ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 37
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОЙ ИНФОРМАТИЗАЦИИ
И.Ш. Мухаметзянов
Аннотация. Современный период развития информатизации образования характеризуется выходом процесса обучения за пределы самого учебного заведения, активной интеграции в обучение распределенных ресурсов и переноса образовательной деятельности в глобальное информационное пространство. Вместе с тем образовательная деятельность пользователей вне учебного заведения в настоящее время не контролируется органами образования, что обуславливает необходимость не только формирования у пользователей культуры использования современных информационных и коммуникационных технологий вне учебного заведения, но и формирования системы здоровьесберегающей информационной образовательной среды пользователя с учетом его личностных особенностей и потребностей. В рамках представляемой нами работы предложены медицинские и санитарно-гигиенические основания формирования такой среды пользователя вне учебного заведения.
Ключевые слова: информатизация образования, информационная образовательная среда,
здоровьесбережение, требования к информационной образовательной среде.
MODELING HEALTH CARE INFORMATION AND EDUCATION ENVIRONMENT IN TERMS OF GLOBAL INFORMATIZATION
I. Mukhametzyanov
Abstract.The present period of development of informatization of education is characterized by the possibility to carry out training outside the walls of educational establishment, by active integration of resources into the education andtransfer of education into the global information space. But the training outside the walls of educational establishment isn’t controlled by the education agencies. It determines the necessity of modeling of the culture of usage of modern information and communication technologies by users outside the walls of education establishment as well as modeling of the system of health care information and education environment of users taking into account his personal characteristics and needs. Medical, sanitary and hygienic reasons of modeling of user’s environment outside the walls of educational environment are suggested within the piece of work submitted by us.
Keywords: informatization of education, information information and education environment.
«Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы» подразумевает, что в России должны приниматься меры, направленные на формирование у семьи и детей потребности в здоровом образе жизни, всеобщую раннюю профилактику заболеваемости, внедрение здоровьесберегающих технологий во все сферы жизни ребенка, предоставление
квалифицированной медицинской помощи в любых ситуациях. Закон «Об образовании» (ст.
32, п. 19) прямо говорит о том, что образовательное учреждение отвечает за «создание в образовательном учреждении необходимых условий для работы подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления
and education environment, health care, requirements to
здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения». Вместе с тем все указанное нормирование регулируется исключительно в рамках образовательной деятельности, проводимой в рамках учебного заведения.
Информационная образовательная среда (ИОС) - совокупность условий, обеспечивающих осуществление деятельности пользователя с информационным ресурсом (в том числе распределённым информационным ресурсом), с помощью интерактивных средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) и взаимодействующих с ним как с субъектом информационного общения и личностью. Информационная образовательная среда включает: множество информационных объектов и связей между ними; средства и
239
технологии сбора, накопления, передачи (транслирования), обработки, продуцирования и распространения информации, собственно знания, средства воспроизведения
аудиовизуальной информации; организационные и юридические структуры, поддерживающие информационные процессы [5, 6].
Медицинские и санитарно-гигиенические основания формирования информационной образовательной среды как основы формирования безопасной для пользователя информационных и коммуникационных технологий безопасной и личностноориентированной образовательной среды связаны с фундаментальными исследованиями целого ряда научных областей, таких как педагогика, психология, медицина и прочие. Многие авторы констатируют, что быстрота изменений, происходящих в системе образования, связанных с использованием ИКТ, обуславливает ситуацию, когда ИОС становится технологической и дидактической основой современного образования.
Интеграция образовательной среды учебного заведения и современных ИКТ изменяют традиционную среду образования за счет привлечения технических средств и технологий со слабоизученным или неизученным влиянием на здоровье пользователя. Необходимо говорить уже не столько о прямом негативном влиянии ИОС на здоровье пользователя, сколько об отсроченном на годы и десятилетия. Таких наблюдений, пролонгированных на десятилетия и проводимых в соответствии с правилами достоверности, в настоящее время просто нет. Современные ИКТ, в частности мобильный интернет, активно интегрирует в образовательную среду и место пребывания обучаемого, какое-либо нормирование в этих сегментах образовательной среды на сегодня не представляется возможным, а ее безопасность, в большей степени, зависит от сформированной у обучаемого культуры использования ИКТ. Кроме того, информационные технологии снимают существовавшие ранее ограничения по обучению лиц с особыми образовательными потребностями. А это требует адаптации пространства, как под показатели здоровья обучаемых (для слабовидящих, слабослышащих и т.д.), так и под используемые вне учебного заведения технические средства обучения. Все вышеизложенное в сочетании со значительной интенсификацией обучения, не имеющей аналогий в нашей истории, неизбежно сказывается на уровне здоровья выпускников учебных заведений и в конечной степени на качестве трудовых ресурсов страны [1, 3].
В рамках нашего исследования нами определены основания формирования
информационной образовательной среды с позиций здоровьесбережения обучающихся.
1) Требования к техническому и
аппаратному обеспечению информационной
образовательной среды. Компоненты информационной образовательной среды имеют модульную структуру, позволяющую
интегрировать в нее элементы расширения и развития. Используемые в рамках среды технические средства должны иметь максимально совместимые показатели (вид
технического средства, способы коммуникации, операционные системы, цветность и яркость отображающих устройств и т.д.) с состоянием здоровья обучаемого или иметь специальные адаптационные компоненты. Технические средства, используемые для обучения и вне образовательного учреждения должны иметь как предустановленные коммуникационные
ограничители (Интернет- фильтры), так и ограничителей по времени непрерывного использования (с соответствии с рекомендациями СанПиН 2.2.2/2.4.1340 - 03 и СанПиН 2.4.2.2821-10). Используемые в рамках электронного и дистанционного обучения технологии должны быть легко адаптированы к условиям обучения вне учебного заведения и в соответствии с показателями индивидуального здоровья обучаемых (для слабовидящих, слабослышащих и т.д.), адаптироваться под используемые в домашнем обучении технические средства, иметь возможность обратной связи.
2) Требования к качеству образовательных ресурсов, используемых в информационной образовательной среде. Использование в образовательном процессе электронных интерактивных образовательных ресурсов предъявляет высокие требования к разработчикам ресурсов в части их содержания и влияния, в том числе физиологического, на здоровье обучаемых. В соответствии с СанПиНом 2.4.7.1166-02 «Гигиенические требования к изданиям учебным для общего и начального профессионального образования» нормирование в этой части направлено на профилактику заболеваний органов зрения, опорно-двигательного аппарата, сердечнососудистой системы организма обучаемых. Соотнося бумажные и электронные носители информации необходимо отметить, что если первые нормируются в части размещения и представления информации ГОСТ 7.0.3-2006, СанПиН 2.4.7.1166-02 и некоторыми другими, то нормирование в части формирования
240
электронной информации представлено в ГОСТ 7.83-2001 Электронные издания. Основные виды и выходные сведения.
3) Требования к надежности
функционирования информационной
образовательной среды. Информационнообразовательная среда должна учитывать влияние на образовательный процесс "человеческого фактора", способного влиять на качество, своевременность и непрерывность образовательного процесса.
С учетом того, что компонентами ИОС являются не только регламентируемые и регулируемые компоненты, то необходимо, чтобы содержательная и методическая составляющие среды были
взаимодополняющими [4]. Непрерывность и качество образовательного процесса, построенные на основе работы в ИОС, обеспечиваются за счет стандартизированных средств обучения, стандартизации условий обучения, использования систем фильтрации информационного контента, эргономичной
организации рабочего места обучающегося, режима труда и отдыха. Надежность технических средств, программного обеспечения и образовательных ресурсов, их соответствие СанПиН должны обеспечивать в совокупности достижение образовательных целей.
4) Требования к защите информации от
несанкционированного использования. Защита информации и персональных данных в рамках информационной образовательной среды
является исключительно важным элементом образовательного процесса. Содержание
информации должно быть защищено от несанкционированного изменения или дополнения, в том числе за счет контента, оказывающего негативное влияние на физическое и психическое состояние
пользователя. Это особо актуально в рамках межсетевого взаимодействия. Информационная образовательная среда должна исключать возможность несанкционированного доступа; регламентировать доступ к персональным данным обучаемого и содержанию образовательного ресурса, регламентировать действия по просмотру или изменению данных и информационно-управляющих функций.
В настоящее время к основным факторам, оказывающим негативное влияние на состояние здоровья обучаемых в части медицинского обеспечения образовательного процесса, можно отнести:
- нарушение требований санитарнопротивоэпидемических норм и правил, которое приводит к нерациональной организации
режима жизнедеятельности образовательного учреждения в части учебной перегрузки и переутомления; использования
стандартизированной мебели для разных возрастных групп обучаемых; нарушения санитарного режима (освещение, температурный режим, проветривания, размещение обучаемых с учётом остроты зрения и т.д.); нарушение правил использования в образовательном процессе современных технических средств (по типу, правилам применения и режиму труда и отдыха); недостаточное сочетание умственного и физического труда и высокие статические нагрузки; сочетание основного и дополнительного образования без учёта
единовременной нагрузки на обучающегося и др.
Вне учебного заведения нагрузки на обучающегося (образовательные, зрительные, физические и т.д.) не контролируются и не учитываются. Это приводит к формированию психической перегрузки на фоне физической гиподинамии, что приводит к развитию группы заболеваний, характерных для современного
общества: вегето-сосудистая дистония,
артериальная гипертензия, ожирение, нарушения опорно-двигательного аппарата (сколиоз и т.д.), нарушений зрения и т.д.;
- нарушение требований в части
организации образовательного процесса, что обуславливает ведение образовательной деятельности в ситуации хронического стресса, обусловленного как высокой ответственностью принимаемых учащимся решений, так и существующей неадекватная оценка обучающим или родителем обучаемого ситуации обучения; несоответствие результатов обучения
требованиям, предъявляемым к учебному заведению; нарушение предполагаемой родителями траектории и скорости обучения, обусловленной как особенностями самого образовательного заведения, так и обучаемого; нарушение естественного ритма жизни и организация режима труда и отдыха исходя из рекомендованных средних показателей;
- эмоциональная перегрузка обучаемых в условиях высокой внутренней и внешней конкуренции, открытости образовательного процесса для родителей обучаемого (электронные дневники т.д.), росте значимости для обучаемых социальных сетей, наличия признания не в рамках прямой межличностной коммуникации, а сетевой коммуникации и сетевого сообщества;
- неэффективная система пропаганды здорового образа жизни, использующая устаревшие материалы и реализуемая без учета
241
потребностей целевой аудитории. Не используются социальные сети, существующие реальные и виртуальные авторитеты, неэффективна коммуникация в части организации и ведения образовательной деятельности по месту проживания обучающегося и с его родителями.
Применительно к начальному периоду компьютеризации образования основные мероприятия по сохранению и развитию здоровья обучаемых регулировались СанПиН в части организации рабочего места и способов представления информации. На современном этапе информатизации образования, эти мероприятия должны быть дополнены не столько за счет регулирования представления цифровой информации, сколько за счет регулирования способов ее сбора, обработки, хранения и представления учащимися. Это обусловлено тем, что изменился традиционный диалог «учитель-ученик», а появилось средство обучения (ИОС), изменяемое обеими сторонами в процессе коммуникации, располагающееся как внутри, так и вне образовательного учреждения, в Интернете, и неконтролируемое в рамках существующего нормирования для
образовательных организаций.
Фактически сам процесс обучения выходит за рамки образовательной организации, что требует не столько законодательного регулирования формирования рабочего места обучающегося вне учебного заведения и способов представления информации в образовательных ресурсах, сколько ведения активной пропаганды у
обучающихсяздоровьесберегающих навыков организации и ведения образовательного процесса. С учетом того, что основными социализирующими факторами в настоящее время являются элементы виртуального пространства, навыки безопасного их использования, несомненно, значимы для обучающихся.
В настоящее время вопросы санитарногигиенического обеспечения условий образовательной деятельности с использованием ИОС вне учебного заведения возлагаются на родителей, зачастую не имеющих в данной области достаточного и обновляемого объема знаний. Кроме того, вне учебного заведения элементы образовательной среды (программное обеспечение, компьютерные игры, развивающие и информационные программы) отбираются неспециалистами (родителями и самими обучающимися) в зависимости от эмоциональных, а не от образовательных критериев. Неоднородный уровень технических
средств по месту проживания обучающихся также затрудняет использование
стандартизированных цифровых
образовательных ресурсов.
Кроме того, необходимо учитывать и то, что существующие электронные издания учебного назначения ориентированы,как правило, на классно-урочную систему и слабо применимы в домашних условиях, когда отсутствует один из основных элементов обучения - преподаватель (учитель), а существующие методические рекомендации по использованию электронных изданий ориентированы на учителя, а не на обучаемого, что не позволяет эффективно использовать их вне учебного заведения и приводит к отсутствию контроля за обучением, снижает его эффективность [2].
Наиболее эффективным вариантом в этих условиях представляется переход к формированию комплексной личностноориентированной образовательной среды конкретного обучаемого (учебное заведение -место проживания - место пребывания), включающей в себя элементы образовательного учреждения и места пребывания учащегося. В этом случае возникает необходимость в стандартизации технических средств и образовательных ресурсов, возможность доступа к ним в режиме реального времени в рамках единой личностно-ориентированной
образовательной среды как компоненты глобального информационного пространства.
Исходя из вышеизложенного, можно говорить о том, что представленные медицинские и санитарно-гигиенические требования к информационной образовательной среде с позиций здоровьесбережения обучающихся представляют собой комплекс категорий, описывающих основные условия создания ИОС в рамках образовательной организации и вне ее. Достаточно условно в рамках рассматриваемой темы можно выделить организационные, методические,
управленческие, культурологические
компоненты медицинских и санитарногигиенических основания, определяющие условия формирования модели информационной образовательной среды. Организационные включают в себя: формирование
дифференцированной образовательной среды с учетом возраста и уровня здоровья обучаемого; использование сертифицированной
компьютерной техники и электронных образовательных ресурсов; расположение рабочего места и его компонентов в соответствии с санитарными нормами вне зависимости от места нахождения учащегося;
242
соблюдение режима труда и отдыха. К методическим можно отнести: наличие
индивидуального (с учетом параметров медицинского и психического здоровья) порядка использования средств информационно-
коммуникационных технологий; инструктаж и обучение учащихся и родителей правилам безопасного применения средств
информационных и коммуникационных
технологий вне образовательного учреждения; наличие методики оценки эффективности использования информационных и
коммуникационных технологий в личностноориентированном обучении. Управленческие условиям включают: наличие программ
подготовки родителей обучаемых в части безопасного применения средств
информационных и коммуникационных
технологий в образовании с учетом особенностей здоровья, учащихся и образовательной деятельности в личностноориентированной среде. К культурологическим необходимо отнести, в первую очередь, формирование информационной культуры обучаемого и его родителей в части оценки влияния личностно-ориентированной
образовательной среды на процессы
социализации обучаемых, формирование информационной и здоровьсберегающей
Литература:
1. Здоровье детей России как фактор национальной безопасности. Федеральное государственное бюджетное учреждение «Научный центр здоровья детей» Министерства здравоохранения Российской Федерации // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.nczd.ru/art12.htm
2. Мухаметзянов И.Ш., Храпаль Л.Р. Требования к педагогической продукции, реализованной на базе ИКТ (гигиенический аспект) // IV Международного научно-методический симпозиум «Электронные ресурсы в непрерывном образовании» («ЭРНО-2015»). 27-30 сентября 2015 г. Анапа, 2015. - 254.- С. 65-70.
3. Охрана здоровья граждан как важнейший приоритет политики государства. Доклад Председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению В.А. Петренко [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://federalbook.rU/files/FSZ/soderghanie/Tom0/>2010/I/ z10-petrenko.pdf
4. Роберт И.В., Прозорова Ю.А., Касторнова В.А. Основные понятия Единого информационного образовательного пространства / Ученые записки ИИО РАО. - Вып. 6. - М.: ИИО РАО, 2002. - С. 3-13.
5. Храпаль Л.Р., Шарифзянова К.Ш. Научнометодическое обеспечение проектирования индивидуальной образовательной траектории повышения квалификации педагогов в условиях
культуры [7-12].
При формировании информационной образовательной среды и обучения в ее рамках (с учетом интеграции в глобальное информационное пространство) необходимо взаимодействиеобразовательных организаций, родителей и обучающегося. Единые целевые ориентиры, реализуемые в рамках такой интеграции, должны быть нацелены на планируемые результаты освоения
образовательной программы. Обеспечительным условием эффективности формирования информационной образовательной среды пользователяв условиях глобального
информационного пространства будет широкая популяризация среди преподавателей,
родителей, иных социальных партнеровидеи безопасной здоровьесберегающей
образовательной среды обучающегося, интеграция данной среды в общую территориальную образовательную среду муниципального образования; формирование и поддержка распределенных интерактивных образовательных ресурсов; широкое внедрение информационно-коммуникационных технологий в части поддержания мотивации и обеспечения условия реализации образовательной
деятельности вне учебного заведения.
информационной образовательной среды // Казанский педагогический журнал. - 2015. - № 5. - С. 26-30.
6. Храпаль Л.Р., Шарифзянова К. Ш.,
Мухаметзянова Ф.Ш. Организационно-
педагогические условия создания информационнокоммуникационной образовательной среды в системе высшего профессионального образования / Л.Р. Храпаль, К.Ш. Шарифзянова, Ф.Ш. Мухаметзянова // Казанский педагогический журнал. - 2013. - №4. -С.21-27.
7. Храпаль Л.Р. Культурная глобализация и экологическое образование современного педагогического сообщества / Л.Р. Храпаль, Т.З. Мухутдинова // Вестник Казан.технол. ун-та. - 2012. -Т. 15. - № 3. - С. 200-204.
8. Храпаль Л.Р. Концептуальная модель социокультурной модернизации системы высшего профессионального экологического образования в структуре регионального образовательного кластера / Л.Р. Храпаль, Т.З. Мухутдинова // Вестник Казан.технол. ун-та. - 2011. - №4. - С. 257-265.
9. Храпаль Л.Р. Модернизация экологического
образования в вузе в контексте российской социокультурной динамики: диссертация на
соискание ученой степени доктора педагогических наук / Уральский государственный педагогический университет. Казань, 2011.
10. Храпаль Л.Р. Модернизация экологического
образования в вузе в контексте российской социокультурной динамики: автореферат
диссертации на соискание ученой степени доктора
243
педагогических наук / Уральский государственный педагогический университет. - Екатеринбург, 2011.
11. Храпаль Л.Р. Социокультурные и этноландшафтные условия развития региона и их влияние на экологическую культуру населения // Вестник Московского университета МВД России. -2009. - № 6. - С. 49-53.
12. Храпаль Л.Р. Модернизация
профессиональной деятельности преподавателя экологических дисциплин в контексте формирования его социокультурной компетентности // Вестник Тамбовского Университета. - 2009. - №11. - С. 244251.
References:
1. Zdorov'e detej Rossii kak faktor nacional'noj bezopasnosti. Federal'noe gosudarstvennoe bjudzhetnoe uchrezhdenie «Nauchnyj centr zdorovja detej» Ministerstva zdravoohranenija Rossijskoj Federacii // [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.nczd.ru/art12.htm
2. Muhametzjanov I.Sh., Hrapal' L.R. Trebovanija
k pedagogicheskoj produkcii, realizovannoj na baze IKT (gigienicheskij aspekt) // IV Mezhdunarodnogo nauchno-metodicheskij simpozium «Jelektronnye resursy v nepreryvnom obrazovanii» («JeRNO-2015»). 27-30
sentjabrja 2015 g. Anapa, 2015. - 254.- S. 65-70.
3. Ohrana zdorovja grazhdan kak vazhnejshij
prioritet politiki gosudarstva. Doklad Predsedatelja Komiteta Soveta Federacii po social'noj politike i zdravoohraneniju V.A. Petrenko [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa:
http://federalbook.ru/files/FSZ/soderghanie/Tom%2010/I/ z10-petrenko.pdf
4. Robert I.V., Prozorova Ju.A., Kastornova V.A. Osnovnye ponjatija Edinogo informacionnogo obrazovatel'nogo prostranstva / Uchenye zapiski IIO RAO. - Vyp. 6. - M.: IIO RAO, 2002. - S. 3-13.
5. Hrapal' L.R., Sharifzjanova K.Sh. Nauchno-metodicheskoe obespechenie proektirovanija individual'noj obrazovatel'noj traektorii povyshenija kvalifikacii pedagogov v uslovijah informacionnoj
obrazovatel'noj sredy // Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. - 2015. - № 5. - S. 26-30.
6. Hrapal' L.R., Sharifzjanova K. Sh., Muhametzjanova F.Sh. Organizacionno-pedagogicheskie uslovija sozdanija informacionno-kommunikacionnoj obrazovatel'noj sredy v sisteme vysshego professional'nogo obrazovanija / L.R. Hrapal', K.Sh. Sharfzjanova F.Sh. Muhametzjanova // Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. - 2013. - №4. - S.21-27.
7. Hrapal' L.R. Kul'turnaja globalizacija i jekologicheskoe obrazovanie sovremennogo pedagogicheskogo soobshhestva / L.R. Hrapal', T.Z. Muhutdinova // Vestnik Kazan.tehnol. un-ta. - 2012. - T. 15. - № 3. - S. 200-204.
8. Hrapal' L.R. Konceptual'naja model' sociokul'turnoj modernizacii sistemy vysshego professional'nogo jekologicheskogo obrazovanija v strukture regional'nogo obrazovatel'nogo klastera / L.R. Hrapal', T.Z. Muhutdinova // Vestnik Kazan.tehnol. un-ta. - 2011. - №4. - S. 257-265.
9. Hrapal' L.R. Modernizacija jekologicheskogo obrazovanija v vuze v kontekste rossijskoj sociokul'turnoj dinamiki: dissertacija na soiskanie uchenoj stepeni doktora pedagogicheskih nauk / Ural'skij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet. Kazan', 2011.
10. Hrapal' L.R. Modernizacija jekologicheskogo obrazovanija v vuze v kontekste rossijskoj sociokul'turnoj dinamiki: avtoreferat dissertacii na soiskanie uchenoj stepeni doktora pedagogicheskih nauk / Ural'skij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet. -Ekaterinburg, 2011.
11. Hrapal' L.R. Sociokul'turnye i jetnolandshafnye uslovija razvitija regiona i ih vlijanie na jekologicheskuju kul'turu naselenija // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. - 2009. - № 6. - S. 49-53.
12. Hrapal' L.R. Modernizacija professional^ dejatel'nosti prepodavatelja jekologicheskih disciplin v kontekste formirovanija ego sociokul'turnoj kompetentnosti // Vestnik Tambovskogo Universiteta. -2009. - №11. - S. 244-251.
Сведения об авторе:
Мухаметзянов Искандар Шамилевич (г. Москва, Россия), доктор медицинских наук, профессор, главный научный сотрудник, ФГБНУ Институт управления образованием РАО, e-mail: [email protected]
Data about the author:
I. Mukhametzyanov (Moscow, Russia), doctor of medical sciences, full professor, chief research officer, Institute of Education Management of Russian Academy of Education, e-mail: [email protected]
244