УДК 37
Богданова Елена Владимировна
Новосибирский государственный педагогический университет
ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ К ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье рассматривается волонтерская деятельность как разновидность социально-педагогической деятельности, анализируются возможности использования технологии социального проектирования в подготовке будущих социальных педагогов к организации волонтерской деятельности детей, подростков и молодежи.
Ключевые слова: волонтерская деятельность, социальное проектирование, подготовка социальных педагогов.
Социально-педагогическая деятельность многообразна и включает в себя большое количество различных по содержанию и формам организации разновидностей индивидуального и коллективного взаимодействия людей, одной из которых выступает волонтерская деятельность. Изучая сущность волонтерской деятельности в структуре профессиональной деятельности социального педагога, нами рассмотрены различные подходы (М.В. Шакурова, М.А. Г алагузова, Н.И. Никитина; Л.Е. Никитина, С.В. Тетерский и др.) в её понимании. Сравнительно-сопоставительный анализ этих подходов позволяет рассматривать волонтерскую деятельность в двух плоскостях.
С одной стороны, волонтерская деятельность выступает как субъектная деятельность социального педагога - человека, отдающего часть своих сил, энергии, времени, знаний и умений для выполнения общественно-полезной деятельности [1]. С другой стороны, волонтерская деятельность является разновидностью профессиональной социально-педагогической деятельности и включает в себя такие процедуры как: проектирование, разработка и управление волонтерскими проектами; отбор, подготовка и обучение волонтеров; взаимодействие с организациями и общественностью, реализующих деятельность в области организации и управления волонтерским движением. Именно это позволяет нам определить волонтерскую деятельность как вид профессиональной социально-педагогической деятельности [5; 9].
В процессе подготовки будущих социальных педагогов волонтерская деятельность может выступать как один из путей совершенствования социально-педагогической (содержательной и технологической), воспитательной, культурнопросветительской, коррекционно-развивающей,
управленческой деятельности. Выполнение этих видов профессиональной деятельности требует не только теоретических знаний, но и реального применения их на деле. Эффективность подготовки будущих социальных педагогов к волонтерской деятельности, на наш взгляд, обеспечивается:
Во-первых, сочетанием вертикального и горизонтального расширения содержания подготовки будущих социальных педагогов. Вертикальное расширение содержания профессиональной подготовки предусматривает углубление содержания профессионального образования в рамках функционирующего учебного плана (действующего стандарта ВПО), дополнение учебного плана специальными курсами и другими видами деятельности студентов за счет регионального компонента стандарта ВПО. «Горизонтальное» расширение содержания профессиональной подготовки предполагает организацию вне-учебной воспитательной работы со студентами.
Во-вторых, включением студентов во внефор-мальные технологии [8] социального обучения, как специфические технологии подготовки к волонтерской деятельности.
В-третьих, использованием в подготовке будущих социальных педагогов технологий социального проектирования. Вслед за В.И. Курбатовым и О.В. Курбатовой [3] проектирование рассматривается нами как составная часть управления, которая позволяет обеспечить осуществление управляемости и регулируемости некоторого процесса. Проектирование означает определение версий или вариантов развития или изменения того или иного явления. Выявление вариантов развития или изменения объекта дает возможность выбирать тактику и стратегию взаимодействия с этим объектом, управления объектом, выработки технологии воздействия на него, выбора путей планомерного введения нововведе-
186
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2010, Том 16
© Богданова Е.В., 2010
ний. Осмысление указанных понятий, этапности их достижения и методов реализации и представляет собой суть проектирования.
В научной литературе [3; 9], посвященной методическим проблемам социального проектирования, особое внимание уделяется инструмен-талъной, содержательной части проектирования. Она представляет собой развертывающуюся навстречу целевому блоку предполагаемую систему действий, и состоит в выявлении необходимых для решения задач ресурсов (средств), определении методов достижения целей (которые конкретизируются в виде мероприятий и содержания деятельности), а также форм организации усилий субъектов, задействованных в процессе реализации проекта. Перечисленные выше требования к технологии социального проектирования способствуют накоплению, интеграции теоретических и практических знаний, умений, постоянному обогащению опыта творчества, формированию механизма самоорганизации, самоуправления, самокоррекции личности, развитию субъектной позиции в процессе профессиональной подготовки.
Вышеперечисленные обстоятельства позволили нам использовать технологии социального проектирования в подготовке будущих социальных педагогов к волонтерской деятельности, прежде всего, во время прохождения студентами педагогических практик. Так, например, социально-педагогическая практика, которая представлена как проектная практика, включающая в себя три этапа: во-первых, разработка, экспертиза и защита проекта, заканчивающаяся допуском проекта к реализации; во-вторых, практическая реализация проекта; в-третьих, обобщение, систематизации и анализ результатов реализации проекта и публичная презентация реализованного проекта. Среди наиболее успешных проектов стали: проект городского инновационного конкурса «Ученик года»; сетевой дистанционный проект «Лидер: формат 21» совместно с ОГУ «Дом молодежи»; проект «Волонтерский привал» совместно с ГМДОО «Созвездие Лидер», проект «Территория здоровья» совместно с НООО «АМКИР», проект «Социально-педагогическое сопровождение адаптации студентов первого курса» [6].
Результатов участия студентов в проектах можно выделить несколько. С одной стороны -это закрепление шефства над проектом и продолжение собственной субъектной волонтерской
деятельности в тех учреждениях и организациях, где они проходили внеформальное социальное обучение [8]. С другой стороны, выход студентов на самостоятельное руководство деятельностью детских и молодежных общественных объединений волонтерской направленности в качестве трудоустроенного специалиста (руководство детским «Корпусом волонтеров» ДОЦ «Лазурный»; городской отряд волонтеров ГДМОО «Созвездие лидер», волонтерский отряд «Молодежь за трезвость» реабилитационного центра «Вита»).
При реализации технологии социального проектирования в процессе подготовки будущих социальных педагогов к волонтерской деятельности нами была выделена позитивная динамика по двум основным направлениям: содержательному и презентационному.
Во-первых, произошло изменение выбора проблемы для проектирования. Если в начале подготовки студенты выбирали для проектирования широкие социальные проблемы, такие как «Поддержка одаренных детей», «Реабилитация детей-инвалидов» и подобные им, то затем проблемы проектов выбирались такие, которые можно было бы осуществить в институте, вузе, по месту жительства; во-вторых, изменилась целевая аудитория проектов, она стала более конкретной; в-третьих, изменился предмет проектирования. Так на начальном этапе участия в проектной деятельности у студентов доминировали предметы, призванные актуализировать у аудитории некую значимую проблему, привлечь к ней внимание, проинформировать о сути явления, при этом в качестве исполнителей проекта студенты рассматривали только себя, не предполагая привлечения других участников. В процессе освоения технологии социального проектирования многие студенты в качестве предмета проектирования выбрали организацию конкретных дел в детских домах, интернатах и других организациях, причем с привлечением волонтеров как из числа студентов других специальностей и институтов, так и представителей других возрастов.
Суть любого социального проекта заключается в предлагаемом авторами решении выбранной проблемы. Автор должен не только подробно описать предлагаемое им решение и разобраться во всем необходимом для его реализации, но и показать, что предложенное им в рамках проекта действие оптимальным образом разрешает существующую проблему. На начальном
этапе у многих студентов процесс определения оптимального решения выбранной социальной проблемы носил обратный характер: студенты сначала выбирали некое решение, а потом подбирали проблему, которою можно разрешить с его помощью. По мере освоения технологии ситуация существенно изменилась.
Важной практической характеристикой социального проекта является его финансовое обоснование: качество составления бюджета, его полнота и реалистичность, источник получения средств. Анализ студенческих проектов показывает, что на начальном этапе проектной деятельности все авторы не были готовы рассчитывать затраты на реализацию своих проектов и находить источники получения этих средств, основным источником бюджета студенты рассматривают финансовую помощь администрации вуза: «взять деньги в деканате». По мере освоения технологии проектирования, студенты стали понимать и осознавать возможность привлечения других источников пополнения ресурсов проекта.
Презентационный компонент социального проектирования связан с оформлением и внешней презентацией проекта. Для многих студентов на начальном этапе работы задача изложить свое видение проблемы и методов ее решения оказалась сложной. В целом ряде случаев авторам проектов не удавалось оформить проектную документацию, хотя многие из предлагаемых идей представляли большой интерес и практическую значимость. В процессе освоения технологии социального проектирования у будущих социальных педагогов сформировалось умение представить свой проект на грамотном профессиональном языке. Техника презентации проектов, публичной их защиты на итоговых конференциях и олимпиадах показала, что презентации проектов представляют грамотный и профессиональный рассказ о значимых проблемах и эффективных механизмах их решения, предложенных авторами.
Как показал анализ социальных проектов, разработанных студентами, именно технология социального проектирования позволяет будущим социальным педагогам получать необходимый опыт организации и управления волонтерской деятельностью. Перенос опыта социального проектирования из плоскости учебной деятельности в реальную социальную сферу позволяет студентам эффективнее достигать собственных целей, грамотнее анализировать собственные пробле-
мы и ресурсы, внимательнее изучать окружающую социальную ситуацию.
Другим важным моментом стала коллективная работа над проектами. Его значение определяется тем обстоятельством, что в повседневной жизни волонтерская деятельность возможна только в условиях работы в коллективе. В ходе групповой работы над социальными проектами студенты были поставлены перед необходимостью распределять роли, координировать свои действия друг с другом, подчиняться и подчинять себе других членов группы для эффективной работы и достижения поставленных в проекте целей. Студенческой проектной команде было необходимо принять целый ряд значимых групповых решений: выбор проблематики проекта, распределение внутригрупповых задач, необходимость согласования действий. Таким образом, на различных этапах работы над социальным проектом участникам рабочей группы приходилось вступать в специфические групповые взаимодействия, примеряя нас себя различные роли и сталкиваясь с необходимостью согласовывать свое поведения с восприятием группы, по возможности управлять деятельностью группы в том или ином аспекте.
Еще одним важным моментом подготовки студентов к волонтерской деятельности является включения в сферу их интересов и потенциальных возможностей большего числа субъектов социального мира. Изучение работы органов управления и власти различных уровней дает будущим социальным педагогам лучшее понимание принципов работы, разделения полномочий и сфер деятельности государственных и муниципальных органов власти разных уровней, что помогает им делать более осознанный профессиональный выбор.
Как показал анализ экспертных оценок и наши наблюдения в рамках подготовки будущих социальных педагогов к волонтерской деятельности с использованием технологий социального проектирования, значительно расширились представления студентов о действующих в Новосибирске государственных, общественных и волонтерских организациях; повысился уровень организаторских, проектировочных умений; возросли способности работать в команде, установлению партнерских отношений, как в группе, так и со специалистами учреждений. Главным, на наш взгляд, показателем готовности будущих социальных педагогов к волонтерской деятельности выступа-
188
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2010, Том 16
ет развитие проблемного мышления будущих социальных педагогов как следствия приобретения навыков проектной деятельности и рефлексии полученного опыта.
Библиографический список
1. Волонтер и общество. Волонтер и власть: Научно-практический сборник / Сост. С.В. Тетер-ский; под ред. Л.Е. Никитиной. - М.: Academia,
2000. - 160 с.
2. ГалагузоваЮ.Н., СорвачеваГ.В., Штино-ва Б.Н. Социальная педагогика: практика глазами преподавателей и студентов. - М., 2001. - 220 с.
3. Курбатов В., Курбатова О. Социальное проектирование. - Ростов-на-Дону: Феникс,
2001. - 412 с.
4. Методика и технологии работы социального педагога: Учеб. пособие / Под ред. М.А. Г ала-гузовой, Л.В. Мардахаева. - М., 2002. - 192 с.
5. Никитина Н.И., Глухова М.Ф. Методика и технология работы социального педагога. - М.: Владос, 2005. - 400 с.
6. Сборник социальных проектов VI межвузовской олимпиады «Проблемы молодежи XXI века как предмет междисциплинарных научных исследований». - Орел: Орловский гос. ун-т, 2009. - 202 с.
7. Тетерский С.В. Поддержка социальных инициатив детей и молодежи: опыт и эксперимент: Монография. - М.: Маска, 2003. - 176 с.
8. Черепанова Н.В. Добровольчество как возможность личностного роста человека // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Ч. 2. - Ставрополь: Сервисшкола, 2006. - С. 40-45.
9. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. - М.: Академия, 2004. - 272 с.