Научная статья на тему 'Зарубежная литература в исследованиях Вл. А. Лукова и Самарская научная филологическая школа'

Зарубежная литература в исследованиях Вл. А. Лукова и Самарская научная филологическая школа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
390
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И ВЗАИМОВЛИЯНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЛИТЕРАТУР / ТЕЗАУРУС / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЛ.А. ЛУКОВА / СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ / VL.A.LUKOV'S ACTIVITY / INTERACTION AND INTERFERENCE OF NATIONAL LITERATURES / THESAURUS / CONTENT OF EDUCATION / METHODOLOGICAL AND METHODICAL APPROACHES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Якадина Тамара Алексеевна, Вершинин Игорь Владимирович, Буранок Олег Михайлович

В данной статье рассматриваются научно-педагогическая деятельность Вл.А.Лукова и его связи с Самарской научной филологической школой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FOREIGN LITERATURE IN RESEARCHES OF VL.A.LUKOV AND SAMARA SCIENTIFIC PHILOLOGICAL SCHOOL

In the given article scientific and pedagogical activity of Vl.A.Lukov and his connections with Samara scientific philological school are considered.

Текст научной работы на тему «Зарубежная литература в исследованиях Вл. А. Лукова и Самарская научная филологическая школа»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

УДК 80

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА В ИССЛЕДОВАНИЯХ ВЛ.А.ЛУКОВА И САМАРСКАЯ НАУЧНАЯ ФИЛОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА

© 2014 Т.А.Якадина, И.В.Вершинин, О.М.Буранок

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия

Статья поступила в редакцию 07.04.2014

В данной статье рассматриваются научно-педагогическая деятельность Вл.А.Лукова и его связи с Самарской научной филологической школой.

Ключевые слова: взаимодействие и взаимовлияние национальных литератур, тезаурус, деятельность Вл.А. Лукова, содержание образования, методологические и методические подходы.

Пятого марта 2014 года российскую филологическую науку постигла тяжелая неожиданная утрата: ушел из жизни один из выдающихся ученых-филологов современности, заслуженный деятель науки РФ, крупнейший специалист в области истории всемирной литературы Владимир Андреевич Луков. Он пользовался непререкаемым авторитетом среди коллег-зарубежников благодаря своей широчайшей эрудиции, научной добросовестности, принципиальности и прекрасным человеческим качествам. Сфера научных интересов Вл.А.Лукова поражает своей широтой, а его труды1 - основательностью, концепту-альностью и при этом - четкостью научных позиций, культурой их изложения и корректностью в научной полемике.

Вл.А.Луков, выпускник МГПИ, был достойным представителем научной школы, у истоков которой стояли выдающиеся российские учёные-филологи Б.И.Пуришев, М.Е.Елизарова, А.Ф.Ло-

Якадина Тамара Алексеевна, кандидат педагогических наук, профессор кафедры русской, зарубежной литературы и методики преподавания литературы. E-mail: yakadina 1 @yandex. ru

Вершинин Игорь Владимирович, доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой романской филологии, президент ПГСГА. E-mail: rectorat@pgsga. ru Буранок Олег Михайлович, доктор филологических наук, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой русской, зарубежной литературы и методики преподавания литературы. E-mail: olegburanok@yandex. ru

1 См., например: Луков Вл.А. Эдмон Ростан: Монография. - Самара: 2003; Луков Вл.А. Европейская культура Нового времени: Тезаурусный анализ: Монография. -

М.: 2006; Луков Вл.А. Предромантизм: Монография. -М.: 2006; Луков Вл.А. Мериме: Монография. - М.: 2006; Луков Вл. А. Русская литература: Генезис диалога с европейской культурой. - М.: 2006; Луков Вл.А. Французский неоромантизм: Монография. - М.: 2009; Луков Вл.А. Академик Д.С.Лихачёв и его концепция теоретической истории литературы. - М.: 2011.

сев. В русле этой школы сформировались отечественные филологи, которые сами стали основателями научных школ, авторами книг и учебных пособий, на которых учились поколения филологов, вузовских и школьных преподавателей и педагогов. Это профессора А.А.Аникст, Н.П.Ми-хальская, А.Л.Штейн, Л.Е.Пинский, З.И.Кир-нозе, В.А.Пронин, В.Г.Решетов, Г.Н.Храповицкая, И.О.Шайтанов, Е.Н.Чернозёмова, В.П.Тры-ков, В.Н.Ганин, М.И.Никола и многие другие специалисты, работающие в настоящее время в различных вузах Российской Федерации.

По нашему глубокому убеждению, значимость деятельности МПГУ для отечественной науки и российского образования, просвещения и воспитания молодого поколения нашей страны несомненна и велика. Поэтому объявленные результаты недавних рейтинговых оценок педагогических вузов повергли нас в недоумение и заставили сомневаться в компетентности тех, кто их проводил.

Самарских филологов с Владимиром Андреевичем Луковым связывают десятилетия плодотворного научного сотрудничества и личных дружеских контактов. Эти контакты и взаимодействия имеют глубинные корни: они начались в далекие годы, когда в Самаре создавался первый губернский педагогический институт, а затем и университет, к организации которых были привлечены ученые лингвисты и литературоведы из Санкт-Петербурга и Москвы. В дальнейшем межвузовские и межкафедральные взаимосвязи развивались и крепли в системе ФПК, научно-методических стажировок, многочисленных конференций. «Форпостами» науки стали Пуришев-ские чтения, регулярно проводимые в МПГУ кафедрой всемирной литературы, руководимой Н.П.Ми-хальской2, а затем - Вл.А.Луковым,

2 Михальская Н.П. Россия и Англия: Проблемы имаго-логии. - М.; Самара: 2012.

М.И.Николой. География участников этих конференций простирается по всей России и странам СНГ. Самара стала центром Зонального объединения литературоведческих кафедр Поволжья, однако к деятельности объединения примкнули ученые их разных областей России и ближнего зарубежья, в том числе и столичные ученые-филологи3.

Программы по вузовским учебным курсам, разработанные специалистами литературоведческих кафедр МПГУ и МГУ были для нас ориентирами и нередко - руководством по организации учебно-воспитательного процесса.

Отметим особое значение серийных изданий учебных программ Московского государственного педагогического университета, головного вуза системы педагогического образования, успешно выполнявшего задачу учебно-методического сопровождения Государственных образовательных стандартов. Эталонным можно считать выпуск серийного издания учебных программ «История зарубежной литературы» 1999 года, подготовленный коллективом сотрудников кафедры всемирной литературы МПГУ, заведующим которой был в то время Владимир Андреевич Луков4. Он же был ответственным редактором этого выпуска и одним из авторов. Разработанная им программа по истории литературы Средних веков и эпохи Возрождения для специальности 021700 «Филология» - это программа-максимум, свидетельствующая о необыкновенной эрудиции автора и о том высоком уровне требований, предъявляемых к подготовке современного филолога и учителя-словесника. В ней предлагаются к изучению наиболее выдающиеся литературные памятники и

3 См., например, следующие сборники Зонального объединения литературоведов Поволжья: Классическое наследие и современность. - Куйбышев: 1986; Роль Поволжья в развитии отечественной литературы и фольклора. - Кострома: 1988; Проблема художественной типизации и читательского восприятия литературы. - Стер-литамак: 1990; Литература и язык в контексте культуры и общественной жизни. - Казань: 1992; Проблемы современного изучения русского и зарубежного историко-литературного процесса. - Самара: 1996; Актуальные проблемы изучения и преподавания русской литературы в вузе и школе. - Ярославль: 2004; Материалы ХХХ1 Зональной конференции литературоведов Поволжья. -Елабуга: 2008; Анализ и интерпретация художественного произведения. - Астрахань: 2010; XXXIII Зональная конф. литературоведов Поволжья. - Саратов: 2012.

4 См., например: Луков Вл.А. История зарубежной литературы: Античность, средние века, эпоха Возрождения. - М.: 1999; Луков Вл.А. История зарубежной литературы: XVII - XVIII вв.: в 2 ч. - М.: 2000; Луков Вл.А. История зарубежного театра: Программа курса, научная разработка разделов программы и методические материалы. - М.: 2002; Луков Вл.А. Основы теории литературы: Программа курса, научная разработка разделов программы и методические материалы. - М.: 2003.

явления национальных литератур народов ближнего, среднего и дальнего Востока. Опираясь на труды отечественных и зарубежных востоковедов и компаративистов В.М.Алексеева, М.П.Алексеева, Е.Э.Бертельса, В.И.Брагинского, И.С.Брагинского, А.Н.Веселовского, П.А.Гринцера, А.Дима, Д.Дюришина, В.М.Жирмунского, И.Ю.Крачковского, Д.С.Лихачева, Н.И. Конрада о единстве мирового литературного процесса и взаимодействии литератур Запада и Востока, о зонообразующих литературах средневекового Востока, профессор Вл.А.Луков предпринимает шаги к преодолению европоцентризма в преподавании зарубежной литературы в российских педагогических вузах и намечает тенденцию включения восточного компонента в содержание филологической подготовки студентов. Необходимость пополнения вузовских курсов зарубежной литературы произведениями восточных литератур, обусловленная тем, что в культуре России тесно переплетаются традиции, ценностные ориентации, образы жизни, менталитеты как Запада, так и Востока, и тем, что пока еще не было в достаточной мере разработано «восточное» направление в вузовской методике изучения и преподавания национальных литератур побудило кафедру зарубежной литературы Самарского педагогического университета включить в общекафедральную тематику проблемы научного обоснования методики изучения национальных литератур народов Востока во взаимосвязи с западноевропейской и русской литературами в системе основных историко-литературных курсов, курсов по выбору, дополнительных специализаций, во внеаудиторной просветительской работе, а также в системе повышения квалификации учителей-словесников (СИПКРО). Результаты исследований по указанным проблемам апробировались на ежегодных Международных научно-практических конференциях «Педагогический процесс как культурная деятельность» (Самара, 1997 - 2000), многочисленных Всероссийских и межвузовских конференциях, отражены в диссертациях, монографиях, программах курсов по выбору, в разработке цикла дисциплин специализации по зарубежной литературе. В 2006 году была успешно защищена аспиранткой кафедры И.Г.Волжанской диссертация «Изучение литературы Востока в педагогическом вузе» на материале мифологии и полуфольклорной средневековой восточной прозы под научным руководством профессора Т.А.Яка-диной. Диссертационное исследование И.Г.Волжанской, в особенности, разработанная ею учебно-методическая модель изучения литературных явлений и шедевров национальных литератур Востока получили многочисленные положительные отзывы видных ученых-методистов и преподавателей-практиков. Успехам в научно-мето-

дических исследованиях несомненно способствовали многолетние, прочные, многосторонние межвузовские, межкафедральные и творческие межличностные связи, формирующиеся во время непосредственного общения на конференциях и курсах повышения квалификации.

Отметим большую роль стажировок, ФПК и аспирантур при МПГУ и МГУ в повышении квалификации преподавателей зарубежной литературы провинциальных вузов. Здесь прошли научную и методическую подготовку старейшина самарских филологов-зарубежников, известный в отечественной и мировой науке гётевед профессор Е.И.Волгина5, заведующая первой и единственной в Самаре кафедрой зарубежной литературы Т.А.Якадина6, защитил докторскую диссертацию профессор А.С.Бакалов7, обучался в аспирантуре и защитил кандидатскую диссертацию под руководством Н.П.Михальской будущий ректор Самарского государственного педагогического университета ныне Президент Поволжской государственной социально-гуманитарной академии, депутат Самарской губернской думы, доктор филологических наук профессор И.В.Вершинин8. Годы его обучения в аспирантуре при кафедре всемирной литературы МПГУ совпали с годами обучения в той же аспирантуре Владимира Андреевича Лукова. Кафедра, руководимая Н.П. Ми-хальской, в те годы являла собой плодотворное объединение творческих сил маститых ученых, таких, как авторитетнейший литературовед-зарубежник, ученый с мировым именем незабываемый Борис Иванович Пуришев, и «блестящей плеяды» молодых, энергичных, подающих надежды (и впоследствии вполне их оправдавших!) аспирантов. В эту «блестящую плеяду», куда входили ныне известные ученые братья Владимир и Валерий Луковы, И.О.Шайтанов,

5 Волгина Е.И. Театральный роман Гёте // Гёте И.В. Театральное призвание Вильгельма Мейстера / Изд. подгот. Е.И.Волгина, Н.А.Жирмунская. - Л.: 1981. (Сер. «Литературные памятники»).

6 Якадина Т.А. Поликультурное образование и воспитание учителя-словесника средствами мировой художественной литературы. - М.; Самара: 2004.

7 Бакалов А. С. Немецкая послеромантическая лирика. -Самара: 1999; Бакалов А. С. Литература XIX века. Русско-немецкие контексты: Филологические очерки. - Самара: 2008.

8 Вершинин И.В. Предромантические тенденции в английской поэзии XVIII века и «поэтизация» культуры. -Самара: 2003; Вершинин И.В. Предромантические тенденции в английской поэзии XVIII века и «поэтизация» культуры: Дис. ... д-ра филол. наук. - Самара: 2003; Вершинин И.В., Луков Вл.А. Предромантизм в Англии. - Самара: 2002; Вершинин И.В., Луков Вл.А. Европейская культура XVIII века. - Самара: 2002; Вершинин И.В., Луков Вл.А. Предромантизм и романтизм. - Самара: 2006.

М.Б.Ладыгин, М.И.Никола, успешно «вписался» наш самарец И.В.Вершинин.

Кафедра зарубежной литературы при самарском государственном педагогическом университете просуществовала десять лет (1993 - 2003), а затем в связи с сокращением национального отделения филологического факультета и набора на госбюджетные места была объединена с двумя другими литературоведческими кафедрами (с момента объединения кафедрой заведует профессор О.М.Буранок). В указанное десятилетие повысился статус учебных курсов по зарубежной литературе в содержании филологического образования будущих учителей-словесников, были введены курсовые и дипломные работы по зарубежной литературе, открыта аспирантура. В этих условиях актуализировались научные и профессиональные связи с другими вузами страны, особенно с кафедрами столичных вузов и вузов Поволжья. Приглашались для чтения публичных лекций и спецкурсов самые известные специалисты в области отдельных национальных литератур народов Западной Европы. Так, профессор Инна Константиновна Полуяхтова из Нижегородского государственного университета, замечательный лектор, с большим успехом прочитала цикл лекций по истории итальянской литературы для студентов филологического факультета. Из Санкт-Петербурга нередко приезжали и проводили свои мастер-классы, лекции и собеседования такие светила отечественной науки, как Борис Федорович Егоров и Владимир Георгиевич Ма-ранцман.

Владимир Андреевич Луков при всей своей занятости тоже находил время принимать активное участие в работе Зонального объединения литературоведов Поволжья и по приглашению ректората СамГПИ читать спецкурсы, проводить консультации с аспирантами нашего вуза. Он поражал коллег и аспирантов своей эрудицией в лекциях по культуре научного труда, по истории европейской драматургии, а также - обзорами развития современного литературного процесса и новейших достижений в литературоведении. Он проявлял живой интерес к работам коллег и уделял время любому, кто обращался к нему за советом, будь то маститый ученый, аспирант или студент, готовящий первый свой доклад в русле НИРС. Он «благословил» наш замысел возродить традиции русского «ученого перевода» и привлечь ученых разных регионов России, не являющихся профессиональными переводчиками, к преодолению «белых пятен» в истории зарубежных литератур. Одобрил он и жанр публикаций, предложенный нами, - «сборник-хрестоматия», где сочетаются научная статья-преамбула, перевод художественного текста и комментарии к нему.

На приглашение принять участие в подобном издании откликнулись многие ученые и аспиранты. Среди них - заведующий кафедрой зарубежной литературы Российского государственного педагогического университета в Санкт-Петербурге, доктор филологических наук, профессор, крупный специалист в области истории зарубежной литературы и литературной критики Г.В.Стадников, председатель Всероссийского гё-тевского общества, один из ведущих российских литературоведов-зарубежников С.В.Тураев (Москва), известные ученые-литературоведы, доктора филологических наук, профессора И.В.Киреева, И.К.Полуяхтова, Т.А.Шарыпина и их аспиранты, их земляк-нижегородец, блестящий переводчик немецкой поэзии доцент А.Л.Ященко, профессор Г.Г.Ишимбаева (Уфа), доценты П.И.Иванов (Псков), И.И.Девицкий (Джамбул), М.Ишибаши (Япония). Первая книга «Новое старое и новое о старом. Переводы, статьи, комментарии» вышла из печати в 1996 году, вторая -в 2002 году9. Издание было посвящено памяти Елены Ивановны Волгиной, скончавшейся 1 марта 2001 года. Владимир Андреевич Луков высоко ценил ее труды. В своей статье «Молодой Гете и культ Шекспира» он отметил, что Е.И.Волгина сыграла большую роль в становлении отечественной литературоведческой концепции творчества Иоганна Вольфганга Гете. Особенно значительным он считает ее вклад в изучение балладного творчества великого немецкого поэта.

Вл.А.Луков активно сотрудничал с Ученым советом по защите кандидатских и докторских диссертаций при Самарском педагогическом университете, позднее - при ПГСГА в качестве члена совета, научного руководителя, оппонента и рецензента, печатал в нашем вузе монографии, учебные пособия, статьи. Его замечания и рекомендации всегда носили конструктивный, принципиальный характер.

Владимир Андреевич высоко оценил учебное пособие Т.А.Якадиной «Поликультурное образование и воспитание учителя-словесника средствами мировой художественной литературы»10 и горячо поддержал эту новую кафедральную тему. Поддержал он и идею введения специализации по зарубежной литературе и разработки к ней цикла программ. Он даже согласился на участие в разработке программы по изучению драматургических жанров европейских литератур и в ее вне-

9 Новое о старом и новом. Зарубежная литература нового времени. Переводы. Статьи. Комментарии: Хрестоматия для студентов филол. фак. пед. ин-тов и ун-тов. -Самара: 2002.

10 Якадина Т.А. Поликультурное образование и воспитание учителя-словесника средствами мировой художественной литературы. - М.; Самара: 2004.

дрении в вузовскую практику. Программа была разработана и одобрена, но, к сожалению, Владимир Андреевич по состоянию здоровья уже не мог регулярно выезжать в командировки, а специалистов, подобных ему и способных на должном уровне осуществить внедрение этой программы, у нас не нашлось. Тем не менее, цикл программ был разработан, получил высокую оценку рецензента, каковым был Вл.А.Луков, одобрен методическим советом МПГУ, и успешно внедрен в практику. Особенное внимание Владимир Андреевич уделил блокам «Шедевры литератур Востока», «Мировой литературный процесс и русско-зарубежные литературные связи» и «Зарубежная литература в системе школьного образования».

С введением двухуровневой системы высшего образования возник серьезный дисбаланс между объемом важнейшего содержания программ курсов по истории отечественной и зарубежной литератур и количеством учебного времени, отводимого на их изучение. Многие вузовские преподаватели были в растерянности: как без должного фундамента знаний сформировать общекультурные и профессиональные компетенции у будущих учителей? УМКД, разработанные для бакалавриата, не могут гарантировать научную и методически состоятельную подготовку учителя-словесника, каковая осуществлялась традиционным специалитетом, апробированным многолетним опытом. В создавшихся условиях большим подспорьем в деле отбора содержания для учебных курсов по истории зарубежной литературы стал учебник Вл.А.Лукова «История литературы: Зарубежная литература от истоков до наших дней»11, выдержавший уже несколько переизданий, что свидетельствует о его востребованности. Не умаляя достоинств других учебников, учебных пособий, отметим, что именно этот учебник помогает студентам систематизировать знания и получить целостные представления о мировом литературном процессе.

Владимир Андреевич, работая более 10 лет профессором-совместителем на нашей кафедре, активно участвовал в Зональном объединении литературоведов Поволжья: выступал с докладами, печатал статьи в наших сборниках.

В рамках методологического семинара при кафедре русской и зарубежной литературы профессор Вл.А.Луков более десяти лет тому назад познакомил самарских литературоведов с новым научным направлением в литературоведении и культурологи - тезаурусным анализом. Идеи, разрабатывавшиеся тогда Вл.А.Луковым и Вал.А.Луковым, были нами подхвачены в статьях, учебниках, монографиях и диссертациях. Многие из нас печатались в журнале «Знание. Понимание. Умение», который редактировали

профессора Луковы. Профессор О.М.Буранок защитил филологическую докторскую диссертацию (2013), в которой дал тезаурусный анализ литературного творчества Феофана Прокоповича в контексте его русско-зарубежных связей12. Одним из оппонентов по данной работе был заслуженный деятель науки РФ, доктор филологических наук, профессор Владимир Андреевич Луков13.

Вл.А.Луков ушел из жизни в расцвете своих творческих сил. Из его последних научно-педагогических свершений следует отметить грандиозный проект, объединивший творческие силы многих известных ученых России. Это «Мир Шекспира», где представлены достижения мировой шекспирологии, это публикации, посвященные таким культурным феноменам, как шекспи-ризация и культ Шекспира в европейской культурной традиции14.

В памяти самарских коллег, аспирантов и студентов будет жить светлая память о Вл.А.Лукове, как о большом, настоящем ученом, обладавшем энциклопедическими знаниями, педагогическим талантом, одарившим нас нестандартными плодо-

творными идеями. А также - о светлом, теплом, доброжелательном и вместе с тем - строгом, принципиальном, глубоко порядочном, духовно богатом человеке.

11 Луков Вл.А. История литературы: Зарубежная литература от истоков до наших дней: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. - М.: 2003.

12Буранок О.М. Творчество Феофана Прокоповича и русско-зарубежные литературные связи первой половины XVIII века: Автореф. дис. ... докт. филол. наук. - Самара: 2013; Буранок О.М. Феофан Прокопович и историко-литературный процесс первой половины XVIII века: Монография. - М.: 2014.

13Луков Вл.А. Предклассицизм Феофана Прокоповича в международном литературном контексте: Тезаурусный анализ О.М.Буранка // Проблемы изучения русской литературы XVIII века; вып. 16. СПб.; Самара: 2013. С. 3 - 8.

14Захаров Н.В., Луков Вл.А. «Мир Шекспира: Электронная энциклопедия» в сети Интернет // Знание. Понимание. Умение. - 2008. - № 4. - С. 54 - 57; Луков Вл.А. Культ Шекспира и шекспиризация в европейском предро-мантизме // Проблемы изучения русской литературы XVIII века; вып. 15. - СПб.; Самара: 2011. С. 20 - 39.

THE FOREIGN LITERATURE IN RESEARCHES OF VL.A.LUKOV AND SAMARA SCIENTIFIC PHILOLOGICAL SCHOOL

© 2014 T.A.Jakadina, I.V.Vershinin, O.M.Buranok"

Samara State Academy of Social Sciences and Humanities

In the given article scientific and pedagogical activity of Vl.A.Lukov and his connections with Samara scientific philological school are considered.

Key words: interaction and interference of national literatures, thesaurus, Vl.A.Lukov's activity, content of education, methodological and methodical approaches.

° Tamara Alekseevna Jakadina, Candidate of pedagogical sciences, Professor of Department of Russian, foreign literature and literature teaching methodology. E-mail: yakadina 1 @yandex. ru Igor Vladimirovich Vershinin, Doctor of philology, Professor, Head of Department of Roman philology, President. E-mail: rectorat@pgsga. ru

Oleg Mihajlovich Buranok, Doctor of philology, Doctor of pedagogical sciences, Professor, Head of department of Russian, foreign literature and literature teaching methodology. E-mail: olegburanok@yandex. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.