Научная статья на тему 'On realizing and evaluating the efficiency of preparing higher school students for voluntary activity'

On realizing and evaluating the efficiency of preparing higher school students for voluntary activity Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
71
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛОНТЕР / ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТЕХНОЛОГИИ / СТУДЕНТЫ ВУЗА / VOLUNTEER / VOLUNTARY ACTIVITY / TECHNOLOGIES / HIGHER SCHOOL STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Kora N. A., Leifa A. V., Makovei N. V.

The authors consider technologies of preparing students for voluntary activity, reveal the purposes and arrangement of their research and present the results of realization of the technology considered.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Kora N. A., Leifa A. V., Makovei N. V.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «On realizing and evaluating the efficiency of preparing higher school students for voluntary activity»

личностный опыт в области лидерских качеств; поведения в коллективе; планирования карьеры; самооценки деловых возможностей; делового планирования и маркетинговых исследований в малом бизнесе; управления собственным бизнесом; взаимоотношения с кредиторами и т. п.

В общей сложности, педагогическая практика формирующего эксперимента дала достаточный объем эмпирической информации для проверки выдвинутой нами гипотезы.

Примечания

1. Томилов В. В. Культура предпринимательства. СПб.: Изд-во «Питер», 2000.

2. Андерсон Р. «Акулы» и «дельфины»: психология и этика российско-американского делового партнерства. М., 1994.

3. Ефимова Е. В. Формирование предпринимательской культуры будущих менеджеров: учеб. пос. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2009.

4. Брагина Е. А. Как организовать тренинг командного решения // Методы менеджмента качества. 2005. № 4. С. 28-32.

5. Егошина Н. М. Формирование профессионально важных качеств студентов в учебном проектировании: на примере туристского вуза: дис. ... канд. пед. наук. М., 2005.

6. Адольф В. Проектирование образовательного процесса на основе компетентностного подхода // Высшее образование в России. 2008. № 3. С. 158-161.

7. Моисеев Н. Н. Универсум. Информация. Общество. М.: Устойчивый мир, 2001. С. 6.

УДК 316.37

Н. А. Кора, А. В. Аейфа, Н. В. Маковей

реализация и оценка эффективности процесса подготовки студентов вуза

к волонтерской Деятельности

В статье представлена оценка технологии подготовки студентов вуза к волонтерской деятельности, раскрыты задачи и организация исследования, представлены результаты реализации технологии.

The authors consider technologies of preparing students for voluntary activity, reveal the purposes and arrangement of their research and present the results of realization of the technology considered.

Ключевые слова: волонтер, волонтерская деятельность, технологии, студенты вуза.

Keywords: volunteer, voluntary activity, technologies, higher school students.

Актуалъностъ. В современных социально-экономических условиях подготовка к волонтерской деятельности выражает способ существования личности, ее сущность, раскрывает ее потенциальные возможности, помогает реализовать социальную и гражданскую позиции. В связи с этим встает вопрос системного, интегрированного подхода к проблеме подготовки к волонтерству. Участие в добровольчестве, основанном на использовании профессиональных методов и технологий, позволяет научиться, таким образом, понимать другого человека и самого себя, преодолевать стереотипные представления о ролевых позициях различных партнеров, о характере их взаимоотношений, искать и находить ресурсы собственного личностного совершенствования, а в целом способствует развитию аналитического типа мышления, личностной рефлексии, вырабатывает адаптивные способы психологической защиты.

Подготовка к волонтерской деятельности студентов сегодня как никогда необходима, так как знания, умения, навыки, полученные в группе в процессе обучения, помогут юношам и девушкам в дальнейшей добровольческой работе. Мобильность, разнообразие способов и сфер действий, приобретающих свойства общественно значимых поступков, использование опыта других субъектов социальной деятельности, творческий потенциал, обеспечивающий генерацию новых способов преобразования общественных отношений, -вот те черты, которые должны характеризовать личность, направляющую свою энергию, умения на добровольное оказание помощи всем нуждающимся в ней.

© Кора Н. А., Лейфа А. В., Маковей Н. В., 2010

В рамках исследования нами разработана технология подготовки студентов вуза к волонтерской деятельности. Данная технология реализо-вывалась нами на основе следующих условий:

1. Содействие самореализации студентов в процессе подготовки к волонтерской деятельности проходило в рамках изучения спецкурса «Основы волонтерской деятельности» и непосредственном участии студентов в добровольческих акциях.

2. Наполнение педагогического взаимодействия личностными смыслами осуществлялось на занятиях по смыслополаганию, целью которых было обогащение ценностными ориентациями студентов через развитие личностной самомотивации как основы их смыслополагания.

3. Педагогическое содействие формированию у студентов позитивной «Я-концепции» наиболее полно осуществляется в процессе кооперативного обучения, развивающего, поддерживающего сотруднические отношения.

Задачи, методы и организация исследования

Для выявления эффективности процесса подготовки студентов вуза к волонтерской деятельности нами были поставлены следующие задачи:

1. Исследовать влияние волонтерской деятельности на развитие личностных характеристик студентов в процессе профессиональной подготовки.

2. Изучить критерии подготовленности к волонтерской деятельности.

3. Экспериментально проверить технологию подготовки студентов к волонтерской деятельности.

Для проведения исследования был определен пакет диагностических методик («Мотивация достижения успеха» Т. Элерса; «Готовность личности к риску» Г. Шуберта; «Направленность личности студента» В. Смекал, М. Кучер; «Ценностные ориентации» М. Рокича; «Исследования эм-патии» И. М. Юсупова, Е. М. Никиреева). Для оценки результатов достоверности экспериментального исследования нами использовался критерий с2.

Экспериментальная работа осуществлялась в два этапа: диагностический и формирующий.

Базой проведения опытно-экспериментальной работы выступил Амурский государственный университет (АмГУ), факультет социальных наук, специальности: социальная педагогика, социальная работа, социология, религиоведение, психология. Диагностическим экспериментом были охвачены 250 студентов, представителей II курса факультета социальных наук АмГУ. В формирующем эксперименте приняли участие 125 студентов после изучения спецкурса «Волонтерская деятельность» и практических занятий, благотворительных акций и т. д.

Результаты исследования и их обсуждение

После реализации первого педагогического условия был проведен повторный замер по тем же методикам, что использовались раннее на диагностическом этапе исследования (табл. 1).

Как видно из таблицы, различия между экспериментальной и контрольной группами выражены на пятипроцентном уровне значимости. Произошло увеличение в развитости мотивации к успеху в экспериментальной группе. Количество сту-

Группы Этапы Высокий Средний Низкий Всего

Мотивация к достижению успеха

До экспер. 16 81 28 125 0,22

Контр. 13% 65% 22%

гр. После 17 83 25 125

экспер. 14% 66% 20% ЗС2О,95 (2) - 5,99

До экспер. 11 84 30 125 6,13

Эксперим. 9% 67% 24%

гр. После 21 85 18 124

экспер 17% 68% 14%

Готовность к риску

До экспер. 33 49 43 125 2,30

Контр. 26% 39% 34%

гр. После 32 44 49 125

экспер. 26% 35% 39% ЗС2О,95 (2) - 5,99

До экспер. 30 45 50 125 5,57

Эксперим. 24% 36% 40%

гр. После 37 48 40 125

экспер. 30% 38% 32%

Таблица 1

Изменение сформированности мотивации к достижению успеха и готовности к риску

в волонтерской деятельности

дентов на высоком уровне увеличилось на восемь процентов, а количество студентов на низком уровне сократилось на десять процентов. Это связано с тем, что мы способствовали познанию и прогнозированию своего развития как личности, своих способностей, возможностей, склонностей, усилению мотивации к успеху, самореализации, приобретению адекватной самооценки.

Проведенное исследование показало, что произошли количественные изменения в ценностях профессиональной самореализации, индивидуальных, альтруистических ценностях между студентами экспериментальной и контрольной групп (рис. 1, 2).

50% 45% 40% 35% 30% 25% 20% 15% 10% 5% 0%

J13 группа IK группа L

щ 1 п

Рис. 1. Выраженность уровней развития ценностных ориентаций в экспериментальной и контрольной группах (в начале эксперимента)

■ Э фуппа ■ К группа

Рис. 2. Выраженность уровней развития ценностных ориентаций в экспериментальной и контрольной группах (в конце эксперимента)

Как видно из рисунков, немного обогатились ценностные ориентиры у студентов в экспериментальной группе, так как в ходе подготовки к волонтерской деятельности будущие волонтеры обратили внимание на самих себя и других людей со своими особенностями, изменились их собственные приоритеты. Очень важно, что у студентов экспериментальной группы произошел сдвиг направленности личности на деловую активность, что указывает на улучшение способности углубиться в деятельность, проявить креативность в работе, лучше познать других людей и самого себя.

Анализ и интерпретация полученных результатов формирующего эксперимента позволяют прийти к следующему умозаключению - в целом произошло значительное изменение динамики показателей первого критерия при соблюдении педагогического условия «Содействие самореализации студентов в процессе подготовки к волонтерской деятельности», что отражено в табл. 2.

Проверка второго педагогического условия «Наполнение педагогического взаимодействия личностными смыслами» осуществлялась на занятиях по смыслополаганию, целью которых было обогащение ценностными ориентациями студентов через развитие личностной самомотивации как основы их смыслополагания. После реализации второго условия был проведен повторный замер уровня подготовки к волонтерской деятельности.

Наибольший эффект оказало данное условие на развитие ценностных ориентаций студентов (см. табл. 3).

Результаты исследования свидетельствуют о динамике развития ценностных ориентаций у испытуемых. Данная выраженность объясняется тем, что чем сильнее акцент на развитии духовных отношений личности, ее ценностного сознания и самосознания, тем приоритетнее у будущих волонтеров система высших потребностей,

Таблица 2

Изменение стремления студентов вуза к гуманистически-ориентированному взаимодействию

Очень Очень

Эмпатия высо- Высокий Средний Низкий низ- Всего X* X табл

кий кии

Экспе-рим. группа Начало 11 32 82 0 0 125 1,89

экспер. 9% 26% 66% 0% 0% Х2О,95(4) =

Оконч. 6 34 85 0 0 125 9,49

экспер. 5% 27% 68% 0% 0%

Коммуникативная компетенция Очень высокий Высокий Средний Низкий Очень низкий Всего %2 Х^абл

Экспе-рим. группа Начало 21 32 55 17 125 2,51

экспер. 17% 26% 44% 14% ЗС2О,95(4) =

Оконч. 34 44 36 11 125 9,49

экспер. 27% 35% 29% 9%

интересов, ценностных ориентаций, в которых выражено отношение к миру, к другому человеку, к себе (рис. 3).

Рис. 3. Показатели выраженности уровней

развития ценностных ориентаций в экспериментальной и контрольной группах (в конце эксперимента) Согласно рисунку направленность на общение, деловую активность, ценности профессиональной самореализации, альтруистические и ценности принятия других преобладают в экспериментальной группе. В числе ценностных ориентиров студентов экспериментальной группы укрепилась потребность в самореализации, в установлении, сохранении и упрочении добрых, доверительных отношений между людьми, стремлении помочь другим людям. Студенты, обладающие высокими личностными смыслами, не только постоянно стремятся помочь людям и испытывают удовлетворение от того, что они оказывают нуждающимся посильную помощь, но именно в человеческих отношениях видят один из главных смыслов жизни.

Реализация второго педагогического условия не оказала значительного влияния на развитие коммуникативной компетенции у студентов экспериментальной группы (см. табл. 4).

На основании полученных данных можно прийти к выводу, что данное условие достоверно оказывает эффективное воздействие на формирование ценностных ориентаций студентов.

Внедрение третьего условия «Педагогическое содействие формированию у студентов позитивной «Я-концепции» наиболее полно осуществляется в процессе кооперативного обучения, развивающего, поддерживающего сотруднические отношения не только во время занятий, но и во время проведения благотворительной деятельности (акций).

Использование в работе статистического критерия с2 позволило ответить на вопрос «Имеется ли различие в уровнях подготовки студентов к волонтерской деятельности в экспериментальной и контрольной группе, и если да, то каковы причины такого различия?».

Существенные сдвиги в подготовке студентов могли произойти либо вследствие случайных факторов, либо под влиянием целенаправленной педагогической деятельности. Если различие в уровнях показателей между студентами экспериментальной и контрольной групп существенно, то в соответствии с критерием с2 оно не может быть объяснено случайными причинами и является следствием специально организованной деятельности. А это значит, что проведенное исследование полностью подтвердило состоятельность гипотезы относительно эффективности названных педагогических условий, было доказано, что каждое из условий верно, эффективно и они в совокупности дополняют друг друга.

Итоговые результаты исследования отражены в табл. 5.

По результатам приведенной таблицы оценивалась достоверность целенаправленного влияния педагогических условий на подготовку студентов к волонтерской деятельности. В данной таблице выделены критерии достоверного различия между экспериментальной и контрольной группами.

Так, педагогическое условие «Содействие самореализации студентов в процессе подготовки к волонтерской деятельности» оказало целенаправленное влияние на формирование первого критерия при уровне достоверности 0,1. Второе педагогическое условие отразилось на развитии

Таблица 3

Изменение осознания и принятия студентами вуза ценностей волонтерства как жизненно важных

Начало эксперимента Окончание эксперимента

Ценностные ориентации Экспе р. гр. Контр, гр. /2 Эксперты, гр. Контр, гр. х2

а ЛИЧНОСТЬ 40 32% 52 42% 31 25% 51 41%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

б общение 55 44% 49 39% 2,58 60 48% 50 40% 7,51

с активность 30 24% 24 19% 34 27% 24 19%

а проф. самореализация 30 24% 20 16% 34 27% 21 17%

б ценность самоутверждения 30 24% 29 23% 16 13% 33 26%

с индивидуальные ценности 16 13% 35 28% 0,89 11 9% 39 31% 9,20

д альтруистические ценности 27 22% 22 18% 36 29% 21 17%

принятие других 22 18% 28 22% 11 9%

е 19 15%

Таблица 4

Изменение стремления студентов вуза к гуманистически-ориентированному взаимодействию

Эмпатия Очень высокий в кони Высокий е экспериме Средний нта Низкий Очень низкий Всего х2

Эксперим. группа Начало эксперим. 6 34 85 0 0 125 1,26

5% 27% 68% 0% 0%

Оконч. эксперим. 5 32 88 0 0 125

4% 26% 70% 0% 0%

Коммуникативная компетенция

Эксперим. группа Начало эксперим. 34 44 36 11 125 0,83

27% 35% 29% 9%

Оконч. эксперим. 42 51 24 8 125

34% 41% 19% 6%

Таблица 5

Соотношение педагогических условий и критериев подготовленности студентов

к волонтерской деятельности

Мотивация Риск ц1 ц2 Эмпатия Коммуникативная компетенция

1-е условие 6,13 5,57 0,28 0,89 1,89 2,51

2-е условие 0,50 1,56 7,51 9,20 1,26 0,83

3-е условие 6,60 2,25 7,30 4,71 0,34 6,53

2 X 0.95* 5,99 5,99 5,99 9,488 9,49 7,815

2 X 0.90- 4,6 4,6 4,6 7,78 7,78 6,25

ценностных ориентаций студентов, то есть второго критерия. Третье педагогическое условие оказало влияние на развитие всех выделенных критериев.

К сожалению, при реализации выбранных педагогических условий не произошло значительных изменений в уровнях развития эмпатии у студентов экспериментальной и контрольных групп. Изначально у большинства студентов был выявлен средний (нормальный) уровень развития эмпатии, присущий подавляющему большинству людей, который не изменился в ходе эксперимента. Полагаем, что средний уровень развития эмпатии является достаточным для занятия волонтерской деятельностью.

Формирующий эксперимент подтвердил следующую закономерность: чем выше уровень духовности взаимоотношений преподавателя и студентов, тем результативней совместный со студентами процесс подготовки к волонтерской деятельности.

Выводы

1. Так как волонтерское движение - институт социального, культурного и экономического развития общества, институт кураторства над социально дезадаптированной частью населения, волонтеры, работающее в этой сфере, должны быть хорошо подготовлены. Подготовка студентов вуза к волонтерской деятельности строится не просто на передаче готового навыка работы с людьми, а главным образом на «выращивании» лич-

ностных стратегий и тактик поведения, поиске индивидуального стиля. Этот подход определяется как личностно-ориентированный, а преподаватель при этом играет роль фасилитатора.

2. С целью проверки достоверности и эффективности теоретических положений была проведена опытно-экспериментальная работа. Достоверность исследования обусловлена методологической обоснованностью теоретических положений, ее соответствием поставленной проблеме, организацией опытно-экспериментальной работы и ее результатам, а также многообразием методов исследования и их адекватностью объекту, предмету, целям и задачам исследования.

3. Эффективность подготовки к волонтерской деятельности обусловлена созданием следующих педагогических условий:

- содействие самореализации студентов в процессе подготовки к волонтерской деятельности;

- наполнение педагогического взаимодействия личностными смыслами;

- педагогическое содействие формированию у студентов позитивной «Я-концепции».

4. Проведенное экспериментальное исследование подтвердило ряд предпосылок, способствующих реализации выявленных педагогических условий подготовки к осуществлению волонтерской деятельности:

- высокий уровень выраженности ответственности студента как активного носителя субъектного опыта;

О. В. Богомолова. Особенности подготовки будущих педагогов профессионального обучения.

- развитость толерантности у студентов;

- активное ценностное отношение педагогов к проблеме подготовки студентов к волонтерской деятельности.

5. Уровень подготовленности студентов к волонтерской деятельности определяется с помощью основных критериев:

- сформированность мотивации к достижению успеха в волонтерской деятельности;

- осознание и принятие ценностей волонтер-ства как жизненно важных;

- стремление студентов-волонтеров к гуманистически-ориентированному взаимодействию.

6. В результате проведенной экспериментальной работы значительно изменились все показатели уровня подготовленности к волонтерской деятельности, прослеживается устойчивая динамика.

7. Результаты экспериментальной проверки подтвердили мысль о том, что комплексная реализация педагогических условий подготовки к волонтерской деятельности оптимизирует процесс личностного становления будущего специалиста, стимулирует его самореализацию.

УДК 378

О. В. Богомолова

особенности подготовки будущих педагогов профессионального обучения по специальности «дизайн»

В статье рассматривается подготовка педагогов профессионального обучения для системы начального и среднего профессионального образования. С учетом особенностей подготовки учащихся в учреждениях системы НПО-СПО предложена методика обучения студентов с применением метода проектов. Представлены этапы проектной деятельности студентов по созданию коллекции моделей одежды с использованием различных видов декоративно-прикладного творчества, направленные на формирование и развитие творческих способностей студентов.

The article dwells upon training teachers for the system of primary and secondary vocational education. Taking into account the specificity of training at the institutions of primary and secondary vocational education, we suggest the training technique based on the method of projects. We present the stages of students' project activity on creating a collection of clothing designs with usage of various kinds of decorative and applied arts, which are intended for formation and development of students' creativeness.

Ключевые слова: коллекция, конструктор, метод, обучение, проект, профессиональный, творческий, технология, училище, эскиз.

Keywords: collection, designer, method, instruction, project, professional, creative, technology, junior technical college, sketch.

Уровень требований к профессиональной подготовке будущих педагогов системы начального и среднего профессионального образования (НПО и СПО) постоянно повышается в связи с развитием техники и технологии в сфере производства.

Предприятия отрасли, изготовляющие одежду, требуют от будущих специалистов профтехобразования приобретения не только соответствующих знаний и умений, но и развития творческого мышления, необходимого для создания современной одежды и развития направления моды.

Традиционно сложившемуся педагогическому процессу в системе НПО-СПО, в основном, присуще предъявление знаний, фактов в готовом виде и деятельность учащихся, совершаемая по шаблону или образцу. Все виды контроля исключительно направлены на проверку степени усвоения определенного объема информации, зачастую отсутствует творческий характер обучения. Такой подход формирует у учащегося репродуктивное мышление, приводит к пассивности, безынициативности, потребительскому отношению

© Богомолова О. В., 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.