УДК 378.016 ББК 74.480
Седакова Валентина Ивановна
кандидат педагогических наук, доцент
кафедра высшей математики и информатики Сургутский государственный педагогический университет
г. Сургут Sedakova Valentina Ivanovna Candidate of Pedagogics,
Assistant Professor Chair of Higher Mathematics and Computer Science Surgut State Pedagogical University Surgut
Интерактивное обучение при формировании профессиональных компетенций будущих бакалавров Interactive Training When Future Bachelors’
Professional Competences Forming
Эффективность обучения зависит от степени включенности обучаемых в учебный процесс. Компетентностный подход при усвоении учебных дисциплин требует активизировать познавательную деятельность обучающихся посредством использования интерактивных технологий. В статье рассматриваются интерактивные формы учебных занятий: лекция вдвоем, лекция с запланированными ошибками, деловая игра «круглый стол».
Learning efficiency depends on degree of the inclusiveness of trainees in educational process. Competence-based approach at assimilation of subject matters demands to stir up the pupils’ informative activity by means of using interactive technologies. The interactive forms of lessons are considered in the article: lectures for two, lecture with the planned mistakes, the business game "round table".
Ключевые слова: профессиональные компетенции, интерактивные технологии, интерактивные формы, интерактивные методы обучения, нетрадиционные лекции, деловая игра.
Key words: professional competences, interactive technologies, interactive forms, interactive methods of training, non-conventional lectures, business game.
Новые требования к качеству образования на уровне мировых стандартов
инициируют разработку способов реализации компетентностного подхода во всей отечественной образовательной системе. В материалах Федерального государственного стандарта обращение к компетентностному подходу обосновано необходимостью выхода за пределы «зуновского» образовательного пространства с целью формирования функциональных умений обучаемых.
В компетентностной модели будущего педагога применение знаний, умений, навыков в качестве одного из этапов усвоения учебной информации рассматривается как способность обучающегося использовать приобретенные знания и умения в нетиповых ситуациях.
Изучение дисциплин математического цикла включено в вариативную часть ФГОС будущих бакалавров по направлению подготовки 050500 Педагогическое образование. Подготовка бакалавров данного направления связана с формированием следующих общекультурных компетенций:
1. владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);
2. способен логически верно строить устную и письменную речь (ОК-6);
3. готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7).
Функциональная карта компетенций модели специалиста-бакалавра предусматривает наличие компонентов: знаниевого, ориентировочного, операционального, опыта. Согласно этой карте, применение знаний усиливает мотивацию учения, раскрывая практическую значимость изучаемого, делает знания более прочными, реально осмысленными. Опыт оперирования ими исключает обезличенность знаний, придает им личностный смысл.
Ориентация на развитие личности обучаемых, на усвоение универсальных учебных действий в рамках компетентностного подхода диктует использование новых методов обучения [2].
Как известно из курса педагогики методы обучения можно подразделить на три обобщенные группы:
1. Пассивный метод;
2. активный метод;
3. интерактивный метод.
Первые два метода ориентированы, в основном, на форму взаимодействия преподавателя и обучаемых, причем, преподаватель является основным действующим лицом и управляющим учебным процессом, а обучаемые высту-
пают в роли пассивных слушателей (пассивный метод) или активными участниками (активный метод).
При компетентностном подходе интерактивная форма проведения учебных занятий считается приоритетной. Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) [4].
Интерактивный метод - означает взаимодействие, нахождение в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие педагога не только с обучаемым, но и друг с другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов, применяемых в образовательном процессе.
Место преподавателя на интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности обучаемых на достижение целей занятия. Взаимоотношения между участниками образовательного процесса представлены на схеме 1.
Преподава-
Схема 1. Интерактивный метод
В вузе, как правило, используется пассивный метод, так как он позволяет за короткий отрезок времени выдать значительную часть информации,
ТР ПК
направить мыслительную деятельность слушателей. Скорее всего, это связано со знаниевой стороной модели выпускника.
В последнее время компетентностный подход позволил значительно изменить формы организации учебного процесса. Стал популярным интерактивный подход в ходе обучения, который способствует формированию у студентов, будущих учителей, операционального компонента модели специалиста, приобретению опыта в ходе обучения.
Значительное место в ходе усвоения учебных дисциплин стало отводиться интерактивным формам обучения: нетрадиционным лекциям, «мозговому штурму», работе в малых группах, работе во временных командах, «круглым столам», «пресс-конференциям», деловым играм, ролевым играм, видео-урокам, видеоконференциям и т.п. [3]. Некоторые из форм будут рассмотрены ниже.
Познакомимся более подробно с отличительными признаками интерактивных технологий. Таковыми можно считать: степень активизации слушателей, характер учебно-познавательной деятельности, характер игровой деятельности, способ организации игрового взаимодействия, тип используемой имитационной модели и многие другие.
Выберем классификацию, построенную на основе характера учебнопознавательной деятельности, являющуюся самой распространенной. В этом случае интерактивные методы обучения подразделяют на:
■ имитационные методы, базирующиеся на имитации профессиональной деятельности (игровые и неигровые),
■ неимитационные.
Рассмотрим более подробно, как в вузе можно использовать интерактивный метод при проведении учебных занятий по разным дисциплинам, используя различные формы обучения.
В подготовке будущих специалистов важную роль играет внедрение в лекцию методов проблемного обучения с использованием принципов игровой деятельности. Выполнение подобных задач невозможно без изменения формальной структуры лекции, особенно учитывая возросший уровень образованности и информированности людей. В этом случае требуется изменение и пространственной организации аудитории - общение на равных требует организацию общения по принципу «круглого стола» или близкого к нему.
Нетрадиционная форма лекций может быть использована для максимального использования непродолжительного времени учебного занятия и служит не только и не столько для передачи определенной суммы знаний, но и для развития определенных профессиональных компетенций таких как: умение задавать вопрос; определять проблему; умение высказать свою точку зрения; умение поддерживать психологическую, творческую и поведенческую активность слушателей. Наиболее популярны нетрадиционные лекции среди молодежной аудитории. Рассмотрим методику проведения некоторых нетрадиционных лекций.
Лекция вдвоем («театр двух актеров»).
В традиционных лекциях монологического типа не проявляется личность преподавателя, однако лекция вдвоем обнаруживает личностные качества быстрее и ярче, что предъявляет повышенные требования к преподавателям и к их интеллектуальной и психологической совместимости: наличие развитых коммуникационных умений, способность к импровизации, быстроту реакции и высокий уровень владения предметным материалом.
Обязательное условие - чтение лекции минимум двумя преподавателями. Подбор партнера осуществляется по следующим критериям:
1) психологическая и интеллектуальная совместимость;
2) взаимная терпимость;
3) примерно одинаковый уровень компетенции.
Возможен и разный уровень компетенции при проведении лекции. В этом случае лекторами могут быть преподаватель и студент. Идеальный вариант -Вестник ЧГПУ 11 '2012 178
лекторы мужчина и женщина. Как правило, на подготовку такой лекции уходит две недели. Чтение лекции основано на двух принципах:
1 принцип - взаимодополнение;
2 принцип - на контрасте (ярче воспринимается информация).
При чтении лекции у слушателей должно возникнуть чувство импровизации. В процессе чтения лекции в качестве одного из методических приемов достижения цели предлагается одному преподавателю вводить в лекцию неожиданную, новую для другого информацию, на которую тот должен реагировать. Это ставит преподавателей в условия естественной импровизации, а у слушателей вызывает доверие и принятие подобной формы обучения. Такие неожиданные «катастрофы» или «бомбочки» в виде неожиданного факта (если лекция проводится преподавателями, то ее делает любой преподаватель) проигрываются на репетиции. Но для слушателей преподносится, как импровизация.
Такая лекция будет наиболее эффективной, если:
■ в содержании материала смежных дисциплин будут точки соприкосновения, а также и противоречие в изложении или содержании;
■ идеальная совместимость преподавателей;
■ составлен и проработан сценарий такой лекции.
Трудности при подготовке и проведении лекции вдвоем:
1. Сложно конспектировать лекционный материал (выход - необходимо разряжать такой материал).
2. Тяжело готовить лекцию.
3. Трудности в подборе наглядного материала и т.д.
Лекция вдвоем формирует общекультурную компетентность: способность к обобщению, анализу, восприятию информации. Предпосылки, по которым можно выбрать лекцию такого типа:
■ Большой объем информации.
■ Малое количество часов.
■ Сложность восприятия информации слушателями.
■ Демонстрация образцов поведения.
■ Оперативное повышение квалификации преподавателя.
Лекция в такой форме может быть прочитана на различных этапах обучения: в начале изучения темы, в середине, в конце раздела, модуля. Лекция вдвоем предусматривает интегрирование дисциплин, например курсы, связанные с педагогикой и психологией; математику с методикой обучения математике; практикум по русскому языку с историей ХМАО; математика и бухучет и т.д.
Лекция с запланированными ошибками.
Если содержание связано с математикой, то такая лекция уже сама по себе носит характер проблемной. Компетентность преподавателя позволяет заранее спланировать ошибки. Ошибки могут быть содержательными, методическими, поведенческими, логическими, техническими, мировоззренческими и т.д.
Количество ошибок может составлять от объема всей лекции на 1 ч 20 мин до десяти. Основные этапы такой лекции:
1. Сообщение темы.
2. Неожиданно для слушателей объявить о запланированных ошибках. Показать листочек, на котором записаны все спланированные ошибки.
3. Чтение лекции в обычном режиме.
4. За 10-15 мин до конца лекции начинается процедура выявления ошибок. Итоги проверки могут быть такими:
■ Все ошибки найдены - ура!
■ Ошибок найдено меньше - аудитория чего-то не поняла.
■ Ошибок больше - опять предмет для размышления [1].
В ходе проведения такой лекции происходит формирование таких профессиональных компетенций как умение анализировать ситуацию, умение отстаивать свое мнение, умение убеждать, быть внимательным и наблюдательным.
Такой вид лекции можно использовать практически на каждой учебной дисциплине. При организации и проведении такой лекции существуют определенные риски: вдруг прочно запомнятся ошибки, а не нужная информация. В Вестник ЧГПУ11 '2012 180
этом случае желательно попросить поля отчертить больше, чем обычно и нужную информацию написать другим цветом или подчеркнуть.
Лекция с запланированными ошибками требует большого лекторского мастерства и чувства ответственности, тщательного отбора материала для ошибок и их маскировки. Конструирование такой лекции - своеобразная проверка компетентности самого преподавателя, так как в позитивном материале необходимо выделить наиболее сложные, узловые моменты и представить их в форме ошибки. При этом изложение должно быть естественным.
Подобная лекция выполняет не только стимулирующие, но и контрольные функции, поскольку позволяет преподавателю оценить качество освоения предшествующего материала, а слушателям проверить себя и продемонстрировать свое знание предмета, умение ориентироваться в нем.
Приведем примеры ошибок при усвоении математических знаний из опыта работы.
Содержательные ошибки:
х — 5
Задание 1. Найти область определения выражения с переменной х2 +1
(Неверный ответ: х ^ 5, х ^ —1. Правильные ответ: х - любое действительное число).
Задание 2. Написать три трехзначных числа, кратных 7. Написать формулу, по которой можно получить другие числа, кратные 7.
(Неверный ответ: а = 7q, где q - натуральные числа. Правильный ответ: а = 7q, где q - целые числа).
Методические ошибки:
Задание 1. Основными этапами комбинированного урока являются: организационный момент, изучение нового материала, актуализация знаний, закрепление знаний, домашнее задание. (Правильный ответ: организационный момент, актуализация знаний, изучение нового материала, закрепление знаний, домашнее задание).
Логические ошибки:
Задание 1. Высказываниями являются: +38 - 22 +Чеснок полезнее мёда Журнал интереснее книги +10 > 0
Правильный ответ: 10 > 0
Задание 2. Установите правильное соответствие между названием теоремы и ее структурой Прямая Обратная Противоположная Обратная противоположной А ^ В А ^ В В ^ А В ^ А
Правильный ответ: Прямая Обратная Противоположная Обратная противоположной А ^ В В ^ А А ^ В В ^ А
Имитационная деловая игра «Круглый стол».
Деловая игра «Круглый стол» будет более эффективна, если в изложении материала есть проблемные вопросы, существуют различные точки зрения по некоторым позициям. Данная форма будет удачной при проведении семинарского занятия, так как у студентов в ходе обсуждения проблемных вопросов будут формироваться такие профессиональные компетенции как умение слушать оппонента, умение уважать мнение 0000000000собеседника, отстаивать свою точку зрения, быть последовательным и корректным при обсуждении вопроса.
В ходе предварительной подготовки к занятию можно сформировать временные команды, а можно это сделать на занятии. В ходе обсуждения вопросов семинарского занятия можно одной группе студентов отвести роль выступающих, отстаивающих правоту вопроса, а другой группе - их оппонентов.
Удачной такая форма будет также и при изучении нового материала, его обсуждении и контроле (самопроверка, взаимопроверка).
Желательно, чтобы «Круглый стол» был круглым в прямом смысле, т.к. только глядя глаза в глаза можно организовать доверительную беседу, обсуждение проблемы.
Если группа состоит из 100 - 130 чел., то необходим не один ведущий (корреспондент, координатор, модератор). Время проведения не должно превышать двух часов, выступления в дискуссии - до 3-5 минут.
Методика подготовки «Круглого стола»:
1 этап. Подготовительный (выбор актуальной темы, ведущего, подбор участников, помещения и т.д.).
2 этап. Проведение дискуссии.
3 этап. Постдискуссионный (обработка звукозаписи, рассылка видео или аудиоматериалов и т.д.).
Примерными темами при использовании «круглого стола» могут быть конкретные темы учебных дисциплин, а также темы для студенческих конференций, дискуссий, например: «Необходимость математических знаний», «Интернет - это добро или зло».
Таким образом, использование нетрадиционных методов в процессе обучения способствует формированию профессиональных компетенций будущих учителей, повышают мотивацию и познавательный интерес.
Библиографический список
1. Новые технологии обучения: деловые игры. Общая редакция Н.В. Борисовой. Методическое пособие. - М.: 1991. - 115 с.
2. Краевский, В.В., Хуторской, А.В. Основы обучения: Дидактика и методика. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений [Текст] / В.В. Краевский, А.В. Хуторской. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 352 с.
3. Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в
системе образования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений
[Текст] / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 368 с.
4. Свободная энциклопедия Википедия [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //ru.wikipedia.org/wiki
Bibliography
1. Krayevsky, V.V., Khutorskoy, A.V. Bases of Training: Didactics and Techniques. Study Guide for Higher School Students [Text] / V.V. Krayevsky, A.V.Khutorskoy. - M: Publishing Center "Akademiya", 2007. - 352 p.
2. New Technologies of Training: Business Games: Teacher Edition / Gen. Edit. by N.V. Borisova. - M: 1991. - 115 p.
3. Polat, E.S. Modern Pedagogical and Information Technologies in Education System: Study Guide for Higher School Students [Texts] / E.S. Polat, M.Yu.Bukharkina. - M.: Publishing Center "Akademiya", 2008. - 368 p.
4. The Free Encyclopedia Wikipedia [Electronic Resource]. - Access Mode: http: //ru.wikipedia.org/wiki