УДК:378.14.014.13
Т. А. КАЛУГИНА
ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ И ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ФГБОУ ВО «ЮУГМУ» МИНЗДРАВА РОССИИ
ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный медицинский университет» Минздрава России
T. A. KALUGINA
APPLICATION OF ELECTRONIC TRAINING AND REMOTE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN THE IMPLEMENTATION OF EDUCATIONAL PROGRAMS IN THE FEDERAL STATE BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION «SOUTH-URALS STATE MEDICAL UNIVERSITY» OF THE MINISTRY OF HEALTHCARE OF THE RUSSIAN FEDERATION
FSBEI HE «South-Urals state medical university» of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation
РЕЗЮМЕ
В статье описан порядок реализации образовательных программ дополнительного профессионального образования и высшего образования с применением электронного обучения и/или дистанционных образовательных технологий в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Южно-Уральский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - университет).
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ВИДЕОКОНФЕРЕНЦИЯ, ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНЫЙ КУРС, ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ.
SUMMARI
The article describes the procedure for implementing educational programs for additional vocational education and higher education using e-learning and / or distance educational technologies in the federal state budget educational institution of higher education «South-Urals State Medical University» of the Ministry of Health of the Russian Federation (hereinafter -the university).
Калугина Татьяна Аркадьевна - начальник отдела лицензирования и аккредитации управления лицензирования, аккредитации, мониторинга; тел. 8-919-403-66-05; e-mail: [email protected]
KEY WORDS: VIDEOCONFERENCE, E-LEARNING COURSE, DISTANCE LEARNING TECHNOLOGIES, E-LEARNING.
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», п. 2, организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Перечень профессий, специальностей и направлений подготовки, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий организация, осуществляющая образовательную деятельность, обеспечивает защиту сведений, составляющих
МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА
государственную или иную охраняемую законом тайну [1].
При реализации образовательных программ университет использует различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение. Местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения организации или ее филиала независимо от места нахождения обучающихся [2].
Университет реализует образовательные программы с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при проведении лекционных, практических (семинарских) занятий, контроля практических заданий, текущего, промежуточного контроля успеваемости обучающихся, а также при итоговой аттестации.
При применении электронного обучения учебный процесс основан на самостоятельной работе обучающихся с учебным материалом в рамках электронного учебного курса: видеолекция (мультимедийная видеолекция), мультимедийная презентация, практические задания, тесты, расположенных на образовательном портале университета в соответствии с расписанием занятий. Текущий и промежуточный контроль по темам и разделам дисциплины (модуля) проводится в режиме электронного (компьютерного) тестирования или в виде решения ситуационных задач.
При применении дистанционных образовательных технологий учебный процесс основан на проведении лекционных, практических (семинарских) занятий в режиме видеоконференций (вебинаров) в системе дистанционного обучения. Лекционные и практические (семинарские) занятия, проводимые в режиме видеоконференций (вебинаров), предусматривают:
• коллективное нахождение обучающихся в удаленной аудитории (видеоконференция), используется при групповом обучении;
• коллективное нахождение обучающихся в виртуальной аудитории (вебинар), используется при индивидуальном обучении. Удаленная аудитория, рабочее место преподавателя и обучающегося соответствуют техническим
требованиям к проведению видеоконференций (вебинаров):
• удаленная аудитория должна быть оборудована ноутбуком или персональным компьютером, проектором, экраном, веб-камерой, микрофоном, колонками или наушниками, установлен программный (на ноутбук или персональный компьютер) или аппаратный клиент системы видеоконференцсвязи, а также аудитория должна быть подключена к сети Интернет по устойчивому каналу связи, скорость канала связи должна быть не менее 4 Мб/с;
• рабочее место преподавателя должно быть оборудовано ноутбуком или персональным компьютером, веб-камерой, микрофоном, колонками или наушниками, установлен программный (на ноутбук или персональный компьютер) или аппаратный клиент системы видеоконференцсвязи, подключено к сети Интернет по устойчивому каналу связи, скорость канала связи должна быть не менее 10 Мб/с;
• рабочее место обучающегося должно быть оборудовано ноутбуком или персональным компьютером, колонками или наушниками, на ноутбук или персональный компьютер должен быть установлен веб-браузер, поддерживающий технологию WebRTC или Flash (например, Google Chrome), должно быть подключено к сети Интернет по устойчивому каналу связи, скорость канала связи должна быть не менее 4 Мб/с. Учебные материалы при применении электронного обучения и дистанционных образовательных технологий подготовлены с учетом технических требований к ним.
Реализация образовательной программы может быть осуществлена с частичным или полным применением электронного обучения и/или дистанционных образовательных технологий.
При частичном применении электронного обучения и/или дистанционных образовательных технологий образовательная программа должна удовлетворять следующим условиям:
• объем занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия преподавателя с обучающимся, должен быть не менее 10% от общей трудоемкости программы;
• на дистанционные занятия могут быть вынесены как отдельные разделы (темы) дисциплин (модулей), так и дисциплины (модули) образовательной программы, содержащей несколько дисциплин (модулей);
• выполнение практических заданий, вынесенных на электронное обучение, не предусматривает присутствие обучающихся на клинических базах университета.
Образовательные программы могут быть реализованы полностью с применением электронного обучения при следующем условии: выполнение практических заданий не предусматривает присутствия обучающихся на клинических базах университета.
При реализации образовательной программы с полным применением электронного обучения и/или дистанционных образовательных технологий итоговая аттестация в виде защиты аттестационной работы (реферата) или собеседования проводится в режиме видеоконференцсвязи. В случае проведения итоговой аттестации в виде тестового контроля - в режиме компьютерного тестирования.
Итоговая аттестация, проводимая в режиме видеоконференцсвязи, проводится в режиме двусторонней видеоконференцсвязи, т. е. и обучающийся, и члены итоговой аттестационной комиссии имеют возможность видеть и слышать друг друга. Отдел дистанционного обучения управления организационно-методической работы института дополнительного профессионального образования университета проводит предварительную проверку связи для подтверждения технической возможности обучающихся участвовать в видеоконференции.
Всем участникам образовательного процесса с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий отделом дистанционного обучения предоставляется персонифицированный доступ к образовательному порталу университета путем регистрации на нем. После регистрации обучающиеся и преподаватели получают на свою электронную почту письмо с логином и паролем для доступа к образовательному порталу и электронному учебному курсу для последующей работы в соответствии с расписанием занятий.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : Федеральный закон Рос. Федерации от 29.12.2012 № 273-Ф3 (с изменениями и дополнениями). - Режим доступа: http://ivo.garant.rU/#/ document/70291362/paragraph/1:0 (Дата обращения: 31.08.2018).
2. Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ [Электронный ресурс]: Приказ Министерства образования и науки Рос. Федерации от 23.08.2017№ 816. - Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/71670012/#review (Дата обращения: 31.08.2018).
3. О направлении методических рекомендаций по реализации дополнительных профессиональных программ (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации дополнительных профессиональных
программ с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения и в сетевой форме») [Электронныйресурс]: письмо Министерства образования и науки Рос. Федерации от 21.04.2015 № ВК-1013/06. - Режим доступа: http://legalacts.ru/doc/pismo-minobrnau-ki-rossii-ot-21042015-n-vk-101306/ (Дата обращения: 31.08.2018).
4. Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программ бакалавриата, программ специ-алитета, программ магистратуры [Электронный ресурс]: Приказ Министерства образования и науки Рос. Федерации от 05.04.2017№ 301. - Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/71621568/ (Дата обращения: 31.08.2018).