УДК 37.068
подготовка будущих социальных педагогов
о ,
к волонтерской деятельности*
Е.В. Богданова
Новосибирский государственный педагогический университет
Статья посвящена описанию опытно-экспериментальной работы по формированию мотивационно-ценностного компонента готовности будущих социальных педагогов к волонтерской деятельности как разновидности профессиональной деятельности.
Ключевые слова: мотивационно-ценностный компонент профессиональной деятельности, волонтерская деятельность, общественная и педагогическая деятельность.
Социально-педагогическая деятельность многообразна и включает в себя большое количество различных по содержанию и формам организации разновидностей индивидуального и коллективного взаимодействия людей, одной из которых выступает волонтерская деятельность. Изучая сущность волонтерской деятельности в структуре профессиональной деятельности социального педагога, нами рассмотрены различные подходы (М.В. Шакурова, М.А. Галагузова, Н.И. Никитина; Л.Е. Никитина, С.В. Тетер-ский и др.) в её понимании. Сравнительно-сопоставительный анализ этих подходов позволяет рассматривать волонтерскую деятельность в двух плоскостях.
С одной стороны, волонтерская деятельность выступает как субъектная деятельность социального педагога — человека, отдающего часть своих сил, энергии, времени, знаний и умений для выполнения общественно-полезной деятельности1.
С другой стороны, волонтерская деятельность является разновидностью профессиональной социально-педагогической деятельности и включает в себя такие процедуры как: проектирование, разработка и управление волонтерскими проектами; отбор, подготовка и обучение волонтеров; взаимодействие с организациями и общественностью, реализующих деятельность в области организации и управления волонтерским движением. Именно это позволяет нам определить волонтерскую
деятельность как вид профессиональной
~ 2 социально-педагогической деятельности .
Волонтерская деятельность как разновидность профессиональной социально-педагогической деятельности имеет ряд особенностей: ценностно-смысловых, проектировочных, технологических, организа-
1 Подроб. см. Волонтер и общество. Волонтер и власть: науч.-практ. сб. / сост. С.В. Тетер-
ский; под ред. Л. Е. Никитиной. — М.: Academia, 2000. - 160 с.
2 Подроб. см.: Шакурова, М.В. Методика и технология работы социального педагога / М.В. Шакурова. — 2-е изд., стереотип. — М. : Академия, 2004. — 272 с.; Никитина, Н.И. Методика и технология работы социального педагога / Н. И. Никитина, М.Ф. Глухова. - М.: Владос, 2005. - 400 с.
' Исследование выполнено при поддержке гранта РГНФ (проект № 090600742а).
ционно-коммуникативных и для её выполнения необходима профессиональная готовность. На базе анализа подходов (В.А. Сластенин, И.А. Зимняя, Л.Я. Оли-ференко, В.Г. Бочарова, М.А. Галагузова, Ю.Н. Галагузова и др.) в понимании готовности к волонтерской деятельности можно сделать вывод о том, что готовность — это структурно-уровневое личностное образование, отражающее целостность мо-тивационно-ценностного, когнитивно-дея-тельностного и рефлексивного компонентов и определяющее способность социального педагога к организации волонтерской деятельности детей, молодежи и взрослых в социуме. Следовательно, готовность предполагает наличие трех компонентов: мотивационно-ценностного, когнитивно-деятельностного и рефлексивного, один из них — мотивационно-ценностный — является предметом нашего рассмотрения.
Мотивационно-ценностный компонент готовности будущих социальных педагогов к волонтерской деятельности включает в себя осознание значимости и ценности социально-педагогической деятельности в современном обществе; систему ценностей, определяющих альтруистическую направленность личности социального педагога, которая выражается через следующие показатели:
• осознанность выбора студентом будущей профессии и ориентация на профессиональную социально-педагогическую деятельностью в государственной, коммерческой или общественной сферах;
• устойчивый интерес к профессиональной деятельности, творческий подход к решению профессиональных задач, пополнение профессиональных знаний на основе использования оригинальных устных, печатных и электронных источников;
• субъект-субъектная направленность общения в общей профессиональной направленности;
• положительная мотивация на участие в волонтерской деятельности и организация такой деятельности.
Для изучения мотивационно-ценностного компонента готовности к волонтерской деятельности студентов 1 курса, поступивших обучаться на специальность «социальная педагогика», нами было проведено экспериментальное исследование, в котором приняли участие три группы студентов Института истории, гуманитарного и социального образования ГОУ ВПО «Новосибирского государственного педагогического университета»: одна контрольная и две экспериментальные. В контрольной группе профессиональная подготовка студентов осуществлялась по традиционно сложившейся системе подготовки специалистов. В экспериментальных группах реализовывалась разработанная нами модель содержания подготовки специалистов. В первой экспериментальной группе (ЭГ № 1) реализовывался вариант вертикального и горизонтального обогащения содержания подготовки специалистов, во второй экспериментальной группе студентов (ЭГ № 2) апробировался тип горизонтального обогащения содержания профессионального образования.
Для определения уровня сформирован-ности мотивационно-ценностного компонента использовалась модифицированная методика «Мотивы выбора профессии» Р. В. Овчаровой3 и адаптированная методика Э. Ф. Зеера «Реализация профессиональных намерений студентов-первокурсников»4. Ис-
3 Подроб. см. Оечароеа, Р.В. Справочная книга социального педагога / Р.В. Овчарова. — М., 2002. - 480 с.; Подроб. см. Зеер, Э.Ф. Профори-ентология: теория и практика / Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Н.О. Садовникова. - М., 2005. -192 с.
4 Подроб. см. Зеер, Э.Ф. Профориентология: теория и практика / Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Н.О. Садовникова. - М., 2005. - 192 с.
пользуемые методики позволили определить тип мотивации, определяющий выбор профессии. При изучении динамики ведущего типа мотивации при выборе профессии было выявлено, что ведущим типом являются внутренние индивидуально значимые мотивы: ЭГ № 1 - 73 %, ЭГ № 2 - 72 %, КГ - 72 %; внутренние социально значимые мотивы:
ЭГ № 1 - 71 %, ЭГ № 2 - 69 %, КГ -64 %; внешние положительные мотивы: ЭГ № 1 - 37 %; ЭГ № 2 - 38 %; КГ - 41 %; внешние отрицательные мотивы: ЭГ № 1 - 32 %, ЭГ № 2 - 32 %, КГ - 32 %. На основе полученных результатов мы пришли к выводу о том, что преобладают внутренние индивидуально значимые мотивы выбора профессии социального педагога.
Для определения представления и отношения студентов к волонтерской деятельности использовался метод опроса и была разработана анкета, включающая в себя 20 вопросов, ориентированных на определение ценностных приоритетов в профессиональной деятельности; информированности о волонтерской деятельности; опыта участия в подобной деятельности; отношения к волонтерской деятельности и готовности участия в ней.
Анкетирование показало, что 43 % опрошенных признают необходимость создания волонтерских отрядов и волонтерской деятельности в целом, 42 % готовы принять непосредственное участие в волонтерской работе, 15 % еще в полной мере не определились по этому вопросу и оценивают свое
желание работать в качестве волонтеров как «возможное». Результаты показали, что заинтересованность студентов в волонтерской деятельности обусловлена тем, что они рассматривают ее как перспективу дальнейшего трудоустройства (66 %); возможность приобретения профессиональных умений и навыков (39 %); как возможность собрать материал для курсовой и выпускной квалификационной работ (59 %); как возможность самореализации (13 %).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что анкетирование не выявило различий в отношении к профессиональной деятельности социального педагога в целом и к волонтерской деятельности в частности в экспериментальных и контрольной группах, а также показало одинаковый уровень заинтересованности и готовности к участию в такой деятельности.
Обобщив результаты исследования моти-вационно-ценностного компонента готовности будущих социальных педагогов к волонтерской деятельности, мы выявили уровни её сформированности у студентов (табл. 1)
обобщенные свойства каждого уровня готовности будущих социальных педагогов к волонтерской деятельности мы определяли посредством монографических характеристик, полагаясь на выделенные нами ранее показатели. Это позволило уточнить признаки каждого уровня исследуемой готовности.
Студенты критического уровня готовности характеризуются отсутствием профессио-
т а б л и ц а 1
Уровень ЭГ № 1 ЭГ № 2 КГ
Критический 32.6 35.6 34.3
Достаточный 49.6 55 55.9
Оптимальный 18.2 9.4 9.8
нальной социально-педагогической направленности личности и наличием негативных установок на участие в волонтерской деятельности. Они имеют поверхностные и неструктурированные знания о социальной инфраструктуре и технологиях волонтерской деятельности, никогда не принимали участия в волонтерских акциях и программах в период довузовского обучения.
Студенты достаточного уровня готовности характеризуются наличием профессиональной социально-педагогической направленности, склонны связывать свое профессиональное будущее с деятельностью в сфере «человек-человек», они также имеют положительную мотивацию на участие в волонтерской деятельности, так как она позволяет получить опыт организаторской деятельности и установить партнерские отношения с представителями различных государственных и общественных организаций. Такие студенты имеют разовый опыт участия в волонтерских акциях и проектах в период довузовского обучения, в процессе участия в подобных проектах имели опыт взаимодействия с потенциальными партнерами в рамках выполнения определенных заданий со стороны руководства. Они имеют устойчивые и системные знания о социальной инфраструктуре и технологиях социальной деятельности. У них развиты умения получения и систематизации информации, однако уровень проектировочных, диагностико-оценочных и коммуникативных умений в ситуациях, требующих решения возникающих проблем, является незначительным. Студенты данной группы характеризуются высокой, но адекватной общей самооценкой профессиональной деятельности, высоким уровнем адаптивности.
Студентов оптимального уровня готовности характеризует устойчивая система разнообразных ценностей, определяющая
альтруистическую направленность личности в профессиональной социально-педагогической деятельности. Они связывают свое профессиональное будущее с педагогической деятельностью; мотивированы на участие в волонтерской деятельности; имеют опыт участия в волонтерских акциях и деятельности детских общественных организаций; способны разработать проект и программу работы волонтеров. Структурированные междисциплинарные и прочные научные знания в сфере социально-педагогической деятельности реализуются через высокий уровень обобщенности различных умений. Для них характерна высокая, но адекватная самооценка профессиональной деятельности, высокий уровень самоконтроля и активности в различных профессиональных ситуациях.
Для успешной подготовки будущих социальных педагогов к волонтерской деятельности как разновидности профессиональной социально-педагогической деятельности нами была разработана модель подготовки студентов педагогического вуза в данном направлении деятельности. Логика восхождения к более высокому уровню исследуемого динамического личностного образования определила составляющие модели: общую цель, факторы и условия, а также задачи и систему средств на каждом из этапов процесса профессиональной подготовки — профессионально-адаптивном; технологическом и акмеологическом.
Усвоение студентами системы социально-педагогических ценностей, среди которых доминирующее положение занимают ценности гармонизации отношений личности ребенка и социума, субъект-субъектного отношения, характеризующие профессиональную социально-педагогическую направленность личности специалиста, определило следующую логику первого — профессионально-
адаптационного — этапа подготовки будущих социальных педагогов к волонтерской деятельности, включающего в себя:
— ознакомительный блок, направленный на актуализацию познавательного интереса к содержательным аспектам проявления социально-педагогической деятельности, осмысление связи получаемых знаний с личностным опытом студентов. Актуализация представлений студентов осуществлялась в рамках дискуссий и самостоятельном выполнении заданий, участии в работе выездного адаптационного сбора студентов первого курса «Листпеда», реализации институтского проекта «Социально-педагогическое сопровождение адаптации студентов 1 курса ИИГ-СО НГПУ»5 и первых социальных проектах первокурсников «Путевка в институт»;
— блок самопознания, его задача заключалась в интернализации понятий, отражающих ценности волонтерской деятельности (альтруизм, эмпатия и др.), развитии личностной рефлексии у студентов. В рамках решения данной задачи нами использовалась методика коллективных творческих дел, которая совмещала в себе элементы планирования, организации совместной деятельности, самостоятельной работы и групповой рефлексии;
— ценностно-смысловой блок, в его задачи входило усвоение студентами системы ценностей, характеризующих профессиональную направленность, которая состояла в актуализации смысла самореализации в социально-педагогической деятельности. Для этого необходимо создавать ситуации выбора, в которых бы происходило осмысление ценностей, а последнее затруднительно при недостаточном уровне профес-
5 Сборник социальных проектов VI межвузовской олимпиады «Проблемы молодежи XXI века как предмет междисциплинарных научных исследований» /Орловский государственный университет, Орел, 2009. — 202 с.
сиональной компетентности. Студентам предлагалось выступить в качестве волонтеров в различных социальных акциях: сбор новогодних подарков для воспитанников детского дома «Подарок деда Мороза»; ежегодная социальная реклама, посвященная Дню Матери (24 ноября) и Году семьи; ежегодная студенческая акция «неделя Добра»; фотовыставка «Ау, родители» и «Маслята», направленные на популяризацию семейных форм жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В ходе реализации данного этапа каждым студентом заполнялась индивидуальная карта «Профессия — социальный педагог», где каждым участником фиксировалось участие в волонтерских акциях и отношение к такой деятельности. Анализ индивидуальных карт показал, что 89 % участников отметили, что волонтерская деятельность вызвала у них интерес и положительное эмоциональное подкрепление; 76 % участников заявили о своем желании проходить практику в тех учреждениях, в которых они были, участвуя в волонтерских акциях; 65 % студентов, принявших участие в волонтерских акциях, считают, что данный вид деятельности позволил им развить профессионально значимые качества. ни один участник опроса не высказал отрицательного мнения по поводу своего участия в волонтерской деятельности.
Значимым показателем, на наш взгляд, является то, что студенты не только высказали пожелание продолжать участвовать в волонтерских акциях, но и самостоятельно разработали проект студенческого «Волонтерского клуба», который был представлен на конкурс социальных проектов университета, где получил одобрение и грантовую поддержку ректората нГПУ.
на технологическом и акмеологиче-ском этапах формирования готовности будущих социальных педагогов к волон-
терской деятельности наряду с когнитивно-деятельностным и рефлексивным компонентами готовности, была продолжена работа по развитию мотивационного-ценностного компонента. Эффективность подготовки будущих социальных педагогов к волонтерской деятельности обеспечивается следующим.
Во-первых, сочетанием вертикального и горизонтального расширения содержания подготовки будущих социальных педагогов.
Вертикальное расширение содержания профессиональной подготовки предусматривает углубление содержания профессионального образования в рамках функционирующего учебного плана (действующего стандарта ВПО), дополнение учебного плана специальными курсами и другими видами деятельности студентов за счет регионального компонента стандарта ВПО. Данное направление включает:
• обогащение государственного стандарта ВПО (учебных дисциплин блоков ОПД, ДПП) специальными знаниями и соответствующими дидактическими единицами, раскрывающими сущность и особенности волонтерской деятельности («Введение в профессию», «Методика и технология работы социального педагога», «История социальной педагогики», «Социальная педагогика», «Практикум по решению профессиональных задач», «Педагогические технологии» и др.);
• введение профессионально ориентированных интегративных курсов «Теория и методика волонтерской деятельности»6, «Педагогическое проектирование», «Менеджмент в управлении общественным воспитанием», целью которых является непосредственная подготовка студентов к волонтерской деятельности в рамках организационно-управленческой стратегии;
6 Реабилитация детей, оставшихся без попечения родителей: учеб. и науч.-исследоват. программы. - Новосибирск: Изд-во НГГПУ. -С. 204-205.
• проведение практикума «Технология социального проектирования» как логического продолжения интегративного спецкурса с целью соединения теоретической и практической профессиональной подготовки в единый процесс овладения студентом профессиональной волонтерской деятельностью;
• обогащение содержания педагогической практики за счет расширения сферы деятельности социального педагога, обеспечивающей приобретение опыта участия и организации волонтерской деятельности, развитие гуманистической направленности, профессионально-значимых качеств личности и закрепление профессиональных умений и навыков у будущих специалистов;
• обогащение НИРС, направленное на формирование интереса у студентов к исследованию проблем (расширение тематики курсовых, творческих и выпускных квалификационных работ, заданий исследовательского характера), предусматривающих изучение вопросов сущности и содержания волонтерской деятельности, технологии подготовки волонтеров.
«Горизонтальное» обогащение содержания профессиональной подготовки предполагает организацию внеучебной воспитательной работы со студентами, включающую в себя:
• деятельность научно-исследовательской лаборатории «Социальное воспитание», направленной на разработку и реализацию научно-исследовательских проектов по проблематике волонтерской деятельности и их представление на научно-практических конференциях различного уровня;
• участие студентов в проводимых волонтерских акциях на уровне района, города и области (Дельфийские игры, Международная детская Сибириада, ежегодная Всероссийская Неделя Добра и др.);
• разработка и реализация студенческих волонтерских социальных проектов, участие
Т а б л и ц а 2
Результаты наблюдения за личностными проявлениями студентов в ходе осуществления волонтерской деятельности (обобщенные данные по экспериментальным и контрольным группам)
Уровень Констатирующий этап Формирующий этап
ЭГ № 1 ЭГ № 2 КГ ЭГ № 1 ЭГ № 2 КГ
% % % % % %
Оптимальный 16,2 8.3 8,4 36.4 18.8 8,6
Допустимый 47,2 51.4 47,3 55.3 59.2 54,9
Критический 36,6 40.3 44,3 5.3 22.0 36,5
Итого 100 100 100 100 100 100
в грантовой деятельности в сфере социального проектирования (областной конкурс социально значимых проектов, всероссийская олимпиада по социальной педагогике и др.);
• руководство студентами детскими и молодежными общественными организациями волонтерской направленности в городе и области, предполагающее реализацию профессиональной позиции управления профессиональной волонтерской деятельности.
Во-вторых, использованием в подготовке будущих социальных педагогов технологий социального проектирования, реализация которых предполагает создание интерактивного образовательного поля в процессе профессиональной подготовки, субъектной и рефлексивной позиции у будущего специалиста.
В-третьих, включением студентов во внеформальные технологии7 социального обучения, как специфические технологии подготовки к волонтерской деятельности.
7 Подроб. см. Черепанова, Н. В. Добровольчество как возможность личностного роста человека / Н. В. Черепанова / / материалы Всерос. науч.-практ. конф. — Ставрополь: Сервисшкола, 2006. — Ч. 2. — С. 40—45; Черепанова, Н. В. Социальная сущность добровольческого движения / Н. В. Черепанова // материалы Всерос. науч.-практ. конф. — Ставрополь: Сервисшкола, 2006. — С. 43—45.
Реализация представленной модели на базе ИИГСО НГПУ позволила получить позитивные результаты в формировании мотивационно-ценностного компонента готовности будущих социальных педагогов к волонтерской деятельности. Для диагностики произошедших личностных изменений у студентов в экспериментальных и контрольной группах нами были использованы: наблюдение, посредством специально разработанных матриц; опросные методы (анкетирование, интервьюирование, беседа); метод независимых характеристик, анализ документации. В результате проведенной диагностики были получены следующие данные (табл. 2).
Количественные данные позволяют нам утверждать, что в экспериментальных группах произошли значительные изменения, которые проявляются на поведенческом уровне и могут быть зафиксированы с помощью наблюдения. Так, приращение по оптимальному уровню в экспериментальных группах составило 20,2 % и 10,5 %, по допустимому — 8,1 % и 7,8 %, тогда как в контрольных группах наблюдается приращение только по допустимому уровню и составляет 7,6 %.
На завершающем этапе опытно-экспериментальной работы мы повторно провели анкетирование, модернизировав опросник,
разработанный для проведения констатирующего этапа. В результате проведенного опроса мы пришли к следующим выводам.
В качестве факторов, препятствующих включению будущих социальных педагогов в волонтерскую деятельность, студенты называли: объективные условия и процессы, не зависящие от волонтеров: недостаток свободного времени (45 %); финансовые сложности (40 %); работа (13 %); отдаленность места жительства (5 %). Вторым по значимости фактором, мешающим волонтерской деятельности, были названы психологические особенности и поведение некоторых подопечных (40 % ответивших). Только 12 % студентов ничего не препятствует занятию волонтерской деятельностью.
По мнению студентов, помогающих факторов оказалось гораздо больше, чем мешающих. На первое место они поставили возможность удовлетворять духовные и социальные потребности, среди которых особенно ценны и значимы возможность помогать другим (60 %); возникновение чувства нужности, полезности усилий, занятости (36 %); повышение самооценки, возможность самореализоваться (7 %); отвлечение от личных проблем (4 %); удовлетворение культурных потребностей (4 %).
На втором месте среди помогающих факторов называлась возможность реализации личных и профессиональных качеств: общительность, сочувствие, сострадание, любовь к людям, терпение (62 %); умение слушать, находить подход (40 %); знание условий жизни подопечных, их нужд, забот (9 %); появление возможности находить нужную информацию по важным вопросам (20 %); умение войти в положение подопечного, понимание его жизненной ситуации (16 %).
На третьем месте среди помогающих факторов оказались моральная поддержка и отношение к волонтерам самих подопечных: общение с ними (лично и по телефону)
приносит удовлетворение (50 %); 20 % отмечают благотворное влияние на себя их благодарности, признательности, отзывчивости, откровенности и доброжелательности; 8 % опрошенных черпают дополнительные знания благодаря общению с подопечными подопечных; 10 % волонтеров испытывают чувство исполненного долга.
Таким образом, можно выделить преимущества волонтерской работы с точки зрения студентов - будущих социальных педагогов: возможность получить практический опыт, работая волонтером в социальных проектах; приобрести навыки непосредственной работы с детьми; участие в тренингах, обучающих семинарах, возможность профессионального роста в организации; знакомство с интересными людьми, расширение круга знаний и умений в различных сферах деятельности.
На основе сопоставления результатов «входящей» диагностики экспериментальных и контрольных групп (сентябрь 2004 г.) и итоговой диагностика (февраль 2009 г.) мы отмечаем большую эффективность подготовки студентов в рамках вертикального и горизонтального расширения содержания профессиональной подготовки. Наибольшие же изменения произошли именно в экспериментальных группах, где они проявляются по всем уровням готовности.
Полученные результаты наглядно свидетельствуют о том, что разработанная нами модель подготовки будущих социальных педагогов к волонтерской деятельности и апробированная на практике является эффективной при соблюдении в реализации предложенной модели следующих условий: соединения учебной и внеучебной деятельности студентов, позволяющей применять им в практической деятельности имеющиеся профессиональные знания и умения, осознанно пополнять свой профессиональный багаж; интеграции учебной информации по проблеме волонтерской деятельности
и практической реализации волонтерских проектов в рамках дисциплин общепрофессионального блока и блока специальной подготовки стандарта; создания благоприятных условий мотивационного характера для актуализации и закрепления профессиональных навыков студентов; организации ситуаций проявления научно-исследовательского творчества (работа проектной научно-исследовательской лаборатории). Исходя из полученных результатов, на наш взгляд, идеальный вариант организации подготовки будущих социальных педагогов к волонтерской деятельности можно достичь в условиях введения дополнительной специализации, в рамках которой представленные типы расширения содержания профессионального образования разработанной модели подготовки могут быть интегрированы.
Литература
Бочарова, В.Г. Профессиональная социальная работа: личностно ориентированный подход: монография / В.Г. Бочарова. — М.: ИГТСР РАО, 1999. - 184 с.
Волонтер и общество. Волонтер и власть: науч.-практ. сб. / сост. С.В. Тетерский; под ред. Л.Е. Никитиной. - М.: Academia, 2000. - 160 с.
Галагузова, МА. Противоречия в профессиональной подготовке социальных педагогов / М.А. Галагузова, Ю.Н. Галагузова // материалы 5-х науч.-педагог. чтений фак. соц. педагогики, 28 марта 2002 г. - М., 2002. - С. 55-59.
Галагузова, Ю.Н. Социальная педагогика: практика глазами преподавателей и студентов / Ю.Н. Галагузова, Г.В. Сорвачева, Б.Н. Штино-ва. - М., 2001. - 220 с.
Зеер, Э.Ф. Профориентология: теория и практика / Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Н.О. Са-довникова. - М., 2005. - 192 с.
Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетент-ностного подхода в образовании / И.А. Зимняя. - М.: Исследоват. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 122 с.
Методика и технологии работы социального педагога: учеб. пособие / под ред. М.А. Гала-гузовой, Л.В. Мардахаева. — М., 2002. — 192 с.
Никитина, Н.И. Методика и технология работы социального педагога / Н.И. Никитина, М.Ф. Глухова. - М.: Владос, 2005. - 400 с.
Овчарова, Р.В. Справочная книга социального педагога / Р.В. Овчарова. - М., 2002. - 480 с.
Олиференко, ЛЯ. Муниципальная система социально-педагогической поддержки детства: монография / Л.Я. Олиференко. - М., 1999. -202 с.
Реабилитация детей, оставшихся без попечения родителей: учеб. и науч.-исследоват. программы. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2004. - 205 с.
Проблемы молодежи XXI века как предмет междисциплинарных научных исследований: сб. социальных проектов VI межвузовской олимпиады / Орлов. гос. ун-т. - Орел, 2009. -202 с.
Сластенин, ВА. Социальная педагогика и социальная работа: личность и профессия / В.А. Сластенин // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. - М.; Тула, 1992. - Т. 2. - С. 265-274.
Социальная педагогика: курс лекций / под общ. ред. М.А. Галагузовой. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 416 с.
Тетерский, С.В. Поддержка социальных инициатив детей и молодежи: опыт и эксперимент: монография / С.В. Тетерский. - М.: Маска, 2003. - 176 с.
Черепанова, Н.В. Добровольчество как возможность личностного роста человека / Н.В. Черепанова // материалы Всерос. науч.-практ. конф. - Ставрополь: Сервисшкола, 2006. -Ч. 2. - С. 40-45.
Черепанова, Н.В. Социальная сущность добровольческого движения / Н.В. Черепанова // материалы Всерос. науч.-практ. конф. - Ставрополь: Сервисшкола, 2006. - Ч. 2. - С. 43-45.
Шакурова, М.В. Методика и технология работы социального педагога / М.В. Шакурова. - 2-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2004. -272 с.