Научная статья на тему 'Подготовка магистров истории в области информационных технологий'

Подготовка магистров истории в области информационных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
181
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПОДГОТОВКА МАГИСТРОВ ИСТОРИИ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ И КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОДЫ / HIGHER EDUCATION / INFORMATION TECHNOLOGY / TRAINING OF MASTERS OF HISTORY / COMPETENCE APPROACH / CULTUROLOGICAL APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богомолова Елена Владимировна

Рассмотрена теория и практика подготовки будущих магистров истории в области информационных и коммуникационных технологий на основе компетентностного и культурологического подходов. Приведены примеры наполнения содержания интересным историческим материалом: для контент-анализа исторических текстов используются статьи с выступлениями, интервью, дискуссиями важнейших исторических деятелей современности и прошлых веков, документы, дневниковые записи и другое; при проведении статистического анализа берутся данные по составу государственной думы, переписи населения и другое.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPARATION OF MASTERS HISTORY IN THE FIELD OF INFORMATION TECHNOLOGY

Examine the theory and practice of training of the future masters of history in the field of information and communication technologies on the basis of competence and cultural approaches. Examples of the maintenance of interesting historical material for the content analysis of historical texts are used to articles, speeches, interviews, discussions of the most important historical figures of the present and past centuries, documents, diary entries and more; when conducting statistical analysis of data on the composition of the state Duma, the census and more.

Текст научной работы на тему «Подготовка магистров истории в области информационных технологий»

Казанский педагогический журнал. 2015. №4

УДК 378.140

ПОДГОТОВКА МАГИСТРОВ ИСТОРИИ

В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Е.В.Богомолова

Аннотация. Рассмотрена теория и практика подготовки будущих магистров истории в области информационных и коммуникационных технологий на основе компетентностного и культурологического подходов. Приведены примеры наполнения содержания интересным историческим материалом: для контент-анализа исторических текстов используются статьи с выступлениями, интервью, дискуссиями важнейших исторических деятелей современности и прошлых веков, документы, дневниковые записи и другое; при проведении статистического анализа берутся данные по составу государственной думы, переписи населения и другое.

Ключевые слова: высшее образование, информационные технологии, подготовка магистров истории, компе-тентностный и культурологический подходы.

PREPARATION OF MASTERS HISTORY

IN THE FIELD OF INFORMATION TECHNOLOGY

E.V. Bogomolova

Abstract. Examine the theory and practice of training of the future masters of history in the field of information and communication technologies on the basis of competence and cultural approaches. Examples of the maintenance of interesting historical material for the content analysis of historical texts are used to articles, speeches, interviews, discussions of the most important historical figures of the present and past centuries, documents, diary entries and more; when conducting statistical analysis of data on the composition of the state Duma, the census and more.

Keywords: higher education, information technology, training of masters of history, competence approach, culturological approach.

Современность и история смыкаются, по-разному усиливая друг друга и позволяя прослеживать прошлое, отмечает французский историк, специалист в области историографии Франсуа Артог. В сегодняшнем «презентистском» мире, где настоящее время (present) становится всеохватной категорией, с помощью которой стараются многое объяснять, а память рассматривается не просто как «современное понятие», но как понятие, производящее саму современность, требования к историку возрастают [1]. Меняются вопросы, с которыми сталкивается историк, его роль и функции.

Необходимость выполнения историком своего долга по просвещению знанием современников, решению задач исследования современного общества, создания критических перспектив развития будущего, предполагает наличие у него углубленных фундаментальных знаний в области истории, способности добросовестно трудиться, соблюдая все нормы историографического дела, умений по применению исследовательского и эвристического подходов.

В нашем мире, где текущие события тут же «историзируются», историку необходимо соревноваться со СМИ и производить «живую историю» (историю онлайн), сразу же помещая в аналитическую перспективу то, что происходит прямо сейчас. Для этого он должен владеть навыками работы с информационно-поисковыми систе-

мами, использования в исторических исследованиях тематических сетевых ресурсов, баз данных, современного программного обеспечения. От историков требуются и подготовка аналитической информации (с учетом исторического контекста) для принятия решений органами государственного и местного самоуправления. Выполнение этой деятельности предполагает умение работать с электронными таблицами и статистическими пакетами.

Для того чтобы будущие магистры истории были признаны профессионалами у них должна быть углубленная подготовка в области информационных и коммуникационных технологий. Такое положение нашло отражение в стандартах высшего профессионального образования подготовки магистров. Здесь выделены такие профессиональные компетенции как: способность использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области основ информатики; способность анализировать, синтезировать и практически осмыслять информацию на основе комплексных научных методов; способность к использованию в исследовательской практике современного программного обеспечения; способность к применению современных ИКТ в учебном процессе; способность к использованию баз данных и информационных систем при реализации организационно-управленческих функций и другие.

1

Казанский педагогический журнал. 2015. №4

Формирование у будущих магистров истории общекультурных и профессиональных компетенций установленных ФГОС ВПО в процессе изучения современных компьютерных технологий для анализа, синтеза и практического осмысления информации, решения перспективных научноисследовательских и прикладных задач осуществляется в ходе освоения учебной дисциплины «Компьютерные технологии в исторической науке и образовании».

Говоря о компетенциях в процессе подготовки будущих магистров истории мы будем иметь в виду образовательные компетенции, рассматривая их как элементы учебной деятельности, по отношению к которым обучающийся становится субъектом деятельности, самоопределяется, осваивает знания и способы действий, знакомится с культурно-историческими достижениями человечества. Решение задач по формированию компетенций в области информационных технологий предполагает определение требований к подготовке магистров истории, выраженное в совокупности знаний, умений, навыков и опыта деятельности.

Эффективное формирование компетенций возможно при использовании таких педагогических подходов, которые учитывают особенности подготовки и работы будущих специалистов [3; 5]. Мы считаем, что при подготовки магистров истории в области информационных технологий следует использовать компетентностный и культурологический подходы.

В условиях реализации государственной стратегии развития российского образования, направленной на повышение его качества, принятия Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) компетентностного типа, компетентностный подход следует рассматривать в качестве универсальной компоненты профессиональной подготовки любого специалиста [2, с. 1352].

Культурологический подход можно определить как практико-ориентированный инструмент развития межкультурной компетенции будущего специалиста через формирование социокультурного пространства [4].

Культурологический подход позволяет формировать культурный кругозор студентов через конкретный материал, характеризующий важнейшие достижения человечества в его историческом развитии; расширяет личностное информационное пространство, увеличивает объём профессионального тезауруса, обогащает индивидуальную картину мира. Он позволяет распознавать и классифицировать различные явления и факты культуры; выявлять и сравнивать существенные

общие и отличительные признаки социокультурных феноменов; выделять и описывать нравственные и эстетические составляющие в объектах культуры; осуществлять поиск социокультурной информации; выделять социокультурные проблемы и т.д.

Данный подход направлен на формирование у студентов готовности к поисковой деятельности в постоянно меняющейся социокультурной среде и обеспечивает освоение инновационных идей и представлений.

Содержание обучения на основе компетент-ностного подхода ориентировано на практическое решение профессиональных задач, строится на достаточном уровне сложности, включает инвариантный и вариативный компоненты [2]. Согласно культурологическому подходу такие задачи должны содержать конкретный материал, характеризующий важнейшие достижения человечества в его историческом развитии. Вариативность содержания обеспечивается мультимедийными средствами, дистанционными курсами, интернет-ресурсами, указанием дополнительной литературы, системой заданий различного содержания и сложности.

С учетом компетентностного и культурологического подходов, на основе анализа общекультурных и профессиональных компетенций магистров истории установленных ФГОС ВПО, опыта практической деятельности историков выявлены требования к целям, содержанию и методам подготовки в процессе изучения дисциплины «Компьютерные технологии в исторической науке и образовании».

Согласно этим требованиям на занятиях по дисциплине «Компьютерные технологии в исторической науке и образовании» будущие магистры знакомятся с исторической информатикой и историей ее становления, тенденциями развития исторической информатики, основными направлениями использования компьютерных технологий в исторических исследованиях; информационными и коммуникационными технологиями и их использованием историками. Узнают, какое аппаратное и программное обеспечение компьютера желательно использовать историку в своей работе; возможности применения текстового процессора для систематизации и обработки информации, оформления докладов и рефератов; способы рациональной организации поиска информации в Internet на основе использования Intemet-ресурсов по истории и электронных каталогов библиотек.

В своей деятельности историки часто проводят статистический анализ различных данных, поэтому обучающиеся овладевают методологическими основами использования количественных

2

Казанский педагогический журнал. 2015. №4

методов в исторических исследованиях, методами применения современных информационных технологий для проведения статистического анализа. В том числе у них формируются знания и умения по применению средств MS Excel (средств описательной и аналитической статистики с использованием «Пакета анализа») и статистического пакета «Statistica» (средств описательной статистики, вероятностного калькулятора, программ-мастеров, визуализации данных) для статистической обработки данных.

В содержание включены вопросы, раскрывающие такие понятия как автоматизированные информационные системы; банки данных, базы данных, базы данных в Интернет, базы данных на основе исторических источников; источникоориентированный и проблемно-ориентированный подходы к созданию исторических баз данных, просопографические базы данных, нарративные источники и базы данных; базы знаний и возможности их применения в исторических исследованиях, современные тенденции в технологии создания исторических баз данных; основные направления применения компьютерных технологий в историческом образовании (возможности Интернет и развитие образования, электронная почта и телеконференции. Использование мультимедийных средств и возможностей, сетевые технологии в образовании); дистанционная форма обучения истории.

Будущие магистры овладевают умениями по разработке и использованию баз данных в MS Excel (использование MS Excel для создания списковых баз данных, применению специальных функций для работы с базами данных); созданию просопографических и нарративных баз данных в MS Access.

С целью формирования у магистров компетенций по проведению педагогических исследований в содержание включаем следующие вопросы: статистические методы в педагогических исследованиях (структура педагогического эксперимента, элементы теории измерений, анализ использования статистических методов в диссертационных исследованиях по педагогике. Типовые задачи анализа данных в педагогических исследованиях); использование MS Excel и статистического пакета «Statistica» для обработки данных педагогического эксперимента.

Содержание дисциплины «Компьютерные технологии в исторической науке и образовании» наполняется интересным историческим материалом. Например, при проведении количественного и качественного контент-анализа исторических текстов используются газетные статьи с выступлениями, интервью, дискуссиями важнейших исторических деятелей современности и прошлых

веков, исторические документы, дневниковые записи и другое. Будущие магистры истории проводят сравнительный контент-анализ речей различных политических деятелей, министров, президентов. Так, на основе анализа мнения славянофилов и западников с использованием контентанализа одним из обучающихся был сделан вывод, что наибольший интерес и у тех, и у других, вызывали вопросы взаимосвязи Европы и России, положение российского крестьянства и история отечества, менее интересовали вопросы, связанные с самодержавием и государственным строем. Существенные выводы об изменении приоритетов государственной политики делаются и на основе сравнительного анализа речи президента за различный период времени. Важный исторический материал берется для статистического анализа данных. Анализируются, например, данные по составу государственной думы, переписи населения.

Теоретический материал осваивается на лекциях (при достаточном количестве часов) или в процессе самостоятельного изучения литературы. Практические умения формируются при выполнении лабораторных работ. Формами преподавания дисциплины, которые способствуют формированию компетенций в области информационных технологий, являются проблемные лекции, лекции - пресс-конференции и другие виды лекций, обучение в сотрудничестве, тренинги, научно-исследовательская работа студентов, выполнение исследовательских работ, практические занятия на ЭВМ.

На основе анализа научных трудов по проблеме формирования образовательных компетенций В.А. Беляевой, Н.И. Запрудского, И.А. Зимней, Н.В. Молотковой, А.В. Хуторского и других определена структура компетенции в области информационных технологий у будущего магистра истории. В компетенцию входят: мотивационная, когнитивная и операциональная составляющие.

Мотивационная составляющая включает ценностные установки и мотивы на эффективное использование информационных технологий в работе историка, способностей к самообучению, саморазвитию, и другие. Когнитивная составляющая предполагает знание информационных технологий, применяемых в работе историка, их основных средств и методов. Операциональная составляющая определяется наличием совокупности умений по решению профессиональных задач на основе применения информационных и коммуникационных технологий.

Полученные в ходе обучения данные показали, что каждый компонент компетенции в области информационных технологий у будущих ма-

3

Казанский педагогический журнал. 2015. №4

гистров истории в экспериментальных группах ванности по сравнению с контрольными группа-

(применялись, описанные выше подходы) харак- ми (таблица 1).

теризуется более высоким уровнем сформиро-

Таблица 1. Состояние уровней сформированности составляющих компетенции в области информационных технологий у магистров истории в контрольных и экспериментальных группах

Составляющие компетенции в области ИТ Уровни сформированности составляющих компетенции логий в области информационных техно-

Высокий (%) Хороший (%) Средний (%) Низкий (%)

группа контр экспер контр. экспер контр. экспер контр экспер.

Мотивационная 10,1 36,9 20,7 25,0 45,1 34,2 24,1 3,9

Когнетивная 11,6 33,3 35,83 46,9 41 18,4 11,57 1,4

Операциональная 16,6 39,8 33,4 50,4 36,6 9,7 13,4 0,1

На основе результатов обучения сделаны выводы, что применение предложенных подходов к подготовке магистров истории в области информационных технологий позволяет сформировать у них компетенции, необходимые для ориентации в больших потоках информации, анализа данных за короткие промежутки времени, «прямого сообщения», «интерактивного общения», «наблюдения в реальном времени», «прямого эфира»,

Литература:

1. Артог, Ф. Какова роль историка во все более «презентистском» мире? / Гефтер http://geflter.ru/ archive/8000

2. Богомолова, Е.В. Подготовка будущих менеджеров в области информационных и коммуникационных технологий / Е.В. Богомолова, О.М Роговая // В мире научных открытий № 9 (57). - 2014. - С. 13501358.

3. Богомолова, Е.В. Инновационные подходы в подготовке современных специалистов / Е.В. Богомолова // Инновационное развитие образования в регионах российской федерации: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции 20-21 марта. Рязань. - 2013 г.- 460 с. С. 23-24.

4. Птицына, Е.В. Культурологическая составляющая в профессиональной подготовке студентов педагогического вуза / Е.В. Птицына // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. - Кострома. - 2013. - Т.19.

- № 3. - С. 86-89.

5. Костикова, Л.П. Формирование лингвосоциокультурной компетентности студентов на основе ак-меологического подхода // Вестник Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина - 2014.

- № 1(42)- С. 7-16.

«онлайн-подключения», подготовки аналитической информации.

Применение компетентностного и культурологического подходов способствуют становлению историка как «современника современности», настоящего исследователя прошлого и настоящего, истинного просветителя современников знанием.

References:

1. Artog, F. Kakova rol' istorika vo vse bolee «prezentistskom» mire? / Gefter http://gefter.ru /archive/8000

2. Bogomolova, E.V. Podgotovka budushhih menedzherov v oblasti informacionnyh i kommunikacionnyh tehnologij / E.V. Bogomolova, O.M Rogovaja // V mire nauchnyh otkrytij № 9 (57). - 2014. -

S. 1350-1358.

3. Bogomolova, E.V. Innovacionnye podhody v podgotovke sovremennyh specialistov / E.V. Bogomolova // Innovacionnoe razvitie obrazovanija v regionah rossijskoj federacii: sbornik materialov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii 20-21 marta. Rjazan'. - 2013 g.-460 s. S. 23-24.

4. Pticyna, E.V. Kul'turologicheskaja

sostavljajushhaja v professional'noj podgotovke studentov pedago-gicheskogo vuza / E.V. Pticyna // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova. Serija: Pedagogika. - Kostroma. - 2013. -

T. 19. - № 3. - S. 86-89.

5. Kostikova, L.P. Formirovanie

lingvosociokul'turnoj kompetentnosti studentov na osnove akmeolo-gicheskogo podhoda // Vestnik Rjazanskogo gosudarstvennogo universiteta imeni S.A. Esenina - 2014. - № 1(42), S. 7-16.

Сведения об авторе:

Богомолова Елена Владимировна (г.Рязань, Россия), доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры информатизации образования и методики информатики Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина, e-mail: [email protected].

Data about the author:

Bogomolova E. V. (Ryazan, Russia), doctor of pedagogical sciences, associate professor, professor of education informatization and techniques of computer science of the Ryazan State University S.A. Esenina, e-mail: [email protected]

4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.