Научная статья на тему 'Технологии социального проектирования в подготовке будущих социальных педагогов к волонтерской деятельности'

Технологии социального проектирования в подготовке будущих социальных педагогов к волонтерской деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1326
249
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ПОДГОТОВКА СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ / VOLUNTEER ACTIVITY / SOCIAL PROJECTING / PREPARATION OF FUTURE PEDAGOGUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богданова Елена Владимировна

В статье рассматривается волонтерская деятельность как разновидность социально-педагогической деятельности, анализируются возможности использования технологии социального проектирования в подготовке будущих социальных педагогов к организации волонтерской деятельности детей, подростков и молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Volunteer activity as kind of social-pedagogic activity is considered in the article, possibilities of using techniques of social projecting in the preparation of future social pedagogues to organizing volunteer activity of children, teenagers and youth are analyzed.

Текст научной работы на тему «Технологии социального проектирования в подготовке будущих социальных педагогов к волонтерской деятельности»

УДК 37

Богданова Елена Владимировна

Новосибирский государственный педагогический университет

[email protected]

ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ К ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье рассматривается волонтерская деятельность как разновидность социально-педагогической деятельности, анализируются возможности использования технологии социального проектирования в подготовке будущих социальных педагогов к организации волонтерской деятельности детей, подростков и молодежи.

Ключевые слова: волонтерская деятельность, социальное проектирование, подготовка социальных педагогов.

Социально-педагогическая деятельность многообразна и включает в себя большое количество различных по содержанию и формам организации разновидностей индивидуального и коллективного взаимодействия людей, одной из которых выступает волонтерская деятельность. Изучая сущность волонтерской деятельности в структуре профессиональной деятельности социального педагога, нами рассмотрены различные подходы (М.В. Шакурова, М.А. Г алагузова, Н.И. Никитина; Л.Е. Никитина, С.В. Тетерский и др.) в её понимании. Сравнительно-сопоставительный анализ этих подходов позволяет рассматривать волонтерскую деятельность в двух плоскостях.

С одной стороны, волонтерская деятельность выступает как субъектная деятельность социального педагога - человека, отдающего часть своих сил, энергии, времени, знаний и умений для выполнения общественно-полезной деятельности [1]. С другой стороны, волонтерская деятельность является разновидностью профессиональной социально-педагогической деятельности и включает в себя такие процедуры как: проектирование, разработка и управление волонтерскими проектами; отбор, подготовка и обучение волонтеров; взаимодействие с организациями и общественностью, реализующих деятельность в области организации и управления волонтерским движением. Именно это позволяет нам определить волонтерскую деятельность как вид профессиональной социально-педагогической деятельности [5; 9].

В процессе подготовки будущих социальных педагогов волонтерская деятельность может выступать как один из путей совершенствования социально-педагогической (содержательной и технологической), воспитательной, культурнопросветительской, коррекционно-развивающей,

управленческой деятельности. Выполнение этих видов профессиональной деятельности требует не только теоретических знаний, но и реального применения их на деле. Эффективность подготовки будущих социальных педагогов к волонтерской деятельности, на наш взгляд, обеспечивается:

Во-первых, сочетанием вертикального и горизонтального расширения содержания подготовки будущих социальных педагогов. Вертикальное расширение содержания профессиональной подготовки предусматривает углубление содержания профессионального образования в рамках функционирующего учебного плана (действующего стандарта ВПО), дополнение учебного плана специальными курсами и другими видами деятельности студентов за счет регионального компонента стандарта ВПО. «Горизонтальное» расширение содержания профессиональной подготовки предполагает организацию вне-учебной воспитательной работы со студентами.

Во-вторых, включением студентов во внефор-мальные технологии [8] социального обучения, как специфические технологии подготовки к волонтерской деятельности.

В-третьих, использованием в подготовке будущих социальных педагогов технологий социального проектирования. Вслед за В.И. Курбатовым и О.В. Курбатовой [3] проектирование рассматривается нами как составная часть управления, которая позволяет обеспечить осуществление управляемости и регулируемости некоторого процесса. Проектирование означает определение версий или вариантов развития или изменения того или иного явления. Выявление вариантов развития или изменения объекта дает возможность выбирать тактику и стратегию взаимодействия с этим объектом, управления объектом, выработки технологии воздействия на него, выбора путей планомерного введения нововведе-

186

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2010, Том 16

© Богданова Е.В., 2010

ний. Осмысление указанных понятий, этапности их достижения и методов реализации и представляет собой суть проектирования.

В научной литературе [3; 9], посвященной методическим проблемам социального проектирования, особое внимание уделяется инструмен-талъной, содержательной части проектирования. Она представляет собой развертывающуюся навстречу целевому блоку предполагаемую систему действий, и состоит в выявлении необходимых для решения задач ресурсов (средств), определении методов достижения целей (которые конкретизируются в виде мероприятий и содержания деятельности), а также форм организации усилий субъектов, задействованных в процессе реализации проекта. Перечисленные выше требования к технологии социального проектирования способствуют накоплению, интеграции теоретических и практических знаний, умений, постоянному обогащению опыта творчества, формированию механизма самоорганизации, самоуправления, самокоррекции личности, развитию субъектной позиции в процессе профессиональной подготовки.

Вышеперечисленные обстоятельства позволили нам использовать технологии социального проектирования в подготовке будущих социальных педагогов к волонтерской деятельности, прежде всего, во время прохождения студентами педагогических практик. Так, например, социально-педагогическая практика, которая представлена как проектная практика, включающая в себя три этапа: во-первых, разработка, экспертиза и защита проекта, заканчивающаяся допуском проекта к реализации; во-вторых, практическая реализация проекта; в-третьих, обобщение, систематизации и анализ результатов реализации проекта и публичная презентация реализованного проекта. Среди наиболее успешных проектов стали: проект городского инновационного конкурса «Ученик года»; сетевой дистанционный проект «Лидер: формат 21» совместно с ОГУ «Дом молодежи»; проект «Волонтерский привал» совместно с ГМДОО «Созвездие Лидер», проект «Территория здоровья» совместно с НООО «АМКИР», проект «Социально-педагогическое сопровождение адаптации студентов первого курса» [6].

Результатов участия студентов в проектах можно выделить несколько. С одной стороны -это закрепление шефства над проектом и продолжение собственной субъектной волонтерской

деятельности в тех учреждениях и организациях, где они проходили внеформальное социальное обучение [8]. С другой стороны, выход студентов на самостоятельное руководство деятельностью детских и молодежных общественных объединений волонтерской направленности в качестве трудоустроенного специалиста (руководство детским «Корпусом волонтеров» ДОЦ «Лазурный»; городской отряд волонтеров ГДМОО «Созвездие лидер», волонтерский отряд «Молодежь за трезвость» реабилитационного центра «Вита»).

При реализации технологии социального проектирования в процессе подготовки будущих социальных педагогов к волонтерской деятельности нами была выделена позитивная динамика по двум основным направлениям: содержательному и презентационному.

Во-первых, произошло изменение выбора проблемы для проектирования. Если в начале подготовки студенты выбирали для проектирования широкие социальные проблемы, такие как «Поддержка одаренных детей», «Реабилитация детей-инвалидов» и подобные им, то затем проблемы проектов выбирались такие, которые можно было бы осуществить в институте, вузе, по месту жительства; во-вторых, изменилась целевая аудитория проектов, она стала более конкретной; в-третьих, изменился предмет проектирования. Так на начальном этапе участия в проектной деятельности у студентов доминировали предметы, призванные актуализировать у аудитории некую значимую проблему, привлечь к ней внимание, проинформировать о сути явления, при этом в качестве исполнителей проекта студенты рассматривали только себя, не предполагая привлечения других участников. В процессе освоения технологии социального проектирования многие студенты в качестве предмета проектирования выбрали организацию конкретных дел в детских домах, интернатах и других организациях, причем с привлечением волонтеров как из числа студентов других специальностей и институтов, так и представителей других возрастов.

Суть любого социального проекта заключается в предлагаемом авторами решении выбранной проблемы. Автор должен не только подробно описать предлагаемое им решение и разобраться во всем необходимом для его реализации, но и показать, что предложенное им в рамках проекта действие оптимальным образом разрешает существующую проблему. На начальном

этапе у многих студентов процесс определения оптимального решения выбранной социальной проблемы носил обратный характер: студенты сначала выбирали некое решение, а потом подбирали проблему, которою можно разрешить с его помощью. По мере освоения технологии ситуация существенно изменилась.

Важной практической характеристикой социального проекта является его финансовое обоснование: качество составления бюджета, его полнота и реалистичность, источник получения средств. Анализ студенческих проектов показывает, что на начальном этапе проектной деятельности все авторы не были готовы рассчитывать затраты на реализацию своих проектов и находить источники получения этих средств, основным источником бюджета студенты рассматривают финансовую помощь администрации вуза: «взять деньги в деканате». По мере освоения технологии проектирования, студенты стали понимать и осознавать возможность привлечения других источников пополнения ресурсов проекта.

Презентационный компонент социального проектирования связан с оформлением и внешней презентацией проекта. Для многих студентов на начальном этапе работы задача изложить свое видение проблемы и методов ее решения оказалась сложной. В целом ряде случаев авторам проектов не удавалось оформить проектную документацию, хотя многие из предлагаемых идей представляли большой интерес и практическую значимость. В процессе освоения технологии социального проектирования у будущих социальных педагогов сформировалось умение представить свой проект на грамотном профессиональном языке. Техника презентации проектов, публичной их защиты на итоговых конференциях и олимпиадах показала, что презентации проектов представляют грамотный и профессиональный рассказ о значимых проблемах и эффективных механизмах их решения, предложенных авторами.

Как показал анализ социальных проектов, разработанных студентами, именно технология социального проектирования позволяет будущим социальным педагогам получать необходимый опыт организации и управления волонтерской деятельностью. Перенос опыта социального проектирования из плоскости учебной деятельности в реальную социальную сферу позволяет студентам эффективнее достигать собственных целей, грамотнее анализировать собственные пробле-

мы и ресурсы, внимательнее изучать окружающую социальную ситуацию.

Другим важным моментом стала коллективная работа над проектами. Его значение определяется тем обстоятельством, что в повседневной жизни волонтерская деятельность возможна только в условиях работы в коллективе. В ходе групповой работы над социальными проектами студенты были поставлены перед необходимостью распределять роли, координировать свои действия друг с другом, подчиняться и подчинять себе других членов группы для эффективной работы и достижения поставленных в проекте целей. Студенческой проектной команде было необходимо принять целый ряд значимых групповых решений: выбор проблематики проекта, распределение внутригрупповых задач, необходимость согласования действий. Таким образом, на различных этапах работы над социальным проектом участникам рабочей группы приходилось вступать в специфические групповые взаимодействия, примеряя нас себя различные роли и сталкиваясь с необходимостью согласовывать свое поведения с восприятием группы, по возможности управлять деятельностью группы в том или ином аспекте.

Еще одним важным моментом подготовки студентов к волонтерской деятельности является включения в сферу их интересов и потенциальных возможностей большего числа субъектов социального мира. Изучение работы органов управления и власти различных уровней дает будущим социальным педагогам лучшее понимание принципов работы, разделения полномочий и сфер деятельности государственных и муниципальных органов власти разных уровней, что помогает им делать более осознанный профессиональный выбор.

Как показал анализ экспертных оценок и наши наблюдения в рамках подготовки будущих социальных педагогов к волонтерской деятельности с использованием технологий социального проектирования, значительно расширились представления студентов о действующих в Новосибирске государственных, общественных и волонтерских организациях; повысился уровень организаторских, проектировочных умений; возросли способности работать в команде, установлению партнерских отношений, как в группе, так и со специалистами учреждений. Главным, на наш взгляд, показателем готовности будущих социальных педагогов к волонтерской деятельности выступа-

188

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2010, Том 16

ет развитие проблемного мышления будущих социальных педагогов как следствия приобретения навыков проектной деятельности и рефлексии полученного опыта.

Библиографический список

1. Волонтер и общество. Волонтер и власть: Научно-практический сборник / Сост. С.В. Тетер-ский; под ред. Л.Е. Никитиной. - М.: Academia,

2000. - 160 с.

2. ГалагузоваЮ.Н., СорвачеваГ.В., Штино-ва Б.Н. Социальная педагогика: практика глазами преподавателей и студентов. - М., 2001. - 220 с.

3. Курбатов В., Курбатова О. Социальное проектирование. - Ростов-на-Дону: Феникс,

2001. - 412 с.

4. Методика и технологии работы социального педагога: Учеб. пособие / Под ред. М.А. Г ала-гузовой, Л.В. Мардахаева. - М., 2002. - 192 с.

5. Никитина Н.И., Глухова М.Ф. Методика и технология работы социального педагога. - М.: Владос, 2005. - 400 с.

6. Сборник социальных проектов VI межвузовской олимпиады «Проблемы молодежи XXI века как предмет междисциплинарных научных исследований». - Орел: Орловский гос. ун-т, 2009. - 202 с.

7. Тетерский С.В. Поддержка социальных инициатив детей и молодежи: опыт и эксперимент: Монография. - М.: Маска, 2003. - 176 с.

8. Черепанова Н.В. Добровольчество как возможность личностного роста человека // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Ч. 2. - Ставрополь: Сервисшкола, 2006. - С. 40-45.

9. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. - М.: Академия, 2004. - 272 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.