УДК 373.167.1
ИНТЕРАКТИВНАЯ ЛЕКЦИЯ КАК МЕТОДИЧЕСКАЯ СРЕДА ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ В ИХ КОМБИНАЦИИ
© Михаил Викторович КУЗНЕЦОВ
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, ассистент кафедры теории и практики преподавания английского языка, e-mail: xokmyh85@mail.ru
В работе рассмотрены основные характеристики видов лекций с использованием активных методов обучения. Проводится их анализ и выдвигаются критерии данных видов интерактивной лекции. Сравнивается классическая академическая лекция и интерактивная лекция, а также выделяются преимущества последней. Развитие речевых умений в их комбинации рассматривается как основное преимущество в обучении студентов во время интерактивной лекции.
Ключевые слова: интерактивная лекция; активные методы; критерии интерактивной лекции.
По сравнению с традиционным для вузов уроком-лекцией, когда преподаватель излагает тему, а студенты слушают, смотрят, запоминают или конспектируют учебный материал, лекция, построенная с использованием активных методов, имеет важное преимущество - интерактивность. Интерактивность дает студентам возможность принимать активное участие в процессе обучения: задавать вопросы, получать более подробные и доступные пояснения по неясным для них разделам и фрагментам излагаемого преподавателем учебного материала.
Классическая лекция имеет общий структурный каркас в виде формулировки темы, сообщения плана и рекомендуемой литературы для самостоятельной работы, а также - строгого следования плану предложенной работы [1].
Интерактивная лекция - это формат, позволяющий вовлечь участников в процесс, сохраняя над ним полный контроль. Интерактивные лекции обеспечивают быструю и легкую конверсию пассивной презентации в интерактивный опыт. Различные типы интерактивных лекций включают в себя викторины, различные задания, работу в малых группах и контроль участников над презентацией.
Учитывая тот факт, что интерактивная лекция представляет собой образовательный процесс, при котором, помимо использования активных методов, происходит развитие речевых умений в различных комбинациях, следует сказать о том, что представляет собой активный метод, как используются активные методы в проведении интерактивной
лекции и каким образом они способствуют развитию речевых умений.
Существует несколько определений активного обучения. Наиболее ясно и точно характеризует его А.М. Смолкин.
Активное обучение представляет собой такие организацию и ведение учебного процесса, которые направлены на всемерную активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся посредством широкого, желательно комплексного, использования как педагогических (дидактических), так и организационно-управленческих средств [2, с. 17].
Активные методы обучения - это методы, которые побуждают студентов к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом [2, с. 26].
Существуют имитационные и неимитационные формы организации обучения с использованием активных методов обучения.
Вклад в разработку классификации активных методов обучения внесли: Ю.С. Арутюнов, М.М. Бирштейн, Н.В. Бурков,
A.А. Вербицкий, С.Р. Гидрович, Р.Ф. Жуков,
B.М. Ефимов, Л.Н. Иваненко, В.Ф. Комаров, А.Л. Лившиц, В.И. Маршев, Ю.М. Порхов-ник, В.И. Рыбальский, Т.П. Тимофеевский и др.
Рассмотрим характеристику неимитационных методов, к которым относятся лекции, семинары, дискуссии, коллективная мыслительная деятельность [3].
Итак, охарактеризуем следующие интерактивные лекции с нетрадиционной формой их проведения.
Проблемная лекция начинается с вопросов, с постановки проблемы, которую в ходе изложения материала необходимо решить. Проблемные вопросы отличаются от не проблемных тем, что скрытая в них проблема требует не однотипного решения, т. е. готовой схемы решения в прошлом опыте нет. Для ответа на них требуется размышление, когда для не проблемного существует правило, которое нужно знать.
С помощью проблемной лекции обеспечивается достижение трех основных дидактических целей:
1) усвоение студентами теоретических знаний;
2) развитие теоретического мышления;
3) формирование познавательного интереса к содержанию учебного предмета и профессиональной мотивации будущего специалиста [2].
В течение лекции мышление студентов происходит с помощью создания преподавателем проблемной ситуации до того, как они получат всю необходимую информацию, составляющую для них новое знание. В традиционном обучении поступают наоборот -вначале дают знания, способ или алгоритм решения, а затем примеры, на которых можно поупражняться в применении этого способа. Таким образом, студенты самостоятельно пробуют найти выход из проблемной ситуации путем использования тех или иных коммуникативно-речевых умений.
Компонентами проблемной ситуации являются объект познания (материал лекции) и субъект познания (студент), процесс мыслительного взаимодействия субъекта с объектом и будет познавательной деятельностью, усвоение нового, неизвестного еще для студента знания, содержащееся в учебной проблеме [4].
Учебные проблемы должны быть доступными по своей трудности для студентов, они должны учитывать познавательные возможности обучаемых, исходить из изучаемого предмета и быть значимыми для усвоения нового материала и развития личности - общего и профессионального.
Проблемные лекции обеспечивают творческое усвоение будущими специалистами принципов и закономерностей изучаемой науки, активизируют учебно-познавательную деятельность студентов, их самостоятельную
аудиторную и внеаудиторную работу, усвоение знаний и применение их на практике.
Лекция-визуализация является результатом нового использования принципа наглядности, содержание данного принципа меняется под влиянием данных психологопедагогической науки, форм и методов активного обучения.
Лекция-визуализация учит студентов преобразовывать устную и письменную информацию в визуальную форму, что формирует у них профессиональное мышление за счет систематизации и выделения наиболее значимых, существенных элементов содержания обучения.
Любая форма наглядной информации содержит элементы проблемности. Поэтому лекция-визуализация способствует созданию проблемной ситуации, разрешение которой, в отличие от проблемной лекции, где используются вопросы, происходит на основе анализа, синтеза, обобщения, свертывания или развертывания информации, т. е. с включением активной мыслительной деятельности. Задача преподавателя использовать такие формы наглядности, которые не только дополняли бы словесную информацию, но и сами являлись бы носителями информации. Чем больше проблемности в наглядной информации, тем выше степень мыслительной активности студента [2].
Чтение лекции сводится к связному, развернутому комментированию преподавателем подготовленных наглядных материалов, полностью раскрывающих тему данной лекции. Представленная таким образом информация должна обеспечить систематизацию имеющихся у студентов знаний, создание проблемных ситуаций и возможности их разрешения; демонстрировать разные способы наглядности, что является важным в познавательной и профессиональной деятельности.
Лучше всего использовать разные виды визуализации - натуральные, изобразительные, символические, - каждый из которых или их сочетание выбирается в зависимости от содержания учебного материала. При переходе от текста к зрительной форме или от одного вида наглядности к другому может теряться некоторое количество информации. Но это является преимуществом, т. к. позволяет сконцентрировать внимание на наибо-
лее важных аспектах и особенностях содержания лекции, способствовать его пониманию и усвоению [3].
Этот вид лекции лучше всего использовать на этапе введения студентов в новый раздел, тему, дисциплину. Возникающая при этом проблемная ситуация создает психологическую установку на изучение материала, развитие навыков наглядной информации в других видах обучения.
Лекция вдвоем, при которой учебный материал проблемного содержания дается студентам в живом диалогическом общении двух преподавателей между собой. Здесь моделируются реальные профессиональные ситуации обсуждения теоретических вопросов с разных позиций двумя специалистами, например, теоретиком и практиком, сторонником или противником той или иной точки зрения и т. п. [1].
При этом нужно стремиться к тому, чтобы диалог преподавателей между собой демонстрировал культуру совместного поиска решения разыгрываемой проблемной ситуации с привлечением в общение студентов, которые задают вопросы, высказывают свою позицию, формируют свое отношение к обсуждаемому материалу лекции, показывают свой эмоциональный отклик на происходящее.
Лекция вдвоем заставляет студентов активно включаться в мыслительный процесс. С представлением двух источников информации задача студентов - сравнить разные точки зрения и сделать выбор, присоединиться к той или иной из них или выработать собственную точку зрения.
Лекция с заранее запланированными ошибками - эта форма проведения лекции была разработана для развития у студентов умений оперативно анализировать профессиональные ситуации, выступать в роли экспертов, оппонентов, рецензентов, вычленять неверную или неточную информацию [5].
Подготовка преподавателя к лекции состоит в том, чтобы заложить в ее содержание определенное количество ошибок содержательного, методического или поведенческого характера. Список таких ошибок преподаватель приносит на лекцию и знакомит с ними студентов только в конце лекции. Подбираются наиболее часто допускаемые ошибки, которые делают как студенты, так и препо-
даватели в ходе чтения лекции. Преподаватель проводит изложение лекции таким образом, чтобы ошибки были тщательно скрыты и их не так легко можно было заметить студентам. Это требует специальной работы преподавателя над содержанием лекции, высокого уровня владения материалом и лекторского мастерства.
Задача студентов заключается в том, чтобы по ходу лекции отмечать в конспекте замеченные ошибки и назвать их в конце лекции. На разбор ошибок отводится 10-15 минут. В ходе этого разбора даются правильные ответы на вопросы - преподавателем, студентами или совместно. Количество запланированных ошибок зависит от специфики учебного материала, дидактических и воспитательных целей лекции, уровня подготовленности студентов [2].
Лекция с запланированными ошибками выполняет не только стимулирующую функцию, но и контрольную. Преподаватель может оценить уровень подготовки студентов по предмету, а тот, в свою очередь, проверить степень своей ориентации в материале. С помощью системы ошибок преподаватель может определить недочеты, анализируя которые в ходе обсуждения со студентами получает представление о структуре учебного материала и трудностях овладения им.
Выявленные студентами или самим преподавателем ошибки могут послужить для создания проблемных ситуаций, которые можно разрешить на последующих занятиях. Данный вид лекции лучше всего проводить в завершение темы или раздела учебной дисциплины, когда у студентов сформированы основные понятия и представления.
Лекции с запланированными ошибками вызывают у студентов высокую интеллектуальную и эмоциональную активность, т. к. студенты на практике использую полученные ранее знания, осуществляя совместную с преподавателем учебную работу. Помимо этого, заключительный анализ ошибок развивает у студентов теоретическое мышление.
Лекция-пресс-конференция близка к пресс-конференции по форме ее проведения, только со следующими изменениями.
Преподаватель называет тему лекции и просит студентов письменно задавать ему вопросы по данной теме. Каждый студент должен в течение 2-3 минут сформулировать
наиболее интересующие его вопросы, написать на бумажке и передать преподавателю. Затем преподаватель в течение 3-5 минут сортирует вопросы по их смысловому содержанию и начинает читать лекцию. Изложение материала строится не как ответ на каждый заданный вопрос, а в виде связного раскрытия темы, в процессе которого формулируются соответствующие ответы. В завершение лекции преподаватель проводит итоговую оценку вопросов как отражения знаний и интересов слушателей [6].
Может быть так, что студенты не все могут задавать вопросы, грамотно их формулировать, что служит для преподавателя свидетельством уровня знаний студентов, степени их включенности в содержание курса и в совместную работу с преподавателем, заставляет совершенствовать процесс преподавания всего курса.
Активизация деятельности студентов на лекции-пресс-конференции достигается за счет адресованного информирования каждого студента лично [5]. В этом отличительная черта этой формы лекции. Необходимость сформулировать вопрос и грамотно его задать активизирует мыслительную деятельность, а ожидание ответа на свой вопрос концентрирует внимание студента. Вопросы студентов в большинстве случаев носят проблемный характер и являются началом творческих процессов мышления. Личностное, профессиональное и социальное отношение преподавателя к поставленным вопросам и ответам на них, оказывает воспитательное влияние на студентов. Опыт участия в лекции-пресс-конференции позволяет преподавателю и студентам отрабатывать умения задавать вопросы и отвечать на них, выходить из трудных коммуникативных ситуаций, формировать навыки доказательства и опровержения, учета позиции человека, задавшего вопрос.
Лекция-пресс-конференция в середине темы или курса направлена на привлечение внимания слушателей к главным моментам содержания учебного предмета, уточнение представлений преподавателя о степени усвоения материала, систематизацию знаний студентов, коррекцию выбранной системы лекционной и семинарской работы по курсу.
Основная цель лекции-пресс-конференции в конце темы или раздела - проведение
итогов лекционной работы, определение уровня развития усвоенного содержания в последующих разделах. Лекцию такого рода можно провести и по окончании всего курса с целью обсуждения перспектив применения теоретических знаний на практике как средства решения задач освоения материала последующих учебных дисциплин, средства определения будущей профессиональной деятельности. На лекции-пресс-конференции в качестве лекторов могут участвовать два-три преподавателя разных предметных областей [6].
Лекция-беседа, или «диалог с аудиторией», является наиболее распространенной и сравнительно простой формой активного вовлечения студентов в учебный процесс. Эта лекция предполагает непосредственный контакт преподавателя с аудиторией. Преимущество лекции-беседы состоит в том, что она позволяет привлекать внимание студентов к наиболее важным вопросам темы, определять содержание и темп изложения учебного материала с учетом особенностей студентов [2].
Беседа как метод обучения известна еще со времен Сократа. Это самый простой способ индивидуального обучения, построенный на непосредственном контакте сторон. Эффективность лекции-беседы в условиях группового обучения снижается из-за того, что не всегда удается каждого студента вовлечь в двусторонний обмен мнениями. В первую очередь это связано с недостатком времени, даже если группа малочисленна. В то же время групповая беседа позволяет расширить круг мнений сторон, привлечь коллективный опыт и знания, что имеет большое значение в активизации мышления студентов [1].
Во время проведения лекции-беседы преподаватель должен следить, чтобы задаваемые вопросы не оставались без ответов, т. к. они тогда будут носить риторический характер, не обеспечивая достаточной активизации мышления студентов.
В лекции-дискуссии, в отличие от лекции-беседы, преподаватель при изложении лекционного материала не только использует ответы студентов на свои вопросы, но и организует свободный обмен мнениями в интервалах между логическими разделами.
Дискуссия - это взаимодействие преподавателя и студентов, свободный обмен мне-
ниями, идеями и взглядами по исследуемому вопросу [7].
Это оживляет учебный процесс, активизирует познавательную деятельность аудитории и, что очень важно, позволяет преподавателю управлять коллективным мнением группы, использовать его в целях убеждения, преодоления негативных установок и ошибочных мнений некоторых студентов. Эффект достигается только при правильном подборе вопросов для дискуссии и умелом, целенаправленном управлении ею.
Также можно предложить студентам проанализировать и обсудить конкретные ситуации, материал. По ходу лекции-дискуссии преподаватель приводит отдельные примеры в виде ситуаций или кратко сформулированных проблем и предлагает студентам коротко обсудить их, затем краткий анализ, выводы, и лекция продолжается.
Выбор вопросов для активизации слушателей и темы для обсуждения осуществляется самим преподавателем в зависимости от конкретных дидактических задач, которые преподаватель ставит перед собой для данной аудитории [3].
Лекция с разбором конкретных ситуаций по форме похожа на лекцию-дискуссию, однако на обсуждение преподаватель ставит не вопросы, а конкретную ситуацию. Обычно такая ситуация представляется устно или в очень короткой видеозаписи, диафильме. Поэтому изложение ее должно быть очень кратким, но содержать достаточную информацию для оценки характерного явления и обсуждения.
Студенты анализируют и обсуждают эти микроситуации сообща, всей аудиторией. Преподаватель старается активизировать участие в обсуждении отдельными вопросами, обращенными к отдельным студентам, представляет различные мнения, чтобы развить дискуссию, стремясь направить ее в нужное направление. Затем, опираясь на правильные высказывания и анализируя неправильные, ненавязчиво, но убедительно подводит студентов к коллективному выводу или обобщению.
Иногда обсуждение микроситуации используется в качестве пролога к последующей части лекции, для того чтобы заинтересовать аудиторию, заострить внимание на
отдельных проблемах, подготовить к творческому восприятию изучаемого материала.
Существует множество форм интерактивных лекций, объединенных следующими критериями, выделенными после анализа характеристик основных их форм:
- интерактивность - участникам предлагается, а иногда и ставится конкретная задача коммуницировать друг с другом и с лектором на определенную лекцией тематику;
- многополярность - как и классическая академическая лекция, интерактивная лекция предполагает презентацию информации в устном, письменном или аудио-ви-зуальном виде со стороны лектора, но с периодическим смещением полюса коммуникации в сторону от студента к студенту или от студента обратно к лектору при проведении ее в различных видах;
- мотивированность - в отличие от традиционной лекции интерактивная лекция требует от участников активного участия и постоянной обработки информации, что способствует повышенному интересу со стороны студентов и высокому уровню их мотивации к усвоению лекционного материала;
- бинарность - предполагается частая обратная связь как от лектора, так и от аудитории, а также наличие как минимум двух участников коммуникации;
- подконтрольность, или регулируемость, - модератор встречи полностью контролирует уровень взаимодействия между участниками с помощью подбора методов и приемов обучения во время лекции;
- эффективность - информация, полученная пассивно, быстро забывается. В свою очередь, информация, поступающая через интерактивную лекцию, активно обрабатывается и может быть легко извлечена из памяти по истечении долгого времени;
- вариативность - возможность лектора использовать разнообразные приемы и методы во время интерактивной лекции без ущерба в усвоении основного материала лекции.
Эффективность применения интерактивной лекции в ходе преподавания специализированных курсов в языковых вузах объясняется сложностью оформления и восприятия текстовой информации на иностранном языке [8]. Например, при проведении интерактивной лекции по курсу «Страноведение
Великобритании и США» подача нового культурологического, социокультурного или исторического материала по изучаемым странам будет качественно улучшена с использованием активных методов. Можно также отметить еще одно отличие и преимущество интерактивной лекции над классической - возможность осуществлять методические задачи по развитию коммуникативноречевых умений непосредственно на лекции. То есть лекция в определенной степени перенимает функции семинарских занятий по специальности.
Таким образом, участие в интерактивном процессе обучения, в данном случае интерактивной лекции, одновременно педагога и студентов в различных комбинациях (лектор - студент, студент - студент, студент -лектор) значительно улучшает качество образования. Использование интерактивных технологий и методов активизирует процесс усвоения информации, повышает интерес студентов к изучаемой дисциплине и эффективность учебного процесса, позволяет достичь большей глубины понимания учебного материала. С одной стороны, интерактивное взаимодействие преподавателя и обучающихся делает учебную дисциплину более доступной для понимания различными категориями студентов, улучшает качество ее усвоения. С другой - проведение такого рода лекций предъявляет более высокие требования к уровню подготовки преподавателя и
его квалификации. Он должен уже не только владеть традиционными методиками преподавания, но и уметь модернизировать их в соответствии со спецификой обучаемых, используя современные достижения науки и техники.
1. Остражкова Н.С. Обучение пониманию содержательного компонента педагогического дискурса лекции (Английский язык, языковой вуз): автореф. дис. ... канд. пед. наук. Тамбов, 2004.
2. Смолкин А.М. Методы активного обучения. М., 1991.
3. Балаев А.А. Активные методы обучения. М., 2006.
4. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М., 2001.
5. Агапова О.И., Джонс Л.А., Ушаков А.С. Проект новой модели обучения для информационного общества // Информатика и образование. 1996. № 1. С. 105-109.
6. Гузеев В. В. Методы и организационные формы обучения. М., 2001.
7. Стефановская Т.А. Технологии обучения педагогике в вузе. М., 2000.
8. Сысоев П.В. Спорные вопросы коммуникативного контроля умений учащихся воспринимать речь на слух // Иностранные языки в школе. 2008. № 1. С. 8-15.
Поступила в редакцию 9.06.2011 г.
UDC 373.167.1
INTERACTIVE LECTURE AS METHODOLOGICAL MEDIUM FOR DEVELOPING COMMUNICATIVE SKILLS IN THEIR COMBINATIONS
Mikhail Viktorovich KUZNETSOV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Assistant of English Language Teaching Department, e-mail: xokmyh85@mail.ru
The article touches upon the analysis of the basic characteristics of different types of lectures with usage of active methods of studying. They are being analyzed and criteria for these types of an interactive lecture are being formulated. A classic academic lecture is compared with an interactive one and advantages of the latter are described. Development of communicative skills in their combinations is outlined as the basic advantage in student’s studying during an interactive lecture.
Key words: interactive lecture; active methods; criteria for interactive lecture.