Научная статья на тему 'Нормативные аспекты реализации совместных образовательных программ'

Нормативные аспекты реализации совместных образовательных программ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
753
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВМЕСТНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / JOINT EDUCATION PROGRAM / АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ACADEMIC MOBILITY / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / INTERNATIONAL COOPERATION / СЕТЕВАЯ ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ / NETWORK FORM OF EDUCATION PROGRAMS IMPLEMENTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Старожук Евгений Андреевич, Ватолкина Наталья Шамилевна

Целью обзорной статьи является систематизация и анализ существующего нормативного обеспечения совместных образовательных программ на локальном и государственном уровне, выявление этапов их разработки и реализации, которые требуют дополнительного регулирования. Несмотря на опыт, накопленный вузами России, ключевыми рисками разработки и реализации совместных образовательных программ являются неполнота их нормативного регулирования и значительные различия в его толковании. В статье уточняется сущность и классификация совместных образовательных программ как одного из видов образовательных программ, реализуемых в сетевой форме. Предложены ключевые характеристики совместных образовательных программ: полисубъектность, единый учебный план, синхронность, комплементарность, договорная основа и паритетность. В статье представлены результаты анализа нормативного обеспечения разработки и реализации совместных образовательных программ в вузах России на основе сравнения с европейским опытом, в рамках которого они являются инструментом формирования и развития Европейского пространства высшего образования. Систематизация этапов разработки и реализации совместных образовательных программ, а также нормативных документов локального и государственного уровней позволила выявить, что пока не регламентируются следующие процессы: порядок формирования консорциума партнеров по разработке и реализации совместной образовательной программы, управление программой и обеспечение качества программы. С учетом особенностей функционирования российской системы высшего образования необходима дополнительная регламентация порядка приема студентов на совместные образовательные программы, особенности их финансирования и государственной аккредитации. Вместе с тем вузам предоставлена значительная академическая свобода в вопросах разработки и реализации совместных образовательных программ, обеспечения их качества, что соответствует Европейскому подходу к регулированию высшего образования и требует от вузов определенной зрелости локальных нормативных систем. Представленные в статье результаты могут быть использованы высшими учебными заведениями при формировании и совершенствовании локальных систем нормативного обеспечения совместных образовательных программ. На государственном уровне совершенствование нормативного регулирования таких программ имеет важное концептуальное значение, так как они являются примером перехода от концепции «цепочки создания ценности» к «сети создания ценности», когда партнерство конкурентов на рынке является уже не ресурсом, а механизмом оказания услуг и производства продукции. Поэтому развитие нормативного обеспечения совместных образовательных программ является необходимым шагом для развития новых типов образовательных продуктов и технологий в высшей школе России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Старожук Евгений Андреевич, Ватолкина Наталья Шамилевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGULATORY ASPECTS OF IMPLEMENTATION OF JOINT EDUCATION PROGRAMS

The purpose of a review article is the systematization and analysis of the existing legal framework of joint educational programs at both local and state level, identifying the stages of their development and implementation that require additional regulation. Despite the experience of the Russian universities, the key risks of development and implementation of joint educational programs are still the following incomplete regulatory base and significant differences in its interpretation. The article clarifies the nature and classification of joint educational programs, as one of the types of network educational programs. Authors propose key features of joint educational programs: poly-subject nature, unified curriculum, synchronicity, complementarity, legal basis and parity. The article presents the results of the analysis of the regulatory framework for the development and implementation of joint educational programs in Russian universities on the basis of a comparison with the European experience, in which they are an instrument of formation and development of the European higher education area. Systematization of the stages of development and implementation of joint educational programs and normative documents of the local and state levels helped to identify that the following processes are still not regulated: the formation of the consortium of joint educational programs partners, program management and quality assurance. Taking into account the peculiarities of the Russian system of higher education additional regulation is required concerning admission of students to joint educational programs, funding rules and state accreditation requirements and procedures. However, universities are granted considerable academic freedom in the development and implementation of joint educational programs, ensuring their quality conforms to the European approach to the regulation of higher education and it requires a certain maturity of local normative systems of the universities. The findings can be used by higher educational institutions in the field of improvement of local normative systems for joint educational programs. At the state level, improvement of the legal regulation of such programs has important conceptual value, as they are an example of the transition from the concept of «value chain» to «value network» when a partnership of competitors in the market is no longer a resource but a mechanism for providing services and manufacturing products. Therefore, the development of regulations of joint educational programs is a necessary step for the development of new types of educational products and technology in the higher education of Russia.

Текст научной работы на тему «Нормативные аспекты реализации совместных образовательных программ»

DOI 10.15826/итра.2017.06.077

НОРМАТИВНЫЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ СОВМЕСТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ*

Е. А. Старожук, Н. Ш. Ватолкина

Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана Россия, 105005, г. Москва, 2-я Бауманская улица, д. 5, стр. 1; estarozhuk@yandex.ru

Ключевые слова: совместная образовательная программа, академическая мобильность, международное сотрудничество, сетевая форма реализации образовательных программ.

Целью обзорной статьи является систематизация и анализ существующего нормативного обеспечения совместных образовательных программ на локальном и государственном уровне, выявление этапов их разработки и реализации, которые требуют дополнительного регулирования. Несмотря на опыт, накопленный вузами России, ключевыми рисками разработки и реализации совместных образовательных программ являются неполнота их нормативного регулирования и значительные различия в его толковании. В статье уточняется сущность и классификация совместных образовательных программ как одного из видов образовательных программ, реализуемых в сетевой форме. Предложены ключевые характеристики совместных образовательных программ: полисубъектность, единый учебный план, синхронность, комплементарность, договорная основа и паритетность. В статье представлены результаты анализа нормативного обеспечения разработки и реализации совместных образовательных программ в вузах России на основе сравнения с европейским опытом, в рамках которого они являются инструментом формирования и развития Европейского пространства высшего образования. Систематизация этапов разработки и реализации совместных образовательных программ, а также нормативных документов локального и государственного уровней позволила выявить, что пока не регламентируются следующие процессы: порядок формирования консорциума партнеров по разработке и реализации совместной образовательной программы, управление программой и обеспечение качества программы. С учетом особенностей функционирования российской системы высшего образования необходима дополнительная регламентация порядка приема студентов на совместные образовательные программы, особенности их финансирования и государственной аккредитации. Вместе с тем вузам предоставлена значительная академическая свобода в вопросах разработки и реализации совместных образовательных программ, обеспечения их качества, что соответствует Европейскому подходу к регулированию высшего образования и требует от вузов определенной зрелости локальных нормативных систем. Представленные в статье результаты могут быть использованы высшими учебными заведениями при формировании и совершенствовании локальных систем нормативного обеспечения совместных образовательных программ. На государственном уровне совершенствование нормативного регулирования таких программ имеет важное концептуальное значение, так как они являются примером перехода от концепции «цепочки создания ценности» к «сети создания ценности», когда партнерство конкурентов на рынке является уже не ресурсом, а механизмом оказания услуг и производства продукции. Поэтому развитие нормативного обеспечения совместных образовательных программ является необходимым шагом для развития новых типов образовательных продуктов и технологий в высшей школе России.

(® Лдной из ключевых характеристик развития образования сегодня является сочетание тенденций глобализации и регионализации, что в настоящее время получило название глока-лизации. Она проявляется через формирование «малых» образовательных пространств с помощью различных форм и инструментов сетевого международного сотрудничества вузов, в числе которых основными являются разработка и реализация совместных образовательных программ, создание сетевых университетов, краткосрочная (кредитная) мобильность студентов. Базой для этого является расширение Европейского пространства высшего образования и его ин-

струменты - Европейская рамка квалификаций, Европейская система переноса и накопления зачетных единиц (ECTS), Стандарты и рекомендации для обеспечения качества высшего образования в европейском пространстве (ESG), Европейский подход к обеспечению качества совместных программ.

Разработка совместных образовательных программ на протяжении последних 20 лет рассматривается в Европейском союзе в качестве одного из приоритетных направлений сближения систем образования разных стран, развития академической мобильности, продвижения европейского высшего образования в мире.

В статье 165 Договора о функционировании Европейского союза (в редакции Амстердамского договора 1997 г.) указывается, что деятельность Европейского союза способствует развитию качественного образования, поощряя сотрудничество государств-членов посредством широкого спектра таких мер, как создание благоприятных условий для мобильности студентов и преподавателей, в том числе приветствуя академическое признание дипломов и периодов обучения; содействие сотрудничеству образовательных учреждений; обмен информацией и опытом по вопросам, которые являются общими для систем образования государств-членов1.

В Совместном заявлении европейских министров образования в г. Болонья 19 июня 1999 г. среди целей, достижение которых будет способствовать созданию зоны Европейского высшего образования, также указывалось содействие необходимым европейским воззрениям в высшем образовании, особенно относительно развития учебных планов, межинституционального сотрудничества, схем мобильности, совместных программ обучения, практической подготовки и проведения научных исследований2.

Начиная с 2001 г. вопросы разработки совместных образовательных программ рассматривались на всех конференциях в рамках Болонского процесса в качестве инструмента реализации его основных задач - повышения студенческой мобильности, интеграции учебных планов и программ, сотрудничества в обеспечении качества образования.

В Ереванском коммюнике3 также указывается, что сотрудничество в области мобильности и совместных программ и степеней - основа Европейского пространства высшего образования. К числу ключевых целей отнесено формирование более эффективной политики признания периодов и результатов обучения в рамках академической мобильности, квалификаций и степеней в академических и профессиональных целях, а также предшествующего обучения.

В практическом руководстве «Joint programmes from A to Z» проекта JDAZ [1] под

1 Договор о функционировании Европейского союза [Электронный ресурс]. URL: http://eulaw.ru/treaties/tfeu (дата обращения: 31.07.2017).

2 Болонская декларация. Зона Европейского высшего образования. Совместное заявление европейских министров образования, г. Болонья, 19 июня 1999 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www. msmsu.ru/userdata/manual/images/fac/ped_obr/Bolonskaja_deklaracija. pdf (дата обращения: 31.07.2017).

3 Ереванское коммюнике / Интеробразование. Центр развития образования и международной деятельности URL: http://ined.ru/ naw.php?p=227 (дата обращения: 31.07.2017).

«совместной образовательной программой» понимается программа, которая совместно реализуется несколькими вузами. В Рекомендациях по повышению качества Европейских совместных магистерских программ Европейской ассоциации университетов используется более узкое определение -«образовательная программа, которая разработана и реализуется совместно несколькими образовательными организациями в разных странах» [2].

Современная типология совместных образовательных программ приведена в работе [3], где указывается на необходимость разграничения понятий совместной степени и совместной образовательной программы. Понятие совместной степени акцентирует внимание на порядке и стороне присуждения квалификации выпускнику программы, а понятие «совместной образовательной программы» связано с распределением ответственности вузов-партнеров за реализацию образовательной программы. Совместная степень может присуждаться в формате: совместного диплома/сертификата, который выдается в дополнение к национальному диплому; совместного диплома, присуждаемого вузами, реализующими соответствующую программу обучения, без выдачи национального диплома для признания успешного завершения программы; национальных дипломов, официально выдаваемых в качестве документов о признании совместной квалификации.

Совместные образовательные программы делятся на три основные группы:

- программы, имеющие идентичную структуру во всех вузах-участниках (идентичные курсы/ модули, общие методы, экзаменационные процедуры);

- программы, имеющие общие базовые модули, но разные специализации (в зависимости от особенностей вуза);

- программы, в которых курсы/модули в программах вузов-партнеров взаимно дополняют друг друга в рамках согласованного учебного плана.

На практике оба понятия тесно связаны, так присуждение одной совместной или двух (и более) паритетных квалификаций (степеней) и соответствующих им документов об образовании/степени возможно лишь в случае реализации совместной образовательной программы одного из перечисленных типов. Поэтому можно использовать интегральную классификацию совместных образовательных программ, применяемых в международной практике:

1. Программа двух (и более) дипломов - совместная образовательная программа, по резуль-

татам освоения которой каждый вуз-партнер выдает диплом об образовании.

2. Программа двойных (совместных) дипломов, по результатам освоения которой выдается единый диплом об образовании от имени всех вузов-партнеров.

3. Программа одного диплома - совместная образовательная программа, по результатам освоения которой диплом выдает только базовый вуз. Может сопровождаться сертификатом от вузов-партнеров или от имени консорциума вузов.

Совместные образовательные программы являются формой стратегических альянсов в международном бизнесе, когда партнеры обмениваются ресурсами для освоения новых и эксплуатации существующих рынков, позволяют интегрировать ресурсы вузов-партнеров и создать единое локальное образовательное пространство, в рамках которого генерируются долгосрочные выгоды для всех участников.

Вместе с тем в международной и российской практике также используется франчайзинг и вали-дация как формы сотрудничества для разработки и реализации совместной образовательной программы. В работах [4, 5] указываются следующие их особенности. Франчайзинговые программы подразумевают передачу одним университетом другому права реализации своей образовательной программы при сохранении за собой права контроля ключевых параметров качества. Содержание и технология реализации совместной образовательной программы регламентируется партнером-франчайзером, которым, как правило, является зарубежный вуз. Вклад российского партнера состоит в организации учебного процесса и обеспечения его ресурсами. Валидированные программы подразумевают признание одним вузом эквивалентности программы другого вуза собственной образовательной программе с возможной выдачей собственного диплома выпускникам университета-партнера. Сотрудничество в форме валидации требует, чтобы образовательная программа была разработана в соответствии с требованиями к учебному плану и технологией обучения вали-дирующего вуза с целью ее дальнейшего одобрения (валидации). При этом содержание образовательной программы и ее ресурсное обеспечение определяются так называемым «домашним вузом».

В отчете о реализации межгосударственного Болонского процесса 2012 г. [6] указывается, что совместная образовательная программа должна обладать хотя бы одним из следующих признаков: - программа совместно разработана и одобрена несколькими образовательными организациями;

- студенты каждой из образовательных организаций-партнеров изучают часть образовательной программы в другой образовательной организации;

- студенты обучаются в каждой из образовательных организаций-партнеров примерно одинаковое количество времени;

- периоды и результаты обучения студентов полностью признаются всеми партнерами;

- преподаватели каждой из образовательных организаций-партнеров совместно разрабатывают учебный план, формируют приемную и экзаменационную комиссии;

- после успешного окончания обучения по совместной образовательной программе студент либо получает диплом от каждой образовательной организации-партнера либо совместный диплом.

Опыт реализации совместных образовательных программ с зарубежными партнерами широко представлен в научно-практических публикациях [7-13], анализ которых позволил выявить следующие преимущества данной формы интернационализации высшего образования:

- студенты приобретают дополнительные профессиональные компетенции и навыки межкультурной коммуникации, которые необходимы для работы в транснациональных компаниях и культурных средах; расширяют кругозор и развивают личностные качества, что способствует росту востребованности выпускников на рынке труда и дальнейшей профессиональной мобильности;

- преподаватели получают новые возможности профессионального роста, сотрудничества с зарубежными коллегами и доступ к лучшим практикам организации образовательной деятельности и научно-исследовательской работы;

- университеты получают возможность преодолеть ресурсные ограничения для создания качественных и привлекательных образовательных программ в новых или ресурсоемких областях; доступ к непрерывному обмену знаниями и новыми образовательными технологиями; улучшение репутации и конкурентоспособности, новые формы организации учебного процесса и оценки качества образования;

С другой стороны, в работах российских специалистов указаны и риски, связанные с использованием рассматриваемой формы международного сотрудничества вузов, среди которых опасность «утечки мозгов», гомогенизация образовательных программ и их более низкое качество, высокие затраты на разработку и реализацию программ и их более высокая стоимость; неравенство партнерских отношений между вузами, сложности

в признании периодов и результатов образования; различия нормативно-правового регулирования сферы образования в различных странах; неполнота нормативного обеспечения совместных образовательных программ и неясность процедур их лицензирования и аккредитации в Российской Федерации.

Российская Федерация является полноправным членом Европейского пространства высшего образования, и его традиционные инструменты все шире внедряются в законодательную и операционную практику российских вузов. В системе показателей Мониторинга эффективности вузов учитывается наличие в вузе совместных образовательных программ с зарубежными партнерами и количество обучающихся на этих программах студентов. Вместе с тем, в Российской Федерации совместные образовательные программы являются частным случаем сетевой формы реализации образовательных программ. В Письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 августа 2015 г. № АК-2563/05 «О методических рекомендациях»4 под «сетевой формой реализации образовательных программ» понимается организация обучения с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также, при необходимости, с использованием ресурсов иных организаций. Из данного определения ясно, что цели развития подобной формы реализации образовательных программ с точки зрения российского законодательства - это не интернационализация

4 О методических рекомендациях: письмо Министерства образования и науки РФ от 28 августа 2015 г. № АК-2563/05 // Консультант Плюс [Электронный ресурс]. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_185451/96c60c11ee5b73882d f84a7de3c4fb18f1a01961/ (дата обращения 30.07.2017).

МОДЕЛЬ ВКЛЮЧЕНИЯ МОДУЛЕЙ

Программа, предполагающая включение одной (одного) или нескольких дисциплин (модулей), которые реализуются в подобных образовательных программах других образовательных организаций

МОДЕЛЬ «ВУЗ - ПРЕДПРИЯТИЕ»

К этой модели относятся образовательные программы, в реализации которых принимают участие организации, не осуществляющие образовательную деятельность

или интеграция образовательных систем, а объединение ресурсов разных организаций для улучшения качества или экономии средств на реализацию образовательной программы. Кроме того, в Методических рекомендациях подчеркивается, что к реализации образовательной программы могут быть привлечены научные, медицинские, физкультурно-спортивные организации и организации культуры, а также иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.

В Методических рекомендациях определено два основных типа образовательных программ, реализуемых в сетевой форме. Первый тип - совместная образовательная программа, которая разработана и реализуется двумя или более образовательными организациями, имеющими лицензию на осуществление образовательной деятельности по аккредитованной образовательной программе, которая предполагает интеграцию учебного плана и синхронизацию календарного учебного графика с четко прописанной в договоре ответственностью участников за предоставляемый ресурс на каждом из этапов ее реализации. Второй тип - образовательная программа, реализуемая в сетевой форме с использованием ресурсов иной организации. Разновидности образовательных программ второго типа представлены на рис. 1.

В целом российский подход к определению совместной образовательной программы соответствует европейскому, однако является более узким и четко определяет юридические рамки взаимодействия сторон. Такой подход не относит к совместным образовательным программам про-

МОДЕЛЬ «ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ВЫБОР»

Обучающемуся предоставляется право самостоятельно выбрать необходимый ему модуль (дисциплину) для освоения в другой, в том числе зарубежной, образовательной организации

МОДЕЛЬ «БАЗОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ - АКАДЕМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ-ПРЕДПРИЯТИЕ»

Программа, в реализации которой принимают участие предприятия и научные организации

Рис. 1. Разновидности образовательных программ с использованием ресурсов иных организаций 84 Университетское управление: практика и анализ Том 21, № 6, 2017

граммы академической мобильности, организацию практики и стажировок студентов, включение в учебные планы отдельных дисциплин, которые проводятся вузами-партнерами, в том числе в дистанционной форме.

Методические рекомендации позволяют определить ключевые характеристики совместной образовательной программы, которые представлены в табл. 1 в сравнении с признаками, принятыми в рамках Европейского пространства высшего образования.

Помимо нормативных характеристик совместных программ, работы российских авторов [3, 11, 14, 15] позволяют выявить их существенные организационные и методические характеристики: результаты обучения, которые

обеспечивают возможность непротиворечивого и согласованного проектирования совместных программ, их структуры и содержания, перспективность содержания; мобильность студентов и преподавателей; совместные модели управления реализацией программ и мобильностью студентов и преподавателей; общие учебные и методические материалы; общая система обеспечения качества; междисциплинарность; вариативность и эффективность образовательных технологий; индивидуализация образовательных траекторий, информатизация образовательного процесса.

В целом российский подход к определению совместной образовательной программы соответствует европейскому, однако является более широким и четко определяет юридические рам-

Таблица 1

Ключевые характеристики совместных образовательных программ

Ключевая характеристика Российский подход Европейский подход

Полисубъектность Разрабатывается и реализуется двумя и более образовательными организациями, имеющими лицензию на осуществление образовательной деятельности по аккредитованной образовательной программе Программа совместно разработана и одобрена несколькими образовательными организациями

Единый учебный план По программе разработан единый интегрированный учебный план и синхронизирован календарный учебный график Преподаватели каждой из образовательных организаций-партнеров совместно разрабатывают учебный план, формируют приемную и экзаменационную комиссии

Договорная основа Между образовательными организациями заключен договор о совместной образовательной в программе, в котором распределены обязанности сторон по ее реализации -

Синхронность Студент одновременно зачислен во все образовательные организации-партнеры и пользуется правами студента в течение всего нормативного срока освоения совместной образовательной программы -

Комплементарность Образовательные организации-партнеры засчитывают периоды и результаты обучения студента на основе договора о совместной образовательной программы и единого учебного плана Периоды и результаты обучения студентов полностью признаются всеми партнерами

Паритетность По окончании совместной образовательной программы выпускнику выдается диплом теми образовательными организациями, в которых он обучался не менее 40 % нормативного срока освоения совместной образовательной программы - Студенты обучаются в каждой из образовательных организаций-партнеров примерно одинаковое количество времени; - После успешного окончания обучения по совместной образовательной программе студент получает либо диплом от каждой образовательной организации-партнера, либо совместный диплом; - Студенты каждой из образовательных организаций-партнеров осваивают часть образовательной программы в другой образовательной организации

ки взаимодействия сторон. Такой подход не относит к совместным образовательным программам включенное обучение, организацию практики и стажировок студентов, включение в учебные планы отдельных дисциплин, которые проводятся вузами-партнерами, в том числе в дистанционной форме.

Таким образом, в соответствии с Методическими рекомендациями для формирования совместных образовательных программ может использоваться только одна из трех моделей, сложившихся в российской практике, когда модули (курсы) разных университетов взаимно дополняют друг друга в рамках единой согласованной образовательной программы (то есть образовательная программа разделена на несколько частей, каждая из которых реализуется только одним партнером). При этом образовательные программы в вузах-партнерах могут иметь разные специализации (профили).

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф35«0б образовании в Российской Федерации» не устанавливает особых полномочий федеральным органам исполнительной власти по нормативному правовому регулированию разработки и реализации образовательных программ в сетевой форме и установлению особенностей таких программ в зависимости от области профессиональной деятельности.

Вместе с тем программы, реализуемые в сетевой форме, требуют отдельного регулирования на уровне образовательной организации в связи с тем, что используемый ресурс иной организации, в том числе осуществляющей образовательную деятельности, находится вне пределов образовательной организации, в которую поступил обучающийся.

Нормативное обеспечение совместных образовательных программ включает законодательные акты Российской Федерации, нормативные акты Министерства образования и науки Российской Федерации, локальные акты образовательного учреждения и нормативные акты иностранных государств.

В статье 15 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [16] предусмотрена возможность использования сетевой формы реализации образовательных программ с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляю-

5 Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ // Консультант Плюс [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_216077/ (дата обращения: 30.07.2017).

щих образовательную деятельность на основании договора между организациями с условием совместной разработки и утверждения образовательных программ партнерами.

Законом установлено, что в договоре о сетевой форме реализации образовательных программ указываются:

1) вид, уровень и направленность образовательной программы, реализуемой с использованием сетевой формы;

2) статус обучающихся в организациях-партнерах, правила приема на обучение, порядок организации академической мобильности обучающихся, осваивающих образовательную программу, реализуемую с использованием сетевой формы;

3) условия и порядок осуществления образовательной деятельности по образовательной программе, реализуемой посредством сетевой формы, в том числе распределение обязанностей между организациями-партнерами, порядок реализации образовательной программы, характер и объем ресурсов, используемых каждой организацией, реализующей образовательные программы посредством сетевой формы;

4) выдаваемый документ об образовании и (или) о квалификации, документы об обучении, а также организации, осуществляющие образовательную деятельность, которыми выдаются указанные документы;

5) срок действия договора, порядок его изменения и прекращения.

Положения статьи 15 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» разъясняются в Письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 августа 2015 г. № АК-2563/05 «О методических рекомендациях», в том числе: нормативное регулирование разработки и реализации образовательных программ в сетевой форме, основания использования организацией сетевой формы реализации образовательных программ, рекомендации по разработке и реализации образовательных программ разного типа, статус обучающихся при сетевых формах реализации образовательных программ.

В Порядке организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. № 1367) и федеральных государственных образовательных стандартах также определена возможность использования сетевой

формы реализации образовательных программ, хотя практически не содержится требований или рекомендаций для вузов.

На рис. 2 показаны результаты анализа содержание указанных документов, на основе которого можно утверждать, что на государственном уровне в Российской Федерации частично регулируются следующие этапы разработки и реализации совместной образовательной программы: разработка совместного учебного плана, разработка и утверждение основной образовательной программы, заключение договора и реализация совместной образовательной программы. Однако характер установленных требований позволяет скорее говорить о рамочном регулировании, когда законодатель дает возможность разработки и реализации совместных образовательных программ, устанавливает ключевые параметры таких программ и нормативную основу их существования, оставляя право детального нормативного обеспечения образовательным организациям.

Дополнительной регламентации требуют правила набора студентов на образовательную программу, порядок финансирования совместных образовательных программ, порядок их государственной аккредитации, так как данные области деятельности находятся вне сферы локальных нормативных систем высших учебных заведений России. В частности, в Порядке приема на обу-

чение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, который утверждает Министерство образования и науки Российской Федерации, необходимо предусмотреть особенности приема абитуриентов на совместные образовательные программы с учетом формы заявления и согласия на зачисление, порядка предоставления оригиналов/копий документов об образовании, сроков и порядка проведения вступительных испытаний для иностранных граждан, поступающих на обучение по совместным образовательным программам.

В нормативном вакууме находятся вопросы финансирования совместных образовательных программ за счет средств федерального бюджета и, в частности, средств на выполнение государственного задания. В настоящее время сетевые университеты СНГ, ШОС и БРИКС получают целевое финансирование на реализацию совместных программ, а подобные программы, реализуемые вузами вне сетевых университетов, фактически находятся на полулегальном положении, так как ни отчетность о выполнении государственного задания, ни методика расчета и доведения субсидий до вузов не предусматривают возможность существования совместных образовательных программ, в рамках которых студент не менее 40 % нормативного срока обучения находится в другом

Регламенти ру ются

Разработка совместного учебного плана

Разработка и утверждение ОПОП

Заключение договора о СОП

Реализация СОП

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ

•/ Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ МИНОБРНАУКИ РОССИИ

^ Письмо Минобрнауни Росси от 28 августа 2015 г. № АК-2563/05 "О методических рекомендациях«

V Порядок организации и осуществления

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

об ра зо е а тел ь н ой деятел ь н ост и по обра зое а те л ь н ы м программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры (приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2013 г М 1367 г.)

V ФГОСы

ТРЕБУЮТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ

Набор студентов на СОП

Порядок финансиро&ания СОП

Аккредитация СОП

Рис. 2. Государственное регулирование порядка разработки и реализации совместных образовательных

программ (СОП)

университете, часто - иностранном. Безусловно, порядок финансирования реализации совместных образовательных программ за счет внебюджетных средств вузов полностью определяется вузом. Однако ориентация только на внебюджетные источники финансирования лишает студентов, обучающихся за счет средств федерального бюджета, возможности обучаться на совместных образовательных программах, с одной стороны, с другой - часто исключает возможность получения стипендий для российских студентов от зарубежных вузов-партнеров, работающих по принципу паритетности участия в реализации совместной образовательной программы.

К сожалению, неясными остаются также правила государственной аккредитации совместных образовательных программ, несмотря на то, что в федеральных государственных стандартах предусмотрена возможность использования такой формы образовательной программы. Учитывая то, что реализация части совместной образовательной программы осуществляется в другом вузе, необходимо разработать методические рекомендации по оценке персонала, учебно-методического и материально-технического обеспечения учебного процесса по совместной образовательной программе в вузе-партнере, а также порядок и результаты перезачета изученных в вузе-партнере дисциплин.

Таким образом, ответственность и полномочия по регулированию порядка разработки и реа-

лизации совместных образовательных программ возложена преимущественно на образовательные организации, что требует формирования локальной нормативной системы обеспечения разработки и реализации совместных образовательных программ. Как показано на рис. 3, основным нормативным актом, регламентирующим порядок разработки и реализации совместных образовательных программ в вузе, должно быть соответствующее положение, которое детализирует особенности выполнения работ, распределение обязанностей в рамках совместной образовательной программы. Наряду с разработкой основного Положения, необходимо внести изменения в следующие локальные нормативные акты: Положение об академической мобильности обучающихся; Порядок зачета результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин, практик, дополнительных образовательных программ в других образовательных учреждениях, Положение о порядке разработки и утверждения ОПОП ВО, Положение о практике обучающихся по ОП ВО, Положение о ГИА ВО, Положение о текущем контроле и промежуточной аттестации, Положение об обучении по индивидуальному плану, Порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения образовательных отношений, Порядок отчисления из университета и восстановления, Порядок организации вступительных испытаний в дистанционной форме. Необходимо также разработать

Ре гламентцру ются

Разработка совместного учебного плана

Разработка и утверждение ОПОП

Заключение договора оСОП

Частично регламе ьгтиру ются

Набор студентов на СОЛ

Реализация СОП

ЛОКАЛЬНЫЕ АКТЫ

Положение о сетевой ферме реализации ОГ1

Положение о чеждукародной академической мобильности

обучающиеся

Порядок Зачёта результатов освоений обучающимисЯ учебных предметов, курсов, дисциплин, практик, ДОП в других образовательных учреждениях

Положение о порядке разработки и утверждения ОПОП ВО Положение О практике обучающихся по ОП ВО Положение о ГИА ВО

Порядок организации вступительных испытаний а дистанционной форме

Типовой договор об обучении по СОП со студентом

Положение о текущем контроле и промежуточной аттестации

Положение об обучении по и цди а и дуальному плану

Порядок оформления возникновения, приостановления и

прекращения образовательных отношений

Порядок отчисления Н1 университета и восстановления

ТРЕБУЮТ ДОЛОЛН ИШ1ЬНОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ

Порядок финансирований СОП

Обеспечение качества

СОП

Рис. 3. Регулирование порядка разработки и реализации совместных образовательных программ

на уровне высшего учебного заведения

Типовой договор об оказании платных образовательных услуг по совместной образовательной программе. Такой подход позволяет интегрировать совместные образовательные программы в учебный процесс вуза, гарантировать соблюдение прав студентов, обеспечить выполнение государственных требований при реализации совместных образовательных программ.

Однако для обеспечения качества, доступности и прозрачности совместных образовательных программ такой нормативной системы недостаточно. Ее необходимо развивать на основе Стандартов и рекомендаций по обеспечению качества в европейском образовательном пространстве высшего образования (Standards and Guidelines for Quality Assurance in the European Higher Education Area -ESG), которые разработаны Европейской ассоциацией по обеспечению качества высшего образования (The European Association for Quality Assurance in Higher Education - ENQA). Последняя редакция ESG была утверждена Конференцией министров высшего образования, которая состоялась 14-15 мая 2015 г. в Ереване. В развитие ESG был принят документ «Европейский подход к обеспечению качества совместных программ» (European Approach for Quality Assurance of Joint Programmes) [6]. Стандарты ESG основаны на четырех принципах обеспечения качества в Европейском пространстве высшего образования:

- образовательные организации несут основную ответственность за качество предоставляемого образования и его обеспечение;

- обеспечение качества соответствует потребностям разнообразных систем высшего образования разных стран;

- обеспечение качества поддерживает развитие культуры качества;

- обеспечение качества принимает во внимание потребности и ожидания студентов и других заинтересованных сторон.

Последняя редакция ESG включает 10 стандартов, которые охватывают не только основные этапы разработки и реализации совместных образовательных программ, но и вопросы управления ресурсами программы, взаимодействия с заинтересованными сторонами и руководством совместной образовательной программой: 1. Политика обеспечения качества; 2. Разработка и утверждение программ; 3. Студентоцентрированное обучение и оценка успеваемости; 4. Прием и успеваемость студентов, признание ранее полученного образования и сертификация; 5. Преподавательский состав; 6. Образовательные ресурсы и система поддержки студентов;

7. Управление информацией; 8. Информирование общественности; 9. Постоянный мониторинг и периодическая оценка программ; 10. Периодические процедуры внешнего обеспечения качества. Как рекомендуют В. И. Заботкина и В. И. Маколов, описание стандартов ESG в рамках международных совместных образовательных программ целесообразно представить в отдельном документе - руководстве по качеству совместных образовательных программ. Данное руководство должно содержать описание всех процедур, инструментов и структур системы обеспечения качества для всех вузов-партнеров.

Проведенное исследование показывает, что нормативная основа совместных образовательных программ в Российской Федерации находится в стадии формирования. Европейской ассоциацией университетов определены семь объектов регулирования в рамках совместных образовательных программ. В российской практике большая часть из них регламентируется на уровне государства или вуза: порядок разработки и реализации совместной образовательной программы, порядок организации студенческой мобильности, порядок признания периодов и результатов обучения, порядок присвоения квалификации и выдачи диплома. Пока не регламентируются порядок формирования консорциума партнеров по разработке и реализации совместной образовательной программы, управление программой и обеспечение качества программы. С учетом особенностей функционирования российской системы высшего образования необходима дополнительная регламентация порядка приема студентов на совместные образовательные программы, а также регламентация принципов их финансирования и государственной аккредитации. Вместе с тем вузам предоставлена значительная академическая свобода в вопросах разработки и реализации совместных образовательных программ, обеспечения их качества, что соответствует Европейскому подходу к регулированию высшего образования и требует от вузов определенной зрелости локальных нормативных систем. Накопление опыта разработки и реализации совместных образовательных программ вузами, устранение пробелов в их государственном регулировании позволит компенсировать риски их реализации и усилить преимущества совместных образовательных программ для вузов, студентов и преподавателей. На государственном уровне совершенствование нормативного регулирования таких программ имеет большое значение, так как они представляют яркий пример перехода от концепции «цепочки создания ценности» к «сети соз-

дания ценности», когда партнерство конкурентов на рынке является уже не ресурсом, а механизмом оказания услуг и производства продукции. Широкое распространение таких программ в вузах России и интерес исследователей и практиков к особенностям их реализации указывает на потребность системы высшего образования в структурных реформах организации образовательного процесса, повышении его гибкости и вариативности, переходе от массовых образовательных программ к индивидуальным траекториям обучения как в рамках одного вуза, так и всей системы высшего образования, необходимости предоставления вузам более широких полномочий по признанию периодов и результатов не только формального, но и неформального обучения; укрупнении образовательных пространств через партнерство и совместное использование ресурсов. На наш взгляд, для государства либерализация и нормативная поддержка указанных реформ может быть важнейшим источником сокращения бюджетных расходов на образование без потери его качества. Поэтому развитие нормативного обеспечения совместных образовательных программ является необходимым шагом для развития новых типов образовательных продуктов и технологий в высшей школе России.

Список литературы

1. Joint Programmes from A to Z. A Reference Guide for Practitioners, available at: http://erasmusplus.kz/attachments/ article/96/joint-programmes-from-a-to-z-a-reference-guide-for-practitioners.pdf (accessed 25.06.2017).

2. Guidelines for Quality Enhancement in European Joint Master Programmes, available at: http://www.eua.be/eua/jsp/ en/upload/EMNEM_report.1147364824803.pdf (accessed 31.07.2017).

3. Олейникова О. Н. Совместные программы высшего образования как фактор интернационализации и повышения эффективности программ // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова. Педагогика и психология. 2014. № 2. С. 69-79.

4. Райчук Д. Ю. Совместные образовательные программы и области их эффективного использования в интеграционных процессах высшей школы // Университетское управление: практика и анализ. 2007. № 5. С. 72-78.

5. Ноткина Н. А., Погосян В. А. Совместные между-

народные образовательные программы // UNIVERSUM: Вестник Герценовского университета. 2013. № 3. С. 154-157.

6. The European Higher Education Area 2012: Bologna Process Implementation Report, available at: http://media. ehea.info/file/2012_Bucharest/79/5/Bologna_Process_ Implementation_Report_607795.pdf (accessed 25.06.2017).

7. Алтунина В. В. Опыт реализации совместных образовательных программ и программ двойного диплома в Калининградской области // Высшее образование сегодня. 2011. № 2. С. 18-21.

8. Горылев А. И., Камынина Н. Р. Совместные образовательные программы как инструмент единого европейского пространства высшего образования // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2015. № 3 (39). С. 183-189.

9. Грахов В. П., Мохначев С. А., Исакова Н. В., Кислякова Ю. Г., Симакова У. Ф. Особенности реализации совместных образовательных программ двойных дипломов // Фундаментальные исследования. 2014. № 12-10. С. 2162-2168.

10. Зудилова Т. В., Одиночкина С. В. Разработка совместной образовательной программы подготовки магистров по направлению «Программное обеспечение в ин-фокоммуникациях» // Дистанционное и виртуальное обучение. 2013. № 5 (71). С. 61-67.

11. Лобов Н. В., Столбов В. Ю., ГитманМ. Б. Сетевое взаимодействие вузов: методика проектирования совместных образовательных программ // Высшее образование сегодня. 2014. № 5. С. 40-45.

12. Муравьева А. А., Горылев А. И. Международные совместные образовательные программы как инструмент интернационализации высшего образования // Интеграция образования. 2016. Т. 20. № 3 (84). С. 310-319.

13. Терещенко Т. М., Правдикова А. В. Опыт внедрения и реализации совместных российско-китайских образовательных программ // Педагогическое образование в России. 2016. № 10. С. 38-42.

14. Шуклин Д. А., Левковец Л. Б. Дистанционные образовательные технологии при реализации международных совместных образовательных программ магистратуры // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 1 (17). С. 111-115.

15. Порва О. В., Пинегина И. Т. Алгоритм разработки и реализации совместных образовательных программ с зарубежными вузами-партнёрами // Вестник Тихоокеанского государственного университета. 2016. № 3 (42). С. 107-114.

16. Маколов В. И., Заботкина В. И. Реализация положений европейских стандартов и рекомендаций по обеспечению качества (ESG) в рамках международных совместных образовательных программ // Интеграция образования. 2016. Т. 20. № 4 (85). С. 446-455.

DOI 10.15826/umpa.2017.06.077

REGULATORY ASPECTS OF IMPLEMENTATION OF JOINT EDUCATION PROGRAMS

E. A. Starozhuk, N. Sh. Vatolkina

Bauman Moscow State Technical University, 5 2-nd Baumanskaya str., building 1, Moscow, 105005, Russian Federation; estarozhuk@yandex.ru

Keywords: joint education program, academic mobility, international cooperation, network form of education programs implementation.

The purpose of a review article is the systematization and analysis of the existing legal framework of joint educational programs at both local and state level, identifying the stages of their development and implementation that require additional regulation. Despite the experience of the Russian universities, the key risks of development and implementation of joint educational programs are still the following - incomplete regulatory base and significant differences in its interpretation. The article clarifies the nature and classification of joint educational programs, as one of the types of network educational programs. Authors propose key features of joint educational programs: poly-subject nature, unified curriculum, synchronicity, complementarity, legal basis and parity. The article presents the results of the analysis of the regulatory framework for the development and implementation of joint educational programs in Russian universities on the basis of a comparison with the European experience, in which they are an instrument of formation and development of the European higher education area. Systematization of the stages of development and implementation of joint educational programs and normative documents of the local and state levels helped to identify that the following processes are still not regulated: the formation of the consortium of joint educational programs partners, program management and quality assurance. Taking into account the peculiarities of the Russian system of higher education additional regulation is required concerning admission of students to joint educational programs, funding rules and state accreditation requirements and procedures. However, universities are granted considerable academic freedom in the development and implementation of joint educational programs, ensuring their quality conforms to the European approach to the regulation of higher education and it requires a certain maturity of local normative systems of the universities. The findings can be used by higher educational institutions in the field of improvement of local normative systems for joint educational programs. At the state level, improvement of the legal regulation of such programs has important conceptual value, as they are an example of the transition from the concept of «value chain» to «value network» when a partnership of competitors in the market is no longer a resource but a mechanism for providing services and manufacturing products. Therefore, the development of regulations of joint educational programs is a necessary step for the development of new types of educational products and technology in the higher education of Russia.

References

1. Joint Programmes from A to Z. A Reference Guide for Practitioners, available at: http://erasmusplus.kz/attachments/ article/96/joint-programmes-from-a-to-z-a-reference-guide-for-practitioners.pdf (accessed 25.06.2017).

2. Guidelines for Quality Enhancement in European Joint Master Programmes, available at: http://www.eua.be/eua/jsp/ en/upload/EMNEM_report.1147364824803.pdf (accessed 31.07.2017).

3. Oleynikova O. N. Sovmestnye programmy vysshego obrazovaniya kak faktor internatsionalizatsii i povysheniya effektivnosti programm [Joint Higher Education Programmes as a Factor of Internationalisation and their Quality Enhancement]. VestnikMoskovskogo gosudarstvennogo gu-manitarnogo universiteta im. M. A. Sholokhova. Pedagogika ipsikhologiya, 2014, no. 2, pp. 69-79.

4. Raychuk D. Yu. Sovmestnye obrazovatel'nye programmy i oblasti ikh effektivnogo ispol'zovaniya v integratsion-nykh protsessakh vysshei shkoly [Joint Degree Programmes and their Effective Implementation Areas in the Integration Processes of Higher Education]. Universitetskoe upravle-nie: praktika i analiz [University Management: Practice and Analysis], 2007, vol. 5, pp. 72-78.

5. Notkina N. A., Pogosyan V. A. Sovmestnye mezhdun-arodnye obrazovatel'nye programmy [Combined International Academic Programs]. UNIVERSUM: VestnikGertsenovskogo universiteta [UNIVERSUM: Bulletin of Herzen University], 2013, no. 3, pp. 154-157.

6. The European Higher Education Area 2012: Bologna Process Implementation Report. Education, Audiovisual and Culture Executive Agency (EACEA P9 Eurydice). doi:10.2797/81203 available at URL: http://media.ehea.info/ file/2012_Bucharest/79/5/Bologna_Process_Implementation_ Report_607795.pdf (accessed on 25.06.2017)

7. Altunina V. V. Opyt realizatsii sovmestnykh obrazovatel'nykh programm i programm dvoinogo diploma v Kaliningradskoi oblasti [The Experience of Implementation of Joint Academic Programmes and Double Degree Programmes in Kaliningrad Oblast]. Vysshee obrazovanie segodn-ya [Higher Education Today], 2011, no. 2, pp. 18-21.

8. Gorylev A. I., Kamynina N. R. Sovmestnye obrazovatel'nye programmy kak instrument edinogo ev-ropeiskogo prostranstva vysshego obrazovaniya [Joint Education Programs: a Tool to Build the European Higher Education Area]. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im.

N. I. Lobachevskogo. Seriya: Social'nye nauki [Vestnik of Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod. Series: Social Sciences], 2015, no. 3 (39), pp. 183-189.

9. Grakhov V. P., Mokhnachev S. A., Isakova N. V., Kislyakova Yu. G., Simakova U. F. Osobennosti realizatsii sovmestnykh obrazovatel'nykh programm dvoinykh diplo-mov [Features of Realization of Joint Educational Programs Dual Degree]. Fundamental'nye issledovaniya [Fundamental Research], 2014, no. 12-10, pp. 2162-2168.

10. Zudilova T. V., Odinochkina S. V. Razrabotka sovmest-noi obrazovatel'noi programmy podgotovki magistrov po napravleniyu «Programmnoe obespechenie v infokommuni-katsiyakh» [Development of a Joint Educational Program of Master Training 'Software in Information Communication']. Distantsionnoe i virtual 'noe obuchenie [Distant and Virtual Learning], 2013, no. 5 (71), pp. 61-67.

11. Lobov N. V., Stolbov V. Yu., Gitman M. B. Setevoe vzaimodeistvie vuzov: metodika proektirovaniya sovmest-nykh obrazovatel'nykh programm [Network University Interaction: Method of Combined Education Program Design]. Vysshee obrazovanie segodnya [Higher Education Today], 2014, no. 5, pp. 40-45.

12. Murav'eva A. A., Gorylev A. I. Mezhdunarodnye sovmestnye obrazovatel'nye programmy kak instrument in-ternatsionalizatsii vysshego obrazovaniya [International Joint Educational Programmes as a Tool for Internationalisation of Higher Education]. Integratsiya obrazovaniya [Integration of Education], 2016, vol. 20, no. 3 (84), pp. 310-319.

13. Tereshchenko T. M., Pravdikova A. V. Opyt vnedreniya i realizacii sovmestnyh rossijsko-kitajskih obrazovatel'nyh programm [Implementation and Realization of Joint Russian-Chinese Educational Programs]. Pedagogicheskoe obrazovanie vRossii [Pedagogical Education in Russia], 2016, no. 10, pp. 38-42.

14. Shuklin D. A., Levkovec L. B. Distantsionnye obrazovatel'nye tekhnologii pri realizatsii mezhdunarod-nykh sovmestnykh obrazovatel'nykh programm mag-istratury [Use of Distance Educational Technologies at Realization of the International Joint Degree Programs of a Master's Degree]. Professional'noe obrazovanie vRossii i za rubezhom [Professional Education in Russia and Abroad], 2015, no. 1 (17), pp. 111-115.

15. Porva O. V., Pinegina I. T. Algoritm razrabotki i realizatsii sovmestnykh obrazovatel'nykh programm s zarubezhny-mi vuzami-partnerami [Algorithm of the Development and Implementation of Joint Educational Programs with Foreign Partner Universities]. Vestnik Tikhookeanskogo gosudarstven-nogo universiteta [Bulletin of Pacific State University], 2016, no. 3 (42), pp. 107-114.

16. Makolov V. I., Zabotkina V. I. Realizatsiya polozhenii evropeiskikh standartov i rekomendatsii po obespecheniyu kachestva (ESG) v ramkakh mezhdunarodnykh sovmest-nykh obrazovatel'nykh programm [Implementation of ESG for International Joint Education Programmes]. Integratsiya obrazovaniya [Integration of Education], 2016, vol. 20, no. 4 (85), pp. 446-455.

Информация об авторах / Information about the authors:

Старожук Евгений Андреевич - кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой менеджмента, проректор по экономике и инновациям Московского государственного технического университета им. Н. Э. Баумана; S (499) 267-44-38; estarozhuk@yandex.ru.

Ватолкина Наталья Шамилевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента Московского государственного технического университета им. Н. Э. Баумана; 8 (499) 267-17-31; ocoletta@yandex.ru.

Evgeny A. Starozhuk - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Head, Chair of Management, Vice-Rector for Research and Innovations, Bauman Moscow State Technical University; +7 (499) 267-44-38; estarozhuk@yandex.ru.

Natalia Sh. Vatolkina - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Chair of Management, Bauman Moscow State Technical University; +7 (499) 267-17-31; ocoletta@yandex.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.