов, подготовкой магистерской диссертации), методических (использование методов группового и индивидуального обучения) и технологических (обеспечение доступа к системе дистанционного обучения, организация учебных онлайн-ме-роприятий, автоматизация контроля знаний, проведение аттестационных мероприятий) проблем.

На примере нашего опыта реализации в дистанционной форме международной совместной образовательной программы магистратуры «Веб-технологии» (по направлению 09.04.02 «Информационные системы и технологии») с Гомельским государственным техническим университетом им. А. П. Сухого (Республика Беларусь) предложим решение вышеописанных проблем.

Образовательная деятельность по реализации совместной образовательной программы организуется в вузе по согласованному учебному плану и календарному учебному графику, утверждаемым руководителями организаций-партнеров в установленном порядке.

В договоре по реализации совместной образовательной программы могут быть зафиксированы:

• условия ускоренного обучения, то есть освоения требуемого объема учебного материала в зачетных единицах по дисциплинам (модулям) в сокращенное время;

• язык, на котором будет проводиться обучение;

• конкретные виды и формы итоговой аттестации.

Структурное подразделение вуза (например, кафедра), реализующее совместную образовательную программу, разрабатывает соответствующее информационное и учебно-методическое обеспечение, предоставляет кадровое и материально-техническое обеспечение учебного процесса.

При реализации совместной образовательной программы в дистанционной форме управление учебным процессом может осуществляться с помощью системы дистанционного обучения (далее — СДО) Moodle. Данная система полностью удовлетворяет все требования к организации учебного процесса в дистанционной форме и применяется в большинстве ведущих университетов мира.

Основные особенности системы:

• спроектирована с учетом достижений современной педагогики и ориентирована на активное взаимодействие между всеми участниками учебного процесса;

• имеет интуитивно понятный интерфейс пользователя;

• модульная структура позволяет изменять внешний вид системы, компоновать размещение информационных и управляющих элементов интерфейса;

• может быть локализована с помощью подключаемых языковых пакетов (поддержка более 40 языков);

• каждый пользователь имеет уникальное информационное пространство (личный кабинет);

• поддерживаются различные структуры курсов: «календарный», «форум», «тематический»;

• позволяет использовать в курсе все существующие форматы электронных учебных материалов, различные активные элементы (задания, форум, тесты, интерактивные лекции и т. п.);

• имеет средства для отслеживания работы пользователей с системой (последний вход, количество прочтений, сообщения, за-

писи в тетрадях), а также представляет полную информацию о результатах обучения.

Каждая дисциплина совместной магистерской программы в системе дистанционного обучения МсюсНе представляет собой курс, имеющий модульную структуру [4], в котором мы выделяем следующие элементы (рис.):

I. Общие элементы.

II. Аннотация учебного курса (краткая характеристика курса, требования к начальной подготовке слушателей, цели и задачи обучения, требования к оборудованию и программному обеспечению, объем учебной нагрузки, сведения о тьюторе и авторе курса).

1.2. Программа учебного курса.

1.3. Методические материалы для самостоятельного изучения курса (рекомендации по изучению лекций, выполнению практических заданий и решению типовых задач, требования к итоговой аттестации по курсу).

1.4. Список литературы (основной и для углубленного изучения).

2. Учебно-методический материал по дисциплине.

21. Конспекты лекций (информационно-иллюстративный материал, содержащий теоретические сведения, изучение которых необходимо для осмысленного выполнения практических заданий).

2.2. Практические работы (подробные пошаговые инструкции по выполнению заданий; инструкции носят обучающий характер и необходимы для освоения практических навыков работы).

2.3. Задания для самостоятельной работы (методические указания для выполнения заданий не содержат подробные пошаговые инструкции и предназначены для закрепления знаний по каждой теме курса; выполненные задания демонстрируются преподавателю курса для получения оценки).

3. Промежуточные и итоговые тесты.

4. Форум для общения слушателей курса.

В НАЧАЛО I КУРСЫ I WEB-ТЕХНОЛОГИИ I ADOBE DREAMWEAVER

Ц] Аннотация учебного курса Программа курса

Методические рекомендации по самостоятельному изучению курса ^ Рекомендуемая литература по курсу а Скачать рабочие файлы для выполнения практических заданий Щ Задать вопрос преподавателю

1. Знакомство с компонентами программы Dreamweaver СС

^ Теоретические сведения

Практическая работа Ц) Задания для самостоятельной работы (1) j^l Тестирование по теме №1

2. Управление веб-сайтами

^ Теоретические сведения ^ Практическая работа v J Задания для самостоятельной работы (2) l^j Тестирование по теме №2

Рис. Структура учебного курса в СДО «Moodle»

Взаимодействие преподавателя и магистрантов при дистанционном обучении происходит на этапе:

• предъявления учебной информации магистрантам;

• выполнения практических заданий (в виде пошаговых инструкций);

• выполнения заданий для самостоятельной работы;

• промежуточного и итогового контроля и самоконтроля достигнутых результатов обучения;

• коррекции методики процесса обучения и его результатов путем совершенствования дозировки учебного материала, его классификации, систематизации.

Индивидуальные консультации осуществляются посредством системы личных сообщений, реализованной в СДО «Moodle», групповые консультации — посредством форума или вебинаров.

Специфика дистанционной формы обучения такова, что основное время учебного процесса уделяется самостоятельной работе магистранта. Средства современных информационно-коммуникационных технологий [5] позволяют эффективно организовать как совместную групповую работу магистров, так и индивидуальную работу с преподавателем.

Одной из важных задач организации самостоятельной работы магистрантов является развитие сотрудничества и партнерских отношений между магистрантом и преподавателем. Педагог выступает консультантом и партнером по совместной деятельности. Выделим основные приемы, которые преподаватель должен использовать при организации самостоятельной работы магистрантов:

• учебный материал, размещенный в системе дистанционного обучения, должен обеспечивать магистрантов необходимой информацией по основному кругу проблем учебной дисциплины, содержать ссылки на дополнительную литературу (в том числе на открытые интернет-ресурсы);

• должны быть четко определены содержание учебной дисциплины, ее основные цели и задачи, список формируемых компетенций, достигаемые результаты обучения;

• консультировать магистра на всех этапах изучения дисциплины;

• на основании оценки потребностей и начальных знаний помогать магистранту выстроить индивидуальную образовательную траекторию;

• проводить компетентный критический анализ выполненных магистрантом работ;

• помогать в поиске необходимой информации;

• четко сформулировать методические рекомендации по самостоятельному изучению дисциплины;

• участвовать в групповых дискуссиях на форуме курса, предлагать для обсуждения наиболее интересные темы для развития мотивации обучения;

• проводить оценку промежуточных и конечных результатов работы магистрантов с выработкой дальнейших рекомендаций и перспективных планов.

Научно-исследовательская работа является обязательным разделом программы магистерской подготовки. Причем научная деятельность магистрантов должна иметь те же цели, что и весь учебный процесс — формирование установленных стандартом и основной образовательной программой общекультурных и профессиональных компетенций [6].

При дистанционной форме обучения магистрант и научный руководитель не имеют возможности личных встреч, но современные средства «облачных технологий» (например, совместная работа с документами), использование видео-конференц-связи (Skype, Google Hangouts) позволяют эффективно организовать руководство научно-исследовательской работой.

Выбор направления научно-исследовательской работы происходит уже на первом году обучения. По завершению обучения в первом семестре магистранты предоставляют обзор литературы по теме исследования, формулируют актуальность исследования. К окончанию второго семестра магистранты определяются с темой диссертационного исследования. Например, по программе «Веб-технологии» темы диссертаций выбираются по трем основным направлениям: «Современные технологии верстки веб-страниц», «Технологии веб-программирования», «Продвижение и управление интернет-проектом». Таким образом, тематика диссертационных исследований определяется содержанием образовательной программы, а сама работа над диссертацией также направлена на формирование определенных компетенций выпускника.

Основной принцип реализации совместной образовательной программы — взаимное признание (перезачет) результатов промежу-

точной аттестации (экзаменов, зачетов) всеми участниками образовательного процесса. Порядок признания результатов обучения устанавливается регламентом вуза.

Для организации и проведения итоговой аттестации обучающихся по совместной образовательной программе, защиты выпускных квалификационных работ вуз может формировать совместные экзаменационные комиссии, деятельность которых не должна противоречить в этой части действующему законодательству РФ, нормативно-правовому обеспечению и положению о государственной итоговой аттестации вуза. Используя средства видео-конференц-связи, вуз может проводить вышеперечисленные аттестационные мероприятия в удаленном режиме.

Таким образом, реализация магистерской программы исключительно средствами дистанционных образовательных технологий

может являться равноценной альтернативой традиционной форме обучения.

Показатели мониторинга деятельности федеральных государственных высших учебных заведений и их филиалов. - URL: Ийр://минобрнауки.рф/новости/2932. Олейникова О. Н. Совместные программы высшего образования как фактор интернационализации и повышения эффективности программ // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова. Педагогика и психология. - 2014. - № 2. Об образовании в Российской Федерации : фед. закон от 29.12.2012 № 273-Ф3. - Ст. 105. Андреев А. А., Солдаткин В. И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. - М. : Изд-во МЭСИ, 1999. - 196 с.

Веряев А. А., Ушаков А. А. Элементы дистанционного обучения (сетевого взаимодействия) в учебном процессе общеобразовательного учреждения // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2012. - № 8. Серова О. А. Проблемы организации учебного процесса и научно-исследовательской деятельности магистранта в вузе // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Право. - 2013. - № 1.

УДК/uDC 378.147

Е. С. Суван-оол E. Suvan-ool

особенности организации самостоятельной работы

БУДУЩИХ ЛИНГВИСТОВ-ПЕРЕВОДЧИКОВ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

THE ORGANIZATION FEATuRES OF SELF-STuDY OF FuTuRE LINGuISTS AND INTERPRETERS IN The Technical uNIVERSITY

В статье раскрываются особенности организации самостоятельной работы будущих лингвистов-переводчиков в связи с переходом на новые образовательные стандарты и использованием технической коммуникации как приоритетного направления профессиональной деятельности. Автор выделяет основные условия организации самостоятельной работы, предлагает поэтапную структуру занятий и результаты ее применения.

This article is devoted to the problems of organization of self-study future linguists and interpreters in connection with transition to the new educational standards and the definition of technical communication as their priority-oriented professional activities. The main conditions of self-study organization, stepwise structure of lessons and the results of approbation (testing) are presented in it.

Ключевые слова: переводчик, техническая коммуникация, технический коммуникатор, самостоятельная работа студентов, субъектная позиция, самоконтроль.

Keywords: interpreter, technical communication, technical communicator, organization of self-study of students, student subjective position, self-control.

Современная социально-экономическая ситуация характеризуется расширением международной интеграции в различных сферах. В связи с чем возрастает потребность в эффективном сопровождении данных процессов со стороны высококвалифицированных лингвистов-переводчиков, способных обеспечивать профессиональную коммуникацию в различных областях науки, техники, медицины, информационных технологий. В настоящее

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.