Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 16, №2(4), 2014
УДК 378
ФОРМИРОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ИСТОРИИ
© 2014 Ю.В.Мочалова, О.М.Буранок Поволжская государственная социально-гуманитарная академия Статья поступила в редакцию 04.08.2014
В статье рассматриваются методологические аспекты формирования исторических компетенций у будущих бакалавров истории на примере курса исторического краеведения.
Ключевые слова: исторические компетенции, бакалавры истории, самарское краеведение.
Педагогические технологии в настоящее время стремительно развиваются и обновляются, поэтому необходимо уметь ориентироваться в информационном потоке, что так важно для
всякого профессионала, но это актуально для будущего историка-преподавателя в силу специфики его профессиональной деятельности, которая заключается в том, что преподаватель должен не только сам качественно осуществлять педагогическую деятельность, но и научить своих студентов будущей профессии бакалавра истории.
Основой успешного формирования исторических компетенций является овладение информационной компетенцией как профессионально значимой. Преподаватель истории не только должен уметь ставить перед собой задачи, но и понимать, для чего нужен поиск и интерпретация информации. Он обязан владеть приемами поиска требуемой информации, а также уметь быстро оценить качество и достоверность найденного материала. Несмотря на то, что в Стандарте по истории есть дисциплина «Методика преподавания истории», будущий историк должен быть обучен применить в той или иной создавшейся ситуации оптимальный методический приём для использования необходимой информации в учебном процессе. Качество его работы напрямую зависит от знания главных стратегий поиска, отбора, анализа и интерпретации исторической информации.
И.А.Зимняя, И.Я.Лернер, В.В.Краевский, ЕС.Кузьмина, Л.В.Панфилова, Л.А.Петровская, НИ.Самойлова, А.П.Ситникова, М.Н.Скаткин, А.В.Хуторской, П.Г.Щедровиц-кий, а также их последователи глубоко и об-
Мочалова Юлия Владимировна, аспирант кафедры русской, зарубежной литературы и методики преподавания литературы. E-mail: miyulia@mail. ru Буранок Олег Михайлович, доктор филологических наук, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой русской, зарубежной литературы и методики преподавания литературы. E-mail: olegburanok@yandex. ru
стоятельно изучают проблемы компетентност-ного подхода в образовании: самые различные компетенции необходимы будущему историку - собственно исторические, информационная, культурологическая и т.д.
Многие считают, что компетентностный подход является сегодня центральным в системе образования, однако, несмотря на безусловную его значимость, он является одной из составляющих профессиональной подготовки вообще, в том числе исторической подготовки. Отмечая теоретическую разработанность данного вопроса, мы считаем, что проблема формирования и развития необходимых компетенций будущих бакалавров истории ещё недостаточно разработана и изучена.
Качественное улучшение профессиональной подготовки студентов, будущих бакалавров истории, безусловно, зависит от отечественного гуманитарного образования в целом: усиление интеллектуального потенциала отечественных профессионалов существенно влияет на развитие всех сфер деятельности в стране, в том числе и на подготовку профессиональных кадров в области истории.
Необходим высокий уровень инноваций, усиление интеграции гуманитарных знаний, увеличение вариативности и гибкости в организации исторического образования. Педагогические технологии занимают огромное место в этом процессе, что является приоритетным направлением в гуманитарно-педагогическом образовании России. Особое внимание к этой проблеме вызвано ожесточёнными спорами вокруг интерпретации истории и исторического образования в России.
Учитывая все вышесказанное, дальнейшее развитие истории и исторического образования невозможно без подготовки в вузе учителей истории, готовых самостоятельно, оперативно, творчески и методически грамотно решать поставленные задачи, эффективно организовывать процессы довузовского, вузовского и поствузовского исторического образования. Сис-
тема высшего профессионального образования сегодня находится под влиянием многих факторов, которые обусловливают необходимость применения новых педагогических подходов и образовательных технологий в профессиональной подготовке современного бакалавра истории. Компетентностный подход во многом определяет перспективу и ориентации открывающихся возможностей построения к системы подготовки студентов в гуманитарных вузах, в том числе, на исторических факультетах. Социальная, профессиональная и культурная мобильность в сфере профессиональной деятельности позволяет соответствовать требованиям, которые предъявляют государство и общество современному высшему образованию. Выпускники гуманитарных вузов, в том числе будущие историки, призваны решать вышеозначенные задачи, т.е. разрабатывать и реализовы-вать педагогические условия совершенствования подготовки к самостоятельной деятельности, включая развитие их профессиональной компетентности.
С.Я.Батышев, Э.Ф.Зеер, Г.М.Романцев, Е.В.Ткаченко и др. разрабатывают теорию компетентностно-деятельностного подхода. В.П.Беспалько, В.А.Гусев, Т.И.Шамова и др. изучают проблемы современных технологий в обучении. В.И.Байденко, А.Л.Бусыгина, Л.В.Панфилова, В.В.Сафонова, А.В.Хутор-ской, В.Д.Шадриков и др. модернизируют стратегии высшего образования. О.М.Буранок, Б.С.Гершунский, А.А.Деркач, Н.В.Кузьмина, А.К.Маркова, В.Н.Михелькевич и др. в своих исследованиях формируют профессиональную компетентность в конкретных областях педагогической подготовки. Всё вышесказанное и составляет методологическую основу нашего исследования.
История «малой родины», т.е. Самарского края1, даёт огромные возможности в формировании исторических компетенций при обучении будущих бакалавров истории. В вузовском историческом образовании был и есть курс «Краеведение», на основе которого мы и попытаемся проанализировать процесс формирования исторических компетенций у будущих бакалавров истории. Самара - Куйбышев -Самара обладает большим потенциалом в промышленности, культуре, образовании и т.п.2. Это действительно один из крупнейших центров
1 Об этом давно и обстоятельно писали и пишут самарские историки Л.В.Храмков, Н.П.Храмкова,
A.И.Репинецкий и др.
2 Гурьянов Е.Ф. Древние вехи Самары: очерки градостроительной истории. - Куйбышев: 1979. - 81 с.; Самарские судьбы. Биографическая энциклопедия / сост.
B.А.Добрусин, В.Н.Карасев. - Самара: 2010. - 288 с.
России, как в прошлом, так и в настоящем.
В курсе «Историческое краеведение» наряду со многими другими информационная компетенция является интегративным качеством личности историка-преподавателя, которая определяется как совокупность навыков и умений работы с огромными потоками информации по истории, культуре, образовании региона, готовность работать с архивными информационными ресурсами, умение применять полученную информацию как в своей профессиональной сфере деятельности, так и в повседневной жизни; в образовательном процессе (подготовка к семинарским занятиям, написание курсовых и дипломных работ), и непосредственно в производственной деятельности (прохождение педагогической практики, совмещение работы и учебы); а также наличие достаточного уровня владения профессиональными знаниями и таких личностных качеств, как грамотность, внимательность, нацеленность на результат, готовность к непрерывному самообразованию, позволяющих сделать процесс работы с вышеуказанной информацией более эффективным. Метод проектирования стал весьма действенным инструментарием в современной профессиональной педагогике.
«Историческое краеведение» позволяет в рамках дисциплины формировать у студентов профессиональные компетенции посредством создания педагогом специальной профессионально-ориентированной, обучающей среды. Профессиональные исторические компетенции формируются посредством педагогических технологий. Это процесс последовательного выполнения всех форм организации учебного процесса, способов деятельности, видов контроля, которые способствуют формированию у бакалавров-историков компетенций, обеспечивающих выполнение ими функциональных обязанностей в принятии решений. Организуя продуктивную деятельность бакалавров, мы используем следующие формы обучения: авторскую рабочую программу по дисциплине «Историческое краеведение» (УМКД); лекционные занятия (проблемная лекция; мултиме-диа-лекция; лекция-дискуссия); практические занятия (семинар; решение разноуровневых профессиональных исторических задач с использовании конспекта лекций и справочной литературы; решение на компьютере ряда профессиональных краеведческих задач; использование комплекса ИКТ в самостоятельной работе (выполнение индивидуального задания); на уровне текущего, обобщающего и итогового контроля.
Будущим историкам-преподавателям предлагаем и обосновываем такие формы обучения,
Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 16, №№2(4), 2014
которые повышают информационную компетенцию (совокупность навыков и умений работы с огромными потоками информации, готовность работать с историческими информационными ресурсами, умение применять полученную информацию как в своей профессиональной сфере деятельности, так и в повседневной жизни). Кроме того, мы используем в образовательном процессе традиционные виды занятий - семинары, курсовые и дипломные работы, прохождение педагогической практики. Результатом всех видов работы является выход бакалавров на достаточно высокий уровень мастерства и таких личностных качеств, как историческая грамотность, внимательность, нацеленность на результат, готовность к непрерывному самообразованию, позволяющих сделать процесс работы с исторической информацией более эффективным3.
Одной из самых актуальных проблем в историческом образовании сегодня является формирование компетенций. В частности, решение данной проблемы в ходе профессиональной подготовки будущих историков-преподавателей состоит в том, чтобы максимально развить у них навыки работы с исторической информацией. Исходя из профессиональных потребностей будущего историка-преподавателя становится возможным выделить в структуре информационной компетенции отдельные компоненты: мотивационный, когнитивный, деятельностный, эмоциональный, смысловой. Комплекс умений и навыков, необходимых для успешного функционирования развитой информационной компетенции, определяет содержание всех её компонентов.
Необходимо уточнить понятие «информационная компетенция историка-преподавателя» как совокупность навыков и умений работы с огромными потоками информации по истории, готовность работать с информационными ресурсами, умение применять полученную информацию, как в своей профессиональной сфере деятельности, так и в повседневной жизни. Профессиональная подготовка будущих историков-преподавателей требует соблюдения ряда условий: историческая дидактика, методика преподавания истории, интеграционные междисциплинарные связи, вспомогательные дисциплины и, безусловно, ИКТ (информационные компетенции у студентов данного направления подготовки). Дидактические условиям должны учитывать не только специфику процесса обучения будущих историков-
3 Роганина Е.А. Развитие информационной компетенции студентов в профессиональной подготовке будущего лингвиста-преподавателя: автореф. дис. ... канд пед.наук. - Самара: 2012. - 24 с.
преподавателей, но и специфику развития исторических компетенций. Так, развитие и информационной компетенции в исторической подготовке будущего историка-преподавателя требует в учебном процессе соотнесения с моделью будущего бакалавра истории. Эффективность реализации разработанной модели будущего бакалавра-историка, владеющего историческими компетенциями, зависит от грамотно спроектированной педагогической технологии в учебном процессе. В итоге, возможно, удовлетворить существующие требования к подготовке высококвалифицированного специалиста. Для определения уровня развития исторической компетенции будущих историков-преподавателей была использована разработанная система критериев и уровней.
Выбор средств обучения определяет ход развития исторической компетенции. Специально разработанный комплект учебных пособий, как показало опытное обучение, обеспечивает успешное развитие исторической компетенции будущих историков-преподавателей. Педагогические, психологические и методические основы обучения истории необходимы в структуре и содержании методических и учебных пособий. Формы и методы позволяют оптимизировать информационно-поисковую деятельность бакалавров и повысить уровень развития исторической, в частности, информационной компетенции студентов. Опросы и анкетирование, проведённые нами в ходе апробирования модели, позволяют сделать вывод о том, что достаточно грамотно организован формирующий эксперимент. Технология и совокупность условий, необходимых для развития исторической компетенции будущих историков-преподавателей, свидетельствуют об успешности педагогического эксперимента по формированию исторических компетенций.
HISTORICAL COMPETENCES DEVELOPMENT IN TEACHING FUTURE BACHELORS OF HISTORY
© 2014 Yu.V.Mochalova1, O.M.Buranok2"
Samara State Academy of Social Sciences and Humanities
This article dwells upon the methodological aspects of historical competences development in teaching future bachelors of history as exemplified in the course of Regional Studies Through History. Keywords: historical competence, Bachelor of History, Samara Regional Studies.
Julia Vladimirovna Mochalova, postgraduate student of Department of Russian and Foreign Literature and Literature Teaching Methodology. E-mail: miyulia@mail. ru Oleg Mikhailovich Buranok, Doctor of Philology, Doctor of Pedagogics, Professor, Head of Department of Russian and Foreign Literature and Literature Teaching Methodology. E-mail: olegburanok@yandex. ru